Основные факторы, влияющие на формирование личности человека

Сегодня мы рассмотрим тему: "Основные факторы, влияющие на формирование личности человека" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Формирование характера

Ни для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мы были минуту назад. И естественно, то, что находится внутри нас, находит отражение в нашем поведении. В частности это касается характера. Каждое событие, которое мы переживаем, накладывает отпечаток наш индивидуальный образ поведения. И было бы неправильно оставить без внимания условия и механизмы формирования характера. Хотя бы для того, чтобы понять, как и откуда в нас взялись те или иные черты личности.

Развитие и формирование характера

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет. Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями. Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Факторы, влияющие на формирование характера

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

  1. Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других — предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет — время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.
  2. Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.
  3. В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).
  4. К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от «детскости» (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).
  5. После 30 лет изменения характера, как правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу «здесь и сейчас». Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Социальные факторы, влияющие на формирование личности

Микрофакторы (среды) Мезофакторы (среды) Макрофакторы (среды)
Материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение. Условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, нравственные отношения, ценности, принятые в данном человеческом сообществе. Объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах (граждан определенных государств).

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это целенаправленная, специально-организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание, как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Главным условием развития личности является деятельность — внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные) и отношение к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию.

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

1.В чем состоит различие понятий человек, личность, индивидуальность?

2.Что такое «развитие личности»?

3.Как соотносятся развитие, формирование и социализация личности?

4.Какими факторами обусловливается развитие личности.

5.Охарактеризуйте основные концепции соотношения биологического и социального в развитии человека.

6.Каковы движущие силы развития личности?

7.Назовите закономерности развития личности и дайте им характеристику.

8.Какими факторами обусловливается развития личности?

9.Охарактеризуйте биологические факторы, влияющие на развитие личности.

10.Что такое наследственность?

11.Какие вы можете выделить социальные факторы, влияющие на формирование личности?

12.Как влияет спортивная деятельность на развитие личности? Приведите примеры.

Практическая работа:

Практическая работа № 16. «Я как индивид, личность и индивидуальность».

[2]

Напишите мини-сочинение «Я как индивид, личность и индивидуальность».

Задание требует от вас проявления способностей к рефлексии. Тщательно проанализируйте качества своей личности, охарактеризуйте ее направленность, постарайтесь объективно оценить свои достоинства и недостатки с точки зрения будущей профессии — педагога физической культуры. Попытайтесь прокомментировать их (например, совпадает ли ваше мнение с мнением ваших родителей, друзей, педагогов, тренера).

Читайте так же:  Нлп в психологии история основания, принципы работы и опасность

Практическая работа № 17. «Концепции о факторах развития личности».

Познакомьтесь с содержанием основных концепций о соотношения биологического и социального в развитии человека (табл. 16).

Попытайтесь, выступив в двух амплуа (сторонника и оппонента), доказать справедливость и необоснованность данных концепций.

Определите свою позицию по данному вопросу, используя содержание таблицы и информацию, полученную на учебных занятиях.

Практическая работа № 18. «Характеристика концепций соотношения биологического и социального в развитии человека».

I. Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных концепций соотношения биологического и социального в развитии человека (табл. 16).

Ознакомьтесь с информацией, взятой из различных источников. На примере представленной информации покажите несостоятельность или справедливость концепций соотношения биологического и социального в развитии человека.

II. 1.Мальчика звали Джон. Ему, как полагают, уже семь лет. Он не умеет говорить, зато способен быстро бегать и легко перемахивать с ветки на ветку. Когда охотники обнаружили стаду обезьян недалеко от озера Танганьика и начали отлов животных, в их руки попал одичалый ребенок, не успевший вовремя спрятаться от звероловов. Тогда Джону было четыре года, из которых, по мнению ученых, большую часть он провел в тропическом лесу среди обезьян. Причина появления его в стаде осталось загадкой. Теперь же новоявленный Маугли попал в детдом столицы Бурунди Бужумбуры, где окружен заботой и вниманием врачей и ученых. Трудно ему дается познания человеческой жизни- и ложка не привычно, и одежда не удобна, и твердая пища не нравиться, хотя зубы у Джона на редкость крепки. А вот посидеть на руках у своих ласковых попечителей он любит. Возвращения к людям проходит медленно и не легко, но ученые не теряют надежды и словно в награду за их кропотливый труд Джон недавно подарил своим воспитателям улыбку. Первую в своей жизни

2. В Текмусе (Канада) стало известно, одна мать держала взаперти на чердаке троих из шести детей на протяжении 11 лет. Она боялась, что владелец дома выгонит ее из квартиры, если узнает, что у нее шестеро детей, а не трое, как она сказала при найме квартиры, дети не умеют говорить и ходить, умственно они недоразвиты. Теперь они взяты на излечения в психиатрическую больницу.

3. В Парагвае живет племя гуайкилов, которые относиться наиболее отсталым среди в настоящее время. Кормятся они в основном медом диких пчел, в поисках пищи ведет кочевой образ жизни не в ступают в контакт с посторонними, имеют крайне примитивный язык. На стоянке, покинутый племенем, французский этнограф Валлар нашел двух летнюю девочку ученый привез ее в Францию и отдал на воспитания своей матери. По прошествии 20 лет она не чего не отличалась по своему развитию от интеллигентных европейских женщин, стало этнографом, изучала французский, испанский и португальский язык.

4. В Индии в 1920 году нашли двух девочек, которые жили в волчьем логове. Их поместили в детский дом. Младшая из них, ей было 2 года, скоро умерла, а старшая которой было 8 лет прожила 18 лет в человеческом обществе. В первое время она вела себя, как волчонок: воду лакала, пищу не брала из рук, а ела с пола, на людей рычала, оскаливала зубы, однажды покусала ребенка, когда он к ней приблизился; по ночам выла, боялась огня, одежду с себя срывала даже в холодное время. Девочка ходила на четвереньках, выпрямляться стала лишь спустя 3 года, а первые навыки ходьбы на носках приобрела к 14-15 годам, но бегала по-прежнему на четвереньках. Первое слово она произнесла спустя 2 года, еще через 2 года знала 6 слов, к 15 годам ее словарь включил в себя 45 слов, а в 16 лет она выучила 100 слов и могла говорить короткими фразами. В 18-летнем возрасте ее умственное развитие находилось на уровне 4-летнего ребенка.

5. Декабрист Батеньков просидел в крепости более двадцати лет, не видя никого, даже коменданта. Он потерял способность говорить и, чтобы не лишился рассудка, читал и перечитывал библию, поставив себе задачей переводить ее мысленно на языки: сначала на русский, на следующий год на французский, затем на латинский. По выходе из заключение он оказался совсем разучившимся говорить: нельзя было ничего разобрать из того, что он хотел сказать; даже его мысли были не понятны. Способности выражаться вернулась к нему мало-помалу. При всем этом он сохранил свое спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли, которую вы в нем знаете, и вы поймете цену этого замечательного человека.

Практическая работа № 19. «Взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития личности».

Покажите на примере собственного опыта спортивной деятельности взаимовлияние процессов обучения, воспитания и развития личности.

4 Факторы, влияющие на формирование личности

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общенияс другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе еестановления.

Впервые факторы формирования человека становятся предметом философско-педагогических исследований в XVIIв. В это время зарождается научная педагогика, основоположником которой был Я.А. Коменский. Он исходил из идеи природного равенства людей и наличия у них природных дарований, нуждающихся в развитии. Воспитание и образование, по Коменскому, как раз и должны способствовать совершенствованию человеческой природы. Многоаспектность и сложность проблемы факторов развития личности попытался осмыслить Дж.Локк. В своем философско-педагогическом сочинении «Об управлении разумом» он признавал наличие различных природных способностей у людей. Важнейшими средствами их развития он считал упражнение и опыт. «Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — писал по этому поводу Локк, — но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству» [7, с. 73-74]. Конечно, можно не согласиться с таким мнением, даже исходя из мысли, что если нет голоса , то певцом наврятли станешь.

Исходя из этого можно выделить один из факторов, влияющих на формирование личности. Это биологический фактор. Многие учение отводят ему первостепенную роль.

Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов — общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.) [8, с. 123-124]. Такие наследственные качества ребенка, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других, так как не существует двух одинаковых детей с точки зрения их биологической наследственности. Даже близнецы имеют различия.

Читайте так же:  Аутизм как следствие нарушения функций мозга

Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей.

Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей [8, с. 124].

Таким образом можно выделить следующий фактор формирования личности – социальный. Одних природных данных не достаточно, чтоб стать образованным и воспитанным человеком.

Еще Аристотель писал, что «душа — есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К. А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды [8, с. 124].

В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению [6, с. 75]. На ребенка с малых лет оказывает огромное влияние воспитание, обучение, родители, общество.

В итоге можно выделить еще один фактор, влияющий на формирование личности – это деятельность и саморазвитие.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую действительность», в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. «Человека, — пишет Г. С. Батищев, — нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне — но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной — совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд). «

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия [8, с. 125].

Можно сделать вывод, что все эти факторы взаимосвязаны. Если исключить хоть один, то мы не получим образованного и воспитанного человека.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

• Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

• Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Читайте так же:  Достоинства и недостатки наблюдения, как метода психологического исследования

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

Факторы развития личности

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, воспитание и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.

Наследственность, как фактор развития личности

Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различия в которой и определяют собой психические особенности человека.

Стоит отметить, что только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могут вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именно поэтому параллельно с наследственностью стоит рассматривать и деятельность как фактор развития личности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.

Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в брак и не хотят заводить семью, а если и заводят, то она вскоре рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы

их дети никогда не пережили того, что пережили они.

Воспитание, как фактор развития личности

Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

Основные этапы становления личности человека

Каждый человек является личностью. С разных точек зрения и ракурсов восприятия действительности человек может рассматриваться по-разному. Он может быть охарактеризован как единица труда, боеспособная единица, потребитель и так далее. Но в первую очередь человек – это личность.

Возможно, некоторые полагают, что личность человека, его состояние и характер формируются сразу же. То есть, человек еще при рождении уже наделен определенными чертами характера, которые впоследствии развиваются. В пользу такого утверждения адепты данной точки зрения могут привести следующие аргументы: черты родителей формируют будущую личность ребенка, так звезды на небе сошлись, назвали конкретным именем, так решил Господь и так далее.

На самом деле личность человека переживает определенные фазы своего становления. Процесс формирования человеческой личности – сложный и весьма интересный алгоритм создания единой конструкции из различных материалов с использованием самых разных инструментов и рычагов воздействия на общее состояние личностной композиции индивидуума.

Именно об этом и пойдет речь далее. Будут рассмотрены основные этапы формирования личности человека, а также отдельные факторы, влияющие на процесс личностного становления индивида.

Необходимые критерии сформированности личности

Для начала стоит обозначить два критерия сформированности человеческой личности, которые были выделены Л. И. Божовичем:

  1. Первый критерий выделяет роль наличия иерархии в одном определенном смысле в мотивах человека. Буквально это означает способность человека отказаться от собственных непосредственных побуждений в пользу чего-то другого. В данном случае, рассматривая этот критерий, можно сказать, что индивид обладает опосредованным поведением. При этом стоит отметить, что мотивы, по которым непосредственные побуждения преодолеваются, являются социально значимыми. Также эти мотивы являются социальными по своему происхождению, что подразумевает следующее: мотивы появились и сформировались в условиях существования, воздействующего на развитие человека общества;
  2. Второй критерий обозначает способность сознательно руководить своим поведением. Фундаментом сознательно принятых решений является понимание собственных принципов, мотивов и целей.

Можно сказать, что второй критерий отличается от первого тем, что он предполагает непосредственно сознательное подчинение определенных мотивов. Первый критерий отмечает опосредованное поведение человека, которое имеет особенность, заключающуюся в вероятности наличия в основе принятых решений, и стихийно сложившуюся мотивационную иерархию. Может также рассматриваться и стихийная нравственность – явление, означающее осуществление действия или принятие того или иного решения без наличия обоснования причины совершения поступка именно таким образом. Но при этом поведение человека не является безнравственным или неадекватным.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Второй признак также является своеобразным определением опосредованного поведения, но в то же время тут подчеркивается наличие самосознания в качестве особой личностной инстанции.

Формирование личности

Теперь стоит рассказать более подробно об этапах становления личности индивидуума. Для начала стоит обозначить общую картину всего рассматриваемого процесса. Личность, как утверждается в психологии, формируется в результате присвоения или же усвоения человеком опыта, выработанного обществом. Стоит сразу же отметить, какую весомую роль в процессе становления личности играет социум.

Получаемый опыт играет важную роль в процессе формирования личности. Воздействие общества на индивида предоставляет ему новые знания и навыки, которые являются рычагами для последующего появления или изменения определенных личностных качеств. Опыт, оказывающий непосредственное влияние на личность индивида, – это целые системы представлений о жизненных ценностях и нормах существования в обществе. Такие представления могут быть почерпнуты из самых разных источников – философские и научные работы специалистов, медиапространство, общественное мнение, а также произведения искусства и другие. Также не стоит забывать и о канонических истинах, которые индивид получает в детстве от своих родителей.

Читайте так же:  Что делать, если твои родители разводятся советы психологов

Конечно, нельзя забывать о том, что все вышеупомянутые системы представления в разное время и в различных культурах отличались друг от друга. Стоит подчеркнуть, что отличия в некоторых случаях могут быть колоссальны. Но смысл, в принципе, остается неизменным. Его можно выразить с помощью следующих понятий: «социальные планы» или «объективное предбытие».

Общество не является статичной средой для существования индивида. Вышеуказанные социальные планы могут быть реализованы именно с помощью социума, так как именно общество осуществляет организацию специальной активности, которая может быть использована для реализации своих планов. Ни один индивид в данной ситуации не является пассивным существом. Активность общества в любом случае пересекается с активностью субъекта. При пересечении этих активностей происходят процессы, которые становятся определяющими в процессе формирования личности индивида.

Как уже было сказано, важную роль в процессе становления личности играет получаемый опыт. Но не стоит рассматривать опыт как закономерный итог усвоения определенных навыков в результате воздействия общества. Процесс формирования личности намного более сложен, чем просто процесс запоминания и применения новых навыков. Опыт в данном случае рассматривается в плане получаемых навыков, впоследствии формирующих новые мотивы и социальные планы, которые будут присвоены индивидом в результате различных процессов, происходящих с ним в жизни.

Переживание

В то же время было бы некорректно утверждать, что исключительно процессы и явления, затрагивающие индивида в реальной жизни, могут активно влиять на появление новых мотивов и планов. Получение и усвоение новых навыков несет в себе лишь пользу для их последующего применения в похожих жизненных ситуациях, но формирование личности обязательно происходит только в случае переживания, которое ощущается в процессе получения нового опыта. Процесс проживания часто может быть сугубо творческим, эмоционально насыщенным.

Теперь стоит перейти к описанию имеющихся этапов в формировании личности индивида. Будут рассмотрены главные и существенные фазы становления личности.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Для начала стоит обратиться к разделению по А. Н. Леонтьеву, согласно которому человеческая личность в процессе своего становления переживает два рождения:

Фазы становления личности по Л. И. Божовичу

Л. И. Божович предлагает другую точку зрения на процесс формирования личности индивида. По его мнению, переломные фазы в процессе развития человеческой личности представляют собой кризисы, возникающие на стыке двух возрастов. Анализ этих кризисов позволяет лучше исследовать психологическую сущность процесса личностного формирования. Каждый возраст несет в себе центральное системное новообразование. Такие новообразования возникают в ответ на потребности ребенка. Следует отметить тот факт, что они несут побудительную силу из-за наличия в себе аффективного компонента.

Л. И. Божович выделил следующие основные этапы:

Основные факторы, влияющие на формирование личности человека

Процесс формирования личности человека продолжается на протяжении всей его жизни.

Меняются цели, взгляды на те или иные понятия, поведение в различных ситуациях.

Формирование личности происходит под влиянием определенных факторов. Какие же факторы и каким образом оказывают влияние на человека?

Каково влияние классической и других жанров музыки на человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

Все влияющие на формирование личности факторы можно разделить на внутренние и внешние:

Наследственность. Относится ко внутренним факторам. Это полученные детьми от родителей качества, передающиеся из поколения в поколение.

Ко внешним (социальным) факторам относятся:

  1. Среда. К данному фактору относится географическое положение, социальное окружение, национальность, к которой принадлежит индивид, государственное устройство и т. п.
  2. Общение. Формирование личности происходит при общении, контактах с окружающими людьми, в процессе формирования межличностных отношений.
  3. Воспитание. Школа, религия, воспитание в семье представляет собой осознанные и целенаправленные механизмы взаимодействия на человека с целью его социализации.
  4. Деятельность. Это активность, цель которой изменение человеком окружающего мира и самого себя.
  5. Самовоспитание. Важнейшая роль в формировании личности человека отводится его стремлению к самосовершенствованию, постановка целей перед собой и самореализация.

Степень влияния внутренних и внешних факторов на развитие личности оспаривается различными специалистами, однако их участие в ее формировании не вызывает сомнений.

Как влияют на человека?

По наследству передаются следующие особенности:

  • физические данные человека — черты лица, телосложение, цвет глаз, волос и кожи;
  • физиологические данные — группа крови, время созревания организма, особенности обмена веществ, уровень артериального давления;
  • особенности ЦНС — строение коры головного мозга, зрение, слух, обоняние и пр;
  • предрасположенность к наследственным заболеваниям — шизофрения, заболевания крови, диабет и другие.

Также наследственностью обусловлены задатки человека — то есть, его предрасположенность той или иной деятельности — способности к математике, музыке, рисованию, отдельным видам спорта и т. п.

Общество, окружение или группа

Человек — социальное существо. Социум, с которым он взаимодействует, оказывает влияние на его жизнь, интересы, цели.

Однако и сам человек также может оказывать влияние на общество, в котором пребывает. При этом воздействие группы на личность нельзя назвать однозначно негативным или позитивным, так как имеют место оба варианта.

Позитивное воздействие группы на человека:

  • Межличностные отношения в группе прививают человеку нормы социального поведения, а также формируют жизненные ценности. Например, наблюдая за одноклассниками, школьник приучается соблюдать тишину на уроке, занятия в спортивном кружке прививают предпочтение здорового образа жизни.
  • В группе лучше развиваютсякоммуникативные навыки. Ребенок, который посещал дошкольные учреждения, быстрее находит общий язык со сверстниками, чем тот, который в дошкольном возрасте воспитывался в кругу семьи.
  • Общаясь в группе людей, человек получает оценку своих действий, что в конечном итоге позволяет сформировать объективное мнение о себе. Например, восхищение членов футбольной команды умением обращаться с мячом вызывают положительные эмоции у человека, способствуя большей мотивации на тренировках.
  • Однако общество может оказывать и негативное влияние на человека:

      В обществе идеи одаренных творческих личностей могут быть отвергнуты.

    Наиболее известным примером может служить преследования и казнь Джордано Бруно за инакомыслие.

  • Человек может согласиться с мнением группы, имея противоположные взгляды, сознательно пойти на внутренний конфликт. Часто такое влияние оказывается, например, при совершении групповых преступлений.
  • Также существуют следующие феномены влияния группы на человека, которые тоже могут быть позитивными и негативными:

  • Социальная фасилитация — в присутствии группы людей индивид будет лучше справляться с выполнением хорошо знакомых ему задач.
  • Социальная леность — это субъективное снижение личной ответственности и, как следствие, приложение меньше усилий индивидуумом для достижения цели при работе группы над одной задачей.
  • Деиндивидуализация — ослабление самосознания в условиях, когда в группе не принято акцентировать внимание на отдельной личности.
  • При этом может возникать боязнь общественной оценки своих действий.

  • Групповая поляризация — феномен, при котором в группе единомышленников происходит усиление ранее существовавших тенденций, выражающихся в значительно более категоричной форме, чем у отдельно взятых индивидуумов.
  • Групповое мышление — феномен, при котором более значимым при решении каких-либо задач группой людей становится достижение консенсуса и сплоченность группы в ущерб адекватности способа решения задачи.
  • Влияние меньшинства. Непропорциональное влияние одного харизматичного члена группы на большинство членов группы.
  • Читайте так же:  Язык влюбленных как назвать парня или девушку ласково, чтобы ему (ей) понравилось

    к содержанию ↑

    Каково влияние учителя на формирование личности ученика?

    В процессе обучения на личность ученика особое влияние оказывает учитель.

    Например, авторитарный подход учителя к обучению, при котором инициатива учеников, как правило, игнорируется или даже наказывается, одаренный ученик не сможет в полной мере проявить свои навыки.

    Также это может привести к потере интереса к активной деятельности и самовыражению.

    Напротив, индивидуальный подход учителя к ребенку, учитывающий способности и возможности каждого ученика, поможет более свободно выражать собственную инициативу, активнее проявлять свои способности при решении тех или иных задач.

    Культура прививает человеку нравственные ценности, которые впоследствии становятся регуляторами личностных стремлений человека и его поступков. Обращение к культурным ценностям позволяет человеку обогатить свой духовный мир.

    Следование культурным нормам позволяет человеку перенять лучшее от той социальной группы, участником которой он является.

    Результатом является рост нравственности, чтение гуманистических принципов поведения.

    Религия может выступать в качестве регулятора нравственных норм социума.

    Проповедуя высшие ценности, добро, любовь к ближнему и одновременно с этим имея крайне негативное отношение к морально низким поступкам и проявлениям человека, религия способна не только сплотить общество, но и значительно повысить его нравственные качества.

    При этом речь идет именно об ортодоксальных религиях. Прямо противоположно влияние на формирование личности деструктивных сект, имитирующих религиозные ценности с целью воздействия на психику для обогащения лидеров сект либо использования человеческого труда себе во благо.

    Хотя вопрос влияния языка на мышление и вызывает споры среди ученых, некоторые эксперименты доказывают, что он не только является инструментом коммуникации между людьми и выражения мыслей, но и определяет образ мышления.

    Так, носители корейского языка больше внимания обращали на соединение предметов между собой, чем на их соответствие друг другу в сравнении с англоязычными людьми, а японцы предпочитают классифицировать предметы по материалу, тогда как англичане больше внимания уделяют форме — разумеется, что связь языка с образом мышления на самом деле гораздо глубже, чем в проведенных экспериментах.

    Происходит так потому, что каждый язык является, помимо прочего, кодом, несущим в себе часть культуры, этикета, обычаев, слова имеют разную историю происхождения и связь между собой, употребляются различные словоформы, что в конечном итоге меняет и образ мышления.

    Люди, свободно владеющие несколькими языками, часто говорят, что по-разному на них думают.

    Довольно неоднозначно оценивается влияние денег на человека. Существует множество сторонников прямо противоположных мнений в данном вопросе.

    С одной стороны, деньги позволяют нам удовлетворить большинство базовых потребностей — иметь жилье, питаться, чувствовать себя комфортно, быть уверенными в сохранности социальных условий в будущем.

    Но вместе с этим множество людей твердо убеждены в том, что деньги могут сделать человека алчным и жадным, высокомерным.

    Тем не менее, деньги не меняют человека и сами по себе не являются ни позитивным, ни негативным фактором, оказывающим влияние на нравственность личности.

    Они выступают всего лишь инструментом для достижения целей, которые человек ставит перед собой.

    Телевидение

    С тех пор, как телевидение появилось практически в каждом доме, отношение к нему претерпело достаточно много изменений.

    Если на заре его возникновения преобладало восхищение технологическими возможностями и их одобрение, то в данный момент появилось множество сторонников негативного отношения к телевидению.

    При этом, несмотря на отрицательные отзывы, телевизор точно так же приковывает к себе взгляды, как и раньше.

    Однако пассивное потребление информации, вещаемой по телевидению, порой превращается в зависимость от нее.

    Человек может бесцельно сидеть около телевизора в ущерб собственной активности, находясь в зоне комфорта и порой игнорируя более важные дела. Однако на этом отрицательное влияние телевидения на личность не заканчивается.

    [3]

    Очень часто телевидение используется в качестве инструмента влияния на сознание людей, на массовое восприятие их того или иного важного события в мире.

    Подтасовывая факты или односторонне их освещая, можно создать у общества позитивное или негативное мнение о каком-то явлении.

    В результате телевидение превратилось в настоящее оружие для ведения информационных войн, в которых побеждает та сторона, которой удалось склонить на свою сторону общественные массы.

    Компьютерные игры

    Компьютерные игры, если уделять им умеренное количество времени, оказывают позитивное влияние на человека, принося удовлетворение от игрового процесса, отвлекая внимание от возможных проблем, развлекая и способствуя снятию стресса.

    Однако чрезмерная увлеченность ими может вызвать зависимость у геймера. В таком случае игровая реальность, в которой он чувствует себя комфортно, становится для него важнее действительности.

    На первый план при этом выходят игровые достижения, в то время как положение дел в настоящей реальности игнорируется.

    [1]

    Татуировка

    В настоящее время татуировки, как украшение тела, популярны не только среди мужчин, но и у женщин. К выбору рисунка, символа или надписи обычно подходят очень тщательно, потому что тату набивается всю жизнь. Также люди склонны вкладывать в татуировку дополнительный смысл.

    При этом рисунок, характеризующий внутренний мир носителя тату, помогает ему самоутвердиться, обозначить свою позицию, взгляды, мировоззрение, а в дальнейшем — следовать выбранной линии поведения, постоянно напоминая ему о ней.

    Некоторые даже наделяют татуировку мистическим значением, присваивают ей свойство оберега — в таком случае она позволяет человеку чувствовать себя более защищенно, избавиться от беспричинной тревоги, а также быть решительнее в различных ситуациях, что в конечном итоге положительно влияет на успешность в человека в целом.

    Процесс формирования личности очень многогранен и сложен. Нереально учесть весь массив факторов, влияющих на человека, однако тщательное изучение данного вопроса способно не только привести к повышению качества воспитания личности с раннего детства, но и дать больше возможностей взрослому человеку для самосовершенствования на протяжении всей жизни.

    Факторы, влияющие на личность человека:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.

    2. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

    3. Чекалова, Елена Первый год замужем. Счастье есть и любить (с автографом автора) / Елена Чекалова , Юлия Рублева. — М.: АСТ, 2015. — 304 c.
    4. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.
    5. Супружество как точная наука. — М.: Слово, 2009. — 480 c.
    Основные факторы, влияющие на формирование личности человека
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here