Основные методы обработки данных в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Основные методы обработки данных в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Компьютерные методы обработки данных. Возможности и ограничения компьютерных методов обработки данных

На современном этапе развития психодиагностики неотъемлемым элементом диагностической деят-ти психолога стал компьютер, кот. позволил сделать качественный скачок в развитии психодиагностики. Появилось группа компьютеризированных,или приспособленные к условиям компьютера методик.

Компьютерное обеспечение психологического исследования1) Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразных экспериментов в области исследования познавательных процессов и вообще всех средств отображения информации в автоматизир. системах.

2) Компьютерное управление экспериментом. Применение современной выч. техники позволяет разрабатывать процедурные схемы и режимы, которые без ее использования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации, идущей от испытуемою или испытуемых, и выбора варианта программы эксперимента соизмерима со скоростью реакции и изменений в организме и психике человека или превышает их, то управление в реальном масштабе времени даст возможность более точной оценки величины психо-физиологических резервов, актуальной пропускной способности по переработке информации, диагностике и прогнозированию состоянию человека и многих других параметров.

3) Организация хранения полученных данных. Преимущества компьютерной реализации этих задач.

· возможность хранения очень больших объемов информации;

· оперативный доступ к любому элементу хранящейся информации;

· оперативная селекция информации одновременно по многим критериям:

· гибкость в переструктуировании объемов и принципов организации.

4) Обработка полученных данных. Компьютер расширяет возможности исследователя в обработке данных. Многие процедуры мат. обработки могут быть реализованы только на вычис. технике. Лучшей формой обработки в настоящее время является перевод данных непосредственно из протокола в электронную таблицу, создаваемую на компьютере с помощью одной из систем управления базой данных (СУБД).

5) Компьютерное психологическое моделирование. Компьютер предоставляет новые возможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке. Моделирующие устройства, включающие компьютер, могут значительно повысить эффективность их использования для обучения и тренировки.

Центральной фигурой в исследовательской или психодиагностической ситуации остается специалист, а основными ее факторами — личность специалиста, его интеллект, профессиональные знания и опыт, интуиция.

Достоинства компьютеризированных методик:

· неизменность реализуемой программы — постоянство условий тестирования, что труднодостижимо при немашинном предъявлении заданий;

· точность и однозначность регистрации множества возможных реакций испытуемого;

· возможность восстановить и проследить последовательность действий испытуемого;

· создание единых банков психодиагностических данных, эмпирически обоснованных тестовых норм для разных групп обследуемых.

· возможности для автоматизированного конструирования тестов;

[3]

· психолог освобождается от рутинной, трудоемкой работы при проведении обследования и при конструировании тестов;

· возможность расширения практики группового тестирования и тиражирования методик;

· расширение возможностей применения мощного математико-статистического аппарата анализа данных.

· сохранение конфиденциальности результатов тестирования;

· упрощается хранение диагностических данных, снижается себестоимость обследования.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Обработка данных психологического исследования

Читайте также:

  1. Cпособы организации данных в электронных конструкторских документах
  2. N Мозаприд (мало данных)
  3. А – отверстий; б – плоскостей; в – непрерывное протягивание наружной поверхности; г – обработка цилиндрической поверхности плоской
  4. Автоматизированная обработка текста
  5. Администрирование базы данных
  6. Активность данных.
  7. Анализ данных
  8. БАЗА ДАННЫХ
  9. БАЗЫ ДАННЫХ SAD И SPD
  10. Банк данных.
  11. Беседа как метод психологического исследования.
  12. В большинстве случаев, зная распределение яркостных и цвето- разностных данных одного кадра, можно с высокой вероятностью предсказать их распределение в ближайшем соседнем кадре.

Первичная статистическая обработка данных.

3. Вторичная статистическая обработка данных.

4. Интерпретация и обобщение результатов исследования.

5. Систематизация, интерпретация, апробация полученных результатов научного исследования. Этапы изложения научного исследования. Типичные ошибки. Порядок подготовки научной работы.

6. Формы представления результатов исследования.

7. Научный отчет, основные разделы. Научные статья, рецензия, брошюра, монография, методические рекомендации, диссертация.

Обработка данных психологических исследований – отдельный раздел экспериментальной психологии, тесно связанный с математической статистикой и логикой. Обработка данных направлена на решение следующих задач:

— упорядочивание полученного материала;

— обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях;

— выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей;

— обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса;

— выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов.

Различают количественную и качественную обработку данных. Количественнаяобработка – это работа с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественнаяобработка представляет собой способ проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств.

Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная – преимущественно на содержательное, внутреннее его изучение. В количественном исследовании доминирует аналитическая составляющая познания, что отражено и в названиях количественных методов обработки эмпирического материала: корреляционный анализ, факторный анализ и т. д. Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов.

В качественной обработке преобладают синтетические способы познания. Обобщение проводится на следующем этапе исследовательского процесса – интерпретационном. При качественной обработке данных главное заключается в соответствующем представлении сведений об изучаемом явлении, обеспечивающем дальнейшее его теоретическое изучение. Обычно результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме классификаций и типологий. Качественная обработка в значительной мере апеллирует к методам логики.

Противопоставление друг другу качественной и количественной обработки довольно условно. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе не приводит к приращению знаний, а качественное изучение объекта без базовых количественных данных в научном познании невозможно. Без количественных данных научное познание – чисто умозрительная процедура.

Единство количественной и качественной обработки наглядно представлено во многих методах обработки данных: факторном и таксономическом анализе, шкалировании, классификации и др. Наиболее распространены такие приемы количественной обработки, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика.

Качественная обработка естественным образом выливается в описание и объяснение изучаемых явлений, что составляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. Количественная же обработка полностью относится к этапу обработки данных.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 999 ; Нарушение авторских прав? ;

Читайте так же:  Разлюбила мужа - как быть и что делать советы психолога

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Методы психологических исследований

Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее распространенным является деление на методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки информации, как правило, математические, а основными методами сбора данных в психологии являются наблюдение, методы опроса, психологическое тестирование и эксперимент.

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие. Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование – это метод индивидуальной психодиагностики. Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и об их потенциальном развитии.

К преимуществам тестов и опросников относятся простота, кратковременность, стандартная процедура обработки, наличие нормативов для сравнения.

Эксперимент

Эксперимент – это основной метод исследований в научной психологии. Именно с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Эксперимент направлен на изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Требования к частным методам психологического исследования: надежность и валидность

Частные методы психологического исследования должны соответствовать основным требованиям: надежность и валидность (обоснованность). Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.

Обзор методов математической обработки данных в психологии

Значение статистической обработки результатов психологических исследований в объяснении различных аспектов человеческого поведения. Применение математики как общенаучного метода и инструмента обработки данных. Обзор статистических методов в исследовании.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 10.10.2011
Размер файла 13,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Обзор методов математической обработки данных в социальных науках

Одна из главных задач социальных и гуманитарных наук (психологии, социологии, экономики, истории и др.) состоит в объяснении различных аспектов человеческого поведения. Например, нас может интересовать объяснение того, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Один из способов определения адекватности или действительности объяснений состоит в том, чтобы собрать данные, характеризующие изучаемые характеристики людей, и найти, до какой степени эти данные совместимы с предлагаемыми объяснениями. Данные согласующиеся с объяснением, поддерживают его в той степени, в которой они противоречат другим объяснениям. Данные, противоречащие объяснению, являются доказательными лишь настолько, насколько корректно операционализированы признаки, имеющие отношение к рассматриваемому явлению. Операционализация включает управление признаками или их измерение.

За последнюю четверть XX в. за рубежом достигнуты большие успехи в области статистики с точки зрения как развития науки (появились новые методы статистического анализа), так и программного обеспечения (все больше методов реализуется в широко используемых статистических пакетах), а также в области методологии (понимания того, какие методы и в каких случаях использовать). Западные исследователи активно применяют статистические методы разной степени сложности, о которых наши ученые узнают либо из публикуемых статей, либо из выступлений на конференциях.

За последние годы было издано достаточно много монографий и учебных пособий, написанных российскими авторами. Но они охватывают в основном простейшие и самые распространенные способы статистического анализа: описательную статистику, сопоставление двух выборок, а все выходящее за рамки этого обязательного минимума рассматривается только в ознакомительном формате (А.Д. Наследов, 2004; А.П. Кулаичев, 2006) либо посвящено отдельным методам (А.Н. Гусев, 2000; О.В. Митина, И.Б. Михайловская, 2001). В результате большое количество методов, уже широко известных и активно используемых коллегами за рубежом, позволяющих проверять более интересные и дифференцированные гипотезы, до настоящего времени известны узкому кругу исследователей, применяются крайне редко (например, дискриминантный анализ, анализ ковариаций) или не используются вообще (логлинейный анализ).

Далее будет дан краткий обзор статистических методов, чтобы помочь всем интересующимся, которые не очень хорошо представляют, какой из методов наиболее адекватен для анализа их данных.

Читайте так же:  Соматические заболевания - что это такое и как лечить

Логлинейный анализ — метод, позволяющий одновременно рассматривать три и более качественных переменных. Например, нас может интересовать соотношение между психическим расстройством (указанным по классификации тревога, депрессия, тревога и депрессия одновременно), религиозной ориентацией (отсутствует, протестант, католик) и детским семейным статусом (жил с обоими родителями, только с матерью, только с отцом). Логлинейный анализ используется, чтобы ответить на два связанных между собой типов вопросов. Первый вопрос: отличается ли статистически значимо частота интересующих исследователя наблюдений от случайной, в терминах взаимодействия между тремя или более качественными переменными? Другими словами, должны ли мы рассматривать более двух переменных для объяснения распределения интересующих нас наблюдений в зависимости от этих переменных? Второй вопрос: какие из переменных и/или их взаимодействия необходимы для объяснения распределения наблюдений? Этот вопрос отличается от первого тем, что в данном случае наряду с влиянием отдельны переменных и их двусторонних взаимодействий с другими переменными рассматриваются и взаимодействия более высокого порядка.

Если одну из качественных переменных необходимо рассматривать как зависимую (например, классифицированные психические расстройства), а другие качественные переменные как независимые, то логистическая регрессия является наиболее адекватным методом, поскольку она рассматривает только взаимосвязи между зависимой переменной и независимыми переменными. Другими словами, она исключает из рассмотрения взаимосвязи независимых переменных между собой (например, отношения между религиозной ориентацией и семейным статусом). Наиболее часто используемым типом логистической регрессии является бинарная логистическая регрессия, где зависимая переменная состоит из двух категорий. Множественная логистическая регрессия, или логитрегрессия, используется, чтобы определить, какие качественные и количественные переменные и их взаимодействие наиболее сильно связаны с вероятностью осуществления определенной категории зависимой переменной, при этом учитываются их связи с другими независимыми переменными, участвующими в анализе. Качественные переменные должны быть преобразованы в фиктивные двоичные переменные.

Дискриминантный анализ может использоваться для определения той количественной переменной, которая лучше всего предсказывает, в какую категорию попадет объект, при условии, что данные отвечают следующим требованиям. Число объектов в категориях зависимой переменной не должно сильно различаться. Независимые переменные должны иметь нормальное распределение, а внутригрупповые дисперсии — быть одинаковыми. Это предположение называется предположением об однородности дисперсий (или их гомогенности — от англ. Homogeneous). Независимые переменные порождают новую составную переменную, называемую дискриминантной функцией. Максимальное число рассматриваемых дискриминантных функций не должно превышать число предикатов, с одной стороны, и быть, как минимум, на единицу меньше числа групп — с другой.

Множественная регрессия используется, чтобы определить, какие количественные и качественные независимые переменные и их взаимодействия наиболее сильно связаны с количественной переменной-откликом. Качественные переменные необходимо рассматривать как фиктивные переменные.

Анализ путей применяют, чтобы определить силу связи в гипотетической последовательности, или ряду, количественных эндогенных (экзогенных) переменных и ту степень, в которой выбранные пути обеспечивают удовлетворительное описание или величину критерия согласия между всеми переменными. Качественные переменные могут быть включены в анализ как экзогенные переменные, когда они преобразованы в фиктивные двоичные переменные. В самом простом случае рассмотрения трех переменных анализ путей может использоваться, чтобы оценить, в какой степени одна из переменных является прямой функцией двух других и косвенной функцией одной из них.

Дисперсионный анализ используется, чтобы определить, связаны ли значимо одна или несколько качественных независимых переменных и их взаимодействия с количественным откликом или зависимой переменной. Если качественная переменная состоит только из двух категория (является бинарной), значимая связь означает, что средние значения откликов в двух группах, принадлежность к которым определяется по значению качественной переменной, значимо различаются. Если качественная переменная включает более двух категорий, значимая связь подразумевает, что средние значения откликов двух и более групп (соответствующих различным категориям независимой переменной) значимо различаются. Если имеются веские основания для того, чтобы прогнозировать, какие из этих средних различаются, значимость этих различий может быть определена с использованием одностороннего критерия Стъюдента. Если никаких различий не прогнозировалось или не было веских причин полагать какие-либо различия, то значимость различий необходимо анализировать с помощью апостериорных критериев.

Ковариационный анализ позволяет фиксировать влияние независимых количественных переменных, связанных с количественной переменной-откликом.

статистическая математика психологическое исследование

1. Дункан Крамер. Математическая обработка данных в социальных науках: современные подходы : учебное пособие для студ. высших учеб. заведений; пер. с англ. И.В. Тимофеева, Я.И. Киселева; науч. Ред. О.В. Митина — М.: Издательский центр «Академия», 2007 — 288 с.

2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 366 с.

3. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 169 с.

4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 329 с.

Статистические методы анализа данных

Чтобы правильно выбрать статистический метод анализа данных в психологическом исследовании, нужно вначале сориентироваться в основных методах статистической обработки: какими они бывают, в каких случаях применяются, с какой целью и какой можно получить результат.

Выбор метода статистического анализа данных зависит от цели и задач исследования. Основные методы статистического анализа данных, широко используемые для обработки результатов эмпирических исследований в дипломных работах или ВКР по психологии, таковы:

Основные методы обработки данных в психологии

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Охарактеризовать основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии.

    Охарактеризовать основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии.

    Метод — основной путь познания психических явлений и их закономерностей.

    Методы психологии — совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

    Классификация методов по Ананьеву:

    Основные : наблюдение , эксперимент .

    Вспомогательные : тесты ,анкеты ,опросники ,социометрия , интервью ,беседа ,анализ продуктов деятельности ,биографический метод .

    2.методы воздействия (коррекции): аутотренинг ,групповой тренинг ,психотерапия,ролевые инры ,гипноз ,психоанализ.

    3.интерпретационные методы: структурный ,генетический .

    сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

    5.Методы обработки данных:

    количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

    Читайте так же:  Общение с мужчинами

    Основными эмпирическими методами получения психологической информации является наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение — древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от житейского наблюдения научное отличается целенаправленностью и четкой схемой. Человек должен представлять для чего и что именно наблюдать. Наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека, через изучение его поведения. По внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, внешности) наблюдатель судит о психическом состоянии человека, о чертах характера, темперамента. Особенность метода : оно происходит в естественных условиях.

    Требования к методу:

    2.план, схема или программа

    3.дневник наблюдения (для фиксации результатов)

    [2]

    4.оно должно быть систематическим

    5.построение гипотезы и ее проверка

    По участию исследователя в наблюдаемом процессе принято различать включенное и невключенное наблюдение.

    Включенное (исследователь наблюдает проблему изнутри)

    Невключенное (наблюдатель находится вне наблюдаемого явления)

    -установки, интересы, психические состояния, личностные особенности наблюдателя могут повлиять на результаты наблюдения;

    -наблюдение требует значительного затрата времени;

    -не всегда при простом наблюдении можно установить причину явления, чаще мы наблюдаем следствие. Нужно помнить всегда о мотивах.

    1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

    2. Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.

    3. Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.

    4. Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

    Эксперимент — источник науки, это специально организованный опыт, с целью установления определенных психических закономерностей.

    В зависимости от условий проведения он может быть лабораторный и естественный.

    Лабораторный проводится в специальных условиях ,требует специального отношения и применение технических приспособлений .Результаты фиксируются.


    Естественный эксперимент сочетает положительные стороны лабораторного эксперимента и наблюдения, т.е. естественность и точность.

    По отношению к изучаемому явлению выделяют формирующий и констатирующий.

    В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего — простое фиксирование изменений, происходящих независимо от эксперимента.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вспомогательные методы психологии:

    тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод.

    Перечислить психические познавательные процессы личности. Описать воображение как психический познавательный процесс. Охарактеризовать виды воображения. Раскрыть психологические механизмы создания образов воображения.

    Существуют следующие психические процессы: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение.

    Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

    Воображение позволяет человеку строить жизнь на более высоком уровне. Этот процесс выполняет следующие функции: представление в психике действительности в образах, регуляция деятельности поведения, управление эмоциональным поведением. Выделяют остаточные процессы, составляющие физиологическую основу воображения: возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, аналитико-синтезирующей деятельности головного мозга. Существуют виды воображения в зависимости от: 1) степени выраженности активности (активное – связано с выполнением конкретной практической деятельности, связано с волей (эмпатия)/пассивное – созданные образы не воплощаются в деятельности), 2) волевых усилий (преднамеренное – образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, не нацелены на реализацию (грёзы)/непреднамеренное – самопроизвольное создание образов (сновидения)), 3) характера создаваемого образа (воссоздающее – представление чего-то нового, опирающееся на словесное описание или условное изображение (чертёж) /творческое – создание новых образов, представляющих ценность для общества (роман)). Создание образов воображения составляют следующие способы (формы):

    1. Комбинирование – создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов.

    2. Агглютинация – комбинация разных объектов, свойств объектов в один образ.

    3. Акцентирование – отдельный элемент выделяется в образе. Приёмы акцентирования:

    ü Утрирование – намеренное подчёркивание особенностей внешности и поведения.

    ü Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом.

    ü Типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа.

    Младший школьный возраст

    Кризис.

    Важнейшие внутренние факторы: бурное физическое развитие, половое созревание, психические изменения.

    Формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я»

    Назначение, функция учебника. Требования к учебнику.

    Словесные методы обучения.

    Наглядные методы обучения

    Источник знаний этих методов – образное наглядное представление объекта в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. Применение этих методов облегчает восприятие и осмысление изучаемого материала. Наблюдение, как МО, представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще всего используется при изучении предметов естественного цикла. Может проводиться как под руководством учителя на уроке, так и самостоятельно детьми по заданию учителя. Учитель разрабатывает памятки, схемы наблюдения, обучает детей фиксированию и обработки данных. Этот метод способствует выработки навыков самостоятельной работы

    Это наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрационных реальных предметов или явлений, которое протекает в естественных условиях. Если такая демонстрация невозможна, то используют искусственно-созданные предметы. Процесс должен быть построен так чтобы: все ученики хорошо видели демонстрируемый объект; могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами; обеспечивалась возможность самостоятельного измерения качеств изучаемого объекта. Главная функция – помочь привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические функции. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении при помощи рисунков, схем, таблиц, фотографий. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Эффективность зависит от методики показа. Готовят заранее, а показывают только в определенный момент урока.

    Это экранное преподнесение информации с помощью телевидения, компьютера, плееров. Использование видеометода дает возможность сообщить детям более полную достоверную информацию, удовлетворить запросы учащихся. Эффективность зависит не только от мастерства учителя, сколько от качества видеопособия и технических средств обучения.

    Урок как основная форма организации обучения в школе. Требования к уроку.

    Охарактеризовать основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Перечислить вспомогательные методы психологии.

    Метод — основной путь познания психических явлений и их закономерностей.

    Методы психологии — совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

    Классификация методов по Ананьеву:

    Основные : наблюдение , эксперимент .

    Вспомогательные : тесты ,анкеты ,опросники ,социометрия , интервью ,беседа ,анализ продуктов деятельности ,биографический метод .

    2.методы воздействия (коррекции): аутотренинг ,групповой тренинг ,психотерапия,ролевые инры ,гипноз ,психоанализ.

    3.интерпретационные методы: структурный ,генетический .

    сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

    5.Методы обработки данных:

    [1]

    количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

    Читайте так же:  Как проявляется кататоническая шизофрения

    Основными эмпирическими методами получения психологической информации является наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение — древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от житейского наблюдения научное отличается целенаправленностью и четкой схемой. Человек должен представлять для чего и что именно наблюдать. Наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека, через изучение его поведения. По внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, внешности) наблюдатель судит о психическом состоянии человека, о чертах характера, темперамента. Особенность метода : оно происходит в естественных условиях.

    Требования к методу:

    2.план, схема или программа

    3.дневник наблюдения (для фиксации результатов)

    4.оно должно быть систематическим

    5.построение гипотезы и ее проверка

    По участию исследователя в наблюдаемом процессе принято различать включенное и невключенное наблюдение.

    Включенное (исследователь наблюдает проблему изнутри)

    Невключенное (наблюдатель находится вне наблюдаемого явления)

    -установки, интересы, психические состояния, личностные особенности наблюдателя могут повлиять на результаты наблюдения;

    -наблюдение требует значительного затрата времени;

    -не всегда при простом наблюдении можно установить причину явления, чаще мы наблюдаем следствие. Нужно помнить всегда о мотивах.

    1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

    2. Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.

    3. Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.

    4. Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

    Эксперимент — источник науки, это специально организованный опыт, с целью установления определенных психических закономерностей.

    В зависимости от условий проведения он может быть лабораторный и естественный.

    Лабораторный проводится в специальных условиях ,требует специального отношения и применение технических приспособлений .Результаты фиксируются.

    Естественный эксперимент сочетает положительные стороны лабораторного эксперимента и наблюдения, т.е. естественность и точность.

    По отношению к изучаемому явлению выделяют формирующий и констатирующий.

    В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего — простое фиксирование изменений, происходящих независимо от эксперимента.

    Вспомогательные методы психологии:

    тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    Методы обработки и анализа результатов психологического исследования

    Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измерения подвергаются специальной обработке, по результатам которых судят об изменениях в объекте исследования.

    В психологии широко применяются различные способы и приемы обработки результатов психологических исследований, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики , без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а так же методы качественного анализа .

    Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего значения, связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявления факторов и т. п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде.

    Важную роль играют методы интерпретации , которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами это методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерностях) с языка математики на язык психологии, т. е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

    Обычно интерпретация понимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.). Другими славами, интерпретировать что-то – значит приписать (присвоить) этому содержанию смысл.

    Б.Г.Ананьев выделял два метода интерпретации данных, полученных в исследовании:

    · генетический, предлагающий выделение фаз, стадий, критических моментов развития;

    · структурный, определяющий структурные связи между характеристиками личности.

    Анализ взаимосвязи между большим количеством переменных осуществляется путем использования многомерных методов статистической обработки вручную или с применением компьютера. Цель применения подобных методов – сделать наглядными скрытые закономерности, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными. Перечислим многомерные статистические методы:

    · Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами, описываемые большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

    · Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов.

    · Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, то есть, представить ее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.

    · Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.

    · Латентно-структурный анализ представляет совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а так же внутренней структуры связей между этими признаками. Он дает возможность исследования проявления сложных взаимосвязей непосредственно наблюдаемых характеристик психосоциальных явлений. Латентный анализ может являться основой для моделирования указанных взаимосвязей.

    Радикальной разницы между перечисленными методами многомерного анализа данных, в первом приближении, нет. Преимущество заключается лишь в удобстве представления тех или иных данных или в личностных предпочтениях исследователей.

    Психологическое исследование ставит вопрос об измеряемости изучаемых явлений. Использование понятийбольше или меньше, интенсивнее, лучше, сложнее ставит проблему поиска некоторой точки отчета для сравнения двух или нескольких явлений.

    Измерить мы можем, только сравнив полученный результат в виде числа с другим результатом, измеренным этим же способом, поэтому выявление внутренних закономерностей воспитательного процесса происходит путем сравнения результатов измерения.

    Проводя анализ полученных данных, недостаточно иметь эталон для сравнения. Помимо этого необходимо знать, в каком порядке располагаются изучаемые явления, как они соотносятся друг с другом, насколько или во сколько раз одно явление отличается от другого, что помогает выявлять причинно-следственную зависимость в структуре воспитательного процесса.

    Решение этой проблемы приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, граф, схем, формул. Использование таких знаковых заменителей определяет возможности оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые в данной психологической ситуации взаимодействуют, и на этом уровне строить модель изучаемого процесса.

    Читайте так же:  Как влюбиться в парня, если хочется

    9. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с различными вариантами нарушений.

    10. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в ней.

    Одним из вариантов психологической помощи детям можно считать школьную психологическую службу.

    Вопрос 4 первый блок.

    Основная цель школьной психологической службы — способствовать психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:

    а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества,

    б) возможности активного вмешательства психолога, направленного на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное (познавательное), аффективное (эмоциональное) и социальное развитие детей,

    в) помощь педагогическому персоналу и родителям прежде всего в плане заботы о ребенке — специальные программы обучения персонала школы и родителей и пр., г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и (или) родителями по разрешению личных проблем учащихся, связанных со школой, консультирование педагогов по разрешению их профессиональных проблем.

    Основным содержанием психологической службы является

    :

    помощь в обеспечении развития здоровой личности,

    коррекция разного рода затруднений в развитии личности,

    проблемы профессиональной ориентации.

    Основная функция психолога-консультанта в психодиагностической деятельности. Ее результатом является диагностическое заключение, из которого вытекают последующие рекомендации. Психолог может рекомендовать и организационные меры — зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обследование (например, психоневрологическое, логопедическое и пр).

    Научное обоснование и организация школьной психологической службы в каждой стране реализуются по-своему. Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах:

    4. как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект);

    5. как психологическое обеспечение всего процесса, обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект);

    6. как непосредственную работу психологов с детьми и взрослыми в школе (практический аспект).

    Только единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки.

    В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других — более легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.

    Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.

    В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.

    Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

    · сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) — на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;

    · психомоторный (4-7 лет) — интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;

    · аффективный (7-12 лет) — на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;

    · эмоционально-идеаторный (12 — 16 лет) — ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.

    Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

    Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную вредность.

    0-1 года – гармонизация отношений в диаде «мать- дитя» (дневник крикаплача, материнские встречи);

    1-3 года – предметно-манипулятивная деятельность;

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    3-7 л.- игра (сюжетная, ролевая, по правилам)

    7-12 л. – учебная деятельность (формирование произвольности, учебных навыков, абстракционизм)

    Источники


    1. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.

    2. Этничность и религия в современных конфликтах. — М.: Наука, 2012. — 656 c.

    3. Э. Кей Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Гостехиздат, 2015. — 715 c.
    4. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.
    5. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.
    Основные методы обработки данных в психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here