Основные направления и задачи социальной психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Основные направления и задачи социальной психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Социальная психология

Социальная психология — это раздел научной (теоретико-эмпирической) и практической психологии, предметом изучения которой являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами.

Социальная психология исследует социальную зависимость личностных качеств и особенностей.

Основным понятием в социальной психологии считается понятие социальная группа — объединение людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Для формирования группы может быть достаточно и одного из выше перечисленных факторов.

Предмет и объект социальной психологии

Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению:

  • взаимосвязи психических взаимодействий людей,
  • различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы,
  • социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений;
  • взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье проблемы социальной психологии

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма. По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы.

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением, Г.Лебон — с точки зрения психического заражения, Г.Тард — теорией подражания.

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию» У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии — экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

[1]

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Читайте так же:  Как признаться парню в любви

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества — микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Ниже представлен список рекомендуемых учебных книг по социальной психологии:

  • Социальная психология — Андреева Г.М. Скачать
  • Психология социального познания — Андреева Г.М Скачать
  • Современная социальная психология — Шихарев П.Н. Скачать
  • Социальная психология — Майерс Д. Скачать

Предмет, основные направления и задачи социальной психологии

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Задачи социальной психологии:

1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Основные направления социальной психологии.

Теоретическая психология включает:

1) социальную психологию личности и малых групп, которая изучает процессы социализации, социально-психологические механизмы, взаимоотношения, общение и взаимодействие, массовые социально-психологические явления, психологию малых групп, психологию личности в группе, психологию различных видов групп и др.;

2) социальную психологию больших общностей (групп), которая изучает социально-психологические особенности больших групп, социально-гендерную психологию, социально-политическую психологию, психологию общественных движений, этнопсихологию, социально-возрастную психологию, психологию религии и др.;

3) социальную психологию общества, которая изучает психологию социально-экономических систем, власти и общества, правового общества, психологию общественных кризисов и др.

Прикладная психология включает:

1) профессиональную социальную психологию, которая включает социально-психологическую профессиографию, социальную психологию профессиональной деятельности, трудового коллектива, инноваций, социально-психологические особенности деятельности разных специалистов и др.;

2) отраслевую социальную психологию, которая изучает социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, международных отношений, законности и правопорядка, образования, культуры, торговли, рекламы, конкуренции, соперничества, конфликтологию и др.;

Читайте так же:  Профессиональное самоопределение

3) практическую психологию, которая включает систему социально-психологического обеспечения практики, личность и деятельность социального психолога, социально-психологическую диагностику, экспертизу, анализ, консультирование, технологию службы доверия, семьи и др.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Основные направления и задачи социальной психологии

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

[2]

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Основные направления и области социально-психологических исследований

    Вопрос 1

    Социальная псих. в системе научного знания

    Первые эксперименты по социальной психологии проводились около 100 лет назад. Первая книга вышла в начале 1924 года. Как самостоятельная наука социальная психология из психологии вообще выделилась в 1930 году. Цель в социальной психологии (в науке, изучающей связи между людьми) — сделать эти нити видимыми для всех. Мы не можем отделять личность от ситуации, так как ситуация формирует личность и определяет ее возможности. Социальная психология изучает проблему влияния ситуации на личность. Изучает вопросы межличностных отношений и взаимодействия между людьми. Наше социальное поведение меняется не только в связи с объективной ситуацией, но и с тем как мы интерпретируем ее. Социальная психология изучает: установки и убеждения, конформизм и независимость. Социальная психология — наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология образовалась на стыке социологии и психологии. Социологи — изучают группы (от малых до больших). Социальная психология — изучает индивидов, влияние группы на отдельных людей, и индивида на группу.

    Вопрос 2

    Эволюция представлений о предмете социальной психологии

    Её появление на свет связано с тем, что в рамках психологии господствовал персоноцентризм, а в рамках социологии – социоцентризм. Компромиссным решением этого расхождения стало появление социальной. Главной ее задачей стало конституирование истинно научного знания, претендующего на объективное изучение общественной активности людей, открытие универсальных законов социального поведения. Социальная психология – это область знания, занимающаяся изучением особенностей социального взаимодействия и взаимовлияния людей и их социального контекста.

    Официальной датой социальной психологии как самостоятельной области знания считается 1908 год – время опубликования «Введения в социальную психологию» McDougall и «Социальной психологии» Ross.

    В американской традиции социальная психология подается как новая дисциплина, предметом которой являются индивидуальные и интраличностные процессы. В европейской традиции предметом ее является исследование роли социальных (структурных контекстов) в отношении индивидуальных процессов. Тэджфел, считает, что «социальная психология должна включать в качестве своих теоретических и исследовательских приоритетов прямую заинтересованность во взаимоотношениях между психологическим функционированием человека и социальными процессами и событиями. В советской науке предметом социальной психологии было изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, и изучение психологических характеристик самих этих групп. В качестве основополагающего провозглашался принцип единства сознания и деятельности, в качестве метаподхода – деятельностный подход. Применительно к современной социальной психологии можно говорить об экспериментальной, когнитивистской, интеракционистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологической, гендерной и социально-конструктивистской идеях исследования.

    Вопрос 3

    Основные направления и области социально-психологических исследований

    Вундт считал, что психология должна изучать те интеллектуальные продукты, которые создавались сообществом человеческих жизней и являются необъяснимыми в понятиях индивидуального сознания, так как предполагают взаимодействие множества людей (язык, мифы, обычаи, содержание которых привлекает особое психологическое внимание, формирует высшие мыслительные функции, т.е. знание).

    Другой областью исследовательских интересов стали массовидные явления ( Г. Лебон, В. Макдауголл, В.М. Бехтерев и др.). В работе Меде «Экспериментальная психология толпы» (1920) автор вводит понятие группы и, как считают многие исследователи, и с этого времени изучение группового поведения людей становится ведущей областью социально-психологических исследований. Большое влияние на развитие социальной психологии как экспериментальной науки оказал Г. Олпорт , рассматривавший ее как отрасль, занимающуюся изучением поведения индивидов в его стимулирующем влиянии на поведение других. Введение Олпортом эксперимента в социальную психологию, наряду с установлением измеряемости аттитюдов, послужило основанием для признания ее научности. Категория «аттитюд» стала одной из ведущих в социально-психологическом исследовании. В 1930-е годы, благодаря блестящим экспериментам М. Шерифа, в социальную психологию входят такие понятия, как социальное восприятие, нормативное поведение, групповое давление и др. К. Левин, изучая атмосферу в группе, вводит понятие групповой динамики, ставшее отправной точкой в экстенсивном исследовании малых групп.

    В сфере прикладных исследований можно выделить следующую проблематику:

    1) личности в контексте формирования и проявления ее социальной сущности (самость, социализация, социальный опыт, социальная идентичность и т.д.);

    2) социального познания (социальное восприятие, объяснение, мышление и т.д.);

    3) личности в ее взаимодействии с непосредственным социальным окружением (социальное влияние и взаимовлияние; воздействие и взаимодействие и т.д.);

    4) взаимоотношений личности с ее окружением (малая группа; групповое влияние; групповая динамика и т.д.);

    5) личности в опосредованном социальном окружении (субкультура, общество и т.д.)

    6) массовидные явления (толпа, паника, мода и др.).

    Можно сказать, что, наряду с приобретением все большего статуса самостоятельности, внутренней интеграции, сближения с обыденностью социального бытия, для нее характерны тенденции интеграции с пограничными областями знаний – антропологией, этнографией, социологией, культурологией и т.д.

    Вопрос 4

    Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 601 | Нарушение авторских прав

    Предмет и задачи социальной психологии

    Вторая половина XX столетия охарактеризовалась становлением антропоцентризма, гуманизацией, демократизацией всех сфер человеческой жизнедеятельности, что привело к формированию и развитию новых научных направлений, в центре внимания которых — человек как личность, экзистенция, наделенная творческим потенциалом, вступающая в многочисленные социальные взаимоотношения в процессе выработки общественно значимых аксиологических модусов, социально одобряемых поведенческих, коммуникативных стратегий и пр.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Одной из таких научных отраслей выступает социальная психология – направление научной мысли, изучающее личность в группе, механизмы, причины, закономерности взаимодействия между индивидуумами, личностные характеристики, новообразования, возникающие в результате включенности индивидуума в социальные группы.

    Читайте так же:  Женские хитрости как удержать мужа

    Задачи социальной психологии как научного направления

    Общение, коммуникация выступают неотъемлемыми составляющими человеческой жизни, во многом обуславливая личностное развитие, формирование новых личностных качеств, характеристик, появление психологических новообразований. Огромная роль коммуникации в жизни личности ставит перед социальной психологией ряд актуальных задач, включая следующие:

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    • изучение феномена взаимодействия между людьми, общения как социально и психологически значимого феномена;
    • выявление социально-психологических характеристик социальных групп как целостных образований;
    • изучение массовых психических явлений, процессов, феноменов;
    • психологические механизмы влияния социальных феноменов на развитие личности;
    • разработка практических рекомендаций в отношении оптимизации, гармонизации социально-психологического взаимодействия индивидуумов;
    • усовершенствование социальной психологии как эффективного инструмента оптимизации социального взаимодействия, разработка теоретико-методологического обоснования, исследовательского инструментария;
    • исследование особенностей взаимоотношений в больших и малых социальных группах.

    Объект и предмет области научных знаний

    Объектом социальный психологии выступает социально-психологическое взаимодействие, коммуникация, общение как социально и психологически значимый феномен.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    В отличие от психологии, данное научное направление изучает не просто психику индивидуума, но формирование ее специфики, обусловленное включенностью в социальную группу.

    Таким образом, предметом области научного знания является человек среди людей, индивидуальные психические качества и свойства, которые возникают в процессе реализации социализации, адаптации к общественным требованиям.

    Основные направления социально-психологических исследований

    В центре внимания данной научной сферы – социальные группы, их психологические характеристики, проблемы внутригрупповых, межгрупповых отношений, внутригрупповой динамики.

    Социальная группа рассматривается в качестве функционального единства, уникальной целостности, характеризующейся интегральными психологическими качествами, включая групповую волю, групповой разум, групповое решение и пр.

    Интегральные психологические качества группы как социального феномена не сводятся к совокупности индивидуальных качеств ее членов, соответственно, группа не может рассматриваться как исключительно совокупность ее членов.

    Перспективным направлением социальной психологии выступает изучение массовидных психических явлений, включая особенности формирования и функционирования массовых стереотипов, установок; особенности формирования общественного мнения, психологического климата, групповых социальных настроений.

    Таким образом, социальная психология выступает молодой перспективной отраслью научного знания, направленной на выявление, изучение наиболее актуальных проблем современности, оптимизацию взаимодействия индивидуумов между собой и пр.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Объект, предмет и задачи социальной психологии

    Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

    Предметом выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов [1] ), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

    Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по: принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, отнесенности к разным классам психологических явлений, устойчивости, степени осознанности и т.д.

    Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

    Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы.

    В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т.д. – функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия – «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики». Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология [2] .

    В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах, носит название «психология малой группы».

    Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию public relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.

    В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку последняя в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

    По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные).

    Кроме того, по этому критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, процессы, состояния и образования.

    Социально-психологические процессы – любые изменения в социально-психологической реальности: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то другое.

    Социально-психологические состояния – особенности динамики социально-психологической реальности и ее важнейших компонентов в данный момент или за определенный отрезок времени.

    Социально-психологические образования (стереотипы, свойства) – сформировавшиеся и ставшие устойчиво присущими психологии групп и личностей социально-психологические явления. К ним относятся, например, социальные ценности, нормы, привычки, умения, обычаи, традиции в группах, социально-психологические свойства личности, тип личности, тип общности.

    Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, гак как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.

    По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Социальная психология, 2007).

    И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

    Задачами социальной психологии выступают:

    Читайте так же:  Как подбодрить человека и поднять ему настроение

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Решение задач социальной психологии может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.

    Направления социальной психологии

    Введение в социальную психологию

    Личность и общество

    Предмет социальная психология, как и предмет любой науки, определяется вопросом: «Что изучает данная наука?». Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце

    19 века, хотя само понятие стало широко употребляться после 1908 года в связи с появлением работ Мак–Дугала и Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления и особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально психологических научных проблем началось в 19 веке, когда социологи, психологи, философы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

    Оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция. И прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

    Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. Предметом исследования является человек среди людей. Если рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всём многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

    Социальная психология изучает социальные группы в обществе, психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений.

    Основные этапы развития социальной психологии:

    1 этап. Становление социальной психологии как науки – охватывает период с середины 19 века по 1908 год. На этом этапе определяются предмет изучения и основные проблемы.

    2 этап. Продолжается до середины 40-х годов 20 века и характеризуется появлением научных социально–психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является Левин, создатель теории групповой динамики. Было проведено большое количество экспериментальных работ.

    3 этап. Начинается с середины 40 годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ.

    Социально–психологические явления —это такие феномены, которые

    возникают в результате взаимодействия субъектов (индивидуумов и общностей) в определённых условиях, отражают их в различных формах, выражают отношение к ним, побуждают и регулируют поведение людей, осуществляют обмен сообщениями, а также способствуют организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

    К числу основных социально–психологических явлений относятся: общение, мнение, настроение, общность, стереотип, конфликт, образ жизни.

    Социально–психологические явления классифицируются:

    1. По содержанию подразделяются на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально–психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личности. Деформированные социально – психологические явления состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях.

    2. По степени устойчивости социально–психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико – статичные (например, мнения и настроения), статичные(например, традиции, обычаи).

    К универсальным механизмам социально–психологических явлений относят:

    подражание – следование какому–либо примеру, образу;

    внушение– процесс взаимодействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

    заражения– процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

    убеждения– метод воздействия на сознание личности;

    идентификацию – процесс объединения, или, точнее, отождествления.

    Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называетсясоциограммой.

    Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется методподставной группы.

    Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.

    Направления социальной психологии

    В процессе развития социальной психологии возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим парадигмам: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму. В самом общем виде рассмотрим тот вклад, который каждая из этих парадигм внесла в развитие социально-психологических представлений XX века.

    Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике, не усмотрев в ней ничего специфического, требующего какого-то отдельного концептуального или методического подхода. «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор правому, потому что в левом лежит пища, то это поведение изучает психолог. Если же мышь поворачивает налево, потому Что в правом коридоре сидит другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог». В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые сегодня представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант, путей и методов социального научения, технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов.

    Бихевиоральная социальная психология создала свою практику активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений). Интересно, что все разнообразие социально-психологических подходов в рамках бихевиоризма основано на весьма ограниченном наборе концептуальных понятий данной парадигмы: поведение, стимул, реакция, подкрепление (поощрение, наказание), научение. Бихевиоризм ориентирован на модель человека, которая может быть обозначена как модель «человека реагирующего». Прежде всего, игнорирование специфики человека как объекта изучения. На смену бихевиоральной в качестве ведущей приходит когнитивистская модель «человека думающего», хотя социобихевиоризм и сегодня, находит в американских научных кругах немалое количество сторонников.

    Когнитивизм — значительное явление в истории развития психологии вообще и социальной психологии в частности — возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хаидера. К когнитивистам в начале 80-х гг. XX в. относили себя три четверти американских социальных психологов.

    Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя». Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека: «Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, которые и выступают регуляторами социального поведения».

    Неофрейдизм, опираясь на социально-психологические идеи 3. Фрейда и собственные наработки, создал весьма специфическую социальную психологию. Она практически не существует как самостоятельное направление, но вместе с тем многие ее положения и идеи стали настолько традиционными, что часто применяются без ссылок на первоисточники. Именуют этот феномен «рассеянным психоанализом» и выделяют три его формы в современном социально-психологическом мышлении:

    1) влияние на внутренние профессиональные установки исследователей относительно рассмотрения тех или иных социальных явлений;

    2) включение психоаналитических принципов в современные теории и социально-психологическую практику;

    3) заимствование отдельных положений психоанализа для объяснения различных социально-психологических проблем.

    С точки зрения 3. Фрейда, в основе группы — система эмоциональных либидозных связей, то есть группа обретает свое психологическое содержание благодаря межличностной «любви», связывающей между собой рядовых членов группы. Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они возникают только благодаря тому, что каждый член группы устанавливает особые по содержанию связи с лидером (вожаком). Психологическая суть первичных связей «член группы — лидер» — это идентификация. Член группы переносит на лидера свое «идеальное «я», идентифицируется с его поведением, чертами характера, ценностями и т.д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членов группы между собой. Особую психологическую позицию в групповой системе занимает лидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит только себя. Такая обращенность на себя и делает его кумиром группы.

    Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы.

    Интеракционизм — течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. В его основе — последовательное понимание группы как целого. Эта целостность преобладает над индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамках целостной групповой активности.

    Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой не что иное, как интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация — не просто контекст, она — значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Социальное поведение человека признается принципиально отличным от стадного поведения животного. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом.

    В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека.

    Основные задачи социальной психологии:

    1. Теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире и выявление социально–психологических характеристик личности, наиболее распространённых её типов в современных условиях в целях разработки приемлемой её модели.

    2. Исследования всего многообразия отношений и общения.

    3. Выработка социально–психологического взгляда на природу государства, политики, экономики и общества на основе объективного анализа социальных институтов и общностей, их реального значения для личности.

    [3]

    4. Разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, криминальных).

    5. Выработка теоретических основ социально–политических диагностики, консультирования и оказания помощи (психогигиена, психопрофилактика, социальная реабилитация, групповая психотерапия, тренинги, обучение, ролевые игры).

    Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

    Читайте также:
    1. IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии
    2. V. Основные направления развития международного сотрудничества
    3. VI. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ XX В. КОНЦЕПЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
    4. VI. Основные направления поисков этики Нового времени
    5. А) мировых трудовых ресурсов, условий формирования рабочей силы, оплаты труда и социальной защиты работающих;
    6. Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
    7. Адресный принцип социальной защиты
    8. Актуальные проблемы и задачи современной соц. психологии
    9. Актуальные проблемы функционирования системы государственного управления Российской Федерации и основные направления ее реформирования.
    10. Антидискриминационная направленность социальной работы. Эйджизм, сексизм и инвалидизм в современном обществе.
    Читайте так же:  Кетамин в роли антидепрессанта

    Источники


    1. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.

    2. Эпштейн, Михаил Sola amore. Любовь в пяти измерениях / Михаил Эпштейн. — М.: Эксмо, 2011. — 496 c.

    3. Одергон, Арлин Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов / Арлин Одергон. — М.: Энигма, 2008. — 512 c.
    4. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2014. — 915 c.
    5. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
    Основные направления и задачи социальной психологии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here