Основные отличия психики человека от психики животных

Сегодня мы рассмотрим тему: "Основные отличия психики человека от психики животных" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Отличие психики человека от психики животного

Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Сущность различий психики человека и животных

Читайте также:
  1. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  2. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  3. I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ
  4. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  5. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  6. SALVATOR — это переход физического явления в семантико-нейронный алгоритм (инструкцию) освобождения человека от негативных последствий этого явления.
  7. VII. ЛИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СУЩНОСТИ ЖИВОТНОГО И ЧЕЛОВЕКА
  8. X.3.4. Микрофлора человека
  9. XI. ЦЕЛЬ МИРА И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ (НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)
  10. YI.3. Сознание и самосознание человека
  11. А) Инвазионные болезни рыб, опасные для человека
  12. А) Соответствие жилища потребностям человека.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.

У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание.

Восприятие и память человека отличаются от аналогичных функций у животных. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредствованно-стью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

В-третьих, различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия:

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

Читайте так же:  Что делать, если бросила девушка

В-четвертых, вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

В-пятых, мотивация поведения людей и животных. Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Основные отличия психики человека от психики животных

9. Различия психики животных и людей

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного. Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различия и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями. Высшим животным свойственно лишь практическое мышление.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития.

Отличие психики человека от психики животных. Основные психологические характеристики сознания

Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать «орудие». Абстрактные способы мышления ещё не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за её пределы, абстрагироваться от неё и усвоить отвлеченный принцип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации. [7, стр. 50]

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Люди не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, а способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть её или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна.

Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живёт в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передаёт его другим людям.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. И человек, и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Читайте так же:  Астенический синдром

Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Если развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики человеческого сознания подчиняется законам исторического развития.

И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения с другими людьми. [7, стр. 52]

Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьётся способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у детей, воспитанных животными, нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая, оставшаяся одна, без стада, всё равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

[2]

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путём использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закреплённое в нём отчётливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человеку и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный, среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. [5, стр. 30]

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются его мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Всякое нарушение, в результате болезни или по каким-то иным причинам, возможности осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность, рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определённого отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включён человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык, В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык — особая объективная система, в которой запечатлён общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчёт о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Отличие психики человека от психики животных

Долгое время в психологии существовало два направления, объясняющие происхождение и сущность психики человека. Идеалистическое (религиозное), придерживающееся божественного происхождения человека, и биологическое, представители которого (И.П. Павлов) приписывали человеку животное происхождение и считали, что психика человека не отличается от психики животных.

Л.С. Выготский доказал, что психика человека в корне отличается от психики животных. Эту мысль он развил в своей «Культурно-исторической концепции развития психики человека». Основные положения этой концепции гласят:

1) переход от психики животных к психике человека в корне изменил отношение субъекта и среды: теперь не среда изменяет человека, а человек среду при помощи орудий труда и развития материального производства;

2) человек в своем развитии научился владеть своей психикой, используя специальные психологические орудия — знаки (естественного языка, научных знаков, и т.п.);

3) сначала человек с помощью психологических орудий (знаков — язык и др.) действовал на других людей и лишь потом — на самого себя.

Читайте так же:  Описание экзальтированного типа личности

Л.С. Выготский в психике человека выделил два уровня: натуральные психические функции (НПФ) и «культурные» или высшие психические функции (ВПФ).


1. Натуральные ПФ — сенсомоторные функции и все непроизвольные. Они не имеют особенностей у «культурного» человека, отличных от животных.

2. Высшие ПФ («культурные») — произвольные функции, мышление, воображение. Эти функции у человека качественно иные, чем у животных. Они обладают свойствами: произвольности, опосредованности (знаками), осознанности и взаимозаменяемости. Человек может пользоваться как функциями первого уровня, так и второго.

Л.С. Выготский Л.С. сформулировал закон становления ВПФ, переход к которым в корне изменяет всю психическую деятельность человека.

Закон становления ВПФ — всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцену дважды: сперва в социальном развитии ребенка как интерпсихическая (приобретенная), в затем — во внутреннем плане как интрапсихическая (своя). Таким образом, ВПФ усваиваются, а не получаются генным путем.

Высшие психические функции (ВПФ) — преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической теории развития.

Знак — материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.

Интер — составная часть сложных терминов, означающая — «между, среди» или «взаимный».

Интра — префикс, в переводе с латинского языка означает — «внутри».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Интерпсихическая функция — возникшая во взаимодействии ребенка с другими людьми.

Интрапсихическая функция — внутренняя, перешедшая во внутренний план.

Сознание человека

Сознание — ключевой и самый многозначный термин психологии и многих других наук.

Как теоретический термин сознание — высший уровень развития психики и саморегуляции, присущий только человеку. Признаки сознания, отличающие сознание от психики животных, таковы:

— сознание — система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);

— сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;

— сознание носит общественный характер. Только жизнь в обществе рождает сознание;

— оно позволяет отделять субъекта от объекта (человека — от природы);

— сознание предполагает наличие у субъекта способности к целенаправленной

— сознание связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру.

Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулировать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт).

Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями («Внешние воздействия преломляются через внутренние условия» — С.Л. Рубинштейн).

Сознание неоднородно. Существуют сознание, предсознание и бессознательное.

Следует заметить, что фундаментальные проблемы сознания (что такое сознание, чем оно детерминировано и пр.) еще не решены. Однако психологи открыли множество удивительных явлений сознания. Например:

— выяснилось, что мозг воспринимает и хранит информацию, которая поступает в таких больших количествах, или с такой громадной скоростью, или столь малой интенсивности, что человек почти ничего из этого не осознает;

— обнаружено, что мозг почти мгновенно осуществляет вычислительные, логические и смысловые преобразования информации такой сложности, которые человек вообще не способен выполнить сознательно;

— видимо, существует специальный механизм, принимающий решения, что из воспринятой и переработанной мозгом информации следует осознавать, а что — нет. Этот механизм имеет тенденцию повторять как свои решения об осознании чего-либо, так и свои решения о неосознании этого;

— показано, что любое случайное явление осознается как закономерное, сознание приписывает ему какие-то причины;

— сознание не может не контролировать результаты своей деятельности. Стоит перед человеком поставить задачу не осознавать какую-либо информацию, как сознание тут же начинает проверять, удачно ли оно решает задачу игнорирования и тем самым автоматически обращает внимание на то, что должно игнорироваться;

— сознание неразрывно связано с деятельностью, так как оно контролирует ее;

— если сознание сталкивается с рассогласованием собственных построений и реальности, то оно защищает прежде всего собственные догадки. Поэтому сознание больше времени тратит на работу с неожиданными стимулами, а ожидаемые быстро перестают осознаваться. Информация, с которой ничего не надо делать, а только помнить, забывается вопреки сознательному желанию удерживать ее;

— сознание не столько отражает внешний мир, сколько конструирует его — потому мир его и называется субъективным;

— направленность сознания на конструирование догадок, как устроен мир (которые могут быть и ошибочными), позволяет выйти за пределы той весьма ограниченной информации о реальности, которую человек получает от органов чувств, и создавать представления о том, о чем напрямую нет никаких непосредственных данных: о космосе и микромире, о добре и зле, о своем «Я» или о сознании других людей.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку.

Предсознание — психоаналитический термин, относящийся к знаниям, эмоциям, образам и т.д., которые не представлены в сознании в данный момент, но которые легко доступны.

[3]

Бессознательное.

Не все психические процессы и состояния человек осознает, то есть не отдает себе отчет о своих действиях, поступках, мыслях. Это бессознательные процессы.

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

В бессознательном отражаемая реальность слитна с переживаниями субъекта и его отношением к ней, и потому невозможны произвольный контроль действий и оценка их результата. Неосознаваемые (бессознательные) процессы проявляются в разнообразных формах. Выделяют три класса (см. табл. 1.6.1.):

1) надсознательные процессы. В процессе сознательной работы (решения задач) попутно может идти неосознаваемая работа мысли. В определенный момент эта неосознаваемая работа включается в сознательный процесс, и возникает внезапное интуитивное решение — инсайт. Решение найдено, но объяснить, как это произошло, человек не может. Только речевой отчет позволит осознать решение. Аналогично могут происходить воспоминания, возникать образы воображения и пр.;

Читайте так же:  Почему ваша жена - истеричка, и как её успокоить

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки). Роль установки (готовности организма к совершению определенных действий) была изучена Д.Н. Узнадзе.

В процессе жизни у человека формируется неосознаваемая готовность, например, брать маленькие предметы тремя пальцами, большой предмет воспринимать как более тяжелый и т.д. Могут быть и социальные установки: эффект ложного согласия (все так говорят), тенденция положительно оценивать друзей и пр.

Различного рода влечения, желания и мотивы могут также не осознаваться (любовь с первого взгляда, чувство симпатии, мотивы поступков). Эту форму бессознательного пытался объяснить З. Фрейд (см. рис. 1.6.1.). Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

Особенность этого проявления бессознательного состоит в том, что осознание причин таких влечений не приводит к исчезновению переживаний и для их устранения требуются специальные психотерапевтические методы.

3) неосознаваемые регуляторы выполнения деятельности (автоматизмы — ходьба, умения, навыки, привычки, способы действий (например, решения задач и пр.).

Бессознательное проявляется также в ранних формах познания ребенка, в первобытном мышлении, под влиянием гипноза. Оно является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

Различия психики животных и человека

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека — передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт . С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует — положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Читайте так же:  Понятие души, какая она бывает и может ли отсутствовать у индивида

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных : человек — продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада — в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

3.3. Отличия психики животных и психики человека

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

3.4. Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики: первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов; вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не — Я»; третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека; четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное. Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне; некоторые патологические явления; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З. Фрейд. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго («сверх – я»). В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». К ним относятся механизмы отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, компенсации, идентификации, сублимации. Механизмы психологической защиты работают в комплексе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Источники


  1. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.

  2. Гитин, В. Г. Эта покорная тварь — женщина / В.Г. Гитин. — М.: Торсинг, 2015. — 544 c.

  3. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.
  4. Бельше, В. Любовь в природе. Популярная история возникновения и развития любви в животом мире / В. Бельше. — М.: Типография Г. Лисснер и А. Гешель, 2009. — 580 c.
  5. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 2012. — 160 c.
Основные отличия психики человека от психики животных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here