Основные техники конструктивного общения и взаимодействия

Сегодня мы рассмотрим тему: "Основные техники конструктивного общения и взаимодействия" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Мастер-класс «Особенности конструктивного общения педагога с дошкольниками»

Елена Кузнецова
Мастер-класс «Особенности конструктивного общения педагога с дошкольниками»

МАСТЕР-КЛАСС

«Особенности конструктивного общения

педагога с дошкольниками»

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Хотелось бы начать с небольшой байки.

Байка «Чем занимаются люди»

На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»

Мораль: Каждый решает сам, «где делать талию», как говорил один портной. Какую занять позицию, и какой выбрать способ общения с детьми.

Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.

Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности конструктивного взаимодействия педагога с дошкольником».

Итак, если мы заглянем в психологический словарь, то мы узнаем, что понятие «взаимодействие» довольно сложное, а если оно еще и «конструктивное», то можно найти много значений этого термина (знакомство со словарными значениями).

Упражнение 1. Предлагаю начать наше общение детской игрой, которая помогает даже пасмурный и холодный день сделать веселым. В эту игру можно поиграть в группе с ребятами. Правила простые — слушаем и выполняем. Стихи можно придумать любые. Закончить желательно движением, успокаивающим ребят.

Игра «По приметам».

Тот, кто любит есть бананы,

Пусть поднимется с дивана.

Тот кто любит кушать груши,

Пусть потрёт скорее уши

Кто весёлый озорник,

тот покажет мне язык.

У кого собака есть,

нужно на пол быстро сесть

Кто тут любит есть конфеты,

тот похлопает коленки.

У кого есть дома кошка,

Тот попрыгает немножко.

Известный психолог Альфред Адлер в своей теории говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте. «Плохое» поведении ребенка всегда попытка защитить себя от боли, которая имеет место, когда развивающаяся самоценность не получает от взрослого взаимодействие необходимого качества. Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия: 1) уважительное внимание; 2) справедливая оценка; 3) признание безусловной ценности его личности. Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

Дети приходят в детское дошкольное учреждение из разных семей и со своим набором паттернов. Каждый конкретный воспитатель строит свои взаимоотношения с ребёнком исходя из своей педагогической философии (осознанно или нет). Итак, следующее упражнение поможет воспитателю в рефлексии и самоанализе его взаимодействия с дошколятами.

Упражнение 2. Участники делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа пишет, что может препятствовать педагогу выстраиванию конструктивного взаимодействия (стиль воспитания, эмоциональный настрой, возраст и т. д.). Вторая группа представляет портрет ребёнка, который так или иначе испытывает педагога на «профессионализм», т. е. мешает «конструктивно взаимодействовать».

Критериями конструктивного взаимодействия, как мы уже сказали выше, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание, оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он.

Часто педагоги предъявляют к воспитанникам определенные требования и ожидают, что поведение детей будет им соответствовать. Но есть и другая сторона — чего от нас, воспитателей, учителей, просто взрослых ожидает ребенок? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас. Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины мы должны придерживаться следующего алгоритма:

1. Распознать истинную цель проступка.

2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.

4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

Если истинную цель проступка мы со временем определим, то принимать решение, как отреагировать на выходку ребёнка, очень часто педагогу приходиться принимать тут же, спонтанно. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.

Упражнение 3. «Я возьму с собой…» Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, в сказку «Красная шапочка».). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Выделяют семь основных воспитательских позиций по отношению к детям:

• Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.

Читайте так же:  Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе

Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Дошкольник уже способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

• Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно, действия Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

• Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

• Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

• Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

• Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

• Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

— Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

Упражнение 4. Шуточный тест «Любимый сказочный герой». Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.

Интерпретация: первый- это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй- это каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.

Фотоотчёт «Мастер-класс как форма повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения» Фотоотчёт «Мастер-класс как форма повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения». Я принимала.

Маленькая елочка из бросового материала Уважаемые коллеги! Наступили дни, когда в детских садах начинается предновогодняя суматоха: репетиции, подготовка костюмов, украшение.

Приемы конструктивного взаимодействия

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях — соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах — сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип — это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, до­стойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоя­щей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодей­ствии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в кон­фликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области — Аристотеля, Шопенгауэра, Поварнина — продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью ком­муникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слуша­ющего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушаю­щий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, опре­деленные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий Принцип Коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную комму­никацию, звучит следующим образом: «Будь ясным, честным, эффективным и точ-

[3]

ным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непо­нятных речевых актов», 2) «Не совершай неискренних речевых актов», 3) «Не совершай избыточных речевых актов», 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов», 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами»» (там же, с. 50-53). Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой — содейство­вать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулирова­но 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Читайте так же:  Как шизофреногенная мать влияет на будущее своего ребенка

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8-3 и 8-4.), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в кон­фликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации, К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргумен­тов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации — «перели­цовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргумен­тации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку кон­кретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выво­ду; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным вы-

Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с.210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь-и-теперь». Обобщение: поведение называет­ся «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отно­шения к делу
2. Вовлеченность Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары». Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор пре­ждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь». Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непони­мания, намеки, неясности «шум».
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер. Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствитель­ное место.

Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с.211)

+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому. Не узнал ничего нового
2.0треагирование Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии. Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось.
3. Сближение Спор привел к взаимопони­манию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохра­няют свое достоинство. Партнеры более отдалены, чем пре­жде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены.
4, Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее. Ничего не решено, участник не ста­рается ничего исправить или остав­ляет это другому и не хочет его про­стить.

водам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партне­ра с их последующей проработкой и т. д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самооборо­ны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику беско­нечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной плас­тинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемсяпри об­суждении проблем их разрешения.

Нерешенные вопросы

Правила Кратохвила, равно как и описываемые Сидоренко приемы, демонстри­руют отсутствие чётких представлений о разнице между конструктивным и некон­структивным, корректным и некорректным использованием «техники» взаимодей­ствия.

Нерешенными остаются и методические проблемы вычленения принципов эф­фективной коммуникации. В исследовании М. Аргайла, А. Фюрнхама и Дж. Грахам

среди правил социальной ситуации в качестве правил, отвечающих универсальным требованиям социальных ситуаций, описаны следующие: «Делай коммуникацию возможной», «Препятствуй уходу других участников», «Препятствуй агрессии», «Начинай и заканчивай встречи».

В свою очередь, к правилам, отвечающим универсальным требованиям вербаль­ной коммуникации, относятся такие, как «Синхронизация высказываний», «Смеж­ность пар», «Генерирование более длинных последовательностей высказываний. Однако исследования, в которых предпринимается попытка выявить элементы ре­пертуара социального поведения (в том числе используемые вербальные категории и вербальное содержание), не дали значимых результатов. Изучение разных типов ситуаций показало, что вербальные категории Бейлса приложимы ко всем ситуаци­ям, но не всегда полезны, а вербальное содержание варьирует настолько, что мало­вероятно найти общий набор категорий (Argyle, Furnham, Graham, 1981, р. 180-197).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возможно, дополнительные трудности в какой-то степени связаны с тем, что если так называемые приемы негативного взаимодействия еще можно вычленить довольно отчетливо и они в основном получают однозначно отрицательную оценку, то с тем, какие именно «техники» взаимодействия в конфликте ведут к его конст­руктивному разрешению, далеко не все ясно.

Общие пожелания к «правильной» коммуникации, в том числе и те, которые мы приводили, понятны.

Однако в связи с обсуждением известных принципов Грайса («быть правди­вым», «быть кратким, но полным», «быть релевантным», «быть ясным и прямым»), А. Силларс и Дж. Вейсберг справедливо замечают, что при конкурентных взаимо­действиях эти принципы нарушаются, поскольку могут расходиться с интересами индивида (Sillars, Weisberg,1987, р. 152).

«Классические» теоретики конфликта исходили из того, что его открытое прояв­ление имеет множество преимуществ и выполняет различные позитивные функ­ции, такие как адаптация, изменение, восстановление и т. д.; подавление конфлик­та, напротив, аккумулирует напряжение и делает возможные проявления конфлик­та взрывоопасными. Однако возможна и иная точка зрения. Так, А. Силларс и Дж. Вейсберг ссылаются на тех авторов, которые считают, что «идеология интим­ности» (в значении предпочтения открытой коммуникации) отражает культурные предпочтения и создает искаженную картину взаимоотношений, обходя внимани­ем потребность в приватности, скрытности, не учитывает ориентации «не будить спящую собаку».

Сами авторы приходят к выводу, что истина где-то посредине, поскольку на практике одни конфликты разрешаются с помощью прямой и открытой коммуникации, а другие «затухают», если их не вскрывать, и, в конце концов, лучший способ определяется характером проблемы и позициями сторон (Sillars, Weisberg, 1987), Отсутствие здесь единой точки зрения (а скорее всего, и невозможность единого универсального правила на все возможные случаи) часто приводит к проявлению личных предпочтений того или иного специалиста в выдвигаемых им предложе­ниях.

Читайте так же:  Почему мужчина не звонит

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Основные техники конструктивного общения и взаимодействия

Задача любого диалога — донести собственные мысли до собеседника, а также понять суть сказанного им.

Для построения эффективной беседы необходимо знать, что такое конструктивное общение.

Только руководствуясь правилами, способами и приемами конструктивного общения, можно успешно говорить и договариваться с людьми.

О понятии и функциях педагогического общения читайте здесь.

Конструктивное общение — что это в психологии?

Конструктивное общение — формат общения (как устного, так и письменного), в котором передается объективная информация, без оценочных суждений и личного отношения к ней или к собеседнику.

Иными словами, человек говорит беспристрастно, и отделяет свое отношение к теме разговора или личности, с которой ведет беседу. Он объективен и отделяет саму информацию от ее источника.

Отличие конструктивного разговора от конструктивного общения в целом — действие происходит в реальном времени. Зачастую, разговор ведется между двумя собеседниками.

Конструктивный разговор — диалог, в котором каждый из собеседников стремится донести собственную точку зрения и правильно понять информацию, исходящую от второго человека.

Для того, чтобы действенно доносить информацию до собеседника, а также самому воспринимать слышимое, нужно пользоваться простыми, базовыми понятиями конструктивного общения.

    Воспринимать информацию объективно. Вне зависимости от личности человека, который ее передает. Вы можете быть не согласны с точкой зрения или вам может быть неприятен человек, который эту точку зрения выражает. Однако, конструктивное общение подразумевает умение рассматривать позицию, даже если она вам не близка.

  • Отсутствие яркихэмоций. Разговор на повышенных тонах — общение деструктивное. Находясь в заряженном эмоциональном состоянии (особенно негативном), человек не может адекватно воспринимать информацию физически. Вы можете упустить важные детали, что помешает смотреть на точку зрения целостно.
  • к содержанию ↑

    Эффективный диалог возможен только при определенных условиях, без которых реагировать на речь собеседника конструктивно — не получится.

      Относится к человеку как к равному. Его социальный статус, положение в обществе, популярность и другие внешние атрибуты не должны влиять на диалог. Это условие работает в обе стороны — не стоит подстраиваться под вышестоящего по должности просто потому, что он богаче или наделен большей властью.

    Также не нужно показывать превосходства или снисходительного отношения к человеку, который по достатку или положению ниже вас.

    Внимательно слушать собеседника. Не просто слышать, а слушать. Сосредоточить внимание на его словах, подключить образное мышление, запоминать детали. Необходимо удалиться от внешних раздражителей и полностью погрузиться в диалог.

  • Быть непредвзятым. Нужно быть готовым понять человека, поскольку то, что он говорит — результат его умственной и практической деятельности, прошлого опыта. Он пришел к своей точке зрения не в один день, а потому имеет смысл понять его позицию. Конечно, не стоит и сразу менять свою точку зрения на то, что преподносит собеседник. Здесь важен баланс — выслушать и проанализировать информацию, не принимая и не отвергая ее источник.
  • Выбор правильного собеседника. Не каждый вопрос можно обсудить с каждым человеком.
  • Если вы хотите решить проблему — лучше обратиться к компетентному человеку, который либо сталкивался с такой же проблемой, либо имеет большой опыт в ее решении, является профессионалом.

    Существуют люди, с которым вообще невозможно построить грамотный конструктивный диалог. Вариантов масса:

    • человек эмоционален сам по себе, а потому реагирует на информацию неадекватно;
    • личная неприязнь к вам настолько велика, что человек не в какую не желает идти на диалог;
    • человек — эгоист и его ваша проблема не волнует;
    • человек считает вашу проблему простой, легко решаемой, а потому считает, что вы «зря беспокоитесь».

    к содержанию ↑

    Для поддержания взаимоуважительного конструктивного диалога, можно воспользоваться несколькими правилами из тех, что перечислены в списке ниже:

    1. Старайтесь удалять из речи такие слова как «должен», «обязан». Есть люди, которые воспринимают фразы с данными словами крайне негативно. Никому не нравится, когда ему приказывают. Лучше использовать «слова возможности»: «ты можешь», «ты способен».
    2. Не навязывать свою точку зрения или шаблон поведения. В продолжении к предыдущему пункту. Тезис «делай как я, просто потому что я так хочу» — не очень эффективен в общении.

    Если вы хотите смотивировать человека поступать так же, как вы — покажите ему выгоду. В чем он выиграет от принятия вашей точки зрения, какую выгоду получит.

  • Будьте тактичным (не быть назойливым). Для каждого человека есть темы, которые он обсуждать не хочет (порой даже с самыми близкими людьми). Часто эти темы персонифицированы — у каждого свое. Если человек уклончиво ответил на вопрос или отшутился — значит, эту тему он развивать не готов. Не стоит продавливать или переспрашивать, иначе возможно развитие конфликтной ситуации.
  • Откажитесь от провокаций. Раз уж мы говорим именно о конструктивном общении, то здесь провокации или манипуляции излишне. «Да ты трусишь», «Ты завидуешь» и прочие фразы не только могут оказаться лживыми доводами, но и выводят собеседника из себя.
  • Представьте себя на месте собеседника. Один из лучших методов понять человека. иногда может казаться, что собеседник жалуется на пустяк или ноет попусту. Но если проблема легко решается для вас, не факт что человек напротив способен ее так просто решить. На выход из проблемной ситуации влияет масса факторов — сила воли, стрессоустойчивость, навыки, личностные качества, прошлый опыт.

    Чтобы наиболее эффективно понять человека, попробуйте посмотреть на проблему его глазами.

    [2]

    Способы и приемы

    Приемами конструктивного общения являются правильные формулировки слов и выражений. Их цель — не допустить конфликта или любого другого отрицательного эффекта в диалоге.

    Читайте так же:  Чувство юмора

      Использовать в предложениях положительные смыслы. Например, вы хотите, чтобы человек пришел на встречу в назначенное время. Выразить мысль можно как с использованием отрицательного смысла («Не опоздай»), так и с помощью положительного («Приди вовремя»). Положительный формат позитивнее и настраивает на вежливое общение, в то время как использование отрицательных фраз может вызвать негатив. Сравните: «не болей» и «будь здоров».

  • Выражение своих чувств. Суть в том, чтобы говорить о том, что вы испытываете, вместо обвинения собеседника. «Ты меня обидел» — обвинение, «я чувствую обиду из-за сказанных слов» — выражение чувств. И то и другое говорит об одном факте, но обвинение настраивает человека на конфликт, а разговор о своих чувствах — на решение проблемы.
  • к содержанию ↑

    Техники взаимодействия

    Рассмотрим несколько действенных техник общения, позволяющих сделать его максимально полезным и информативным для обеих сторон:

      Техника активного слушания. Представляет собой постоянный диалог. Вы внимательно слушаете человека и задаете уточняющие или раскрывающие тему глубже, вопросы. Так собеседник видит, что вы воспринимаете его слова, анализируете сказанное.

    Но важно соблюдать грань — чувствовать момент, в который можно задать уточняющий вопрос.

    Если вы несколько раз перебьете человека, в спешке желая раскрыть тему, то можете показаться поверхностным и нетактичным собеседником.
    Техника пассивного слушания. Вы также внимательно слушаете о чем говорит человек, но задаете вопросы реже. Данный формат общения больше походит на монолог. Вы ждете, пока собеседник полностью выразит свою мысль и только после этого начинаете дискутировать на тему сказанного. В процесс слушания важно давать человеку понять, что вы действительно понимаете о чем речь — кивать, коротко соглашаться, по возможности отмечать ключевые моменты — записывать тезисы на бумаге или в смартфон.

  • Техника эмпатического слушания. Подразумевает полное погружение в ситуацию собеседника. Вы моделируете в голове положение, в котором он оказался, и стараетесь понять его мотивы поступков, точку зрения и т.д. Данная техника подходят для людей с высокой чувствительностью, развитой эмпатией.
  • к содержанию ↑

    Чем отличается конструктивное и деструктивное общение?

    Выше мы рассматривали способы и приемы конструктивного общения: профилактика конфликтности важна для предотвращения возникновения барьеров в диалоге. Деструктивное деловое общение ведет к конфликту, иногда доходящему до неприязни или вражды.

    Основное отличие заключается в базовом понятии каждого из видов общения. Конструктивное — настроено на получение ответов, заключение сделки, договора или решении определенной проблемы.

    Деструктивное общение — совершенно противоположно. Оно направлено на развитие конфликта, ухудшение отношений.

    Иногда деструктивный метод используется для манипуляции или провокации, с целью вывести собеседника из себя, тем самым навредив его репутации.

    Критика — весьма эффективный инструмент для роста.

    Если человеку постоянно твердить, что его деятельность исключительно хороша, то он застрянет на одном уровне и перестанет развиваться.

    Но критиковать необходимо конструктивно — только в этом случае будет положительный результат. Есть ряд правил, благодаря которым критика будет эффективно работать:

      Отделять человека от его деятельности (работы, поступка). Самое важное правило — никогда не критикуйте самого человека. «Ты — плохой» и «ты совершил плохой поступок» — совершенно разные формулировки, хотя ситуация одна — например, ребенок разбил горшок с цветами. Здесь работает — конструктивная функция педагогического общения, поскольку в детском возрасте психика только формируется, нужно критиковать за проступок, но и напомнить, что хуже вы к ребенку из-за этого не относитесь.

    Важно дать понять человеку — вы не переходите на личность, а даете критическую оценку конкретному действию.

    То же самое и с работой. Если друг попросил вас оценить его рисунок — важно ответить честно, но акцентировать внимание на том, что вы критикуете работу, а не лично его.
    Компетенция в области критики. Чтобы критиковать фильм — не обязательно снять свой. Но иметь базовые знания о структуре сюжета, проработке персонажей и их мотивации, внутреннем и внешнем конфликте в произведении — полезно. Критика должна быть обоснованной, необходимы критерии, по которым идет оценка. «Мне не понравилось» — оценочное суждение, не имеющее с конструктивной критикой ничего общего.

  • Предлагать пути решения. Правило соответствует знаменитой поговорке «Критикуешь — предлагай». Вы должны посоветовать человеку как исправить ситуацию, сделать лучше. Простой констатации факт недостаточно. Попробуйте дать несколько вариантов решения, поделитесь собственным опытом с человеком.
  • В современном мире построить грамотный конструктивный диалог — крайне важно.

    Уметь договариваться, доносить свою позицию и с уважением относиться к позиции чужой — ценный навык для каждого человека.

    Конструктивное и деструктивное деловое общение:

    Приемы конструктивного и деструктивного взаимодействия в конфликте

    Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода конфликта. Различают следующие стратегии поведения участников конфликта:

    1. доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
    2. уход (избегание, игнорирование);
    3. уступчивость (иногда обозначается как приспособление);
    4. сотрудничество (кооперация, интеграция).
    5. компромисс.

    Деструктивные приемы взаимодействия в конфликте

    Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов.

    1. Запугивание и угрозы. Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не. то я . ». Примеры: «У меня есть возможности оказать на вас всех влияние», «Если вы не решите свой вопрос сами, мне придется обратиться к директору».
    2. Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)».Примеры: «Вы даже не в состоянии понять проблему», «Ты постоянно делаешь ошибки в самых простых ситуациях».
    3. Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: «потому что я. (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы. (совсем не так правы, как думаете)». Примеры: «Поверьте, мне уже неоднократно приходилось принимать подобные решения», «Не думаю, чтобы ты в этом разбираешься лучше других».
    4. Уклонение от обсуждения проблемы. Примеры: «По-моему, ты драматизируешь ситуацию», «Я вообще не вижу здесь никакой проблемы».
    5. Лесть. Примеры: «Ты настолько лучше меня в этом разбираешся, что тебе нетрудно будет найти правильное решение проблемы», «Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешь и тебе это ничего не стоит».
    Читайте так же:  Профессиональное самоопределение

    Анализ конкретных ситуаций в коллективах, где возникало противостояние вожатого и ребенка (детей), позволяют проанализировать некоторые приемы силового воздействия, с использованием деструктивных приемов.

    • Среди наиболее часто и типично использовавшихся была выделена своеобразная «психологическая редукция», сведение возникшей конфликтной ситуации к «плохому характеру» участника (или участников) конфликта. Ребенок жалуется на бардак или несправедливость вожатого, а его обвиняют в «скандальности». С помощью этого приема занятая человеком позиция интерпретируется как следствие тех или иных его личностных особенностей и тем самым обесценивается. При этом ему наносится «эмоциональный удар», нередко вынуждающий его занять позицию защиты и оправдания себя.
    • Другой прием — это «привязывание» неустраивающего поведения ребенка к интересам группы, состоящее в противопоставлении интересов отдельной личности и группы в целом. В этом случае возникает потенциальная возможность давления на человека со стороны группы.
    • Следующий прием ослабления позиции партнера — это его компрометация, причем какие бы зоны ни затрагивались, она в целом способствует снижению доверия к человеку, что, в конечном счете, ослабляет его позицию.

    [1]

    Кроме упомянутых приемов воздействия на «конфликтующего» мы сталкивались и с другими тактиками «силового» воздействия на человека («застать врасплох», «найти уязвимые места у партнера и воспользоваться его слабостью», наконец, использование угроз и других способов наиболее грубого давления). Все они, однако, связаны с применением силы и направлены на то, чтобы «подавить» партнера.

    Однако методы воздействия на партнера могут включать в себя «мягкие» приемы и разнообразные формы манипулирования, позволяющие «переиграть» партнера. Все приемы манипулирования направлены на создание ситуаций, помогающих манипулятору использовать партнера для достижения своих целей.

    Можно выделить пять групп признаков, характеризующих манипуляцию:

    1. психологическое воздействие как родовой признак понятия;
    2. отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
    3. стремление получить односторонний выигрыш;
    4. скрытый характер воздействия;
    5. использование (психологической) силы, игра на слабостях.

    Приемы конструктивного взаимодействия

    Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора (табл. 1 и 2), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

    Таблица 1. Конструктивный спор: стиль спора

    . +
    1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению. Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу.
    2. Вовлеченность Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары». Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
    3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь». Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности «шум».
    4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер. Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место.

    Таблица 2. Конструктивный спор: результат спора

    . +
    1. Информативность Что-то узнал(а) или получил(а), научился чему-то новому. Не узнал(а) ничего нового.
    2. Отреагирование Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии. Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось.
    3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство. Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены.
    4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее. Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т. д.

    Источники


    1. Протоиерей, Александр Ильяшенко Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью / Протоиерей Александр Ильяшенко. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 144 c.

    2. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.

    3. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.
    4. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. — М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2011. — 128 c.
    5. Вулфолк, Джоанна Медовый месяц на всю жизнь / Джоанна Вулфолк. — М.: ИнтерДайджест, 2007. — 256 c.
    Основные техники конструктивного общения и взаимодействия
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here