Основы происхождения и типология лидерства

Сегодня мы рассмотрим тему: "Основы происхождения и типология лидерства" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Теории лидерства. Типы лидеров

Понятие и типология лидерства. Сущность отличия между лидерами и последователями, значение ситуативных факторов, уровня интеллекта и знаний. Особенности трансакционных и трансформационных теорий. Характеристика основных ролей руководителей-лидеров.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.12.2012
Размер файла 24,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский филиал РАНХиГС

Форма обучения: Очное отделение

Кафедра общеобразовательных и профессиональных дисциплин (СПО)

Выполнила: студентка гр. № 03-СПО-2

кандидат психол. наук, доцент

1. Теории изучения лидерства

1.2 Понятие лидерства

2. Типология лидерства

2.1 Классификация типов лидерства

2.2 Типы лидеров

Список используемой литературы

Данная тема очень актуальна, так как рассуждения о природе лидерства уходят корнями в далекое прошлое, так как человеческая история всегда рассматривалась как результат деятельности выдающихся личностей. В течение многих веков феномены этого явления изучались философами, социологами, психологами. Вследствие этого, точки зрения относительно природы лидерства чрезвычайно разнообразны. Одни авторы полагают, что причины его появления следует искать в наличии особых лидерских качеств у индивида. Ч. Ламброзо трактует стремление к лидерству как паранойю, 3. Фрейд и А. Адлер— как невроз. Г. Лассуэлл рассматривает лидерство как попытку компенсации в условиях заниженной самооценки. Кроме того, данный феномен определяется и как стремление преодолеть физические недостатки: низкий рост (Наполеон, Гитлер); паралич (Ф. Рузвельт). Другие настаивают на том, что лидеров «делают» окружающие их люди. Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей. Третьи считают, что лидеров формирует ситуация. Каждая ситуация выдвигает на первый план тех людей, которые способны ее разрешить. Наконец, еще одна группа ученых отстаивает точку зрения, согласно которой лидерство есть результат воздействия целого ряда факторов.

1. Теории изучения лидерства

В ранних теориях лидерства делался акцент на том, какие существуют качества отличия между лидерами и последователями, в то время как более поздние теории смотрели на другие аспекты, такие как ситуативные факторы и уровень интеллекта и знания. Несмотря на большое разнообразие теорий лидерства, большинство может быть отнесено к одной из восьми основных направлений.

Восемь главных теорий лидерства:

1. Теории “великого человека”. Предполагают, что способность к лидерству является врожденной — что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.

2. Теории «характерных черт». В некотором роде похожи на теории «великого человека». Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос — главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.

3. Теории “обстоятельств”. Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях. Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.

4. Ситуационные теории. Рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.

5. Бихевиористские теории. Основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.

6. Теории силы и влияния. Концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит предположение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.

7. Трансакционные теории “Теории Управления”. Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.

8. Трансформационные теории. В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно».

Абсолютизация внутренних факторов приводит к представлению о лидере как о своеобразной «вещи в себе», которая существует независимо от окружения и ситуации, напротив, крайнее «овнешнение» феномена лидерства превращает лидера в «пустую фикцию», ничем не обоснованную «изнутри». Поэтому многие исследователи пытаются создать интегративный подход к лидерству, в котором будут обобщены все факторы, инициирующие и поддерживающие процесс лидерства в группе. Например, американский социолог и психолог Дуглас Мак-Грегор создал теорию взаимосвязанных факторов; в которой выделил четыре основных фактора: характеристики личности лидера, отношения, потребности, интересы, личностные характеристики ведомых, особенности организации, ее структура, природа решаемых в ней задач, политическая, экономическая, социальная среда. В последние годы в лидерологии не просто появились новые теории, а изменился принцип рассмотрения лидерства: произошел переход от группового к диадическому его пониманию и от транзакционного — к трансформационному. Наметилось и сближение различных подходов и теорий. В этом сближении подходов можно увидеть прогресс лидерологии: сейчас важны не исследовательские идеологии, а идеи.

Читайте так же:  Инфекция или всё-таки стресс симптомы термоневроза у взрослых

2.1 Классификация типов лидерства

лидерство теория руководитель трансформационный

В настоящее время используются следующие виды классификаций типов лидерства:

Использования роли, которую выполняют руководители-лидеры:

1) ведущие за собой. Это наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, но они обладают врожденными лидерскими качествами;

2) организаторы групп. Их отличительной чертой является знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах;

3) исполнители. Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив;

4) дипломаты. Легко контактируют с сотрудниками. Могут отстоять свое мнение, используют диалоги и разрешают проблемы персонифицированно;

5) генераторы идей отличаются ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией, синтезом знаний, самокритичностью;

6) продавцы идей — предприимчивы, обладают креативностью и способностью к контролю своих, а также чужих эмоций;

7) синтезаторы. Умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им использовать нетрадиционные подходы;

8) разъяснители. Умеют разъяснить последователям суть даже самой сложной ситуации;

[3]

9) реакторы. Активно и разумно критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями;

10) коммуникаторов отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей;

11) исследователи могут получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты;

12) следопыты обладают способностью к самостоятельным действиям, т. е. автономии;

13) хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать;

14) организаторы. Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

По стилю руководства:

В) совмещающий в себе элементы двух предыдущих.

По характеру деятельности:

А) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера;

Б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера в определенных, специфических ситуациях.

По психофизиологическим характеристикам:

А) инструментальный — берущий на себя инициативу решения проблемы в зависимости от групповых целей

Б) эмоциональный — возлагающий на себя функции регулирования группового настроения в проблемных ситуациях. Эффективный лидер не только обладает набором качеств и умений, необходимых для управления организацией и ее процветания в быстро изменяющейся окружающей среде, но и может подготовить квалифицированных последователей и преемников. Эффективные лидеры обладают четко структурированной системой идей, основанных на знаниях и системе ценностей, которая формулируется лидером таким образом, что полностью и без затруднений воспринимается последователями. Таким образом, формирование передаваемой точки зрения требует выработки идей и осознания ценностей, на основе которых вы осуществляете свою профессиональную деятельность.

2.2 Типы лидеров и их функции

Критерии типологизации лидеров.

Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.1-ю попытку классификации лидерства предпринял М. Вебер. Его типология опиралась на понятие «авторитет». М. Вебер различал три вида лидерства:

а) традиционное лидерство — основано на вере в святость традиций, передаваемых по наследству. б) Рационально-легальное лидерство — устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера.

в) харизматическое лидерство — связано с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.

Третий образ: лидер-торговец. Существенные черты его состоят в способности убеждать. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает в осуществление своих планов и проектов, собственных приверженцев. Образом подобного типа можно назвать 40 — го президента Р. Рейгана. Четвёртый образ: лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на несущие требования, времени сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.Функции лидеров.

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени экономичности, политической, культурной зрелости сфер его жизни, политического режима, индивидуальных качеств самого лидера.

1. Интегративная — объединение и согласование различных групп, интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.

2. Ориентационная — выработка политического курса отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.

3. Инструментальная — определение. способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

4. Коммуникативная — обеспечение устойчивость форм политической самоорганизации на основе тесных конфликтов с общественностью.

5. Мобилизационная — инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.

6. Гаранта справедливости, законности и порядка.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определённого набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

1. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 2000

2. Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2000

3. Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001.

Типология лидерства

Руководитель не только принимает решения, но и играет другие роли. Принятие решений занимает довольно скромную долю в бюджете рабочего времени руководителя. Однако, именно исполнение данной роли-принятия УР оказывает решающее воздействие на обеспечение конкурентоспособности организации, достижение ее целей. При этом выполнение роли ЛПР весьма тесно связано с реализацией других ролей.

Читайте так же:  Эффективен ли анаприлин при панических атаках

Выполнением основных функций управления занят весь аппарат управления. Однако определяющее значение имеет деятельность руководителя, который выполняет различные взаимосвязанные между собой роли (рис.5.4). Ведущая группа ролей руководителя связана с принятием решений. Для обоснования принятия решений необходим обмен информацией внутри организации и с внешней средой. Это определяет значимость информационных ролей. Определяющей характеристикой руководства является то, что это управление людьми. Отсюда — значимость межличностных ролей руководителя.

Набор выполняемых ролей существенно различается у руководителей, работающих в различных функциональных областях и на различных уровнях управленческой иерархии.

Существенно различается значимость отдельных ролей у руководителей, принадлежащих к определенным уровням управления. Высшие руководители концентрируются преимущественно на решении задач стратегического характера, взаимосвязях организации с внешней средой.

Поэтому особенно важными для этих руководителей будут роли предпринимателя, представителя организации. Высшие управленцы принимают участие в переговорах, представляя организацию в целом.

Управленцы среднего и особенно нижнего уровней будут играть роли ликвидаторов негативных последствий, участников переговоров, «поставщиков» информации. Управленцы низшего звена участвуют в переговорах в связи с конфликтами в их подразделениях, распределением ресурсов и заданий внутри организации.

Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров. Лидеры разделяются на львов и лис (Парето). Тип политика-лисы соединяет в себе такие качества, как умение лавировать, предугадывать ход событий, скрывать свои истинные цели, намерения, быть хитрым, осторожным, уметь не попасть в расставленные капканы, запутать свои следы и т.д. Политики-львы чаще всего действуют прямолинейно, методом силового давления и чаще всего попадают в капкан. Их основной принцип — сокрушить противника в решающий момент в открытом бою. Идеальный тип — политик, обладающий сокрушающей силой и твердостью льва, ловкостью и хитростью лисы. Явление это весьма редкое.

Большое влияние на исследователей оказала типология, разработанная немецким философом и социологом М.Вебером. Он выделил традиционное лидерство, основанное на вере в святость и неизменность традиций (лидером становятся в силу традиций, например, когда сын монарха наследует пост отца после его смерти); харизматическое лидерство, опирающееся на веру в исключительные способности вождя, который обладает харизмой, ниспосланной ему Богом. Харизматическое лидерство основано исключительно на личности лидера, взаимоотношения между ним и массой носят эмоционально-мистический характер. От масс требуется полная преданность вождю, который выполняет «историческую миссию». Смена у власти такого лидера связана с большими трудностями, ибо она не может осуществляться в соответствии с укоренившимися традициями или действующими юридическими нормами. Обычно начинается ожесточенная борьба за власть, что ведет к неустойчивости политической системы.

Харизматический тип лидера исторически встречается в самых разных политических системах. В качестве примера подобного типа можно привести Ю. Цезаря, Наполеона, Гитлера, Муссолини, Ф. Кастро, Ким Ир Сена, Мао Цзэдуна, Ленина, Сталина. Такой тип лидера нельзя оценивать однозначно. В период глубоких структурных трансформаций харизматический лидер иногда самим фактом своего существования способен сплотить нацию, вселить веру в успех преобразований. Вместе с тем у масс нередко формируется патерналистское сознание, и они перекладывают заботу о своем существовании, разрешении всех возникающих проблем на плечи руководителей. стиль руководство психологический лидерство

Польский политолог Е. Вятр по отношению к идеологии выделяет тип лидера-идеолога и лидера-прагматика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя сохранения власти. В зависимости от отношения к сторонникам лидер-харизматик формирует волю других, лидер-представитель выражает волю тех, кто за ним стоит. По отношению к противникам Е. Вятр выделяет тип лидера-соглашателя, который, насколько это возможно, стремится к смягчению конфликта, нахождению компромисса, и лидера-фанатика, стремящегося к максимальному обострению конфликта, уничтожению противника любой ценой В зависимости от степени, в какой политик способен пересматривать ранее сформулированные суждения, учитывать чужие мнения, воспринимать критику в свой адрес, Вятр выделяет тип открытого лидера и лидера-догматика.

Власть — не только определенный способ и тип социального взаимодействия людей. Властвующие лидеры условно подразделяются на два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический. Эгоцентрический тип лидера ориентирует власть на себя. Власть может иметь различную ценность для того или иного политика. Она может рассматриваться как инструмент компенсации физических или психических недостатков личности, которые мобилизовали ее на большие достижения.

Социоцентрический подтип властвующего лидера главный смысл деятельности видит в служении Отчизне, выполнении общественного долга. Социоцентрическую ориентацию невозможно определить по тем или иным заявлениям лидера. Оценки делает сама история. Кроме того, эгоцентрические и социоцентрические мотивы не обязательно должны исключать друг друга.

По способу и методам достижения поставленных целей можно выделить политика-реформатора, сторонника постепенных, эволюционных, плавных методов, и политика-революционера, приверженца крутых, радикальных методов; реалиста, учитывающего лишь возможные в данной ситуации средства достижения цели, и авантюриста, ориентирующегося лишь на иллюзорные средства, за которыми порой теряется и сама цель. По типу деятельности различаются типы политика-идеолога и политика-организатора.

Организатор власти не выдвигает принципиально новых идей, но он умеет мобилизовать материальные, людские ресурсы на претворение в жизнь концепции, выдвинутой идеологами, что не менее важно. На изломах общественной жизни, крутых, переломных этапах истории активизируется популистский тип лидера. Это кумир толпы, вызывающий ее восторг и умеющий добиться ее безоглядной поддержки. Он выражает реальные нужды широких народных масс, активно втягивающихся в политическую жизнь, стремящихся непосредственно воздействовать на официальные институты власти, на принятие важных политических решений. Однако политический эффект достигается нередко с помощью использования сиюминутных средств, достижения частного или ближайшего результата при игнорировании общих или долговременных последствий принимаемых решений.

При изучении лидеров и их типов поведения были сформированы концепции лидерства: теория лидерских качеств, концепции лидерского поведения и концепция ситуативного лидерства.

Читайте так же:  Причины и симптомы дереализации, и как от нее избавиться

Концепция ситуативного лидерства сформировалась на основе различных концепций лидерского поведения и пытается ответить на вопрос — как должен вести себя лидер в той или иной ситуации.

В концепцию ситуативного лидерства входят различные теории: модель ситуационного лидерства Фидлера, Херсея-Бланшарда, Стинсона-Джонсона, Хауза-Митчелла, модель «дерево решений» и прочие (Таблица 2).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 2 Сравнительная характеристика концепций лидерства

Типология лидерства. Лидерство в современной России

Современные политические процессы.

Лидерство существует во всех сферах общественной жизни – бизнесе, науке, искусстве, семье, школе. Среди множества людей, вовлеченных в политику, всегда есть те, кто находится в центре внимания. Ими восхищаются, боготворят, а затем их же подвергают жесточайшей критике, уличают во лжи, винят во всех общественных бедах. Речь идет о политических лидерах. Лидеры – особые личности в политике.

Политический лидер – это не просто организатор действий и движений, это человек способный изменить ход политической истории.

Политическому лидеру нужно обладать такими природными качествами, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция.

Профессиональные качества лидера – аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению.

Первые попытки – определить, каким должен быть лидер, прослеживаются в утопии совершенного государства Платона. Он считал, что правителями могут быть только философы, объясняя это тем, что они «видят, созерцая нечто стройное и вечно тождественное, не творящее не справедливости и от нее не страдающее, полном порядка и смысла», сами подражая этому внесут «в частный и общественный быт людей» то, что находят в мире идеального бытия.

Другая точка зрения, каким должен быть лидер, принадлежит Аристотелю. Он считал, что на ранних этапах развития общества лидерами становились старшие и более опытные главы семейства. А, в следующем, тот, кто превосходит других умом.

Таким образом, можно сказать, что представления вышеперечисленных мыслителей древности сводились к единому пониманию — лидера – монарха, то есть, харизматического лидера.

Самый значительный вклад в исследование политического лидерства внес Н. Макиавелли в своем трактате «Государство». Он дал одно из первых объяснений политического лидерства.

Суть его теории эффективного лидерства:

1.Власть лидера коренится на поддержке его сторонников

2.Подчиненные должны знать, что могут ожидать от лидера и понимать, что он ожидает от них

3.Лидер должен обладать волей к выживанию

4.Правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников

Одну из частей своего трактата Макиавелли посвятил характеристике качества политического лидерства. По его мнению, правитель руководствуется моралью силы этого мира, исходит из строго проанализированных реальных фактов, может быть жестоким и хитрым.

Должен сочетать в себе качества льва (сила) и лисицы (хитрость). Он не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, религией или собственным словом.

Все это стало определением базисных черт, которыми должен обладать лидер.

Заметное влияние на последнюю политическую мысль оказала концепция Ницше о сверхчеловеке – высшем биологическом типе – человеке-лидере.

«Цель человечества, — писал Ницше, — лежит в его высших представителях. Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей». Идея этой концепции в том, что сверхчеловек не ограничен норами существующей морали. Такой человек – лидер может быть жесток к обычным людям и снисходительным, сдержанным в отношениях с равными себе. Такого человека отличают высокие жизненные силы и воля к власти.

Самое непосредственное влияние на современную теорию лидерства оказала концепция Г.Тарда – одного из основоположников теории социализации личности. Он считал, что единственный источник прогресса – это открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями, которым подражают остальные, так как сами не способны к самостоятельному творчеству.

От всех предыдущих теорий существенно отличается теория марксисзма. Основоположники этой теории исходили из того, что выдающиеся личности появляются в обществе, если оно того требует и, по необходимости, таких людей можно заменить.

Чтобы изучить природу лидерства важно рассмотреть типологию политических лидеров. В зависимости от различных оснований и критериев выделяется множество типов лидерства.

1.По способу утверждения лидерства в группах и организациях:

Формальный – руководитель, назначенный сверху и управляющий людьми согласно действующим положениям и инструкциям.

Неформальный – сложилось в коллективе естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей.

2.По способу легитимации власти лидера в обществе:

Традиционное – основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Он характерен для доиндустриального общества. (вожди племени, монархи)

Рационально-легальный (бюрократический)осуществляется на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом.

Харизматическое – основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Таких лидеров можно назвать вожди «от Бога». Этот тип вызывает наибольший интерес у исследователей. Примеры: Цезарь, Наполеон; в 20 веке – Ленин, Кастро, Д.Неру.

Черты харизматичного лидера:

[1]

-способность заряжать энергией окружающих;

-риторические способности, артистизм, коммуникативные способности;

-состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;

-достойная и уверенная манера держаться, сохранять имидж, добиваться любых целей.

Этот способ считается классическим и была предложена Максом Вэбером.

Другая, весьма распространенная, типология лидеров – схема, предложенная американским политологом М.Дж. Херманном. Он выделяет четыре образных типа политических лидеров на основе комплекса факторов:

2.Свойства его сторонников

3.Способ взаимосвязи лидера и его последователей

4.Конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство

Первый собирательный образ – это лидер знаменосец – такой лидер самостоятелен. Критичен в оценках действительности, знает, как исправить ситуацию, четко определяет цель своей деятельности, способен увеличить массы по пути к цели (М.Ганди, В.Ленин, А.Гитлер)

Лидер – служитель – прежде всего стремится обеспечить интересы выдвинувшей его группы сторонников. Такой тип лидера характерен для периода «застоя». Приверженцам, не забывая при этом идти навстречу пожеланиям трудящихся. (Л.Брежнев, К.Черненко)

Читайте так же:  Когнитивное направление в психологии - что это такое

Лидер – торговец— собирает себя профессионалов – помощников, которые определяют наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Такой лидер умеет ярко преподнести, выгодно «продать» свои идеалы и планы, привлекая сторонников (Р.Рейган)

Лидер – пожарный – лучшее всего проявляется себя в кризисных ситуациях. Он эффективно действует согласно обстановке, быстро решает насущные проблемы. Такими качествами должны обладать современные лидеры.

В реальной жизни эти 4 типа не встречаются в чистом виде, а сочетаются в различных пропорциях.

По стилю руководства:

Авторитарное лидерство – приказное управление людьми, все основные управленческие функции сосредоточены в руках у лидера, подчиненных он держит под угрозой применения силы, жесткие рамки для подчиненных.

Либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства, отстраненность от управления, полная свобода действий подчиненных.

Демократическое лидерство – действует принцип коллегиальности, вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха, определенная самостоятельность у подчиненных.

В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействиями, которые они оказывают на общество, американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров:

Консерваторы – стремятся сохранить существующие формы общественной жизни. И вся его активность направлена именно на это. Такой тип лидерства встречается не часто (Николай I или У.Черчель- выступал против союза с нацисткой Германией, объясняя это тем, что на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в том, чтобы противостоять сильнейшей, самой агрессивной, самой влиятельной державе на континенте).

Реформаторы – стремятся к радикальному преобразованию общества путем широкомасштабных реформ, прежде всего во властных структурах (Петр I, Мартин Лютер Кинг)

Революционеры – их цель – прийти к иной общественной системе. Как показывает история – мирный путь в этом случае – большая редкость (К. Маркс и Ф.Кастро(10марта 1952 года к власти на Кубе пришел Фульхенсио Батиста, который установил в стране военно-полицейскую диктатуру. Это вызвало недовольство среде прогрессивной молодежи. 26 июля 1953 года группа из 165 повстанцев, во главе с Ф.Кастро выступила на штурм укрепленной казармы Монкада. Потерпели поражение. Кастро судили. Под давлением общественности их администрировали. Братья Кастро переехали в Мексику. 1957 году первая победа. 1959 год – повстанческие захватили Сантьяго))

Еще одна типология лидерства выдвинута российским исследователем Г.Авциновой. Строится на том, что политика в целом и политическое лидерство в частности связано с феноменом власти. По отношению к власти, она выделила оппозиционных и властвующих лидеров.

Оппозиционное лидерство

находит свое проявление в двух разновидностях:

Конфрантационно — оппозиционный лидер — непримиримый противник существующей власти. Такой вариант лидерства обычно бывает при авторитарной и тоталитарной политической системе.

Конструктивно – оппозиционный – критикует существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти, и не намерен, в случае успеха, резко менять политический курс.

Среди властвующих лидеров тоже выделяют два типа:

Эгоцентрический – ориентирует власть на себя, видит в ней лишь источник личного преуспевания, обогащения, влияния.

Социоцентрический – его главный смысл деятельности – служение обществу, выполнение общественного долга.

Т.о., возможности для типологизации политических лидеровопределяется личностными качествами лидеров, инструментами с помощью которых они осуществляют свою власть, конкретной средой в которой они действуют.

Основы происхождения и типология лидерства

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

    Главное меню

    Теории происхождения лидерства

    Существует пять основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства:

    «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией»)

    Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики.(К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие).

    Ситуационная теория лидерства

    Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

    Системная теория лидерства

    Cогласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

    Когнитивный подход. (Чарльз Грин, Теренс Митчел, Дж.Пфеффер)

    Человек рассматривается как наблюдатель, интерпретирующий информацию внешнего мира. Лидер рассматривается как человек, создающий определенный образ. «Имидж» лидера. Лидер и последователи различаются по их взглядам на причины плохого выполнения задач. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа —внешним.

    Интеракционисты (Е.Холандер, Г.Зан, Г.Вулф)

    Рассматривали лидерство как процесс. Взаимодействие в группе: не лидер — группа, а лидера с каждым членом группы индивидуально. Ситуация, в которой происходит лидирование – это динамический процесс. Лидер и последователи являются взаимозависимыми. Их действия осуществляются в ответ на предыдущие ожидания и возможные реакции другого, которые в свою очередь определяются предшествующим взаимодействием между ними.

    Стили руководства, продемонстрированные взрослыми по отношению к воспитанию детей, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» (Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (заметим, что речь идет о взрослых руководителях, а не о лидерах, стихийно выдвинувшихся из среды детей) демонстрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп.) .

    Читайте так же:  Виды и признаки нарушения сознания человека

    Сразу же нужно оговориться, что в традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства.

    Авторитарный стиль:
    Деловые, краткие распоряжения
    Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме)
    Запреты без снисхождения, с угрозой.
    Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны
    Четкий язык, неприветливый тон Голос руководится — решающий
    Похвала и порицания субъективны
    Эмоции не принимаются в расчет
    Показ приемов — не система
    Позиция лидера — вне группы

    Демократический стиль:
    Инструкции в форме предложений
    Мероприятия планируются не заранее, а в группе
    Не сухая речь, а товарищеский тон
    За реализацию предложений отвечают все
    Похвала и порицание — с советами
    Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
    Распоряжения и запреты — с дискуссиями
    Позиция лидера — внутри группы

    Попустительский стиль:
    Тон — конвенциональный
    Дела в группе идут сами собой
    Отсутствие похвалы, порицаний
    Лидер не дает указаний
    Никакого сотрудничества
    Разделы работы складываются
    Позиция лидера — исходят от нового лидера

    В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учитывая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.

    Вопрос о методиках изучения стиля лидерства и руководства требует еще дальнейшего обсуждения. Основные предложения относительно методик исследования в большей степени относятся к деятельности лидеров, но не руководителей. В этих случаях палитра методов весьма разнообразна. Так, Л.И.Уманским был разработан комплекс методов, объединенных названием «лабораторный аппаратурный эксперимент», куда включен целый набор оригинальных конструкций, позволяющих выявить лидера в группе, определить стиль его деятельности (групповой сенсомоторный интегратор, конструкция «Арка», прибор «Эстакада» и др.). Однако все исследования при помощи данных методик проводились на определенных группах в молодежном лагере, где зачастую лидер выступал и в качестве руководителя группы. Поэтому в данном конкретном случае выявление лидера имеет смысл, лидер может быть «закреплен» и выступать в качестве руководителя. В других группах, например в рабочих бригадах, такая ситуация невозможна.

    Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель. К сожалению, такая идея имеет некоторое распространение, и подчас проводятся исследования, имеющие целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель (или, в предлагаемой терминологии, «неофициальный» и «официальный» лидеры). При обнаружении несоответствия дается рекомендация – заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) оказался лидером. Осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя,

    В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Определенную помощь может оказать при этом использование упоминавшейся модели Ф.Фидлера. В ней различаются: руководитель, «ориентированный на задачу», и руководитель, «ориентированный на межличностные отношения». При помощи особых методик устанавливается, к какому типу принадлежит тот или иной руководитель, в частности, выявляется такой показатель, как «отношение к наименее предпочитаемому сотруднику» (НПС). Ориентированный «на задачу» руководитель видит в последнем одни отрицательные черты, ориентированный «на межличностные отношения» склонен видеть такого сотрудника не в одном лишь черном цвете. Далее описывается характеристика групповой деятельности, при которой тот или другой тип руководителя оказывается наиболее эффективным (Кричевский, Дубовская, 1991). Предложенная в модели многогранность подхода позволяет в определенной степени учитывать соотношение чисто управленческих и психологических (т.е. лидерских) качеств руководителя.

    Источники


    1. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.

    2. Рипинская, Мария Захомутать строптивого! / Мария Рипинская , Наталья Баратова. — М.: Питер, 2003. — 320 c.

    3. Я и моя семья. — М.: Феникс, 2014. — 320 c.
    4. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.
    5. Перель, Эстер Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт / Эстер Перель. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 240 c.
    Основы происхождения и типология лидерства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here