Особенности пассивно-агрессивного расстройства личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Особенности пассивно-агрессивного расстройства личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Пассивно-агрессивное расстройство личности: причины, симптомы, лечение и коррекция

Трудные в общении, конфликтные люди, манипуляторы – все это о личностях с пассивно-агрессивным расстройством. Человек со склонностью к пассивной агрессии не уверен в себе, но требователен к другим и всегда недоволен. Единственная доступная для него форма выражения истинных эмоций – пассивный протест, например, плохое выполнение своей работы или отказ от ее выполнения, умалчивание важных фактов, провоцирующие жесты и мимика, язвительные ответы, молчание, сарказм и т. д.

Суть расстройства

Быть с чем-то несогласным нормально, периодически каждый человек выражает свое недовольство, без противоречий невозможны никакие отношения. Но для того человек и социален, чтобы конструктивно решать конфликты, укрепляя за счет этого взаимоотношения. Однако некоторые люди предпочитают замалчивать свое несогласие, проявляя пассивную агрессию.

Для мышления пассивно-агрессивной личности характерно:

  • негативное мышление, нацеленность на отрицание без разбора ситуации;
  • убежденность в злом роке, кознях судьбы и том, что все окружающие хотят ее использовать;
  • отрицание собственного участия в негативном стечении обстоятельств (обвинение внешних факторов в их неуспехе);
  • страх неодобрения;
  • убежденность в том, что ее свободу ограничивают.

Личности с пассивно-агрессивным расстройством не умеют самоутверждаться, отстаивать свои права, открыто выражать потребности и желания. При этом в условиях ущемления прав естественно испытывают агрессию и раздражение. Как правило, недовольны и разочарованы они постоянно, что не удивительно – ведь люди не умеют читать мысли.

По сути, пассивно-агрессивные люди оказываются в зависимости от более самостоятельных и авторитетных фигур. Высвободиться от зависимости они даже не пытаются. Все, что могут – выискивать недостатки у партнера в отношениях или по работе, задерживать выполнение работы или создавать трудности в личных отношениях, например, не выполнять обещания. Что интересно, эти люди всегда находят себе оправдание и искренне убеждены в своей продуктивности (считают, что их принижают).

При утрате почвы для агрессии, то есть успехах на работе и в отношениях, человек испытывает тревогу. Укоренившая модель враждебно-зависимых отношений не дает личности жить спокойно. Близкие люди тоже не могут быть счастливыми рядом с этим человеком. Поведение пассивно-агрессивной личности они воспринимают как наказание и манипуляции. Жалобами (они же манипуляции) человек перераспределяет свою ответственность на других людей. Заставляет других выполнять его обязанности и опекать.

Пример пассивно-агрессивной личности: участник вечеринки, который не внес своего вклада в организацию, а в процессе вечера испортил всем настроение своими жалобами, например, на состояние здоровья.

Предпосылками формирования пассивно-агрессивного расстройства выступает пример подобного поведения со стороны родителей, склонность в детстве к реакциям оппозиции. К другим факторам относится:

  • конфликты на почве подчинения и неповиновения, авторитетов, самостоятельности и зависимости, страха перед агрессией;
  • перенос и идентификация (на пике эмоций личность себя идентифицирует с агрессором, а до этого переносит агрессию родителей на другого человека).

Воспитание по типу гиперопеки, авторитаризма и тотального контроля создает почву для пассивно-агрессивного расстройства. Негативно сказывается требование родителей сдерживать эмоции, сопровождаемое стереотипами «ты же девочка» и «ты же мальчик». Так же опасно воспитание с регулярными наказаниями, особенно в момент кризиса трех лет. Если за выражением недовольства и агрессии следует наказание, то у ребенка закрепляется страх выражения эмоций и чувство вины за агрессию.

В психологии развития существует термин «кризис трех лет» или кризис «я сам». В три года ребенок впервые заявляет о себе как личности, проявляет негативизм, старается отделиться от родителей. Если в момент кризиса подавлять самостоятельность ребенка, то негативизм растянется на всю дальнейшую жизнь. Упрямство, восприятие поручений в штыки, возгласы «я сам» и плохое выполнение обязанностей (назло другим) и есть специфика пассивно-агрессивного личностного расстройства.

В повседневной жизни пассивно-агрессивную личность распознать не сложно – они после ссор:

  • выражают недовольство в интернете;
  • пишут отзывы в книгу предложений;
  • жалуются на кого-то близким людям.

В общем, это любители махать кулаками после драки, обсуждать и ругать людей за спиной.

Пассивно-агрессивная личность всегда надеется, что за нее кто-то попросит, замолвит словечко. Так и происходит. Им во всех противоречивых ситуациях нужен посредник, «адвокат», кто-то отстаивающий их интересы.

Специфика расстройства в том, что все мышление человека направлено на выдвижение претензий, выражение недовольства. Однако четко сформулировать условия, при которых он был бы удовлетворен, не в состоянии. «Тебе все не так и не эдак», – восклицают рано или поздно люди, уставшие от общения с таким человеком. Подобные реакции только подтверждают установки личности с расстройством на пессимизм и негативизм, образуя замкнутый круг.

[1]

Пессимизм, негативизм и угрозы (прежде всего, по причинению вреда себе) – основные черты пассивно-агрессивной личности. Среди осложнений часто встречается: алкоголизм, депрессия, психосоматические расстройства, трудовая дезадаптация (меньше половины людей с расстройством сохраняют работу, в том числе надомную).

Таким образом, к признакам пассивно-агрессивного расстройства относится:

  • жалобы на непонимание и недооценку окружающими;
  • угрюмость;
  • презрение к авторитетам;
  • зависть и злоба к более удачным людям;
  • склонность преувеличивать свои неприятности;
  • попеременное проявление непокорности и раскаяния;
  • запрет на открытое проявление агрессии на фоне постоянной готовности к саботажу;
  • стремление к спорам и возражениям;
  • выражение своих желаний намеками или запоздалыми упреками (как следствие – им невозможно угодить);
  • суицидальные угрозы на пике негативного выплеска (реализуют угрозы редко).

Диагностика

Диагноз ставится при наличии минимум 5 из следующих признаков:

  • невыполнение сроков, оттягивание завершения выполнения повседневных задач, особенно при стимуляции к завершению со стороны окружающих;
  • неадекватный протест в ответ на справедливые требования и претензии, замечания окружающих, убежденность в неправомерности этих требований;
  • упрямство, раздражительность и конфликтность, нежелание выполнять поручения, обязанности;
  • несправедливая критика в сторону руководства, вышестоящих и более авторитетных людей;
  • медленная или некачественная работа при выполнении нежелательных заданий;
  • создание препятствий другим людям за счет невыполнения своей части работы;
  • избегание выполнения заданий со ссылками на забывчивость.
Читайте так же:  Понятие, физиологические основы и виды речи в психологии

В отдельную категорию выделяют чрезмерно контролирующих себя агрессоров. Внешне они сдержаны и покорны, пассивны. Но рано или поздно негативные эмоции накапливаются, терпение заканчивается и случается выплеск чувств. В такой момент контролирующий агрессор способен на жестокость.

Для коррекции поведения и мышления используется психотерапия. В процессе лечения важно научить клиента противостоять фрустрации, верить в себя, замечать раздражение и корректно выражать его социально приемлемыми способами.

Терапия требует строгих рамок. Моменты негативизма пассивно-агрессивной личности преодолеваются методом обескураживания: смена требований, то есть предлагать прямо противоположное тому, что изначально требовал психотерапевт. Такое поведение не позволит клиенту двигаться по привычному пути и не завершит обычный стереотипный круг. Суицидальные угрозы нужно расценивать как агрессию, а не депрессию.

Необходимо помочь клиенту осознать негативные последствия его поведения и избавить от установок «я некомпетентный, уязвим к контролю и вмешательству», «другие доминируют, контролируют», «мою свободу ограничивают», «я должен делать все по-своему», «нужно формально соглашаться, но делать по-своему или не делать вовсе».

Для укрепления социальных навыков полезно проводить социально-психологический тренинг. Но нужно быть готовым к тому, что участники будут агрессировать друг на друга, на психотерапевта. Кроме того, нужно быть готовым к еще одной трудности: клиент будет расценивать помощь как еще одно навязанное задание. Естественно, старое мышление заставит бороться с помощью, даже если человек сам будет понимать необходимость терапии.

Стоит отметить, что сами люди с пассивно-агрессивным расстройством за помощью обращаются редко. Как правило, за них это делают родные или начальство. Успех лечения зависит от стадии развития расстройства.

Особенности пассивно-агрессивного расстройства личности

Пассивно-агрессивное личностное расстройство

Пассивно-агрессивное личностное расстройство (ПАЛР) содержит признаки, описанные в рамках «орально-садистического характера» [1]. В DSM-I было включено «пассивно-агрессивное нарушение личностных характеристик», разделенное на три субтипа: 1) пассивно-зависимый; 2) пассивно-агрессивный; 3) агрессивный. В DSM-II агрессивный субтип был назван «эксклюзивным» личностным расстройством, пассивно-зависимый был исключен, а пассивно-агрессивный был сохранен, с добавлением психодинамического описания. В DSM-III ПАЛР оказалось на грани исключения, в связи с соображениями, что оно может объясняться реакцией на ситуацию, делающую пациентов бессильными и подчиненными. По мнению В. Мишель (W. Mischel) [2], специалисты ошибочно атрибутируют поведение других к личностным чертам и не видят связи со средовыми факторами. У госпитализированных лиц такая ошибка еще более вероятна. В DSM-III-R список диагностических критериев был расширен. В DSM-IV ПАЛР помещено в «Приложение B» — «Критерии и оси для дальнейшего исследования».

ПАЛР находится как бы на границе официальных диагностических рамок. Хотя этот вид нарушения зарегистрирован в классификации DSM-III-R, но из DSM-IV оно исключено, в связи с некоторыми сомнениями в достаточной объективности признаков нарушения. Лица с пассивно-агрессивными особенностями встречаются достаточно часто. Свойственное им поведение квалифицируется как свидетельствующее о нарушении социальной адаптации и подлежащее коррекции. Такая точка зрения встречается в работах, посвященных изучению ассертивного поведения.

Основной чертой ПАЛР является негативный подход и пассивное сопротивление требованиям адекватного поведения в социальных (включая семейные) и производственных ситуациях. Пациенты/пациентки с ПАЛР сопротивляются требованиям функционировать на ожидаемом от обычного человека уровне. Характерна оппозиционность в условиях работы и при социальном функционировании. Сопротивление проявляется в различных преобладающих и смешанных формах: упрямстве, забывчивости, канители, отсутствии необходимого для решения задачи понимания.

Предпосылками развития ПАЛР у детей и подростков могут являться признаки оппозиционного расстройства, к которым относятся:

1. Частые эмоциональные срывы, с потерей контроля над своим поведением.

2. Частые конфликты с родителями.

3. Частый отказ от выполнения просьб родителей, домашних правил и обязанностей.

4. Частое совершение действий, которые раздражают других.

5. Частое обвинение других в своих собственных ошибках.

6. Легкое возникновение раздражения при контакте с другими.

7. Гневливость и мстительность.

8. Частое сквернословие.

В отличие от нарушения поведения (Conduct Disorder) дети и подростки с оппозиционным расстройством не совершают более серьезных нарушений прав других людей. Проявления оппозиционного расстройства имеют место в домашней обстановке, но, как правило, отсутствуют в школе или в присутствии других людей, не входящих в узкий семейный круг. Во всяком случае, общая тенденция заключается в том, что признаки расстройства более очевидны во взаимодействиях со взрослыми или ровесниками, которые хорошо знакомы ребенку. Последнее обстоятельство нужно учитывать при клиническом обследовании, поскольку дети с оппозиционным расстройством не выявляют его признаков при обследовании. При конкретном разговоре на тему об особенностях поведения, дети не считают себя оппозиционно настроенными. Они оправдывают свое поведение в каждом обсуждаемом случае, объясняя его естественной реакцией на неразумные претензии и требования.

В становлении ПАЛР в раннем взрослом возрасте может иметь значение обучение опыту, на основании которого формируется уверенность в том, что можно достичь многого не прямым, а косвенным путем, используя манипулирование другими людьми, различного рода «трюки», двусмысленные ситуации, психологический прессинг на «слабые места», соблазн.

Они обучаются искусству маскировать негативное эмоциональное отношение к конкретным людям, событиям и ситуациям. В общении с такими людьми их знакомые и даже близкие часто не способны распознать у них такие эмоционально насыщенные состояния, как, например, гнев, обиду, ненависть, унижение. Лица с ПАЛР имеют также обыкновение активно отрицать наличие у них чувства гнева по отношению к кому-либо, как и желания заставить кого-то испытывать чувство вины. Иногда чувство гнева скрывается за ширмой гиперкомпенсации, что проявляется в нарочитой мягкости, преувеличенном внимании, заботливости.

Читайте так же:  Что делать, если мама не любит меня психология и последствия

Пассивно-агрессивное поведение, наряду с агрессивным и субмиссивным (подчиняемым), противоречит ассертивности. Если графически представить поведение в виде прямой линии, то на одном ее полюсе находится субмиссивное, а на втором — агрессивное поведение. Пассивно-агрессивное поведение вызывает менее пристальное внимание, в связи с тем, что не относится ни к одному, ни к другому полюсу.

Общей характеристикой пассивно-агрессивного расстройства является пассивное сопротивление различным требованиям, необходимым для адекватного социального или профессионального функционирования. Согласно DSM-IV, оно имеет ряд признаков, пяти из которых достаточно для установления диагноза этого нарушения.

1. «Волокита». Лица с этим расстройством постоянно откладывают различные, требующие решения проблемы, до бесконечности затягивая их исполнение, находя «объективные» причины для того, чтобы не завершать или не начинать необходимую активность. Это касается самых разных сфер жизнедеятельности: различного рода обещаний, выполнения заданий, поручений, обязательств перед родственниками, друзьями, членами семьи, что создает определенные трудности как им самим, так и окружающим.

2. Эти люди становятся угрюмыми, мрачными, раздражительными, аргументативными, вступающими в различные дискуссии, споры в многочисленных ситуациях, когда их просят сделать то, чего они делать не хотят. Аргументирование сводится к стремлению доказать, что делать этого не нужно. Желание окружающих заставить их предпринять определенные виды активностей портит им настроение, изменяет отношение к окружающим, обижает, воспринимается как насилие, чья-то прихоть, как ненужная, ущемляющая их права деятельность.

3. Они частично осознанно, а частично не осознанно выполняют работу настолько медленно, что люди, с которыми связана эта деятельность, теряют терпение и раздражаются. Очень часто совершают ошибки в работе, делая ее не так, как нужно. И, если, в конце концов, и выполняют задание, то делают это неправильно. Те, кто «загрузил» их какими-то поручениями, в дальнейшем стараются делать все сами. Вышеперечисленное касается видов деятельности, в которых страдающие данным видом расстройства люди не заинтересованы.

4. Без каких-либо достаточных оснований часто протестуют против предъявляемых к ним требований или просьб, считая их неразумными, лишенными достаточного смысла, связанными с тем, что люди, которые их выдвигают, не разбираются в ситуации, не понимают ненужности и бессмысленности происходящего.

5. Избегание выполнения различных обязанностей, которые являются частью рабочего цикла. Уклонение объясняется забывчивостью, рассеянностью.

6. Внутреннее убеждение, что они справляются с различными заданиями значительно лучше, чем оценивают их деятельность окружающие. Они думают, что другие крайне необъективны, не выделяют главного, придираются к мелочам, несущественным деталям, выдвигают завышенные требования.

7. Отвергают различного рода полезные советы окружающих, касающиеся возможности устранения каких-то ошибок, улучшения продуктивности их деятельности; вступают в дискуссии; могут пытаться логически обосновывать несостоятельность этих «поучений»; могут использовать перенос, проецировать свои недостатки на других, особенно лиц, критикующих их. Они фиксируются на различных событиях, фактах из прошлого, стараясь показать, что эти люди вели себя некомпетентно, непрофессионально, поэтому они не имеют никакого права ни предъявлять какие-то требования, ни поучать их.

8. Саботируют попытки, старания других сделать что-то в производственном цикле: на работе, по дому. Свое звено работы в этой цепи они не выполняют или делают его с серьезными ошибками.

9. Без достаточных оснований критикуют, дискредитируют людей, которые занимают более авторитетную позицию.

Во всех вышеописанных признаках проявляются скрытая регрессия, сопротивление, протест, которые не выражаются напрямую, что обусловлено чувством внутренней слабости, недостаточности, страхом проявить несостоятельность. Выступает стремление добиться цели доминирования косвенным образом, используя различные манипуляции. Наблюдается тенденция привлекать для реализации такой цели на свою сторону других людей, объединять их, стимулируя их чувство справедливости, замечая слабые места людей, занимающих более высокие статусные позиции. Внутренний страх оказаться несостоятельным часто «запускает» поведение, которое, особенно в случаях успеха, репродуцируется в различных ситуациях.

Коррекция ПАЛР подразумевает осознание механизмов иррациональных поступков с дальнейшей заменой этого стиля поведения другим, который включал бы большее количество элементов, свойственных ассертивности.

Внешне ПАЛР может выглядеть как лень, как проявления волевых расстройств, что требует тщательной дифференциальной диагностики.

1. Millon, T. Disorders of Personality. DSM-III: Axis II. New York. Wiley, 1981.

2. Mischel, W. On the Predictability of Behavior and the Structure of Personality. In R. Xusker et al. (Eds.). Personality and the Prediction of Behavior. New York. Academic Press, 1984. 269–305 p.

Глава 15. Пассивно-агрессивное расстройство личности.

Диагностические особенности.

Наиболее характерная особенность пассивно-агрессивного расстройства личности (ПАРЛ) — сопротивление внешним требованиям, которое обычно проявляется в оппозиционном и обструкционном поведении. Эти формы поведения включают в себя промедление, плохое качество работы и «забывание» обязательств. Часто поведение этих людей в профессиональной и социальной сферах не соответствует общепринятым стандартам. Как и следует ожидать, они обычно недовольны необходимостью соответствовать стандартам, установленным другими людьми. Хотя эти характеристики иногда можно наблюдать у многих людей, при ПАРЛ они представляют собой хронический, жесткий паттерн поведения. Несмотря на то что пассивно-агрессивное поведение — это в целом не самая лучшая форма взаимодействия, оно не слишком дисфункционально, пока не становится паттерном, препятствующим достижению жизненных целей.

Люди с ПАРЛ также избегают проявлять напористость, полагая, что прямая конфронтация может быть опасна. В отличие от человека с избегающей личностью, который не проявляет уверенности в себе из-за боязни отвержения или негативной оценки окружающими, пассивно-агрессивный человек рассматривает конфронтацию как способ, с помощью которого посторонние могут вмешиваться в его дела и контролировать его. Когда другие обращаются к людям с ПАРЛ с просьбами, которые они не хотят выполнять, сочетание возмущения внешними требованиями и недостатка уверенности в себе приводит к тому, что они реагируют в пассивно-провокационной манере. Кроме того, пациенты с ПАРЛ не создают возможности своего отказа в чьей-либо просьбе. По отношению к обязательствам на работе или в школе люди с ПАРЛ также проявляют недовольство и возмущение. Вообще, люди, наделенные властью, рассматриваются ими как склонные к произволу и несправедливости. В соответствии с этим они обычно обвиняют других в своих проблемах и неспособны понять, что собственным поведением создают себе трудности.

Читайте так же:  Как развеселить девушку

Миллон (Millon, 1969) отметил, что, в дополнение к сопротивлению внешним требованиям эти люди легко поддаются переменам настроения и склонны к пессимизму. Другими словами, они сосредоточены на негативных сторонах всего, что с ними происходит.

Критерии ПАРЛ по DSM-III-R (АРА, 1987) представлены в табл. 15.1.

Таблица 15.1. Критерии пассивно-агрессивного расстройства личности по DSM-III-R

Тотальный паттерн пассивного сопротивления требованиям в социальной и профессиональной сферах, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере пять из следующих признаков:

1) откладывает работу, то есть не делает того, что нужно для выполнения работы в срок;

2) становится мрачным, раздражительным или начинает спорить, когда его просят сделать то, чего он не хочет делать;

3) очевидно намеренно работает медленно или плохо при выполнении заданий, которые он не хочет делать;

4) голословно утверждает, что другие предъявляют к нему необоснованные требования;

5) не выполняет обязательств, ссылаясь на «забывчивость»;

6) полагает, что он работает намного лучше, чем его оценивают другие;

7) обижается на полезные советы окружающих, направленные на повышение продуктивности его работы;

8) блокирует усилия других, не выполняя своей части работы;

[3]

9) необоснованно критикует или презирает людей, наделенных властью.

Примечание.Из «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (3-е изд., перераб.), (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (3rd ed., rev.). American Psychiatric Association, 1987, Washington, DC: Author, p. 357-358). ©1987, Американская психиатрическая ассоциация. Воспроизведено с разрешения.

Исторический обзор.

Хотя понятие пассивно-агрессивного стиля личности было описано в более ранних работах, до Второй мировой войны этот термин не употреблялся. В 1945 году «незрелая реакция» была описана Военным департаментом как реакция на «обычный военный стресс, проявляющаяся в беспомощности или неадекватных реакциях, пассивности, обструкционизме или вспышках агрессии». Позже, в 1949 году в Техническом бюллетене Вооруженных сил США использовалось определение «пассивно-агрессивный» для описания солдат, которые обнаруживали этот паттерн поведения. В DSM-I (APA, 1952) категория пассивно-агрессивных расстройств была разделена на три подтипа: пассивно-агрессивный, пассивно-зависимый и агрессивный. Пассивно-зависимый тип, соответствующий существующему диагнозу зависимого расстройства личности, характеризовался беспомощностью, нерешительностью и тенденцией держаться за других людей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пассивно-агрессивный и агрессивный типы отличаются тем, как эти люди реагируют на фрустрацию. Как и следовало ожидать, агрессивный тип (в некоторых аспектах соответствующий существующему диагнозу антисоциального расстройства личности) реагирует раздражительностью и гневом, вспышками раздражения и деструктивным поведением. Пассивно-агрессивный тип проявляет агрессию пассивными способами, например недовольной гримасой, упрямством, промедлением, неэффективной работой и обструкционизмом. В DSM-II (APA, 1968) пассивно-агрессивный подтип образует отдельную категорию, а другие два пассивно-агрессивных подтипа DSM-I входят в категорию «другие расстройства личности».

В DSM-III (АРА, 1980) пассивно-агрессивный тип остается отдельным расстройством личности, но люди, отличающиеся зависимыми особенностями, отнесены к существующему диагнозу зависимого расстройства личности. Однако первоначально пассивно-агрессивное расстройство личности не присутствовало в проекте DSM-III,потому что Спитцер (Spitzer, 1977) описал его как «ситуационную реактивность». Как отмечает Малиноу (Malinow, 1981), аргументом Спитцера было то, что пассивно-агрессивное поведение может представлять собой защиту, используемую большинством людей в положении, воспринимаемом как безвыходное (то есть кратковременное явление), а не расстройство личности (то есть хронический дезадаптивный паттерн).

Миллон также отметил, что, в то время как другие расстройства личности состоят из множества различных черт, ПАРЛ определяется почти исключительно сопротивлением внешним требованиям. Он полагал, что из-за этого ПАРЛ не представлено диапазоном диагностических критериев, необходимых для определения расстройства личности. Он, однако, предлагал включить в описание этого расстройства личности такие характеристики, как раздражительность, низкая устойчивость к фрустрации, неудовлетворенность образом себя, пессимизм, а также непредсказуемое и мрачное поведение, вызывающее чувство дискомфорта у других людей (Millon, 1981). Хотя эти характеристики не были включены в описание расстройства в DSM-III,некоторые из них были включены в DSM-III-R (АРА, 1987; см. табл. 15.1) и дают дополнительную информацию для диагностики этого расстройства.

Ранние теоретики психопатологии описали тип личности, который, очевидно, имеет несколько характеристик ПАРЛ. Например, и Крепелин (Kraepelin, 1913), и Блейлер (Bleuler, 1924) описывали людей, которые всегда реагировали на все негативно. Крепелин описывал и крайне выраженные колебания настроения, и чрезмерную реакцию на негативные переживания, тогда как Блейлер в дополнение к этому описал группу людей, быстро приходящих в состояние фрустрации и раздражения после обычной для них негативной интерпретации ситуаций.

Некоторые психоаналитические теоретики также описывали подобный тип характера. Райх (Reich, 1945), например, описал мазохистический тип личности, при котором человек постоянно жалуется и имеет тенденцию проявлять пассивную агрессию к другим. Эти люди не могут выносить неприятных чувств и возбуждения автономной нервной системы. Миллон (Millon, 1981) предполагает, что ПАРЛ не имеет сложной интрапсихической структуры. Вместо этого человек испытывает чувства без преимуществ интрапсихической модификации. Это объяснение согласуется с нерешительностью пассивно-агрессивной личности.

Читайте так же:  Паттерн – что такое

Разновидность этого расстройства была описана Берном (Berne, 1964) в транзактном анализе. Берн описывает паттерн, при котором человек слегка деструктивен (например, может пролить напиток на вечеринке), но все же заслуживает прощения. В этом паттерне или игре, называемой «шлемиль», пассивно-агрессивный человек получает удовлетворение как от своей деструктивности, так и оттого, что его прощают.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-08

Особенности пассивно-агрессивного расстройства личности

Пассивно-агрессивный человек — это серьезное испытание для близких, проблема для коллег и источник огорчений для друзей.

Как проявляется расстройство и какую стратегию поведения необходимо использовать при общении со «сложным индивидом»?

О причинах и симптомах обсессивно-компульсивного расстройства читайте здесь.

При пассивно-агрессивном расстройстве у человека присутствует установка к скрытой обструкции и пассивному сопротивлению любому влиянию (руководству).

За этой установкой скрывается подавленная и не получившая внешнего выражения агрессия, которая приводит к нарушению процесса адаптации и дистрессу личности.

Причины возникновения

Чаще всего пассивно-агрессивное расстройство развивается у детей, которые наблюдают в аналогичное поведение родителей и перенимают данную модель поведения.

Способствует расстройству и детская склонность к оппозиции, если при этом у ребенка получается «вовлечь в игру» взрослых, вызвать у них ожидаемые эмоции.

Прочие факторы:

  • конфликты, в основе которых эпизоды неповиновения, принуждения и подчинения;
  • конфликты из-за проявления самостоятельности и независимости с сопутствующим нежеланием спровоцировать агрессию у родителей и замещающих их людей;
  • перенос агрессии.

Гиперопека и авторитарное поведение родителей создает благоприятные условия для развития пассивно-агрессивного расстройства.

Ребенок вынужден скрывать и подавлять свои эмоции и «угождать» стереотипам, которые присущи родителям.

Например, мама запрещает дочке кричать и бурно проявлять свою радость, аргументируя это тем, что «девочка должна вести себя сдержанно».

Если в семье регулярно применяют санкции и наказания за провинности или неугодные взрослым поступки, ребенок также будет подавлять собственные эмоции и прятать раздражение, чтобы избежать неприятных последствий.

Но при этом скрытая агрессия остается, и при невозможности выразить ее в открытую малыш реагирует через «пассивное проявление».

Потенциально опасный период — это так называемый «кризис трехлетнего возраста». Ребенок впервые проявляет себя как самостоятельная личность, пытается избавиться от навязчивой опеки и действует назло взрослым.

Если в этот период родители подавляют личность, человек «застрянет» на этапе кризисного мышления и негативизма.

Классификация

Согласно принятой на международном уровне классификации МКБ-10 пассивно-агрессивное расстройство находится в категории «другие специфические расстройства личности» под присвоенным кодом «F60.8».

В классификации DSM-IV и DSM-IV-TR данное расстройство не рассматривают как самостоятельный диагноз и относят его к «расстройствам личности без дополнительных уточнений» под шифром «301.9».

Клиническая картина

Человек с пассивно-агрессивным расстройством постоянно несогласен с чем-то, избирает позицию сопротивления и неудовлетворения как ключевую.

Особенности мышления при расстройстве:

  • негативная направленность мышления, склонность к отрицанию без предварительного анализа ситуации;
  • уверенность в кознях судьба и окружающих людей;
  • отказ принимать и осознавать свою собственную вину при неуспешном исходе ситуации (стремление переложить ответственность за собственные неудачи на другого индивида или на обстоятельства);
  • страх перед осуждением/неодобрением;

Человек не вступает в конфликт или спор открыто потому, что боится разрушить «правильный образ» и поддерживает легенду о собственном соответствии некому стереотипу (существующему в сознании пассивно-агрессивной личности).

  1. Подавленные желания. Пассивно-агрессивная личность не способна отстаивать свое видение, права, взгляды и желания. Человек через бездействие сам подводит обстоятельства к тому, чтобы окружающие безнаказанно ущемляли его права. При этом реакция раздражения проявляется как естественный ответ на несправедливость. Индивид с расстройством молчит, злиться, но не проявляет активности в надежде на то, что окружающие самостоятельно догадаются поступить верно/честно/правильно.
  2. Зависимость от авторитетов.

Пассивно-агрессивный человек зависим от самостоятельных и авторитетных персон.

Людям с расстройством сложно ориентироваться в жизни ввиду принятых ограничений и жестких рамок, поэтому они выбирают для себя волевого руководителя, проявляя при этом признаки «тихого» раздражения, неприязни, пренебрежения и т.д.
Хроническая неудовлетворенность. Человек с расстройством всегда неудовлетворен жизнью. Он не чувствует собственные границы и не может определить свои желания. Жизнь превращается в сплошной эпизод вынужденного соответствия «надуманному образу». Личность саботирует собственные удовольствия, потенциальные радости и т.д. Пассивно-агрессивное расстройство можно рассматривать как один из видов психологического мазохизма.

  • Маска мученика. Данная роль кажется людям с расстройством наиболее привлекательной. Ведь пассивные агрессоры не желают брать на себя ответственность за неудачи и с удовольствием обвиняют в своих бедах «жестокий внешний мир», «жестоких людей» и «жестокие обстоятельства».
  • Манипуляции. Пассивный агрессор манипулирует собеседником с помощью эмоций жалости и чувства вины. Например, человек с расстройством никогда не попросит помощи открыто. Вместо этого он будет демонстрировать, как ему тяжело и сложно, чтобы вынудить окружающих предложить свою помощь.
  • Распознать жертву пассивно-агрессивного расстройства в повседневной жизни не сложно, ведь человек с расстройством:

    • выражает негатив в интернете;
    • после ссоры жалуется окружающим на своего «обидчика»;
    • охотно пишут жалобы.

    Специфика расстройства состоит в том, что человек испытывает недовольство и может выражать претензии. Но при этом сформулировать условия, при которых конфликт был бы исчерпан, пассивный агрессор не может.

    Последствия

    Человек с пассивно-агрессивным расстройством не чувствует себя хозяином судьбы, не может контролировать обстоятельства и действовать исходя из конструктивных соображений.

    Он всегда настроен пессимистично.

    [2]

    В результате инфантильного поведения и «позиции обвиняющего» человек не может добиться успеха в профессиональной и личной сфере. Ему тяжело налаживать контакты, а другие люди, как правило, стараются избегать близкого общения с пассивным агрессором.

    Дистресс, который является неотъемлемым спутником расстройства, негативно отражается на эмоциональном и физическом здоровье человека (через механизм психосоматики). Велика вероятность развития сопутствующих нарушений психического плана.

    Читайте так же:  Что такое арахнофобия и почему возникает паника

    В случае, если на фоне расстройства человек переживает кризис во всех сферах жизни, у больного могут возникнуть суицидальные мысли и соответствующие попытки.

    Сопутствующие психические расстройства

    В качестве сопутствующих расстройств у больного часто развиваются депрессивные состояния, соматические нарушения, алкоголизм и трудовая дезадаптация.

    При диагностике расстройства врач должен выявить не менее пяти соответствий по следующим пунктам:

    • индивид постоянно откладывает работу;
    • индивид раздражается, демонстрирует свое недовольство и становится угрюмым в случае, если его просят выполнить задание, которое больной делать не хочет;
    • индивид саботирует обязательства, оправдывая при этом собственное бездействие и безответственность «забывчивостью»;
    • индивид в негативном ключе реагирует на любые советы окружающих, направленные на повышение продуктивности больного;
    • индивид без веских на то причин испытывает чувство презрения и критикую людей, обладающих авторитетом/властью;
    • индивид уверен в том, что его работу недооценивают;
    • индивид без каких-либо реальных доказательств убеждает окружающих в том, что люди предъявляют ему необоснованные требования;
    • индивид стопорит чужую работу из-за того, что саботирует свою часть обязанностей.

    Несмотря на то, что пассивно-агрессивное расстройство по своей клинической картине схоже с пограничными и истерическими типами расстройств, оно является менее драматичным, выраженным и агрессивным.

    Методы лечения

    Человек с пассивно-агрессивным расстройством отказывается видеть проблему в собственном поведении и воспринимает советы врача как очередное посягательство на собственное достоинство.

    Из этого вытекает отсутствие мотивации к лечению и склонности к сотрудничеству с врачом.

    Скорректировать состояние можно с помощью психотерапии. Очень важно развить у больного уверенность в себе и своих силах, научиться выражать негативные эмоции конструктивно, в виде четко сформулированных требований и предпосылок для поиска компромиссного решения.

    Врач должен избегать ситуации, при которой больной добивается от него желаемого результата. В противном случае «круг» замкнется, и пассивный агрессор подтвердит свои «рабочие теории».

    Специалист для исключения подобных вариантов развития событий придерживается позиции конфронтации больного.

    Наиболее эффективными являются когнитивные техники коррекции расстройства.

    Если больной сохраняет оппозиционный настрой, врач может преднамеренно требовать от пассивного агрессора выполнить действия/указания, которые на самом деле являются противоположными по отношению к действиям, которых добивается врач.

    Социально-психологические групповые тренинги позволяют обеспечить больному базовую социализацию, которая станет основой или «шаблоном» для дальнейшего налаживания межличностных контактов и связей.

    Однако групповая форма подразумевает непосредственный прямой контакт сразу нескольких пассивно-агрессивных личностей, что может привести к взаимной агрессии пациентов.

    Люди с пассивно-агрессивным расстройством не обращаются за врачебной помощью по собственному желанию, так как не способны связать текущие проблемы с собственным поведением и неправильными установками.

    Обычно пассивного агрессора «передают в надежные руки» его родственники или начальство . Поэтому специалист вынужден бороться с сопротивлением пациента и его нежеланием подчиняться правилам/условиям терапии.

    Пассивно-агрессивное расстройство личности может лишить человека шанса на счастливую жизнь и полноценные отношения.

    И даже если попытаться указать больному на его деструктивную модель поведения и мышления, агрессор не сможет сам справиться с проблемой ввиду неспособности к объективной оценке ситуации.

    Помощь и участие близких людей — очень важный момент, который позволяет спасти пассивного агрессора от саморазрушения и негативизма.

    О пассивно-агрессивном поведении в этом видео:

    Особенности пассивно-агрессивного расстройства личности

    Тотальный паттерн пассивного сопротивления требованиям в социальной и профессиональной сферах, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере пять из следующих признаков:

    1) откладывает работу, то есть не делает того, что нужно для выполнения работы в срок;

    2) становится мрачным, раздражительным или начинает спорить, когда его просят сделать то, чего он не хочет делать;

    3) очевидно намеренно работает медленно или плохо при выполнении заданий, которые он не хочет делать;

    4) голословно утверждает, что другие предъявляют к нему необоснованные требования;

    5) не выполняет обязательств, ссылаясь на «забывчивость»;

    6) полагает, что он работает намного лучше, чем его оценивают другие;

    7) обижается на полезные советы окружающих, направленные на повышение продуктивности его работы;

    8) блокирует усилия других, не выполняя своей части работы;

    9) необоснованно критикует или презирает людей, наделенных властью.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Примечание. Из «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (3-е изд., перераб.), ( Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (3rd ed., rev.). American Psychiatric Association, 1987, Washington, DC: Author, p. 357–358). ©1987, Американская психиатрическая ассоциация. Воспроизведено с разрешения.

    Источники


    1. Тетерников, Лев Искусство любить. Тантра для современного человека / Лев Тетерников. — М.: Амрита, 2012. — 240 c.

    2. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.

    3. Камаровская, Елена Как сделать из обычного мужа образцового отца / Елена Камаровская. — М.: Питер, 2018. — 176 c.
    4. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Этерна, 1995. — 750 c.
    5. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.
    Особенности пассивно-агрессивного расстройства личности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here