Особенности периода адаптации ребенка к детскому саду

Сегодня мы рассмотрим тему: "Особенности периода адаптации ребенка к детскому саду" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

20 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду.

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Вполне ясно, почему маленькие детки с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Воспользовавшись практическими рекомендациями, приведёнными в этой консультации, любой родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к детскому саду.

14.Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку.

15.Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. В первую неделю приводите ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.

16.Помните о том, что утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих. Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.

17.Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

18.Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора.

[1]

19.В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.

20.Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки.

Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом! Если через месяц ваш ребенок еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

Желаю Вашим дочкам и сыночкам легкой адаптации!

Елена Михайловна Макарова.

🔵С материалом по адаптации к детскому саду и школе, а также онлайн курсы по работе с эмоциональными проблемами у детей можно ознакомиться в моей 😊Онлайн мастерская «Детский психолог».

1.Онлайн курс»Работа с тревожными детьми».

2.Онлайн курс»Работа с агрессивными детьми».

3.Бесплатный онлайн курс «Развитие детей раннего возраста».

4.Бесплатный онлайн курс «Путеводитель по дошкольному детству».

5.Бесплатный онлайн курс «Старший дошкольный возраст.Что нужно знать и уметь?».

6. Бесплатный онлайн курс «Адаптация.Детский сад.Школа».

[2]

Материал курса пополняется каждую неделю.

Программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сопровождение детей в период адаптации к детскому саду и школе.

Если есть вопросы, касающиеся темы адаптации к детскому саду или школе, спрашивайте.

Для иногородних возможно консультирование по вопросам адаптации у автора через интернет.

Адаптация ребенка к детскому саду.

Автор: Бронникова Лилия Айдаровна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей N 2 «Алсу», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.

  • «Ходунки» — дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно – исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.
  • «Наблюдатели» — дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.
  • «Сидуны» — дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.
  • «Лежебоки» — дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.

  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание пальца, грызет ногти)
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
  • Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
  • Утренний плач при расставании с родителями.
  • нарушается союз воспитания родителей и воспитателей.

Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1. Лёгкая адаптация

  • Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,
  • болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
  • Аппетит
  • В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
  • Сон
  • В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
Читайте так же:  Признаки шизофрении у женщин

Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон

  • Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное
  • эмоциональное состояние,однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат
  • как к положительным, так и к отрицательным эмоциональнымреакциям.
  • Поведение
  • В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации — это
  • активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
  • Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.

2. Адаптация средней тяжести

  • Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
  • заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.
  • Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через
  • 20-40 дней.
  • Аппетит
  • Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
  • Сон
  • Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через
  • 20-40 дней.

Психоэмоциональные критерии:

  • Эмоциональный фон
  • Наблюдается подавленность, напряженность, пассивное подчинение.Быстрый переход к отрицательным эмоциям,
  • частый плач, или, наоборот, заторможенность.Постепенно, обычно к 20 дню, эмоциональное состояние
  • нормализуется.
  • Поведение
  • Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре
  • ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может
  • непользоваться.

3. Тяжелая адаптация

  • Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,
  • так и психическое истощение организма.

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки
  • невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.
  • Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
  • Аппетит
  • Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного
  • приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
  • Сон
  • Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.
  • Восстанавливается примерно к 60 дню.

Психоэмоциональные критерии:

Особенности периода адаптации ребенка к детскому саду

Три степени адаптации к детскому саду.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем изучить основные проблемы, могущие возникнуть перед мамами и папами, а также основные способы их решения.

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Читайте так же:  В чем причины внутреннего чувства тревоги и беспокойства

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Читайте так же:  Ощущение и восприятие чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Особенности поведения детей в период адаптации к условиям детского сада

Опубликовано: 10:29:43 25-07-2016

Адапта́ция – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В жизни человека процесс адаптации начинается с рождения и происходит всю жизнь, обусловливая процесс развития. Однако есть периоды, когда процессу адаптации придается особое значение. Один из таких периодов – поступление ребёнка в дошкольную организацию.

Первичное поступление в детский сад, несомненно, является стрессовой ситуацией для ребёнка, условия жизни которого меняются.

Для того чтобы ребёнок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Планомерная подготовка к детскому саду в первую очередь укажет на готовность родителей к принятию новой социальной роли ребёнка.

  1. Дома с ребёнком заранее проводятся беседы, цель которых – положительный настрой на детский сад. Если родитель верит, что детский сад – самое лучшее место на земле, так же будет считать и ребёнок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.
  2. Заранее расширяется территориальный и социальный опыт ребёнка (прогулки на детской площадке, предоставление возможности поучиться самому найти выход из конфликта, ситуации, тренировка умения общаться, вместе играть, просить и давать игрушки).
  3. Домашний режим максимально приближается к садовскому.
  4. Если родитель определился с выбором дошкольной организации, можно начать осваивать его территорию, приходить на утренние и вечерние прогулки, познакомиться с воспитателями, то есть получить больше разнообразной информации о том месте, где ребёнок будет проводить большую часть времени.

Когда ребёнок пришел в детский сад:

  1. Обязательно соблюдается график адаптации, то есть режим кратковременного пребывания в детском саду начиная с 2 часов.
  2. Ребёнку в период адаптации необходима поддержка родителей, тепло и забота, снисходительность к капризам. Желательно не менять ничего в жизни ребёнка в этот период ( не ездите надолго в гости; не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т. п.) – нервная система детей очень нестабильна.
  3. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Детский сад является той педагогической организацией, которая может и должна дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребёнка к условиям общественного воспитания.

В семье родители являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

Дети, поступающие в детскую образовательную организацию, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

Если до поступления в детский сад ребёнок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть, но бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребёнка не развита потребность общения с посторонними.

В практике нередки случаи, когда ребёнок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребёнком удовлетворяет потребностям в нём, это общение формируется успешно, ребёнок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

В процессе привыкания ребёнка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.

Не следует забывать, что на поведение и развитие маленького ребёнка влияет и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребёнок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Такой ребёнок может отстать в физическом развитии и иметь меньшие показатели по росту и весу, развитию движений. Все это проявляется в первые же дни посещения детского сада.

Читайте так же:  Виртуальная любовь

дети, слабые по состоянию здоровья, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребёнок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Всё новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

Для получения объективного и глубокого представления о состоянии ребёнка в адаптационный период необходимо:

Ÿ наблюдение за поведением ребёнка во время игр, занятий, прогулок, приёма пищи и т. д.

Об ухудшении эмоционального состояния ребёнка могут свидетельствовать следующие признаки:

Ÿ плач (часто, без причин);

Ÿ скованность, напряжение, пассивность в поведении;

Ÿ негативное отношение ко взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;

Ÿ агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);

Ÿ нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;

Ÿ беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);

Ÿ нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);

Ÿ проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание и т. д.);

Ÿ потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);

Ÿ нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);

Ÿ склонность к частым заболеваниям хронического характера.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Полянка»
Тутаевского муниципального района

  • Для вас, родители!
  • Первый раз в детский сад
  • Адаптация ребенка

Адаптация ребенка

Характеристика процесса адаптации детей в рамках дошкольного учреждения

В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях , игровой деятельности.

Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах), что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адап­ тационных механизмов, работы функциональных систем организ­ма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая ре­акция — в зависимости от того, какая система наиболее заинтере­ сована в ней.

Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зави­ сит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перина­ тальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза ска­ зываются на протяжении всей жизни человека.

Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период ею адаптации

Состояние здоровья и уровень развития ребенка (функцио нальная активность систем).

* Биологический риск и социальный анамнез.

К биологическим факторам можно отнести токсикозы и заболе­ вания матери во время беременности, осложнения при родах, забо­ левания новорожденного в первые три месяца, частота заболеваемо­ сти до посещения учреждения (первые три фактора определяют кис­ лородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, последующие сказываются на соматическом состоянии ребенка, в результате чего может возникнуть нарушение функциональной ак­тивности систем и увеличение степени тяжести адаптации).

Факторы социальной природы — нарушение режима жизнедея­ тельности ребенка, сна, бодрствования, увеличение нервно-психи­ ческого напряжения могут привести к хроническому переутомлен ию, и задержке психического развития ребенка. В итоге не формируются н авыки и личностные качества ребенка, отмечается наруше­ние хода образования социальных потребностей, соответствующих нормативному возрастному развитию.

*Возрастные особенности появления и закрепления разных форм
социального поведения, определяющие последующий характер реакции ребенка на новизну и усложнение ситуации развития.

*Социальная зрелость, включающая и возможности социальной
адаптации, характеризует процесс перестройки форм поведения ребен ка в изменяющихся социальных условиях (адаптационные воз можности организма развиваются параллельно развитию детской психики).

Некоторые исследователи сравнивают показатели нервно-психи­ ческого напряжения в процессе адаптации ребенка с силой стресса космонавта. Выраженность стресса (нервно-психического напряже­ ния) может быть минимальной (легкая, благоприятная адаптация) или на уровне срыва (тяжелая адаптация). Данные проявления фик­сируются на психоэмоциональном уровне.

В статье «Психосоматические проблемы социальной дезадапта­ ции детей» выделено 4 основных механизма дезадаптации.

• Выраженное эмоциональное напряжение в результате повы шенной чувствительности к ломке динамических стереотипов.

• Генерализованная реакция всех систем организма ребенка.

• Незрелость механизмов адаптации вследствие неэффективного вегетативного обеспечения.

• Несформированность навыков общения.

Причины стрессовых перегрузок в дошкольном учреждении

• Длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку.

[3]

• Строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.

• Фрустрация базовых потребностей ребенка.

• Одновременное общение с несколькими взрослыми, которые могут быть ему неприятны.

С конца первого года жизни и в период дошкольного детства социальная адаптация ребенка проявляется в его взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Эмоциональный профиль (портрет) ребенка характеризуется осо­ бенностями его поведения и эмоциональных проявлений:

* отринагельные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребенка. Они проявляются в спектре от еле уло вимых аффективных реакций до состояния депрессии. Поведение может быть охарактеризовано как аффективное, с волнообразной сменой активности ребенка (апатия — чрезмерная подвижность);

* страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковым механизмом стрессовых реакций ребенка;

* гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;

Читайте так же:  Как влюбить в себя парня

* положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональ­ных реакций ребенка в процессе адаптационного периода является показателем благоприятной адаптации;

* коммуникабельность ребенка во многом определяет успеш­ ный исход адаптации. В первые дни дети чаще всего замкнуты (бес­ контактны), затем наступает ситуация компромиссной контактно­ сти. Налаживание коммуникаций составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе социальной адапта­ ции ребенка. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка;

* познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности — одно из условий снижения стресса;

* социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психиче­ского напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержа­ ние и культивирование которых помогает преодолеть трудности ре­ бенка в процессе адаптации к новым условиям;

* речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность, либо гипер­ активность;

* нарушения сна и аппетита сопровождают адаптационный про­цесс. Их нормализация свидетельствует о восстановлении основных функциональных систем организма ребенка.

Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям:

острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласо­вание между привычными поведенческими стереотипами и требова­ ниями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функциониро­ вании нервной системы;

подострый (адаптации). С рамках этого этапа ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в дея тельности разных систем, их функционирование стабилизируется.
Нормализуется аппетит (в течение 10—15 дней), развиваются игро­ вая деятельность и речевая активность (в пределах 40—60 дней);

компенсации (адаптированное к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исход ного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые пока­ затели процесса адаптации ребенка.

Характер и особенности первых двух описанных периодов позво­ляют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (лег­ кая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адап­ тации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реак­ ций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах меся­ца, дошкольного — 10—15 дней):

— временное нарушение сна (нормализуется в течение 7—10 дней),
аппетита (норма по истечении 10 дней);

— неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкну­ тость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в рече вой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20—30 дней;

— характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная ак­ тивность практически не изменяются;

— функциональные нарушения практически не выражены, нор­мализуются за 2—4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца (2—3 недели нормативно).

Если данный этап растягивается до 30—40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей до 1,5 лет, у более старших детей — при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в тече­ ние 20—40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30—40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), дви­ гательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30—35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчет­ ливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая рес­ пираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается гру­ бым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8—9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нару­шением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстника­ми, пытается уединиться, отмечаются проявление агрессии, по­ давленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом разви­ тии.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в тече­ ние первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существует несколько направлений в организации оптималь­ного режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наи­более эффективное направление, по нашему мнению, складыва­ ется в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве воз­можно создать необходимые условия для благоприятного разви­ тия ребенка.

Источники


  1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.

  2. Пинт, Александр Люблю — ненавижу, Или любовь как она есть / Александр Пинт. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 737 c.

  3. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.
  4. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков. — М.: Говорящая книга, 2016. — 418 c.
  5. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 328 c.
Особенности периода адаптации ребенка к детскому саду
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here