Особенности перцептивной стороны общения в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Особенности перцептивной стороны общения в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

89. Социально-перцептивные характеристики общения

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция» . Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Позже социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Поскольку человек вступает в общение всегда как Личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как Личность. Впечатления, которые возникают, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

В эти процессы включены как минимум 2 человека, и каждый из них является активным субъектом. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с 2 сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает 2 стороны : идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация» , буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией .

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоционально ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Идентификация – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, а эмпатия – понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему.

В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее 2 стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Особая отрасль социальной психологии – каузальная атрибуция – анализирует именно эти процессы. Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которого он является. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Г. Келли выделил 3 типа: личностная атрибуция (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектная атрибуция (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственная атрибуция (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

[3]

Атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия.

Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» – хорошие.

Вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

Три «эффекта», возникающих при восприятии людьми друг друга: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Читайте так же:  Как заставить себя работать

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, который пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии.

Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент , когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Перцептивная сторона общения

В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого. Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.

Характеристика перцептивной стороны общения

Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить. Отслеживая эти проявления, каждый партнер по общению составляет общее впечатление о другом, вникает в его мотивы, изменяет и подстраивает под него свое поведение. Получается, что благодаря перцептивной стороне общения люди могут понимать друг друга, достигать согласия и возможности совершать какие-либо совместные действия.

Перцептивный аспект общения – другой в моих глазах и «Я» глазами других

Это взаимное восприятие не ограничивается только наблюдением за собеседником. Важной характеристикой перцептивной стороны общения можно считать и то, что оценивая партнера, человек одновременно отслеживает, как тот относится к нему самому: насколько приятно ему их общение, разделяются ли им ценности и установки, соглашается ли он с выводами.

Поэтому при каждой беседе или взаимодействии люди не только оценивают друг друга, но анализируют реакцию собеседника на свое поведение и ситуацию в целом – при помощи приемов идентификации и рефлексии.

Идентификация – это довольно распространенный способ восприятия других. Им пользуются все, когда пытаются понять кого-либо и ставят себя на его место, переносят собственные состояния и особенности на окружающих.

А рефлексия помогает узнать, как другие относятся к нам. Воспринимают ли они нас как достойных людей, добрых, умных и интересных собеседников или же оценивают отрицательно?

Мнение, которое сложилось у собеседников друг о друге, существенно влияет на эффективность их взаимодействия и дальнейших отношений. И оно может оказаться неверным.

Что мешает объективной оценке?

Существует несколько факторов, которые могут искажать впечатления о других людях; их называют феноменами (или эффектами) межличностного восприятия.

Эффект ореола – это преобладание какого-то одного сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность. Например, все недостатки при этом могут оправдываться или, наоборот, общее неблагоприятное мнение заставит воспринимать достоинства человека как притворство и лицемерие.

Эффект первичности – похож на эффект ореола. Только в этом случае первая информация о человеке становится самой запоминающейся и важной, она определяет отношение ко всем его поступкам и в будущем практически не подвергается изменениям.

Эффект последней информации – дает тот же результат, только за основу берутся самые последние сведения о человеке. Они могут перечеркнуть прежнее отношение к нему, изменить его на противоположное.

Эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения или привычки, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?

Учитывая эти феномены и значимость перцептивного аспекта общения, надо быть внимательными и к себе, и к окружающим. Ведь для успешного установления контакта с другими людьми важно не ошибиться в своих оценках. Изменять их, если изменяется поведение партнера, и меняться самому, если теряется взаимопонимание.

5. Характеристика перцептивной стороны общения

С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», то есть общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой, поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Вот почему одной из важных сторон общения является – перцепция. Перцепция (или восприятие) хорошо изучена в социальной психологии, а термин «социальная перцепция» впервые был введен американским психологом Джеромом Брунером в 1947 г. он обратил внимание на то, что наряду с индивидуальными различиями существуют общие социально-психологические механизмы восприятия. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Исследованиями подтверждено, что дети и взрослые отличаются по социальной перцепции. Дети в большей степени ориентированы на восприятие внешности (одежда, голос, прическа и т.д.), они лучше распознают эмоциональное состояние человека по выражению лица, чем по жестам. Сильное влияние на процесс восприятия оказывает профессия наблюдателя. Так при оценке одного и того же человека продавец будет оценивать внешний вид, филолог – особенности речи, медик – физическое здоровье.

Читайте так же:  Компьютерная зависимость у подростков

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

познание партнера по общению;

организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

установление эмоциональный отношений.

Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу, интеллектуальному развитию и т.д. Социальный статус – это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков: профессия, образование, экономическое положение, семейное положение, возраст, этническая принадлежность и др.

Какие же признаки позволяют нам судить, например, о превосходстве собеседника по социальному статусу? Исследования показали, что существенное значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывают: 1) внешний вид человека (одежда, прическа, украшения, очки, знаки отличия; 2) манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает).

Внешний вид и манера поведения часто являются факторами превосходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу. Зная «секреты» одежды, можно создать определенный образ у партнера по общению, повысить (или понизить) свою значимость и престиж. Как правило, цена, силуэт и тиражируемость одежды свидетельствует о превосходстве

Лекция 2.4. Межличностные отношения Вопросы

1. Межличностные отношения как предмет изучения социальной психологии.

2. Виды межличностных отношений.

3. Понятие аттракции. Ее факторы и механизмы.

4. Социально-психологический климат как показатель межличностных отношений и психологические способы его оптимизации.

Перцептивная сторона общения

Читайте также:

  1. Барьеры общения
  2. Барьеры педагогического общения.
  3. Взаимодействие в структуре общения
  4. Взаимосвязь и взаимообусловленность изменений личности и нарушений общения
  5. Виды общения
  6. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
  7. Выбор речевой стратегии и принципов делового общения.
  8. Выход в новую сферу общения.
  9. Геометрическая сторона задачи.
  10. Деформации общения
  11. Значение общения с ребенком для формирования познавательных процессов.
  12. Игра как средство общения.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения» (Краткий психологический словарь, 1985. — С.2-14). Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения.

Термин «прочтение» или «чтение» другого человека был введен С.Л.Рубинштейном для характеристики механизма ориентирования в поведении другого человека в процессе взаимодействия с ним. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению» W959. — С.180).

На что ориентируется человек, «читая» т.е. познавая другого человека? А.А.Бодалев (-1981) указывает на связь познания людьми ДРУГ друга с «прочтением» их вербального и невербального поведения, с испытываемыми друг к другу чувствами, с личностными образованиями (потребностями, интересами, ценностными ориентациями, общими и специальными способностями, чертами характера), с представлениями памяти друг о друге и образами воображения, со спецификой деятельности, объединяющей людей и программирующей для каждого определенные роли, с характеристиками коллектива (малой группы), членом которой является человек и положением(позицией) человека в коллективе, а также с познанием человеком самого себя.

Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека (Бодалев, 1983).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом необходимо учитывать, что каждый человек является одновременно или последовательно членом нескольких малых групп, в каждой из которых выполняет определенную внутригрупповую роль, т.е. определенное поведение, которое ожидается от него членами группы в соответствии с сформированным в предшествующем общении образом этого человека. Внутригрупповые роли оказывают решающее влияние на формирование у человека представлений о себе или «Я-образа». Актуальная роль субъекта в данной коммуникативной ситуации есть его поведение в соответствии с одним из «Я-образов», имеющихся у него, проявляющееся, в частности, в интонации, манере двигаться, жестах и т.д. Интегрированные «Я-образы» образуют «психологический автопортрет», из которого постепенно вытесняются противоречащие друг другу черты или черты, не совпадающие с самооценкой. Таким образом, «Я-образ» может быть представлен в виде «зеркала, но с изменяющейся кривизной поверхности», причем эти изменения зависят от самого автопортрета» (Добрович, -1980. — С.76).

Экспериментальным подтверждением психологической реальности психологического автопортрета является следующий эксперимент. Было сконструировано зеркало, кривизну которого испытуемый мог менять по собственному усмотрению, вращая ручку настройки. Группе подростков было сказано, что каждый из них, глядя в это зеркало, должен отрегулировать его кривизну таким образом, чтобы изображение было «правильным». И почти все подростки избрали кривизну, делавшую их в зеркале более широкоплечими, чем в жизни. При этом они были убеждены, что выглядят так «на самом деле» (Добрович, 1980).

Если психологический автопортрет есть интеграция множества «Я-образов», то разговор с самим собой можно представить как общение с собой в роли другого, или в другой своей индивидуальной роли. Переход от автокоммуникации к внешней предполагает вытеснение своего «Я-образа» на периферию внимания, чтобы в центр внимания поставить восприятие реального внешнего партнера, его социальной роли на данный момент и его межличностном роли (т.е. отношения ко мне), а также восприятие своей актуальной роли глазами партнера (что он ждет от нас). В дальнейшем, в ходе общения эти образы уточняются, приводя, в свою очередь к уточнению ролей, т.е. к более эффективному общению, к лучшему взаимопониманию.

Читайте так же:  Болезнь паркинсона

Механизмами «прочтения» являются процессы сравнения, идентификации, апперцепции и рефлексии. Когнитивная идентификация представляет собой субъективное представление о тождественности собственных свойств свойствам партнера (совпадение самооценок и оценок, приписываемых партнеру). Идентификация возникает на основе достаточно длительного общения. Так экспериментально было показано, что супруги, давно живущие друг с другом, обнаруживают большую идентификацию, чем молодожены (Обозов, 4981). Процесс апперцепции хорошо описал М.М.Бахтин: «Строя свое высказывание, я стараюсь его (ответ собеседника. — Ж.Г.) активно определить, с другой же стороны я стараюсь его предвосхитить, и этот предвосхищаемый ответ в свою очередь оказывает активное воздействие на мое высказывание (я парирую возражения, которые предвижу, прибегаю ко всякого рода оговоркам и т.п.). Говоря, я всегда учитываю апперцептивный фон восприятия моей речи адресатом и насколько он осведомлен в ситуации. его взгляды и убеждения, его предубеждения (с нашей точки зрения), его симпатии и антипатии — ведь все это будет определять активное ответное понимание им моего высказывания. Этот учет определит и выбор жанра высказывания и выбор композиционных приемов и, наконец, выбор языковых средств, т.е. стиль высказывания» (Бахтин, 1979. — С.276).

При этом следует учитывать, что в отличие от восприятия объектов, восприятие человека влечет за собой двойное взаимодействие: воспринимающий самим фактом своего присутствия и особенностями поведения при восприятии другого может изменить характеристики человека, которого он воспринимает и оценивает ( McDavid, Harari ( £968). Это особенно важно иметь в виду при анализе терапевтом процессов общения в малых терапевтических группах больных, так как это общение происходит, как правило, в присутствии и под наблюдением экспериментатора, если только он сам не становится участником группового общения. Но и в этом последнем случае он остается (в большей или меньшей степени) наблюдателем для остальных членов группы, являющихся, в свою очередь, объектом восприятия.

Таким образом, упомянутый выше «психологический подтекст» К воспринимаемому поведению, описанный С.Л.Рубинштейном, воздействует не только как перцептивный фактор, но и как механизм, видоизменяющий поведение воспринимаемого, адаптирующий его к последующему восприятию. Это еще раз подчеркивает единство перцептивной и коммуникативной стороны общения.

Иным механизмом «прочтения другого» в общении является процесс рефлексии, т.е. осознания того, каким тебя воспринимают другие. Это сложный процесс, включающий, как минимум, шесть позиций взаимоотображений субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности, субъект, каким он видит самого себя, субъект, каким он видится другому, и те же три позиции, но в восприятии другого субъекта, ибо рефлексия есть процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга. » (Краткий психологический словарь, -1985. — С.304).

Можно себе представить в таком случае, насколько сложными становятся процессы восприятия друг друга при групповом общении, где число позиций взаимоотображения бесконечно увеличивается, где каждый субъект является объектом наблюдения сразу нескольких членов группы, каждый из которых, даже не ставя такой задачи, самим своим присутствием, т.е. ролью воспринимающего и оценивающего, может видоизменять поведение воспринимаемого.

Изменение деятельности человека в присутствии других может происходить в двух направлениях: с одной стороны, как уже указывалось выше, существенно интенсифицируется индивидуальная активность, продуктивность деятельности, а с другой — понижается ее качество, т.е. она становится менее оригинальной и нестандартной (Aiiport, 1920). А.У.Хараш объясняет эти экспериментально полученные факты тенденцией к утрате свободы самовыражения и усреднению индивидуальной деятельности в присутствии других, что выражается в деиндивидуализации ее конечного продукта, вследствие осознанного или неосознанного стремления субъекта удовлетворить предполагаемому им в наблюдателе ожиданию понятности (Хараш. Восприятие человека.

Однако возможна такал организация общения в группе, и прежде всего мотивационной основы общения, когда деятельность в присутствии других улучшается не только количественно, но и качественно, т.е. становится более оригинальной, более индивидуализированной. Это происходит тогда, когда общающийся ориентируется в своей деятельности, в первую очередь, «смыслом для себя», не требующим другого мотива, кроме того предмета, на который направлена его деятельность, в то время как «смысл для других» предполагает «наличие за каждым элементом поведения, презентируемого воспринимающему определенного социально кодифицированного, конвенционального и общедоступного значения».

По мнению В.А.Петровского, генетически начальной формой восприятия человека человеком является переживание собственной динамики в контакте с другим человеком. Над этим уровнем надстраиваются уровни объектного и субъектного восприятия. Способность индивида «быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою отраженность («персонализированность») в них» (В. А. Петровский, 1985) характеризует особое «системное» по А.Н. Леонтьеву качество индивида, т.е. личность. Поэтому экспериментальное исследование личности должно охватывать, как минимум, 2-х участников: исследуемого и испытуемого (носителя отраженной субъектности исследуемого).

Иначе говоря, экспериментальное исследование личности, как в норме, так и в патологии невозможно без учета неразрывной связи личности и общения.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 214 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Характеристика перцептивной стороны общения

Возникновение и успешное развитие процесса межличностного об­щения возможно лишь в том случае, если между его участниками сущест­вует взаимопонимание. Процесс восприятия одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения, ус­ловно может быть назван перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция

есть восприятие внешних признаков челове­ка, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. В ходе социальной пер­цепции осуществляются: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, а также создание на этой основе собственной стратегии поведения.

Остановимся на анализе типовых схем и стереотипов межличност­ного восприятия. Существуют три схемы формирования первого впечат­ления о человеке.

Читайте так же:  Закономерности процесса восприятия времени и движения в психологии

Первая схема

начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важ­ному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т. д.). Далее человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Причем, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем быстрее запустится этот механизм.

Вторая схема

связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Третья схема

запускается отношением к нам партнера по общению. Ошибка восприятия состоит в том, что людей, которые хорошо к нам от­носятся или разделяют какие-то важные наши идеи, человек склонен оце­нивать выше и по другим показателям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 —

| 7872 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Перцептивная стороны общения

Коммуникативная, интерактивная и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Что же такое общение? Общениеэто многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Итак, многоплановый процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них.

В начале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Они многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга.

Коммуникативная сторона общения — это передача информации.

В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника обладают единой системой кодирования.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее — знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему. К средствам вербальной коммуникации относится речь. Речь — это деятельность общения (выражения, взаимодействия, сообщения) посредством языка. Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

Итак, речь — это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная — на монологическую и диалогическую. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. При подготовке к устной или письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной или письменной. Под письменной речью понимают речь с использованием письменных знаков. Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью.

Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки.

Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную ( в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация — процесс общения с помощью языка; использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык.

Невербальная коммуникация — это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапазон, тональность, плач, смех, темп речи.

Визуальное общение (“контакт глаз”) — новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

Интерактивная сторона общения — взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Итак, исходным условием успешного общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью — возникает межличностный конфликт. В совместной деятельности причинами конфликтов могут быть предметно-деловые разногласия и личностные интересы. Причиной возникновения конфликтов являются также неопределенные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся.

Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. Поэтому в общении важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься, иными словами, понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации.

Читайте так же:  Как правильно расстаться с женатым мужчиной

Немаловажное место в общении занимает психологическое воздействие. Психологическое воздействие — структурная единица, компонент общения. По своей сущности это проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого проникновения являются изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, установок, состояний и т.п.). Психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные изменения в психике людей, а через нее — в их деятельности и поведении.

Особую форму общения людей представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Развитие дружбы предполагает следование ее неписанному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, бескорыстие чувств. Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным, приятельским отношениям, либо даже к превращению в свою противоположность — вражду.

Идеальная дружба — это глубочайшая искренность, полное взаимное доверие, безоглядное раскрытие своего интимного я. Ценность дружбы заключается не только в полном самораскрытии, но и в безоговорочном принятии другого.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида “накладываются” на представления о партнере, иными словами, как формируется образ партнера по общению.

Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Перцептивная сторона общения — восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. Речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самопознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой — чем полнее раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления о самом себе. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого человека включает две стороны — идентификацию и рефлексию. Рассмотрим эти механизмы.

Идентификацияэто способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Рефлексия — еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он сам воспринимается партнером по общению.

[1]

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает наличие обратной связи — получения субъектом информации о результатах взаимодействия.

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя.

Семьяэто первая социальная группа, активно воздействующая на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений и общения между ее членами создают в семье специфическую морально-психологическую атмосферу. Взаимоотношения родителей и детей и специфика их общения, в которой эти взаимоотношения проявляются в семье, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга, обеспечивающего нормально протекающее общение в семье. Взаимная информированность родителей и детей может быть обеспечена только за счет разнообразия и сфер и тем их общения.

Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние на формирование навыков общения детей с другими людьми.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2013. — 455 c.

  2. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.

  3. Андрей Зберовский Семьятрясение. Что может угрожать вашему браку и как с этим бороться. Инструкция для тех, кто дорожит своей семьей / Андрей Зберовский. — М.: Медков С. Б., 2013. — 392 c.
  4. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.
  5. Арутюнов, С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» / С.С. Арутюнов. — М.: Проспект, 2015. — 436 c.
Особенности перцептивной стороны общения в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here