Особенности, техники и примеры убеждающей речи

Сегодня мы рассмотрим тему: "Особенности, техники и примеры убеждающей речи" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Особенности полемической убеждающей речи

Убеждать легче в благоприятной атмосфере. Польскому логику Н.Пщеловскому принадлежит такое наблюдение: «Как химическая реакция в ряде случаев протекает быстрее при повышенной температуре, растения растут быстрее в тепле, так и убеждать людей легче в атмосфере симпатии».

Такой атмосфере способствует вежливое, уважительное обращение к оппоненту (по имени или имени-отчеству), приветливое выражение лица. Почему же часто смотрят на несогласного почти как на личного врага? Между тем «уважение к чужим убеждениям – не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума».

Такую атмосферу может создать начало речи. Его задача – расположить слушателей к оратору, вызвать их благожелательное внимание.

Искусным ораторам может помочь в этом шутливое или насмешливое замечание, уместное в том случае, если есть надежда, что слушатели склонны стать на вашу сторону. Американский пoлитик-дeмoкpaт блестяще использовал это во время предвыборной кампании. Вот окончание зачина его выступления:

«Я люблю людей; люблю даже республиканцев, особенно если они готовы голосовать за меня».

В ситуации, когда взгляды и установки собравшихся противоречат позиции полемиста, целесообразно создать примирительное настроение.

Всегда можно найти то, что вызовет у оратора и слушателей родственные чувства, например: показать, что вас связывают общие интересы; сказать, что вам понятна позиция собравшихся, так как и сами ранее придерживались таких взглядов; признать правомерность других представлений и пояснить свои позицию, которая заключается не в навязывании своего мнения, а в стремлении обсудить вопрос. Наоборот, пробуждают неприязнь заявления о том, что слушатели должны проникнуться убеждениями.

[3]

Заканчивается вступление четкой формулировкой своего утверждения. Она должна быть предельно ясной и значимой для противоположной стороны. Все понятия, входящие в тезис, должны быть определены, чтобы не возникало лишних споров из-за их различного толкования двумя сторонами. Затем идет более подробное изложение своих взглядов и их обоснование.

В деловом общении, например на деловом совещании, когда нужно убедить коллег согласиться с данным предложением, эффективно использовать две категории доводов:

1) факты или соображения, свидетельствующие о том, что данное предложение позволит получить какие-то выгоды;

2) факты или соображения, говорящие, что данное предложение позволит избежать таких-то неприятностей.

Иногда в полемическую убеждающую речь включают опровержение взглядов оппонентов.

Хорошим заключением убеждающей речи являются яркий пример или цитата, которые подтверждают основную мысль выступления и способны вызвать у слушателей сильные чувства.

Ответы на вопросы после речи могут дискредитировать или, наоборот, усилить позицию «нападающего».

Интеллектуальный ресторан

5 шаг. Пример в убеждающей речи

1. Пример как важный элемент убеждающей речи: структура и функции. Понятие нарратива в качестве модели примера в виде истории, состоящей из отдельных запоминающихся образов, выстроенных в логическую последовательность.

2. Применение примеров в ходе убеждающего выступления. Важность предварительной подготовки примеров для различных речевых ситуаций. Потенциальные источники историй для использования в выступлениях (жизненный опыт, история и фольклор, сюжеты из фильмов и литературы).

Лектор предлагает в качестве задания каждому магистранту из числа аудитории придумать собственную небольшую историю. При этом обращается внимание на возможность выбора различных сюжетов для такого рода историй, а также кратко освещаются возможные функции примера в убеждающей речи.

3. Отличие историй от иных элементов речи. Внутренняя структура нарратива (начало, кульминация, завершение). Возможность использования формы примера для доведения до реципиента своей аргументации.

Лектор в процессе взаимодействия с аудиторией рассматривает возможности применения историй для решения тех или иных задач убеждающей речи. При этом акцентируется внимание на важной мнемической особенности: истории запоминаются лучше, чем определения.

Далее следует работа с аудиторией в форме вопрос – ответ. Лектор дает ценные практические советы по использованию примеров в убеждающей речи, а также важности правильного выбора структуры истории в зависимости от ее специфики.

Структура убеждающей речи

Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.

Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко

Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?

Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.

Принцип 2. Ориентируемся на слушателя

Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:

  • Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
  • Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.
Читайте так же:  Позитивное мышление

Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:

  • Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
  • Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.

Принцип 3. Собираем доказательства

Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.

Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть:

  • Подтверждены фактами.
  • Иметь прямое отношение к теме выступления.
  • Быть интересны аудитории.

Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:

  • Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
  • Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
  • Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
  • Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.

Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм. Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки. Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

Читайте так же:  Особенности пассивно-агрессивного расстройства личности

По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и голосований, но это не привело к нужному результату. Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек. Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами.»

Метод сравнительных достоинств

Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.

Пример текста, составленного по этому методу:

«Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.

Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5 класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться.

В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:

  • Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.
  • На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.
  • Поступить в университет детям будет на 50% проще.
  • Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.
  • Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.

Поддержать проект вы можете, обратившись непосредственно ко мне».

Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.

Принцип 5. Мотивация – это важно

У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.

Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.

Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.

Принцип 6. Будем честными и открытыми

Ваша искренность – самый быстрый и эффективный путь к доверию слушателей. Вот несколько советов:

  • Говорите только правду.
  • Не преувеличивайте результаты, которых стоит ожидать. Это тоже, своего рода, обман.
  • Никогда не критикуйте тех, кто не согласен с вами.
  • Предоставляйте источники ваших сведений.

Самый главный совет: представьте себя на месте ваших слушателей. После каких слов вы поддержали бы себя? Ответ на этот вопрос и будет вашей убеждающей речью.

Особенности, техники и примеры убеждающей речи

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Интеллектуальный ресторан

    1. Тема (выбор темы) — как начальный и основополагающий этап убеждающей речи (так называемый этап «Инвенцио»).

    Что такое тема? Это область, о которой вы с реципиентом будете говорить, и которая должна быть ему интересна. Сферу разговора важно очертить и говорить именно о ней.

    2. Существуют критерии темы:

    «Топос» — общее место, тема должна быть в топосе. Приводится пример с часами, которые 5 лет не работали исправно, механизм наладился лишь тогда, когда было приобретено специальное масло.

    Чем более узка тема, тем более она интересна; старайтесь не выходить за «общий топос».

    Тема – это то, что известно вам и реципиенту, однако важно говорить и о том, чего он не знает. («Тема-рема»).

    3. Текст – контекст. Важно погружать слово в верный контекст, если это удается, слово хорошо раскрывается, есть понимание, если нет – собеседник может не понять вас, слово нужно будет раскрывать.

    В начале занятия преподаватель просит на листике записать тему будущей речи. В конце он просит поменяться ими с рядом сидящим товарищем и обсудить записанное.

    Обсуждается, в какой форме лучше идет «подача»: вопрошание или утверждение? Идет активная обратная связь в виде диалога со студентами.

    Тема 5. Психологические особенности публичного выступления

    Публичная речь —особая форма речевой деятельности в усло­виях непосредственного общения; речь, адресованная определенной ауди­тории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)

    Если рассматривать публичное выступление с социально-психоло­гической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

    В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

    Читайте так же:  Межличностный конфликт

    Психологи отмечают также стилистическую полифонию ораторской речи. В ней, как правило, используются языковые средства разных стилей литературного языка, но в зависимости от вида публичного выступления (например, лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).

    Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи:

    повествования,

    описания,

    рассуждения.

    Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др.

    Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями.

    1. Информационная речь.

    2. Убеждающая речь.

    3. Речь, призывающая к действию.

    4. Рекламная речь.

    5.Презентационная речь.

    6.Этикетные речи.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    7.Вступительное слово.

    8.Поздравительная речь.

    9.Ответное слово.

    Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

    · Выбор темы и определение целевой установки.

    • Подбор материала, его изучение и анализ.
    • Разработка плана выступления.
    • Работа над композицией.
    • Написание текста выступления.
    • Овладение материалом выступления.

    Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.

    Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора?

    · степень однородности/неоднородности аудитории.

    · количественный состав слушателей.

    · мотив действия слушателей. (мотивы интеллектуально-познавательного плана, мотивы морального плана , мотивы эмоционально-эстетического плана)

    Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение.

    Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь

    Стратегия приспособления материала для представления в аудитории включает в себя следующие аспекты:

    • достижение взаимопонимания;
    • привлечение и поддержание интереса аудитории;
    • приспособление к уровню понимания аудитории;
    • укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи.

    Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований.

    • своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности),
    • близкой (касаться личного пространства человека, его «территории»),
    • серьезной (затрагивать физические, экономические и психологические последствия для слушателей) и
    • живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чув­ства слушателей).

    К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудито­рии относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

    Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки и поднятия настроения.

    Интересным ораторским приемом является так называемая тайна занимательности. Его суть заключается в том, что оратор, затронув актуальную проблему, неожиданно прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к ней. Это интригует слушателей, держит их в на­пряжении.

    Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении также используются:

    прием сопереживания (оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними);

    прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах);

    апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждае­мому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т. п.);

    апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, значимым для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы);

    ссылка на авторитеты или известные источ­ники (оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убеди­тельной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, по­литических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей ли­тературы и искусства и др.);

    апелляция к интересам аудитории (оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направ­ленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т. п.);

    апелляция к личности оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о субъективном воспри­ятии тех или иных событий).

    Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обраще­ние к ней.

    Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Все перечисленные приемы позволяют выступающему владеть аудиторией и добиваться положительного результата.

    Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.

    Понятие «риторика» охватывает следующие области знания: теория речи, искусство речи и ораторское искусство.

    Сократ говорил всегда, если к нему приводили человека для определения уровня образованности: «Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!». По темпу речи, модуляции, интонациям, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам.

    Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского («филиппики»). Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, он под сильным впечатлением воскликнул: «Если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя». Первая речь Демосфена была встречена градом насмешек: картавость, слабый от природы голос не импонировали темпераментным афинянам. И он стал упорно работать над собой. Он брал в рот камешки и читал стихи, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. И довел свою речь до совершенства.

    Читайте так же:  Позитивная психотерапия – техники и методы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

    28. Убеждающая речь. Видовые особенности построения речи.

    Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию.

    Принцип 2. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на установки, которых придерживаются ваши слушатели

    [1]

    Установка — это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом.

    Вы должны охарактеризовать вашу аудиторию как имеющую позитивную установку (слушатели уже придерживаются данной точки зрения), не имеющую определенного мнения (слушатели не информированы, нейтральны или безразличны) или имеющую негативную установку (слушатели придерживаются противоположной точки зрения). Тогда вы сможете разработать стратегию адаптации своей речи к этой установке.

    Континуум мнений можно представить следующим образом:

    · Ни за ни против

    Принцип 3. Вы скорее убедите аудиторию, если речь будет содержать в себе хорошие, разумные доводы и доказательства в поддержку вашей цели.

    Доводы — это заявления, которые отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то.

    Принцип 4. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете выстраивать свои доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей.

    Самыми распространенными схемами, по которым вы будете строить вашу убеждающую речь, являются методы изложения рациональных доводов, решения проблемы, сравнительных достоинств и мотивации.

    Принцип 5. Вы скорее убедите своих слушателей, если будете говорить так, чтобы мотивировать их.

    Принцип 6. Вы скорее сможете убедить аудиторию, когда она видит в вас заслуживающий доверия источник.

    [2]

    Убеждающее выступление: формулировка тезиса

    Публикации из раздела «Ораторское искусство»

    Убеждающее выступление: формулировка тезиса

    В ближайших рассылках вкратце разберем структуру убеждающего выступления. В этой рассылке обсудим несколько правил по формулировке тезиса.

    В убеждающем выступлении — должен быть четкий, ясный, понятный, запоминающийся тезис.

    К чему вы призываете? В чем ваша идея в 2-3 словах? Какую мысль вы хотите донести до слушателей?

    Определитесь с тезисом

    Удивительно, но очень часто оратор плохо представляет себе, что же он хочет сказать.

    Например, хочет донести один тезис, а по факту доносит другой.

    Вместо тезиса «Покупайте косметику фирмы N», звучит тезис «Косметика полезна для здоровья», или «Наша компания самая большая на рынке» или что-то еще…

    Сделайте из тезиса слоган

    Часто тезис формулируется невнятно, обыденно, серо. А тезис должен быть как удар хлыстом: резким, хлестким слоганом, врезающимся в память.

    Вместо скучной фразы: «Давайте проведем реформы в сельском хозяйстве, промышленности и в структурах власти» лучше призвать: «Землю крестьянам! Заводы рабочим! Власть советам!»

    Произнесите тезис в самом начале

    Бывает так, что слушатель опоздал минут на десять. Забегает в зал. Присаживается. Наклоняется к кому-то из слушателей и спрашивает: «О чем оратор то говорит?». А в ответ: «Да непонятно… пока еще к делу не перешел». И это после десяти минут с начала речи!

    Во многих случаях, конечно, даже необходимо вначале поговорить о чем-то не относящемся к сути, т.е. начать с так называемого зачина (на наших семинарах мы разбираем 18 вариантов зачинов, с которых можно начать свою речь).

    Но в убеждающем выступлении, тезис должен прозвучать сразу! Ваша идея, ваш слоган должен ворваться в головы слушателей, в первые же 10-15 секунд вашей речи.

    Представьте себе митинг, где оратор начинает издалека. Проходит минут 5-10, а еще непонятно, к чему же он призывает… Будет ли толпа слушать такого оратора? Вряд-ли!

    • вы четко поняли, к чему хотите призвать,
    • сформулировали свой тезис в виде яркого, запоминающегося слогана,
    • и в первые же секунды своего выступления провозгласите свой тезис для слушателей…

    А дальше идут ваши аргументы. Некие факты, доводы в поддержку вашего тезиса. Которые убеждают слушателя, что ваш тезис верен, и что вашу идею нужно поддержать.

    Но об этом в следующей рассылке.

    Руководитель и ведущий тренер

    «Университета Риторики и Ораторского Мастерства»

    Убеждающее выступление: аргументация

    Публикации из раздела «Ораторское искусство»

    Убеждающее выступление: аргументация

    В прошлом выпуске рассылки мы разобрали основные правила формулировки тезиса:

    • четко понять, к чему хотите призвать;
    • сформулировать свой тезис в виде яркого, запоминающегося слогана;
    • в первые же секунды своего выступления провозгласить свой тезис для слушателей.

    Дальше идут ваши аргументы. Это факты, доводы в поддержку вашего тезиса. Они убеждают слушателя в истинности вашего тезиса, в ценности вашей идеи.

    Есть такой психологический феномен:

    2 аргумента — это всего два аргумента в поддержку вашей идеи. 3 аргумента психологически воспринимаются как «много» — больше трех! Находим как минимум три аргумента в поддержку своей идеи!

    С другой стороны помним про закон 7+-2 (а для толпы 3+-2). Если аргументов больше пяти, то их уже начнут путать и забывать. Поэтому гнаться за количеством тоже не нужно. Для большинства задач хватает 3-5 доводов в подтверждение своей правоты.

    Прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена.

    Точно так же прочность вашей аргументации определяется прочностью самого слабого аргумента. Если среди 10 сильных доводов затесался 1 слабый — то именно по нему будут судить о качестве всей вашей аргументации. Поэтому слабые и сомнительные аргументы — лучше убирать!

    Иногда оратор произносит аргументацию монотонно, без пауз. В результате кажется, что он произнес один длинный аргумент на 10 минут. А то, что у него на самом деле было 10 аргументов по 1 минуте каждый — прошло мимо слушателей.

    Читайте так же:  Психология подростка

    Чтобы этого не происходило можно делать следующее.

    • Считать: «Во-первых, во-вторых, в-третьих…»
    • Делать четкие паузы между аргументами.
    • Загибать пальцы.
    • Перемещаться в пространстве так, чтобы каждая точка пространства соответствовала одному из аргументов.
    • Использовать вводные фразы: «Следующее, что хотелось бы сказать…», «Еще один важный момент, который говорит в пользу…» и т.д.

    Таким образом, ваши аргументы будут как «гвозди». «Во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых…» Четко и ясно — вы вбили четыре аргумента в поддержку вашей идеи. Слушателям легко отличать эти аргументы друг от друга! В результате они лучше поймут вашу аргументацию.

    По данным исследований, в толпе интеллект каждого индивидуума понижается. С толпой нужно говорить максимально просто и кратко. Аргумент, упакованный в 5 предложений, поймут и запомнят гораздо лучше, чем аргумент, упакованный в 10 предложений.

    Даже если вы убеждаете не толпу, а нескольких слушателей, принцип краткости продолжает работать. Если вы потрудились и грамотно подобрали точные слова, которые позволяют в 2-3 фразах передать суть довода, то его поймут лучше, чем многословную, витиеватую речь.

    Как говорится, лучше всего запоминается первое и последнее. Поэтому самые сильные аргументы используйте в начале и в заключении своей речи.

    Итак: вы произнесли тезис, и привели 3-5 сильных, кратких, легко различимых аргументов в поддержку вашего тезиса. Начав с сильного и завершив сильным доводом.

    О чем еще стоит помнить? Об этом в следующей рассылке.

    Руководитель и ведущий тренер

    «Университета Риторики и Ораторского Мастерства»

    ОБРАЗЕЦ УБЕЖДАЮЩЕЙ РЕЧИ

    «НУЖНО ЛИ ЗАЩИЩАТЬ ПРИРОДУ?»

    Уважаемые одногруппники! Тема моего выступления – «Нужно ли защищать природу?»

    Природные ресурсы – средства существования людей. Они не созданы трудом человека и существуют независимо от него. Человек создает материальные блага, необходимую ему экономику и социально-бытовые условия именно благодаря наличию природных ресурсов. Но есть и такие природные ресурсы, которые нельзя использовать в качестве стройматериалов. Однако без них жизнь на Земле невозможна. К ним относятся атмосферный воздух, питьевая вода, лучистая солнечная энергия.

    Деятельность человека на современном этапе цивилизации оказывает существенное влияние на количественный состав неисчерпаемых природных ресурсов. Они не только интенсивно расходятся, но и загрязняются в значительной мере. Например, зараженный радиоактивными веществами воздух ветрами разносится в разные концы планеты и представляет угроз уже в глобальном масштабе. Поэтому в последнее время вопрос об исчерпаемости природных богатств и перспективах дальнейшего существования человечества приобрел широкую популярность во всем мире.

    Размах человеческого воздействия на природу возрос в связи с научно-техническим прогрессом. Первый чувствительный удар природе был нанесен уничтожением китов. Для снабжения растущих мануфактур техническим и осветительным жиром в XVII в. шло массовое варварское истребление китов. К концу XVIII в. киты в Арктике были практически уничтожены. Окончательно истреблены тур, тарпан, морская корова, лабрадорская гага и прочие тысячи видов, которые восстановить теперь не в состоянии самая передовая наука. «Вывод таков, – писал К. Маркс, – что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню».

    В наш век любую сложившуюся экологическую систему можно разрушить во много раз быстрее, чем, скажем, 100 лет назад. Атомные взрывы, химические заводы, различного рода комбинаты по добыче свинца, меди и ряда других полезных ископаемых, работающие без соблюдения надлежащих природоохранных мер. могут быстро создать вокруг себя безжизненную среду.

    Человек, вооруженный современной техникой, может изменить созданные природой тропосферу, гидросферу и литосферу: однако делать это НЕ ДОЛЖЕН! Его задача сохранить тот тип биосферы, в которой возник и может существовать человек как вид, сохраняя свое здоровье и работоспособность; т.е. биосфера должна быть всегда пригодной для жизни людей, животных и растений. Истощенную почву необходимо подпитывать минеральными веществами и естественными удобрениями (навоз), насаживать лесополосы для предотвращения эрозии почв. Строить очистительные сооружения на предприятиях.

    Во многих странах мира создают различные заменители, не уступающие дорогостоящим природным ресурсам. Например, энергетическая проблема может быть решена путем использования управляемых термоядерных реакций: источником энергии для них является дейтерий – тяжелый изотоп водорода. Запасы в океане можно считать неограниченными. Во Франции, например, построена станция, использующая энергию приливов и отливов, так же можно использовать дешевую солнечную и ветровую энергию.

    П.П. Бородин говорил: «Природа такой же уникум, как картины Рафаэля, уничтожить ее легко, восстановить невозможно». А закончить я хотела бы словами Р. Парсона: «Невежество и равнодушие — величайшие препятствия на пути охраны природы». Не будьте равнодушными.

    Спасибо за внимание.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

    Источники


    1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2016. — 192 c.

    2. Хеллингер, Берт Мы идем вперед. Курс для пар, находящихся в трудных ситуациях / Берт Хеллингер. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. — 248 c.

    3. Толстая, Наталья Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены / Наталья Толстая. — Москва: Мир, 2013. — 320 c.
    4. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 262 c.
    5. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
    Особенности, техники и примеры убеждающей речи
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here