Оценки окружающих – их влияние на личность

Сегодня мы рассмотрим тему: "Оценки окружающих – их влияние на личность" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Самооценка

Самооценка влияет на жизнь человека, она выполняет регуляторную и защитную функции. Оценка своих способностей может происходить такими способами: сопоставлением своих желаемых результатов с фактическими, а также путем сравнения их с результатами других людей.

Если человек не достигает желаемых результатов, то самооценка падает, а если достигает – она подымается. В последнем случае человек сравнивает свои достижения с результатами других людей, что также отражается на самооценке.

Уровень самооценки может колебаться. Например, если студент успешно сдал экзамены, то самооценка значительно повышается. Но может произойти и наоборот, если он не смог найти работу, хоть и сдал хорошо экзамены, что сказывается на психике человека.

    Как поднять настроение девушке? У каждого человека настроение то поднимается, то падает. У находящегося рядом.
  • Как забыть девушку, которую любишь? 402 Психология отношений
  • Как научиться мыслить позитивно и притягивать успех? 348 Психология личности
  • Задержка психического развития 901 ЗаболеванияПсихиатрия

Вся информация, размещенная на страницах сайта является собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт psytheater.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Внимание! Убедительная просьба не воспринимать справочную информацию сайта как указания к действию в лечении того или иного заболевания. Для постановки точного диагноза и лечения необходимо обращаться к специалистам.

Самооценка

Самооценка представляет собой оценку той ценности, которую с точки зрения индивидуума он представляет как личность. Ей приписывают выполнение трёх функций: защита, регуляция и развитие.

Виды самооценки

Самооценкой именуется оценка личностью своих действий, суждений и мыслеформ. Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы завышенная самооценка продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Диагностика самооценки

Для определения уровня адекватности в оценке своей личности, потенциала и достижения необходимо обратиться к такому фактору, как диагностика самооценки.

Существует огромное множество разнообразных техник, позволяющих это осуществить:


Так же существует и множество других техник. Перечислить все не представляется возможным в формате одной статьи.

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Часто это происходит не совсем адекватно реальной картине, а то и совсем неадекватно. Ребёнка непоседливого назовут хулиганом. Если он не справляется с учебным планом – то его назовут ленивым. Подобные суждения так же принимаются на веру, будучи авторитетными.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

Читайте так же:  Причины и лечение злокачественного нейролептического синдрома

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Адекватная самооценка

В человеческом сообществе существует множество действительно талантливых и одарённых людей, которые не смогли достигнуть желанных высот только вследствие своей низкой самооценки. Адекватная самооценка является тем фундаментом, на котором можно построить крепкую динамику успеха. Оценить её можно либо на практике в деле достижения поставленных целей или же при помощи выводов специалистов в данной сфере.

Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей.

Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.

Высокая самооценка

Бытует мнение, часто ошибочное, что высокая самооценка способствует успешной реализации в человеческом сообществе. С точки зрения психологов, данное утверждение очень далеко от истины. На самом деле завышенная самооценка столь же опасна, сколь и заниженная, поскольку формирует неадекватное представление о себе и окружающих людях. Она способствует тому, что человек воспринимает конструктивную критику «в штыки».

Такие люди часто находят в любых случаях попытку уязвить их самолюбие. Они агрессивно реагируют на любую попытку их поправить или указать на недостаток. В противоположность людям с завышенным самомнением, люди с адекватной самооценкой способны воспринимать критику окружающих людей и осознают свои недостатки и дефекты. Они не ощущают угрозы со стороны мнения окружающих людей, а посему не находятся в постоянном напряжении ожидая от других людей «агрессии» в свою сторону.

Существует два признака завышенной самооценки:

  • Слишком высокое суждение о себе, своей личности и своих способностях
  • Высокий уровень нарциссизма

Хотя сама по себе умеренно высокая самооценка не так уж и плоха, но она имеет одно опасное свойство. Если подобная оценка не будет подкреплена реальными достижениями, человек может приобрести противоположную, заниженную самооценку.

Поднятие самооценки

Более 80-ти процентов людей обладают заниженной самооценкой. Они не способны адекватно оценивать свои способности и качества, находясь в плену постоянной самокритики.

Поднятие самооценки может решить проблему собственной реализации и достижения как успехов в общении в своей среде, так и достижению определённых карьерных высот.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы повысить свою самооценку?

Прежде всего, нужно перестать сравнивать себя по отношению к другим. Всегда, во всех случаях можно найти человек более или менее успешного, чем вы. Нужно просто отдавать себе отчет, что ваши личные качества уникальны. Необходимо найти свои собственные достоинства и положительные черты.

Далее необходимо составить список задач и упомянуть ваши собственные качества, способствующие их достижению. Так же важным фактором является смена акцента со своих недостатков на свои достоинства.

Если вам высказали комплимент, примите его с благодарностью. Не отказывайтесь от него. Ну и наконец, смените своё окружение. Поскольку люди конструктивные и мыслящие позитивно будут способны адекватно воспринимать ваши качества и будут способствовать повышению вашей самооценки. Таких людей должно быть больше в сфере вашего общения, чем других.

Влияние отметки и оценки на развитие личности школьника

Банщикова Елена Владимировна, МКОУ «СОШ №1» п. Куйтун, психолог, Иркутская область, Куйтунский район, посёлок Куйтун

Аннотация
В статье раскрыты сущность и содержание понятий «отметка» и «оценка». Также говорится о влиянии оценки на личность для каждой возрастной группы учащихся, о тесной связи между успехами, достиг-нутыми в овладении учебной деятельностью и развитием личности, о развитии реалистичной оценки у школьников.

Одной из основных задач школьного обучения, как известно, яв-ляется формирование у ученика познавательной мотивации. В школе обычно в качестве основной побудительной силы выступают оценка и отметка. Актуальность проблемы оценки деятельности учащихся на уроке не снижается и по-прежнему этот вопрос остаётся сложнейшей педагогической проблемой.

Прежде всего, необходимо уточнить понятия: «оценка» и «отметка». Слова «оценка» и «отметка» не являются тождественными. Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Оценка — развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творче-ства учащегося. Отметка выводится из оценки и потому оценка должна предшествовать отметке, а не наоборот.

Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овла-дении учебной деятельностью и развитием личности. Но для каждой возрастной группы влияние оценки будет разным. Например, самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. От отношения родителей и учителей к ребенку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие личности.

Подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает им возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, зна-чимость оценки падает.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессио-нальных намерений. Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и учебному предме-ту и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.

Кроме того, в любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности.

Читайте так же:  Эффекты и проблемы точности межличностного восприятия

Главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, — это их возможное травмирующее влияние на личность ребенка. Остановимся на этом подробнее. Отметка и оценка тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональной комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем), психологический климат в классе, творчество.

Мнение педагога о ребенке часто влияет на его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от результатов своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой, никчемный. И, наоборот, при достаточно высоких отметках ребенок ощущает себя способным, — тем самым формируется позитивное само-восприятие.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. В ситуации постоянно отрица-тельного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением.

Школьная тревожность также напрямую связана с оценками и отметками. У школьников часто присутствует страх не соответство-вать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед учителем. Как показывают исследования, самый большой страх в школе — это страх ситуации проверки знаний. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, то переживания неудачи провоцируют появление неуверенности в себе, вследствие чего снижается уровень притязаний, что препятствует формированию положительного отношения к учебной деятельности, угасает мотивация.

Значительное влияние оказывает оценка и отметка на взаимоот-ношения детей с окружающими. Отметки могут быть причиной высо-ого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта в школе и семье, а также могут послужить причиной суицида. Если неуспех стойкий и ребенок постоянно испытывает упреки, наказания, он ищет способ сохранить сложившиеся отношения и предотвратить конфликты. Такими способами могут быть прогулы, обман, списывание.

Существует также мнение, что оценки своего рода помогают проводить социальную селекцию: «удачники социализации» — отличники – поступают в университеты, получают доступ к престижным профессиям и должностям, высокой зарплате, «неудачники» скатываются на дно общества (преступники, нищие, безработные, бомжи). И часто всё начинается со школьных оценок. Вполне возможно, что неуспешный в учёбе может со временем стать и неуспешным по жизни.

Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны. Следует помнить что, отрицательная оценка – это не карательная мера, а средство, чтобы направлять и корректиро-вать учебные действия ученика. Оценка должна быть объективной, понятной ученику, понятной родителям, прозрачной, критериальной.

Психологи выделяют факторы, которые могут повлиять на объек-тивность оценивания: негативная установка, «эффект ореола». Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного. К типичным ошибкам, допускаемым при оценивании можно также отнести:

— ошибка великодушия: оценивающий склонен давать несколько завышенную оценку знакомым лицам, и предпочитает больше гово-рить о положительных свойствах и меньше о недостатках;
— ошибка контраста состоит в тенденции давать оценку людям на основании сопоставления и сравнения с другими людьми.

И всё-таки существуют ситуации, когда отрицательные отметки ставить вообще не рекомендуется: нельзя наказывать отметкой; если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуа-ция, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или стресс; если отметка спорная, то ставить нужно в пользу ребенка.

В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя рассуждение ребёнка, учитель тем самым помогает ему формировать свою оценочную деятельность, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе са-моценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этой случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок — либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает; оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учите-лем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. М.А. Чошанов ст. «Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы» М.: «Педагогика», ж. №10, 2000г.,
2. Г. Ксендзова ст. «Школьная отметка: стимулятор умения или «дамоклов меч»?» «Директор школы», ж. №5, 2000г.
3. Г.А. Цукерман ст. «Что оценивает объективная оценка?» «Пси-хологическая наука и образование» ж. №4, 1997г.
4. Г. Ксендзова ст. «Механизмы самоопределения школьника» «Директор школы», ж. №6, 2000г.
5. Оценочная деятельность учителя в современной шко-ле/Copyright © 2012 — All Rights Reserved — www.studyexperts.ru
6. Федоренко Л.Г.Аттестация в школе: после и до. СПб.: КАРО, 2003.
7. М.А.Баранова, Е.Гриценко «В конкурентной борьбе за успе-ваемость» http://psy.1september.ru, 2007 г.
8. И.Лазаренко «Сила оценки» http://psy.1september.ru, 2002 г.
9. А.П.Кашкаров «Как оценивают в России: отметка или оценка?» http://pedagoginfo.blogspot.com/2011/11/kak-ocenivajut-v-rossii.html, 2011 г.
10. http://gimpr.brest.by/ur2/metod/seminari.html

Читайте так же:  В чем проявляется эдипов комплекс у взрослых мужчин

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

От чего зависит самооценка

У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку — не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности​.

Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми. В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода.

Второе: телесный корсет успешности. Военные и спортсмены проблемой низкой самооценки мучаются редко — почему? Потому что им поставили хорошую осанку, потому что их приучили ходить уверенно, держать голову прямо и смотреть вперед, а не в себя. Хотите позаботиться о себе — освойте этот навык, он дорогого стоит.

Однако есть еще одна категория людей, у которых самооценка падает чаще, чем у всех других, которые могут впасть в самоуничижение даже на фоне реальной жизненной успешности и вполне спортивного тела. Есть ли у вас предположение, что отличает этих людей от всех остальных? Ответ: привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы. Иногда это игра, идущая из детства: когда я изображу маме, что у меня ничего не выходит и я вот так расстроилась, мама меня всегда пожалеет — так сладко! Ребенок разыгрывает беспомощность, мама его жалеет — получили взрослого человека, склонного вдруг впадать в синдром низкой самооценки: «У меня все плохо, я никто, у меня ничего не получается». К этому подталкивает и стандарт женского гендера: мужчинам нравятся (якобы) беспомощные женщины, им нравится чувствовать свое превосходство, и женщины усваивают такое поведение: «Ой, я без тебя не справлюсь. » Она получает заинтересованное внимание мужчин, но вместе с этим и проблемный довесок — привычку ощущать свою беспомощность.

Совсем тяжелый случай — если позиция Жертвы накладывается как раз на завышенную самооценку, тут человек начинает страдать всерьез и уже создает проблемы для окружающих.

Тем не менее, факторов, так или иначе влияющих на самооценку, очень много, перечислим только основные:

Самооценка и уровень личностного развития

Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она «само»-оценка, более разумна, стабильна и произвольна. См.→

Как воспитать высокую самооценку у ребенка

Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь — хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй — больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий — учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское — по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.→

Как мы оцениваем людей?

Человек – существо социальное и для полноценной жизни, крепкого здоровья и душевного комфорта ему необходимо находится в обществе. В этом огромном количестве людей каждая личность формирует свой круг общения, выбирая по определенному принципу, людей наиболее подходящих для общения и взаимодействия. Данный выбор осуществляется из-за возможности индивидуального оценивания окружающих.

При взгляде на незнакомого человека, тут же формируется первичное мнение о нем, зачастую ошибочное, только люди, наделенные глубокими аналитическими способностями и острым умом способны хотя бы приближенно составить правильное мнение о незнакомце или незнакомке. Угадать их род деятельности, привычки и некоторые черты характера.

[3]

Оценка людей через личностное восприятие

Не существует универсальной системы оценивания людей, каждый из нас формирует ее самостоятельно в процессе своей жизнедеятельности. Конечно, на ее формирование влияет окружающее мнение, средства массовой информации, популярная литература или существующие, на данный момент каноны красоты, но в главном при оценивании окружающих, каждый человек руководствуется собственным жизненным опытом и предпочтениями.

Более симпатичным будет казаться представитель противоположного пола немного похожий на самого оценщика. Так худые мужчины выбирают худых женщин и наоборот.

Если в чей-то жизни, случались неприятные события с участием людей с какими-то ярко выраженными внешними чертами (смуглость, длинные волосы или их отсутствие и прочее), то в дальнейшем этот человек будет, предвзято относится к людям похожим на обидчика.

Часто бывает, что мужчины, получившие неприятный опыт в отношениях с красивыми женщинами, начинают приписывать всем остальным красоткам плохие качества.

Таких примеров много. Их суть состоит в том, что при составлении собственного мнения об окружающих каждый опирается на личный опыт.

Встречаем по одежке

Иногда одежда играет большую роль, для общественной оценки той или иной личности, больше чем ее внешность.

Во все времена существовал своеобразный дресс-код. Человеку, который отклонялся от этих правил, приписывали огромное количество негативных качеств. Примером могут послужить представители молодежных субкультур – панки готы и прочее.

Если нужно произвести хорошее впечатление на незнакомых людей стоит одеться элегантно в классическом стиле. Такая одежда будет подчеркивать выгодные стороны, и скрывать недостатки. К тому же, классическая одежда ничего «не говорит» о пристрастиях и увлечениях ее владельца, создавая определенную загадочность.

Именно по этой причине в деловой и финансовой сфере нашей жизни принято носить вещи в деловом стиле. Они сохраняют индивидуальность, не выдавая при этом лишней информации.

Но, как показывает история, всегда находились люди, которым было тесно в костюмах и платьях. Они стремились к самовыражению и индивидуализации. Общество, не принимало таких «неформалов». Их попросту встречали по одежке, как в древней пословице, но проходили годы и подобные индивидуалисты уже не вызывали предрассудков и вздохов, а некоторые элементы их гардероба тесно вошли в современную моду.

Читайте так же:  Эмоции человека

Умение разговаривать

Когда сформировалось общее мнение о внешности человека, оценивается его речь. Берутся во внимание интонации, тембр голоса, умение строить правильные синтаксические конструкции, грамотность речи и прочее. Как бы эффектно не выглядел мужчина или женщина, в какие изысканные наряды не были они обличены, если их речь полна грамматических ошибок и матерных слов мнение о них резко снижается.

Добиться расположения и симпатии в свою сторону можно с помощью комплиментов, юмора и интересных высказываний. Люди, обладающие лексическим талантом, часто становятся душой компании.

Выражаясь четко и ясно человек, производит впечатление умного, начитанного, образованного и культурного, но это совсем ничего не говорит о его внутренних качествах. На данной стадии оценки также легко допустить ошибку, как и на первой, ведь многие коварные и страшные исторически личности, обладали даром красноречия.

С детства всех нас обучают элементарным проявлениям вежливости, с помощью слов «спасибо», «пожалуйста» и прочее. Подобные высказывания делают нашу жизнь и жизнь окружающих лучше. Стоит воспользоваться, полученными знаниями и применить их на практике. Это улучшит мнение окружающих о вас.

Манеры и черты характера – формируют остаточную оценку личности

Остаточную первичную оценку личности формируют ее манеры и поведение человека в обществе.

Девушки лучше вести себя уверенно, сдержано и скромно. Для современности – это не есть правило, и многие представительницы прекрасной половины человечества выловят протест по данному поводу и будут правы. Но, все же, мир еще далек до совершенства и для формирования положительной оценки, по первой не стоит выделяться.

К мужчинам более строгие требования. Они должны быть галантными и внимательными к противоположному полу, не зависимо от возраста прекрасных дам. Умение вовремя сделать комплимент, уступить место, налить вино и прочие преподносит мужчину в глазах окружающих.

Для того, что бы узнать человека, как следует, нужны годы общения и то, как известно, изучить его в полной мере все равно не получится. Создавая в своем сознании, предварительную оценку той или иной личности, оценщик, мысленно выстраивает структуру своей модели поведения относительно нее.

Много людей, руководствуясь предрассудками, не узнав человека, как следует, начинают относиться к нему враждебно, грубить и высказывать свое мнение о нем при посторонних. Такое поведение провоцирует недопонимание и конфликты.

Существует очень хорошая народная мудрость «Не судите, да не судимы будете». Человек, который высмеивает неудачи другого, чаще всего впоследствии сам попадает в подобные ситуации и становится объектом насмешек.

Нельзя завоевать авторитет, общаясь одними подколками и придирками. Люди подобного рода страдают от комплекса неполноценности и самоутверждаются за счет других. Но эта дорога никуда не ведет. Вскоре к такому персонажу будут относиться с осторожностью и неприязнью.

Самооценка гораздо важнее оценки окружающих

Гораздо важнее для нормального формирования морального и физического состояния не то что думают и говорят о нас окружающие, а наши собственные убеждения о себе. Составлять свою самооценку опираясь на мнение окружающих – это равносильно созданию самодельной бомбы и поиску детонатора, что бы привести ее в действие.

Особенно ярко эти процессы выражены в подростковом возрасте, когда еще не совсем зрелая психика ищет опоры и понимания. Бесконечные поиски одобрения приводят к накоплению эмоциональных травм и препятствуют полноценному и гармоничному развитию личности. Примером такого поведения может быть желание похудеть девушки, которая имеет нормальный вес, желание изменить собственную внешность симпатичного подростка и прочее.

Каждый человек наделен, как положительными, так и негативными качествами. Добиться сто процентного расположения общества не возможно. Всегда найдутся люди, которые будут нести в массы только негатив, основанный на собственном несовершенстве.

Оценочная зависимость, зависимость от оценок

Если вы не умеете пропускать мимо себя оценочные высказывания глупых людей, вы сами начинаете вести себя глупо.
скачать видео

«Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца» — Александр Сергеевич Пушкин имел в виду эту ситуацию.

Глухота к оценкам окружающим — такая же ошибка, как и полное им подчинение. Человек, полностью игнорирующий оценки окружающих, то ли не способный, то ли не желающий их слышать — полностью автономен, но одновременно и изолирован от общества. Восхищенный взгляд мужчины радует привлекательную женщину, а неодобрительный взгляд отца заставляет задуматься ребенка: «Правильно ли я поступил?» — Оценки бывают нужными, радостными и полезными.

Уметь себя адекватно оценивать — важно. Интерес и внимательность к тому, как нас воспринимают и оценивают окружающие — замечательное качество, обязательная часть воспитанности. А вот оценочная зависимость (термин «оценочная зависимость» был сформулирован Владимиром Леви), зависимость человека от положительных или отрицательных оценок окружающих — большая неприятность. Если человек теряет авторскую позицию, стараясь угодить всем окружающим без разбора, его жизнь теряет разумную направленность, а сам человек легко может вестись на манипуляции или превратиться в невротика.

Действительно, как себя вести, если муж от тебя хочет одного, мама другого, а ребенок третьего, и все тебя оценивают? Жизнь в постоянной оглядке на других — жизнь неуютная.

Впрочем, оценочная зависимость иногда необходима. Для воспитательного процесса некоторый уровень оценочной зависимости ребенка от родителей и других старших есть благо. В руках разумного воспитателя оценочную зависимость можно использовать, чтобы сформировать у ребенка полезные для жизни установки, взгляды и привычки.

Если же вы взрослый человек (будьте внимательны, не все люди старше шестнадцати лет — взрослые люди!), вы уже можете полагаться на свой разум и ставить себе оценки самостоятельно. Или не ставить их вовсе, если в данной ситуации у вас другие планы. Взрослому и разумному человеку оценочная зависимость скорее вредна, плохо сказываясь на здоровье и лишая человека самостоятельности. Вместо оценочной зависимости взрослому человеку полезно развивать в себе внимательность к оценкам окружающих, чтобы их своевременно учитывать при необходимости, влиять на них или игнорировать их, когда они неактуальны.

Как уменьшать оценочную зависимость?

Есть два пути. Первый — собственно уменьшать зависимость от оценок. Здесь помогут упражнения «Нестандартный поступок» и в целом тема Отстройка от внешнего контроля. Второй — развивать в себе умение выбирать, на какие оценки реагировать стоит, а на какие нет. См. Развитие уверенности в себе

Оценки других. Как они влияют на нашу личность

Маслоу считал, что практически любой человек постоянно испытывает потребность в признании, в высокой и устойчивой оценке собственных достоинств. Такая оценка удовлетворяет его потребность в ней и дает индивиду понять, что он нужен обществу, значим для него, необходим и полезен. Если такая потребность в оценке будет оставаться неудовлетворенной, то у человека есть лишний повод для уныния, слабости, беспомощности и униженности. А впоследствии неудовлетворенность в потребности оценки запускает развитие компенсаторных механизмов. По мнению Маслоу потребность в признании для человека является базовой, и она необходима для его здорового развития. Примером такой потребности может быть школьник, успешно выдержавший экзамен, и который желает поделиться этой радостью со своими родными и близкими. Положительная оценка достигнутого им результата (которую делают родственники и близкие) только превозносить его в собственных глазах, даря ему еще большую удовлетворенность от сделанного. А отрицательная оценка или отсутствие похвалы за достойно выдержанный экзамен понижает у школьника эту самую удовлетворенность.

В европейских (и в российской, в том числе), культурах, развит принцип «Кнута и пряника». Он используется многими поколениями родителей. В его основе лежит похвала (пряник) при успехе, и наказание (кнут) при отсутствии успеха. Примечательно, что ребенок очень быстро подмечает действие этого принципа и в любой схожей ситуации он ждет определенных поведенческих реакций взрослого человека.

[1]

Кроме этого принципа нами прививаются ребенку определенные принципы и постулаты морали, поведения, некие этические нормы. Одним словом мы создаем для него рамки, в которых предлагаем ему существовать в определенное время и в определенном месте. Вместе с этим у такой развивающей и растущей личности, как ребенок, возникает некоторый внутренний конфликт. Конфликт кроется, к примеру, в такой ситуации: решил школьник задачу простым сложением, хотя учитель показывал, как решать такие задачи умножением. В результате при равных ответах в учительском и своем варианте, ребенок получает неудовлетворительную оценку. Вроде бы все верно и ребенок рассчитывал совершено на противоположную оценку своей деятельности, а в результате только лишь получил снижение собственной мотивации. Мы и сами, порою, не замечая того, самостоятельно ее снижаем фразами о том, что ты уже вырос, а не можешь научиться правильно и красиво писать, не освоил таблицу умножения и так далее.

Читайте так же:  Значение удовлетворения социальных потребностей человека

Отсюда вытекает вопрос о правомерности таких оценок, и нужности задавания таких вот рамок существования.

Примечательно, что Маслоу в своих работах о самоактуализантах, писал, что им присущи независимость от окружающего мира, самодостаточность и самостоятельность. Такие личности подчиняются не общественным детерминантам, а прежде всего своим внутренним. Такими детерминантами для них становятся их собственные возможности и способности, законы их природы, творческие импульсы, ресурсы и потребности. Личности самоактулизирующиеся в меньшей степени зависят от других людей, от их мнения, они менее враждебны по отношению к ним, и менее всего нуждаются в похвалах и оценках. Престиж, награды и почет их мало интересуют. Для таких людей важнее самооценка, чем оценка окружающих. Они очень устойчивы к стрессам, переживаниям, трагедиям. Такие личности всегда побуждаются внутренними факторами, а не внешними.

Роджерс в своих работах поддерживал Маслоу, утверждая, что социум представляет для человека некий прессинг, заставляющий его быть не тем, кем он хочет, а тем, кого хотят видеть в нем другие.

Другой светила современной психологии Франкл, занимаясь проблемами изучения смысла жизни современного человека, утверждал, что именно поиск смысла жизни является основной движущей силой в жизни. Он является чем-то личным и чем-то таким, ради чего следует жить. Примечательно, что это автор отмечал трудности человека на пути поиска смысла жизни. Этими трудностями становятся ноогенные психозы, развивающиеся на почве того, что ценности личности могут не соответствовать той шкале ценностей, которая принята в обществе, в котором приходиться данной личности существовать. На лицо проблема влияния социума на отдельно взятую личность. По утверждениям Франкла такие проблемы полезны для развития личности, ее психологического здоровья, и обретения смысла жизни.

Анализируя работы Маслоу, Роджерса и Франкла, мы видим, что они в один голос говорят о тех изменениях личности, которые происходят со взрослыми людьми под влиянием на них социума. Нас же интересует вопрос о том, как воспитать ребенка таким образом, чтобы он испытывал как можно меньшее влияние на свою личность проблем от оценок социума.

По мнению ведущих психологов, ребенку должен быть предоставлен свободный выбор в своем самоопределении, что приведет к удивительному расцвету его здоровых жизненных сил.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Примечательно, что другой психолог, Ю.Б. Гиппенрейтер, делая упор на гуманистическую психологию, утверждал о том, что имеет место быть и безоценочное восприятие личности. Мы должны, воспринимать человека таким, какой он есть. Мы, таким образом, не подгоняем человека в рамки традиций, поощряя его свободу выбора, поддерживая тем самым его собственные решения. Понятно, что без овладения многими навыками общения с ребенком такое восприятие его личности будет невозможно. Примечательно, что именно безоценочное принятие будет тем фактором, которое поможет взрослому разрешить проблемы освоения этих самых навыков.

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

[2]

Источники


  1. Игрок в гольф и миллионер. Посланник (комплект из 2 книг). — М.: ИГ «Весь», 2013. — 480 c.

  2. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — М.: Питер, 2017. — 672 c.1. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 224 c.

  3. Светлана, Фрондзей Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодёжном браке / Фрондзей Светлана. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 224 c.
  4. Маркова, Надежда За пределами одиночества / Надежда Маркова. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 208 c.
  5. Стил, Лилия Я — женщина. Современная энциклопедия женщины / Лилия Стил. — М.: Рипол Классик, 2017. — 512 c.
Оценки окружающих – их влияние на личность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here