Педагогическое общение

Сегодня мы рассмотрим тему: "Педагогическое общение" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Педагогическое общение

Автор: Ирина Нестерова ✔ 11.07.2017

Нестерова И.А. Педагогическое общение // Энциклопедия Нестеровых

В современных условиях, когда педагогика в очередной раз переживает непростые времена, крайне важно не забывать те понятия и явления, которые составляют ее основу. Одним из важнейших категорий в педагогической науке является педагогическое общение. Кроме того, коммуникативные навыки педагога относятся к числу его профессиональных компетенций.

Понятие педагогического общения

В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом. При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания [1].

Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело. Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие «педагогическое общение» было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

К проблеме трактовки термина «педагогическое общение» обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.

Понятие педагогического общения

Трактовка термина «педагогическое общение»

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся [2].

Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты [3].

Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся [4].

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [5]

Коджаспирова Г. М.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе [6]

В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.

Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.

Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия «педагогического общения» как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:

  1. контактная,
  2. информационная,
  3. побудительная,
  4. координационная,
  5. понимания,
  6. амотивная,
  7. установления отношений,
  8. оказания влияний [7].

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.

Важно выделить следующие особенности педагогического общения:

  1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
  2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
  3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
  4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
  5. Сочетание делового и личностного общения.
  6. Пролонгировано и может продолжаться годами.
  7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
  8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
  9. Полифункциональность, целенапавленность.
  10. Комплиментарность.

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся [8].

В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

Стили педагогического общения

Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

Читайте так же:  Психология женщины в отношениях с мужчинами

Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации. Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных.

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен [8].

Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

Литература

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.

Педагогическое общение

Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна сегодня и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых учителей.

Совместная работа учащихся имеет ряд явных преимуществ: возрастание объема материала, усваиваемого учащимися, глубина понимания, экономия времени, уменьшение дисциплинарных трудностей в процессе обучения, увеличение удовольствия у учащихся от учения, рост сплоченности коллектива, развитие коммуникативных и организационных навыков и др.

Я считаю, что отсутствие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества приводит к потере интереса, снижению мотивации. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений учителя и учащихся. Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия.

Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.д.

В наши дни проблема речевого общения, и в частности, педагогического, изучается с точки зрения целого ряда наук: философии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая их которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема. Проблема развития навыков общения достаточно актуальна, над ней работали многие отечественные и зарубежные психологи: Л. Фейербах, М.М. Рыбников, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Брудный, Б.П. Парыгин, Г.М. Андреева и др.

Общение учителя с учащимися должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально — психологической оптимизации образовательно-воспитательного процесса» (А.А. Леонтьев).

Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом — самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы. В.А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «Каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным.

Современная педагогика и практика работы лучших учителей доказали, что эффективное обучение сегодня, причем обучение радостное, трудное, но победное, возможно только на позициях педагогики сотрудничества.

Педагогическое общение как социально — психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, общей информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Психолого-педагогические требования к организации педагогического общения:

Я постоянно провожу отслеживание развития навыков общения у учащихся. Для этого использовала тесты:

На вопросы, приведенные ниже, дайте ответы: «да» (2 балла), «нет» (О баллов), «иногда» (1 балл) и сосчитайте сумму набранных баллов.

1. Вы собирались с другом (подругой) в кино, но Он (Она) опаздывает. Будете ли вы раздражаться?
2. С охотой ли вы делаете визит к врачу?
3. Вы смущаетесь, когда выступаете перед классом?
4. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
5. Если незнакомый обратится к вам с просьбой, вы ему откажете?
6. В школьной столовой вам подали некачественное блюдо, вы промолчите, или съедите это блюдо?
7. Сможете ли вы найти быстро друзей, если перейдете в другую школу?
8. Вам нравится участвовать в школьных мероприятиях?
9. Вы помогаете соседу по парте, если он в чем-то затрудняется?
10.Чем вы любите заниматься в свободное время?

А теперь подсчитайте сумму баллов:

6 . 15 — Вы, должно быть, «рубаха парень», всюду чувствуете себя в своей тарелке, охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностные представления. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно его довести до конца. Задумывайтесь над этим.

[3]

15 . 17 — У вас нормальная коммуникабельность. Без неприятных переживаний начинаете новое дело, идете на встречу с новыми людьми. Хотя, вероятно, не любите нудных компаний, многословие вас раздражает.

Читайте так же:  Как преодолеть кризис среднего возраста у мужчин

18 . 20 — Вы явно некоммуникабельны, и это беда, от которой страдаете больше вы сами.

Цель: выявить уровни развития коммуникативных навыков у младших школьников.

Тест № 1 (Кан-Калик)

Оцените каждое предложение по позиции: верное (В) или неверное (А) применительно к себе.

1. Мне кажется трудным подражать манере поведения других людей.
2. Я бы мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить других окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям кажется иногда, что Я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
5. В классе Я редко бываю в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с различными людьми я часто веду себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы понравиться другим людям, Я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которые мне не нравятся.
10.Я не всегда такой, каким кажусь.

По одному баллу за ответ «неверно» на 1, 5, 7 вопросы и за ответы «верно» на все остальные.

О . 3 — низкий уровень коммуникативных навыков.

4 . 6 — средний уровень.

7 . 10 — высокий уровень.

Внимательно прочти предложенные вопросы. За «да» — 3 очка, «нет и да» — 2 очка, «нет» — 1 очко.

1. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
2. Всегда ли можешь поддержать беседу с друзьями?
3. Можешь ли преодолеть снижение в общении с людьми?
4. Можешь ли сдержаться при общении с близкими людьми от резких замечаний?
5. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
6. Можешь ли та скрыть свое раздражение при встрече с неприятными тебе людьми?
7. Умеешь ли ты первым сделать шаг к применению?
8. Всегда ли находишь тему для разговора с друзьями?
9. Умеешь ли в общении отстаивать свою точку зрения?
10. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывать злость на близких?

Подсчитайте очки. 21-30 очков. Ты человек очень общительный, обладающий высоким уровнем коммуникативных навыков, получающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и не знакомыми людьми.

11-20 очков. Ты человек в меру общительный, средний уровень развития коммуникативных навыков, в общении иногда испытываешь затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми всегда можешь найти общий язык, иногда неуверен в себе.

10 очков и менее. Ты человек стеснительный. В кругу знакомых предпочитаешь отмалчиваться, но друзья у тебя есть, они ценят тебя за такие качества, как умение слушать,понять,простить.

Опыт работы мне показал, что развитием межличностного общения нужно заниматься серьёзно, ведь обучение – это есть особым образом организованное общение. И в основе успешного усвоения знаний лежат навыки общения, умение общаться.

Мир Психологии

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

Общение педагогическое — несмотря на то что общение обучающего с обучающимся исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и с тех пор не прекращается, понятие Общение педагогическое родилось недавно: в отечественный психолого-педагогический тезаурус оно практически одновременно введено в конце 1970-х гг. В.А. Кан-Калликом и А.А. Леонтьевым.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В самом формальном значении Общение педагогическое определяется как профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитания последних как в урочное, так и во внеурочное время. При прагматически-технологическом отношении к ученикам как объектам управления О. п. рассматривается как способ реализации методов и приемов педагогических воздействий, имеющих целью или эффективное усвоение программы, или развитие личности ученика, или и то и др. вместе.

Причины разночтений в дефинициях О. п. коренятся в различном понимании не ситуативного, а субъектного атрибута этого вида общения, что вытекает из трактовки учебной деятельности, обучения, роли учителя и ученика. Следует отметить вопросы, без ответа на которые невозможна точная спецификация О. п.

  1. Имеет ли смысл отождествлять общение между учителем и учеником и О. п.? Следствиями утвердительного Ответа будут: 1) расширение понятия О. п.; 2) признание паритетности педагога и ученика как субъектов общения, что приводит к пониманию О. п. как общения между учителем и учеником, обеспечивающего их совместную деятельность; негативный ответ приводит к сужению понятия О. п. фактически до одностороннего педагогического воздействия.
  2. Имеет ли смысл отождествление О. п. и общения «по поводу обучения и воспитания (данного ученика)»? В случае утвердительного ответа мы должны отнести к О. п. и профессионально-деловое общение учителей, и функционально-ролевое общение между учителем и родителями. Остается также открытым вопрос о допустимости отнесения к П. о. (в широком смысле) коммуникации между самими учениками в процессе учебной деятельности, особенно в том понимании последней, которое лежит в основе развивающего обучения (по Эльконину—Давыдову).

На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими особенностями О. п., благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения. Перечислим некоторые из них:

К этому следует прибавить разный социальный опыт, принадлежность к различным субкультурам участников О. п., существующие между ними различия в физиологии, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферах (нерефлексируемые учениками и часто забываемые учителем).

Читайте так же:  Разновидности и симптомы тревожного расстройства

осознание необходимости социально-психологической оптимизации и гуманизации учебного процесса привело Леонтьева к вычленению понятия оптимального О. п., а именно такого общения педагога (педагогов) с уч-ся в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя (Леонтьев А.А., 1979; 1996). Несмотря на то что данная дефиниция относится к не очень строгим «определениям-идеалам», введение этого понятия — чрезвычайно важный шаг: во-первых, потому, что как ценность фиксируется не только передача-усвоение знаний, но и развитие личности, а также развитие ученического коллектива; во-вторых, потому что очеловечивание начинает затрагивать и учителя как субъекта О. п. и одного из субъектов учебной деятельности. (И.А. Мещерякова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Педагогическое общение и его особенности

Читайте также:

  1. В качестве особо значимого для жизни и развития личности вида деятельности называют также общение, или коммуникативную деятельность.
  2. Вербальное и невербальное общение
  3. Водная среда обитания, ее особенности. Круговорот воды в природе
  4. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
  5. Где — вероятность того, что именно i-е сообщение выделено в наборе из N сообщений.
  6. Жизнь и педагогическое творчество Я.А.Коменского (1592-1670).
  7. Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие
  8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 31 декабря 2004 г. N 30 ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
  9. Лекция #5. Финансы и платежеспособность. Денежный оборот страховой организации и его особенности.
  10. Лекция7. ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  11. Межкультурное общение. 1 страница
  12. Межкультурное общение. 10 страница

Специфика педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

Таким образом, педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.

Способ педагогического общения зависит от конкретной педагогической задачи.

Если устанавливается барьер в общении, то дальнейшее эффективное воплощение педагогических целей и задач крайне затруднено.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

[1]

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися — единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения.

Способы воздействия на учащихся: рациональное/эмоциональное; вербальное/невербальное. Вербально-рациональное: само содержание лекции. Вербально-эмоциональное: через интонацию. Невербально-эмоциональное: через жесты, позы, ухмылки и т.д.

Методы управления учащимися: формальные, неформальные. Главный метод управления — обладание знанием (знание нуждается в постоянном совершенствовании). Формальные (вместе с другими субъектами управления) на основе приказов начальства, инструкций, «административная машина». Подобные методы стоит использовать, когда нужно что-то сделать в масштабах всего курса. Управляющая система должна быть всегда более сложной чем управляемая, если этого нет, то управляемая система сама начнет управлять управляющей. Неформальные методы (всегда связаны с формальными, но отличны от них): активные и пассивные (поведение вообще).

Читайте так же:  Понятие и характеристика эустресса и дистресса

Пассивные неформальные правила управления учащимися:

1. Правило судьи: ничего не прощай, реагируй.

2. Правило Платона: давай образец поведения своим собственным. Преподаватель – публичное лицо, должен знать о существовании неписанных правил (этикета) + о нем знают большее количество людей, чем он знает.

3. quod licet Iovi, non licet bovi: что можно студенту, того не стоит допускать преподавателю (касается стиля одежды, манеры изъяснения и типа поведения).

4. Правило шофера: соблюдай дистанцию. Избегать жаргонной речи и ненормативной лексики в общении со студентами + не переходить границы, установленные этикетом => в общем, «недеяние».

Активные неформальные правила управления учащимися:

1. Правило Цезаря: divide et impera à не давать студентам сплотиться против тебя: надо разделять их, чтобы ими управлять.

2. Структурирование / деление аудитории по типу мотивации, заинтересованности в учебе.

3. «Ориентируйся на лучших, но не забывай о худших.»

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1555 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Педагогическое общение

Читайте также:

  1. L Организация эфирного или кабельного вещания вправе распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи.
  2. L Право на сообщение для всеобщего сведения.
  3. Анализ и обобщение опыта
  4. Бухгалтерский баланс. Балансовое обобщение.
  5. Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение
  6. Вопрос 1. Общение как социально-психологический феномен. Особенности управленческого общения.
  7. Вопрос 2. Познавательное развитие, общение с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
  8. Вопрос 3. Общение как обмен информацией. Основные коммуникативные барьеры в общении.
  9. Вопрос 4. Обобщение данных текущего бухгалтерского баланса
  10. Вопрос №56. Деловое общение. Типология вопросов.
  11. Выделяют межперсональное и ролевое общение.
  12. Деловое общение

Представьте ситуацию: урок IV класс. Учитель превосходно владеет материалом, использует массу дополнительной литературы, умеет ярко раскрыть тему. Но что происходит с учениками? Почему некоторые к концу урока на глазах сникают? Вопросы учителя сыплются лавиной: интересные, содержательные. Но не все поспевают за мыслью педагога. Казалось бы, задержись и помоги понять. Но у учителя не хватает терпения выслушать, дождаться ответа ребенка. Страстно вытянул один из них руку, желая отвечать, и был урезонен властным указанием: «Что ты трясешь передо мной рукой? У меня от тебя голова болит!» [7, 136]

Удался ли этот урок? Достаточно ли учителю хорошо владеть содержанием изучаемого материала?

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

Через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которые способствуют эффективности воспитания и обучения. Для многих педагогов очевидна истина: отношение к учителю дети очень часто переносят на предмет, который он преподает. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне.

Как же можно определить содержание понятия «педагогическое общение»? Какие представления, ассоциации стоят за каждым из его составляющих?

Словарные статьи в определении понятия «общения» выделяют главные смыслообразующие слова — взаимосвязь, взаимодействие:

¾ «взаимные отношения, деловая, дружеская связь» (Толковый словарь);

[2]

¾ «способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми» (Философский словарь);

¾ «форма взаимодействия людей» (Социологический словарь).

«Способы взаимосвязанных отношений» — совместного действия, обмена мыслями, чувствами — достаточно многообразны. Это могут быть межличностные отношения или групповые, деловые или дружеские и т.п. В любом случае это проявление процессов, происходящих между людьми и в той или иной мере социально обусловленных: «Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости» [А.А. Леонтьев, 6, 16]. Общение — необходимое условие и составной элемент любой деятельности человека, в первую очередь — деятельность коллективной.

Первым следует назвать определение термина, предложенное А.А. Леонтьевым и звучащее так: «Оптимальное педагогическое общение — такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения…, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя»].

З.С. Смелкова предлагает более лаконичное определение термина: педагогическое общение — это взаимодействие педагога и учащегося, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитывающий эффект совместной коммуникативной деятельности ».

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями:

Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышления.

Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к введению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

Содействуя самоутверждению личности, педагог выполняет сложную задачу — способствует созданию школьником своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспективы личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействия исходя из его представлений.

Профессионально-педагогическое общение — феномен сложный. Подчиняясь общим закономерностям общения, он имеет определенную структуру, соответствующую общей логике педагогического процесса [10, 26].

Читайте так же:  Самосовершенствование личности – способы

Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально- педагогического общения [10, 26].

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку, внеклассному занятию (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).оторый возникает вокруг них стихийно. Хотя вокруг разных учителей в каждом случае возникают свои, специфические варианты, но для каждого из этих педагогов собственные варианты оказываются стереотипными.

Когда же учитель в трудных ситуациях начинает выбирать и менять тип поведения — общения, то он в значительной степени перестает зависеть от произвола случая. Для того чтобы владеть ситуацией, необходимо знать стили общения и уметь ими пользоваться. Через стиль, который выбирает учитель можно увидеть, как у учителя развиты коммуникативные способности, сложившийся характер взаимоотношений с учениками, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.

Стили общения зависят от стиля руководства.

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет всякую деятельность группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон. При отсутствии педагога работа в ученическом коллективе замедляется, а то и вовсе прекращается.

Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает к активному участию в обсуждении хода работы. У учеников появляется уверенность в себе. Развивается самоуправление. Нагрузки оптимально распределяются в классе с учетом склонностей и способностей каждого, поощряется активность, развивается инициативность. Основные способы общения у такого учителя: просьба, совет, информация.

Либеральный стиль. Анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активность, вопросы рассматриваются формально. Учитель самоустраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 571 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Педагогическое общение

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — специфич. межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в уч. воспитат. процессе. Общение неотъемлемый элемент пед. деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогическое общение — система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — формирование сознания, организация деятельности и отношений учащихся; характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные,… … Профессиональное образование. Словарь

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе … Словарь-справочник по педагогической психологии

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе … Словарь по педагогической психологии

Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие — В широком смысле слова Пед. О. специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально психол. взаимодействия педагога и … Психология общения. Энциклопедический словарь

Педагогическое общение: конфликт и его виды — Педагогический конфликт (П. к.) столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения — В зависимости от факторов в поведении конфликтующих различают: 1) конструктивное поведение анализируется и находится причина конфликта, устраняются препятствия, мешающие достижению цели; отыскиваются новые пути достижения цели; 2) защитное… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Педагогическое общение : диалог и его виды — В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями суждениями между 2 и более людьми и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к рого входят цепи переплетающихся и параллельных… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источники


  1. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

  2. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2018. — 176 c.

  3. Алексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. — М.: Речь, 2017. — 816 c.
  4. Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.
  5. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.
Педагогическое общение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here