Перцептивные механизмы, процессы и функции

Сегодня мы рассмотрим тему: "Перцептивные механизмы, процессы и функции" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие перцептивных процессов

Читайте также:

  1. Familia. Общее понятие о семейных правах
  2. I. Понятие и виды финансов. Государственные финансы.
  3. I. Понятие товара. Товарная политика и факторы её определяющие.
  4. IX.1. Общее понятие памяти.
  5. VI.1. Понятие об ощущении.
  6. VII.1. Понятие восприятия и его физиологические основы.
  7. XII.1. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
  8. XV.1. Понятие о характере.
  9. XVI.1. Понятие о способностях и их природе.
  10. Автоматика и автоматизация процессов
  11. Административно-правовые нормы — понятие, структура, виды
  12. Активизация процессов экзогенной геодинамики в результате антропогенной деятельности

Перцепция (восприятие) — это процессы отражения предме­тов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств. В зависимости от того, какой именно орган играет ве­дущую роль в восприятии, выделяют его различные виды: зри­тельные, обонятельные, слуховые и др. В зависимости от формы существования материи отличают восприятие пространства, направления, величины, времени. Разделяют восприятие и в зави­симости от развернутости его процесса и сложности: на симуль­танное (мгновенное) и сукцессивное (разделенное на этапы); по степени осознанности — на произвольное и непроизвольное. Восприятие имеет следующие свойства: предметность, цело­стность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, зависимость от прошлого опыта <апперцеп-тивностъ), ограниченность объема.

Процесс восприятия состоит из ряда закономерно сменяю­щихся фаз перцепции: обнаружения, различения, идентифика­ции, категоризации, узнавания, опознания. Эти виды, свойства, закономерности и фазы сохраняются и в управленческой дея­тельности. Они составляют механизмы формирования чув­ственного опыта руководителя.

Индивидуально-стилевые различия восприятия тоже играют определенную роль в управленческой деятельности. Известны два основных стиля — аналитический и синтетический и два

дополнительных — аналитико-синтетический и эмоциональ­ный. Для «синтетиков» характерна склонность к обобщенному отражению явлений, к определению их основного смысла. «Аналитики» же предпочитают выделять детали, части, под­робности. Комбинация этих особенностей, но при меньшей вы­раженности, присуща аналитико-синтетическому типу. Эмо­циональный тип отличается повышенной чувственной реакци­ей на ситуацию, что мешает ее адекватному восприятию.

Для управленческой деятельности лучше всего подходит третий, аналитико-синтетический, тип восприятия; первые два менее эффективны; четвертый — противопоказан. Наблюда­тельность — очень важная индивидуальная особенность среди общих характеристик восприятия. Это — обобщающая харак­теристика восприятия, производная от всех иных его особен­ностей. «Изощренная наблюдательность» — важное качество для руководителя.

| следующая лекция ==>
Характеристика производных функций управления | Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 206 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Перцептивные процессы. Понятие и определение

Перцепция (восприятие) — это процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В зависимости от того, какой именно орган играет ведущую роль в восприятии, выделяют его различные виды: зрительные, обонятельные, слуховые и др. В зависимости от формы существования материи отличают восприятие пространства, направления, величины, времени. Разделяют восприятие и в зависимости от развернутости его процесса и сложности: на симультанное (мгновенное) и сукцессивное (разделенное на этапы); по степени осознанности — на произвольное и непроизвольное. Восприятие имеет следующие свойства: предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, зависимость от прошлого опыта <апперцеп-тивностъ), ограниченность объема.

Процесс восприятия состоит из ряда закономерно сменяющихся фаз перцепции: обнаружения, различения, идентификации, категоризации, узнавания, опознания. Эти виды, свойства, закономерности и фазы сохраняются и в управленческой деятельности. Они составляют механизмы формирования чувственного опыта руководителя.

Индивидуально-стилевые различия восприятия тоже играют определенную роль в управленческой деятельности. Известны два основных стиля — аналитический и синтетический и два дополнительных — аналитико-синтетический и эмоциональный. Для «синтетиков» характерна склонность к обобщенному отражению явлений, к определению их основного смысла. «Аналитики» же предпочитают выделять детали, части, подробности. Комбинация этих особенностей, но при меньшей выраженности, присуща аналитико-синтетическому типу. Эмоциональный тип отличается повышенной чувственной реакцией на ситуацию, что мешает ее адекватному восприятию.

Для управленческой деятельности лучше всего подходит третий, аналитико-синтетический, тип восприятия; первые два менее эффективны; четвертый — противопоказан. Наблюдательность — очень важная индивидуальная особенность среди общих характеристик восприятия. Это — обобщающая характеристика восприятия, производная от всех иных его особенностей. «Изощренная наблюдательность» — важное качество для руководителя.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

[3]

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

12.Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции.

Термин “социальная перцепция”, или, в более узком смысле слова “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека” употребляется в литературе в несколько вольном смысле. Нужно отметить, что термин “восприятие” употребляется, в данном случае, не в общепсихологическом понимании. На самом деле, речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Человек всегда вступает в общение как личность. Он воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатление, которое возникает при этом, играет важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков. На этом основывается стратегия изменения его поведения и построение стратегии собственного поведения.

Необходимо отметить, что не все исследователи считают восприятие и познание человека самостоятельной стороной общения. Как мы уже отмечали выше, В. Н. Куликов считает познание другого человека необходимым условием успешной коммуникации, но не самостоятельной её стороной. 26 Мы не усматриваем больших противоречий в различных подходах к этому вопросу. Эта проблема, на наш взгляд, имеет значение на методологическом уровне. На практическом уровне восприятие и познание человека в процессе общения — обязательная составная часть общения.

Читайте так же:  Интеллект в психологии определение, структура, теории

Механизмы восприятия человека человеком

В процесс общения включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.

Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Г. М. Андреева отмечает, что “механизм эмпатии … сходен с механизмом идентификации: там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения,… Однако… если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по иному”. 27

Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Феномены межличностного восприятия

Существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Л. Д. Столяренко на основе анализа научной литературы выделяет основные из них:

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми, наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: “Все люди подобны мне” или “Другие противоположны мне”. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через “розовые очки” и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

“Эффект первичности” проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на всё последующее отношение к этому человеку. И даже, если потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого человека влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о человеке было полнее и точнее, важно положительно “настроится на него”.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

“Эффект последней информации” проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке. 28

Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку и называется каузальной атрибуцией. Г.М.Андреева пишет: “Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики”. 29

Процесс приписывания зависит от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной “желательности” или “нежелательности” его. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение предписано образцами и поэтому легче поддается интерпретации. Уникальное же поведение допускает множество различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае, социально “желательное” поведение соответствует социальным и культурным нормам и поэтому легко и однозначно объясняется. При нарушении норм (социально “нежелательное” поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

Читайте так же:  Причины энкопреза у детей и советы психолога

Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные влияния на поведение других людей (влияние внешних ситуаций) и переоценивать диспозиционные влияния (внутренние причины). Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.

Культура также влияет на ошибку атрибуции. Например, западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. 30

В настоящее время проблемами каузальной атрибуции занимается особая отрасль социальной психологии. Исследованиями в этой области занимаются в основном зарубежные психологи: Г. Келли, Э. Джонс, К. Девис, Д. Кенноуз и др.

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

При межличностном общении важно быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения между людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь в общении — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Л. Д. Столяренко выделяет следующие правила обратной связи:

Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он мог бы при желании в себе изменить.

Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Выделяют механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.

Аттракция особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д.

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие — отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке

А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта

1. В чем заключается различие между сенсорными и перцеп­тивными процессами ? Чем результаты сенсорных процессов

ощущения — отличаются от результатов перцептивных про­цессов — предметных образов?

В отличие от сенсорных данных («чувственной ткани», сенсорного потока ощущений) процессы восприятия и их

результаты характеризуются рядом специфических призна­ков (критериев).

• Отнесенность результатов перцептивных процессов к
предметным ситуациям и предметам во внешнем мире
(предметность, предметная отнесенность).

• Механизмы восприятия и их результаты (образы) являют­
ся продуктами процессов научения, которые возникают во
взаимодействиях живого организма с внешней предмет­
ной средой.

2. Что выступает в качестве основных причин формирова­ния перцептивных механизмов?

Перцептивные процессы детерминируются потребностя­ми, мотивами и задачами деятельности. Поэтому исходные формы организации процессов восприятия следует искать в практических действиях (взаимодействиях) живого организ­ма с предметной средой, а не в нервной системе.

• Механизмы восприятия исходно формируются во внеш­
них предметно-практических действиях, в которых на
основе организации развернутых в реальном пространстве и
времени (сукцессивных) ориентировочно-исследовательских
операций порождается и развивается образ окружающего
мира на основе активного «уподобления» движений органов
чувств предметному окружению.

• По мере своего формирования образ, в свою очередь, на­
чинает во многом предопределять протекание действий и
ориентировать их в процессе реализации.

Какова функциональная структура механизмов перцепции?

Процессы и механизмы восприятия включают ряд опера­ций и действий, которые формируются и совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни:

• операции и действия обнаружения объектов;

• операции и действия различения объектов на основе фор­
мирования сенсорных эталонов (оперативных единиц вос­
приятия);

• операции и действия опознавания и идентификации объек­
тов — одномоментное (симультанное) нахождение в объек­
те свойств путем уподобления объекта определенному сен­
сорному эталону посредством викарных (сокращенных)
перцептивных действий.

Читайте так же:  Какие виды любви в психологии существуют

При этом следует различать два основных класса движе­ний органов чувств, которые обеспечивают перцептивные механизмы и процессы и построение образа:

• движения поисковые, установочные и корректирующие
установку органа чувств;

• собственно перцептивные операции, выполняющие ряд
функций: а) построение образа объекта; б) опознание зна­
комого объекта; в) измерение пространственных характе­
ристик объекта; г) контроль и коррекция адекватности
процессов восприятия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как формируются перцептивные процессы и механизмы восприятия?

Процессы восприятия (перцептивные действия) пред­ставляют собой способы преобразования сенсорных дан­ных, которые возникают в результате включения живого ор­ганизма в выполнение новых предметно-практических дей­ствий и приобретения новых форм поведения.

• В любом практическом действии выделяется система ори­
ентировочно-исследовательских (перцептивных) опера­
ций, направленных на ознакомление со свойствами объек­
тов.

• Ознакомительные операции и действия, исходно опираю­
щиеся на развернутый «моторный алфавит» движений ор­
ганов чувств, начинают опережать действия исполнитель­
ные и превращаются в ориентировочные операции и дей­
ствия.

• Развернутые во времени (сукцессивные) ориентировоч­
ные действия и операции, сокращаясь и автоматизируясь,
преобразуются в целостные, «одномоментные» (симуль-

тайные) способы обследования и ориентировки — форми­руются сенсорные эталоны.

5. Как по мере развития перцептивных механизмов изменя­ются и совершенствуются способы восприятия и формируют­ся сенсорные эталоны?

Сенсорные эталоны, представляющие собой обобщен­ные способы обследования определенной группы объектов, совершенствуются и изменяются:

• путем переориентировки на новые признаки объектов;

• путем преобразования развернутых во времени сукцессив-
ных ориентировочных операций и действий в симультан­
ные схемы перцептивных операций;

• путем образования все более сложных целостных структур
из выделенных признаков.

При этом сенсорные эталоны могут иметь разные типы функционально-структурной организации ориентировоч­ных операций, которые фиксируют и организуют в предмет­но отнесенные образы различные по сложности предметные признаки.

• Простые предметные признаки, возникающие путем орга­
низации исходных сенсорных данных («чувственной тка­
ни», ощущений) в простые предметно отнесенные образы
предметов и их свойств.

• Сложные предметные признаки, возникающие на основе
организации простых предметных признаков.

• Интегральные предметные признаки, возникающие на
основе организации сложных признаков, но воспринимае­
мые как целостные перцептивные структуры.

Как перцептивные операции и действия включаются в состав других типов человеческих действий?

Одинаковые перцептивные операции и действия могут включаться в разные виды действий и формы поведения; одинаковые виды действий и формы поведения могут обслу-

живаться различными перцептивными операциями и дейст­виями.

7. Как перцептивные операции и действия включаются в
процессы решения разнообразных типов человеческих задач?

Процесс уподобления ориентировочно-исследователь­ских движений органа чувств физическим, а позднее пред­метно отнесенным характеристикам объектов может осуще­ствляться с различными целями:

а) в соответствии с задачами построения адекватного об­
раза объекта;

б) в соответствии с предметно-практическими или умст­
венными задачами, стоящими перед субъектом и тре­
бующими трансформации образа — «уподобления об­
раза решаемым задачам» (образ включается в практи­
ческие действия и процессы мышления).

• При этом образ предстоящего действия: а) имеет обобщен­
ный характер; б) достраивается в условиях конкретной
предметной ситуации путем внешних двигательных, пер­
цептивных или умственных операций на основе сенсор­
ных коррекций (А. Н. Бернштейн).

• Обобщенные симультанные схемы перцептивных опера­
ций в последующем образуют функционально-содержа­
тельную основу — «моторный алфавит» для формирова­
ния и развития умственных действий (В. П. Зинченко).

8. Каковы механизмы актуализации представлений (вто­
ричных образов, репрезентаций), возникающих у субъекта в от­
сутствие объекта?

Представления (вторичные образы) являются продуктом ранее выполняемых субъектом ориентировочно-исследова­тельских действий и операций.

• Ориентировочно-исследовательские действия и операции
органов чувств, выполняемые по отношению к объекту яв­
ляются средством и механизмом исходного формирования
(построения) образа.

• Образы и представления фиксируются в нервной системе
как последовательности выполнения различных операций
и действий, направленных на исследование объектов.

• Актуализация образа в форме представления — это про­
цесс сокращенного и преобразованного выполнения тех
перцептивных операций, которые исходно лежали в осно­
ве построения образа. Но такие операции выполняются в
отсутствие объекта.

• Использование представлений в процессе решения раз­
личных задач происходит путем включения их в то или
иное действие в качестве ориентировочной основы.

А. Н. Леонтьев

Теория организации чувственного познания человека

На основе формирования образа мира

В теории формирования образа мира А. Н. Леонтьев кон­кретизирует причинно-следственные и функциональные от­ношения между объективным миром, перцептивными опе­рациями и действиями субъекта и субъективным образом мира. При этом вновь подчеркивается, что исходно психиче­ские функции носят внешний характер и образуются на внеш­них материальных действиях, которые обеспечивают взаимо­связи между субъектом и объектом.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов

В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, обеспечивающие отражение и восприятие воздействий окружающей действительности (ощущение, восприятие, представление и воображение).

[2]

Сущность и особенности ощущений

Ощущение представляет собой начальную ступеньку познания человеком окружающего мира. Согласно диалектико-материалистической теории отражения ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Ощущение — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его орга-ны чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Ощущения характеризуются: качеством — отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью — силой воздействия на органы чувств человека; длительностью — временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном — чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пищи).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

Читайте так же:  Паттерн – что такое

в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе. Это возбуждение от него по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферий сигналы.

Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных нервов, идущих от рецепторов. В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извили-ны; двигательная чувствительность — в центральной извилине.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму «рефлекторного кольца», обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым и разработанный затем в трудах И.П. Павлова, П.К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

[1]

Ощущениям присущи определенные свойства: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы. Если длительно всматриваться в какой-нибудь предмет, находящийся вдали, его очертания расплываются.

Адаптация. Представляет собой повышение или пониже-ние чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.

Контраст. Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возник-новения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсо-лютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Ве-личина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.

Разностный порог ощущения (порог различения) представ-ляет собой ту минимальную разницу в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400—402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше ве-личина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельнос-ти других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности. Она может развиваться и с помощью упражнений (например, у музыкантов развивается высокая слуховая чувстви-тельность, у специалистов по дегустации — обонятельные и вкусовые ощущения.

Последовательные образы. Выражаются в продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне — цвет, звук, запах, вкус; действующим изнутри — голод, жажда, тошнота, удушье; действующим одновременно извне и изнутри — боль.

По характеру действия раздражителя на рецепторы ощуще-ния подразделяются на три группы: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.

Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного анали-затора. Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущение. Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п. Мышечно-двигатель-ные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных . окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

Сенсорно-перцептивная сфера

Осуществляя трудовую деятельность, человек использует все возможности своей психической организации. Управление деятельностью человека обеспечивают функции ощущения и восприятия (сенсорика). Основной характеристикой сенсорики человека является общее свойство сензитивности. Сензитивность – это состояние повышенной чувствительности той или иной функции к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивность связана с типом нервной системы человека и одновременно является относительно устойчивой характеристикой личности. В силу его универсальности свойство сензитивности можно использовать как показательную диагностическую структуру эффективности трудового процесса.

Важной характеристикой сенсорных процессов, имеющей значение для профессиональной деятельности, является уровень чувствительности анализаторов. Для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации человека характерна неравномерность. У одного и того же человека может быть повышена чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и одновременно понижена чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или развитием его в профессиональной деятельности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта и специальной тренировки. Например, исследование зрительных дифференциальных порогов шлифовальщиков показало, что различительная чувствительность мастеров в 20 раз выше среднего.

Читайте так же:  Язык тела психология человека по поведению и жестам

Вопрос изменения уровня чувствительности анализаторов и формирования сенсорных навыков очень сложен. Для того чтобы сформировался тот или иной сенсорный навык, необходимы достаточно низкие пороги чувствительности. Сенсорные навыки складываются из запаса сенсорных эталонов и овладения способами оперирования образами. Сенсорный эталон – система чувственных признаков, которая усваивается как образец восприятия объектов и их свойств. Основной механизм сенсорного навыка – сопоставление воспринимаемого сигнала и эталона. Например, опытные сварщики быстро и точно определяют качество шва по оттенкам пламени сварки. По мере накопления знаний о сенсорных эталонах повышается чувствительность анализаторов.

Если чувствительности данного анализатора оказывается недостаточно, чтобы обеспечить требуемую эффективность деятельности, то результат достигается за счет механизма компенсации. Компенсация – это замещение слаборазвитых или отсутствующих функции другими психическими свойствами или их комбинацией для маскировки внутреннего дефекта и достижения эффективного результата деятельности. На уровне профессиональной деятельности компенсация выступает в форме взаимозамещения профессионально важных качеств.

В структуре сенсорной основы трудовой деятельности выделяют ведущий (или ведущие) и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение анализаторы сохраняют или постоянно, или на отдельных этапах и операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятельности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение и выключение того или иного анализатора при переходе от операции к операции. По мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сенсорным свойствам профессионала повышаются и перерастают в требования высокой сенсорной культуры.

Исследования восприятия и ощущений занимают особое место в психологическом изучении различных профессий и в инженерной психологии. Перцептивные процессы лежат в основе формирования оперативных образов. Именно они обеспечивают сенсорную систему управления деятельностью. Первичная информация, полученная с помощью ощущения, формируется в образы восприятия.

Восприятие – психический процесс, порождающий чувственный субъективный образ объективного мира. Назначение системы восприятия в том, чтобы обеспечить достаточные условия для адаптивного поведения. Чтобы взаимодействовать с окружающей средой, летчику, оператору или шоферу нужно иметь возможность воспринимать состояние этой среды. Для этого нужна перцептивная информация. Отсюда следует, что в процессе труда восприятие следует рассматривать как компонент некоторой замкнутой системы управления с обратной связью (схема 5).

Схема 5. Формирование образа восприятия

Восприятие как основа приема информации характеризуется рядом свойств: целостностью, осмысленностью, константностью, избирательностью.

На основе этих свойств восприятия формируется перцептивный образ. Традиционно считается, что, чем точнее образ восприятия, тем лучше он обеспечивает регуляцию деятельности. Современные исследования свидетельствуют, что для выполнения действия иногда достаточно лишь приближенно оценить состояние окружающей среды. Если действие привело к нежелательным результатам, то можно выполнить следующий вариант, чтобы получить более точную информацию: выбрать более подходящее действие или сделать и то и другое. Иными словами, действия могут быть направлены: на непосредственное решение задачи; на управление данным процессом; на изменение состояния самого оператора.

Основой восприятия является не анализ образов, а принятие решения, какую именно информацию взять для обработки и как ее обрабатывать. Выделяют два основных механизма восприятия в трудовой деятельности:

  • • компромисс между скоростью и точностью (КСТ). Существует закономерность: чем больше период ожидания до принятия решения, тем более точный дается ответ. В задачах «человек-машина» эффект КТС очень важен. Например, в работах с навязанным ритмом наблюдается тенденция, при которой сенсорные оценки делаются быстрее, а их точность снижается;
  • • механизм внимания. Имеется скрытая связь между тактикой распределения внимания, принятой наблюдателем, физическими свойствами средств отображения информации и механизмами зависимости восприятия от эффекта КТС.

Чтобы обеспечить быстрое и точное восприятие требуются:

  • • надлежащее представление физических сигналов;
  • • правильное распределение наблюдателем своего внимания;
  • • выбор подходящего критерия соотношения скорости и точности.

Основными детерминантами процесса восприятия в трудовой деятельности являются врожденные механизмы образования гештальтов, долговременные ожидания и установки (стереотипы), кратковременные ожидания и установки, внимание.

В целом, восприятие всегда сохраняет свое определяющее значение в трудовой деятельности, обеспечивая ее эффективность.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При восприятии сигналов из внешней среды и формировании оперативных образов устанавливаются связи между блоками информации. Со временем эти связи закрепляются в эталонные типовые схемы субъекта. Такая схема позволяет одномоментно воспринимать большой объем информации, так как выступает одной информационной единицей (гештальтом). Это оперативные единицы восприятия (чанки). Большое значение имеет проблема помехоустойчивости восприятия. При утрате части информации человек воспринимает дефектный сигнал как целостный образ восприятия. Этот механизм обеспечивает адекватную работу на фоне даже значительных помех.

Источники


  1. Станков, А. Г. Что надо знать до брака и в браке / А.Г. Станков. — М.: Медицина, 2007. — 350 c.

  2. Правдина, Наталия Я люблю секс! Любовь — страна, где сбываются мечты. Уникальная энциклопедия счастья. Книга 1 / Наталия Правдина. — М.: АСТ, Астрель, 2016. — 304 c.

  3. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.
  4. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.
  5. Алексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. — М.: Речь, 2017. — 816 c.
Перцептивные механизмы, процессы и функции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here