Почему ребенок гиперактивный, и что означают эти признаки

Сегодня мы рассмотрим тему: "Почему ребенок гиперактивный, и что означают эти признаки" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Как распознать признаки гиперактивности у детей до 3 лет

Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.

Головной мозг гиперактивного ребенка образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.

Признаки гиперактивности

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом впадет в истерику. Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы .

Причины гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.

Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.

Диагностика сдвг

Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.

Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Правила для родителей

Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. Игры, сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.

В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.

Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.

Читайте так же:  Основные направления и задачи социальной психологии

Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.

Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после применения этих препаратов. В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.

Что такое гиперактивный ребенок и как ему помочь?

Гиперактивный ребенок отличается неугомонностью. Для него характерны повышенная импульсивность, чрезмерная степень подвижности, его сложно удержать на одном месте. Чтобы это не стало проблемой в семье и не усложнило жизни самому ребенку, каждому родителю нужно знать, что с этим делать.

Подробнее о проблеме

Что такое гиперактивность? В большинстве случаев это наследуемый признак, при этом активность и чрезмерная активность малыша очень отличаются. Как помочь гиперактивному ребенку? Лучше не теряться в догадках, а сразу обращаться за профессиональной помощью.

Если ребенок гиперактивный, что делать родителям и насколько серьезна проблема? Это составляющая расстройства функций головного мозга, происходящего на психофизиологическом уровне. Явление в медицине называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. При этом помимо слишком высокой активности дети имеют отклонения, связанные со вниманием.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей — расстройство широкого спектра. То, как ведет себя ребенок, не связано с воспитанием или развитием аллергических реакций, прочих изменений.

В чем проявляется недуг?

Признаки гиперактивности у детей могут возникать уже с самого раннего возраста. Как понять родителям, что ребенку нужна помощь? В дошкольном возрасте должно настораживать, что малыш не может сосредоточенно заниматься определенным делом. У таких детей обычно внимание рассеянно. Родитель видит, что ребенок не может играть в игры, требующие от него повышенной степени концентрации.

Признаки гиперактивного ребенка довольно быстро притягивают внимание взрослых. Однако описанные симптомы не свидетельствуют о больших запасах энергии. При синдроме во многих случаях наблюдается присутствие беспокойных движений. Субъект становится слишком вспыльчивым, у него диагностируют вычурность моторики.

Когда гиперактивный ребенок, признаки этого явления могут быть следующими:

[3]

  • сон беспокойный, с нарушениями;
  • нередко ребенок плачет;
  • наблюдается высокая степень подвижности, возбужденности;
  • имеется чувствительность к раздражителям извне, например, к яркому свету, шуму.

Чем обуславливается синдром?

Причины гиперактивности специалистами точно не выявлены. Гиперактивность ребенка нередко обуславливается генетическими факторами, а также ее связывают с повреждениями центральной нервной системы. Указанные факторы могут наблюдаться в совокупности.

Если исходить из современных исследований, то симптомы отклонения связывают с рассогласованностью в процессе функционирования структур, ответственных за контроль внимания, поведение. Это может быть семейный недуг, который, например, присутствовал в детстве у отца или дедушки и передался внуку.

Гиперактивность у ребенка может провоцироваться неблагоприятными факторами, обуславливающими появление минимальной дисфункции мозга. Под этим можно понимать течение беременности с патологической природой, наличие травм, которые появились при родах и пр. Если наблюдается усиление проявления синдрома, то это значит, что в семье несбалансированное питание. В этом случае в детский организм полезные, незаменимые вещества и витамины поступают в недостаточном количестве.

Как вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо обеспечить в доме гармонию и уют. При неблагоприятных внутрисемейных отношениях усиливается сложность адаптации, ухудшаются внимание, поведение. К этому же приводит отсутствие достаточного уровня заботы к детям.

Комплексный подход

Специалисты дают рекомендации родителям гиперактивных детей. Изначально во внимание принимают совокупность функций головного мозга, которые претерпели негативные преобразования. У малыша вероятно возникновение проблем, которые касаются поддержания нормального уровня жизнедеятельности.

Ребенок быстро устает, его интерес к излагаемому материалу снижается уже через непродолжительное время. Отставание затрагивает функции, касающиеся контрольных действий, программирования. Это проявляется в невозможности осуществления совокупности действий, планировании манипуляций. Особо неприятно, когда происходит развитие зрительных и пространственных функций более медленными темпами в сравнении со здоровыми сверстниками.

[1]

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны проходить комплексное лечение и тщательную диагностику. Их одновременно лучше показывать и психологу, и невропатологу. Основой социализации и развития ребенка без отклонений является общая связь родителей с детьми. Чаще всего по статистике диагностика отклонения осуществляется у детей в возрасте 6 лет. Реже синдром диагностируют уже в возрасте 2-3 лет.

Читайте так же:  Как распознать взгляд влюбленного мужчины или женщины

На заметку родителям

Как справиться с гиперактивным ребенком? Родители должны быть терпеливы, иначе ничего не получится. Нужно помнить о том, что гиперактивность у ребят появляется наряду с отсутствием чувствительности к различного рода наказаниям, крикам.

В такой семье очень важно общение. Абсолютно не будет эффекта, если постоянно кричать на ребенка. Результативность приносит прием переключения внимания. Когда малыш проявляет свою активность, лучше поиграть с ним, заинтересовать его иным действием, проявить внимание.

Вместо того, чтобы успокаивать мальчика или девочку, следует постоянно его хвалить. Это делают при любом удобном случае. Действие позволяет поддерживать внимание в тонусе, ребенок будет готовым продолжить выполнение занятия.

Синдром гиперактивности можно преодолеть посредством игры. Именно такая форма действий позволяет осваивать окружающую природу, явления. Гиперактивные дети в большинстве случаев любят играть в активные игры, при этом нужно отдавать предпочтение тем вариантам, для которых характерно наличие правил. Сначала они могут быть элементарными, далее происходит усложнение условий.

Как бороться с гиперактивностью ребенка? Указанная техника позволяет заставить малыша действовать согласно поставленным целям. В его памяти сосредотачивается совокупность целей. Исходя из тематики игр, у него развиваются полезные навыки, происходит стабилизация эмоциональной сферы, он учится общаться правильно.

Воспитание гиперактивных детей лучше всего осуществлять с применением игр, в которые играют во дворе. Например, это может быть «Морская фигура». Если ребенок уже пошел в школу, то ему лучше всего играть в баскетбол, футбол и другие спортивные игры.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в совсем маленьком возрасте можно устранить при помощи игр, которые, к примеру, позволяют передавать какой-нибудь предмет из рук в руки. Нужно с ребенком разговаривать в процессе, усложнять поставленную задачу поэтапно.

Упражнения для гиперактивных детей зачастую связаны с тем, чтобы привлечь мозговую активность разных видов. Наиболее важно повлиять на самые ослабленные виды. Комментирование действий вслух позволяет детям эффективней справиться с чрезмерной импульсивностью. Воспитание гиперактивного ребенка должно быть направлено на контроль ошибок, чтобы дети замечали и осознавали поставленные цели, установки.

Проблема во время учебы

Гиперактивность у детей школьного возраста приводит к тому, что при хороших интеллектуальных способностях, у них обычно низкая успеваемость. Обуславливается это присутствием синдрома, способного воздействовать на процесс нормального детского развития. Причем это может происходить до самого подросткового возраста.

Советы родителям просты: они в первую очередь должны сами оставаться спокойными и уверенными в своих силах. Чтобы изменить поведение гиперактивного ребенка в лучшую сторону, нужно организовывать деятельность в игровой форме и сохранять оптимистический настрой, хорошее настроение. Школа может оставлять свой отпечаток на поведении детей. Вне учебного процесса следует обязательно играть с дочкой или сыном. Необходимо поочередно заинтересовывать его сидячими и подвижными играми. Степень их сложности подбирают исходя из способностей школьника, чтобы у него не возникало чувства своей непригодности. Школа, воспитание учителей, нагрузка могут способствовать улучшению состояния ребенка во многих случаях.

Когда гиперактивный ребенок, что делать родителям, советы психолога могут помочь? У школьника сохраняется нечувствительность к наказанию, он не реагирует на отрицательные стимулы. Если ученик не выполняет свое домашнее задание, на него не нужно повышать голос, ставить ему условия. Лучше направить его к цели, чтобы он самостоятельно захотел достичь результата.

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если он плохо справляется с домашними обязанностями, то придется снова воспользоваться игровым способом. К примеру, из мытья посуды можно устроить соревнования. Когда ребенок подметает пол, веник можно держать только левой рукой. Игровая форма выполнения повседневных важных действий позволяет справляться с проблемой, она производит успокаивающий эффект.

Нередко для выявления отклонения заполняется специальная анкета, критерии выявления гиперактивности у детей в ней четко прописаны и выделены. Если выявлен синдром, то его можно устранять посредством развивающих компьютерных игр. Чтобы выявить степень отклонения, ребенку нужно пройти специальное тестирование. После этого проводится автоматический анализ полученных результатов. Далее корректируют игровой комплекс отдельно для каждого случая, что позволяет тренировать ослабленную функцию с дефицитом внимания.

Действенная терапия

Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование специальных лекарственных средств.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.

Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.

Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.

Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.

Читайте так же:  Наркомания как психическая зависимость

Симптомы, признаки и лечение гиперактивности у грудничков

Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров. Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия. Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.

Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.

Почему важно своевременно диагностировать

Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.

Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.

Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.

Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте. Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением. Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.

Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.

При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.

Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.

Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.

Все факторы можно разделить на три группы:

  • Проблемы во время беременности.
  • Неблагоприятное течение родов.
  • Иные факторы.

Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:

  • Кислородное голодание плода.
  • Стрессовое состояние будущей мамы.
  • Курение.
  • Плохое питание.

Факторы, связанные с родами:

  • Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
  • Стремительные роды.
  • Затяжные роды с длительным безводным периодом.
  • Преждевременные роды.

Среди прочих факторов выделяют:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Стрессовую обстановку в семье.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.

[2]

Диагностика

Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.

Что должно насторожить:

  • Частые беспокойства, громкий плач. Ребенок начинает плакать резко, сразу с криком. Беспокойство носит приступообразный характер. Плач может как внезапно начинаться, так и резко заканчиваться.
  • Нарушение сна. Ребенок трудно засыпает, часто просыпается, после чего его тяжело успокоить. Могут сбиваться биоритмы, путаться понятия дня и ночи. Сон ребенка чувствительный и беспокойный.
  • Проблемы с засыпанием. Ребенок становится активнее по мере утомления. Несмотря на усталость, ему трудно успокоиться и заснуть.
  • Раннее физическое развитие. Это связано с повышенным тонусом мышц. Малыш рано начинает переворачиваться на животик, садиться, вставать.
  • Постоянное движение. Ребенок уже с рождения начинает постоянно махать и дергать ручками и ножками.
  • Неуклюжие движения и плохое развитие мелкой моторики. Это станет более заметно, когда грудничок подрастет.
  • Возможны обильные срыгивания и рвоты, как следствие повышенного тонуса мышц.
  • Острая реакция на раздражители. Ребенок может пугаться или плакать от громкого звука, яркого света. Не любит неудобную одежду, сопротивляется пеленанию. Не терпит стесненных движений.
  • Боязнь незнакомых. Ребенок плохо ладит с гостями, не идет к кому-либо на ручки. Боится большого скопления людей или приближения к нему чужих людей.

Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.

Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.

Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.

Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.

В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:

  • Массаж.
  • Расслабляющие ванны.
  • Остеопатические техники.
  • Коррекция поведения родителей.

Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.

Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.

Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться. При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.

Читайте так же:  Как свести мужчину с ума

СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.

В семье гиперактивный ребенок в 2 года

Иногда родителей беспокоит то, что их малыш не может усидеть на месте, он слишком активен. Стоит подумать: гиперактивный ребенок в 2 года — это норма или нарушение? Также родители должны знать, необходимо ли им обращаться за помощью к специалисту или нет?

Как распознать, гиперактивен ли малыш?

Само собой понятно, что почти всем детям свойственно активное поведение. Они могут за короткий промежуток времени сменить несколько видов деятельности, бегать, прыгать, танцевать. Однако это не значит, что у них есть проблемы.

Чтобы не упустить проблему, следует знать признаки гиперактивности. В научной среде это поведение называют СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Понятие гиперактивность — деятельность, которая превышает норму, и на ее наличие в двухлетнем возрасте могут указывать следующие факторы:

  • Малыш слишком суетлив, он беспрестанно передвигается, в основном бесцельно, неусидчив, для него характерны подергивания руками и ногами.
  • Речь достаточно многословна, не исключено проглатывание слов.
  • Внимание практически отсутствует: малыш не организован, постоянно ошибается, теряет игрушки или какие-то предметы, и не может их найти. Довольно часто не реагирует на просьбы, так как, даже услышав их, очень быстро забывает, что ему говорили.
  • Такие дети чрезмерно импульсивны, плаксивы и очень капризны, часто агрессивны (не только к другим, но и к себе), вступают в конфликты, не реагируют на запреты и просьбы. Такое проявление часто называют эмоциональным хаосом.
  • Отсутствие понимания правил общения, то есть малыш все время хочет быть первым, не считается с желаниями других, пытается своим поведением постоянно привлекать внимание к себе. Некоторые из родителей считают, что это повышенная коммуникабельность. Однако это не так. Просто ребенок отказывается подчиняться общепринятым нормам поведения и общения.
  • Фактически никогда не доводит начатую игру или дело до конца, он быстро теряет интерес и переключается на что-то другое.
  • Гиперактивность может проявляться и расстройствами физического здоровья: диарея, аллергические реакции, головная боль, плохой беспокойный сон.

Непременно стоит обратить внимание, если ребенок часто ломает, рвет и бьет все, что ему попадается под руку. Если родители наблюдают хотя бы некоторые признаки гиперактивности из описанных выше, им необходимо задуматься, и как можно скорее обратиться к опытному специалисту. Затягивание проблемы негативно может сказаться на дальнейшей жизни их чада. Это, безусловно, сложности с адаптацией к школе, неумение строить отношения со сверстниками и взрослыми, в том числе с учителями. Данный синдром влияет и на успеваемость (пишут и читают хуже, чем другие дети): нежелание выполнять домашние задания и поручения учителя.

Кроме того, даже к понравившемуся занятию такие дети быстро теряют интерес. Поэтому посещения каких-либо кружков, секций для них фактически бесполезны.

В чем таится опасность?

Считать, что СДВГ — это показатель умственной отсталости ни в коем случае нельзя. Как раз наоборот, гиперактивные дети в основном интеллектуально более развитые, чем многие их сверстники. Из-за того, что они не могут спланировать свои действия или следовать определенным инструкциям и правилам, им свойственны легкомысленность и беспечность. В связи с этим ими часто совершаются глупые ошибки, которых другие дети в их возрасте стараются избегать.

Для гиперактивных детей любого возраста, в том числе и малыша 2 лет, опасным является то, что им сложно предугадывать, каким будет последствие от того или иного действия. Это может приводить к опасным ситуациям, влияющим на жизнь и здоровье ребенка. В более взрослом возрасте они часто необоснованно рискуют.

Еще одно замечание: привычным является то, что дети с СДВГ чересчур активны и шумны. Однако в некоторых случаях они могут быть, наоборот, слишком тихими и незаметными. Могут неподвижно сидеть на одном месте достаточно длительное время, не замечая никого вокруг. При этом они смотрят в одну точку. Родители должны быть наблюдательными, чтобы суметь различить нарушение поведения своего чада и обратиться к детскому психологу и неврологу.

Почему возникает проблема и как ее выявить?

Причины гиперактивности у ребенка 2 лет ничем не отличаются от причин, влияющих на этот синдром в каком-либо другом возрасте. Одной из предпосылок психологи называют возникновение осложнений во время беременности у будущей мамы. Свое влияние оказывает и биологический, наследственный, фактор. Так, если в роду были дети с подобными проблемами, то в последующих поколениях они могут снова проявиться.

К причинам можно отнести и генетические, которые возникают вследствие отклонений от нормы определенных отделов головного мозга. На возникновение гиперактивности у детей могут влиять и социальные предпосылки. К примеру, материальное положение в семье, склонности и привычки родителей, семейное воспитание. Кроме того, специалисты выделяют и такую группу причин, как экологические. Считается, что на нарушение поведения могут повлиять и некачественные продукты питания, содержащие красители, консерванты. Недостаток минералов и витаминов в рационе малыша 2 лет также способен нести негативные последствия для характера и поведения ребенка.

Когда у родителей существуют подозрения в отклонении поведенческих норм у малыша, не следует откладывать проблему в долгий ящик и надеяться на ее саморазрешение. Прибегать к самодиагностике и самолечению также не стоит. Обращение к квалифицированному специалисту поможет справиться с трудностями, не допустив при этом ошибок.

Диагностирование проходит в три этапа для детей от 5 лет и в два этапа для детей, не достигших данного возраста. 1 этап заключается в сборе необходимой информации. Роль играет и протекание беременности, процесс родоразрешения, болезни, перенесенные малышом до 2 лет и многое другое. В то же время родители должны оценить своего ребенка, из чего тоже делается вывод. Кроме того, врач следит за поведением ребенка во время приема и сопоставляет с нормальным поведением детей в 2 года.

Читайте так же:  Детский эгоизм

Как было сказано, 1 из этапов при диагностике малышей до 5 лет отсутствует. Связано это с тем, что он заключается в использовании тестовых методик, выявляющих параметры внимательности. Так как в раннем возрасте дети не способны давать ответы и полностью понимать поставленную задачу, данный этап пропускается.

Последний этап состоит в аппаратном обследовании. Ребенку делают электроэнцефалограмму, МРТ, дающие представление о потенциалах мозга и изменениях в нем. Такие обследования безболезненны и безопасны, поэтому вреда малышу не причинят. Имея данные всех исследований, врач подбирает правильное лечение.

Способы лечения гиперактивных детей

Когда встает вопрос о необходимости лечения гиперактивности у детей, мнения специалистов расходятся. Мнение одних заключается в том, что отклонения в поведении и состоянии ребенка нужно корректировать. Вследствие этого он сможет легко приспособиться к повседневной жизни. Однако другие уверены, что терапия с помощью медикаментов совершенно необязательна.

Мнение об отказе от лекарственных средств для лечения гиперактивности небеспричинно. Связано это с тем, что детям, имеющим СДВГ, назначают психотропные вещества, которые подвергают маленьких пациентов зависимости. Безусловно, многие родители не готовы рисковать здоровьем своего ребенка и выбирают другие методы.

Однако в некоторых случаях все же приходится прибегать к медикаментам. Ограничить их прием можно Атомоксетином, не являющимся психотропным препаратом. Несмотря на это, он все же имеет противопоказания к применению и побочные действия. Поэтому его применение без контроля врача категорически запрещено. Эффект от применения данного препарата становится заметен приблизительно через 4 месяца.

Положительное действие на состояние гиперактивного ребенка в два года окажет другой способ, так называемый метод биологически обратной связи. Его особенность состоит в уменьшении эмоциональной напряженности, что очень важно при данном диагнозе. В то же время его использование не приводит к полной отмене лечения. Однако дозы возможно уменьшить.

Без сомнения, без психологической помощи и поддержки родителей, детских психологов, воспитателей (если малыш уже посещает детский сад) достичь положительного результата не получится. Ребенок в 2 года еще настолько мал, что не способен хоть немного понимать существование проблемы у себя. Взрослые обязательно должны учесть все поведенческие особенности малыша и постараться помочь ему.

Как следует воспитывать гиперактивного ребенка?

Несомненно, ребенок в два года наибольшее количество времени проводит с родителями. Поэтому в первую очередь именно они оказывают на него наибольшее влияние. Каждый ребенок с СДВГ желает, чтобы его воспринимали таким, какой он есть. Однако родители не должны ему дозволять все, и в то же время не замечать его неправильного поведения тоже нельзя.

Итак, как же должны вести себя мама с папой, чтобы не навредить своему чаду, а помочь? Каждый ребенок в любом возрасте не терпит замечаний, но очень любит, когда ему говорят, что он молодец. Поэтому важно обращать внимание на положительные поступки и обязательно говорить ему об этом, поощрять словами. Нужно постараться избавиться от таких выражений, как «Потому что так сказала», «Ты слышишь?».

Категорическое нет тоже негативно скажется на малыше. Это не значит, что все можно разрешать. Просто если что-то запрещать, то не категоричным тоном, объясняя, почему так делать нельзя. Очень полезным в борьбе с гиперактивностью будет приобщение к домашним делам. Двухлетнему малышу можно предложить вместе с мамой, папой или старшим братом покормить домашних питомцев, полить цветы. Если ребенок уже получил какое-либо задание, то выполнять это за него нельзя.

При выборе заданий для своего чада нужно помнить об их посильности. Он должен с ними справляться без особых сложностей. Просьбу нужно произносить твердым, но не приказным тоном, иначе скорее всего малыш откажется делать то, о чем его попросили. В худшем случае устроит истерику.

Очень важно проводить вместе как можно больше времени. Зачастую гиперактивные дети неадекватно ведут себя с целью привлечения родительского внимания. С ребенком можно не только играть, но и в игровой форме учить правилам общения и поведения в саду, на улице, в транспорте. При этом домашняя обстановка должна быть тихой и спокойной.

Если у малыша есть своя комната, необходимо уделить внимание цветовой гамме, расположению мебели. Предметов мебели должно быть как можно меньше, чтобы не было загромождения. При выборе обоев или краски нужно остановиться на спокойных тонах, если это обои — лучше выбирать однотонные. Очень хорошо, если есть возможность разместить в комнате шведскую стенку. Это не только способствует физическому развитию, но и является хорошим способом, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, гиперактивность в двухлетнем возрасте исправима. Если родители не будут медлить и обратятся за помощью к специалисту, то и результат не заставит себя ждать. Важно помнить: малыш нуждается в родительском внимании.

Источники


  1. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2018. — 176 c.

  2. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2017. — 328 c.

  3. Этничность и религия в современных конфликтах. — М.: Наука, 2012. — 656 c.
  4. Елена Туник Психодиагностика супружеских отношений / Елена Туник. — М.: Питер, 2014. — 187 c.
  5. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.
Почему ребенок гиперактивный, и что означают эти признаки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here