Подростки – группа риска наркотики

Сегодня мы рассмотрим тему: "Подростки – группа риска наркотики" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

НАРКОМАНИЯ: КТО НАХОДИТСЯ В ГРУППЕ РИСКА?

По оценкам различных ведомств и организаций, в России в 2015 году было от 3 до 8 миллионов наркоманов. Столь широкий разброс в установлении точного количества зависимых связан как с размытыми критериями болезни, так и с высокой латентностью недуга. Многие люди могут употреблять психоактивные вещества в течение 2-3 лет, прежде чем становятся очевидными вредные последствия привычки. У других проблемы проявляются практически сразу, либо они попадают в поле зрения правоохранительных органов, которыми в принудительном порядке ставятся на учёт.

К сожалению, статистика наркомании всегда будет необъективной и неточной. Различаются как симптомы, так и последствия употребления ПАВ. Кроме того, многие организации манипулируют цифрами, чтобы представить в выгодном свете себя, и в негативном – конкурентов. Тем не менее, есть общие тенденции, которые отражают картину для России.

ПОРТРЕТ НАРКОМАНА – КТО НАХОДИТСЯ В ГРУППЕ РИСКА?

  • Молодой или юный возраст. Примерно 2/3 наркозависимых в России – это люди старше 16 и моложе 30 лет. Ещё пятая часть потребителей – школьники или учащиеся, то есть дети.
  • Мужской пол. Абсолютное большинство наркоманов – мужчины, однако процент женщин, вовлечённых в зависимость, постепенно возрастает.
  • Среднее или начальное образование. Большинство наркоманов обладают недостатком общечеловеческих знаний, плохо разбираются в строении организма, мало знают о последствиях употребления психоактивных веществ.
  • Специфический круг общения. Будущие наркоманы неразборчивы в связях, могут поддерживать отношения с опасными людьми. В то же время, в круг общения могут входить и совершенно другие индивидуумы: представители творческих профессий, музыканты.
  • Аморальная жизнь. Юношеская и подростковая наркомания требует значительных средств, которых в таком возрасте просто не найти. Поэтому как молодые, так и взрослые наркоманы промышляют преступностью, проституцией, сами продают психоактивные вещества.
  • Отсутствие критики к своему состоянию. Большинство наркопотребителей либо не осознают, либо отрицают наличие у себя зависимости. Это делает невозможным лечение, так как человек просто не способен принять помощь.
  • Нарушенная система ценностей. На первом месте у большинства людей стоит работа, семья, стремление к жизни. Уже на начальной стадии наркомании человек утрачивает все ориентиры, которые у него были ранее, и ставит во главу угла потакание собственным страстям.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ НАРКОТИКИ?

В общей сложности во всем мире – около 200-300 миллионов активных наркопотребителей, что сопоставимо с численностью населения крупнейших государств. Виды психоактивных веществ, популярных среди населения, серьёзно зависят от региона. Так, в России особым спросом пользуется героин, который даже в соседних странах не имеет столь широкого распространения. Также в РФ есть свои специфические ПАВ – тот же первинтин, практически неизвестный в Европе.

Говоря языком бизнеса, главные причины наркомании – высокий спрос и разнообразное предложение. Производители запрещённых веществ быстро подстраиваются под предпочтения рынка, делая более дешёвые и мощные препараты. Чтобы обойти законодательные запреты, на рынок вышли так называемые «дизайнерские» наркотики, формула которых изменяется при одном и том же эффекте.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПРОБУЮТ НАРКОТИКИ?

  1. Наркомания

Жажда новых ощущений, любопытство. Запрещённые вещества вызывают взрыв эмоций, получить который легальным путём довольно трудно.

  • Доступность наркотиков и психотропов. Чтобы купить спайсы, героин, нюхательные порошки и другую отраву необязательно быть миллионером и обладать связями – весь товар представлен в интернете.
  • Мифы о безудержном кайфе. Стоит отметить, что уровень эйфории, который вызывают ПАВ, сильно преувеличен, а значительная часть и вовсе не испытает особого удовольствия.
  • Распространённые байки о том, как легко выйти из зависимости. На самом деле, избавиться от пагубной привычки почти невозможно без помощи врачей и гигантской мотивации.
  • Буквально 10 лет назад наиболее опасным веществом, доступным в продаже, считался героин. От него очень быстро формируется зависимость, в течение нескольких лет в негодность приходят внутренние органы, наступает их поочередная дисфункция. Однако опасность наркомании в наши дни – это ещё и наличие разрушительных психотропов, которые уничтожают личность проще и быстрее.

    Зависимость от героина формируется в течение 5-10 доз, от спайса и альфа-PVP – уже после 2-3 приёмов. Опиаты приводят к быстрому разрушению организма, психотропные вещества – моментально разрушают психику. Синтетические препараты, такие как дезоморфин, вызывают дистрофию кровеносных сосудов и приводят к некрозу тканей.

    ПРИ ПРИЁМЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НАСТУПАЮТ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ:

    • Утрата социальных навыков. В современном обществе от человека требуются такие качества, как инициативность, способность усваивать новую информацию, работать с высокой самоотдачей. Ничего подобного нельзя ожидать от наркомана, который становится неспособным как усваивать знания, так и трудиться.
    • Потеря моральных ценностей. Для получения очередной дозы потребителю придётся совершать поступки, которые преследуются либо законом, либо обществом.
    • Утрата здоровья. Значительная часть внутренних органов изнашивается под воздействием токсинов и отравляющих веществ, печень, почки, селезёнка, желудок могут отказаться функционировать.
    • Дегенерация потомства. Без полной и длительной детоксикации мужчины и женщины не смогут зачать жизнеспособных детей, так как психоактивные вещества сказываются на репродуктивных функциях.

    Таким образом, в группе риска – наиболее молодые и перспективные люди, которые только начинают жить. Среди них – много школьников и студентов, не способных противиться зависимости в том числе из-за отсутствия опыта. И хотя болезнь очень трудно вылечить, её можно подвергнуть профилактике, своевременно объяснив человеку последствия употребления наркотиков и психотропов.

    Группа риска или кто подвержен наркозависимости более всего

    В жизни ничто не происходит случайно. Многие события имеют тайные причины, увидеть которые мы порой не способны, или же просто не хотим их признавать. Любые неожиданные проблемы, которые врываются в нашу жизнь как вихрь бед, имеют вполне конкретные причины и предпосылки. Их можно было бы предотвратить, если бы мы вовремя заметили детали, проанализировали, сделали выводы.

    Такая проблема как наркомания врывается неожиданно в жизнь многих семей. Какие же детали были упущены? На что мы не обратили внимания вовремя. Этим вопросом задаются многие родители, жены или мужья, братьи или сестры, или даже дети. Можем ли мы заранее предусмотреть, кому из наших близких нужно особо уделять внимание, чтобы уберечь от наркомании, кто находится в группе риска. С точки зрения психологии существуют определенные типы мышления и поведения, присущие людям. Эти модели поведения способствуют тому, что человек подвержен влиянию и может начать употреблять наркотики.

    Читайте так же:  Трициклические антидепрессанты показания к применению и список препаратов

    Первый тип – повышенная возбудимость. Такая черта характера проявляется еще в раннем детстве. Им присущи всплески агрессии и эмоциональная изменчивость, которые они не в силах контролировать. Таки дети легко обижаются, вспыльчивы. Их настроение постоянно меняется. Они непоследовательны, поскольку часто следуют за эмоциями. Такие подростки не умеют оценить критично, в хорошую или плохую компанию они попадают. Потому легко следуют на поводу у чужой воли, подпадают под влияние компании и окружающих людей.

    Второй тип поведения — это люди без стабильных интересов. Они не устойчивы психически, мыслят примитивно. Такие люди не имеют собственной воли. Их мышление устроено так, что регулярно работать у них не получается. В жизни они ищут новых впечатлений и удовольствия, избегая всеми силами ежедневных усилий и труда. Погоня за сильными впечатлениями без необходимости прикладывать усилия и приводит людей такого типа к наркомании.

    Третий тип — это люди с эпилептоидными чертами характера. Это эгоцентричные и угрюмые люди, которые видят в жизни только себя и имеют склонность к внезапным и беспричинным вспышкам гнева. Зацикленность лишь на своем «я» становится серьезным препятствием в построении отношений с окружающими людьми. Чтобы преодолеть свой угрюмый характер такие люди начинаю принимать наркотики.

    Бывают люди, которые легко идут на поводу у каждого, кто хорошо будет отзываться о них. Такие люди любят обращаться на себя внимание, хвастаются и лгут в погоне за восхищением окружающих. В группу риска входят замкнутые в себе люди, внешне безразличные, но очень чувствительные внутри. В детстве играли одни. Любят размышлять и плохо ориентируются в бытовой жизни. Такие люди переменчивы в поведении, бывают очень упрямыми или наоборот покорными. Есть еще тип характера, называемый конформным. Такие подростки легко соглашаются со своим окружением, некритичны к сверстникам и очень привязаны к ним. В компании, где наркомания процветает, им не избежать зависимости.

    1 Стадия – индивидуальная психическая зависимость

    Психическая зависимость – стремление принимать вещество, с тем, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков. Признаки психической зависимости: желание постоянно употреблять данное средство, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема; обнаруживая рост устойчивости.

    2 стадия – физическая зависимость, которая характеризуется непреодолимым влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения – т.е., абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотика. Прием наркотиков наркоманом с длительным стажем осуществляется для выравнивания своего физического состояния.

    Состояние абстиненции (ломка) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов, нарушения функций желудочно — кишечного тракта и т.п.

    3 стадия – синдром изменений реактивности, который отражает глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности человека, снижение защитных реакций.

    Факторы и группы риска наркомании (употребления наркотических веществ)

    Среди причин, вызывающих употребление наркотиков и развитие наркомании, можно выделить две группы факторов, которые и носят название факторов риска:

    1) социально – экономические (объективные, внешние);

    2) психологические и социально- психологические (субъективные, внутренние).

    Людей, попадающих под действие этих факторов, и относят к группам риска употребления наркотиков и развития наркоманией.

    Факторами социально- экономическими являются:

    -доступность ПАВ, в том числе наркотиков;

    — «мода» на наркотическое вещество;

    — степень грозящей ответственности, в первую очередь в семье (чем меньше ответственность, тем выше опасность);

    — самостоятельный заработок, бесконтрольные карманные деньги;

    — степень распространенности в обществе и регионе;

    — неблагоприятное окружение (употребление и злоупотребление ПАВ в семье, в подростковой группе);

    — проживание в районах с вокзалами, общежитиями и т.п., характеризующихся высоким уровнем преступности, частой сменой жильцов;

    — частые смены жительства семьи, переезды, переводы подростка в другую школу;

    — доступность наркотиков в семье или по роду профессиональной деятельности;

    — пребывание в местах лишения свободы;

    — рост многообразия и объемов наркотиков на рынке, их доступность;

    — малая информированность о последствиях употребления наркотиков в разных возрастных группах населения, в частности, полная не информированность взрослого населения и искаженная информированность молодежных групп и субкультур. «Отстраненность», неграмотность, малая осведомленность населения о проблеме наркомании, в частности из-за дефицита серьезной антинаркотической пропаганды;

    — избирательность (фрагментарность), противоречивость и даже «неграмотность» профилактических мероприятий, что нередко приводит к прямо противоположному эффекту (заинтересовывает молодежь).

    Таким образом, можно констатировать факт, что внешнее, «объективное» давление среды в нашем сегодняшнем обществе испытывает на себе большое число граждан. Однако вероятность приобщения к наркотикам резко повышается в случае наличия при этом факторов социально-психологических и психологических и связанных с ними особенностей личности вероятного потребителя ПАВ. К таким факторам в семье относятся, в частности, следующие:

    — неумелость и непоследовательность воспитания детей. Например, такие дисгармоничные типы воспитания в семье, как безнадзорность, когда родители обнаруживают малую осведомленность о жизни, увлечениях, интересах, занятиях подростка; либо, напротив, гиперопека (сверхопека), когда за ребенка все время думают и решают взрослые; противоречивое воспитание — каждый из родителей придерживается различных воспитательных подходов, и за один и тот же поступок ребенка могут то хвалить, то наказывать. Итог – формирование социально пассивной, безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и удовольствие, с отсутствием адекватной самооценки, четкого представления о социальных нормах поведения, неспособной адекватно строить свое будущее;

    — так называемая семейная предрасположенность, это в первую очередь алкогольные традиции в семье и наличие в ней алкоголика или наркомана;

    — неполная семья, т.е. отсутствие одного из родителей, чаще всего – мужчины, когда оставшиеся члены вынуждены приобретать «суррогатные» роли: например, мать в воспитании юноши должна одновременно выполнять и роль матери (мягкой, доброй, заботливой, любящей) и роль отца, так необходимого в воспитании сына (справедливый, мужественный, способный постоять за себя, если нужно – и силой, хозяин в доме и кормилец семьи и т.п.). При этом ряд женщин пытается возложить роль мужа и отца на сына, что чаще всего оказывается не под силу подростку и юноше;

    — положительное или безразличное отношение родителей к наркотикам, а также связанное с этим попустительство при первом знакомстве с ПАВ;

    Читайте так же:  Чувство ревности - это хорошо или плохо

    — утрата психологической, в первую очередь эмоциональной привязанности между родителями и детьми, не вовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не все вместе). Напротив, отношения в семье, основанные на любви, понимании и взаимной поддержке, формируют барьеры, предотвращающие тягу подростка к алкоголю и наркотикам;

    — отсутствие братьев и сестер;

    — низкий образовательный уровень родителей.

    Среди других социально- психологических факторов риска надо отметить:

    — общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками. Это один из надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления алкоголя и наркотиков подростками, независимо от того, имеют ли место другие факторы риска;

    — неуспеваемость и отсутствие желания продолжить обучение. Начиная с 5-6 класса неудачи в учебе усиливают риск потребления наркотиков, алкоголя, ингалянтов. Подростки, которым школа ненавистна, молодые люди, которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к употреблению наркотиков;

    — раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни;

    — легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются;

    Субъективными, индивидуально- психологическими (внутренними) и индивидуально- биологическими факторами риска являются:

    — наличие психических заболеваний и аномалий: эмоциональных расстройств (расстройств настроения – депрессивных или противоположных, маниакальных, состояний), шизофрении, аномалий личности и характера, делающих невозможной нормальную адаптацию человека в обществе, в семье, на работе и т.п.;

    — антисоциальное поведение и гиперактивность (мало контролируемое субъективно, в большей мере импульсивное, часто с разрушительными тенденциями поведение). Если гиперактивность сопровождается агрессивным поведением в раннем возрасте (от 5-7 лет), существует большая вероятность того, что в юности будут проблемы со злоупотреблением ПАВ;

    — отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок, пустое времяпрепровождение, бродяжничество, уходы из дома, проживание у знакомых и приятелей и т.д.;

    — узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов;

    — неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность;

    — уход от ответственных ситуаций и решений;

    — утрата «перспективы жизни», видения путей развития собственной личности;

    — низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность (взрывчатость);

    — тяжелые заболевания и мозговые инфекции в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты и т.д.);

    — органические поражения головного мозга (например последствия перенесенных черепно — мозговых травм), умственная отсталость и психический инфантилизм (недоразвитие, «детскость», несоответствие психического и биологического возраста).

    Риск возникновения наркомании. Группы риска

    Основная масса опрошенных (91%) впервые попробовала наркотик в воз- >асте 11—17 лет. Собственно, это и есть основная возрастная группа риска. )днако данные по лицам, систематически употребляющим наркотические средства, существенно отличаются от всего массива обследованных (табл.

    Видно, что по всему массиву выше число впервые употребивших наркоти- (еские средства в возрастной группе 15-17 лет, в то время как в группе нарко­манов доминирует возраст 11 — 14 лет. В целом, это соответствует данным офи- шальной медицинской статистики о том, что наркомания формируется в •аннем возрасте. Но из этого же факта следует вывод о том, что нельзя наде-

    Таблица 51. Распределение употребляющих наркотические средства по возрасту первой пробы среди всех опрошенных и употребляющих наркотические средства систематически (выборка 3050 человек)
    Возраст первого употребления наркотика Процент лиц по всему массиву Процент лиц среди систематически употребляющих наркотические средства
    До 10 лет 1,5% 4,3%
    11-14 лет 40,3% 55,3%
    15-17 лет 50,7% 38,3%
    18-20 лет 7,2% 1,8%
    21-24 года 0,3% 0,4%
    25 лет и старше 0,1%

    [1]

    яться на успех борьбы с наркоманией, не проводя профилактических мероп­риятий в школьной возрастной категории.

    Большинство (61,4%) впервые попробовавших наркотик училось тогда в 9— 11-м классах или в системе профтехобразования и среднего технического об­разования. Почти треть (29,2%) сделала это в 7—8-м классах средней школы (табл. 52). Видно, что систематически употребляющие наркотические сред­ства (наркоманы) впервые попробовали наркотик в более раннем возрасте, т.е. до 15 лет.

    Таблица 52. Распределение употребляющих наркотические средства по школьному возрасту первой пробы
    Школьный возраст первого употребления наркотика Процент лиц по всему массиву Процент лиц среди систематически употребляющих наркотические средства
    До 3-го класса 1,6% 4,1%
    В 4-6-м классах 7,7% 15,3%
    В 7-8-м классах 29,2% 37,6%
    В 9-11-м классах 61,4% 43,0%

    Места потребления наркотических средств у регулярно употребляющих и в целом среди молодежи приблизительно одни и те же, хотя наркоманы прини­мают наркотические средства более интенсивно (табл. 53). Кроме того, поми­мо основных мест сбора компаний, их не стесняет прием наркотических средств даже в учебных заведениях (в 3 раза чаще, чем во всей группе опрошенных).

    Таблица 53.

    Места употребления наркотических средств

    Места употребления наркотика Процент лиц по всему массиву Процент лиц среди систематически употребляющих наркотические средства
    Места сбора компаний 71,1% 78,0%
    Дискотеки, клубы, бары 41,4% 60,6%
    Учебные заведения 7,2% 21,7%
    Места уединения 6,1% 15,9%
    Другие места 7,7% 13,7%

    Среди наиболее распространенных способов приема наркотических средств курение стоит на первом месте (табл. 54).

    Для многих лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства, характерно использование нескольких способов, по-видимому из любопыт­ства. Важно отметить, что у лиц, систематически употребляющих наркотичес­кие средства, возрастает процент потребляющих наркотики инъекционным путем (с 4,4% по всему массиву до 18,1% у наркоманов), что является доста­точно объективным признаком развития наркомании как болезни (физичес­кая зависимость). Процент лиц, употребляющих относительно «легкие» нар­котики (марихуана, галлюциногены), составляет немногим более половины (54,6%), однако это является не столько успокаивающим фактом, сколько на­стораживающим, так как неправильное отношение к данным наркотическим

    Таблица 54. Способы употребления наркотических средств (выборка 3050 человек)
    Способ употребления наркотика Процент лиц по всему массиву Процент лиц среди систематически употребляющих наркотические средства
    Курение 93,8% 93,1%
    Вдыхание паров 8,1% 13,0%
    Инъекционно 4,4% 18,1%
    Глотают таблетки, порошки 19,5% 40,9%
    Потребляют грибы 27,1% 60,1%
    Другое 4,6% 12,7%

    средствам как к «легким» может привести к употреблению более сильных нар­котиков. Процент употребления последних составляет 22%.

    Важно отметить, что основными поставщиками наркотических средств яв­ляются друзья и знакомые (75%), особенно в местах отдыха молодежи. Места организованной продажи наркотических средств (рынок) в зонах вокзалов, торговых рядов, притонов широким спросом у молодежи пока не пользуются. Следовательно, профилактические мероприятия должны быть направлены в места отдыха и сбора молодежи (дискотеки, бары и т. д.).

    Читайте так же:  Самореализация ребенка

    Итак, основными параметрами риска являются:

    • возраст 11—14 лет и 15—17 лет;

    • классы (курсы) 9—11-й и 7—8-й;

    • места сбора компаний (тусовок), дискотеки, бары;

    • способы употребления — курение и введение шприцем;

    • в большей степени употребляют лица мужского пола (юноши).

    1 Стадия – индивидуальная психическая зависимость

    Психическая зависимость – стремление принимать вещество, с тем, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков. Признаки психической зависимости: желание постоянно употреблять данное средство, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема; обнаруживая рост устойчивости.

    2 стадия – физическая зависимость, которая характеризуется непреодолимым влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения – т.е., абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотика. Прием наркотиков наркоманом с длительным стажем осуществляется для выравнивания своего физического состояния.

    Состояние абстиненции (ломка) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов, нарушения функций желудочно — кишечного тракта и т.п.

    3 стадия – синдром изменений реактивности, который отражает глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности человека, снижение защитных реакций.

    Факторы и группы риска наркомании (употребления наркотических веществ)

    Среди причин, вызывающих употребление наркотиков и развитие наркомании, можно выделить две группы факторов, которые и носят название факторов риска:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1) социально – экономические (объективные, внешние);

    2) психологические и социально- психологические (субъективные, внутренние).

    Людей, попадающих под действие этих факторов, и относят к группам риска употребления наркотиков и развития наркоманией.

    Факторами социально- экономическими являются:

    -доступность ПАВ, в том числе наркотиков;

    — «мода» на наркотическое вещество;

    — степень грозящей ответственности, в первую очередь в семье (чем меньше ответственность, тем выше опасность);

    — самостоятельный заработок, бесконтрольные карманные деньги;

    — степень распространенности в обществе и регионе;

    — неблагоприятное окружение (употребление и злоупотребление ПАВ в семье, в подростковой группе);

    — проживание в районах с вокзалами, общежитиями и т.п., характеризующихся высоким уровнем преступности, частой сменой жильцов;

    — частые смены жительства семьи, переезды, переводы подростка в другую школу;

    — доступность наркотиков в семье или по роду профессиональной деятельности;

    — пребывание в местах лишения свободы;

    — рост многообразия и объемов наркотиков на рынке, их доступность;

    — малая информированность о последствиях употребления наркотиков в разных возрастных группах населения, в частности, полная не информированность взрослого населения и искаженная информированность молодежных групп и субкультур. «Отстраненность», неграмотность, малая осведомленность населения о проблеме наркомании, в частности из-за дефицита серьезной антинаркотической пропаганды;

    — избирательность (фрагментарность), противоречивость и даже «неграмотность» профилактических мероприятий, что нередко приводит к прямо противоположному эффекту (заинтересовывает молодежь).

    Таким образом, можно констатировать факт, что внешнее, «объективное» давление среды в нашем сегодняшнем обществе испытывает на себе большое число граждан. Однако вероятность приобщения к наркотикам резко повышается в случае наличия при этом факторов социально-психологических и психологических и связанных с ними особенностей личности вероятного потребителя ПАВ. К таким факторам в семье относятся, в частности, следующие:

    — неумелость и непоследовательность воспитания детей. Например, такие дисгармоничные типы воспитания в семье, как безнадзорность, когда родители обнаруживают малую осведомленность о жизни, увлечениях, интересах, занятиях подростка; либо, напротив, гиперопека (сверхопека), когда за ребенка все время думают и решают взрослые; противоречивое воспитание — каждый из родителей придерживается различных воспитательных подходов, и за один и тот же поступок ребенка могут то хвалить, то наказывать. Итог – формирование социально пассивной, безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и удовольствие, с отсутствием адекватной самооценки, четкого представления о социальных нормах поведения, неспособной адекватно строить свое будущее;

    — так называемая семейная предрасположенность, это в первую очередь алкогольные традиции в семье и наличие в ней алкоголика или наркомана;

    — неполная семья, т.е. отсутствие одного из родителей, чаще всего – мужчины, когда оставшиеся члены вынуждены приобретать «суррогатные» роли: например, мать в воспитании юноши должна одновременно выполнять и роль матери (мягкой, доброй, заботливой, любящей) и роль отца, так необходимого в воспитании сына (справедливый, мужественный, способный постоять за себя, если нужно – и силой, хозяин в доме и кормилец семьи и т.п.). При этом ряд женщин пытается возложить роль мужа и отца на сына, что чаще всего оказывается не под силу подростку и юноше;

    — положительное или безразличное отношение родителей к наркотикам, а также связанное с этим попустительство при первом знакомстве с ПАВ;

    — утрата психологической, в первую очередь эмоциональной привязанности между родителями и детьми, не вовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не все вместе). Напротив, отношения в семье, основанные на любви, понимании и взаимной поддержке, формируют барьеры, предотвращающие тягу подростка к алкоголю и наркотикам;

    — отсутствие братьев и сестер;

    — низкий образовательный уровень родителей.

    Среди других социально- психологических факторов риска надо отметить:

    — общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками. Это один из надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления алкоголя и наркотиков подростками, независимо от того, имеют ли место другие факторы риска;

    — неуспеваемость и отсутствие желания продолжить обучение. Начиная с 5-6 класса неудачи в учебе усиливают риск потребления наркотиков, алкоголя, ингалянтов. Подростки, которым школа ненавистна, молодые люди, которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к употреблению наркотиков;

    — раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни;

    — легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются;

    Субъективными, индивидуально- психологическими (внутренними) и индивидуально- биологическими факторами риска являются:

    — наличие психических заболеваний и аномалий: эмоциональных расстройств (расстройств настроения – депрессивных или противоположных, маниакальных, состояний), шизофрении, аномалий личности и характера, делающих невозможной нормальную адаптацию человека в обществе, в семье, на работе и т.п.;

    — антисоциальное поведение и гиперактивность (мало контролируемое субъективно, в большей мере импульсивное, часто с разрушительными тенденциями поведение). Если гиперактивность сопровождается агрессивным поведением в раннем возрасте (от 5-7 лет), существует большая вероятность того, что в юности будут проблемы со злоупотреблением ПАВ;

    — отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок, пустое времяпрепровождение, бродяжничество, уходы из дома, проживание у знакомых и приятелей и т.д.;

    Читайте так же:  Что является формами чувственного познания примеры

    — узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов;

    — неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность;

    — уход от ответственных ситуаций и решений;

    — утрата «перспективы жизни», видения путей развития собственной личности;

    — низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность (взрывчатость);

    — тяжелые заболевания и мозговые инфекции в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты и т.д.);

    — органические поражения головного мозга (например последствия перенесенных черепно — мозговых травм), умственная отсталость и психический инфантилизм (недоразвитие, «детскость», несоответствие психического и биологического возраста).

    [2]

    Подростки – группа риска: наркотики

    Человек – это, в первую очередь, личность, со своими страхами, мыслями, комплексами. Современное общество стало достаточно жестким, а порой жестоким. Вместо того, чтобы помочь страдающему человеку, многие продолжают «ломать» его морально. Многие не выдерживают такой жесткости и начинают искать спасение в сомнительных развлечениях, употреблять спиртное и наркотики. Многие наркоманы начинали свой путь с легких наркотических средств, это могла быть обычная травка, но жажда получать большие удовольствия всех приводила к более тяжелым наркотикам, которые вызывают сильную зависимость.

    Группа риска

    Очень много наркоманов среди подростков. Причем это не обязательно ребята из неблагополучных семей. В группу риска входят также дети из богатых и состоятельных семей. Подростки имеют нестабильную нервную систему. Они все воспринимают более остро и болезненно. Пытаясь самоутвердиться, они демонстративно друг перед другом начинают принимать запрещенные препараты. Также причиной может стать вседозволенность. Избалованные, педагогически распущенные дети пытаются идти наперекор своим родителям. Если они слышат слово «нельзя», то они делают все с точностью до наоборот. Но и слишком строгое воспитание может послужить причиной этой беды. Дети, которые не могут найти общего языка со своими родителями, пытаются найти утешение на улице.

    Прием наркотиков – неверный способ избавиться от проблем

    Кто такие наркоманы? Да это обычные люди, которые раньше могли учиться на одни пятерки, иметь много друзей и подруг, быть любимцами публики. Просто однажды они ошиблись, выбрали не тот путь, с которого свернуть очень сложно. Став наркоманом, человек уничтожает свою прошлую жизнь. Из благополучного, подающего надежды человека он становится тем, кого боятся, презирают, ненавидят и не понимают. Основная цель наркомана – это не жизненные задачи и благополучие, а добыча очередной дозы, которая сможет его унести далеко от реального мира. Но первичные ощущения с каждым разом все сложнее испытывать. Поэтому приходится увеличивать дозу, что в конечном счете приведет к передозировке.

    Дети «группы риска» как особая социальная группа

    Дата публикации: 26.01.2016 2016-01-26

    Статья просмотрена: 1106 раз

    Библиографическое описание:

    Карушева А. В., Тремаскина Е. В. Дети «группы риска» как особая социальная группа // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1002-1004. — URL https://moluch.ru/archive/107/25581/ (дата обращения: 26.07.2019).

    В данной статье рассматривается проблема детей, попавших в «группу риска», проанализированы основные причины и факторы попадания в данную группу, выявлена роль школы в процессе выявления детей, относящихся к группе риска.

    Ключевые слова: «группа риска», суицид, неблагополучная семья, поведенческая реакция.

    Понятие «дети группы риска» еще со времен Светского Союза прочно вошло в лексикон ученых и рядовых педагогов, которые регулярно сталкиваются с такими подростками.

    Понятие «риск» подразумевает некое отрицательное или опасное явление, но которое можно предотвратить, приняв те или иные меры. Когда разговор заходит о социальных сиротах мы понимаем, что эти дети находятся под влиянием тех или иных негативных внешних или внутренних факторов, которые могут повлиять отрицательно на психологическое развитие ребенка [1, c.110].

    Рассматривая реальные прецеденты, связанные с подростками, можно сказать, что они создают риск для всего общества. Данный факт дает нам возможность называть сами семьи, в которых воспитываются такие подростки, находящиеся в группе риска. В современных исследованиях ученые педагоги чаще всего заостряют внимание не на общественной опасности данных детей, а опасности, которой дети группы риска подвергают себя сами, к примеру, на их поведения и действиях, зачастую влекущих за собой отставание в развитии и учебе потерю здоровья, а иногда и жизни.

    Рассмотрим более подробно исследования, посвященные детям, относящимся к группе риска. Классической концепцией в педагогической науке является позиция Л. В. Мардахаева. Автор определяет детей группы риска как членов общества, попавших в сложную жизненную ситуацию. Эти подростки сильнее всех подвержены негативным внешним влияниям со стороны социума. К ним он относит детей, воспитывающихся в неполных семьях, в многодетных, детей в семьях в которых есть пьющие родители, а также инвалиды. Также автор особый акцент делает на выявлении в рамках школы детей, попавших в «группу риска» к ним относятся подростки, которые регулярно приходят в школу не выспавшиеся или психически отличающимся от других школьников. Данный факт влияет на их дальнейшую адаптацию подростков среди членов своей группы- в данном случае класса [1, c.132–133].

    Л. Я. Олиференков в своем исследовании определяет данных подростков как детей, наиболее всего подверженных с общественной стороны негативным и криминальным влияниям [2, c.146–154].

    Изученная нами литература позволяет выявить основные причины попадания подростков в данную группу.

    К таковым причинам относятся:

     алкоголизм одного или нескольких родителей;

     антисоциальное поведение родителей (отсутствие работы криминальный образ жизни, проституция и т. д.);

     неблагоприятная домашняя обстановка, отсутствие условий для проживания ребенка;

     психическое заболевание родителя, также наркомания или алкоголизм;

     недолжное внимание за естественными потребностями ребенка в пищи и одежде;

     бродяжничество родителей совместно с детьми, отсутствие постоянного места жительства;

    [3]

     чрезмерное внимание к личности ребенка, полный контроль за действиями ребенка [3].

    Для того чтобы понять почему эти факторы влияют на формирование антисоциального поведения ребенка, следует обратиться к Л С. Выготскому и очертить основные интересы ребенка подросткового возраста.

    К интересам подростка относится:

     интерес к собственной личности;

     упрямство, проявление интереса к психологическому напряжению, попытка оспаривания учительского и родительского авторитета, также может проявляться в хулиганстве;

     склонность к романтизму, необдуманным поступкам [3].

    В процессе взросления ребенка интересы его постепенно начинают меняться. Он сталкивается с новыми трудностями, этот процесс рассмотрел в своем исследовании Д. Б. Эльконин. Автор отмечает, что в подростковом возрасте дети все больше сталкиваются, с не понимаем взрослых, подростки начинают вести дневники, попустительски относиться к учебе считая, что жизнь, протекающая вне школы, будет для них более полезной. Подростки начинают примыкать к различным группам, как к компаниям сверстников, так и другим неформальным сообществам.

    Читайте так же:  Измена девушки

    А. Л. Лихтарникова рассмотрела представление детей о счастливой жизни человека среди подростов, которые не подвержены риску и детей, относящихся к группе риска. Автор проводила исследование в результате, которого она выявил, что для детей из группы риска атрибутами счастья являются такие вещи как одежа, еда, сладости и другие вещи, которые для многих являются вещами и продуктами повседневного потребления. Автор отмечает, что данные вещные характеристики в опросах детей показывает то что игрушка для детей группы риска являются неотъемлемым предметом для счастливой жизни [1, c.112].

    Вещи и предметы для детей группы риска являются как таковым замещением внимания и заботы со стороны родителей. А. Л. Лихтарникова выявила, что среди детей, относящихся к группе риска, 67 % процентов не относят себя к счастливым людям, только 17 % подростков соотносят себя с понятием счастье. Большинству из этих подростков свойственно ощущать себя одинокими. Из исследования видно, что болеет 70 % подростков, сталкиваются с этим ощущением. Для того чтобы преодолеть чувство одиночества подростки из группы риска принимают алкоголь и наркотики.

    Большинство подростков находящиеся в группе риска в процессе своего взросления сталкиваются с ощущением «беспомощности». Данное состояние связанно у детей с тем, что они в процессе своего взаимодействия со взрослыми не способны найти компромисс, а также самостоятельно справится с трудностями.

    Как показывают исследования психологов и педагогов большинство детей именно в подростковом возрасте попадают в группу риска. На это влияет не только рассмотренные нами выше условия внутри семьи, но также физическое развитие ребенка, слишком быстрое половое созревание, недовольство изменившейся внешностью.

    Рассматривая поведенческие реакции, подростков, попавших в группу риска, психологи пришли к выводу, что реакции могут быть как однократные, так и многократные. Психологи считают, что отклонение в поведение у подростков могут быть как временные, так и постоянные все зависит от общей ситуации, в которой находится подросток, а также факторами, которые валяют на жизнедеятельность человека в данном случае подростка.

    Принято выделять три группы отклонений по временному периоду:

     — устойчивые формы отклонения.

    Большинство детей в подростковом возрасте ощущают себя взрослыми, однако справится со взрослыми проблема они не могут. Данный факт приводит к агрессивному поведению подростков, подросток еще не осознает всей ответственности, которую он несет и зачастую он сталкивается с ограничением законом его деятельности. Состояние одиночества у ребенка зачастую приводит его к мысли о суициде и нарушении его представлений о счастливом будущем.

    Для того что бы избежать данных проблем ребенок должен быть достаточно информирован обо всех соблазнах, встречающихся на его пути о наркотиках, сексе, правонарушениях. Если в благополучных семьях информированием ребенка занимаются родители, то о детях, находящихся в «группе риска», должны позаботиться социальные педагоги и психолог, работающий в образовательном учреждении. Главной особенностью детей, которые находятся в группе риска, является то, что эти дети, так же как и благополучные, имеют родителей, посещают школу и зачастую их поведение не является отклоняющимся. Нигде не сказано, что с данными детьми должна проводиться особая работа, однако эти дети не способны полноценно реализовать себя в современном социуме и в процессе обучения. Сами подростки без помощи неспособны справится со своими проблемами и помощи от семьи им ожидать не приходится.

    Подростки, попавшие в группу риска просто не видят выхода из ситуаций с которыми они сталкиваются зачастую этим детям не только не помогаю, но и угнетают. Со стороны окружающих они сталкиваются с отчуждением и порицанием как со стороны сверстником, так и со стороны педагогов.

    По данным статистики в 2015 г. более 1500 подростков покончили жизнь самоубийством и более 200 детей. Все дети относились к «группе риска» и воспитывались в семьях, где родители были либо алкоголики, либо тунеядцы. Однако причины самоубийства были разные, так, к примеру, в Рязани девушка ушла из жизни из-за плохой оценки в школе. Данные факты свидетельствуют, что дети, относящиеся к группе риска не способны справляться даже с мелкими трудностями, встречающимся на их жизненном пути.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Оказанная в нужный момент помощь помогает ребенку переосмыслить свой взгляд на будущее ведь многие просто не уверенны в дальнейшем успехе и счастье в жизни. Задача педагогов в работе с данными детьми состоит не в том, чтобы критиковать и осуждать, а чтобы проявить сочувствие помочь изменить ценностные ориентиры и мировоззрение подростка, оказавшегося в такой ситуации. Главное, что эти дети не являются асоциальными, они находятся в «группе риска», а значит избежать негативных последствий можно.

    1. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2010. — 26.
    2. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М., Издат. Центр «Академия», 2012.
    3. Шпицына Л. М., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы. Спб. 2008–108 с.

    Источники


    1. Чекалова, Елена Первый год замужем. Счастье есть и любить (с автографом автора) / Елена Чекалова , Юлия Рублева. — М.: АСТ, 2015. — 304 c.

    2. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.

    3. А. Пятина Я верю в любовь / А. Пятина. — М.: Эксмо, 2012. — 992 c.
    4. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. — М.: Физическая культура, 2010. — 494 c.
    5. Борманс, Лео Большая книга о любви / Лео Борманс. — М.: Эксмо, 2015. — 384 c.
    Подростки – группа риска наркотики
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here