Подростковый суицид – профилактика

Сегодня мы рассмотрим тему: "Подростковый суицид – профилактика" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Подростковый суицид – профилактика

Самоубийство абсолютно всеми людьми воспринимается отрицательно, пока лично человек не придет к мысли о том, чтобы покончить с жизнью. Особенно бессмысленным и глупым становится подростковый суицид, который требует профилактики со знанием причин его возникновения.

Статистика показывает, что подростки достаточно часто видят в самоубийстве решение всех своих проблем. Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru предлагает разобраться с данной проблемой.

Что такое подростковый суицид?

Подростковым суицидом называется намеренное незавершенное или завершенное действие подростка по лишению себя жизни. Выделяют три вида подросткового суицида:

  1. Истинный суицид – когда подросток чувствует себя ненужным и лишним в мире, поэтому заранее готовится к самоубийству. Он намерен покончить с жизнью, поэтому если в первый раз ничего не получилось, он попробует еще раз довести дело до конца.
  2. Аффективный суицид – когда подросток находится на пике своих эмоциональных переживаний, из-за чего пытается покончить с жизнью. Возможно, он пребывает в сильном стрессе или не может пережить какие-то ощущения, из-за чего он находит решение своих проблем в суициде. Если попытка не удалась, что зачастую и происходит, то повторно не совершается.
  3. Демонстративный суицид – когда подросток желает обратить на себя внимание. Зачастую является спонтанным решением, абсолютно не продуманным. Подросток на самом деле не хочет кончать с жизнью. Вот почему у него в большинстве своем попытка уйти из жизни не удается, он получает свое внимание, сожаление или порицание.

Самоубийство хоть и считается грехом, но в мире, где не все люди являются верующими, к нему относятся довольно неоднозначно. По статистике, большая часть самоубийц прослеживается среди людей подросткового и пожилого возрастов. Люди от 30 до 60 лет менее подвержены данному явлению, но исключения тоже имеются. Почему же подростки и пожилые люди входят в группу тех, кто чаще всего становится убийцей самого себя? Здесь необходимо рассматривать причины возникшей тенденции.

  • Самоубийство – это нормально.

Если посмотреть некоторые современные фильмы, где подростки кончают жизнь самоубийством, то можно понять, почему дети в возрасте от 14 до 25 лет считают это нормальным. В фильмах пропагандируется самоубийство, если вы ничего не можете изменить в своей жизни. А на психику слабых людей это оказывает огромное влияние.

Пожилые люди часто сами провоцируют свою кончину по той причине, что в обществе к ним проявляется неуважительное отношение. Пожилой человек становится никому ненужным, обузой, грузом для своих детей и государства. Такое отношение к человеку, который не привык зависеть от других, часто провоцирует на смертельный поступок.

Было отмечено, что большая часть самоубийств наблюдается среди людей с низким уровнем дохода. Чем беднее человек, тем меньше желания жить. Почему? Ему приходится все время бороться за то, чтобы просуществовать еще один день. Рано или поздно человек устает и решается на «греховный» поступок.

Мужчины часто совершают самоубийства из-за собственной несостоятельности и неприспособленности к жизни; женщины решаются на такой шаг зачастую под действием эмоций. По статистике, мужчины чаще достигают поставленной цели, поскольку действуют более точно и решительно. Женщины-самоубийцы часто остаются в живых.

  • Психологические проблемы и психические болезни.

Психически больной человек тоже может случайно покончить жизнь самоубийством. Здоровый человек часто кончает жизнь самоубийством из-за каких-то психологических проблем: трудности на работе, неудачная любовь, множество жизненных неприятностей и т. д. Другими словами, человек не справляется с тем напором, который на него давит из внешнего мира, и он решается на смертельный поступок.

Проблема самоубийства является актуальной, поскольку это указывает на уровень жизни людей. Счастливый человек никогда бы не захотел прекращать жить. А это значит, что самоубийцы – глубоко несчастные люди. И часто окружение самоубийцы является тем фактором, который делает его несчастным.

Причины подросткового суицида

В подростковом суициде есть множество причин для своего совершения. Психологи выделяют 4 основных типа, склонных к самоубийству:

  1. Эгоисты – люди, которые думают только о себе.
  2. Альтруисты – лица, склонные переживать из-за чувств окружающих.
  3. Аномичные самоубийцы – лица, склонные опровергать общественные порядки.
  4. Фаталисты – подростки, которые верят в предрешенность и судьбу.

Также выделяют имитаторов – людей, которые лишь ради шантажа или игры совершают самоубийство.

Взрослые и педагоги не всегда замечают предвестники того, что приближается трагедия. Нередко подростки намекают на то, что они задумали. Однако если окружающие продолжат оставаться невнимательными, то совершается попытка покончить с жизнью.

Среди распространенных причин самоубийства называют:

  1. Проблемы в семье, конфликты с родителями, непонимание и отсутствие любви.
  2. Проблемы со сверстниками, отсутствие друзей.
  3. Одиночество.
  4. Несчастная любовь, которая в подростковой среде является первой, самой эмоциональной и неразвитой.
  5. Унижения.

Родители и прочие взрослые достаточно часто не обращают внимания на психологическое состояние детей. Главное – чтобы они учились и показывали нужные результаты. Родители часто ставят завышенные требования своим детям, что также добавляет немалого давления. Если в семье подросток не получает нужных ему эмоций и поддержки, тогда он может чувствовать себя одиноким.

Несчастная любовь в подростковом возрасте также становится распространенной за счет того, что мальчики и девочки начинают по-настоящему влюбляться друг в друга, но абсолютно безграмотны в отношении того, как любовь давать, получать и реагировать на ее отсутствие.

Часто взрослые удивляются тем причинам, из-за которых подростки готовы уйти из жизни. Однако для самих подростков их проблемы являются очень значимыми и серьезными. Взрослым нужно понимать, что то, что легко для них, для подростков представляется в другом свете. Нужно помочь ребенку решить проблему, если самостоятельно он не справляется и уже находится на грани срыва.

Еще одной проблемой подросткового суицида эксперты называют интернет-сообщества, где самоубийство пропагандируется и даже поощряется. Нередко происходят массовые самоубийства в протест против чего-то. А также ловкие манипуляторы подталкивают молодых девушек и парней на то, чтобы покончить с жизнью.

Проблема подросткового суицида

Подростковый суицид считается самым распространенным за счет того, что именно в данном возрасте молодые люди не способны адекватно воспринимать те проблемы, из-за которых они решаются распрощаться с жизнью. Есть определенные проблемы, которые подростками не переносятся, поэтому отсутствие навыков их легкого устранения может привести к самоубийству.

Как упоминалось выше, особые группы в Интернете пропагандируют самоубийство как эффективное средство решения всех проблем. Если не получается – умри. Если не хочется жить – умирай. Если потерял смысл жизни – кончай с жизнью. Другими словами, любая проблема решается с помощью суицида. И подростки в это верят, забывая о том, что повернуть все обратно не получится, если результат будет достигнут.

Читайте так же:  Как человеку избавиться от своей мнительности

Проблемы подросткового суицида зачастую являются надуманными, хотя сам подросток считает очень жизненно важными.

Нет человека – нет проблем. Индивид сам становится тем фактором, который провоцирует стрессовые ситуации, тяжело переживаемые им самим. Эмоции, которые толкают на суицидальные действия, бушуют только в человеке. Неспособность справиться с жизненными трудностями и неготовность управлять собственными эмоциями приводят к летальным последствиям. Но и окружение самоубийцы нередко проявляет такое равнодушие к его переживаниям и душевным страданиям, что еще больше наталкивает на негативное решение проблемы.

Близким следует быть внимательными, особенно если наблюдают факторы риска за родными:

  • Неизлечимое заболевание, которое причиняет не только физические, но и нравственные страдания.
  • Мнимая или реальная личностная неудача.
  • Психическое расстройство.
  • Суицидальные попытки, имевшиеся в прошлом.
  • Резкая смена социального статуса, возникновение неблагополучных условий жизни (например, тюремное заключение).
  • Травмирующая ситуация (например, потеря родственника) и пристрастие к алкоголю, наркотикам.

Нередко будущие суицидники проявляют нестабильное поведение, повышенную напряженность, пониженную самооценку, что отличается от обычных их манер. Кардинальные перемены в поведении являются признаками того, что назревает некое событие. В случае желания покончить жизнь самоубийством наблюдается следующее:

    1. Человек приводит свои дела в порядок, передавая их другим или закрывая.
    2. Прощается с близкими, благодарит за все хорошее, что они сделали.
    3. Резко успокаивается после недавней депрессии. Если ранее переживал, а теперь резко успокоился, это указывает на принятие некоего решения.
    4. Возникает бессонница накануне суицидального акта.

Человек, желающий совершить самоубийство, теми или иными разговорами или поступками указывает на свое намерение. Суицидники нередко прямо говорят о своем желании, что часто воспринимается как обман. Следует понимать, что подобные мысли возникают не из-за стремления завершить жизнь, а по причине желания убежать от душевной боли, которую невозможно пережить. Чуткое и понимающее поведение близких, которые поддерживают и успокаивают, поможет отказаться от пагубных идей.

[1]

Профилактика суицида среди подростков

Суицид среди подростков лучше предотвратить, нежели устранять. Как это можно сделать? Предлагается такая профилактика:

  1. Рассказывать о том, что такое смерть и к чему она приводит.
  2. Развивать чувство ценности жизни, несмотря на имеющиеся проблемы.
  3. Формировать доверительные отношения с ребенком, чтобы при наличии проблем он обращался к вам за помощью.
  4. Высмеивать тех, кто занимается суицидом.

перейти наверх

Подростки чаще всего прибегают к суициду по причине того, что это является доступным способом решения проблемы. Самоубийство – это тот шаг, который они способны сами контролировать и самостоятельно совершать. Это та сфера их жизни, которой повелевают они сами.

Вот почему родителям предлагается давать больше возможностей своим детям для самореализации, а также поощрять их увлечения и интересы, которые будут держать их в этой жизни.

Проблема суицидального поведения среди детей и подростков

Дата публикации: 30.01.2015 2015-01-30

Статья просмотрена: 627 раз

Библиографическое описание:

Осипова Т. В. Проблема суицидального поведения среди детей и подростков // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 900-901. — URL https://moluch.ru/archive/83/15304/ (дата обращения: 26.07.2019).

В настоящее время проблема суицида среди детей и подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем в России. Одной из главнейших причин распространения суицида, является сложная и противоречивая обстановка в стране. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в том числе и самоубийств.

Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Суицид — формы психической и поведенческой активности, имеющей целью добровольное самоуничтожение.

Выделяют следующие формы суицидального поведения:

Демонстративный суицид — это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику: дома — родным, в компании сверстников — кому-то из них, в общественном месте — обществу в целом, властям.

Аффективный суицид совершается на высоте аффекта (очень сильного эмоционального переживания). Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным. Длительность аффекта определяет возможность совершения суицида.

Истинный суицид — обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. Подросток «вдруг» начинает раздаривать очень дорогие сердцу предметы, «завершает» дела. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, самобичевания, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.

Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи, с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

Среди детей и подростков нужно проводить профилактику по данной проблеме. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния по средствам общения и совместного времяпрепровождения.

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба («телефон доверия»), которая была основана в 1953 г. в Лондоне священником Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. Цель телефонной службы — стремление предложить любому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб — «не судить, не критиковать и даже не удивляться», а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному решению. Население широко информируется о наличии «телефонов доверия», но самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается «помощь в беде, безнадежности и депрессии».

В большинстве своем люди, переживающие депрессию или думающие о самоубийстве, не говорят и не хотят говорить о своих ощущениях. Они чувствуют себя ненужными. Они утратили надежду и не высказывают свои эмоции, полагая, что их переживания лягут тяжким «грузом» на плечи других. Некоторые опасаются быть осмеянными. Это можно понять, потому что говорящих о самоубийстве часто не принимают всерьез или пропускает сказанное мимо ушей.

Читайте так же:  В чем причины, вызывающие стресс список стрессогенных факторов

Необходимо убедить этого человека в том, что ему есть к кому обратиться. Что родственники, друзья, психолог, несомненно, готовы выслушать его. Часто возможность выговориться облегчает душевную боль, и, хотя начать такой разговор трудно, он все-таки необходим. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым человек обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.

Рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Лучше всего было бы суметь обеспечить детям и подросткам помощь в разрешении конфликта на ранней стадии.

1. Реана А. «Психология подростка». СПБ.: 2007г — 480с.

2. Снайдер Р. Практическая психология подростков.- М., 1995

3. Трегудер Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства — М., 1993.

Подростковый суицид: причины и профилактика детских самоубийств

В последнее время в СМИ, особенно на ТВ, часто говорят о том, что у нас в стране возрос подростковый суицид, причины которого не совсем понятны телезрителям и читателям, в частности родителям детей-подростков.
Акцент средств массовой информации делается на то, что причиной подросткового суицида является Интернет, точнее — социальные сети и сайты, провоцирующие детей на самоубийства.
Речь уже идет о каких-то психологических атаках, чуть ли не о информационно-психологической войне, цель которой — доведение до суицида детей-подростков нашей страны, чтобы лишить нас будущего (какую только бредятину не придумает «вредное телевидение», лишь бы поднять рейтинг…)


Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://Психоаналитик-Матвеев.РФ Вы, уважаемые посетители, узнаете все о причинах детского суицида и склонностях подростков к самоубийству, а также о семейных, родительских и общественных мерах по профилактики суицида среди детей и подростков в нашей стране.

Истинные причины подросткового суицида и детских самоубийств

Да, сайты, провоцирующие подростков к суициду, и подобные сообщества в соцсетях существуют… Интернет, как виртуальный мир, да и реальный мир — вообще вещи потенциально опасные.
Однако, заметьте, далеко не все дети и подростки, «зависающие» в интернете, засиживаются на сайтах и общаются в сообществах соцсетей, где пропагандируют суицид.

Подобные «суицидальные сообщества», конечно, ищут себе «жертв» среди детей-подростков, т.к. понимают, что именно эта категория населения является наиболее уязвимой для внедрения в их психику различных установок, взглядов, убеждений, жизненных ценностей, зачастую кардинально отличающихся от устоев общества (например, вербовка в ИГИЛ, в различные секты…).

Подросток, хоть и воображает из себя взрослого и самостоятельного, но на самом деле это тот же ребенок, который пытается отойти от власти родителей (заметьте — не от родителей, а от их власти). Но это ребенок, который в силу глобальной перестройки организма (пубертатный период — «игра гормонов»…тело развивается быстрее, чем психика) и на пути ко взрослой жизни, может запутаться в самом себе: в своих убеждениях, мыслях, взглядах на жизнь, жизненных ценностях и ориентирах.

И если у подростка нет заботливого авторитетного взрослого (родителя, учителя, наставника, старшего товарища…), который морально поддержит, услышит и поймет, ненавязчиво подскажет и направит на путь истинный, то, запутавшись в себе, у него возникнет измененное состояние сознания, возможно легкий транс, а значит — психика подростка будет открыта для любого внушения извне, в том числе и внушения, что лучше покончить с собой, совершить суицид.

Схема эта проста: Есть какая-то ситуация в жизни подростка, которую он интерпретирует (неосознанно представляет себе), т.е. мыслит о ней как о негативной. Именно мысли, неустойчивое и до конца несформированное мышление ребенка (часто дихотомическое — «подростковый максимализм» — все или ничего), вызывают соответствующие негативные эмоции. Последние вызывают поведение (заметьте, получается, что буквально именно внутреннее мышление вызывает поведение).

И когда негативно интерпретируемых ситуаций в жизни подростка очень много, и никто не слышит и не понимает его, не поддерживает и не помогает разобраться в ситуациях и в себе, то такой ребенок-подросток и может «найти поддержку» в сообществах, где предлагают покончить жизнь самоубийством, где подростковый суицид имеет глобальный смысл жизни.

Как Интернет и соцсети доводят детей-подростков до суицида

Многие дети и подростки общаются через Интернет, в социальных сетях, иногда создавая различные сообщества по интересам. И это понятно, человек — существо общественное, и ему нужно общаться.

В современном мире, к сожалению, интернет заменяет реальное общение, представляя собой, по сути его суррогат, т.к. для жизни (именно в биологическом смысле) необходимы настоящие, личные контакты между людьми, а не контакты «в контакте».

Но последние, именно социальные сети дают возможность раскрыться подростку, снять какие-то внутренние барьеры и психологические защиты, выразив себя, открыв свою суть. Это своего рода новый защитный механизм психики, который как бы «спасает» человека от одиночества, порой одиночества в толпе — это иллюзия.

Подростки даже не подозревают, что выкладывая в соцсети свои фото и видео, рассказывая о своих интересах и проблемах, о своих увлечениях и пристрастиях, о том, что они смотрят и читают и т.д. — они раскрывают свое бессознательное, по сути — свою душу (психику). Т.е. они дают прекрасный материал для вербовщиков и мошенников всех мастей, в том числе и создателей тех сообществ, где пропагандируют подростковый суицид, показывая им, что их сознание изменено и они готовы для принятия внушения.

Пропагандистам суицида среди подростков остается малое — подобрать ключики к хлипким замочкам души ребенка, а именно — сделать вид, что они дают ребенку как раз то, что ему так не хватает в реальной жизни: внимание, понимание, поддержка, признание, принятие, возможность самореализоваться и т.п. — только это все обман, иллюзия, в которую подсознательно хочется верить.

[3]

Как предотвратить подростковый суицид — профилактика самоубийств детей

Профилактика чего-то плохого, в том числе и детского, подросткового суицида — это всегда лучше и дешевле, чем работа с последствиями. А чтобы не было последствий, нужно понять причину суицидальных склонностей у подростков, т.е. необходимо бороться с причиной…

Как вы уже поняли — психика подростка еще детская, открытая для внушений извне. В то же время, его душа, как обычно наблюдается, закрыта различными защитами психики от тех, кто воспитывает ребенка: от родителей, учителей… (именно от тех воспитателей и наставников, которые не понимают детского языка, его мышления, восприятия и внутреннего мира, и постоянно хотят что-то «вбить» в голову подростка, на основе приказов и запретов…типа надо, должен, обязан…и нельзя…).

Читайте так же:  Нервное расстройство
Видео (кликните для воспроизведения).

Начинать профилактику подросткового суицида и детских самоубийств нужно с семьи ребенка, продолжать в детсаду и школе, и заканчивать ВУЗом (или другим послешкольным учебным заведением).

Ведь педагоги, как и родители, нужны не только для вербальной передачи знаний и практики их усвоения, но и — и это, наверное, главное — для внушения моральных и нравственных устоев нашего общества, для развития самосознания, для открытия способностей и склонностей, для привития правильных жизненных ценностей и ориентиров.. — а это передается не только словами, но большей частью невербально…

Например, что хорошего может привить педагог, у которого у самого множество личных, психологических и жизненных проблем, особенно тот педагог, который не только не любит детей, но не любит и себя…?!

То же касается и родителей. Если родители выполняют только видимые сторонним наблюдателем обязанности по воспитанию и развитию детей (еда, одежда, своя территория…, игрушки…, по типу «чтоб не хуже, чем у других», и главное — «чтобы я выглядел как хороший родитель»…), при этом мало интересуются внутренним миром своего ребенка, его глубинными проблемами: незавершенными ситуациями, накопленными негативами, его подсознательными желаниями и потребностями, не слышат, не уделяют должного внимания, не любят и не уважают как личность, не поддерживают и не принимают эмоционально…, то чего им удивляться, что их ребенок-подросток вступил в сообщество самоубийц, имеет суицидальные мысли или уже наложил на себя руки.

Ведь именно родители (или лица их замещающие), сами того не осознавая, и дают первичную установку ребенку на смерть. И не словами (хотя бывает и такое), а именно невербально — своим поведением, отношением к ребенку, своей не любовью и не уважением к нему…

Поверьте, ни одно животное (а человек то же биологическое животное) не будет накладывать на себя руки (или лапы), у всех у нас врожденный инстинкт самосохранения и врожденная эмоция страха, которая и направлена на самосохранение, на жизнь. Но человек отличается от других животных тем, что он умеет мыслить, и как я уже говорил в начале статьи — именно мысли обуславливают наше поведение. Мысли о суициде приводят к суициду, и не только у подростков. А более ранние мысли, например о себе, как о плохом и недостойном…, и приводят к суицидальным мыслям.

Эти ранние мысли и убеждения и внушают, сами того не понимая, родители своей нелюбовью, непринятием, непониманием…словом — отвержением ребенка… И если уже есть такая установка с раннего детства, то не обязательно, что подросток прибегнет к суициду сразу, он может растянуть его на длительное время, например начать курить, пить, много есть, употреблять наркотики, пойти куда-то воевать наемником, прыгать с тарзанки или слишком быстро гонять на мотоцикле…

На самом деле никто не хочет умирать, или кончать жизнь самоубийством: ни ребенок, ни подросток, ни взрослый. Но в голове каждого человека есть запрограммированная вера в свое бессмертие — это детское, иллюзорное мышление. Каждый суицидник подсознательно верит в то, что он останется жив, после акта самоубийства (неудивительно, ребенку свойственно верить в сказки).

А внушенные извне, например из социальных сетей, установки на совершение суицида — это лишь провокация и подкрепление уже имеющейся установки, мыслей на смерть — не важно, на мгновенную или затянувшуюся во времени.

И то, что суицидные интернет сообщества использую образы китов, выбрасывающихся на берег, как бы совершающих суицид, или картинки бабочек-однодневок — это для подкрепления внушения, т.к. дети часто мыслят образами, а не словами (то же и взрослые в измененном состоянии сознания, мыслят правым полушарием — образами и эмоциями).

Ребенку, в том числе и подростку, нужен родитель, даже больше, чем сверстники — не ждите, когда «родителем» станет какой-нибудь вербовщик…

Детское иррациональное (неосознанное) мышление при попытках суицида работает примерно так: «Меня не любят, не понимают, не принимают. Значит я плохой, со мной что-то не так… (жизненная позиция «Я- минус», может возникнуть депрессия, уход в себя…). Без любви жить невозможно, надо сделать все, чтобы родитель меня полюбил…, Если я совершу самоубийство, то на моих похоронах все про меня вспомнят, полюбят меня, будет много эмоций, внимания, признания, принятия…жалости…, Меня полюбят после суицида…, Я все это буду видеть…, Потом я оживу и мы будем жить счастливо, в любви и согласии…».

Ошибка детского мышления, которая приводит к ошибке поведения…(соответствующие сайты и социальные сообщества могут быть толчком, провокатором… — глубинная проблема подросткового суицида не в них…не было бы суицидников — не было бы и сообществ, а не наоборот)… Хотя, провокаторов тоже, наверное, нужно наказывать, в УК РФ есть даже статья «Доведение до самоубийства»…

  • Начать неподдельно интересоваться жизнью подростка: его мышлением, внутренним миром, его интересами и увлечениями (его же соцсети вам в помощь);
  • Постепенно (не резко) начать налаживать детско-родительские отношения в атмосфере любви и принятия (если ребенок уже подросток, то нужно наладить дружеские отношения, не с позиции я сверху — ребенок снизу, а на одном уровне);
  • Если у ребенка выявятся какие-то внутренние эмоциональные или психологические проблемы, обратиться за помощью к специалистам (сперва без ребенка — его ни в коем случае насильно не тянуть на обследование и консультацию);
  • Постепенно перейти на авторитетный стиль воспитания (меньше давить на подростка…чем больше давите, тем больше будет сопротивление);
  • Набраться терпения. Чтобы оно не кончилось и чтобы перейти на автоматическое воспитание без криков и наказаний, нужно самому родителю пройти психоанализ и избавиться от своих неосознанных негативных установок (формула простая: Счастливые родители — счастливые дети).

Читайте полезные статьи по психологии человека в журнале психоаналитика

Подростковый суицид – профилактика

Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто — просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» — Ричард Бах

Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто «игра в суицид» заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники педагогического процесса: педагоги, учащиеся, родители, психологи, специалисты РОВД, специалисты ЦРБ.

Читайте так же:  Закономерности психических процессов чем отличаются эмоции человека от его чувств

При разработке плана «По профилактике суицида и суицидального поведения», мы опирались на материалы одного из ведущих специалистов в области массового сознания и социального влияния Р. Чалдини. Он убедительно показал, что при сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока не изученный, результатом работы которого становится резкий рост количества суицидов.

В связи с этим, при разработке данного направления в системе профилактики, мы исходили из положения о том, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По нашему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования определяется:

· Тревожность: «Школьная тревожность Филлипса», «Тест для определения тревожности у детей» (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Амен);

· Эмоциональное состояние учащихся, настроение: (САН (Самочувствие-Активность-Настроение), Цветовой тест Люшера;

· Уровень мотивации: Диагностика структуры учебной мотивации, Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Пахомова и Р.В. Овчарова.);

· Чувства, которые испытывают в школе (по методике С.В. Левченко).

· Социометрия (социальный статус в группе, межличностные отношения, мини-группы).

И при повышенном уровне тревожности, пониженном настроении, низкой активности с этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям:

Неразлучные друзья взрослые и дети, Что такое дружный класс, О доброте, В здоровом теле здоровый дух

Семья и семейные ценности, Ко дню пожилого человека «Словарь добрых дел», Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть, Ко дню Матери «Самая хорошая. «, Будем жить дружно и весело, О невеждах и вежливости.

Родители, педагоги и сам школьник часто задаются вопросом о возможности правильного ориентирования в кризисной ситуации, саморегулирования поведения, осознания последствий. Наблюдения показывают, что поведение школьников, ход мыслей и образы носят подчас непредсказуемый характер. Но они не возникают беспричинно, а зависят от обстоятельств и личной роли школьника в них.

Классный руководитель, школьный психолог и родители, готовясь вступить в кризисную ситуацию и помочь школьнику, оценивают его достоинства и недостатки, позицию в оценке себя и окружающих. Определяют его способность быть ответственным за свои поступки и умение защищаться от негативных воздействий; настраивают школьника на адекватную ориентацию в кризисной ситуации. При этом «черное» или «белое» исключается, нужна возможность полутонов.

Проблемы, связанные с формированием поведения в кризисных ситуациях, являются ключевыми для школьного и особенно подросткового возраста. Поэтому разрабатываются различные поведенческие тренинги, связанные с подготовкой подростков к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выводу из них. Подросток, знакомый со сложной, кризисной ситуацией, правильнее реагирует на нее и находит целесообразное решение, он понимает свои особенности, готов к оказанию помощи себе и окружающим.

Работа с родителями . В работе с семьей используются разнообразные формы работы, активные взаимодействия и практическая направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактика семейных конфликтов. Родители охотно участвуют в дискуссиях, обсуждают актуальные вопросы. Проведены собрания, встречи с родителями по темам:

«Как помочь первокласснику адаптироваться к школе», » Ваш ребенок — пятиклассник», «Трудности адаптационного периода пятиклассников», «Возрастные особенности подростков», «Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить», «Воспитание личности», «Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы», «Профессиональное самоопределение подростков», «Нелегкий разговор о требовательности», «Воспитать личность», «Развитие личностных качеств», «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации», «Роль традиций семьи в выборе профессии», «Семья и семейные ценности».

Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами — классные руководители посещают семьи обучающихся не только с целью информирования о неуспехах ребенка в учебе, пропусках уроков, но и с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.

В процессе работы с родителями необходимо «развенчать» миф о психической неполноценности человека, склонного к суицидальному поведению, т.к. эти представления часто являются причиной останавливающей их от обращения к специалистам. Целесообразно убедить родителей в том, что направление суицидального подростка к детскому психиатру (психоневрологу) или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.

Следует также обратить внимание родителей на необходимость ограничения доступности средств самоубийства для подростков. Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку.

С педагогическим коллективом проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.

Суицид среди подростков — как помочь проблеме.

Глобальная проблема современной жизни – самоубийство подростков. Количество юношей и девушек, решивших добровольно уйти из жизни, растет с каждым годом.

Бездуховность, одиночество, психологическая неустойчивость к проблемам, страх перед будущим с одной стороны, и избыточные нагрузки при бешеном жизненном ритме, с другой приводят к желанию уйти из этого мира. Возникает депрессия, которая может закончиться попыткой покончить жизнь самоубийством.

Страшное явление — подростковый суицид

Самый опасный возраст у подростков 15-17 лет. В это время они решают совершить акт самоубийства из-за личных неприятностей, конфликтов с родителями, проблемами в школе, неразделенной любви. Каждый по-своему воспринимает ситуации, сложившиеся в данный момент.

В этот период молодые люди слишком идеализируют события, ждут их благоприятного разрешения и трагически относятся к трудностям. Им кажется, что проблемы никогда не кончатся. Их охватывает тоска, беспомощность и безнадежность.

Самоубийство может быть спонтанным — под действием сильных переживаний и потрясений, когда подросток находится в состоянии аффекта. После того, как возбуждение стихает, проблемы решаются, неудачная попытка больше не повторяется.

Читайте так же:  Как отучить ребенка в 3 года и старше какать в штаны

Если проблемы накапливаются постепенно, у подростка начинают появляться мысли о совершении суицида. Он продумывает свои шаги, как уйти из жизни. Самое страшное, что спустя некоторое время, он обычно пытается повторить попытку, когда задуманное не удается с первого раза.

Некоторые подростки на самом деле не собираются уходить из жизни. Суицидальными попытками они просто хотят обратить на себя внимание или достичь какой-то цели. Такие демонстративные попытки часто заканчиваются трагически.

2/3 всех самоубийств совершаются под действием алкоголя и наркотиков.

Статистика

Число совершенных среди молодежи самоубийств за последние десять лет выросло примерно в три раза. Одно из первых мест по этой страшной статистике занимает Россия.

Если в мире средний показатель 7 человек на 1000, то в России – 16-19. Причем трагических случаев среди юношей в гораздо больше, чем среди девушек. Однако попыток покончить с собой у девушек больше в четыре раза. По статистике только 8% молодых людей действительно имеют цель покончить с собой. Остальные, таким образом, стараются привлечь к себе внимание окружающих.

Как распознать угрозу

Признаки готовящегося самоубийства:

  • разговоры о нежелании жить;
  • прекращение общения с друзьями и родителями, замкнутость, угрюмость;
  • потеря интереса к своим прежним увлечением, стремление к уединению, подросток раздает свои вещи, которые были очень ценными для него;
  • безразличие ко всему, в том числе к своему внешнему виду, апатия;
  • интерес к оккультизму, темам смерти;
  • появление фобий и страхов;
  • неожиданная склонность к анорексии;
  • ношение одежды черных тонов, появление татуировок со смертельной символикой.

Определить расположенность к суициду невозможно. Но психологи выделяют группу риска для определенных ситуаций, в которую входят молодые люди:

  • подверженные приступам депрессии;
  • принимающие наркотики и злоупотребляющие алкоголем;
  • уже однажды пытавшиеся совершить попытку суицида, или были свидетелями этого в семье;
  • имеющие выдающиеся способности;
  • с плохой успеваемостью в школе;
  • беременные девушки;
  • те, кто стал жертвой насилия.

Профилактика подросткового суицида

В современной жизни даже, казалось бы, в благополучной семье, ребенок часто остается наедине с самим собой. К сожалению, многие родители, уделяя внимание материальным благам, не обращают внимания на душевное состояние подростка. Лишенный родительского внимания, он оказывается наедине с проблемами и переживаниями.

  1. Ребенка нужно любить и поддерживать всегда.
  2. Уметь выслушать и постараться понять, почему ему плохо.
  3. Очень внимательно относится к словам и поступкам.
  4. Рассказывать, как справляться с проблемами на собственном примере.
  5. Посоветовать прочитать книгу или посмотреть фильм, где рассказывается о героях, стремящихся к жизни и преодолевающих трудности.
  6. Обратиться к психологу.
  7. Найти для ребенка духовного наставника.

то, что взрослому кажется незначительным, для подростка может быть катастрофой!

Метод активного слушания поможет избежать недопонимания.

Внимательно слушая, человек сосредоточивается на полное восприятие информации, поэтому собеседник говорит легко и открыто. Он понимает, что его проблемы действительно хотят выслушать и начинает подробно объяснять, что и почему чувствует.

При конфликтных ситуациях обе стороны, слушая друг друга эмпатически, вырабатывают решение проблемы. Не надо задавать вопросы или комментировать рассказ. Дать выговориться, помогая улыбкой, кивком, зрительным контактом.

Метод активного слушания позволяют установить доверие и создать взаимопонимание.

Контроль над активностью в соцсетях

Современная молодежь почти не имеет опыта живого общения. В виртуальном мире все проще, чем в действительности. Здесь не требуется прочувствовать собеседника, можно быстрее установить контакт и прекратить общение, если надоело.

Интересного и полезного в сети очень много, но существуют и сайты, опасные для подростков. Например, социальные сети, где подростки оставляют свои данные и предоставляют возможность для их обработки. Чтобы избежать трагедии ребенку следует обязательно объяснить, какую информацию о себе не следует размещать на своих страницах в интернет-сообществах.

Время от времени проверять компьютер и мобильный телефон без предупреждения, чтобы он не смог очистить историю браузера или удалить сообщение.

Кроме того, существует большое количество программ родительского контроля, установив которые на компьютер или телефон можно отслеживать поведение ребенка в сети.

Группы смерти

Возникшие в последние годы в интернете смертельные игры привели к росту суицидов среди подростков. Дети из любопытства регистрируются в так называемых «группах смерти» и начинают выполнять задания. Последнее, из которых подразумевает уход из жизни. Многие дети не решаются выйти из смертельного квеста из-за угроз расправиться с родными.

Уже в самих названиях, на первый взгляд совсем безобидных, кроется подтекст. Например «Тихий дом». Вечная тишина и спокойствие – гроб. Или «Синий кит» — известно, что именно эти млекопитающие иногда выбрасываются на берег, как будто совершая самоубийство. Если подросток играет в подобные игры, родителям надо бить тревогу и срочно блокировать такие сайты.

Подростковый возраст – время, когда мнение друзей для молодежи важнее, чем мнение родителей или учителей. При общении с ровесниками дети легче справляются с неудачами. Причем способ общения может быть любым: переписка в социальных сетях или разговор по телефону. Проблема состоит в том, какой круг друзей выбирает подросток.
Видео (кликните для воспроизведения).

Парни и девушки слишком свободно доверяют сокровенные тайны и обсуждают личные проблемы именно с друзьями. С ними они обязательно поделятся своими планами расстаться с жизнью. Если друг говорит, что хочет совершить суицид, нужно обязательно выяснить причину и помочь ему разобраться с проблемами, поговорить «по душам», поддержать. Обращаясь к друзьям, подросток ищет помощи и хочет, чтобы кто-то понял его и сказал, что не так все плохо, как ему кажется. Что все можно исправить в жизни, только саму жизнь вернуть нельзя.

Источники


  1. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.

  2. Мантегацца, Паоло Физиология наслаждений / Паоло Мантегацца. — М.: Профит Стайл, 2012. — 480 c.

  3. Арнольд, Ольга Почему убегают мужчины / Ольга Арнольд. — М.: Эксмо-Пресс, Яуза, 2007. — 176 c.
  4. Психология. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2016. — 406 c.
  5. Священник Лоргус Андрей Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье? / Священник Лоргус Андрей. — М.: Никея, 2016. — 720 c.
Подростковый суицид – профилактика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here