Пограничная ситуация в философии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Пограничная ситуация в философии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

Однако при том что единичные ситуации изменяются и хотя бы частично повинуются нашему планирующему вмешательству, при том что мы оказываемся в состоянии овладеть той или иной ситуацией — то есть посредством paзумной предосторожности избежать ее угрозы, — при всем этом возникают другие радикальные моменты ограниченности (die Begrenzheiten) нашего бытия, противостоящие ему в качестве принципиально непреодолимых преград. Это — те ситуации, которые не столько определяются в частностях, сколько выступают в качестве общего положения дел, ситуации, которые хотя и изменяются сообразно обстоятельствам в их конкретных явленных формах, однако при этом как таковые принадлежат самому личному бытию. К этому ряду можно было бы причислить уже сами факт принципиальной заточенности в ситуацию. Далее сюда относится тот факт, что я должен умереть, что в действии —и также в бездействии — я неминуемо должен принять на себя вину, что я предоставлен случайности, где я постоянно побуждаю себя никогда не избегать страданий и болей и могу поддерживать свою внешнюю и внутреннюю жизнь лишь в борьбе с противником.

Подобные угрозы (die Bedrohungen), которые хотя и способны изменяться в их отдельных проявлениях, но как таковые принадлежат сущности личного бытия и потому оказываются неизбежными, Ясперс метко называет «пограничными ситуациями». Если такое наименование и представляет собой своеобразную формулировку Ясперса и при этом не встречается у других экзистенциальных философов, то все же вопрос об опыте пограничной ситуации свойственен для экзистенциальной философии вообще. Этот опыт трудно охарактеризовать яснее, нежели теми словами, которыми сам Ясперс вводит понятие пограничной ситуации: «Они не изменяются (разве лишь внешне); относясь к нашему бытию, они являются окончательными. Они необозримы; в нашем существовании мы не видим за ними ничего прочего. Они представляют собой стену, на которую мы наталкиваемся, о которую разбиваемся. Нам нужно не изменять их, а лишь добиваться их ясности, ибо мы не в силах объяснить их, вывести из чего-то другого. Они существуют наряду с самим нашим бытием» (II203) [31] .

Данное здесь понятие «граница» (die «Grenze») является решающим как для Ясперса, так и вообще для экзистенциальной философии. Тот факт, что человеческое бытие всегда имеет определенные границы, не нов и всегда признавался. Новым является то, каким образом обладающие конститутивным характером границы встраиваются в само внутреннее существо человека. Граница здесь представляет собой не то, что каким-либо образом располагалось бы снаружи и ограничивало бы человека извне, но то, что определяет его в самой глубине его существа. И отсюда облик этой границы затем разрабатывается в отдельных пограничных ситуациях: страдание, борьба, случайность, вина и т. д., которые, конечно, были известны всегда, но обыкновенно рассматривались преимущественным образом в качестве чего-то случайного, того, чего можно избежать, что объяснялось лишь ущербностью существующего порядка. Этот порядок пытались улучшить, выдумывали утопии некоего лучшего мира, где не должно быть страданий, борьбы и прочих жизненных бед. Однако полагая последние в корне устранимыми уклоняются от необходимости принципиальным образом с ними разбираться (74).

В экзистенциальной же философии эти моменты познаются в их неупразднимости, как нечто, чего нельзя избежать, как то решающее, что принадлежит существу самого человека, без чего это существо даже невозможно в достаточной мере определить. И потому пограничные ситуации представляют собой не нечто такое, что можно было бы принять к сведению и учесть в действии, но решающим в них является именно то, что под напором их реальности человеку становится сомнительным основание любого знания и действия, что в них открывается ущербность, способная — поскольку человек не закрывает искусственно на них глаза — потрясти его жизнь до самых основ. В пограничных ситуациях человек поставлен перед лицом глубокой тревожности своего бытия. Так, Ясперс говорит: «Общее у них состоит в том, что. здесь не имеется ничего твердого, никакого несомненного абсолюта, никакой опоры, которая устояла бы перед тем или иным опытом или мыслью. Все течет, все находится в беспокойном движении постановки-под-вопрос (das in Frage-gestellt-werden), все относительно, конечно, расщеплено на противоположности» (Ps. 229).

Стало быть, в этом смысле пограничные ситуации — это такие ситуации, в которых человек подведен к границе своего существования. Они повсюду переживаются в опыте, в результате чего действительность не складывается в единое гармоничное и осмысленное целое, но в ней проступают противоречия, которые не могут разрешиться посредством мышления или же выглядят как принципиально неустранимые. Они характеризуют свойство, которое Кьеркегор выделил при помощи понятия парадокса. Они словно «жало во плоти» (75), посредством которого перед человеческим взором убедительно выставлено несовершенство его личного бытия. Таким образом, конечность человеческого бытия в пограничных ситуациях познается наиболее решающим образом, поскольку они очерчивают твердую границу, делающую невозможным любое гармоничное постижение мира и человеческой жизни. В рамках данного сочинения не могут быть рассмотрены отдельные пограничные ситуации. Лишь на примере смерти, этой радикальнейшей для человеческого существования пограничной ситуации, в данный момент могут быть проанализированы те черты, которые здесь были оговорены лишь в самом общем виде. Ибо дело состоит прежде всего в том, чтобы выявить непосредственное значение пограничной ситуации для опыта экзистенциального существования.

Именно в силу того, что пограничные ситуации противопоставлены любой успокоенности в гармоничном и замкнутом образе мира, они поддерживают в человеке в бодрствующем состоянии то беспокойство, которое гонит его вперед. Именно в силу того, что они не могут быть разумно объяснены, но, наоборот, в их упрямой фактичности неподвластны никакому разуму, они убедительным образом делают очевидной глубокую тревожность и незащищенность человеческого бытия. При этом они позволяют увидеть человеческое бытие в его потерянности, доводят до состояния полного напряжения его существования. И это характерный момент: поскольку человеческое бытие уже изначально находится в состоянии потерянности и отданности миру, оно не может возвысить себя до состояния экзистенциального существования, так сказать, изнутри, за счет собственных сил, собственным побуждением. К этому оно должно быть лишь принуждено, что и происходит в том ощутимом опыте, в котором личное бытие ввергнуто в пограничную ситуацию.

Лишь на основе опыта пограничной ситуации формируется полное и конкретное понятие экзистенциального существования. Все непосредственно высказанное о нем до сих пор, по существу, остается еще формальным и всеобщим. Только на основе понятия пограничной ситуации возникает та значительная острота, которая содержится в понятии экзистенциального существования. Хотя человек и способен раз-другой уклониться от пограничной ситуации, сбежав в суету повседневного существования, однако если он пристально в нее всмотрится, то здесь реализуется подлинное экзистенциальное существование. «Мы становимся сами собой тогда, когда с открытым взором вступаем в пограничную ситуацию» (II 204). Так, принципиально обобщая, Ясперс может ясно подать следующий емкий смысл: «Познание пограничных ситуаций и экзистенциальное существование — одно и то же» (II 204).

Читайте так же:  Малодушие – как с ним бороться

VIII

СТРАХ

[3]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

пограничная ситуация

Пограничная ситуация — понятие философии Ясперса. П. с.- смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием. Оказавшись в П. с., человек, согласно Ясперсу, освобождается от всех ранее сковывавших его условностей, внешних норм, общепринятых взглядов, к-рые характеризуют сферу «Мок», и тем самым впервые постигает себя как экзистенцию. П. с., позволяя человеку перейти от «неподлинного» бытия к подлинному, вырывает его из пут обыденного сознания, чего, согласно экзистенциализму, не в состоянии сделать теоретическое, научное мышление. Все то, чем прежде жил человек, предстает перед ним в П. с. как иллюзорное бытие, как мир видимостей; в такой ситуации он начинает понимать, что этот мир отделял его от якобы реального бытия, трансцендентного по отношению к эмпирическому миру. Т. обр., П. с. позволяет личности соприкоснуться с трансценденцией, богом.

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

Пограничная ситуация в философии

слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева слева

Пограничная ситуация

Пограничная ситуация – это такие обстоятельства, при которых появляется опасность или возникает риск для жизни индивида. Понятие пограничная ситуация впервые введено немецким психиатром и философом экзистенциалистом Карлом Ясперсом в 1935 году. Появляются пограничные обстоятельства или критические в ситуациях, когда индивид при смерти или над ним нависло ощущение вины, по причине тяжёлых жизненных испытаний или переживании сильных стрессов.

Пограничные ситуации по Ясперсу являются фактором освобождения человека от всех ранее удерживающих его условностей, норм, правил или общепринятых взглядов, тем самым индивид осознает свое экзистенциальное предназначение.

Понятия экзистенциализм, пограничная ситуация имеют непосредственную связь между собой, поскольку благодаря пограничным обстоятельствам человек способен прийти к подлинному осознанию своего бытия, он может отойти от обыденного сознания.

Структура пограничной ситуации состоит из человека, его самости, свободы и рождающегося в ее результате инсайта.

Понятие пограничная ситуация психология определяет как рубеж, перейдя который человек может полностью измениться, пересмотреть свои ценности, отношения с окружающим миром и прежде всего свои взгляды на жизнь.

Все чем ранее жил человек становится для него каким-то ненастоящим, иллюзорным. Индивид на каком-то этапе начинает понимать, что всё это мешало ему жить реальной жизнью.

Пограничная ситуация в философии

В философии пограничная ситуация рассматривается в экзистенциальном направлении. Благодаря которому человек может выйти из подчинения предметному миру и начать переживать подлинное существование. При этом индивид отказывается от господствующих в социуме ценностей, традиций и установок при обстоятельствах, которые опасны для его жизни. Или это происходит в борьбе, в мучениях или в предсмертном состоянии.

Структура пограничной ситуации в философии состоит из экзистенциального страха, страха не найти свое место, предназначение или смысл в жизни.

Пограничные ситуации по Ясперсу представлены в форме земной болезни, смертельной опасности, страдания и борьбы, в которых человек приходит к осознанию себя, как экзистенции.

Жан Поль Сартр считает пограничную ситуацию «дурнотой», скукой, переживанием необоснованных ожиданий, предчувствием бесполезности любых начинаний.

Философия рассматривает два понятия: экзистенциализм пограничная ситуация, как с помощью пограничных условий человек приходит к экзистенции.

Понятие пограничная ситуация, с философской точки зрения, это переживание личностью ее места жизни и принятие всех ее проблем, прямая связь человека с миром.

Пограничные ситуации не настолько определяются в частностях, как выступают в роли общего положения дел, это обстоятельства, которые не только изменяются относительно условий в их конкретных проявлениях, но и принадлежат личному бытию. Сюда относится факт принципиальной заключенности в обстоятельства, также причисляется факт, что человек мыслит о своей вине, о том, что заслуживает на смерть. Обстоятельства, в которых появляются подобные мысли, принадлежат критическим ситуациям.

Пограничные ситуации не изменяются, относятся к человеческому бытию и не являются окончательными. Их не обозреть, человек не видит всего прочего за ними. Они как будто стена, наталкиваясь на которую, человек разбивается. Но человеку не нужно изменять их, а только прояснить для себя, но до конца постигнуть их невозможно.

Понятие «границы» определяют рамки человеческого бытия, и эти рамки внедряются вовнутрь человека. Эти грани представляют собой то, что определяет человека изнутри, глубинные явления существа. Эти рамки наблюдаются в страдании, борьбе, вине, смерти, случайности и других переживаниях, которые определяются человеком всегда, как случайное явление, чего можно избежать, но именно такое объяснение показывает ущербность существующего порядка. Чтобы улучшить этот порядок, философы пытались придумывать утопии идеального мира, в котором не было места страданиям, борьбе и различным жизненным проблемам. Поэтому, считая проблемы устранимыми, они уходят от обязательства с ними разбираться.

Экзистенциальные философы твердят, что эти моменты можно изведать в их неупразднимости, как то, чего избежать никак нельзя, как нечто решающее, принадлежащее существу человека, без этого человеческое существо невозможно достаточно определить.

Поэтому пограничные обстоятельства представляют собой что-то такое, что можно принять к сведению и учитывать в деянии. Но решающим является в них именно то, что под влиянием реальности человек ставит под сомнение основание какого-то занятия или действия, в них таится ущербность, которая способна сотрясти жизнь человека до самых ее основ. Человек в подобных обстоятельствах сталкивается с пониманием глубокой тревожности своего бытия. Хотя они бывают совершенно разными, есть нечто общее – они не имеют опоры, которая бы выстояла перед определенным опытом или даже мыслью, не несут в себе ничего абсолютного и твердого. Все находится в постоянном положении под вопросом, все относительно, расщеплено на антагонистичности.

В таком значении пограничные ситуации – это такие обстоятельства, попадая в которые человек подходит к границе существования. Со временем они встречаются в опыте каждого человека, в результате этого ощущение действительности не является гармоничным и цельным, в ней выявляются противоречия, которые не так просто разрешить посредством мышления, также вообще являются принципиально неустранимыми.

Читайте так же:  Как пережить расставание

В опасных для жизни случаях, самым четким образом познается конечность человеческого бытия, потому что такие обстоятельства имеют границы, которые делают невозможным гармоничное постижение человеческой жизни и мира. Только в самой радикальной пограничной ситуации, то есть смерти, возможны все описанные идеи, потому что ее смысл имеет большое и непосредственное значение для опыта экзистенциального существования. Вследствие того, что пограничные ситуации противоположны всякой успокоенности в замкнутом и гармоничном образе мира, они держат человека в инициативном состоянии, не дают ему расслабляться, из-за беспокойства и поиска смысла, это определяет поведение человека.

Пограничные ситуации не могут быть до конца объяснены и понятны, их фактический смысл неподвластен разуму, но делают очевидным незащищенность человеческого бытия. Критические условия позволяют увидеть насколько потерянным является человеческое бытие. Но человеческое бытие изначально существует в положении потерянности, оно не может сравниться с экзистенциальным существованием, по существу, используя собственные силы и побуждения. Оно должно быть принужденным к этому, это и происходит в опыте, где личное бытие повергнуто в пограничную ситуацию.

Лишь на опыте переживания экстремальных условий у человека формируется понятие экзистенциального существования. Только на основе пограничной ситуации может возникнуть ощутимая острота, содержащаяся в понятии экзистенциального существования. Иногда раз или два человеку везёт и он избегает пограничных ситуаций, уйдя в суету будничного существования, но если хорошо осознать это, то можно увидеть, как здесь реализуется экзистенциальное существование. Человек становится действительно самим собой, когда входит в пограничную ситуацию, не боится «взглянуть ей в глаза».

Понятие пограничная ситуация психология рассматривает, как обозначение переживания экзистенциального страха и тревоги перед неизвестным. Поскольку философия и психология имеют тесную связь, психология также твердит о том, что только в опасных для жизни обстоятельствах человек способен познать свое подлинное существо, он становится самим собой. Именно страх раскрывает связь человека с миром и делает его свободным от повседневных норм, правил, установок. В страхе человек познает все свое существование, и все неотложные дела и проекты кажутся ему такими условными во времени. Даже когда человеку кажется, что он осознает свое предназначение, и что он думает, что любит жизнь, все равно он обретает истинный смысл лишь перед лицом смерти.

Понятие пограничная ситуация имеет большое значение в экзистенциальной концепции, потому что переживать эти условия и экзистировать – это одно и то же. В процессе экзистирования человек проявляет свою самость, «Я», что в свою очередь проявляет его свободу. Именно в свободе кроется бытие самости. Поскольку человек смог постигнуть себя, исходя из свободы, он тем самым постигнул свою трансценденцию. Только в переживании чувства беспомощности человек способен познать свое бытие и стать свободным. Это переживается и в экстремальных условиях, где внешние обстоятельства ведут к летальному исходу, и в ситуациях, когда человек теряет близкого человека, переживает относительно него чувство вины, или боится настоящей жизни, боится принять себя и все происходящее.

Философский словарь

— согласно К. Ясперсу, ситуации, в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. «Мы всегда в ситуации. Я могу работать, чтобы изменить ее. Но существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть; я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я подвержен случаю, я неизбежно становлюсь виновным. наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающими восстановление нашего самобытия (самосознания)» (К. Jaspers. Einfьhrung in die Philosophie, 1950).

Смотреть значение Пограничные Ситуации в других словарях

Анализ Ситуации На Рынке — — систематическое исследование конкретной части рынка с учетом внешней информации.
Экономический словарь

Зона Чрезвычайной Экологической Ситуации — — участок территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие.
Экономический словарь

Педагогические Ситуации — — ситуации, систематизирующие знания по ведущей научно-мировоззренческой теме, идее; ситуации, описывающие
значимость самостоятельной деятельности, ответственного.
Экономический словарь

План Действий При Чрезвычайной Ситуации — DISASTER RECOVERY PLANКомплексный план согласованных мероприятий, к-рые необходимо проводить до, во время и после бедствия. План разработан в целях обеспечения преемственности.
Экономический словарь

Сообщение Об Исключительной Ситуации (exception Message) — 1. Сообщение системы планирования MRP II, которое означает, что процесс планирования завершился с ошибками, в частности, что полученный план не может быть выполнен из-за.
Экономический словарь

Урегулирование Сложной Ситуации — Это может быть, например, невыплаченный заем; компания может испытывать трудности, и тогда необходимо принять корректирующие меры.
Экономический словарь

Дети, Находящиеся В Трудной Жизненной Ситуации — – дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью.
Юридический словарь

Зона Чрезвычайной Ситуации — территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация».
Юридический словарь

Зоны Чрезвычайной Экологической Ситуации — — участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие.
Юридический словарь

Ликвидация Чрезвычайной Ситуации — аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей.
Юридический словарь

Лица, Находящиеся В Ситуации, Сходной С Ситуацией Беженцев — Лица, которые покинули страну своего гражданства, или, если они являются апатридами, страну своего постоянного проживания, в результате вооруженных конфликтов, поскольку.
Юридический словарь

Пограничные Воды — — водные пространства в пределах тех участков, по которым проходит линия границы. К пограничным могут относиться и подземные воды в створах, где проходит государственная.
Юридический словарь

Пограничные Представители (пограничные Комиссары, Пограничные Уполномоченные) — — специальные уполномоченные лица, назначаемые на определенные участки Государственной границы Правительством РФ; разрешают вопросы соблюдения ее режима, урегулируют.
Юридический словарь

Пограничные Ситуации — вызывающие обострение самосознания или личностной самоанализа.
Юридический словарь

Предупреждение Чрезвычайной Ситуации — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение.
Юридический словарь

Трансграничные (пограничные) Водные Объекты — Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная.
Юридический словарь

Видео удалено.
Читайте так же:  Как повысить уверенность в себе
Видео (кликните для воспроизведения).

Клетки Пограничные Внутренние — (с. limitantes internae, LNH) К. спирального органа, расположенные рядом с внутренними фаланговыми клетками и выполняющие опорную функцию.
Большой медицинский словарь

Клетки Пограничные Наружные — (с. limitantes externae, LNH; син. Гензена клетки) К. спирального органа, расположенные рядом с наружными фаланговыми клетками и выполняющие опорную функцию.
Большой медицинский словарь

Пограничные Лучи — см. Букки излучение.
Большой медицинский словарь

Пограничные Состояния — группа психических болезней, включающая психопатии, неврозы и некоторые формы реактивных состояний.
Большой медицинский словарь

Пограничные Войска — (в некоторых государствах пограничная охрана -пограничная стража), войска, предназначенные для охраны сухопутных,морских и речных (озерных) границ государства.
Большой энциклопедический словарь

Пограничные Укрепленные Линии — система оборонительных укреплений,состоявшая из фортификационных сооружений, построенных на границегосударства. Строились в Др. Египте, Др. Риме, Др. Китае, взападноевропейских.
Большой энциклопедический словарь

Пограничные Войска — — в некоторых странах пограничная охрана, стража — предназначены охраны сухопутных, морских, озерных, речных границ государства. 8 России — составная часть Вооруженных Сил.
Исторический словарь


Пограничные Укрепленные Линии — — система оборонительных укреплений, состоящая из фортификационных сооружений на границе государства. Строились в Древнем Египте, Древнем Риме, Древнем Китае, в западноевропейских.
Исторический словарь

Пограничные Укрепленные Линии — в России — система обороны границ и приграничных р-нов в 16-19 вв. Создание пограничных укреплений началось еще в 9-11 вв. С 16 в. создается организованная система П. у. л., получившая.
Советская историческая энциклопедия

[1]

Обыгрывание (ситуации) — (role playing) — проигрывание поведения, которое можно ожидать от какого-либо другого человека в той или иной конкретной (чаще всего придуманной) ситуации. Данный метод применяется.
Психологическая энциклопедия

Пограничные Ситуации — — ситуации индивидуального существования (личного бытия), в которых самосознание личности обостряется, и человек непроизвольно познает себя; пограничные ситуации возникают.
Психологическая энциклопедия

Выжива́ние В Экстрема́льной Ситуа́ции — Во время походов люди длительное время пребывают в среде, резко отличающейся от привычной, могут попасть в экстремальные ситуации, вызванные пониженной или высокой.
Медицинская энциклопедия

Ситуации, Определение — Процесс исследования и оценки определенной ситуации до принятия решений относительно того, как следует правильно себя вести.
Психологическая энциклопедия

Соответствие Личности И Ситуации — (Person situation fit) —степень сочетаемости личности и ситуации.
Психологическая энциклопедия

К. Ясперс о «пограничной ситуации»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8181 —

| 7872 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Бытие между жизнью и смертью. Пограничная ситуация

Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. «Быть или не быть» индивиду — тема в философии человека XX века еще более популярная, чем во времена Шекспира.

А. Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства, сохранить жизнь.

Чем ему способна помочь философия? Во всяком случае, рассуждает Камю, не благодушно-оптимистическими уверениями в том, что жизнь прекрасна — к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без всякого доверия. Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего, по наказанию богов, камень на гору, с которой он снова должен покатиться вниз… И все-таки жизнь даже в ситуации абсурда — ценность, равной которой у человека нет. Но это жизнь, всегда «пограничная» со смертью.

Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни — ситуации, которые в философии и литературе XX века исследовались глубже и тщательнее, чем прежде. К сожалению, в нашей литературе и философии долгое время господствовало пренебрежительное отношение и к этим проблемам, и к их осмыслению — как будто они не заботят абсолютно каждого человека. Каждый переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на ее исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно задумывается о смерти. Жизнь индивида может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот смысл. Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помогать другим людям в их смертной борьбе — это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни — это вечные темы искусства и философии.

Однако в классической мысли и в современной философии тема смерти занимает разное место; смерть оценивается существенно по-разному. «…Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем»,— писал, выражая мироощущение и ценности своей эпохи, древнегреческий философ Эпикур. Современная же экзистенциальная философия определяет жизнь не иначе как «бытие к смерти». В какой-то степени это верно — едва родившись, человек «устремляется» к смерти. И смерть в любой момент может оборвать нить жизни… Можно, да и нужно понять людей, чьи мысли и чувства — под влиянием личных и социальных переживаний — повернулись, в основном, к проблеме смерти.

Это бывает не только в случаях социальной патологии (параноидальной одержимости идеей самоубийства), но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих на долю вообще-то здоровых людей: в ситуациях конфликтного выбора, отчаяния, причем нередко, как показал Шекспир на примере Гамлета, совпадающих с высокими духовно-нравственными порывами личности. И все же рассуждая о человеческом бытии одновременно реалистически и гуманистически, правомерно усомниться в теоретической и нравственной справедливости определения сущности жизни человека как бытия к смерти.

Человеческая жизнь (да и жизнь вообще) постоянно развертывается не просто через противоположность, через «устремленность» к смерти, а скорее через противодействие ей. И человек в нормальном состоянии ориентируется именно на жизнь. Он научился полагаться на ее силу. О смерти же он мыслит и заботится скорее в крайних, действительно «пограничных» между жизнью и смертью ситуациях — но даже и в них человек способен не только и не просто отдаться «бытию к смерти», а либо проявлять огромную волю к жизни, либо сознательно жертвовать своей жизнью во имя высоких принципов, во имя жизни других людей.

Читайте так же:  Паническое расстройство

Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции — сущности, которая едина с существованием. Это предположение отнюдь не беспочвенно, и писатели-экзистенциалисты умели остро и ярко осмысливать ситуации на грани жизни и смерти. По существу, герои их главных произведений помещены в пограничные ситуации. (Примеры — пьесы Сартра; повесть А. Камю «Посторонний»; повесть С. де Бовуар «Самая легкая смерть» —сильный и «жесткий» рассказ об умирающей матери и т. д.) Такой поворот не был случайным: он свидетельствовал о наступлении эпохи, когда пограничная ситуация стала не только индивидуальной, но и социальной, более того — общечеловеческой проблемой.

Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человечества, и его выживание. Человечество впервые в истории не абстрактно, а вполне реально оказалось перед угрозой смерти. Как и в жизни индивидов, так и в сегодняшней жизни человеческого рода требуются высокий жизненный порыв, критическая рефлексия, усилия разума, борьба с иррациональными устремлениями, «ангажированность» — активность и инициатива всех нас и каждого из нас. Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает современное человечество, — осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, что она действительно пограничная. Даже страх перед глобальной катастрофой, которым сегодня охвачены многие люди, должен послужить делу выживания человечества.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Применимость экзистенциальных понятий, ранее относимых к индивиду, ко всему человечеству, еще раз демонстрирует неразделимость судеб уникального индивида и общества, всего человечества. Человек свободен осознать свою неотделимость от человечества — и он должен это осознать. Его сверхзадача: создать такие исторические условия, при которых мысль о мире в целом, об истории, о других людях не будет наполнять его ни страхом, ни болью, ни отчаянием.

Проблема специфики человеческого бытия в мире является центральной и для многих направлений современной религиозной философии. Причем концентрация внимания на проблеме человека, его места в мире и здесь произошла в результате длительной и острой борьбы, постепенного пересмотра исторически сложившегося традиционалистского понимания задач, целей и методов философствования.

Философия пограничной ситуации

Экзистенция как бытийное ядро личности с особой силой открывается самому человеку в так называемых пограничных ситуациях. Наиболее яркий случай пограничной ситуации – это смерть. Только в этом случае, если индивид оказывается перед лицом собственной смерти, смерти близкого человека, смерть из абстрактной возможности – в конце концов ни для кого не секрет, что все умирают, однако, мы редко над этим задумываемся, – становится пограничной ситуацией. Необходимо отметить, что не только смерть, но и смертельная болезнь, страдания, борьба также ставят индивида в пограничную ситуацию. В этом случае он отчетливо осознает свою конечность, и все повседневные заботы, страсти, огорчения становятся для него несущественными. Осознав и пережив хрупкость и конечность своего существования, человек раскрывает свою подлинную сущность, открывает для себя трансцендентный мир, точнее, его существование.

[2]

Экзистенциальная философия определяет жизнь как «бытие к смерти». В какой-то степени это верно, ведь человек, едва родившись, «устремляется» к смерти. Смерть может в любой момент оборвать нить жизни. И все же, рассуждая о человеческом бытии, правомерно усомниться в определении сущности жизни человека как «бытия к смерти». Человек в этом мире ориентируется на жизнь, о смерти он мыслитдействительно в «пограничных» ситуациях между жизнью и смертью. Но даже в них человек способен не только отдаться «бытию к смерти», но и проявлять огромную волю к жизни, либо жертвовать своей жизнью во имя жизни других людей.

Следует отметить, что экзистенциальная философия справедливо исходит из того, что близость угрозы смерти чаше всего заставляет людей подумать о смысле и содержании прожитой жизни, повернуться к собственной экзистенции, т. е. к сущности, которая едина с существованием.

Человек не живет в совершенном мире. Мир этот абсурден, заявляет А. Камю в «Мифе о Сизифе». В этой работе автор исследует мир и человека как условие абсурда. Исчезновение одного из этих полюсов означает и прекращение абсурда. Почему люди идут на самоубийство? Самоубийство, по мнению А. Камю, связано с тем, что сознание индивида не видит, не осознает абсурдность мира. Абсурд есть первая очевидность для ясно мыслящего ума, а самоубийство представляет собой затмение ясности, примирение с абсурдом, его ликвидацию.

Такое же бегство от абсурда представляет философское самоубийство, которое есть «скачок» через «стены абсурда». На место ясности мысли приходят иллюзии, миру приписываются человеческие качества: любовь, милосердие, разум, желаемое принимается за действительное, и человек мирится со своим уделом, с бессмысленным своим существованием.

По мнению А. Камю, самоутверждение человека – это утверждение через понимание выпавшего ему удела, через бунт. Человек должен нести бремя жизни.

Сизиф наказан мстительными богами. Этот «пролетарий богов, бунтующий и бессильный», осознает до конца несправедливость своей жизненной участи, и эта ясность сама по себе есть его победа. Не опускаясь до стенаний и упреков, не прося пощады, Сизиф презирает своих палачей. Он превращает свой труд в обвинение их неправедности и свидетельство мощи несмиренного духа.

Бунт Сизифа есть бунт одиночки, придающий цену его индивидуальной жизни. Нофилософия экзистенциализма предупреждает, что пограничная ситуация стала общечеловеческой проблемой. Человечество впервые в истории не абстрактно, а вполне реально оказалось перед угрозой смерти. Будущее человечества требует солидарности всех людей, высоких жизненных порывов, активности и инициативы каждого из нас.

Предназначение человека – создать такой мир, который не будет наполнять его ни страхом, ни болью, ни отчаянием.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав

Пограничная ситуация

Пограничная ситуация (нем. Grenzsituation ) — ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни.

Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Карлом Ясперсом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г.

Пограничные ситуации возникают перед лицом смерти, вины, тяжёлых жизненных испытаний, сильных стрессов. При этом организм человека, в целях самосохранения, мобилизует все свои внутренние резервы, чувства максимально обостряются. В кровь вбрасывается адреналин. Пограничная ситуация может привести к прозрению, катарсису, поднять личность на более высокий уровень духовного развития. В то же время, при чрезмерном перенапряжении, появлении страха, возможно появление невротизации, панических атак.

Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Пограничная ситуация в философии

Философия Ясперса строится не на обобщении эмпирически установленных фактов и правил, а является своеобразным проектом возможностей души, которая как зеркало показывает человеку, чем он может быть, чего достичь и куда попасть. Философия ? это убеждение, отвечающее всему существу человека, поэтому вопросы о том, что такое философия, подлинное бытие, человек сливаются в один общий вопрос ? самораскрытие человеческого бытия.

Побудительные первоистоки всякого философствования, по мнению Ясперса, находятся в самом человеке. К ним он относит удивление, сомнение, сознание потерянности и коммуникацию.

Удивление рождает вопрос о познании. Познание сущего неизбежно приводит к сомнению, с помощью которого осуществляется испытание достоверности познанного. Однако при этом, согласно Ясперсу, важно то, как и где с помощью сомнения обретается почва для уверенности. Одно дело, когда сомнение используется для уверенного ориентирования в мире вещей, другое, когда оно становится средством осознания им своей самости. Именно такой критический анализ жизненной ситуации осуществляет Ясперс, вводя человека в состояние потрясенности и потерянности, в котором только и возможно осознание им своей сущности.

Обнаружение человеком своей собственной слабости и бессилия выступает важным побудительным импульсом к философствованию, концентрирует внимание человека на тех жизненных ситуациях, которые остаются неизменными в своем существе, даже если их присутствие и действие закрыты завесой повседневности. Ими являются: смерть, страдания, борьба, влияние на человека воли случая, виновность, которые философ называет основными ситуациями нашего существования или пограничными ситуациями. В обыденной жизни человек либо забывает, либо сознательно отвлекается от них, живя интересами своих повседневных нужд и дел. От неизбежных в жизни опасностей и крушений человек ищет спасения в достижениях науки и техники, в поддержке со стороны общества. Однако по мере реализации своих жизненных целей он обнаруживает тотальную ненадежность мира. Ни государство, ни церковь, ни общество никогда не обеспечивали и не обеспечивают человеку абсолютной защиты и надежности, представления о которой лишь обманчивые впечатления, навеянные условным благополучием недолгих спокойных времен. Независимо от того, какими средствами достигается это понимание, в любом случае оно обнаруживает всю трагичность человеческого бытия.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, которая раскрывает себя в пограничных ситуациях. Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побуждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью. Смерть касается каждого и служит пограничной ситуацией в той степени, в какой она открывает ограниченность нашего быта, входит в нашу жизнь. Она оказывается пробным камнем, с помощью которого можно определить, что в жизни экзистенциально, а что нет.

Осознание пограничной ситуации ставит перед человеком вопрос о том, что же ему делать перед лицом этого абсолютного крушения, столкновение с которым рано или поздно неизбежно. Где обрести опору и смысл жизни? Рецепт спасения состоит в проблеме превращения неподлинного бытия в подлинное, где главный вопрос ? вопрос о коммуникации. Суть коммуникации, отражающей специфичность экзистенциализма Яспера, состоит в том, что отдельный человек сам по себе не может стать человеком и что сознание действительно лишь в коммуникации с другим самобытием. Ясперс считает, что экзистенциальная коммуникация обретается человеком только в результате предварительного сосредоточения человека на самом себе. Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими, однако он также не может вступить в это экзистенциальное общение, не побыв в одиночестве с самим собой. Внутреннее раскрытие себя другому, стремление понять другого в его внутренней жизни сопряжено с риском, поскольку каждый раскрывает свои слабости. Но на этой почве воссоздается подлинное бытие человека ? его экзистенция.

К единственно подлинному бытию, по мнению Ясперса, ведет «парение в ситуации и мысли». Человек должен занять соответствующую позицию к любой определенной форме экзистенции, должен двигаться от простого, голого бытия (в обществе, государстве, мире эмпирического, во власти инстинктов и побуждения) к самобытию. Экзистенция проясняется только разумом, а он обретает свою содержательность только в экзистенции. Неразумная экзистенция сама по себе, основанная на чувствах, переживаниях, истинах и произволе, оказывается перед угрозой вылиться в слепую насильственность. Так же и разум, лишенный экзистенциальности, может вылиться в интеллектуально всеобщее, схематичное и утратить характер всякой жизненности и индивидуальности. И, наконец, экзистенция действительна лишь как свобода. «Я есть, пока я выбираю», ? такова позиция Карла, предпочитавшего слепому произволу индивидуальное «самозаконодательство» [14, с.104].

Таким образом, согласно Ясперсу сущность человека состоит в экзистенции, которая раскрывает себя в пограничных ситуациях, побуждающих к пониманию смысла бытия.

Читайте также:
  1. II. Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах экономики и при использовании химического оружия
  2. IV. Чрезвычайные ситуации на радиационно-опасных объектах
  3. Ай ойшыл Гегельдің философиясын сынға алған: Фейербах
  4. Аналитическая философия
  5. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Аналитическая философия
  7. Аналитическая философия. Интегральный подход К.Уилбера. Философия телесности и психосоматическая медицина.
  8. Античная культура: мифология, философия, искусство
  9. Античная натурфилософия
  10. Античная натурфилософия
Читайте так же:  Почему девушкам нравятся высокие парни, и что тогда делать невысоким

Источники


  1. Мартинова, Маргарита Почему мы развелись / Маргарита Мартинова. — Москва: Машиностроение, 2013. — 144 c.

  2. Фромм, Аллан Азбука для родителей / Аллан Фромм. — М.: Лениздат, 2014. — 320 c.

  3. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.
  4. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.
  5. Марти, Лэйни Преимущества интровертов / Лэйни Марти. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 c.
Пограничная ситуация в философии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here