Пограничная ситуация

Сегодня мы рассмотрим тему: "Пограничная ситуация" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Пограничная ситуация в философии

Человеческая душа полна различных свойств, которые неподконтрольны в обычном состоянии. Многие могут вспомнить уникальные ощущения в состоянии после разрыва отношений с действительно любимыми людьми, после смерти близких, после потери чего-то очень важного и ценного. Данное состояние в философии называется пограничной ситуацией, когда человек освобождается ото всех условностей, норм и правил общества и обретает свободу в принятии решений и действий, поскольку при этом он не боится одного – умереть.

Пограничное состояние – это пребывание человека на грани между жизнью и смертью. В состоянии смертельной болезни, после перенесенного эмоционального потрясения, после утраты чего-то ценного или близких людей человек словно перестает чего-либо бояться. Он уже понимает, что никакое действие не может привести его к нежелательным результатам. Все, что мог, человек уже потерял, поэтому он обретает свободу ото всех лозунгов, правил и законов.

Такое пограничное состояние нередко демонстрируется в фильмах. О пограничных ситуациях поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое пограничная ситуация?

Пограничной ситуацией являются обстоятельства, когда человек находится на грани смерти. Причем смерть может быть как физическая, так и психологическая. Когда человек осознает отсутствие тех ценностей, за которые он держался ранее, он попадает в невесомость. Если человек сталкивается со смертельной болезнью, то ему точно становятся неважными ни деньги, ни красота, ни мнение окружающих людей.

Это можно сравнить с состоянием безразличия. Человеку все равно, будет он жить или нет, какое впечатление будет производить, придет к чему-то или нет. Это выход за правила и нормы общества. Это обретение свободы, погружение в самого себя и постижение инсайта.

В таком состоянии человек наконец-то начинает понимать, ради чего живет, в чем суть его существования, что для него является важным. Если в таком состоянии он не находит ответов на данные вопросы, тогда он может задуматься о суициде.

Самоубийство тоже становится отличным примером пограничного состояния. Потеря смысла жизни, уход любимого человека, потеря всех ценностей и благ, над которыми человек трудился, и пр. – все это может привести к пограничному состоянию. Не будем исключать тех моментов, когда человек на самом деле находился на грани жизни и смерти, возможно, даже что-то видел, пока находился в бессознательном состоянии. Все это дает два главных фактора:

  1. Понимание всей бессмысленности тех метаний, которые человек совершает, пока живет по правилам социума.
  2. Постижение смысла своей жизни, которое не будет заключаться в том, чего привыкли достигать люди в обычной жизни.

Хотите потерять смысл жизни? Желаете потерять самих себя и почувствовать пустоту своего бытия? Довольно странными звучат эти вопросы, поскольку ни один человек по доброй воле не пожелает себе такой участи. Однако люди, несмотря на свое нежелание, все делают для того, чтобы потерять свой смысл жизни и ощутить пустоту своего существования.

Как легко потерять свой смысл жизни? Нужно поверить в идею о том, что следует жертвовать собой ради блага и желаний других людей. Припомните все те правила и мораль, в которой говорится, что вы должны помогать ближнему, не отказывать, любить других, какими бы плохими они ни были, отказывать себе в своих желаниях ради блага окружающих и т. д. Все эти моральные принципы хороши сами по себе, очень благородны и прекрасны. Но именно они погубили многих людей, которые потеряли самих себя и свой смысл жизни.

«Если бы люди были чуточку эгоистичнее, то мир был бы лучше», — говорит человек, который имеет смысл своей жизни. И он прав! Эгоистичность человека должна проявляться в том, что он никогда не забывает о своих желаниях и интересах. Именно ваши интересы и предпочтения определяют вас, придают вам смак и ощущение полноты жизни. А что будет, если вы откажетесь от своих желаний? Вы потеряете себя. Это похоже на то, как если бы вас заставили отказаться от света, от еды, от сна, от всего, что приносит вам счастье, упрекнув в эгоизме, если вы этого не сделаете.

Как легко потерять свой смысл жизни? Этого можно достичь путем отказа человека от своих желаний, интересов и всего, что его радует. Несомненно, нужно помогать ближним, уступать, прислушиваться к чужому мнению, ограничивать себя в том, что мешает вам быть ближе к близким. Но это еще не означает, что вы должны отказаться от всего, что вас радует в этой жизни.

Смысл жизни заключается в том, чтобы жить счастливо. И у каждого человека имеется свое понимания счастья. Что вас радует? Что у вас вызывает восторг и восхищение? От чего ваше сердце начинает энергично и радостно биться? Если вы откажетесь от этого «во благо других людей и помощи им, их капризов и потребностей», то потеряете себя и свой смысл жизни. Поэтому порой нужно быть эгоистичным человеком. И ваш эгоизм будет заключаться в том, что вы не откажетесь от того, что приносит вам счастье, радость бытия и самореализацию, иначе себя потеряете. Не отказывайтесь от своих желаний, принципов и интересов. Ничто в этом мире не достойно такой жертвы.

Причину экзистенциального тупика можно найти в том, что человек просто не живет своей жизнью. Он постоянно пытается достичь или приобрести то, что считается важным в обществе. При этом он забывает спросить самого себя, а что важно лично ему. Это приводит к тому, что человек уделяет время не тому, что ему действительно важно, а прочим целям, которые не представляют лично для него ценности, но важны обществу. И когда человек теряет то, что ему ценно, он попадает в пограничную ситуацию.

Замечали странную особенность многих людей: они любят сравнивать друг друга и даже самих себя с окружающими? Эта привычка идет с самого детства. Стремление людей увидеть за собой какие-то недостатки и изъяны заложено родителями. Люди уже настолько привыкли быть всегда плохими и несовершенными, что постоянно занимаются поддержанием этого состояния. Если раньше родители постоянно говорили, «какой ты плохой», то сейчас люди сами ищут в себе недостатки или общаются с теми людьми, которые будут говорить то же самое.

Запрет на индивидуальное бытиё возникает в семьях, где:

  • ждали ребенка одного пола, а родился малыш другого;
  • не принимают качества ребенка;
  • навязывают черты характера другого человека, из-за чего ребенок начинает копировать того, с кем его сравнивают.

Так происходит в семьях по той причине, что сами родители чем-то недовольны в себе или в других людях. Постоянное желание сравнивать и находить в ком-то изъяны заставляет родителей то же самое проделывать и с собственными детьми. Как результат, дети не просто имеют заниженную самооценку, но и никогда не становятся успешными, богатыми, любимыми людьми.

Читайте так же:  Психология женщин в отношениях с мужчинами

Почему вы должны быть кем-то? Этим вопросом должен задаться человек, который поддается данной родительской программе. Почему вы не можете ценить себя такими, какими являетесь? Да, вы не идеальны, не совершенны, не обладаете какими-то талантами. Но есть люди, которые тоже такими же качествами не обладают, при этом они себя отлично чувствуют, их любят и ценят. Вы не должны быть кем-то! Позвольте себе просто быть собой! Ведь все люди являются собой, сколько бы их ни сравнивали. Поэтому не тратьте время на то, что вызывает только стрессовое состояние. Прекратите бороться с собой и примите себя такими, какие вы есть, — странными, неидеальными и несовершенными, но зато уверенными в себе и любимыми.

Пограничная ситуация в философии

Пограничные ситуации рассматриваются в экзистенциальной философии. Предполагается, что человек находится на грани между своим предметным существованием и постижением мирской сущности. Когда человек оказывается в таких обстоятельствах, которые выталкивают его из гонки за деньгами и славой, тогда он видит истинный смысл своей жизни.

Пограничная ситуация возникает при многих обстоятельствах, преимущественно которые вызывают у него чувство утраты, разочарования или сильного стресса.

Что обычно делают люди, когда с ними расстаются их любимые? Как ведет себя человек, когда его увольняют? Что обычно делают люди, когда они теряют свои деньги? Что происходит с человеком, когда его автомобиль угоняют? Если взять все истории того, когда человек теряет, лишается чего-то очень важного и ценного, то можно увидеть, что он ведет себя в основном так же, как и другие люди. Когда люди теряют что-то ценное для себя, они начинают горевать, плакать, злиться и пытаться это вернуть, сожалеть. Все, о чем они говорят в эти моменты, — о том, что они потеряли, как страдают и как пытаются это вернуть.

Когда человек что-то теряет важное для себя, он либо начинает сожалеть о произошедшем, страдая, либо старается вернуть утерянное. Лучше, конечно, пробовать вернуть то, что было утеряно. Но ситуация, когда человек страдает и горюет за тем, чего он лишился, — просто пустая трата времени.

Все! Вы уже лишились этого! Слезы вам не помогут. Обвинения в адрес жестокой реальности или каких-то людей тоже вам не помогут. Пока вы страдаете и слезами пытаетесь умилостивить судьбу, чтобы она вернула вам то, что забрала, вы лишь тратите свое время. Пора мириться со случившимся и что-то делать.

Конечно, вариант того, что вы пытаетесь вернуть утерянное, хорош, но не всегда эффективен. Если любимый человек любит вас, то он еще может вернуться. Но что будет, если вас уже не любят? Все ваши попытки будут тщетными. Поэтому возвращать то ценное, что было вами утеряно, — это вариант. Но он не всегда полезен и эффективен.

Сожаление за потерянным – удел неудачников. Как же поступают успешные люди и счастливчики?

Потеряли деньги – не плачьте, а лучше подумайте над тем, как начать зарабатывать больше денег, чтобы потерянные средства были копейками по сравнению с заработанными. Ушел любимый человек – пару дней погорюйте, а потом приведите себя в порядок и начните знакомиться с новыми людьми. Другими словами, если вы потеряли что-то ценное и важное для себя, то не нужно за этим горевать. Можно попробовать вернуть. Но если вернуть невозможно, тогда задайтесь всего лишь одним вопрос: что вы можете сделать, чтобы снова обрести то ценное и важное, что было вами утеряно, причем сделать это так, чтобы этого у вас стало еще больше?

Многие люди сожалеют за потерянным. Но они просто теряют свое время. Они страдают, льют слезы, но их ситуацию это никак не решает. Есть более успешные люди, которые пытаются вернуть потерянное. Что ж, как вариант, данный способ хорош, но он не всегда уместен. Поэтому, чтобы не терять свое время и не возвращать то, что уже не вернуть, лучше подумать над тем, как начать обретать ценные и важные для себя вещи, но в еще большем количестве и качестве. То есть не горевать за прошлым, а двигаться в то будущее, где вы живете еще лучше, нежели жили раньше.

Пограничные ситуации знакомы всем людям. В жизни каждого человека возникали события, выводящие их на грань потери смысла жизни и желания умереть. Именно в этот момент человек освобождался от всего, что тяготит его в людском мире.

Пограничная ситуация

Пограничная ситуация — (нем. Grenzsituation) ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г. Пограничные… … Википедия

Пограничная ситуация — Из книги «Психология мировоззрения» немецкого философа Карла Яс перса (1883 1969). Философ понимает под этим термином тот период в жизни человека (а также государства , общества), когда он создает одни ценности (или приобщается к ним) и… … Словарь крылатых слов и выражений

[2]

Пограничная ситуация — ситуация индивидуального существования (личного бытия), в которой самосознание личности обостряется и она непроизвольно и глубже познает себя. Пограничные ситуации возникают перед лицом решающих или очень важных для жизни человека событий… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психоэмоционального стресса и т.п.) … Тематический философский словарь

Пограничная ситуация — ♦ (ENG boundary situation) (нем. Grenzsituation) термин, используемый экзистенциалистскими авторами для описания момента просветления, когда человек начинает осознавать, что за пределами обыденного существования есть трансцендентное… … Вестминстерский словарь теологических терминов

ситуация — и, ж. situation f. 1. устар. Местоположение, расположение. БАС 1. Ситуация Сатурнова. 1707. АК 3 145. Имею указ .. от двора, чтобы приискать одного архитекта, который бы знал положение и размер не токмо что палат, но ситуации удобной места и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пограничная зона — Пограничная зона полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… … Википедия

ситуация пограничная — ситуации существования индивидуального (бытия личного), в коих самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Они побуждают… … Большая психологическая энциклопедия

Пограничная охрана Финляндии — У этого термина существуют и другие значения, см. Пограничная охрана. Пограничная охрана Финляндии … Википедия

Пограничная политика — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан, направленная на укрепление суверенитета и территориальной… … Пограничный словарь

Что такое «пограничная ситуация» и кто ввел этот термин?

Пограничная ситуация (нем. Grenzsituation) — ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни.

Читайте так же:  Сдвиг мотива на цель понятие и значение

Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г.

Пограничные ситуации возникают перед лицом смерти, вины, тяжёлых жизненных испытаний, сильных стрессов. При этом организм человека, в целях самосохранения, мобилизует все свои внутренние резервы, чувства максимально обостряются. В кровь вбрасывается адреналин. Пограничная ситуация может привести к прозрению, катарсису, поднять личность на более высокий уровень духовного развития. В то же время, при чрезмерном перенапряжении, появлении страха, возможно появление невротизации, психических травм.

Почему, по мнению Сартра, человек есть тревога?

Сартр утверждает : «Экзистенциалист охотно заявит, что человек – это тревога.»

Тревога человека возникает именно из-за того, что он своим действием утверждает идеал и ценность, выступает «законодателем». Тревога вызывается сомнением в том, имеет ли человек право утверждать своими действами универсальную ценность для всех. Это чувство Кьеркегор ранее называл «тревогой Авраама». Сартр считает, что любой человек должен испытывать это чувство, а если он не испытывает- значит он бежит от ответственности. Однако подобные размышления не должны отговорить человека от действия, принимать на себя ответственность крайне необходимо. Тревога является частью самого действия. Таким образом, Сартр, проводит четкую грань между экзистенциализмом и квиетизмом.

[3]

Что означает выражение Сартра «выбирая себя, человек выбирает всех людей»?

Когда мы говорим, что человек ответствен за себя, то это не значит, что он отвечает только за свою собственную личность.Он отвечает за всех. Выбирая себя, человек выбирает всех людей. Нет ни одного такого нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотим быть, не создавало в то же время образ человека, такого, каким он, по нашим представлениям должен быть. Выбор того или иного означает в то же время утверждение ценности того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбрать дурное.

34. Что означает, что человек покинут, по Сартру?

Как решает Сартр вопрос о смысле жизни и ценностях?

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»[3].

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»

Что такое этика и мораль? В чем отличие между моралью и нравами?

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Выше было сказано, что слово «этика» происходит от греч. ethos – нрав, характер, обычай.

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – мн. число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), явля­ющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхожде­ния, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Например, «нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравствен­ность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.

Су­ществуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оцен­ках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Таким образом, если подходить к значению понятий «мораль» и «нравственность» с научной позиции, под моралью следует понимать субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы поведения людей. Нравственность выступает как объективные оценки поступков людей; высшие ценности.
Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса, заключающийся в добровольном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом.

«Этика» — наука, область знания, а «мора­ль» или «нравственность», изучаются этикой, это ее предмет.

37. Почему детерминизм делает мораль невозможной?

Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой следствием и предпосылкой универсального характера развития.

В общем дольете воды))*.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Человек в пограничной ситуации

Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. «Быть или не быть» индивиду — тьма в философии человека XX века еще более популярная, чем во времена Шекспира.

А. Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства.

И он видел свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства, сохранить жизнь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чем ему способна помочь философия? Во всяком случае, рассуждает Камю, не благодушно-оптимистическими уверениями в том, что жизнь прекрасна — к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без всякого доверия. Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет

Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего, но наказанию богов, камень на гору, с которой он снова должен покатиться вниз. И все-таки жизнь даже в ситуации абсурда — ценность, равной которой у человека нет. Но это жизнь, всегда «пограничная» со смертью.

Читайте так же:  Как взаимосвязаны внутренняя и внешняя речь человека

Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни — ситуации, которые в философии и литературе XX века исследовались глубже и тщательнее, чем прежде. К сожалению, в нашей литературе и философии долгое время господствовало пренебрежительное отношение и к этим проблемам, и к их осмыслению — как будто они не заботят абсолютно каждого человека. Каждый переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на ее исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно задумывается о смерти. Жизнь индивида может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот смысл. Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помогать другим людям в их смертной борьбе — это великое и нужное любому человеку умение.

Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни — это вечные тьмы искусства и философии.

Однако в классической мысли и в современной философии тема смерти занимает разное место; смерть оценивается существенно по-разному. «. Самое страшное из зол, смерть, не имеет к ядам никакого отношения, так как, когда мы существу- ем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем», — писал, выражая мироощущение и ценности своей эпохи, древнегреческий философ Эпикур. Современная же экзистенциальная философия определяет жизнь не иначе как «бытие к смерти». В какой-то степени это верно — едва родившись, человек «устремляется» к смерти. И смерть в любой момент может оборвать нить жизни. Можно, да и нужно понять людей, чьи мысли и чувства — под влиянием личных и социальных переживаний — повернулись, в основном, к проблеме смерти.

Это бывает не только в случаях социальной патологии (параноидальной одержимости идеей самоубийства) , но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих на долю вообще-то здоровых людей: в ситуациях конфликтного выбора, отчаяния, причем нередко, как показал Шекспир на примере Гамлета, совпадающих с высокими духовно-нравственными порывами личности. И все же, рассуждая о человеческом бытии одновременно реалистически и гуманистически, правомерно усомниться в теоретической и нравственной справедливости определения сущности жизни чело- века как бытия к смерти. Человеческая жизнь (да и жизнь во- обще) постоянно развертывается не просто через противоположность, через «устремленность» к смерти, а скорее через противодействие ей. И человек в нормальном состоянии ориентируется именно на жизнь. Он научился полагаться на ее силу. О смерти же он мыслит и заботится скорее в крайних, действительно «пограничных» между жизнью и смертью ситуациях — но даже и в них человек способен не только и не просто отдаться «бытию к смерти», а либо проявлять огромную волю к жизни, либо сознательно жертвовать своей жизнью во имя высоких принципов, во имя жизни других людей.

Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей за- думаться о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции — сущности, которая едина с существованием. Это предположение отнюдь не беспочвенно, и писатели-экзистенциалисты умели остро и ярко осмысливать ситуации на грани жизни и смерти. По существу, герои их главных произведений помещены в пограничные ситуации. (Примеры — пьесы Сартра; повесть

А. Камю «Посторонний»; повесть С. де Бовуар «Самая легкая смерть» — сильный и «жесткий» рассказ об умирающей матери и т. д.) Такой поворот не был случайным: он свидетельствовал о выступлении эпохи, когда пограничная ситуация стала не толь- ко индивидуальной, но и социальной, более того — общечеловеческой проблемой.

Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человечества, и его выживание.

Человечество впервые в истории не абстрактно, а вполне реально оказалось перед угрозой смерти. Как и в жизни индивидов, так и в сегодняшней жизни человеческого рода требуются высокий жизненный порыв, критическая рефлексия, усилия разума, борьба с иррациональными устремлениями, «ангажированность» — активность и инициатива всех нас и каждого из нас.

Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает современное человечество, — осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, что она действительно пограничная. Даже страх перед глобальной катастрофой, которым сегодня охвачены многие люди, должен послужить делу выживания человечества.

Применимость экзистенциальных понятий, ранее относимых к индивиду, ко всему человечеству, еще раз демонстрирует неразделимость судеб уникального индивида и общества, всего человечества. Человек свободен осознать свою неотделимость от человечества — и он должен это осознать. Его сверхзадача: создать такие исторические условия, при которых мысль о мире в целом, об истории, о других людях не будет наполнять его ни страхом, ни болью, ни отчаянием.

Проблема специфики человеческого бытия в мире является центральной и для многих направлений современной религиозной философии. Причем концентрация внимания на проблеме человека, его места в мире и здесь произошла в результате длительной и острой борьбы, постепенного пересмотра исторически сложившегося традиционалистского понимания задач, целей и методов философствования.

пограничная ситуация

Пограничная ситуация — понятие философии Ясперса. П. с.- смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием. Оказавшись в П. с., человек, согласно Ясперсу, освобождается от всех ранее сковывавших его условностей, внешних норм, общепринятых взглядов, к-рые характеризуют сферу «Мок», и тем самым впервые постигает себя как экзистенцию. П. с., позволяя человеку перейти от «неподлинного» бытия к подлинному, вырывает его из пут обыденного сознания, чего, согласно экзистенциализму, не в состоянии сделать теоретическое, научное мышление. Все то, чем прежде жил человек, предстает перед ним в П. с. как иллюзорное бытие, как мир видимостей; в такой ситуации он начинает понимать, что этот мир отделял его от якобы реального бытия, трансцендентного по отношению к эмпирическому миру. Т. обр., П. с. позволяет личности соприкоснуться с трансценденцией, богом.

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

[1]

Пограничная ситуация

Пограничная ситуация — (нем. Grenzsituation) ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г. Пограничные… … Википедия

Пограничная ситуация — Из книги «Психология мировоззрения» немецкого философа Карла Яс перса (1883 1969). Философ понимает под этим термином тот период в жизни человека (а также государства , общества), когда он создает одни ценности (или приобщается к ним) и… … Словарь крылатых слов и выражений

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — (нем. Grenzsituation) – категория философии экзистенциализма, введенная Ясперсом, означающая моменты глубочайших потрясений (страх, страдание, борьба, смерть и др.), в к рые человек познает себя как нечто безусловное. Философская Энц … Философская энциклопедия

Читайте так же:  Может ли возникать чувство тревоги без причины

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психоэмоционального стресса и т.п.) … Тематический философский словарь

Пограничная ситуация — ♦ (ENG boundary situation) (нем. Grenzsituation) термин, используемый экзистенциалистскими авторами для описания момента просветления, когда человек начинает осознавать, что за пределами обыденного существования есть трансцендентное… … Вестминстерский словарь теологических терминов

ситуация — и, ж. situation f. 1. устар. Местоположение, расположение. БАС 1. Ситуация Сатурнова. 1707. АК 3 145. Имею указ .. от двора, чтобы приискать одного архитекта, который бы знал положение и размер не токмо что палат, но ситуации удобной места и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пограничная зона — Пограничная зона полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… … Википедия

ситуация пограничная — ситуации существования индивидуального (бытия личного), в коих самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Они побуждают… … Большая психологическая энциклопедия

Пограничная охрана Финляндии — У этого термина существуют и другие значения, см. Пограничная охрана. Пограничная охрана Финляндии … Википедия

Пограничная политика — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан, направленная на укрепление суверенитета и территориальной… … Пограничный словарь

Пограничная ситуация

Пограничиная ситуация — это столкновение с преходящестью и конечностью, которые связаны не только со смертью других людей или с личной смертью. Преходящесть и конечность проявляют себя ежемоментно во всех серах жизни, будь то отношения с близкими, собственные способности, предоставляемые возможности.

ВИДЕО «ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ»

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Пограничная ситуация

3. ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

Однако при том что единичные ситуации изменяются и хотя бы частично повинуются нашему планирующему вмешательству, при том что мы оказываемся в состоянии овладеть той или иной ситуацией — то есть посредством paзумной предосторожности избежать ее угрозы, — при всем этом возникают другие радикальные моменты ограниченности (die Begrenzheiten) нашего бытия, противостоящие ему в качестве принципиально непреодолимых преград. Это — те ситуации, которые не столько определяются в частностях, сколько выступают в качестве общего положения дел, ситуации, которые хотя и изменяются сообразно обстоятельствам в их конкретных явленных формах, однако при этом как таковые принадлежат самому личному бытию. К этому ряду можно было бы причислить уже сами факт принципиальной заточенности в ситуацию. Далее сюда относится тот факт, что я должен умереть, что в действии -и также в бездействии — я неминуемо должен принять на себя вину, что я предоставлен случайности, где я постоянно побуждаю себя никогда не избегать страданий и болей и могу поддерживать свою внешнюю и внутреннюю жизнь лишь в борьбе с противником.

Подобные угрозы (die Bedrohungen), которые хотя и способны изменяться в их отдельных проявлениях, но как таковые принадлежат сущности личного бытия и потому оказываются неизбежными, Ясперс метко называет «пограничными ситуациями». Если такое наименование и представляет собой своеобразную формулировку Ясперса и при этом не встречается у других экзистенциальных философов, то все же вопрос об опыте пограничной ситуации свойственен для экзистенциальной философии вообще. Этот опыт трудно охарактеризовать яснее, нежели теми словами, которыми сам Ясперс вводит понятие пограничной ситуации: «Они не изменяются (разве лишь внешне); относясь к нашему бытию, они являются окончательными. Они необозримы; в нашем существовании мы не видим за ними ничего прочего. Они представляют собой стену, на которую мы наталкиваемся, о которую разбиваемся. Нам нужно не изменять их, а лишь добиваться их ясности, ибо мы не в силах объяснить их, вывести из чего-то другого. Они существуют наряду с самим нашим бытием» (II 203) [31] .

Данное здесь понятие «граница» (die «Grenze») является решающим как для Ясперса, так и вообще для экзистенциальной философии. Тот факт, что человеческое бытие всегда имеет определенные границы, не нов и всегда признавался. Новым является то, каким образом обладающие конститутивным характером границы встраиваются в само внутреннее существо человека. Граница здесь представляет собой не то, что каким-либо образом располагалось бы снаружи и ограничивало бы человека извне, но то, что определяет его в самой глубине его существа. И отсюда облик этой границы затем разрабатывается в отдельных пограничных ситуациях: страдание, борьба, случайность, вина и т. д., которые, конечно, были известны всегда, но обыкновенно рассматривались преимущественным образом в качестве чего-то случайного, того, чего можно избежать, что объяснялось лишь ущербностью существующего порядка. Этот порядок пытались улучшить, выдумывали утопии некоего лучшего мира, где не должно быть страданий, борьбы и прочих жизненных бед. Однако полагая последние в корне устранимыми уклоняются от необходимости принципиальным образом с ними разбираться (74).

В экзистенциальной же философии эти моменты познаются в их неупразднимости, как нечто, чего нельзя избежать, как то решающее, что принадлежит существу самого человека, без чего это существо даже невозможно в достаточной мере определить. И потому пограничные ситуации представляют собой не нечто такое, что можно было бы принять к сведению и учесть в действии, но решающим в них является именно то, что под напором их реальности человеку становится сомнительным основание любого знания и действия, что в них открывается ущербность, способная — поскольку человек не закрывает искусственно на них глаза — потрясти его жизнь до самых основ. В пограничных ситуациях человек поставлен перед лицом глубокой тревожности своего бытия. Так, Ясперс говорит: «Общее у них состоит в том, что. здесь не имеется ничего твердого, никакого несомненного абсолюта, никакой опоры, которая устояла бы перед тем или иным опытом или мыслью. Все течет, все находится в беспокойном движении постановки-под-вопрос (das in Frage-gestellt-werden), все относительно, конечно, расщеплено на противоположности» (Ps. 229).

Стало быть, в этом смысле пограничные ситуации — это такие ситуации, в которых человек подведен к границе своего существования. Они повсюду переживаются в опыте, в результате чего действительность не складывается в единое гармоничное и осмысленное целое, но в ней проступают противоречия, которые не могут разрешиться посредством мышления или же выглядят как принципиально неустранимые. Они характеризуют свойство, которое Кьеркегор выделил при помощи понятия парадокса. Они словно «жало во плоти» (75), посредством которого перед человеческим взором убедительно выставлено несовершенство его личного бытия. Таким образом, конечность человеческого бытия в пограничных ситуациях познается наиболее решающим образом, поскольку они очерчивают твердую границу, делающую невозможным любое гармоничное постижение мира и человеческой жизни. В рамках данного сочинения не могут быть рассмотрены отдельные пограничные ситуации. Лишь на примере смерти, этой радикальнейшей для человеческого существования пограничной ситуации, в данный момент могут быть проанализированы те черты, которые здесь были оговорены лишь в самом общем виде. Ибо дело состоит прежде всего в том, чтобы выявить непосредственное значение пограничной ситуации для опыта экзистенциального существования.

Читайте так же:  Психологическая помощь беременным женщинам

Именно в силу того, что пограничные ситуации противопоставлены любой успокоенности в гармоничном и замкнутом образе мира, они поддерживают в человеке в бодрствующем состоянии то беспокойство, которое гонит его вперед. Именно в силу того, что они не могут быть разумно объяснены, но, наоборот, в их упрямой фактичности неподвластны никакому разуму, они убедительным образом делают очевидной глубокую тревожность и незащищенность человеческого бытия. При этом они позволяют увидеть человеческое бытие в его потерянности, доводят до состояния полного напряжения его существования. И это характерный момент: поскольку человеческое бытие уже изначально находится в состоянии потерянности и отданности миру, оно не может возвысить себя до состояния экзистенциального существования, так сказать, изнутри, за счет собственных сил, собственным побуждением. К этому оно должно быть лишь принуждено, что и происходит в том ощутимом опыте, в котором личное бытие ввергнуто в пограничную ситуацию.

Лишь на основе опыта пограничной ситуации формируется полное и конкретное понятие экзистенциального существования. Все непосредственно высказанное о нем до сих пор, по существу, остается еще формальным и всеобщим. Только на основе понятия пограничной ситуации возникает та значительная острота, которая содержится в понятии экзистенциального существования. Хотя человек и способен раз-другой уклониться от пограничной ситуации, сбежав в суету повседневного существования, однако если он пристально в нее всмотрится, то здесь реализуется подлинное экзистенциальное существование. «Мы становимся сами собой тогда, когда с открытым взором вступаем в пограничную ситуацию» (II 204). Так, принципиально обобщая, Ясперс может ясно подать следующий емкий смысл: «Познание пограничных ситуаций и экзистенциальное существование — одно и то же» (II 204).

Пограничная ситуация

2.19. Пограничные ситуации

Идея ситуационной пограничности родилась в фи­лософии существования, согласно которой человек обостренно воспринимает текущую ситуацию потому, что за ее граничной чертой смерть, вина, исход судьбы, крушение жизненных концепций.

Пограничная ситуация срывает с человека маску, раскрывая его истинную суть. Пограничная ситуация может стать стимулом, но может быть и началом конца. Она вызывает на экран сознания всю накопленную ин­формацию, все силы интеллекта.

Среда постоянно создает пограничные ситуации. Поэтому человеку все время предоставляются возможности:

— обратить ситуацию себе на пользу;

— отказаться от ее использования и выйти из нее;

— упустить шанс на позитивное преобразование ситуации.

Пограничная ситуация не предоставляет возмож­ностей, она ставит человека перед необходимостью, перед неизбежностью сделать выбор, за которым гра­ница, разделяющая прежнюю жизнь и смерть, страдания.

Собственный (приватный) мир выдавливается со­стоянием пограничной ситуации, которая начинает же­стко доминировать над личностью, принуждая к неже­лательному и несвободному выбору.

Пограничная ситуация демонстрирует конечность жизненного пути, она является реакцией на встречу с реальностью, борьбой с воздействием окружающей си­туации.

Личность в пограничной ситуации окружена неиз-бежностями и реализует себя двумя путями:

— освобождает сконцентрированную энергию и выходит навстречу проблемам;

— прячется в себя, в самозамкнутый мир иллюзий, но реальность сразу же грубо и жестоко препо­дает урок тотальной зависимости от среды.

В обоих случаях личность вынуждена подходить к краю жизненной пропасти. Люди с рациональным диапазоном мышления находят выход, хотя отягощенный сложностями борьбы, другие же — лишенные способ­ностей к выживанию — погибают физически, интеллек­туально, морально, психически .

Пограничную ситуацию нужно пережить как пере­ход через минное поле. Ее можно использовать во благо расследования, направить ее потенциал на раскрытие.

Пограничную ситуацию можно создать, укротить, усилить или ослабить, преодолеть или принять как данность судьбы. Пограничная ситуация создается из неразрешенности поставленных проблем, из неподготов­ленности субъекта выйти из окружения обстоятельств.

Криминалистическая иллюстрация (по мо­тивам новеллы Андре Моруа)

Преуспевающий бизнесмен при осуществлении крупной сделки неожиданно полностью разорился.

Осознавая невозможность дальнейшей жизни, он приезжает к себе домой и обнаруживает па­кет с письмом, где говорится: «Уважаемый гос­подин Н. Нам известно, что вы потерпели фи­нансовую неудачу. Многие в подобном случае пытаются покончить с собой, но одни остаются калеками, другие сходят с ума, умножая свои страдания. Наша фирма за весьма умеренную плату принимает на себя обязательства комфор­тно обеспечить ваши последние дни и реализо­вать Ваше желание уйти из жизни».

Фирма обозначила скромную (карманную) сум­му и указала адрес загородного отеля.

Н. принял это предложение, приехал в отель, где подписал контракт, по которому фирма гарантировала комфортный уход из жизни с под­готовкой к смерти.

Н. гулял по тихому красивому парку при отеле, наслаждался пением птиц, медленным течением ручья и неожиданно познакомился с очень ми­лой и грустной девушкой, которая приехала в этот отель с тем же желанием, что и Н.

Н. провел в общении с девушкой несколько дней. Она убедила его в том, что жизнь прекрасна, а денежные потери — это лишь часть внешней среды, из-за которой нельзя умирать. Они приняли решение уехать из отеля, начать новую жизнь и стать счастливыми людьми, рас­сматривая жизнь как единственную ценность.

Н. обратился к управляющему дать ему мизер­ную сумму на обратный билет в город, и тот пообещал это сделать.

В этот же вечер к управляющему пришла де­вушка, подружка Н., которой управляющий вып­латил гонорар за прекрасно выполненную рабо­ту по подготовке к смерти Н.

Ночью в комнату Н. был пущен газ, вызвавший смерть Н. Фирма выполнила взятые на себя обязательства в соответствии с заключенным кон­трактом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос: Является ли ситуация пограничной и в какой пе­риод Н. испытал это состояние пограничности?

Источники


  1. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.

  2. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.

  3. Вулфолк, Джоанна Медовый месяц на всю жизнь / Джоанна Вулфолк. — М.: ИнтерДайджест, 2007. — 256 c.
  4. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. — М.: Юрайт, 2015. — 238 c.
  5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.
Пограничная ситуация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here