Показатель зрелости личности нравственные качества человека

Сегодня мы рассмотрим тему: "Показатель зрелости личности нравственные качества человека" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Анализ понятия «нравственные качества»

В первый раз понятие нравственных качеств было выделено специально в древнегреческой этике (понятие добродетелей у Аристотеля). Здесь упор делался на качества личности. Такое осознание нравственного качества сохраняется и в этике средневековья.

Зарубежные просветители и социалисты-утописты в особенности рассматривали в нравственных качествах уже не столько свойства характера, сколько способы поведения, свойственные для того или иного общества. Они исходили из того, что человек — это продукт обстоятельств.

Исследователи считали, что добродетели и пороки обусловлены характером общества, а не самого человека. Надо изменить общество, чтобы сделать нравственным человека. Марксистско-ленинская этика обосновала односторонность обоих этих пониманий нравственных качеств. Она установила диалектическое соотношение между характером людей и социальными условиями [12, с. 12].

В педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют ее привычные формы. Суть и содержание которой заключается в обеспечении выбора в ключевых жизненных позициях.

Нравственные качества занимают важное место среди духовных качеств личности. В зависимости от времени, уровня развития общества и его конкретно-исторических условий менялось и понимание «нравственных качеств».

Исследователи морали отмечают, что нравственные качества — это такие свойства, признаки, черты, которые свидетельствуют о сознательном добросовестном отношении к общему благу, к высшему благу и об отношении личности, как к конечной цели общественного развития. Нравственные качества личности это устойчивые черты сознания и поведения. По существу их можно рассматривать как моральные черты характера, которые проявляются в ее отношении к другим людям, к обществу, к своей деятельности к собственности и в ее отношении к самой себе.

Нравственные качества указывают нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственные качества — граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх-духовность, а она бесконечна. У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека.

Нравственные качества делятся на положительные и отрицательные (которые иногда называют добродетелями и пороками). По сравнению с моральной нормой, понятие моральные качества является комплексным и сложным. В нем не находится определенного указания на то, какие действия человек обязан и какие не обязан выполнять, а в обобщенной форме характеризуются и оцениваются конкретные стороны его поведения.

Например, такое качество, как требовательность, выражается в целой совокупности поступков. В соответствии с этим моральное требование, выраженное с помощью этого понятия (Люди должны быть требовательными к себе и др.), подразумевает целый ряд более частных норм поведения. Человек сам должен решать, как ему следует поступить, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы проявить свою требовательность [1, с. 400].

В понятии нравственные качества в обязательном порядке находится также оценочная сторона; выражение конкретного (положительного или отрицательного) отношения к нему. Вследствие этого определение качества поступка (или человека) считается критерием для его моральной оценки.

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отображают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем становления нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение — это прочное усвоение системы нравственных понятий, развитость нравственных чувств, обобщенность опыта поведения и отношений.

Почвой и стимулом проявления нравственной воли считаются нравственные качества, сознание и мышление. За пределами нравственной воли и практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственное поведение личности имеет следующую очередность: жизненная ситуация — переживание — осмысление ситуации и мотивов — выбор и принятие решения — стимул — поступок [36, с. 104].

В психолого-педагогической литературе понятие «нравственные качества» — это моральные нормы и принципы, ставшие внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы. Данная форма заключается в обеспечении выбора в важных жизненных позициях. Цепочка данных выборов и определяет динамику актуализации человеческого качества.

Виды нравственных качеств личности:

  • 1) качества, выражающие отношение к родине: сознание гражданского долга, любовь и преданность родине, ненависть к ее врагам;
  • 2) качества, выражающие отношение к другим странам и народам: интернационализм, доброжелательность ко всем странам и народам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, культура межнациональных отношений;
  • 3) качества, выражающие отношение к труду: трудолюбие, добросовестность, настойчивость, дисциплинированность;
  • 4) качества, выражающие отношение к общественной, частной и личной собственности: честность, бережливость, экономность;
  • 5) качества, выражающие отношение к природе: забота о природе;
  • 6) качества, выражающие отношение к другим людям: гуманность, коллективизм, демократизм, справедливость, благородство, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, забота, честность, правдивость, прямота, простота и скромность в общении, пунктуальность, чувство долга, ответственность, тактичность;
  • 7) качества, выражающие отношение к самому себе: принципиальность, самокритичность, умеренность.

Итак, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций, и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступает человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющийся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, с коллективом, с людьми.

Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы чаще задумываемся на том, что не знаем возможностей детей. Например, одни в ситуации, когда необходимо как-то отреагировать на успех другого ребенка, говорят: «Я знаю, что это зависть и что завидовать не хорошо, но я хотел бы, что бы и меня похвалили». Другие, обсуждая вопрос о том можно ли осуждать близких, замечают: «Осуждать нельзя. Но сказать о том, что друг поступил неправильно, надо. Сказать, по-доброму, от чистого сердца, с добрыми чувствами». Как глубоко, оказывается, дети понимают тончайшие оттенки нравственных понятий, мотивируют ими свои поступки.

Конечно, не всегда приходиться слышать такие рассуждения от дошкольников и видеть соответствующие поступки. Известно, что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступает противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности детей, позволяющие им понять и принять нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать.

Нравственные качества определяют общественную направленность личности. Чтобы этим качествам придать действенность необходимо связывать их с волевыми качествами. В этом случае нравственные качества придают волевым качествам содержание и направленность, а волевые придают моральным качествам действенности. Именно так может быть сформирована действенная мораль или морально воспитательная воля.

Читайте так же:  Как вести себя с мужчиной

Морально воспитательная воля — это интегративное качество, объединяющие в себе равнозначные качества. Они позволяют реализовать в жизни целенаправленно соответствующее поведение.

Нередко неравномерно происходит становление моральных и волевых качеств происходит. Неравномерность объясняется конкретными причинами. Нормы поведения усваиваются быстрее, чем приобретение опыта. Приобретение опыта следует этим нормам и правилам [47, с. 8].

Нравственное качество включает в себя три основных компонента:

  • · нравственные чувства,
  • · привычки нравственного поведения,
  • · нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни) [46, с. 69].

Каждое из обозначенных выше качеств должно быть полно сформировано в трех компонентах:

[3]

  • · интеллектуально-чувственный,
  • · потребностно-мотивационный,
  • · деятельностно-волевой» [34, с. 52].

Развитие нравственных качеств в человеке — это сложный процесс, который начинается в дошкольном возрасте. От того, как благополучно и правильно осуществляется этот процесс, во многом зависит последующее нравственное развитие детей.

Принципиально важно с самого начала развить у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и поведение гражданина общества.

Воспитание нравственных качеств должно быть нацелено на развитие у ребенка таких качеств, как доброта, честность, гуманность, бескорыстие, сопереживание, коллективизм, отзывчивость, взаимопомощь и т.п.

Воспитание нравственных качеств — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Со временем дошкольник овладевает нормами, принятыми в обществе, и правилами поведения и взаимоотношений. Ребенок присваивает, т.е. делает своими, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Итогом нравственного воспитания считаются появление и утверждение в личности определенных нравственных качеств. И чем лучше сформированы эти качества, тем меньше нарушений будет наблюдаться у личности и тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [2, с. 75].

Развитие нравственных качеств должно опираться на опыт личных переживаний ребенка. А также на практику его личных взаимоотношений с окружающими людьми и, прежде всего, со сверстниками и друзьями. Нравственные качества пополняются все более сложными компонентами внутреннего мира ребенка, регулирующими поведение, по мере формирования нравственной воспитанности личности.

Любое качество личности не имеет возможности существовать за пределами контекста целостной личности ребенка, вне системы мотивов его поведения, его отношений к реальности, его переживаний, убеждений и пр. Каждое качество будет меняться и перестраиваться в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано. То есть в зависимости от того, с какими другими качествами и особенностями личности оно связано. А также в какой системе связей оно выступает в данном конкретном поступке человека.

Под контролем и руководством взрослых ребенок в дошкольные годы приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе и усваивает моральные нормы.

Старший дошкольник соотносит нравственные качества и свойства личности с интеллектом, познавательным и увлекательным отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. В процессе общения ребенок уже может быть сдержанным. Он умеет работать в интересах сверстника или группы, выражая при этом достаточные волевые усилия.

Таким образом, нравственные качества — это понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения, наиболее типичные черты поведения людей (например, великодушие, правдивость, щедрость, скромность и т. д.).

Они характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Дошкольный возраст является сензитивным для морально-нравственного воспитания, развития нравственных качеств, нравственной позиции, поведения.

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения.

Социальная зрелость личности

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ — социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности.

Социальная зрелость личности — понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Зрелая личность — это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя. В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, которое характеризуется способностью человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни.

[2]

Социальная зрелость включает в себя зрелость:

— гражданскую, т. е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой труд;

— идейно-политическую;

— моральную — понимание, принятие и реализацию норм морали, наличие развитой совести, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и ее будущего;

— эстетическую — достаточно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах: в быту, искусстве, природе.

Относительно социальной зрелости, то она проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели:

— развитое чувство ответственности;

— наличие социального интеллекта (развита способность к пониманию других людей, предвидение развития различных социальных ситуаций);

— потребность в заботе о других людях;

— способность к активному участию в жизни общества;

— эффективное использование своих знаний и способностей;

— конструктивное решение многих жизненных проблем на пути к самореализации.

У личностной зрелости четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других:

4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

1. Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека.

Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера интернальный локус контроля.) «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Любопытно, что именно на таком девизе строятся и действия героев «американской мечты».

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем — на коллег, начальство, знакомых.

2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. В структуре общего феномена терпимости можно выделить (А. А. Реан) два ее вида: 1) терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической (и даже психофизиологической) толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

Читайте так же:  Рекомендации любовницам как увести женатого мужчину из семьи

За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (или ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т. п.

Такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью. (Толерантность — повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности.) При данном виде терпимости человек сохраняет чувствительность и эмпатийность, способность к сопереживанию и сочувствию.

3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они — показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения.

Итак, зрелую личность характеризуют:

Принятие на себя ответственности за свои чувства, мысли и поступки. Осознание своего выбора. Зрелый человек способен не сваливать вину (или проблему) на кого-то, не искать причин своего равнодушия или агрессии в ком-то другом.

Разумная независимость. Ощущение внутренней свободы («Я имею право сказать “нет” и не чувствовать себя виноватым»).

Способность отличать реальность от вымысла. Трезво оценивать свои возможности и ситуацию. Обещать то, что действительно в состоянии сделать. И жить именно в реальной жизни, «здесь и теперь», а не в области фантазий, как Бальзаминов в пьесе Островского.

Обоснованное чувство целостности собственной личности и наличие моральных норм. Принятие себя целиком. Человек, принимающий себя целиком, не скрывает свои слабые стороны. Он способен извлекать уроки из своих неудач. Несмотря на большую терпимость к себе и окружающим, зрелый человек имеет внутренний «стержень». Он ведет себя нравственно по своему внутреннему побуждению, а не потому, что боится наказания.

Гибкость и способность к адаптации. Это предполагает отказ от форм поведения, которые себя уже исчерпали. У каждого человека в определенный период времени формируется поведенческий стереотип, который помогает ему жить в сложившихся условиях. Но обстоятельства меняются, и старые паттерны поведения будут тормозить его развитие, мешать нормальному существованию. Следовательно, надо найти в себе силы вовремя от них отказаться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Толерантность. Зрелый человек учитывает, что люди разные как вследствие возрастных особенностей и воспитания, так и природных особенностей (темперамента). Поэтому он терпимо (без отрицательных эмоций и агрессивного противодействия) относится к взглядам другого, особенностям его поведения. Толерантное отношение к иным точкам зрения не означает отказ от своей позиции без особых на то причин. Но такое отношение подразумевает понимание относительности своего мировоззрения, равно как и мировоззрения других людей, а также готовность к изменению своих знаний, своей картины мира.

Самокритичность. Зрелость человека характеризуется умением человека видеть не только свои достоинства, но и свои недостатки. Он способен посмеяться в первую очередь над собой либо над ситуацией, а не над другим человеком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Зрелость личности

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социали-зированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:
• широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
• мера развития личности как субъекта;
• характер деятельности — от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
• социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:
• ответственность;
• терпимость;
• саморазвитие;
• позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности — процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости — акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеоло-гии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошколном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Читайте так же:  Кто такие люди-фетишисты и в чем проявляется их увлечение

Психолого-педагогические особенности развития личности и формирование морально-нравственных качеств у подростков

Подростковый период, как считает А.В. Петровский, это — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В Западной культуре он постоянно удлиняется и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет [1]. По мнению, В.Г. Асеева, подростковый возраст — это возраст от 12-13 до 16 лет. Подростковый возраст — переходный возраст, так как в этот период происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости, пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности [2]. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый день должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком [3].

[1]

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений со взрослыми людьми и сверстниками, уровней развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [20]. Способность мыслить — основа развития личности человека.

Также в подростковом возрасте оформляются нравственные и гражданские качества личности, основы нравственного мировоззрения. Подростковый возраст связан с формированием самосознания, устойчивой Я-концепции, психологического самоопределения, возникновением рефлексии собственного поведения.

Именно в подростковом возрасте формируется духовная многомерность человека — основные жизненные ценности, которые затем становятся качеством его слов, поступков и дел. В ценностный потенциал входит система ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. идеалы, цели, убеждения и устремления. Творческий аспект потенциала определяется самостоятельно полученными умениями и навыками, способностями к действию, мерой их реализации в труде.

Ценности человеческой жизни: опыт, знание, развитие душевных качеств получают начальное становление в старших классах школы. Странствие по миру человеческих эмоций, закономерности этого мира должны раскрыть перед детьми учителя и воспитатели, родители и наставники. Странствие по интеллектуальному миру человека позволяет осознавать подростку свое человеческое «Я», формировать понятие о совести и морали, силе воле и собственном мнении, совершенствовать интуицию, формировать умение логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения и анализировать, совершенствоваться в своем призвании, развивать способности и таланты, желания определять в цели и достигать задуманного, т.е. формировать сознание [7].

В тесной связи с развитием мышления, с расширением круга общения, увеличению объема информации происходит и развитие культуры речи, что необходимо для полноценного развития интеллекта, креативности и общения. Творческий потенциал напрямую влияет на развитие личности, активности личности.

Следуя С.А. Шмакову, можно выделить основные черты развития личности подростка, присущие большинству: свободная деятельность, развивающая физические, психические, интеллектуальные, нравственные качества и чувства, ради удовольствия от самого профессионального процесса деятельности, а не только от результата; творческий характер, очень активный характер учебной деятельности; многие педагоги называют ещё и так — «поле творчества» ребенка; эмоциональная приподнятость деятельности, интерес к профессии, желание изучать учебные предметы, желание активно работать вместе с однокурсниками, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); наличие правил (прямых и косвенных), отражающих содержание процесса обучения, логическую и временную последовательность его развития [12, с. 51].

Первостепенную роль в формировании уровня воспитанности и морально-нравственных качеств подростков играет школа. Ребенок приходит в нее семилетним и покидает уже во многом сформировавшейся личностью в 17-18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. «Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе» [2, с.262].

Н. Шуркова уверена, что «личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими данными, качествами и т.п., а тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы её художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.» [23, с.25].

Установки и стереотипы во многом определяют характер общения человека, его реакцию на возникающие конкретные ситуации. Под воздействием процесса социализации у человека формируются общие нравственно-эстетические требования и образуются воплощающие эти требования конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим людям [13]. А.С. Макаренко говорил, что если мы не видим в человеке ничего положительного, то мы должны сами проектировать положительное и в соответствии с этим проектом вести человека, воспитывать его. А.С. Макаренко не отрицал значения негативной оценки, он предупреждал об умелом ее использовании для формирования новой личности [8, c. 44]. Педагогическая задача — акцентирование в самооценке личности внимания на этической значимости моральной ответственности за последствия своих слов, эмоциональных проявлений, действий [11].

Воспитание нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, школы и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в семье происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей, за постепенную и последовательную подготовку мыслей, чувств и действий школьников к нравственно- ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации.

Таким образом, в школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Обучение развивает: внимание, память, мышление, воображение, чувство, волю, речь, способности.

Под влиянием обучения ребенка в школе начинается перестройка всех его познавательных процессов в коллективе на основе общения и сотрудничества. Именно школьный возраст является продуктивным в развитии познавательных процессов личности и формировании нравственных чувств и качеств. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Список моральных качеств человека

Понятие моральных качеств

Моральные качества человека представляют собой сочетание его внутренних устоев, ценностей и мировоззрения, которые и определяют в нём самодостаточную личность. Эти характеристики, присущие каждому человеку, выражаются внешне через поступки, действия и отношение ко всему, что окружает человека в этом мире. По моральным качествам общество принимает каждого, оценивая его исходя из конкретных критериев.

Читайте так же:  Самооценка школьника

Типы моральных качеств:

Тип «разрешено» включает в себя те качества человека, для которых характерно соответствие его внутренних устоев и правил с определенными нормами поведения и отношения к личности. Такие моральные нормы, одобряемые и поощряемые обществом, даже находят своё отражение во многих законах различных государств. К такому типу моральных качеств относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость.


Для типа «запрещено» характерна отрицательная и, во многих случаях, негативная реакция общества на поведение индивидуума или группы лиц. Социум не принимает такое поведение, потому что оно опасно для всех: и человека, и общества. За нарушение таких порядков и правил предусмотрены определённые ограничения и даже лишения свободы, указанные в законах стран. Негативными характеристиками личности являются: обман, злость, зависть, наглость.

Хочешь стать более уверенной и свободной от чужих мнений — читай эту статью!

Мечтаете кардинально изменить свою жизнь и не знаете с чего начать? — Все просто и доступно: http://psyup.ru/kak-kardinalno-pomenyat-svoyu-zhizn-effektivnyie-sovetyi/

К типу «необходимо» относятся моральные черты, не соответствующие внутренним правилам человека, но которые вынуждают его поступать каким-то особым образом, высоко оцениваемым обществом. Порой бывает так, что некоторые моральные устои в обществе заставляют поступать человека вразрез им, что приводит к осуждению его действий или наказанию за такие поступки. К этому типу можно отнести такие качества как ответственность, аккуратность, долг.

Основные моральные качества личности

Каждому человеку в жизни приходится осуществлять свой моральный выбор: сделать что-то хорошее или поступить неправильно, но добиться какого-либо результата. Это постоянная борьба общественных ценностей с внутренним миром каждой отдельной личности. Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.
Благодаря всему этому многообразию информационных источников и накапливается всё то сложное и многогранное в человеческом поведении, которое он для себя выстраивает в течение жизни. Одинаковых людей не бывает, у каждого есть свой характер, отношение к жизни, её ценностям и у каждого имеется свой индивидуальный взгляд на окружающий мир.


Несмотря на то, что у каждого человека есть свои черты характера и темперамент, всё же существуют определённые моральные качества, по которым и оцениваются люди обществом.

Положительные черты характера:

  1. воспитанность, то есть умение культурно себя вести на людях в любых общественных местах (парк, кафе, офис, театр и так далее). Кроме того, к воспитанности можно отнести и культуру речи. Ведь очень важно, чтобы человек мог изъясняться доступным языком, не коверкая слова и не употребляя ненормативную лексику при этом;
  2. дружелюбность, то есть доброжелательное отношение к окружающим людям и умение оценивать людей не по их внешнему виду, а по душевным качествам;
  3. вежливость — умение с должным уважением относится к пожилым и более старшим по возрасту людям, а также своим ровесникам;
  4. аккуратность определяет человека по тому, как он относится к вещам, предметам и по выполнению каких-либо задач;
  5. пунктуальность — это качество, из-за которого появляется доверие к человеку, так как намного приятней иметь дело с тем кто всё сделает вовремя, прийдет на встречу в назначенный час, а не опоздает на совещание и так далее;
  6. уверенность всегда являлась отличительной чертой сильной личности, которая привлекает к себе внимание и заставляет восхищаться ею, так как уверенный в себе человек излучает силу;
  7. справедливость — это качество, позволяющее человеку различить добро и зло и принять правильное решение, основываясь на своих внутренних эмоциях и мировоззрении;
  8. преданность — это то, что делает человека особенным. Достоин восхищения тот человек, который предан тому, что он делает, а особенно, когда это качество сильно развито у людей, любящих и дорожащих своей семьёй, друзьями, традициями и иными ценностями;
  9. общительность — умение входить в контакт с окружающими и поддерживать разговор на все темы;
  10. решительность — важное моральное качество, необходимое в любом деле. Эта черта характера позволяет быстро принимать правильное решение, не колеблясь долгое время;
  11. смелость — способность проявлять высокий духовный подъём, придающий силу решить какую-либо задачу;
  12. бережливость — умение сохранять и дорожить тем, что есть у человека;
  13. ответственность — умение добросовестно выполнять обещания и быть в ответе за их реализацию;
  14. скромность — редкая черта, которая характеризуется умением не выставлять свои качества и чувства на показ;
  15. чувство юмора — умение тонко подшутить над ситуацией в нужный момент. Это очень располагает к себе любого человека и делает обладателя этим качеством интересным собеседником.

Плохие моральные черты личности

  1. грубость;
  2. неопрятность;
  3. наглость;
  4. лживость;
  5. надменность;
  6. подлость;
  7. трусость.

Заключение и выводы

Список можно продолжать бесконечно, мы рассмотрели лишь те моральные качества человека, которые должны характеризовать его как полноценную личность.

Несмотря на всё многообразие и сложность характера и поведения человека, общество, в котором он живёт, накладывает свой отпечаток на него. Многие ценности, обычаи и традиции, передаются через поколения, сохраняя и дополняя образ идеального с точки зрения морали человека. И всё же эталоном личности, с высокими моральными устоями, будет являться не тот, у которого отсутствуют плохие черты характера, а тот, кто умеет отличать настоящее добро от зла и жить в гармонии с обществом, его ценностями и, прежде всего, в мире и согласии с собой, сохраняя именно те высокие человеческие черты характера, которыми и славится настоящая, сильная и уникальная личность.

Показатель зрелости личности: нравственные качества человека

Осведомленность и грамотность в психологических вопросах – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    в отношениях с окружающими и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Классификация личных качеств

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних психических и психологических процессов внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и взаимодействия с окружающими;
  • отношение к самому себе и проч.
Читайте так же:  Как называется боязнь одиночества и как от неё избавиться

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • волевые;
  • профессиональные;
  • и нравственные качества.

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.

Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и требующими коррекции. Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.

Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично

составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо действия. Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается психологией как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На профессиональные достоинства влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.

  2. Кардер, Дэйв Семейные секреты, которые мешают жить / Дэйв Кардер и др. — М.: Триада, 2016. — 464 c.

  3. Слотина, Т.В. Психология любви, или Какого цвета ваша личность? / Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 341 c.
  4. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.
  5. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.
Показатель зрелости личности нравственные качества человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here