Понятие души, какая она бывает и может ли отсутствовать у индивида

Сегодня мы рассмотрим тему: "Понятие души, какая она бывает и может ли отсутствовать у индивида" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Душа какая она у человека если ее не видно?

Какая она, красивая душа?
http://www.bolshoyvo­ ­pros.ru/questions/1­ 4­37548-kakaja-ona-k­ ra­sivaja-dusha.html­ #an­swer4201413

Память находится отдельно от Души? Душа обладает памятью?
http://www.bolshoyvo­ ­pros.ru/questions/1­ 6­21766-pamjat-nahod­ it­sja-otdelno-ot-du­ shi­-dusha-obladaet-­ pamj­atju.html#answe­ r4777­105 — 3 недели назад

Не верно говорить. у Человека есть Душа. Человек и есть — Душа. Тело(физическое) — это «одежда» Души в этом Мире. Душа — себя постоянно проявляет и какая она, «видно» по поступкам , желаниям, проявлениям эмоций. сделано с Душой, от Души, для Души, мне по Душе, как Душевно, это моя отДУШИна, ДУШевная песня. Кто то, в этом Мире, взращивает Душу нравственными победами, живя среди Людей, а кто то занимается Духом — живя отшельником.

Наши предки дали названия многим предметам и явлениям с целью передачи информации, прогнозирования развития событий. Это имело и имеет решающее значение для выживания человека как индивида, как вида. Не секрет, что наибольшую предсказательную верность имеет научное знание. Чтобы найти причину окончания жизни было введено понятие и слово «душа». С точки зрения тех методов инструментального контроля такое знание было вполне себе научным. Душа происходит от слова «дух», «дыхание», что несомненно является признаком живого существа, к тому же тоже невидимым, а посему загадочным.

С развитием методов инструментального контроля душа «переселилась» из груди в мозг — удивительный и до сих пор не познанный аппарат принятия, накопления, оценки и передачи информации. Вот эта самая информация в мозгу и есть душа. И да — её не видно. Но, как справедливо замечено, «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16)

К.Г.Юнг и аналитическая психология. Индивидуация

Психологический рост: индивидуация

Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. Эта идея подобна понятию самореализации Маслоу, но базируется на более сложной теории психики, чем концепция последнего: «Индивидуация означает становление единого, цельного существа, и так как „индивидуальность“ содержит в себе нашу сокровенную, совершенную и несравненную уникальность, индивидуация означает еще и ожидание нашей собственной самости. Мы, следовательно, могли бы интерпретировать индивидуацию как „путь к личности“ или „самореализацию“».

«Понимать — моя сильная страсть. Но я наделен и интуицией врача. Мне нравится помогать людям».

Индивидуация — естественный, органичный процесс. В ней раскрываются наша сокровенная природа и главный путь каждого из нас. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу, индивидуация может чем-то блокироваться или ей могут мешать. Так и дерево может вырасти чахлым в неблагоприятной среде.

Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.

«Насколько больше мы осознаем себя через самопознание и действуем соответственно этому, настолько уменьшается пласт личного бессознательного, накладываемый на коллективное бессознательное. При этом возрастает сознание, которое больше не заточено в ограниченный, сверхчувствительный личный мир интересов цели. Это расширенное сознание больше не будет ранимым, эгоистическим набором личных желаний, страхов, надежд и амбиций… Напротив, оно принимает на себя функцию связи с миром объектов, приводящих человека к абсолютной, связующей и неразрывной общности с миром в целом».

«Все, что случается с нами, должным образом понятое, возвращает нас к самим себе; как будто есть некие неузнанные наставники, чья цель — освободить нас от всего этого и сделать нас подвластными только самим себе».

Работая в качестве аналитика, Юнг обнаружил, что пациенты, которые приходят к нему в первой половине своей жизни, не слишком включены во внутренний процесс индивидуации; они нацелены в первую очередь на результат, на успех в достижении целей эго. Пациенты старшего возраста, уже достигшие этих целей, добиваются других: стремятся к интеграции больше, чем к достижениям, и ищут гармонию с общностью психики.

С точки зрения эго рост и развитие включают интегрирование в сознание нового материала, это процесс приобретения знаний о мире и о себе. Рост для эго — лишь возрастание осведомленности сознания. Индивидуация, напротив, является развитием самости, а с точки зрения самости целью является единство сознания и бессознательного.

Раскрытие персоны

В начале процесса индивидуации мы должны начать раскрытие персоны и рассматривать ее, скорее, как полезный инструмент, чем как постоянную часть самих себя. Хотя персона выполняет важные защитные функции, она также является маской, скрывающей самость и бессознательное.

«Когда мы анализируем персону, то срываем маску и раскрываем казавшееся нам индивидуальным, по сути являющееся коллективным; другими словами, персона была только маской для коллективной души. В основном персона не является реальностью: это компромисс между человеком и обществом, то, как человек хотел бы себя проявлять. У него есть имя, он заслуживает титула, представляет офис, он здесь или там. Однако по отношению к конкретному индивиду это лишь вторичная реальность, результат компромисса с окружающими, которые часто получают гораздо больше».

В результате становления знаний об ограничениях и деформациях персоны мы стали более независимы от нашей культуры и нашего общества.

Борьба с тенью

Мы вынужденно сталкиваемся с тенью, когда смотрим на то, что стоит за внешними проявлениями. Мы можем освободиться от влияния тени в той мере, в какой приняли реальность темной стороны каждого из нас и одновременно поняли, что представляем собой больше, чем тень.

Противостояние аниме и анимусу

Следующим шагом является столкновение с анимой или анимусом. Мы должны относиться к этому архетипу как к реальному человеку или людям, с которыми мы можем общаться и учиться у них. Например, Юнг спрашивал у являвшихся ему персонажей анимы об интерпретации символов сна, подобно тому, как пациент консультируется у аналитика. Мы также узнаем, что фигуры анимы или анимуса достаточно автономны и могут влиять на нас и даже управлять нами, если мы игнорируем их или слепо принимаем их образы и планы за свое собственное личное создание.

«Бессознательное видит верно даже тогда, когда доводы сознания слепы или бессильны».

Развитие самости

Целью и кульминацией процесса индивидуации является развитие самости. «Самость — это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью» (Jung, 1952 b, p. 386). Самость перемещает эго в центр психики. Знание о самости привносит в психику единство и помогает интегрировать сознательный и бессознательный материал: «Цель индивидуации — не меньше чем лишение самости фальшивых оберток персоны, с одной стороны, и гипнотической власти первобытной самости — с другой» (Jung, 1945, р. 174). Эго по-прежнему является центром сознания, но больше не выглядит ядром цельной личности.

Читайте так же:  Выявление и лечение невроза

«каждый должен быть тем, кто он есть; каждый должен раскрывать свою собственную уникальность, центр личности находится на одинаковом расстоянии от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к той идеальной цели, которую природа выявляет, чтобы направить нас. Только исходя из этой точки, человек может удовлетворить свои нужды».

Несмотря на то что возможно описать индивидуацию в терминах последовательных ступеней, процесс значительно сложнее, чем просто развитие, представленное здесь. Все описанные шаги частично перекрывают друг друга, и каждый из нас постоянно возвращается к старым проблемам и вопросам (с надеждой, обусловленной различными перспективами). Индивидуацию можно представить как спираль, в которой перед нами встают все те же основные вопросы, каждый раз в более ясной форме. (Это понятие тесно связано с понятием дзэн-буддизма об озарении, в котором человек никогда не решит проблему личного коана, или духовную проблему, и его поиск становится самоцелью.)

Препятствия росту

Индивидуация, осуществляемая сознательно, — трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Требуется весьма сильное эго, чтобы переносить эти потрясающие изменения, быть вывернутым буквально наизнанку в процессе индивидуации:

«Можно было бы сказать, что целый мир с его беспорядком и страданием принимает участие в процессе индивидуации. Индивидуация никоим образом не исключительная вещь или наслаждение горстки людей, но о тех, кто знает, что они осуществляют этот процесс, можно говорить как об удачливых. Они получают от этого нечто, достаточно обеспечивающее их сознание».

Этот процесс особенно труден, потому что это инициатива отдельного человека, часто осуществляемая в условиях отрицания или, в лучшем случае, равнодушия других. Юнг пишет, что

«природа никак не заботится о высоком уровне сознания; как раз наоборот. И общество не ценит эти подвиги психики достаточно высоко; его награды всегда даются за достижения, а не за личность, последнее вознаграждается большей частью посмертно».

«Ощущение сознательной жизни с идеальным представлением — характерная черта западной теософии… Нельзя достичь просветления, воображая светлые персонажи, но отстаивая темноту сознания».

Каждая стадия процесса индивидуации сопровождается трудностями. Первой является опасность идентификации с персоной. Те, кто идентифицируется с персоной, могут пытаться стать «совершенными», неспособными принять своих ошибок или слабостей, так же как и любое отклонение от своей идеализированной я-концепции. Люди, которые полностью идентифицируются с персоной, стремятся подавлять любые тенденции, не подходящие я-образу, и приписывать такие поведенческие проявления другим; работа представления подавленной, негативной идентификации поручена другим людям.

Тень также может стать главным препятствием индивидуации. Люди, не знающие о своей тени, могут просто выплескивать губительные импульсы, не обращая на них внимания как на неправильные или вообще не осознавая свои собственные негативные чувства. В таких людях начальный импульс разрушать или делать скверные вещи немедленно рационализируется, когда они терпят неудачу в признании в себе таких импульсов. Игнорирование тени может найти выражение и в установках морального превосходства или проекции тени на других. Например, некоторые из таких людей в восторге кричат от того, что правительство разрешило фотографии, которые сами же они хотят запретить; они могут верить даже в то, что нужно внимательно изучить всю доступную порнографию, чтобы стать квалифицированными цензорами.

Конфронтация с анимой или анимусом привносит, вместе с тем, проблему связи с коллективным бессознательным. У мужчины анима может порождать непредсказуемые эмоциональные изменения или настроения. У женщины анимус способен обнаружить себя как иррациональные, ригидно удерживаемые мнения. Дискуссия Юнга об аниме и анимусе не является описанием маскулинности или феминности в целом. Содержание анимы или анимуса — дополнение нашего осознанного понимания самих себя как мужчины или женщины, которое у большинства людей детерминировано культурными ценностями и социально обусловленными гендерными ролями.

Человек, раскрывающий коллективный материал, сталкивается с опасностью поглощения им. Согласно Юнгу, этот результат может иметь две формы. Есть возможность раздувания эго, когда человеку требуются все добродетели и знания о коллективной психике. Противоположной реакцией является слабость эго; человек чувствует, что он или она не имеет власти над коллективной психикой, и вдруг осознает неприемлемые аспекты бессознательного — иррациональные, негативные импульсы и т. д.

Во многих мифах и сказках самыми большими препятствиями оказываются те, которые подстерегают героя у самой цели. Когда человек вступает в контакт с анимой или анимусом, с цепи срывается страшная энергия. Эту энергию можно использовать, чтобы строить эго, а не развивать самость. Юнг называл такое идентификацией с архетипом мана-личности. (Mana — меланезийское слово, обозначающее энергию или силу, исходящую от людей, объектов или сверхъестественных сущностей; эта энергия таинственной или чарующей природы.) Эго идентифицируется с мудрым мужчиной или мудрой женщиной, мудрецом, который знает все. (Этот синдром встречается не только среди университетских профессоров старшего возраста.) Мана-личность опасна, потому что является ложным преувеличением силы. Люди застревают на этой стадии, пытаясь быть и больше, и меньше, чем они есть на самом деле: больше, потому что имеют тенденцию верить, что стали совершенными, цельными или даже подобными богу; но в результате они оказываются меньше, потому что потеряли контакт со своей неотъемлемой человеческой природой, — и фактически нет ни одного непогрешимого, безупречного и абсолютно мудрого человека.

«Не совершенство, а завершенность — вот то, чего ждут от вас» (Юнг).

Юнг видит временную идентификацию с архетипом самости или мана-личности как явление, почти неизбежное в процессе индивидуации. Лучшая защита от раздувания эго — помнить об исключительно человеческом и не терять контакта с реальностью того, что можно и должно делать, а не того, что хотелось бы делать или кем бы хотелось быть.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

ВОПРОС – 29: Индивид, личность, индивидуальность, субъект: сопоставительный анализ.

ОТВЕТ: Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек — как предмет познания») –системный или комплексный подход в изучении Личности.

Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).

Читайте так же:  Что такое маниакально-депрессивный психоз

Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматриваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общевидовых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо.

Эти разные уровни бытия человека получили названия «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». На рисунке изображён ещё один, высший уровень бытия человека — универсум, но современной наукой он изучен недостаточно.

[2]

Индивид— человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека. Индивид означает лишь то, что его отец и мать — люди. (Отдельное животное существо — особь). Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

1. Неделимость или целостность субъекта.

2.Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.

Субъект — человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Личность — человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография.

Глядя на предметные представления человека, мы видим, что личность – это только одна из ипостасей человека. Так же важно, что человек вне общества не становится личностью. Свобода и ответственность своей позиции – вторая важная часть определения личности. Личность – это и быть в обществе, и быть, в определенном образе, независимым от общества.

Личность можно определить по-иному. То, что человек живёт в человеческом обществе, является существом общественным, привело к формированию бесчисленного множества особых свойств, все эти свойства, взятые вместе, называются личностью. И человек, как носитель этих свойств, тоже является личностью.

Индивидуальность — человек, как уникальная, самобытная личность, реализующий себя в творческой деятельности.Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

1. Как неповторимость в совокупности его свойств, хар-к.

2. Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.

Субъект – человек в контексте его Деятельности.

Универсум — высшая ступень духовного развития человека, осознающего своё бытие и место в мире.

Соотношение понятий «индивид» — «личность» — «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А.Г. Асмолов).

Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. Во-первых, некоторые из отдельных проявлений могут отсутствовать. Например, индивид без личности (Маугли), или личность без индивида (придуманный персонаж). Хорошим доказательством нетождественности этих понятий выступает феномен раздвоения личности.
Еще одна иллюстрация несовпадения понятий: Леонтьев говорил – предположим, через 30 лет после совершения преступления поймали преступника. И что с ним делать? Ведь мы судим не индивид, а личность. А за 30 лет личность могла стать совсем другой. Имеем ли мы права судить его теперь?

В принципе при ответе на связь этих понятий существует два направления ответа:

1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).

2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств). Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими

Сопоставительный анализ: По логике определения «индивид», не каждый индивид раз­вивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками. Несовпадение индивида и личности иллюстрируется на примере литературных персонажей, неимеющих телесной оболочки, но при этом обладающих впол­не определенными чертами личности (таковы, например, поручик Киже из повести Ю. Тынянова, несуществующий рыцарь Агилульф из романа И. Кальвинов). Пони­мание взаимодействия индивида и личности отражает в целом проблему тела и духа, которая решалась в истории по-разному. Так, например, утверждая, что тело — это судь­ба, 3. Фрейд биологическому фундаменту личности отво­дил решающую роль в жизни человека, а в отечественной психологии, напротив, несколько десятилетий назад широ­ко обсуждались условия становления индивида личностью: кто может быть ею назван, а кто остается всего лишь инди­видом. Это противопоставление, впрочем, имело не столько научный, сколько идеологический смысл, что вполне осоз­навалось сторонниками психофизиологического крыла пси­хологии индивидуальных различий.

В отечественной психологии существует несколько под­ходов к выделению структуры индивидуальности, автора­ми которых являются Б.Г. Ананьев,B.C. Мерлин, Э.А. Голубева. Сопоставительный анализ их взглядов проведен М.С. Егоровой (таблица ниже).

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C. Мерлин ввел понятие интегральной ин­дивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны (10). B.C. Мерлин, в отличие от А.Н. Леонтьева, не противопо­ставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуаль­ность. Индивидуальность — это саморазвивающаяся и са­морегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и мно­гоуровневые связи, охватывающие все устойчивые фак­торы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития мате­рии — физические, биохимические, физиологические, со­циально-групповые и общественно-исторические. Это фор­ма бытия отдельного человека, в рамках которой он со­храняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних измене­ний.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связа­ны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявле­ния оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции — то есть, несколь­ко огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профес­сии, а цели и ценности могут оказаться связанными с пси­хотипом (характерологическими особенностями). И, несмот­ря на то что тканевый состав человека обновляется (внут­ренние изменения), а жизнь ставит Новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» — условие це­лостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепля­ясь, прийти к саморазрушению.

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что инди­видуальность— это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характе­ристик индивидуальности, можно представить ее как трех­этажное «здание».

Таблица- сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина и Э.А. Голубевой

Читайте так же:  Как влюбиться в парня, если хочется

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C. Мерлин ввел понятие интегральной ин­дивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны. B.C. Мерлин, в отличие от А.Н. Леонтьева, не противопо­ставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуаль­ность. Индивидуальность — это саморазвивающаяся и са­морегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и мно­гоуровневые связи, охватывающие все устойчивые фак­торы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития мате­рии — физические, биохимические, физиологические, со­циально-групповые и общественно-исторические. Это фор­ма бытия отдельного человека, в рамках которой он со­храняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних измене­ний.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связа­ны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявле­ния оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции — то есть, несколь­ко огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профес­сии, а цели и ценности могут оказаться связанными с пси­хотипом (характерологическими особенностями). И, несмот­ря на то что тканевый состав человека обновляется (внут­ренние изменения), а жизнь ставит Новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» — условие це­лостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепля­ясь, прийти к саморазрушению.

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что инди­видуальность— это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характе­ристик индивидуальности, можно представить ее как трех­этажное «здание».

Тогда на нижнем уровне (биологическом фундаменте лич­ности) мы можем собрать все индивидные, формально-ди­намические характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий головного мозга). На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения). А на третьем, верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характе­ристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).

Для удобства запоминания можно использовать такую схему: нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» — от потребностей, средний этаж обеспечива­ет средства деятельности человека (способности, характер, особенности когнитивных функций, стилевые характерис­тики), а третий этаж — это цели (направленность личнос­ти, особенности самосознания — «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится). Уровни инди­видуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.

Соподчинение не означает главенства какого-то из эта­жей. Но нижний более устойчив во времени, практичес­ки не поддается социальному воздействию (попробуйте-ка изменить пол или асимметрию полушарий!), средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изме­нять, способности — формировать), а в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наиболь­шей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убежде­ния, ценности человек меняет в течение жизни несколь­ко раз).

Естественно, существуют и другие попытки выделить структуру индивидуальности. Так, например, К. Леонгард выделяет 3 сферы: направленность интересов и склоннос­тей (по содержанию напоминает выделенные нами духов­но-мировоззренческие свойства), чувства и воля (близкие понятию «темперамент») и ассоциативно-интеллектуальная (соответствующая способностям и стилевым особенностям). Сравнительный анализ представлений о структуре индивиду­альности, сложившихся в рамках отечественной психологии, предпринят в современном учебнике М.С. Егоровой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понятие души, какая она бывает и может ли отсутствовать у индивида?

Разговоры о духовности не имеют под собой в том случае, если упустить из виду понятие «душа».

Зачастую оно формируется в виде поверхностного и пространственного представления о некой субстанции внутри грудной клетки.

Но что философы и мыслители вкладывают в этот сложный и многогранный термин?

Как распознать свою родственную душу? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие души

Можно бесконечно долго углубляться в размышления о душе через призму различных религий.

Но, в конечном счете, все они подводят к тому, что душа – это часть сущности человека, которая находится в некоторой взаимосвязи с телом, но при этом является иным и отличным от нее элементом.

При этом душа также является отражением Божественного совершенства и в отличие от тела продолжает свое существование после того, как биологические часы человека остановятся, а кости и плоть превратятся в прах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тело отвечает за ощущения тактильные, такие как холод, зуд, жжение, боль от удара, приятное прикосновение. А вот душа отвечает за чувственный и эмоциональный мир, является стержнем нравственности и единственным показателям уровня добродетели человека.

Однако не стоит путать чувственный и эмоциональный мир души с процессами, берущими свое начало от психики.

Психика руководствуется инстинктами, разумом, выгодой и общей тенденцией стремления к выживанию. Душа же стремится к вечности и совершенству, а также к познанию Бога.

Какая бывает душа у человека?

Так как душа стремится к познанию Бога, она должна ступать по пути нравственности.

И, исходя из того, насколько человек в своих порывах, мыслях и действиях близок к этому пути, души принято делить на две полярные категории:

И речь идет вовсе не о фактическом цвете субстанции под названием «душа», а скорее о ее характеристиках и особенностях.

Это люди, которые живут по законам Всевышнего, любят и созидают. Они не склонны ни к одному из грехов в большей степени, но при этом остаются людьми смертными и грешными. Они не являются идеалом, но к идеалу стремятся постоянно.

Обладатели «светлой души» предпочитают аскетичный образ жизни, чувствительны к голосу совести и проблемам ближних. Такие люди не ропщут на судьбу, принимают все трудности и невзгоды как испытание, которое можно и нужно преодолеть.

[3]

Белая душа не знает зависти, корысти, ненависти, злобы и прочих дурных чувств. Все они незнакомы человеку, который живет по канонам нравственности и руководствуется устоявшейся системой ценностей.

При этом светлая душа является не врожденной, а приобретенной ценностью. И взращивается она при совокупности воспитания и личного стремления к свету и божественному началу.

Стоит отметить, что добродетель светлого духа не прекращается после того, как закрывается дверь.

Чистые помыслы и намерения являются искренними, а мысль «спрятаться» от верховного суда у таких людей не возникает.

Читайте так же:  Подростковая депрессия

Человек с черной душой является антиподом человеку светлому. Это мрачные личности, которые презирают высокие начала. Основной их заботой является собственное благополучие, которое часто достигается путем ущемления прав и свобод других.

Черная душа всегда ведет человека по пути лжи, интриг, предательства и подхалимства. Такие люди не слышат собственную совесть и не переживают о том, что окружающие страдают.

Часто люди с черной душой несчастливы только по причине того, что испытывают отрицательные чувства. Они впадают в крайнюю степень ненависти и презрения, отчего существование становится невыносимым.

Они завидуют другим людям даже тогда, когда сами располагают множеством благ. И именно поэтому мир в их глазах безрадостный и злой, а все тревоги и беды – незаслуженное наказание.

Другие «оттенки»

Но помимо «добра» и «зла», к которому и привязан цвет души, существуют и другие оттенки.

В литературе и просторечье часто можно услышать самые различные прилагательные, сочетающиеся со словом «душа».

Например, заблудшими душами именуются люди, которые ранее обладая кротким и покладистым нравом, вдруг ступили на скользкую дорожку и обратились лицом к тьме. Такую характеристику часто употребляют в отношении людей, страдающих от вредных привычек.

Попав в тиски алкоголя и наркотических веществ эти несчастные теряют свой облик, забывают о мирском и полностью отдаются власти дурмана.

При этом их темные дела проистекают не из душевной гнилости, а из нездорового влияния привычки.

Также можно встретить различные упоминания о черствой душе, которая иллюстрирует человека замкнутого, отстраненного и нарочито злого, но обладающего при этом душой светлой и ясной.

Душа у него черствеет из-за перенесенного горя, разочарования, предательства и трудностей. Эти люди могут оставаться в своем амплуа, демонстрируя при этом свою истинную сущность добрыми делами, или же перейти на «сторону зла», не в силах противиться накатывающему негативу.

Неприкаянная душа – это душа, которая не может найти свой путь и цель.

Человек мятежный, неспокойный, потерянный и страдающий является «сосудом» для такой души.

При этом он не находит утешения в Боге и своей земной миссии. Чаще всего такого человека обуревают желания, сбыться которым не суждено. Или же он плачет по минувшим временам, почившим людям или собственной незавидной доле.

Ранимая душа говорит о том, что человек особенно чувствителен к чужим бедам и радостям. Он резонирует эмоциям окружающих людей и пропускает их через себя, словно бы переживая и проживая эти чувства.

Праведная и кроткая душа избегает не только греха, но даже мысли о грехопадении. Человек почитает за счастье соблюдение заветов и традиций.

Он стремится к соблюдению нравственных канонов не потому, что так завещали родители, общество и различные книги. Он избрал свой путь по принципу невозможности поступать и думать иначе.

Израненная душа – это душа, которая много выстрадала и изменилась под влиянием испытаний. Такие люди могут даже никогда не столкнуться с болезнями и физическими увечьями, но их раны гораздо глубже.

Падшая душа ранее была благочестивой, но в один момент поддалась низменным желаниям и потерялась в пучине грязи, мелочности и всех существующих отрицательных земных «магнитов», которые так и норовят соблазнить человека.

Выражение «чужая душа – потемки» указывает на то, что истинные думы и порывы человека неизвестны окружающим.

И даже если слова звучат красиво и складно, на душе могут лежать совершенно другие тяжелые переживания, темные планы или робкие надежды.

И истинные намерения может лицезреть только тот, к кому душа обратилась по собственному желанию.

Все приведенные примеры являются лишь обобщенной информацией, которой владеют люди. Истинная природа души является необъяснимой и неизученной. А все доступные материалы в том или ином роде строятся на догадках и субъективных представлениях о вопросе.

Бездушные люди

Бывают ли люди без души? Если опираться на религиозные писания, людей без души не существует.

В тех или иных культурах встречаются упоминания о случаях, когда человек во имя достижения желанной цели обменивал душу на услуги темных сил.

Однако даже на таком условии заключивший сделку индивид доживал свой земной срок, обладая бессмертным элементом (душой), а после смерти этот элемент попадал во власть того, кто выкупил права на душу.

Именно душа «оживляет» плоть, позволяя ей ходить, двигаться, дышать, мыслить и чувствовать.

Она пользуется снабженным органом (телом) и, покидая его, забирает с собой дыхание жизни. А это говорит о том, что человека без души можно приравнивать к человеку мертвому и бездыханному.

Но в обиходе выражение «человек без души» указывает на то, что у подобного индивида абсолютно отсутствуют моральные и нравственные принципы, способность сострадать и понимать.

Такие люди являются не просто обладателями «темной души», которая склонна к грехопадению. Они просто попирают все человеческое и выходят за рамки этических норм.

Также бездушным могут назвать индивида, лишенного каких-либо чувств и эмоций. Не обязательно он будет злым, безнравственным и жестоким.

Возможно, доминирующей эмоцией у него является равнодушие.

И по внешнему виду, действиям и проявлениям чувств сложно отследить в нем те самые трагические, лирические или возвышенные нотки, столь ожидаемые и логичные в конкретной ситуации.

Не обязательно такие люди безразличны именно к чужому горю.

Они могут сохранять нейтралитет и в случае с трогательными или радостными событиями, которые будоражат иные умы и души.

Индивидуальные представления о душе могут быть самыми разнообразными. Человек не может не интерпретировать понятия, лишенные физической оболочки, на свой лад.

Однако центральная идея благочестивости, высоких моральных и нравственных принципов, неразрывно связанная с понятием, всеми трактуется в едином ключе.

Люди без души — кто в зоне риска:

Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться

Классификация чувств

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

КРИТЕРИИ ВИДЫ
Валентность Положительные Отрицательные Нейтральные (амбивалентные)
Интенсивность Сильные Слабые Средние по силе
Стеничность Стенические (побуждающие к активности) Астенические (пассивные, расслабляющие)

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Читайте так же:  Что относится к видам общения в психологии

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. Александр Кичаев Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Научитесь правильно отпускать. Секрет успеха (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Бригитта Нойзидл. — М.: ИГ «Весь», 2013. — 640 c.

  2. Марк Гангор Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  3. Гамаюн, Элена Хватит быть хорошей девочкой, начни жить / Элена Гамаюн. — М.: АСТ, 2016. — 320 c.
  4. В.В. Ивлева Психология семьи / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.
  5. Шлахтер, В.В. Брачные игры. И жили они долго и счастливо и регулярно… / В.В. Шлахтер. — М.: Питер, 2013. — 501 c.
Понятие души, какая она бывает и может ли отсутствовать у индивида
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here