Понятие и виды акцентуаций личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Понятие и виды акцентуаций личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Акцентуация характера и ее типы в психологии

В психологии выделяют особое понятие — акцентуация характера. Оно означает совокупность определенных черт и особенностей характера человека, которые особенно ярко проявляются в различных ситуациях. Ученые выявили всего 12 типов акцентуаций. Каждый человек тяготеет к тому или иному типу. Люди, относящиеся к той или иной разновидности акцентуации, обладают собственной манерой поведения, особенностями характера, скоростью реакции на внешние раздражители.

Первым об акцентуации характера заявил немецкий психиатр Карл Леонгард. В последующем понятие изучалось другими специалистами в этой области. Андрей Личко определял акцентуацию как крайнюю норму характера. Она является уязвимостью человека, которая проявляется в определенных условиях.

Психологи дают следующее определение: акцентуацией характера называется яркое проявление черт характера, присущих отдельному индивиду, которое характеризует реакцию человека на различные раздражители или конкретную ситуацию. Чрезмерное усиление тех или иных особенностей характера в стрессовой для человека ситуации может перейти в отклонение в психической деятельности человека.

Акцентуацию нельзя считать психическим расстройством. Однако в сложных ситуациях проявление тех или иных черт характера человека может помешать ему наладить общение с окружающими, адаптироваться в коллективе. В некоторых случаях реакция на тот или иной раздражитель может привести к депрессии, неадекватному поведению. Постоянные стрессовые ситуации в жизни человека способствуют усилению акцентуации и могут привести к расстройству психики.

По Андрею Личко, существует две степени выраженности акцентуации характера: явная и скрытая. В таблице представлено их описание.

Степень выраженности Варианты нормы Особенности
Явная Крайний Чрезмерно выраженные черты характера проявляются на протяжении всей жизни человека. Они находятся в равновесии с другими чертами характера
Скрытая Обычный Акцентуированные черты проявляются под воздействием стрессовых ситуаций, психических травм. Обычно они не приводят к нарушению адаптации

Ганс Шмишек считал, что около 50% людей обладают определенной акцентуацией. При отсутствии стрессовых ситуаций и неблагоприятных условий они никак не проявляются. Сильные стороны каждого типа акцентуации могут позволить человеку построить успешную карьеру в определенном виде деятельности. В 1970 году Шмишек разработал специальный опросник, который позволяет определить ярко выраженные и скрытые особенности характера.

Карл Леонгард выделил следующие группы акцентуаций в зависимости от того, где они локализуются:

  1. 1. Темперамент- гипертимный, дистимический, циклоидный, экзальтированный, тревожный, эмотивный типы (природные склонности человека).
  2. 2. Характер-демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый типы (влияние окружающей среды).
  3. 3. Личность- экстравертированный и интровертированный типы (процесс формирования личности).

Наблюдая за общением людей и отмечая различные особенности, Леонгард выделил 12 примеров акцентуаций. В его исследовании участвовали только зрелые люди.

Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций:

  • гипертимный;
  • циклоидный;
  • сенситивный;
  • шизоидный;
  • истероидный;
  • конморфный;
  • психастенический;
  • паранойяльный;
  • неустойчивый;
  • эмоционально-лабильный;
  • эпилептоидный.

По мнению ученого, акцентуации часто возникают в подростковом возрасте. Именно в это время характер человека начинает тяготеть к определенному типу.

Карл Леогард выделил двенадцать типов акцентуаций характера. Каждый из них обладает положительными и отрицательными качествами, которые определяют склонность к профессиональному виду деятельности.

В таблице подробно описана классификация, которая включает основные типы акцентуаций:

Понятие акцентуации характера. Описание типов акцентуаций

Читайте также:

  1. I Понятие архетипа
  2. I. НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ФАБРИКИ
  3. I. Понятие крим. идентификации.
  4. I. Понятие прогнозирования.
  5. I. Понятие.
  6. I. Понятие.
  7. II. Понятие социального действования 1 страница
  8. II. Понятие социального действования 2 страница
  9. II. Понятие социального действования 3 страница
  10. II. Понятие социального действования 4 страница
  11. VIII. Файл координат типового водомерного графика
  12. А.Шопенгауэра. В основу своей концепции положил понятие

Понятие акцентуации впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром, профессором А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно выделить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими, и даже повышенными, способностями к социальной адаптации в других условиях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

Одной из распространенных практических ошибок, от которой хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступлениях, но и обнаружить в весьма солидных академических публикациях. Отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К.Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Автор даже полагал, что человек без намека на акцентуацию хоть и не склонен развиваться в неблагополучную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких, как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др. По данным К.Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет приблизительно 50%. При этом авторы специально подчеркивают, что в других странах соотношение акцентуированных и неакцентуированных людей может быть иным.

Читайте так же:  Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

В приводимых ниже описаниях мы будем опираться на классификацию акцентуаций, предложенную К.Леонгардом.

Гипертимический тип

. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное или частое пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

Застревающий тип

. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными, легко уязвимыми, хотя в сочетании с вышесказанным.

Эмотивный тип

. Главными особенностями эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как говорят, «глаза на мокром месте»).

Педантичный тип

. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без особой нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту.

Тревожный тип

. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимический тип.

Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип.

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип

. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип.

[3]

Дистимическая личность – антипод гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в ососбенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип

. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 773 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие «характер». Классификация акцентуаций и психопатий.

Существует различные определения характера.

Характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты личности, влияющие на ее поведение и поступки.

Характер – это психологический склад личности, выраженный в ее отношении к себе, к людям, деятельности.

Внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаются в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются.

Свойства характера образуют его структуру. В структуре характера выделяют две группы черт (черты – те или иные особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности и по кото

рым можно судить о возможных поступках личности в определенных условиях). К первой группе относят черты, выражающие направленность личности, систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные личностные черты.

Заключаясь в определенности отношений человека к значимым для него целям, характер человека проявляется в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же и формируется. Он зарождается, закладывается в мотивах поведения человека и, проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты характера. Итак, мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. В мотивах черты характера выступают впервые в виде тенденций, действие переводит их затем в устойчивые формы. Поэтому путь формирования характера лежит в формировании надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков. Вообще, в характере человека отображается его образ жизни в целом (образ побуждений и действий, образ мыслей и чувств).

Читайте так же:  Смысл жизни человека

Характер – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

Формирование характера в детстве происходит путем подражания поведению родителей и других авторитетных лиц и в результате такой формы общения, как воспитание. Механизм формирования характера Фрейд показал на примере Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Основа характера формируется до пяти лет, а к моменту выхода человека из школы, характер считается полностью сформированным и устойчивым.

Традиционно в науке принято считать, что сформированный характер неизменный. Исключением является то, что некоторые черты могут изменяться в период жизненных кризисов (благодаря переоценки ценностей) или в результате развития у личности психических заболеваний. Однако, при желании человек может корректировать некоторые черты своего характера, ведь характер – эта сумма жизненного опыта, устойчивых представлений личности, поэтому, чтобы изменить что – либо в своем характере, необходимо изменять свое мировоззрение, убеждения и привычки, способы поведения. Несмотря на то, что характер человека обусловлен объективными обстоятельствами его жизненного пути, сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате его поступков, так что поступки человека и жизненные обстоятельства, их обуславливающие, постоянно переходят друг в друга. Поэтому человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет за него ответственность.

В подростковом возрасте у некоторых подростков (50 – 80 %) наблюдаются акцентуации характера. Причины акцентуаций — психогенные факторы (конфликты в семье, психотравмы и др.).

Акцентуации – это чрезмерное усиление отдельных черт характера в ущерб другим. При этом наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психике и поведении, нарушается взаимодействие с окружающими людьми.

Выраженность акцентуаций может быть различной – от легких вариантов, едва заметных ближайшему окружению, до крайних вариантов. Обычно в юношеском возрасте акцентуация исчезает. Если не исчезла, да еще и представлена в крайней форме, то, скорее всего речь уже идет о болезни – психопатии.

Психопатия – это аномалия характера (при сохранении интеллекта человека), которая проявляется в дисгармоничности психических свойств человека и в неадекватности его реакций на внешние раздражители. В результате резко нарушаются взаимоотношения с людьми; психопаты могут быть социально опасны.

Первым акцентуации изучал К. Леонгард, он представил классификацию характера, в которой описал десять типов акцентуаций. Позже эта проблема разрабатывалась Е.А.Личко.

Классификация акцентуаций (и психопатий):

Гипертимический тип (гиперактивный).Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, иногда недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Эти люди с завышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности, к риску и авантюрам. Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Отсутствует самокритичность, игнорируют замечания и наказания. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности. Они нередко трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Экзальтированный тип (лабильный).Особенная черта этих личностей – бурная эмоцианальная реакция на происходящее, способность к восторгу, восхищению, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них возникают по причине, которая у других людей не вызывает большого подъема. Они легко переходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Словоохотливы, влюбчивы. Характерна изменчивость настроения, эмоции ярковыражены.

Циклотимный тип (циклоидный).Характеризуется сменой гипертимных и дистимических состояний. Свойственны частые смены настроения, а также зависимость от внешних событий. В период подъема выражено желание иметь друзей, быть в компании, высокоактивны. В период спада – плохое настроение, отсутствует желание общаться и заниматься деятельностью.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Демонстративный тип (истероидный).Этот тип людей характеризуется демонстративностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазированию, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму и позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, одобрении, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям при явном отсутствии действительно глубоких чувств, склонен к интригам. Отмечается беспредельный эгоцентризм. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит, но в любой компании стремится к лидерству, к занятию исключительного положения. Самооценка далека от объективности. Может раздражать других своей самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сам провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может целиком и полностью забыть то, что он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит в данный момент, для него является правдой. Способен увлечь других неординарностью своего мышления и поступков.

Застревающий тип.Этим людям свойственны умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдают от мнимой несправедливости к ним, в связи с чем проявляют настороженность и недоверчивость к другим, очень чувствительны к обидам и огорчениям, уязвимы, долго переживают происшедшее, не могут легко отходить от обид, злопамятны и мстительны. Для них характерна заносчивость, они часто выступают инициаторами конфликтов. Склонны к затяжным склокам. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто проявляется в настойчивости при утверждении своих интересов. Они стремятся любой ценой добиться высоких показателей в своем деле. Служебная и бытовая несговорчивость. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, болезненная обидчивость, ревность, подозрительность), инертность как в их проявлении, так и в мышлении и в моторике.

[1]

Эмотивный тип (эмоциональный).Для них характерны эмоциональность, повышенная чувствительность, тревожность, болтливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта — гуманность, доброта, сопереживание другим людям, отзывчивость, мягкосердечность. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее других. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными. Глубоко переживают малейшие неприятности и замечания.

Читайте так же:  Как отойти после стресса и восстановить душевное равновесие

Возбудимый тип (эпилептоидный).Для этого типа характерны недостаточная самоуправляемость, ослабление контроля над своими влечениями и побуждениями. Им свойственны повышенная импульсивность, грубость, угрюмость, гневливость, агрессивность, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых они сами являются активной, провоцирующей стороной.

Но возможна льстивость как маска. В беседе характерна замедленность, молчаливость. Они раздражительны, вспыльчивы, склонны к частой смене места работы, неуживчивы в коллективе. Склонны к частым вспышкам гнева, жестоки и ревнивы. Любят контролировать близких. К людям проявляют крайне низкую терпимость, что может расцениваться как отсутствие терпимости вообще. Для них никакой труд не является привлекательным, работают лишь по мере необходимости, проявляют такое же отношение и к учебе. Они равнодушны к будущему, живут целиком настоящим, желая извлечь из него для себя массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающие аффективные реакции гасятся у них с трудом и могут проявиться в деструктивном поведении. Они могут быть властными, тогда для общения выбирают слабых.

Педантичный тип.Этот тип людей характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов. Они «тяжелы на подъем», нерешительны и осторожны, долго переживают травмирующие события. В конфликты вступают редко, и в них они скорее пассивная, чем активная сторона. В то же время очень сильно реагируют на любые проявления нарушения порядка. На службе ведут себя как бюрократы, предъявляют окружающим много формальных требований. Они консервативны, пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулезны, добросовестны, склонны жестко следовать плану. В выполнении действий неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы, склонны к частым проверкам и правильности выполнения задания. С охотой уступают лидерство другим людям. Изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Дистимичный тип.Эти люди заметно отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Постоянно понижено настроение. Для них характерно пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседах. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами, ведут замкнутый образ жизни. Они часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых — мрачных и печальных сторонах жизни. Они очень добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться, имеют обостренное чувство справедливости.

Тревожный тип (психастенический).Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, крайняя нерешительность, пугливость, неуверенность в себе. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают экзамены, проверки. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых нередко вызывают у них угрызения совести, чувство вины, слезы. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через виды деятельности, где они в большей мере могут раскрыть свои способности. Особенно слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду. В конфликты с окружающими вступают редко, в конфликтных ситуациях играют в основном пассивную роль, ища опору и поддержку. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлом отпущения», мишенями для шуток.

Акцентуации личности в психологии

Цели изучения

студент должен иметь представление

о характере человека, о его роли характера в формирование поведения;

студент должен знать:

* основные поведенческие характеристики при различных типологиях характера;

* место характера в структуре личности;

* значение характера в профессиональной деятельности врача (как в самопознании, так и в познании других);

[2]

студент должен уметь:

  • ориентироваться в особенностях характера пациента (по данным наблюдения и беседы) и строить профессиональную деятельность с учетом этой информации;

«Характер» в работе медицинского работника.

* характерологические особенности пациентов формируют (предопределяют) не только внешний вид и манеру поведения, но специфическую реакцию на болезнь Сила и характер такой реакции могут превысить в отдельных случаях тяжесть самого соматического страдания с которым пациент обращается к врачу, либо, наоборот, спровоцировать бегство от реальной ситуации, игнорирование профессиональной помощи врача даже тогда, когда это остро необходимо.

* при сборе анамнеза и построении психологического диагноза необходимо учитывать избирательную чувствительность тех или иных характеров к различным сферам жизни. Можно утверждать, что наряду с «акцентуированными характерами» имеются «акцентуированные сферы жизнедеятельности», в отношении которых более быстро и более отчетливо проявляются слабости того или иного характера.

* характер следует учитывать при выборе средств воздействия (психотерапевтическая помощь или психологическое консультирование). Другими словами, существуют характеры с доминированием воли, эмоций или рационального отношения к действительности. Эти стороны регуляции поведения представляют для данного характера способ действия, наиболее понятный и продуктивный. Отсюда и важность учета преобладания тех или иных черт при выборе способов воздействия. Последствия изменений, инициированных нашей активностью должны быть поняты и приняты пациентом.

  • профессиональный рост связан с формированием характера медицинского работника, особенно в той части, которая связана с волевыми особенностями поведения. Как уже упоминалось, особенностью развития характера является крайняя важность ранних периодов формирования. Поэтому, работа по развитию характера, во многом, является задачей юношеского возраста и периода первичной профессиональной специализации.

Понятие «Акцентуации характера» в психологии. Описание основных типов акцентуаций по К. Леонгарду

Акцентуации характера — крайние варианты психической нормы, при которых отдельные черты характера наиболее выражены, в связи с чем обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного ряда психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим психогенным воздействиям.

Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте; у взрослых людей они могут быть относительно компенсированы.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Читайте так же:  Как влюбить в себя мужчину

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — страдание)— врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, обусловливающая психическую неполноценность личности.

Поведение личности модифицируется в зависимости от формы психопатии, приобретая аномальную реактивность на отдельные группы раздражителей. В развитии и течении психопатии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации.

Психопатический склад личности возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Характерологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным поведенческим актам.

Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические аномалии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадаптация. Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место. Для психопатов характерна незрелость психики, проявляющаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, необоснованной мнительности.

Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституциональные особенности (так называемая ядерная психопатия), в других — психогенное воздействие окружающей среды («патохарактериологическое развитие индивида»).

Длительное воздействие неблагоприятных социальных факторов может быть основной причиной психопатического развития личности, ее искаженного психического формирования.

Личность, формирующаяся в условиях постоянного грубого подавления, унижения, начинает проявлять робость, подавленность, неуверенность или, наоборот, повышенную возбудимость, агрессивность, конфрактационность. Обстановка же всеобщего обожания и восхищения, беспрекословною исполнения всех прихотей ребенка может привести к формированию истерического типа личности, развитию эгоцентризма, самовлюбленности (нарциссизма). Вместе с этим развиваются черты эксплозивности (взрывчатости, импульсивности). В длящихся условиях чрезмерной опеки формируется астеничность, безынициативность, беспомощность, экстернальная поведенческая ориентированность (возложение вины за свои неудачи на внешние обстоятельства). Поскольку патохарактериологическое развитие личности преимущественно обусловлено социальным фактором, возможно прекращение этого процесса при благоприятных социальных условиях.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 313 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Описание типов акцентуации характера по классификации Личко

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Читайте так же:  Топ фильмов, поднимающих настроение и дух

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидный тип

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероидный тип

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Конморфный тип

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Неустойчивый тип

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи ( косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

Эпилептоидный тип

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.

Источники


  1. Вебер, Патрик Как решить проблемы в молодой семье, или Е-мое, кота опять стошнило!: моногр. / Патрик Вебер. — М.: Рипол Классик, 2016. — 192 c.

  2. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.

  3. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.
  4. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений: моногр. / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2011. — 352 c.
  5. Новиков, Дмитрий Я ненавижу тебя — будь со мной! Преодоление кризиса в семье и в жизни / Дмитрий Новиков. — М.: Центрполиграф, 2009. — 224 c.
Понятие и виды акцентуаций личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here