Понятие и значение эмпирической валидности в психологии и психодиагностике

Сегодня мы рассмотрим тему: "Понятие и значение эмпирической валидности в психологии и психодиагностике" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие валидности. Способы определения валидности

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра практической психологии

Контрольная работа

по психодиагностике

ТЕМА: ПОНЯТИЕ ВАЛИДНОСТИ.

Студентка 4/3 курса

5 группа з/о (укп)

Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованы. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, достоверность и репрезентативность. Рассмотрим наиболее широко понятие валидности.

Термин «валидность» — евро-язычного происхождения. Он буквально означает: «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначается.

Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но также информацию об условиях, о сфере ее применения. Есть несколько разновидностей валидности, каждую из которых следует рассматривать и оценивать отдельно, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики.

Теоретическая Практическая (эмпирическая) Внутренняя Внешняя

Валидность теоретическая определяется по соответствию показателей

исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик – таких, с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая (практическая) – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некоторой

методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.

По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей.

Валидность внутренняя означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне невалидной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но с той же разницей, что в данном случае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Проблемы валидизации психологических тестов являются центральными для дифференциальной психометрики, но, к сожалению, до сих пор решенными не до конца. Решение этой проблемы зависит не от статистического аппарата, а от уровня развития теоретического аппарата дифференциальной психологии.

Валидность и надежность. Валидность (или обоснованность) всякой процедуры измерения состоит в однозначности (устойчивости) получаемых результатов относительно измеряемых свойств объектов, т.е. относительно предмета измерения. Отличие понятия валидности от надежности измерения удобно раскрывать с помощью различения «объекта» и «предмета» измерения. Надежность – это устойчивость процедуры относительно объектов. Надежность не обязательно предполагает валидность. В психологии довольно часто возникает такая ситуация, когда исследователь вначале предполагает определенную процедуру измерения, показывает ее надежность – способность устойчиво различать объекты, но вопрос о валидности остается открытым.

Устойчивость теста относительно объектов (испытуемых) является необходимым, но не достаточным условием его устойчивости относительно измеряемых атрибутов (свойств) объектов. Надежность является необходимым, но не достаточным условием валидности. Отсюда вытекает основное соотношение психометрики: валидность ≤ надежность. Это означает, что валидность теста не может превышать его надежности.

Данное соотношение, однако, неверно трактовать как указание на прямую пропорциональную связь валидности и надежности. Повышение надежности отнюдь не обязательно приводит к повышению валидности. В терминах А. Анастази валидность определяется репрезентативностью теста относительно измеряемой области поведения. Если эта область поведения складывается из разнообразных феноменов, то содержательная валидность теста автоматически требует представленности в нем моделей всех этих разнообразных феноменов.

Эмпирическая валидность. Если в случае с содержательной валидностью оценка теста производится за счет экспертов, то эмпирическая валидность измеряется всегда с помощью статистического коррелирования: подсчитывается корреляция двух рядов значений – баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

Прагматические традиции западной тестологии привязывали эмпирическую валидность теста к внешним для психологии социально-прагмитическим критериям. Эти критерии являются показателями, обладающими непосредственной ценностью для определенных областей практики. Практика всегда имеет целью либо повысить, либо понизить эти показатели. Например, в области педагогической психологии это «успеваемость» (которую надо повысить), в психологии труда это «производительность труда» и «текучесть кадров»…

Ориентируясь непосредственно на эти категории, психолог, пытающийся скоррелировать результаты теста с этими показателями, фактически решает сразу две задачи: задачу измерения валидности и задачу измерения практической эффективности своей психодиагностической программы. Если получен значимый коэффициент корреляции, то можно считать, что решены с позитивным результатом сразу обе эти задачи. Но если корреляции не обнаружено, то остается неопределенность: либо невалидна сама процедура, либо неверна гипотеза о наличии причинно-следственной связи между психическим свойством и социально значимым показателем. Таким образом, социально-прагматические критерии являются комплексными: они позволяют измерить валидность-эффективность, но не каждое из этих двух свойств теста отдельно.

Читайте так же:  Таланты какими они бывают, и что делать, если у вас их нет

Конструктная валидность. В отличие от прагматической валидности собственно психологическую валидизацию порой оказывается провести гораздо труднее в силу отсутствия какого-либо более объективного внутрипсихологического критерия, чем сам тест. Представления о конструктной валидности тестов постоянно развиваются с пополнением репертуара методик. Эмпирические исследования взаимосвязей результатов, получаемых с помощью разных методик, обогащают теоретические представления об измеряемых свойствах. С другой стороны, понятие конструктной валидности указывает на высокую зависимость эмпирических связей теста от теоретических представлений его автора об измеряемом свойстве.

Конвергентная и дискриминантная валидность. На рис. 11 постоянным для всех показателей является релевантный фактор А, но каждый раз он оказывается сопряжен с иррелевантными факторами – Х, Y и Z.

рис.11. Связь эмпирических показателей П123 с релевантным (измеряемым) фактором А и с иррелевантными («шумовыми») факторами X, Y, Z, обусловливающими невалидность показателей.

Задача состоит в таком подборе пунктов, чтобы все потенциальные иррелевантные факторы были уравновешены, т.е. чтобы ни один из них не встречался бы чаще других на множестве показателей (пунктов), включенных в тест. Соответствие пунктов измеряемому фактору обеспечивает конвергентную валидность теста. Сбалансированность пунктов относительно иррелевантных факторов обеспечивает дискриминантную валидность. Эмпирически она выражается в отсутствии значимой корреляции с тестом, измеряющим концептуально независимое свойство.

Экспертная эмпирическая валидизация.

В отсутствии какого-либо уже валидизированного теста, параллельно измеряющего изучаемое свойство, а также в отсутствии разработанного теоретического контекста, позволяющего проверять конструктную валидность, психодиагност оказывается перед необходимостью привлечения экспертов к валидизации теста. В отличие от экспертного анализа содержания теста, эмпирическая экспертная валидизация предполагает работу экспертов не с тестом, а с испытуемыми из выборки стандартизации.

Необходимо экспертам обеспечить стандартные условия для наблюдения за испытуемыми. Но не всегда такое стандартизированное наблюдение удается организовать. Даже если предприняты серьезные усилия по организации наблюдения за поведением испытуемых в какой-либо искусственной лабораторной ситуации, такое наблюдение все равно будет значительно уступать по информативности полевому наблюдению – в естественных условиях. Поэтому на практике часто прибегают к оценкам особого типа – к субъективным оценкам, которые выносят испытуемому люди из его круга, имеющие опыт реального общения с ним. На психолога падает большая нагрузка по составлению детальной инструкции оценщикам, однозначно задающей смысл оцениваемой характеристики. Лучшие условия для такой процедуры возникают при наличии группы испытуемых, тесно общающихся между собой; тех, которые могут одновременно побывать и испытуемыми по отношению к тесту, и оценщиками по отношению друг к другу. В отечественной литературе эта процедура получила сокращенное обозначение ГОЛ – «групповая оценка личности» (Кузьмин Н.В., Семенов В.С., 1977).

Для того чтобы групповая оценка личности была источником действительно валидной информации, оценщики должны согласованно оценивать испытуемых. Если в оценках разных оценщиков нет согласованности, то это означает, что либо оцениваемое свойство не проявилось у объекта оценивания, либо оценщики по-разному проинтерпретировали инструкцию. Для измерения согласованности должна быть составлена таблица с оценками, суммы, по строкам которой дают суммарные баллы, полученные каждым испытуемым у всех оценщиков. Оценщики в данном случае оказываются формально в роли пунктов теста. Рассчитывая попарные корреляции между различными столбцами этой таблицы, можно получить коэффициенты согласованности для отдельных пар оценщиков. Глобальной мерой согласованности оценщиков может служить коэффициент надежности α Кронбаха. Если же групповая оценка не обнаруживает надежности, то она не может использоваться в качестве критерия валидизации при проверке валидности теста

Эмпирическое значение коэффициента валидности рассчитывается как линейная или ранговая корреляция между двумя рядами значений: тестовыми баллами и суммарными баллами экспертной оценки. Это эмпирическое значение при наличии невысокого коэффициента надежности критерия корректируют по формуле: rtx = rcx/ √αc,

где rcx — эмпирическая корреляция с критерием;

αc – надежность критерия;

rtx – корреляция с «истинным» критерием («истинная» валидность теста).

Анализ пунктов по критерию валидности. Анализ всего теста целиком зависит от валидности входящих в него пунктов. Максимальная валидность достигается за счет отбора таких пунктов из пилотажной батареи, которые, обладая значимой корреляцией с критерием, минимально коррелируют между собой. Отбор пунктов именно по критерию валидности обеспечивает максимальную прагматическую эффективность теста. После отбора валидных пунктов должна быть произведена перекрестная валидизация. Простой метод реализации принципа перекрестной валидизации состоит в том, что вся выборка делится на две случайные половины и производится раздельный расчет корреляций пунктов с критерием для каждой половины выборки. Если выделенные (значимые) пункты совпадают, то перекрестную валидизацию можно считать удачной.

Следует еще раз подчеркнуть, что анализ валидности отдельных пунктов служит не только прагматическим целям, но может и должен служить целям углубления представлений о содержательно-теоретическом смысле измеряемого свойства: на основании содержательного анализа пунктов, отобранных по критерию, психолог уточняет и корректирует свою первоначальную теоретическую схему, свое понимание измеряемого свойства.

Основные понятия психодиагностики

Читайте также:

  1. I. Общие понятия контрольно — ревизионной работы в ПФР
  2. I. Основные положения.
  3. I. Основные понятия и определения
  4. I. Основные этапы становления естественнонаучной картины мира. Ученые, внесшие важнейший вклад.
  5. I. Сущность земельной ренты, основные виды
  6. I.2. Основные требования, предъявляемые к тепловому
  7. I.2.3. Основные виды работы школьного психолога.
  8. I.3.3. Использование методов психодиагностики в работе школьного психолога.
  9. II Основные задачи регионального развития
  10. II. Основные задачи ГО
  11. II. Основные задачи службы торговли и питания
  12. II. Основные категории дидактики.

Сегодня большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознавания индивидуальных психологических свойств человека. При этом следует помнить, что психодиагностика имеет дело не только с тестами, но и с качественными оценками личности. Важно также учитывать, что психодиагностика не вспомогательная, обслуживающая дисциплина, а полноправная наука, которая изучает природу индивидуальных отличий. Учитывая разные трактовки понятия «психодиагностика», предлагается ее следующее определение (Л.Бурлачук, 2002):

Читайте так же:  Позитивная психотерапия – техники и методы

Психодиагностика

– это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.

За период развития психодиагностики в ней сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть определены как области общей психодиагностики. Первыми проявили интерес к методикам исследования личности и интеллекта образование и медицина, что и обусловило появление соответствующих областей психодиагностики — образовательную и клиническую. Кроме названных областей психодиагностики, необходимо отметить профессиональную психодиагностику, без которой невозможны профориентация и профотбор.

Диагностика

(от греческого «диа» и «гнозис») буквально понимается как «познание, которые различает». Термин «диагностика» сегодня активно используется не только в психологии, но и педагогике, медицине и других областях науки.

Согласно современному общенаучному представлению под термином «диагностика» понимают распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации ее существенных параметров и дальнейшего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза ее поведения и принятия решения о необходимых влияниях на это поведение в желательном направлении.

В этом контексте психодиагностику следует считать важным средством обеспечения так называемой «обратной связи» — средством информационного обеспечения любого влияния, т.е. любое влияние должно начинаться со сбора психодиагностической информации и завершаться повторным диагностическим обследованием.

Диагностические признаки

— это отдельные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории. Признаки можно непосредственно наблюдать (например: определенные поведенческие проявления, коммуникативные привычки и т.п.).

Диагностические категории

– это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике — класс людей), которым выносится единый диагноз — диагностическое заключение. В психодиагностике — это заключение об уровнях умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.

В отличие от диагностических признаков, категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть латентными переменными. Для количественных категорий часто используется название «диагностические факторы«.

Диагностические факторы

— это глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории.

Итогом диагностики является диагностический вывод, который предусматривает переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая сложность психодиагностики заключается в том, что между переменными и категориями не существует взаимнооднозначных связей. Например: один ученик учит для того, чтобы получить «отлично» — таким образом, у ученика сформирована познавательная потребность, другой старается получить такую же самую оценку за материальное вознаграждение.

Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов. Выявление разнообразных симптомов (признаков) обеспечивают тесты.

Тест

в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных коротких испытаний, которым подвергается обследуемый. Разные тестовые задачи призваны проявить у испытуемого разные симптомы, которые связаны со скрытыми факторами, которые тестируются.

Сумма результатов тестирования (испытаний) свидетельствует об уровне измеренного фактора (здесь имеется в виду схема подсчета тестового балла).

Следует различать практическое обследование и научное дифференциально-диагностическое исследование, которые являются наиболее важными понятиями в современной тестологической культуре.

Обследование

— это применение готового, уже разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного человека (обследуемого).

Дифференциально-диагностическое исследование

– это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формирование концепции психического свойства, которое измеряется (скрытого фактора, который влияет на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (эмпирических индикаторов), по которым можно получить информацию о заданном свойстве; это создание и апробация методики регистрации выявленных признаков.

Таким образом, современное понятие «психодиагностика» тесно связано с понятием «психологическое тестирование«, но не сводится к нему, поскольку, кроме тестовых (стандартизированных), существуют экспертные (основанные на качественных оценках) – те, которые принято еще называть «клиническими психодиагностическими методиками»: беседа, слабо стандартизированное интервью, проективные методы и т.д.

Стандартизированные количественные тесты

эффективнее в тех случаях, когда необходимо получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в короткий срок и при этом принять строго альтернативное решение, которое требует количественного обоснования своей надежности (например: принять или не принять на обучение, работу, сделать вывод об интеллектуальном развитии и т.д.). Кроме того, стандартизированные методики лучше защищены от возможных методических ошибок, которые возникают вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя.

Экспертные методы

более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов-психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в жизненную ситуацию конкретного человека. Особенно эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог предоставляет психологическую помощь (проводит коррекцию, терапию, тренинг и т.п.).

Сегодня активно применяют оба подхода, которые являются взаимодополняющими. Общим для них есть то, что диагноз выносится на основе анализа первичных психодиагностических данных (признаков). Технологические приемы получения этих первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории — вот главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики.

Наиболее логически, строго в обобщенно-формализованной форме эти логически-методические принципы отображены в психометрике.

Психометрика

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

– математизованная технология создания стандартизированных, измеряющих диагностических методик. Современная психометрика требует, чтобы любой тест, который претендует на то, чтобы быть научным, отвечал необходимым психометрическим свойствам. Это свойства валидности, надежности, репрезентативности. В психометрике обоснованные определенные правила и методы измерения указанных психометрических свойств тестов, с помощью которых осуществляется контроль степени научности любого предложенного теста.

Итак, психодиагностика в психологии служит своеобразным мостом между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических отличиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза. Как психологическая дисциплина, психодиагностика выполняет роль, аналогичную той, которую выполняет техническая метрология в физико-технических науках или медицинская диагностика в медико-биологических науках.

Читайте так же:  Как правильно воспитывать ребенка без криков и наказаний

Как отмечает А.Бодалев, системное строение психодиагностики, как интегративной научно-технологической дисциплины, для простоты образно можно вообразить так:

«голову» психодиагностики образовывают научные теории в области дифференциальной психологии;

«туловище» психодиагностики формирует репертуар конкретных методик (тестовых и оценочных шкал);

«ноги» — это математизированная технология конструирования тестов (психометрика);

«руки» — это прикладные модели и методы практической психологии (психолого-педагогические теории, профессиональный отбор, предоставление психологической помощи и т.п.), которые указывают на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных задач (диагностограмм).

Центральным и наиболее универсальным понятием дифференциальной психологии есть понятия «психические свойства«. Для понимания содержания этого понятия предлагается следующее определение (А.Г.Шмелев, 1996).

Психические свойства, стабильные во времени, являются чертами личности. В тех случаях, когда от уровня развития определенной черты зависит достижение индивидом нормативно заданного результата, тогда мы говорим о способностях личности. Когда уровень развития черты не влияет на достижение результата, тогда мы говорим о стилевой черте. Черты, которые влияют на направленность деятельности, называются мотивационными.

Психические свойства, не стабильные во времени, формируют то, что мы называем психическими состояниями. Таким образом, учитывая определенное упрощение, можно сказать, что все скрытые факторы, на которые направлена психодиагностика, есть или способностями, или стилевыми или мотивационными чертами личности, или психическими состояниями.

Методика (тест), применяемая в психодиагностике, может быть направлена на выявление общих или частных черт индивидуальности (например, выявление общего уровня познавательной потребности или сферы интересов). Поэтому понимание уровня всеобщности заданных в методике диагностических категорий необходимо для обоснованного выбора глубины прогноза.

Поскольку итогом диагностической работы есть постановка психологического диагноза, то необходимо рассмотреть это понятие. Было бы неверно думать, что это заключение о психической болезни.

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 6845 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Показатели качества психодиагностического исследования

Для того чтобы методика могла считаться достаточно надежным средством исследования и позволяла получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными.

Объективная оценка психологических методик означает, прежде всего, определение их надежности, валидности, достоверности, репрезентативности, и стандартизации, которые являются показателями качества исследования.

[1]

Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются Надёжность и валидность.

Надежность-характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надёжность теста проявляется в согласованности оценок у испытуемых.Соответствие методики этому показателю позволяет говорить о том, что вне зависимости от внешних условий при повторном тестировании тем же самым тестом или его эквивалентной формойиспытуемый будет получать примерно одинаковые результаты.

К числу случайных факторов можно отнести:качество измерительного инструмента, правильность понимания инструкции испытуемым, поведение экспериментатора, текущее психологическое состояние испытуемого, отношение испытуемого к тексту, характеристики окружающей среды (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание) и т.п. Изменение любого из этих факторов в ходе психодиагностического обследования обычно ведет к снижению степени надежности измерений.

Валидность.Термин «валидность» — евроязычного происхождения. Он буквально означает: «полноценный», «пригодный»,«соответствующий».Означаетобоснованность и адекватность исследовательских инструментовэкспериментов и измерительных операций. Для оценки способности теста измерять действительный уровень психического свойства или качества используется показательвалидность, который показывает, насколько измерительный инструментсоответствуетизмеряемому свойству, для оценки которого он предназначен. (К, примеру, тест на агрессивность должен измерять именно агрессивность, а ни что иное.).Валидностьможетбыть теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней.

Валидностъвнутренняя определяет насколько полно тестовые баллы отражают исследуемые психические свойства или умения и знания. Она обозначает соответствие содержащихся в методике заданий, суждений и общей цели и замыслу методики в целом. Методика считается внутренне невалидной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидностъ внешняя — определяет полезность тестового измерения в качестве предсказателя поведения, насколько тестовые баллы связаны с наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидностьтеоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого свойства (к примеру, агрессивности) полученных с помощью данной методики показателям того же свойства(агрессивности), но полученным с помощью смежных методик (т.е. основанных на одной и той же теории).

Валидностъэмпирическая проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей.Если, например, мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то говорить опрактической или эмпирической валидности можно тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.

При создании методики сразу оценить ее валидность трудно. Обычно валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования, тем более что речь идет о проверке по меньшей мере с четырех описанных выше сторон Поэтому для исследования особенно малоопытному человеку лучше всего использовать уже зарекомендовавшие себя методики.

Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но также информацию об условиях, о сфере ее применения.

Особой разновидностью валидности являетсядостоверность, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению(достоверность – это проверяемость, фактичность полученных данных, не допускающая двусмысленности, гарантирующая возможность получения таких жерезультатов при повторном исследовании). Для повышения достоверности используют введение дополнительных шкал — лжи, построение вопросников из вопросов различной направленности и т.д.

Читайте так же:  Панический страх – лечение

Репрезентативность (величина выборки стандартизации теста) – показатель, отражающий соответствие параметров выборки, на которой разрабатывался инструмент, параметрам генеральной совокупности людей, для которых данный тест будет применяться. Другими словами, если тест разрабатывался для русскоязычных молодых людей, то он должен корректно работать для любого представителя данной категории населения. Показателями репрезентативности являются: размер выборки, на которой рассчитывались нормы (по стандартам минимум 300 человек) и характеристики выборки (возраст, пол и .т.д.). Например нормы для теста в соответствии с характеристиками разбиваются на мужские и женские, а также формируются по возрастным категориям (для каждой возрастной категории свои нормы). Так тест, стандартизированный на студентах, а тем более на специалистах, будет не репрезентативным в отношении учащихся средней школы.

Стандартизация теста подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий. Для того чтобы показатели, полученные разными людьми, были сравнимы, условия тестирования должны быть одинаковыми для всех.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие валидности в психодиагностике. Основные типы валидности. Деятельность психолога по проверке валидности теста

Читайте также:

  1. I Понятие архетипа
  2. I. НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ФАБРИКИ
  3. I. Общее представление о психодиагностике.
  4. I. Общее представление о психодиагностике.
  5. I. Основные психогеометрические признаки личности
  6. I. Основные формы нарушения кислотно-основного состояния
  7. I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БАРЩИННОГО ХОЗЯЙСТВА
  8. I. Понятие крим. идентификации.
  9. I. Понятие прогнозирования.
  10. I. Понятие.
  11. I. Понятие.
  12. II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ

Психодиагностика как отрасль психологии. Исторический аспект развития психологической диагностики.

Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза .

Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования».

Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью “определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)”

В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики”.

Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.

Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности” (Л.Д.Бурлачук).

По А. Анастази, валидность (от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, указывающий, «что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Чем валиднее тест, тем лучше в нем отображается то качество, ради кот он создается.

Выделяются 2 типа валидности:

непосредственная или первичная, и производная, или вторичная.

Наличие внешней валидности означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и внешней стороной процесса тестирования, соответствует объявленному содержанию теста.

Внутреняя валидность в силу ее специфики еще называют имманентной или содержательной валидностью.

Валидизация производится на основе применения «внутренних» критериев. В качестве таковых выступают признаки, указанные в определении психического свойства, отражающегося в содержании теста.

Производная или вторичная валидность характеризуется сопоставлением тестовых методик с каким-либо релевантным внешним критерием. Это сопоставление выражается ч/з корреляционные методы статистики.

Видов производной валидности

.

· Оценочная валидность основана на вычислении коэффециента корреляции м/у оценками по тесту и показателями оценочных суждений экспертов. Конструктная валидность заключается в теоретическом объяснении того, что измеряет данный тест.

· Конвергентная (сходящаяся) и дискриминантная (разделяющая) валидность связаны с конструктной валидностью..

· Практическая валидность рассматривается в двух видах: текущая (диагностическая) и прогностическая. Они характеризуют тест с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (диагностики, классификации, прогнозирования).

Различные виды и типы валидности являются по отношению друг к другу не альтернативными, а взаимодополняющими.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 352 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие валидности в психодиагностике. Основные типы валидности. Деятельность психолога по проверке валидности теста

Читайте также:

  1. I Понятие архетипа
  2. I. НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ФАБРИКИ
  3. I. Общее представление о психодиагностике.
  4. I. Общее представление о психодиагностике.
  5. I. Основные психогеометрические признаки личности
  6. I. Основные формы нарушения кислотно-основного состояния
  7. I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БАРЩИННОГО ХОЗЯЙСТВА
  8. I. Понятие крим. идентификации.
  9. I. Понятие прогнозирования.
  10. I. Понятие.
  11. I. Понятие.
  12. II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ

Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности . Например, методика «Кольца Ландольта» предназначена для измерения таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость. В психологии существуют определения понятий концентрации внимания и его переключаемости. Считается, что выводы, сформулированные на основании результатов тестирования с помощью «Колец Ландольта», вполне отражают содержание определений этих свойств внимания. Значит, эта методика действительно измеряет то, для чего она предназначена.
Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы.
Практическая валидность характеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая.

Читайте так же:  Что подарить жене на день рождения

Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: «Какова вероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий момент времени?»
Валидность по объему отражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике.

Оценочная валидность выражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста на валидность) тестов оценки умственных способностей школьников в качестве экспертов обычно выступают учителя.
Внешняя валидность означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода. Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности (см. общее значение понятия валидности выше), так и практической.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 306 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

34. Валидность психодиагностических методик, виды валидности.

Валидность – это понятие, которое указывает, что методика измеряет и насколько хорошо она это делает. То есть это показатель , включающий, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны – какова ее эффективность или практическая полезность.

[3]

Проверка методики на валидность называется валидизацией.

Методика, не соответствующая требованиям валидности, или не проверенная на валидность, называется инвалидная.

[2]

Валидизация бывает: теоретическая — методика соответствует теории, и практическая — основана на методе экспертных оценок.

1. Валидность по одновременности (одномоментности), или текущая валидность, определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с экспериментами по проверяемой методике (с проведением обследования). Другими словами, собираются данные, относящиеся к настоящему времени: успеваемость в период испытания, производительность в этот же период и т. д. С ними сопоставляют результаты успешности по тесту.

2. «Предсказывающая» валидность (другое название — прогностическая валидность). Определяется также по внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Внешним критерием обычно бывает выраженная в каких-либо оценках способность человека к тому виду деятельности, для которой он оценивался по результатам диагностических испытаний. Хотя этот прием наиболее соответствует задаче диагностических методик — предсказанию будущей успешности, — применять его очень трудно.

3. Ретроспективная валидность. Она определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики. Так, для проверки того, в какой мере хорошие результаты теста способностей соответствуют быстрому обучению, можно сопоставить прошлые оценки успеваемости, прошлые экспертные заключения и т. д. у лиц с высокими и низкими на данный момент диагностическими показателями.

4. Очевидная валидность, то есть представление о методике в сфере ее применения, результативности и прогностической ценности которая возникает у испытуемого или другого лица не располагающего специальными знаниями о характере использования и целях методики. О. в. можно определить как то, в какой степени содержание теста и его заданий (пунктов) выглядит в глазах тестируемого подходящим для данной ситуации. Содержание очевидно валидных тестов легко опознается выполняющими их лицами, и потому ответы на них могут подвергаться сознательному или бессознательному искажению.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Инкрементная валидность –практическая ценность методики при проведении отбора.

Источники


  1. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.

  2. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.

  3. Свияш, А.Г. Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / А.Г. Свияш. — М.: АСТ, 2015. — 203 c.
  4. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.
  5. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 200 c.
Понятие и значение эмпирической валидности в психологии и психодиагностике
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here