Понятие лабильной психики у детей, подростков и взрослых

Сегодня мы рассмотрим тему: "Понятие лабильной психики у детей, подростков и взрослых" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

  1. Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
  2. Проблемы с социальной приспособленностью.
  3. Нарушение межличностных отношений.
  4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
  5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, раздражительность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

Читайте так же:  Шизофрения у женщин

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, тревога;
  • агрессивность, конфликтность;
  • негативизм, противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

  • попытках суицида или само повреждения;
  • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
  • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
  • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
  • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
  • неспособности к усидчивости;
  • принятии наркотиков или алкоголя;
  • постоянных перепадах настроения;
  • плохом поведении.

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • лор;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

  • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
  • консультации профильных специалистов;
  • семейную терапию;
  • групповую и индивидуальную психотерапию;
  • внимание и любовь родителей.

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

[1]

Рекомендации родителям

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Понятие лабильной психики у детей, подростков и взрослых

Подростковый возраст: лабильность аффекта и реструктурирование психики

Биологическое созревание в подростковом периоде, сопровождаемое ростом влечения и быстрыми физическими, когнитивными и социальными переменами, представляет собою испытание для защитных и интегративных функций Эго подростка. Относительное затишье и гармония в психической сфере ребенка в конце латентного возраста сменяются неизбежными сдвигами, напряжением и дисбалансом возраста подросткового. Теперь главной задачей Эго становится возвращение психического баланса, с тем чтобы уникальная, индивидуальная и самостоятельная идентичность появилась одновременно с интегрированной, стабильной структурой характера.

Для этого процесса разбалансировки и реструктурирования психики типичны непредсказуемые и неконтролируемые колебания настроения. Подросток скатывается от душевного подъема к депрессии; от чрезмерной нарциссической экспансии (или «нарциссического бума», как это именует Якобсон (1961)) – к самоненавистничеству и отчаянию; от любви – к ненависти (довольно часто к одному и тому же объекту); от пылких объятий и преданности другу или подруге – к холодному безразличию к ним. Степень связанной с колебаниями аффекта тревоги зависит от силы Эго по сравнению с давлением влечений, Суперэго и внешнего мира. Сдвиги в настроении, изменения в поведении и быстро проходящие симптомы часто переходят грань между нормальным и патологическим и являются отражением важных конфликтов между и внутри различных психических структур, как и попыток посредством компромиссного образования разрешить конфликт.

То, какой способ задействуется индивидом, чтобы справляться с натиском повышенной секреции гормонов, возросшего влечения, осложненных нарушением баланса между психическими структурами, в значительной мере определяется тем, в какой степени Эго в латентной фазе стало самостоятельным, стабильным и интегрированным (степенью, до которой его функционирование не нарушено конфликтом и не связано с энергетической подпиткой со стороны взрослых). Именно в такой степени характерные для подросткового возраста конфликты будут свободны от прошлых проблем, а психические ресурсы индивида – от истощения объектными связями прошлого. То, в чем развитие индивида отстает от этого идеала, подразумевает то, в какую форму он попытается облечь упомянутые неинтегрированные остатки прошлых периодов, и это также должно стать одной из задач подростка (Blos, 1958; Harly, 1961).

Читайте так же:  Как найти подходящую тему для разговора с девушкой

Прежде чем ребенок достигает собственно подросткового возраста, он вступает в фазу возраста, как мы говорим, предподросткового. Эта фаза психологического приспособления ведет к появлению самых ранних подростковых изменений и сопровождается появлением вторичных половых признаков. Предподростковый возраст – это переходный период, который характеризуется рассеянным беспокойством, регрессией, неустойчивостью настроения и характера, когда аффекты и поведение становятся более текучими и непредсказуемыми. Внутрипсихическое равновесие нарушают прогрессивные и регрессивные тенденции, новые биологические и психологические потребности. Это дало основания Эриксону предположить, что наступление предподросткового возраста знаменует собой начало нормативного кризиса – то есть фазы нормального роста конфликтности, характеризуемой заметной колебанием силы Эго и притом высоким потенциалом его развития (1956, стр. 116). Этот нормативный кризис в подростковом возрасте становится более отчетливым.

В предподростковом возрасте задачи развития фокусируются вокруг психологического овладения физиологическими изменениями в теле, изменениями в своем образе, а также вокруг изменения отношений внутри семьи и со сверстниками. Во время этой фазы у детей, практически без исключения, отмечается рост подвижности аффекта и колебания настроения, сопровождаемые некоторой степенью замкнутости и противодействия, что свидетельствует о психической напряженности этого процесса. Ни новый объект любви, ни новая инстинктивная цель не могут быть прослежены у ребенка в этом возрасте; конфликты главным образом сосредоточиваются вокруг регрессивных бессознательных импульсов, регрессивных побуждений по отношению к родителям, а также защит от этих регрессий.

Эго в предподростковом возрасте испытывает значительный стресс. Биологическое созревание сопровождается ростом силы сексуальных и агрессивных импульсов, так что ранее сформированные защиты и принятые адаптивные меры могут быть неадекватны. Непрерывные быстрые телесные изменения требуют постоянного пересмотра образа тела и себя самого. Нарциссические устремления увязываются с телесными изменениями, поскольку образы идеального Я с последними, как они воспринимаются ребенком, могут не состыковываться. Следовательно, аффективные реакции на собственное тело изменяются от гордости и эйфории до стыда и чувства неполноценности.

Биологические изменения и физическое созревание сопровождаются усилением существующих объектных конфликтов. Физическая зрелость – это внешний показатель того, что ребенок начинает напоминать родителя одноименного с ним пола. По мере того как оживают идентификации и идеализации прошлого, снова встают задачи половой идентичности, однако, конфликт может спровоцировать усиление идентификаций с этим родителем и, таким образом, способствовать возрождению зависимости. Так же, в качестве попытки противодействия регрессивной тенденции, могут совершаться заметные усилия в направлении устранения идентификации.

Окончание предподросткового и начало раннего подросткового возраста отмечаются половой зрелостью ребенка. Блос (1979) подразделяет подростковый возраст на три периода – ранний, средний и поздний, что, на наш взгляд, может помочь организации обсуждаемых здесь нами задач Эго. Как только наступает половая зрелость (у девочек это обычно происходит на два с лишним года раньше, чем у мальчиков), и мальчики, и девочки имеют тенденцию к утрате регрессивных догенитальных побуждений и к постепенному установлению примата гениталий. Догенитальные импульсы отныне и впредь находят свое выражение в рамках генитальной активности.

Во многих отношениях во время раннего подросткового возраста продолжаются процессы, начатые в предподростковом возрасте. Однако из-за социального и внутрипсихического давления Эго в борьбе с регрессивными побуждениями приходится испытывать дополнительную нагрузку. По наступлении физической зрелости и формировании взрослого, половозрелого и сексуально функционирующего тела это может представлять из себя непомерно тяжелую задачу, особенно если учитывать возросшую секрецию половых гормонов и то, что в распоряжении ребенка вряд ли имеется нечто большее, чем самостимуляция.

В то же самое время подростковая мастурбация может сопровождаться интенсивными чувствами тревоги и стыда, как это описывается нами при обсуждении психосексуального развития, и на поверхность может всплыть масса фантазий, конфликтов и тревог по поводу тела и его функционирования. Харли (1961) замечает, что наряду с мобилизацией генитальных резервов, может происходить чрезмерная насыщенность либидо интеллектуальной или иной деятельности Эго, что находит свое выражение в сверхнагруженных и сверхподвижных переменчивых интересах и увлечениях.

По причине относительной силы инстинктивных побуждений и относительной слабости Эго, встреча с ними в раннем подростковом возрасте зачастую сопровождается экспериментированием с наркотиками, алкоголем и сексом, что может порождать многочисленные конфликты, связанные с отношением к этому родителей и собственного Суперэго. Стандарты Суперэго часто реперсонифицируются, и роль, которую прежде играло Суперэго, начинают играть сверстники.

Возможно, наиболее важной задачей, стоящей сейчас перед подростком, является выполнение определенных требований половой идентичности. Последнее включает обновление своего телесного образа в терминах идентификации или разидентификации с родителем одноименного попа и ревизию Эго-идеала. По мере того как подросток находит новые объекты любви, приближаясь к среднему подростковому возрасту, обретение им чувства новой идентичности облегчается.

Фактически, к среднему подростковому возрасту до определенной степени уже началось сексуальное экспериментирование. Неразрешенные бисексуальные конфликты – конфликты вокруг идентификаций по мужскому и женскому типу и конфликты в связи с выбором объекта – вызывают тревогу. Разрешение подростком этих конфликтов облегчает адаптивный переход к поиску вне семьи новых объектов любви.

Теперь во второй раз начинается процесс индивидуации (Blos, 1967). В процессе освобождения от влияния родителей, как в качестве объектов любви, так и авторитетов, претерпевая реорганизацию Суперэго, подросток сталкивается с новой задачей – необходимостью достижения нового баланса между Эго и Суперэго. Этот ряд задач несет добавочную нагрузку на организующие, саморегуляторные и адаптивные способности Эго. Соответственно, формируется ряд возрастных защит против объектов как таковых, а также против импульсов (A. Freud, 1958).

Блос (1967) указывает на то, что увеличение ресурсов Эго подростка создает возможность модификации остаточных компонентов инфантильной травмы, конфликтов и фиксаций, благодаря регрессивному оживлению и экстернализации ранних объектных конфликтов. Например, более зрелое Эго может переоценить боязнь быть оставленным родителями и страх потери их любви, основываясь на том соображении, что даже не совершив уступки желанию объекта (или интроекта), подросток не почувствует себя беззащитным и обессилевшим. Соответственно, ранние интроекты и идеалы претерпевают обновление, во время которого они (в идеале) теряют часть своей побудительной силы.

Читайте так же:  Измена девушки

Процесс подростковой индивидуации длится долго; он может не завершиться вплоть до самого позднего подросткового или раннего взрослого возраста. Этому процессу помогает, однако, зрелость когнитивных способностей, которые поддерживают ориентацию на реальность, против преобладания чувств вины, стыда, как и авторитета ранних интроектов и идеалов. Этот новый образ мыслей дает подростку способности к самосознанию; вместо того, чтобы быть эгоцентричным, он становится способным осознавать свои мотивы и яснее видеть себя в качестве объекта мысли. Таким образом, он приходит к новому чувству личной идентичности, что подробно изучает Эриксон (1956).

Установление идентичности не имеет в подростковом возрасте ни начала, ни конца, ибо в течение всей жизни происходит добавление и исключение разнообразных, аспектов своего образа. Отличительной особенностью подросткового процесса формирования идентичности является то, что он впервые происходит в контексте физической зрелости тела и зрелой способности к логическому мышлению. Интеграция этого чувства зрелости с репрезентациями, идентификациями и идеалами прошлого, как и с репрезентациями будущих целей и возможностей, говорит об еще одном шаге в психической структурализации в направлении формирования целостной взрослой личности.

Подвижная психика.

Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша.

В литературе встречается такой термин — «лабильная психика». Лабильный – неустойчивый.

Если принимать за основу, что своим психоэмоциональным состоянием человек управлять не может, то человек с лабильной психикой – полный псих.

Если вы уже убедились, что управление эмоциями возможно, то давайте рассмотрим преимущества применения этого навыка.

Полагаю, убеждать вас в пользе стабильно положительного эмоционального состояния не нужно. Положительные эмоции полезны для здоровья. Отрицательные – не очень. Если что – почитайте психосоматическую литературу по этому поводу.

Однако, стабильное однообразие нагоняет скуку. Ок, не всем. Но кому становится скучно, тем эмоциональное разнообразие периодически необходимо. Желательно в области положительных эмоций. Где-то между медитацией и экстазом. А как это мотивирует на достижения и подвиги! Именно эмоции и мотивируют на подвиги!

Ну, ок, иногда в гомеопатических дозах можно и отрицательно поэмоционировать. Увы, не всегда есть силы быть всё время на позитиве, а почувствовать ощущения хочется. Стоит чувствовать какой «эмоциональный груз» организм уже готов принимать на «позитивную грудь»: штангу в 100кг или гантельки по полкило. А ещё круче — осознать, что вес проблем – это выдумки.

Стабильность – это хорошо, когда она лежит там, где «хорошо». Если стабильность там, где «плохо», то двинуться в сторону «хорошо» ей тяжко. Она же СТАБИИИИЛЬНОСТЬ. Большая такая, тяжёлая. А знаете ли вы, что стабильность эмоционального состояния имеет свойство постоянно скатываться в сторону «плохо»? Почему? Например, потому, что вокруг много добрых жизнерадостных людей, готовых всегда улыбнуться и протянуть руку. Особенно утром в метро 🙂

Стабильность – это миф. Всё течёт и постоянно меняется. Поэтому, если вы действительно хотите управлять психикой, эмоциями, то стоит их тренировать, не просто быть стабильными, а двигаться, крутить педали. Желательно в положительную сторону.

Если вы живёте возле Индии на пустынном острове, где можно спать под открытым небом, и бананы сами падают вам в рот – можете забить на всякую психологию. Зачем она вам?

А если вы живёте в тесном социуме?

— Девушка, дайте мне успокоительное.
— Вам в таблетках или в каплях?
— Не нервируй меня, cука!

Люди управляются эмоциями. Да, это не всегда очевидно, но по итогу все хочу/нехочу — эмоциональное состояние.

Польза от трансляции положительного эмоционального состояния типа «солнышко» состоит в том, что оно согревает окружающих вас людей. Люди тянутся к вам… и готовы выполнять ваши просьбы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Польза от трансляции отрицательного эмоционального состояния типа «мегера» в том, что человек пресмыкающийся оказывает вам разного рода услуги. Люди убегают от бича вашего… хм, и тоже готовы выполнять ваши просьбы.

Чтобы вам подчинялись (не только по просьбе) — необходимо строить из себя образ сильной социальной роли, транслирующей соответствующие управляющие эмоции. Морда кирпичом. Если роль упустили – требуются серьёзные меры по реанимации власти. Приятно, конечно, выбирать партнёров, перед которыми играть нечто сильное не надо. Но не всегда это возможно.

Возьмём для примера широко распространённую схему, когда более сильный давит на слабого (мышцами или их демонстрацией). Он знает, что страх не позволит слабому сопротивляться. Можно, конечно, жертве начать набирать силу, качать мышцы, изучать каратэ. Я бы даже сказал, нужно при любом раскладе – везде найдутся добрые лидеры, которые будут пользоваться своей силой и слабостью окружения. Однако, вряд ли это реально в короткие сроки, да и ситуации давления чаще всего складываются по заведомо неотвратимой схеме – вряд ли субтильная жена сможет угрожать здоровяку мужу своей силой. Прикольно, что жертва насилия частенько этого не осознаёт, пытается удержать в голове картинку сказки, где все в шоколаде, и оправдывает своего палача – ой, он дурашка не понимает, что он делает. А ему и не надо понимать — всё и так ему на руку.

Читал тут недавно педагогическую статейку о том, как надо справляться с травлей в классе. Все советы были направлены на спасение жертвы: внушайте одноклассникам как это плохо, внушайте родителям и учителям, что детей надо держать в узде. Я думаю, по итогу жертва меняет школу и всё повторяется. Или на работу приходит, а там гномить начинают. Или ещё где. Да, в любой очереди. За картошкой, деньгами или статусом.

Предлагаю интересный вариант, когда шаблон жертвы можно порвать, например, если прикинуться психом. Психов, людей с лабильной психикой (подвижной, но якобы неуправляемой), их образ и действие боятся все. Неизвестно, что они могут выкинуть в следующий момент. Псих непредсказуем и неуправляем страхом, он сам – страх, он – ужас, летящий на крыльях ночи, отморозок одним словом. Врезать портфелем по башке ближайшей шестёрке, поорать истошным голосом с вытаращенными глазами на мужлана, размахивая скалкой – стать признанным, заслуженным психом – это почётный статус человека, которого, вроде как, и бить неприлично, и наезжать на него опасно.

Читайте так же:  Как расстаться с мужем

Если вы познали искусство управления эмоциями, то вам понятно театральное искусство. И наоборот. Необязательно переживать негатив внутри себя, его можно просто играть. Да, начинающим актёрам не верят. Практикуйте, набирайте опыт.

Как более мягкий вариант — постановочный скандал:

Стоит, конечно, задуматься, надо ли вам жить в таких отношениях. Но иногда до принятия решения надо просто выживать. Впрочем, некоторым нравится. А иногда это и не отношения вовсе, как сказал Риддик в самой охраняемой тюрьме галактики: «Я здесь проездом.»

PS. Думал, может мне ролик от себя снять, чтобы показать, как можно резко переходить от спокойствия к возбуждению и обратно. Но решил, что не стоит травмировать вашу психику и мочить свою репутацию в столь широком кругу лиц 😉

Глава 1. Классификация и диагностика психических нарушений у детей и подростков

Казань, 2016

УДК 616.89 – 008.441.44:615.86 (072)

Заведующий кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии КГМА

Яхин К.К., Калмыков Ю.А. Психические расстройства у детей и подростков. Учебно-методическое пособие. Казань: КГМА, 2016.

В настоящем учебно-методическом пособии представлены сведения о клинических проявлениях, дифференциальной диагностике и психологической помощи при наиболее распространенных в детском и подростковом возрасте психических заболеваниях. Значительное внимание уделено тревожным расстройствам, нарушениям поведения, энурезу, умственной отсталости, раннему детскому аутизму, а также общим принципам оказания психологической помощи несовершеннолетним.

Пособие предназначено для интернов, ординаторов и курсантов системы последипломного образования по специальностям психиатрия, психотерапия и клиническая психология.

Казанская государственная медицинская академия, 2016

Казанский государственный медицинский университет, 2016

Часть I. Общие вопросы

Глава 1. Классификация и диагностика психических нарушений у детей и подростков.

Глава 2. Общие принципы лечения психических заболеваний у детей и подростков.

Глава 3. Особенности подросткового возраста.

Часть II. Отдельные психические расстройства

Глава 4. Гиперкинетические расстройства (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Глава 5. Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения.

5.1. Оппозиционно-вызывающее расстройство (синдром упрямства).

5.2. Расстройство поведения.

Глава 6. Умственная отсталость.

Глава 7. Ранний детский аутизм.

Глава 8. Энурез и энкопрез.

8.1. Неорганический энурез.

8.2. Неорганический энкопрез.

Глава 9. Тикозные расстройства.

Глава 10. Школьная травля (буллинг).

10.1. Определение, распространенность и формы проявления.

10.2. Психологическая помощь неблагополучным классам: подход Аллана Гуггенбюля.

Глава 11. Обсессивно-компульсивное расстройство.

Глава 12. Тревожные расстройства.

12.1. Детские страхи.

12.2. Причины тревожных расстройств у детей.

12.3. Лечение тревоги у несовершеннолетних.

12.4. Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки.

[2]

12.5. Элективный мутизм.

Введение

Актуальность издания данного учебно-методического пособия обусловлена необходимостью существенного увеличения в нашей стране количества специалистов, оказывающих психологическую помощь несовершеннолетним, а также необходимостью повышения уровня их теоретической и практической подготовки в области психопатологии.

Исследования, проведенные в разных странах в последнее десятилетие, говорят о том, что от 7 до 25% детей и подростков имеют серьезные проблемы с психикой и лишь около 40% из них обращаются к специалистам (Карсон Р. с соавт., 2004; Гиллберг К., 2004; Шафер Д., 2006).

Нелеченные психические расстройства могут вызвать отставание нор­мального развития ребенка и оказать влияние на течение всей его жизни. Большин­ство психических расстройств, от которых страдают взрослые, возникают еще в дет­стве. Своевременная диагностика и лечение могут существенно редуцировать или предотвратить последующие страдания. Незамедлительное вмешательство дает шанс детям с отставанием в психическом развитии для роста их личностного и интеллектуального потенциала и приводит их к продуктивной и полноценной жизни. Индивидуальная психотерапия может применяться к ребенку после 3-х лет. Именно ранний возраст – самый благоприятный для психотерапии (Иварссон Т., Врангсё Б., 2004).

Между возникновением расстройства у ребенка и началом его лечения обычно проходит слишком много времени. Большинство аутистических расстройств начинается, например, в первый год жизни ребенка, однако впервые оно идентифицируется между четвертым и пятым годами. Ранняя терапия антисоциального поведения у младших школьников могла бы предотвратить его хронизацию и развитие тяжелых агрессивных расстройств в подростковом возрасте (Петерманн Ф., 2002). В случае несвоевременного выявления и лечения детские проблемы развития преобразуются по мере взросления ребенка в более серьезные и хрони­ческие расстройства.

Раньше эксперты искали истоки детских проблем исключительно в их окружении, и особенно в их отношениях с родителями. В настоящее время считается, что боль­шинство расстройств результат взаимодействия многих факторов: биологических, психологических и социальных (воздействие культурного окружения, школы, товарищей по играм, среды и т.д.).

Наследственная предрасположенность имеет место при многих расстройствах, например энурезе, шизофрении, расстройствах развития, ряде аффективных рас­стройств, страхах и др. Однако наличие генетической предрасположенности далеко не всегда достаточно для развития болезни. В большинстве случаев наследствен­ность проявляется лишь в предрасположенности к определенным расстройствам. Наследственность играет большую роль при формировании темперамента, лежаще­го в основе нашего поведения. Поведенческие проблемы могут возникнуть, когда темперамент родителей и ребен­ка плохо гармонируют друг с другом. Например, одни родители восхищаются чув­ствительным и осторожным ребенком, а другие желают видеть своих детей актив­ными и веселыми. Родители могут испытывать раздражение на такие проявления темперамента ребенка, которые не соответствуют их ожиданиям, однако они не всегда способны распознать индивидуальные потребности ребенка. Другие взрослые испытывают чувство вины из-за «трудных» проявлений темперамента их детей. Это чувство вины делает родителей неуверенными и непоследовательными, что приво­дит к усугублению имеющихся у детей проблем.

Читайте так же:  Кто это мужчина-доминант или женщина-доминантка

Тяжелое воздействие на возникновение и развитие психических расстройств у детей оказывают семейные проблемы, такие, как конфликты между родителями и травматизирующие события (катастрофы, смерть родственников или сексуальное насилие). Большое значение имеют определенные аспекты способов воспитания, например, относится та степень свободы (или ограничений), которую пре­доставляют ребенку родители, и их способность выражать симпатию и любовь своим детям. Порой трудно сказать, в какой степени родители способствуют тому или иному поведению ребенка. Нередко дети пугливы и зависимы и требуют от родителей под­держки и защиты, а иногда такое поведение детей бывает следствием чрезмерной опеки взрослых.

Вероятность того, что у ребенка возникнут психические расстройства, увеличивает­ся, когда один из родителей также страдает душевным заболеванием. Такое возра­стание риска частично связано с генетической предрасположенностью. Кроме того, психическое расстройство родителей создает нездоровую атмосферу в доме, мать или отец тратят много времени на лечение, решение собственных проблем или про­блем партнера и не уделяют внимания ребенку. Несчастливый брак, ссоры между родителями обостряются тогда, когда у одного из них имеются психические про­блемы; это может повредить нормальному развитию ребенка. Психотерапевты, занимающиеся лечением взрослых, должны осознавать риск возникновения психических расстройств у детей своих пациентов и рекомендовать профилактические меры для того, чтобы ограничить возможность негативного воз­действия на психическое здоровье детей (Шафер Д., 2006).

В первой части пособия рассматриваются общие принципы диагностики и лечения психических нарушений у детей и подростков. Во второй части излагаются сведения о клинических проявлениях и психологической помощи при наиболее распространенных среди несовершеннолетних психических заболеваниях.

Часть I. Общие вопросы

Глава 1. Классификация и диагностика психических нарушений у детей и подростков

Нарушения в детском и подростковом возрасте подразделяются на «нарушения поведения» и «нарушения развития». Однако на практике провести это разделение достаточно сложно, так как оба этих нарушения часто пересекаются друг с другом и находятся в отношениях взаимовлияния (Петерманн Ф., 2002). Нарушения развития вероятны в том случае, если хронологический возраст и возраст развития не соответствуют друг другу.

Специально для классификации расстройств в детском и подростковом возрасте была разработана многоосевая классификационная схема, основанная на классификационной системе МКБ-10 и состоящая из шести осей:

1) клинические психиатрические синдромы;

2) ограниченные отставания в развитии;

3) уровень интеллекта;

[3]

4) физическая симптоматика;

5) отклоняющиеся от нормы психосоциальные обстоятельства;

6) глобальная оценка психосоциальной адаптации.

Значение диагноза при выборе метода лечения нельзя недооценивать. Получить правильный диагноз – значит получить и название проблемы ребенка, что среди прочего говорит о существовании в мире многих других детей с похожими проблемами. Это может стать для родителей позитивным поворотным моментом, который дает надежду на то, что с симптомами ребенка можно справиться должным образом. Так при изучении аутизма оказалось, что родители детей, которые получили правильный диагноз после семи лет, при наблюдении спустя много лет чувствовали себя психически гораздо хуже, чем те, которые узнали правильный диагноз, когда ребенку еще не было четырех лет. Длительное наблюдение показывает, что и сами дети, диагноз болезни которых был установлен рано, впоследствии чувствуют себя лучше (Гиллберг К., 2004).

Должны быть собраны следующие данные о пациенте:

1) спонтанно предъявляемые жалобы;

2) выявленные с помощью опроса жалобы;

3) частота (интенсивность) проблемы;

4) анамнез жизни (начиная с беременности, родов и раннего развития);

5) анамнез заболевания;

6) психологический статус на момент обследования;

7) соматическое состояние;

8) наследственность (болезни, особенности развития и поведения – Ислам и его папа; «наследственность не представляет интереса»);

9) семейная ситуация;

10) отношение ребенка и семьи к проблеме;

11) как влияет нарушение ребенка на других;

12) насколько ограничивается из-за наруше­ния обычная повседневная деятельность ребенка;

13) данные патопсихологического обследования;

14) влияет ли нарушение на нормальное раз­витие ребенка;

15) цели терапии и ее план;

16) прогноз терапии.

Проводя интервью, терапевт двигается:

— от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту;

— от настоящей семейной ситуации — к исторической хронологии семейных событий;

— от легких вопросов — к трудным, провоцирующим тревогу.

Среди детей, направленных исключительно по поводу психологических проблем, у 90% важную роль в развитии психических расстройств играют ранние органические поражения головного мозга или специфические нарушения формирования школьных навыков. Роль биологических нарушений у ребенка нередко недооценивается психологами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 1913 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Кардер, Дэйв Семейные секреты, которые мешают жить / Дэйв Кардер и др. — М.: Триада, 2016. — 464 c.

  2. Юлия, Александровна Дружинина Представления разных поколений о современных формах брака и семьи / Юлия Александровна Дружинина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 758 c.

  3. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.
  4. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.
  5. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.
Понятие лабильной психики у детей, подростков и взрослых
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here