Понятие личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Понятие личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие личности в психологии: сущность и структура

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

Личность можно рассматривать в 3 категориях:

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Понятие личности

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Читайте так же:  Как пройти собеседование

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Понятие личности в психологии

Личность — это не чисто психологическое понятие, и изучается она всеми общественными науками — философией, социологией, этикой, педагогикой и др. Пониманию природы личности способствуют литература, музыка, изобразительное искусство. Личность играет значительную роль в решении политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом в подъеме уровня человеческого бытия.

[2]

Категория личности занимает в современных научных исследованиях и в общественном сознании одно из центральных мест. Благодаря категории личности возникают возможности для целостного подхода, системного анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний, свойств человека.

В психологической науке не существует общепринятого определения природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца XIX до середины XX в. и примерно совпадает с периодом становления классической психологии. В это время были сформулированы фундаментальные положения о личности, заложены основные направления исследования психологических особенностей личности. Второй этап исследований проблем личности начался во второй половине XX в.

Важным теоретическим заданием психологической науки является раскрытие психологических основ тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» (от лат. Individuum — неделимое) определяет родовую принадлежность человека. Этим понятием обозначается отдельный представитель человеческого рода в единстве его приобретенных и врожденных особенностей, носитель индивидуально своеобразных психофизических черт. Это человек как единичное природное существо, представитель homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. Говоря о человеке как индивида, Б. Ананьев описывает его природные особенности, анатомофизиологическое основу личности. Это и правомерно, и необходимо, однако важно помнить, что речь идет не о разных структуры (человека как индивида и человека как личность), а об одном и том же структуру, что рассматривается в различных аспектах. Индивид, как правильно отмечает К.В. Шорохова. означает человека как одну из людей, как носителя общих свойств, как единственность.

Читайте так же:  Как забыть первую любовь и открыться новым чувствам

Самыми общими характеристиками индивида является целостность психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между различными функциями и механизмами, реализующих жизненные отношения индивида. Устойчивость характеризует собой сохранение главных отношений индивида к действительности, предусматривая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных отношений и процессов, в результате чего приобретает особую социальной качество — становится личностью. Это происходит благодаря тому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает субъектом — носителем сознания, формируется и развивается в процессе деятельности.

[1]

В понятии «субъект» (от лат. Subjectum — подлежащее) фиксируется такая характеристика индивида или группы, как способность быть носителем предметно-практической деятельности, источником активности, направленной на объект. В отличие от субъекта, объект — фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта.

Для философии, социологии, психологии и других наук главным объектом исследования является личность человека, который стал фокусом пересечения экономических, политических, духовных, религиозных граней жизни общества.

В связи с невозможностью решения проблем личности усилиями какой-либо одной науки, по мнению Б.Г.Ананьева, возникла необходимость комплексно-интегрированного подхода к их изучению, разработке целостной системы теоретического и практического человекознания. Ученый выделил четыре уровня человеческой организации, составляют наибольший интерес для научного исследования: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Несмотря на многочисленные попытки найти общие подходы, в трудах исследователей существует много определений личности, что связано с многозначностью этого понятия. И. С. Кон считает, что, с одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (человека) как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социально определенный индивид, интегрирует социально значимые черты, созданные в процессе прямого и косвенного взаимодействия с другими людьми, и делает его субъектом труда, познания и общения.

Обобщая известные подходы, можно определить, что личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют ее нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и для окружающих.

Неповторимость сочетание природных и социальных качеств индивида, воплощается в проявлениях его темперамента, характера, способностей, специфике потребностей и интересов, стиля деятельности, определяется понятием «индивидуальность»

Согласно теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, индивидуальность человека состоит из индивидуальных особенностей, принадлежащих к различным уровням ее организации от биохимического до социального. Он выделил три иерархические уровни: нижний (биохимические, общесоматические и нейродинамических свойства организма); средний (психические свойства личности; темперамент, черты характера и т.д.); выше (социально-психологические свойства: роли человека в малых и больших группах). Исходя из этого, новорожденный ребенок уже является индивидуальностью, хотя последняя ограничивается только свойствами его организма.

Не все психологи соглашаются с широким пониманием индивидуальности. Так, О. Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками личности. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», — считает ученый. Индивидуальность отвечает за решение вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека.

Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» изображают графически как два круга, что наложенные друг на друга, но не совпадают полностью, хотя имеют определенную общую площадь. Такая площадь это те свойства личности, которые составляют базис его индивидуальности. Площадь осталась и символизирует личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально типичными и характеризует ее как представителя многочисленных малых и больших групп. «Остаток» индивидуальности включая биохимические, общесоматические и нейродинамических свойства, не входящих в структуру личности.

Таким образом, понятие личности и индивидуальности НЕ равнозначные не совпадают по содержанию.

Личность в психологии

Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность . В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.

Читайте так же:  Советы парням как первым начать разговор с девушкой

Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Социальные привычки — социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.→), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.→). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Личность в основных психологических теориях

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.→

Личность в основных разделах психологии

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность. В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда следующее (поведенческое) определение личности —

это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.→

Тема 10. Понятие личности и ее развития

Читайте также:

  1. F60.1х Шизоидное расстройство личности
  2. F60.30х Эмоционально неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип
  3. F60.5х Ананкастное расстройство личности
  4. F60.8х Другие специфические расстройства личности
  5. F60/ Специфические расстройства личности
  6. F62.0 Стойкое изменение личности после переживания катастрофы
  7. F62.1 Стойкое изменение личности после психического заболевания
  8. F80/ Специфические расстройства развития речи и языка
  9. F81/ Специфические расстройства развития учебных навыков
  10. F82 Специфические расстройства развития моторной функции
  11. Familia. Общее понятие о семейных правах
  12. I 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ

Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другими науками, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, определяющие значимые в отношении других людей поступки. К числу личностных качеств не принято относить особенности фенотипической и физиологической организации человека, уровень развития его познавательных процессов.

Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект, личность и индивидуальность (схема 3).

Индивид – это человек как природное существо, представитель Homo sapiens, имеющий конкретную биологическую сущность.

Субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Личность – это субъект, включенный в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего им приобретаются особые социальные качества.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Личность

(англ. personaliti, лат. persona – маска) – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Критерии сформировавшейся личности (Л. И. Божович):

1) в мотивах человека существует иерархия, т.е. он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради социально значимых мотивов (обычно дошкольный возраст);

[3]

2) человек способен к сознательному руководству собственным поведением, т.е. к сознательному соподчинению мотивов, осуществляемому на основе осознанных мотивов-целей и принципов. (этот критерий предполагает способность человека отвечать за свои поступки, обычно возраст около 18 лет).

Согласно взгляду отечественной психологии (Б. Г. Ананьев), личность формируется путем присвоения или усвоения индивидом общественно выработанного опыта: систем представлений о нормах и ценностях жизни человека. Потребности и мотивы человека, а также их соподчинения возникают в процессе переживания или проживания возникающих ситуаций.

Механизмы формирования личности

(по Ю. Б. Гиппенрейтер):

1. Механизм сдвига мотива на цель. Данный механизм проявляется в том, что на первых порах человек (ребенок) выполняет требуемое действие (цель) ради общения со значимым взрослым (мотив). Со временем на это действие «проецируется» все большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Таким образом, тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив, происходит сдвиг мотива на цель.

2. Механизм идентификации. Этот механизм обусловливает формирование личности во внешнем пространстве общественных отношений, проявляясь в уподоблении ребенком себя значимому другому как образцу поведения. Характерная особенность процесса идентификации в том, что он происходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями.

Читайте так же:  Психологическая помощь беременным женщинам

3. Механизм принятия и освоения социальных ролей. Данный механизм во многом сходен с механизмом идентификации, отличаясь от него значительно большей обобщенностью и часто персонализацией осваиваемого эталона. Этот механизм описывается при помощи понятий «социальная позиция» и «социальная роль».

Социальная позиция – это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям, характеризуемое совокупностью прав и обязанностей.

Социальная роль – это совокупность действий, осуществляемых человеком и ожидаемых от него другими. В ходе освоения и выполнения социальных ролей появляются новые мотивы, происходит их соподчинение, видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

При рассмотрении вопроса формирования личности как в отечественной, так и зарубежной психологии пользуются понятием «развитие личности».

Развитие – это процесс закономерного необратимого направленного изменения (во времени), перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от простого к сложному, от низшего к высшему. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Различают две формы развития:

– эволюционную, связанную с количественными изменениями объекта;

– революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта.

Концепция развития личности фокусируется на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости и старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в любой теории личности. Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности.

Развитие личности

процесс формирования человеком собственной природы, присвоения и созидания им предметов культуры, обретения круга значимых других, проявления себя перед самим собой.

Предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые определяют все внешние проявления человека. Изучение детерминант поведения неизбежно ставит вопрос о структуре личности, что, в свою очередь, предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующими структуру как целое. Современные теории личности характеризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в систему.

Структура личности

–это относительно неизменные индивидуально-психологические характеристики, демонстрируемые человеком в различных обстоятельствах и в различное время.

Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К. К. Платонова. Согласно его концепции:

1) низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента;

2) второй уровень личности включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека (мышления, памяти, внимания и т.д.), зависящие как от врожденных факторов, так и от приобретенных, т.е. от тренировки, развития, совершенствования этих качеств;

3) третьим уровнем развития личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки; эта подструктура имеет социальный характер;

4) высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды и убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки; данная подструктура формируется под влиянием воспитания и наиболее полно отражает идеологию общества, в которое человек включен.

С. Л. Рубинштейн различал в структуре личности: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Н. А. Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в структуру личности, а являются условием формирования направленности и воли, составляющих ядро личности. Структура личности может рассматриваться как набор определенных черт личности – устойчивых качеств (Р. Кеттел); как набор стилевых характеристик, отражающих особенности межличностного взаимодействия (Х. Гуф); как модель личностных предпочтений, отражающая уровень психосексуального развития личности (М. Крут); может быть описана при помощи биологически ориентированных показателей (Г. Айзенк и М. Айзенк, М. Заккерман).

Проблема структуры личности, природа ее организации и влияние на функционирование индивида является ключевым компонентом во всех теориях личности.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 1121 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

История понятия Личность

В древнерусском языке до XVII в. не было потребности в слове, которое соответствовало бы, хотя отдаленно, современным представлениям и понятиям о личности, индивидуальности, особи. В системе древнерусского мировоззрения признаки отдельного человека определялись его отношением к богу, общине или миру, к разным слоям общества, к власти, государству и родине, родной земле с иных точек зрения и выражались в других терминах и понятиях. Конечно, некоторые признаки личности (например, единичность, обособленность или отдельность, последовательность характера, осознаваемая на основе тех или иных примет, сконцентрированность или мотивированность поступков и т. д.) были живы, очевидны и для сознания древнерусского человека. Но они были рассеяны по разным обозначениям и характеристикам человека, человеческой особи (человек, людие, ср. людин,лице, душа, существо и некоторые другие). Общественному и художественному сознанию древнерусского человека до XVII в. было чуждо понятие о единичной конкретной личности, индивидуальности, о самосознании, об отдельном человеческом «я» как носителе социальных и субъективных признаков и свойств (ср. отсутствие в древнерусской литературе жанра автобиографии, повести о самом себе, приемы портрета и т. п.).

Слово личность образовано как отвлеченное существительное к имени прилагательному личный, обозначавшему: `принадлежащий, свойственный какому-нибудь лицу’. Это слово сформировалось не ранее второй половины XVII в.

В конце XVIII в., в связи с развитием стилей сентиментализма, начинает все острее и глубже осознаваться в употреблении слова личность значение: `индивидуальные, личные свойства кого-нибудь, личное достоинство, самобытность, обнаружение личных качеств и ощущений, чувств, личная сущность’ (ср. в языке Карамзина, в русских переводах сочинений Жан-Жака Руссо и т. д.).

С начала XIX в. употребляются в русском литературном языке европеизмы: индивидуум, индивидуй,индивидуальность и калька неделимое (individuum, фр. individu). Наряду с этими выражениями для обозначения представления о личности употребляются также слова, полученные в наследство от русского литературного языка XVIII в.: существо, лицо, создание, человек, характер и некоторые другие.

Только в20—30-х годах XIX в. в русском литературном языке вполне сформировалось в слове личность значение: `монада, по-своему, единственно ей свойственным образом воспринимающая, отражающая и создающая в себе мир’. Складываются антиномии личностного, индивидуального, неделимого и общего или общественного. С понятием о личности связывается представление о внутреннем единстве, неделимости и цельности отдельного человеческого существа, о его индивидуальной неповторимости.

Читайте так же:  Конфликт личности, между группой и личностью

На применение значений слова личность в общелитературном языке оказали громадное влияние философские учения, философское словоупотребление 20—40-х годов (ср. употребление слова личность в языке И. В. Киреевского, Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др.). Ср. в письме В. Г. Белинского В. П. Боткину от 4—5 октября 1840 г.: «”Да здравствует разум, да скроется тьма!“ — как восклицал великий Пушкин. Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше Человечества. Это мысль и дума века!» (Западники 40-х годов, с. 154). Или в письме от 1 марта 1841 г.: «. судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здравия китайского императора (т. е. Гегелевской Allgemeinheit» (там же, с. 160).

В русском литературном языке 40—50-х годов особенно рельефно выступают три оттенка в употреблении слова личность:

1) человеческая индивидуальность с ее внутренней стороны, индивидуальное или собирательное «я» в качестве носителя отличительных, неповторимо сочетающихся духовных свойств и качеств;

2) человек как социальная единица, как субъект гражданских прав и обязанностей — в его отношении к обществу;

3) отдельное, обособленное существо, определяемое по внешним, индивидуальным приметам.

В то время как в стилях публицистической и общественно-политической литературы 60-х годов слово личность наполняется новым социальным, прогрессивно-демократическим содержанием (ср. «развитая личность», «мыслящая личность», «светлая личность» и т. п.), в обиходной разговорной речи оно расширяет свое значение до общего, неопределенно-местоименного указания на единичного человека как на тип, характер (разговорные синонимы: персонаж, тип, субъект).

В слове личность современный русский язык различает три основных значения:

1. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность как носитель своеобразных социальных и субъективных признаков и свойств. Например, личность Пушкина; уважение к чужой личности; неприкосновенность личности и т. п.

2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения: светлая личность, темная, подозрительная личность, благородная личность, редкая личность и т. п. Это значение иногда расплывается и синонимически уравнивается с общим значением слова человек (ср.: в углу сидело несколько личностей в лохмотьях).

3. Человек как субъект права и как гражданское лицо. Например, удостоверение личности, опознать личность убитого, для выяснения личности и т. п.

Со словом личность синонимически сближается интернациональное слово индивидуальность. Сверх значения свойства, соотносительного со значениями прилагательного индивидуальный или существительного индивидуум, в слове индивидуальность различаются более или менее отчетливо два основных значения:

1. Совокупность характерных, более или менее ярких, особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого (напр.: Он человек совсем безличный, без всякой индивидуальности. Ярко выраженная индивидуальность).

2. Единичная личность, отдельное существо как обладатель, носитель своеобразных особенностей, свойств (напр. Защита человеческой индивидуальности) (Ушаков, 1, с. 1202).

Личность и индивидуальность

Гораздо более далеки от слова личность значения слова индивидуум, которое в бытовой речи сближается с некоторыми значениями слов лицо и человек. Индивидуум — это 1) в биологии: самостоятельно существующая особь, отдельный животный организм или растение; 2) в общем языке: человек, рассматриваемый как самостоятельная особь, как отдельная единица среди других людей и 3) в разговорно-шутливом употреблении: субъект, некто («Ко мне подошел какой-то индивидуум в синих очках» и т. п.).

Акад. А. С. Лаппо-Данилевский так раскрывает это содержание термина индивидуальность: «Понятие об индивидуальности есть понятие о некоем единстве своеобразия, характеризуемом известною совокупностью признаков и, значит, не заменимым другим каким-либо комплексом в его значении. Понятие об индивидуальности характеризуется богатством своего содержания и ограниченностью своего объема; оно содержит множество представлений о разнообразных элементах конкретной действительности, объединяемых в одну совокупность, что отражается и в словоупотреблении: под индивидуальностью, в более частном значении слова, можно разуметь и личность, и событие, и социальную группу, и народ, в той мере, в какой они отличаются от других личностей, событий, социальных групп, народов и т. п.» 126.

Видео (кликните для воспроизведения).

Слово индивидуальность чаще всего связывается с выражением более высоких и более ярких качеств личности. «Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он осознается нами как личность, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном, подчеркнутом смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. ”Индивидуальность“ говорим мы о человеке ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает еще нечто большее и другое. Личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо» (С. Л. Рубинштейн. Указ. соч., с. 566).

Источники


  1. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.

  2. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.

  3. Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.
  4. Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.
  5. Моррис, Хью Искусство поцелуя / Хью Моррис. — М.: Серебряные нити, 2015. — 110 c.
Понятие личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here