Понятие общения

Сегодня мы рассмотрим тему: "Понятие общения" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие общения. Структура и функции общения.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда.

Общение — сложный и многогранный процесс. Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему.

В «Философском энциклопедическом словаре» отмечается: «Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности»

В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”.

А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с разных подходов.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения включает передачу и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Цель является средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.

Содержание общения может быть различным:

— восприятие друг друга

— взаимооценка партнерами друг друга

— управление деятельностью и т.д.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Средства общения — это: язык, интонация, мимика, поза, жесты, расстояние, на котором общаются собеседники.

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Процесс общения (коммуникации).

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).


В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):

1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.

2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.

3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Имеется несколько классификацией функций общения.

Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения (Ломов):

1. Информационно-коммуникативная функция.

2. Регуляционно-коммуникативная функция.

3. Аффективно-коммуникативная функция.

Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.

В. Н. Панферов выделяет шесть функций общения:

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

Читайте так же:  Что делать, если мама не любит меня психология и последствия

информационная (обмен информацией между людьми)

когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

[1]

самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

В другой классификации выделяют пять основных функций общения:

1. Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, делает её принципиально возможной. Значим, прежде всего, содержательно-информационный контекст общения как вида деятельности.

2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Наиболее характерна для детства, но имеет значение и для взрослых: развитие волевых качеств, совершенствование ощущений и восприятий, обогащение эмоциональной сферы и т.п.

3. Подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, сформировать и реализовать свой уровень притязаний. В повседневном опыте общения реализуется в приветствии, знакомстве, ритуалах и других знаках внимания.

4. Организация и поддержание межличностных отношений. Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением определённых эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных. Эти отношения пронизывают все взаимодействия людей – личные и деловые.

5. Внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Понятие общения. Основные виды и уровни

2.Основные функции общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

1.Понятие общения. Основные виды и уровни.

Общение

— процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как

передача информации (коммуникативный аспект общения);

взаимодействие (интерактивный аспект общения);

понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения,которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение — это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное, или косвенное, общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения

определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus — «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция — «соглашение»).

Следующий уровень общения — информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

2. Основные функции общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация

— это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Читайте так же:  Как почувствовать свое место в жизни

Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности. Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:

· каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

· как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и делать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. Специалистами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному – отношение к партнеру по общению.

Определение понятия «общение». Структура и средства общения

Существование множества различных определений понятия «об­щение» прежде всего, связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями совмес­тной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание дру­гого человека.

На практике часто путают или отождествляют два понятия «об­щение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозна­чить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждо­го элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информа­цией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Есте­ственно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.

Здесь важен вопросу средствах и механизмах воздействия учас­тников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосоз­нания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, собы­тие), который выступает в качестве указания и обозначения и исполь­зуется для приобретения, хранения, переработки и передачи инфор­мации.

Так, слово «стол» — это знак. Все знаки данного языка (напри­мер, русского) образуют систему знаков: слова «стол», «стул», «диван» и т.д. объединены общим представлением о мебели.

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.

Усваивая значения знаков и способы их организации для переда­чи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления вза­имопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надежда­ми, страхом, иными чувствами.

В послесловии к работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» его сподвижник А.Р. Лурия говорит о смысле слова как о «внутреннем значении», которое «. имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст выска­зывания. Слова «Карету мне, карету!» вовсе не означают только, что Чацкий указывает на карету и просит ее по­дать. Внутренний смысл высказывания заключается в том, что Чацкий разрывает с неприемлемым для него обществом, а восклицание героя вовсе не передача конкретного собы­тия, а «сгусток смысла «, который за ним стоит «.

Когда общение формализовано», в словах и поступках людей наи­более важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей професси­ональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой про­фессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявления­ми организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дро­жание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или сим­птомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Определенные культуры, однако, накладывают ряд требований при проявлении даже наиболее сильных и значимых для человека эмоций.

Так, слезы являются универсальным проявлением горя. Однако не все культуры поощряют столь явную демонстра­цию эмоций даже в тех ситуациях, которые всеми одно­значно оцениваются как горестные. Одной из таких ситуа­ций является смерть близкого человека. В традиционной русской* народной культуре было принято рыдать и вопить на похоронах. Вдова, не плачущая навзрыд, осуждалась од­носельчанами.

Читайте так же:  Болезнь паркинсона

Вспомним теперь стихотворение О. Мандельштама «Лю­теранин «, в котором он описывает похороны по протес­тантскому обряду:

Кто б ни был ты, покойный лютеранин, Тебя легко и просто хоронили, Был взор слезой приличной затуманен, И сдержанно колокола звонили.

Горе, испытываемое вдовой покойного лютеранина, быть может, нисколько не меньше, чем горе русской крестьянки, но религиозно-культурные традиции заставляли одну макси­мально сдерживать проявление своих чувств, другуюмак­симально выражать их.

Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведе­ний передается одним человеком другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

С этой точки зрения знаки подразделяются следующим образом:

интенциональные — специально производимые для передачи ин­формации;

неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информа­цию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать призна­ки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волне­ние студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своим голосом и лицом). Неинтенцио­нальные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неин­тенциональные знаки могут содержать в себе информацию не толь­ко об эмоциональном состоянии партнера.

Так, акцент и едва заметные особенности произношения могут стать показателем места происхождения и жизни человека, а также социальной среды, в которой он воспи­тывался. Частые ссылки в речи на мнение какого-либо лица могут показать, на кого ориентируется в своих суждениях говорящий.

Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

6. Понятие об общении. Виды общения.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершённые формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей; в общении происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

1. По содержанию может быть представлено как

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями),

кондиционное (обмен псих-ми или физиологическими состояниями),

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общ-и S, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обменивается ее продуктами, кот. служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или гот-сти к действиям в определённом направлении.

Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько может выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

2. По ср-ам общение может быть непосредств-ым и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредств-е общ-е осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общ-е связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией(природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.) культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общ-е предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения,

Косвенное общение осуществляется через посредников, которых может выступать др. люди (переговоры между конфликтующими сторонами на межгосуд-ом, межнацион-ом, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общ-ие включено как частный момент в к-л совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди. Личностное общ-ие, напротив, сосредоточено в основном вокруг психических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, разрешение к.-л. внутреннего конфликта и т.п. Инструментальным может назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Важными видами общения у людей является вербальное и невербальное. Неверб-ое общ-е не предполагает исполнение звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Неверб-ое —общ-е при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты(тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения и образы) Верб-ое общ-ие присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению коммуникантов в пространстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» – непосредственное-опосредованное,

3) с точки зрения формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,

5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,

7) с точки зрения отношений и оценок при соблюдении или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное

Читайте так же:  Записки ловеласа как соблазнить женщину

8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.

Понятие общения. Основные функции и средства общения

Тема 10: Психология общения.

[3]

Понятие общения. Основные функции и средства общения.

Виды общения.

Структура общения: коммуникативная сторона общения, перцептивная сторона общения, интерактивная сторона общения.

Понятие общения. Основные функции и средства общения.

Общение и деятельность являются движущими силами развития личности и их рассматривают «как две стороны социального бытия человека, его образа жизни»[Макарова]. Реальность и необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в общении может проявиться сущность человека. Известный французский писатель и мыслитель А. Сент-Экзюпери, оценивая значимость общения для человека, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека».

Общаясь с другими людьми, индивид усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности: формируется как личность. Сложность самого процесса общения, обусловила появление множества определений понятия «общение». Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей [Столяренко].

В самом общем виде общениевыступает как форма жизнедеятельности человека.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить следующие функции общения:

1. Прагматическая– реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Коммуникативная (информационная) – обмен сообщениями, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

3.

Формирующая(функция развития) – в процессе общения происходит психическое развитие человека. Развиваются психические процессы: память, мышление, внимание, и т.д., психические свойства личности. Известно, что на определенных стадиях развития, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе опосредованы его общением со взрослыми.

4.

Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие и других людей и поддержание с ними различных отношений, для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений.

5.

Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».

6.

Внутриличностная функция – реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Функции общения (по Б. Ф. Ломову):

информационно-коммуникативная (получение новой информации и обмен замыслами, мнениями);

регуляторно-коммуникативная (взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности; стимуляция активности партнера по общению, направленная на побуждение его к тем или иным действиям);

аффективно-коммуникативная (обмен эмоциями).

Общение реализуется через различные средства. К ним относят вербальные и невербальные средства общения.

К вербальным средствам общения относят язык и речь.

Одним из основных отличий человека от животного мира является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь это процесс общения людей посредством языка. Это один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемый в форме языкового общения.Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Рождаясь, человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает.

[2]

Речь, а вместе с ней и язык; возникли впервые лишь в человеческом обществе и в своем развитии прошли несколько этапов (подробнее).

У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний.

Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным превращением в жесты. Подобное разделение движений на речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной языки ручная речь.

Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты.

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными. Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.

С определенной уверенностью можно полагать, что первые слова заменяли целые предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе возникновения и развития звуковой речи не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы были примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего.

Читайте так же:  Психосоматические расстройства и сердечный приступ

Следующим этапом развития речи явилось сознание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она необходимо дополняется употреблением невербальных средств общения, которые, по мнению многих исследователей, имеют для коммуникации гораздо большее значение, чем сами речевые высказывания. В психологии принято считать, что невербальные средства общения подчинены в большей степени сфере бессознательного, поэтому в меньшей степени контролируются сознанием человека. Если идет рассогласование межу вербальной и невербальной информацией, то в большей степени правдива невербальная информация.

Невербальные средства общения делятся: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1.Визуальные аспекты невербального общения

Физиогномика –учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела, в широком смысле – это толкование внешнего облика наблюдаемых явлений.

А) кинесика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций;

— мимика – движения мышц лица;

жестика— жестовые движения;

пантомимика– моторику всего тела: позы осанку, поклоны, походку.

Б) просодикаи экстралингвистика — ритмико-интонационное оформление речи (интонация, темп речи, сила голоса, его высота, тембр, пауза, вдох, смех, плачь, кашель).

В) такесика– прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т.д.)

Г) проксемика– расположение людей в пространстве при общении (ориентация в пространстве, дистанция).

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

-регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

— обогащать значения передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

— выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Виды общения.

Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов.

1. Межличностное общение.Связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

а) Императивное общение –это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достичь контроля над его поведением, установками и мыслями, заставить его определенным образом действовать и поступать. Партнер по общению выступает как объект воздействия и конечная цель общения – принуждение партнера, не скрывается. Императивное общение проявляется: отношения «начальник — подчиненный», воинские уставные отношения, общение в экстремальных условиях и чрезвычайных обстоятельствах.

б) Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью осуществления своих намерений осуществляется скрыто. «При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств» [Шевандрин Н.С.].

в) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

2. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3. Межперсональное и ролевое общение.В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими, индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. Ролевое общение предполагает взаимодействие и обмен информацией не между отдельными личностями, а между определенными социальными ролями, в которых выступает человек. «В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции»[Крысько В.Г.].

4. Личное и деловое общение.Личное общение – это обмен не официальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, передачи информации, установления контакта при наличии определенной цели, решения какой-либо проблемы.

материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;

когнитивное – обмен знаниями;

кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями;

мотивационное – обмен побуждениями, целями, мотивами;

деятельностное – обмен действиями, операциями, навыками.

непосредственное – при помощи естественных органов(вербальное и невербальное);

опосредствованное – с использованием специальных средств и орудий;

прямое – через личные контакты;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

косвенное – через посредников (книга, письмо, радио, телефонный разговор и т. д.).

Источники


  1. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. — М.: Альпина бизнес букс; Издание 4-е, 2016. — 471 c.

  2. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.

  3. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.
  4. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.
  5. Хоментаускас Семья глазами ребенка / Хоментаускас. — М.: Рама Паблишинг, 2010. — 441 c.
Понятие общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here