Понятие, принципы и приемы эффективного общения

Сегодня мы рассмотрим тему: "Понятие, принципы и приемы эффективного общения" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Глава 3. Законы и принципы общения

1. Законы, правила, приемы и принципы общения

Современная коммуникативная лингвистика исходит из того, что как и в системе языка, так и в коммуникации ( в общении) действуют определенные законы. Эти законы связаны в равной мере как с закономерностями процесса самой коммуникации, так и с психологическими особенностями говорящих людей.

Законы общения (коммуникативные законы) — это особые законы. Это не такие законы, как законы физики, химии или математики.

Во-первых, в том, что большинство из законов общения — нежесткие, вероятностные. И если, к примеру, закон всемирного тяготения «не выполнять» на Земле нельзя, то относительно законов общения дело обстоит не так — всегда можно привести примеры коммуникативных ситуаций, когда тот или иной закон не выполняется. К тому же, зная тот или иной коммуникативный закон, часто можно до определенной степени «противостоять» ему, не допустить его реализации в собственном общении.

Во-вторых, коммуникативные законы не передаются человеку при рождении, они не достаются ему по наследству, а усваиваются человеком в процессе коммуникативной практики.

В-третьих, законы общения могут со временем видоизменяться.

В-четвертых, законы общения, хотя в основном и носят общечеловеческий характер, частично имеют определенную национальную окраску , то есть существует специфика их реализации у разных народов.

Всех указанных особенностей лишены законы природы.

Необходимо разграничивать общие законы общения и правила общения.

Общие законы общения (коммуникативные законы) описывают, что происходит между собеседниками в процессе общения. Коммуникативные законы отвечают на вопрос “что происходит в процессе общения?”, они реализуются в общении независимо от того, кто говорит, о чем, с какой целью, в какой ситуации и т.д.

Правила общения — это сложившиеся в обществе рекомендации по общению. Правила общения отражают сложившиеся в обществе представления о том, как надо вести общение в той или иной коммуникативной ситуации. Эти правила вырабатываются обществом и отражают коммуникативные традиции, сложившиеся в обществе на данный момент. Они поддерживаются социально-культурной традицией, усваиваются путем подражания и целенаправленного обучения и реализуются в общении преимущественно автоматически. Многие из них отражены в пословицах, поговорках, афоризмах (Знай боле, да говори мене; Слово серебро, молчание золото; Умей пошутить, умей и перестать; Шумом праву не быть; Мало говоря, больше услышишь, Языком не торопись, а делом не ленись и др.).

Правила, как и законы, имеют общечеловеческий характер и определенную национальную окраску, причем национальная специфика правил общения значительно выше, чем национальная специфика коммуникативных законов.

Правила общения подразделяются на нормативные правилаиправила речевого воздействия.

Нормативные правила общенияотвечают на вопрос “как надо? как принято?” и описывают принятые в обществе нормы и правила вежливого, культурного общения. Нормативные правила это прежде всего правила речевого этикета. Они в значительной степени осознаются членами общества, хотя на них обычно обращают внимание лишь тогда, когда то или иное правило нарушено — собеседник не извинился, не поздоровался, не поблагодарил и т.д. Взрослый носитель языка может словесно сформулировать и объяснить многие из нормативных правил, может указать на допущенные собеседником нарушения. Вместе с тем, практическое применение людьми нормативных коммуникативных правил в повседневном общении в разных странах очень существенно различается – в одних странах эти правила практически неукоснительно соблюдаются в большинстве ситуаций, в других люди, теоретически зная правила, позволяют себе, тем не менее, большие «вольности» при их соблюдении. В России мы пока ближе ко второму типу.

Правила речевого воздействияописывают способы воздействия на собеседника и отвечают на вопрос “ как лучше? как эффективней?”. Они характеризуют способы эффективного воздействия на собеседников в различных коммуникативных ситуациях. Правила речевого воздействия осознаются носителями языка в незначительной степени, хотя многими людьми они интуитивно применяются. Обучение таким правилам дает возможность людям осознать и систематизировать правила эффективного речевого воздействия в своем опыте, делает общение этих людей заметно более эффективным.

Выделяются также приемы общения.Прием — это конкретная рекомендация по языковому или поведенческому выполнению того или иного коммуникативного правила. Например, правило “Приближение к собеседнику повышает эффективность речевого воздействия на него” реализуется в практике общения в виде следующих приемов: “Подходите ближе!”, “Вторгайтесь в персональное пространство собеседника!”, “Дотрагивайтесь до собеседника!”.

Правила помогают эффективному общению в конкретных ситуациях — например, есть правила эффективного общения с детьми и стариками, с мужчинами и женщинами, с «технарями» и гуманитариями, с возбужденными людьми и флегматиками и т.д. Такие правила называютспециальнымиили конкретными.

Но есть и общиеправила, которые носят универсальный характер. Общие правила помогают эффективному общению со всеми типами собеседников, во всех или почти во всех ситуациях. Наиболее общие правила универсального характера называютпринципами. Под принципами общения понимаются наиболее общие, глобальные правила, следование которым в том или ином обществе привычно или необходимо и обеспечивает эффективность как общения вообще, так и речевого воздействия. Можно назвать принцип кооперации П.Грайса, принцип гармонизирующего общения (А.К.Михальская), принципы общения Д.Карнеги.

Принципы общения конкретизируются правилами, имеющими форму рекомендаций по общению, а конкретные способы реализации правил общения — это приемы речевого воздействия.

Выявление принципов эффективного общения — итог изучения законов, правил и приемов эффективной коммуникации, наиболее высокий уровень обобщения результатов подобного исследования.

В данной книге мы рассмотрим основные законы и принципы общения. Правила и приемы будут рассмотрены во второй книге нашей серии – «Основы речевого воздействия»

Понятие, принципы и приемы эффективного общения

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно
Читайте так же:  Почему люди верят в бога

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Основы эффективного общения

    Читайте также:

    1. A. Сообщения, касающиеся безопасности плавания, или важное метеорологическое предупреждение.
    2. I Качественная характеристика межличностного общения
    3. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    4. I. Понятие общения
    5. II Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения».
    6. II. Институционально-правовые основы регулирования хозяйственной деятельности
    7. II. Основы вероучения ислама. Основные течения в исламе.
    8. II. Теоретические основы метода
    9. III. Физические основы национального характера. Органическое строение и темперамент.
    10. V.8. Особенности общения со взрослыми и сверстниками.
    11. Адвокатура (понятие, история и перспективы развития, правовые основы деятельности).
    12. Американский фашизм. Теоретические основы.

    Понятия «общение» и «коммуникация».

    Навыки коммуникации и установления контакта (внешний вид, первое впечатление, общительность и умение налаживать контакт, речь, язык тела, признание мнения других, активное слушание, способность аргументировать и воодушевлять).

    Психологические особенности общения в профессиональной деятельности проводника пассажирского вагона.

    Виды и средства общения (вербальные и невербальные).

    Особенности общения с детьми.

    Принципы и правила ведения диалога.

    Структура межличностного общения.

    Коммуникативные барьеры в профессиональном общении (установки, стереотипы, идентификация и др.).

    Развитие бдительности у работников сферы обслуживания и особенности взаимодействия с подозрительными лицами. Действия при выявлении таких лиц.

    [2]

    Понятия «общение» и «коммуникация».

    Коммуникация, общение. Обычно коммуникация определяется как «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки.

    В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Психология общения исследует такие явления, как восприятие и понимание людьми друг друга; передачу и получение информации, взаимовлияние; сплоченность и конфликтность.

    Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.

    Средствами общения является речь, а так же жесты, мимика и другие, так называемые невербальные средства. Общение всегда осуществляется как процесс, который в наиболее простом виде включает в себя: ориентировку в ситуации, установление контакта, обмен информацией, заключительный этап.

    В общении выделяют следующие этапы общения:

    1. Ориентировка в ситуации, умение слушать и понимать собеседника.Именно с ориентировки в ситуации начинается практически любой процесс общения.

    • Ориентировка в ситуации общения обычно включает в себя:
    • Уяснение мотивационно — целевого контекста общения;
    • Ориентировку в пространственно – временных условиях общения;
    • Ориентировку в собеседнике (в партнерах) по общению.

    Центральное звено ориентировки в ситуации общения связано с формированием образа партнера по общению. Ориентировка в партнере по общению осуществляется следующими способами:

    — по невербальным параметрам (по тому, что мы видим);

    — по речевым характеристикам (по тому, что мы слышим);

    — по статусно – ролевым характеристикам (по полученной информации);

    — по действиям и поведению партнера.

    2. Умение слушать и понимать собеседникаобычно недооценивается. Ошибочно думать, что слушать – значит не говорить. Этот активный процесс проникновения во внутренний мир собеседника. Основные приемы здесь:

    — слушать всем телом;

    — пассивное слушание: невмешательство, нейтральные, малозначительные фразы (Да, Понимаю Вас и т.п.), кивки;

    — активное слушание: обращение за уточнением, перефразирование, отражение чувств говорящего, резюмирование;

    — трехтактная схема: поддержка (молчание, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение) – уяснение (уточняющие вопросы, парафраз) – комментирование (оценка, советы, комментарии);

    — эмпатия, сопереживание передача чувства говорящему;

    — рефлексия, постановка себя на место собеседника и др.

    3. Установление психологического контакта в общении.Эффективное общение немыслимо без психологического контакта приемов. Психологический контакт – это ситуативное состояние взаимоотношений партнеров, характеризуемое актуализируемостью потребностей в общении, отсутствием барьеров, взаимной заинтересованностью, взаимопониманием.

    Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1241 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Эффективное общение (стр. 1 из 3)

    «Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

    Человек — “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение — контактное, опосредованное или воображаемое.

    В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

    Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

    Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

    · направляет поток информации в нужное русло;

    · помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

    · стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

    · передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

    В данной работе описаны наиболее значимые приемы и технологии эффективного общения.

    Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

    Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

    Читайте так же:  Чувство юмора

    Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

    В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

    Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

    Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

    Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

    •коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

    •интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

    •перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

    Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

    Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

    Основные правила эффективного общения:

    · Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

    · Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

    · Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

    · В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

    · Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

    · Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

    · Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

    Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

    Несколько приемов для эффективного общения:

    — » Правило трех двадцати «:

    · 20 сек. вас оценивают.

    · 20 сек. как и что вы начали говорить.

    · 20 см улыбки и обаяния.

    — 6 правил Глеба Жеглова:

    · Проявлять искренний интерес к собеседнику.

    · Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

    · Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

    · Относиться к нему с уважением.

    — Как увеличить полезность контакта:

    · Говорить о проблемах собеседника.

    Правила эффективного общения по Блэку:

    · Всегда настаивать на правде.

    · Строить сообщения просто и понятно.

    · Не приукрашивать, не набивать цену.

    · Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.

    · Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

    · Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

    · Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

    · Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

    · Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

    Как результат вы получите:

    · Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

    · Вы завоюете собеседника.

    · Вы повысите вашу самооценку.

    Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Первое впечатление (первые 20 сек.)

    Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

    Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

    Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (То же касается и окончания беседы или встречи).

    Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

    На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски — высшее искусство.

    Комплименты бывают трех типов:

    1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, «помешанному» на собаках – его любимца, родителю – ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

    2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала – ужас от мысли о смерти, а потом – неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса» последствия могут быть для нас плачевными.

    Читайте так же:  В чем причины, вызывающие стресс список стрессогенных факторов

    Повышение оригинальности

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

    Результат поиска

    реферат Правила эффективного общения Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Год: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru:

    Табл. 1. Значение некоторых жестов и поз

    № п/п Жесты, позы Состояние собеседника
    1 Раскрытые руки ладонями вверх Искренность, открытость
    2 Расстегнут пиджак (или снимается) Открытость, дружеское расположение
    3 Руки спрятаны (за спину, в карманы) Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации
    4 Руки скрещены на груди Защита, оборона
    5 Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет) Защита, оборона
    6 Кисти рук расслаблены Спокойствие
    7 Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
    8 Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
    9 Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка
    10 Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) Обдумывание решения
    11 Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения
    12 Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению
    13 Человек расхаживает по комнате Обдумывание трудного решения
    14 Пощипывание переносицы Напряженное сопротивление
    15 Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания Обман
    16 Человек прикрывает рот рукой во время слушания Сомнение, недоверие к говорящему
    17 Человек старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей позиции
    18 Взгляд в сторону от вас Подозрение, сомнение
    19 Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) Обман
    20 Слушающие слегка касаются века, носа или уха Недоверие к говорящему
    21 При рукопожатии человек держит свою руку сверху Превосходство, уверенность
    22 При рукопожатии человек держит свою руку снизу Подчинение
    23 Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе Разговор окончен
    24 Ноги или все тело человека обращены к выходу Желание уйти
    25 Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
    26 Говорящий жестикулирует сжатым кулаком Демонстрация власти, угроза
    27 Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции
    28 Человек сидит верхом на стуле Агрессивное состояние
    29 Зрачки расширены Заинтересованность или возбуждение
    30 Зрачки сузились Скрытность, утаивание позиции

    Язык жестов во многих случаях можно назвать языком дружеского расположения. Однако в нашей жизни бывают ситуации, когда жесты людей начинают обозначать прямо противоположное. Но многие из нас не настолько отважны, чтобы заявить прямо в глаза другому человеку, что мы не рады встрече и хотим, чтобы нас оставили в покое. Поэтому стоит научиться распознавать отрицательные сигналы.

    Понятие, принципы и приемы эффективного общения

    Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).

    Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (прежде всего родителей). Вполне возможно, что перенятая в детстве манера общения родителей, не будет эффективной.

    Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:

    Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.

    Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.

    Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.

    Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.

    После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.

    Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.

    Современный мир устроен так, что без эффективного общения с людьми, сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь. Эффективность общения в первую очередь зависит от того, насколько человек владеет речью и открыт во вне.

    Глава 2. Техники эффективного общения

    Введение

    Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

    Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

    Читайте так же:  Алкоголизм – признак тяжелой депрессии

    Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

    Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

    Глава 1. Эффективное общение

    Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

    · направляет поток информации в нужное русло;

    · помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

    · стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

    · передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

    Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

    Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

    · коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

    · интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

    · перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

    Основные правила эффективного общения:

    · Концентрирование внимания на говорящем, его сообщении.

    · Уточнение, правильно ли поняли общее содержание принимаемой информации, и ее детали.

    · Сообщение другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

    · В процессе приема информации не стоит перебивать говорящего, давать советы, критиковать, подводите итог, и не отвлекаться на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации, и ее уточнения.

    · Добивайться, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдать последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходить к новым сообщениям.

    · Поддерживаь атмосферу доверия, взаимного уважения, проявлять эмпатию к собеседнику.

    · Использование невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

    · Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

    Глава 2. Техники эффективного общения

    Для успешного общения используют так называемые «техники общения», которые обеспечивают положительный результат в процессе коммуникативной деятельности.

    На практике под техникой общения понимается набор коммуникативных действий и приемов, приводящих к удовлетворению тех или иных социально ценных потребностей (в деятельности, познании, лидерстве и т.д.).

    Стоит отметить, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека: в частности, тактичность, приветливость, чувство юмора и т.д. Они значимы для любого вида совместной деятельности и в группе любого уровня развития. Однако указанные нами характеристики общения являются необходимыми, но в целом недостаточным условием эффективности 2 конкретных приемов общения между вами и интересующим вас лицом.Следует отметить, что приемы, эффективные для нерегламентированного свободного общения, очень часто могут оказаться неприемлемыми для служебного или делового общения. Специфическая техника общения нужна для установления взаимоотношений и организации взаимодействий как со своими коллегами или партнерами различного служебного положения, так и с другими заинтересованными лицами. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в процессе активного взаимодействия с партнерами. Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые включена интересующая личность. Хорошие результаты здесь дают самосовершенствование и обучение.

    «Общение в сестринском деле»

    2 академических часа

    Лекция

    Тема: «Общение в сестринском деле»

    План

    1.Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

    2. Морально-этические нормы правила и принципы профессионального сестринского поведения .

    3. Общение, как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.

    4. Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.

    5. Типы общения: вербальное и невербальное.

    6. Каналы общения: устная речь, письменное общение (мимика, жесты).

    7. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

    8. Критерии эффективного общения.

    Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

    Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. На протяжении многих столетий люди наблюдали, анализировали и пытались процессы взаимодействия между людьми.

    Процесс общения занимает в жизни большинства людей много времени. Умение говорить, слушать, читать, писать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность и позволяющие передавать накопления знаний.

    Процесс обмена информацией между людьми называется коммуникацией ( от лат. …-«делаю общим, связываю»). Элементом взаимосвязи является поведение, которое приводит к обмену мнениями и взаимопониманию.

    В процессе обмена информацией выделяют четыре основных компонента:

    — отправитель, в качестве которого выступает лицо, генерирующее или сообщающее информацию и передающей ее.

    — сообщение-информация, закодированная с помощью определенных символов.

    — информационный канал — пути передачи и приема информации.

    — получатель, в качестве которого выступает лицо, получающее переданную информацию.

    Поведение мед.работника так же, как и лечебные и диагностические процедуры, оказывает влияние на течение болезни и состояние больного. При обращении за медпомощью у пациента могут возникнуть патологические реакции, возникающие у пациента в результате его обращения за мед.помощью: ятрогении, сорогении, психогении, фармакогении, физиогении и т.д. Действия мед.работников, связанные с отрицательными последствиями для больного, можно квалифицировать следующим образом: несчастный случай, медицинская ошибка, медицинские правонарушения и профессиональные преступления. Главный судья в решении вопроса об ответственности за мед.ошибку – совесть работника. Бурный научно-технический прогресс изменил нормы профессионального поведения мед.работника. Это стало толчком к развитию биоэтики, в рамках которой изучаются моральные стороны взаимодействия медицинского работника и пациента.

    Термин «Биоэтика» ввел американский биолог Ван Ренсселер Поттер в 1971г. – понятия, определяющие меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и применении научных знаний на практике.

    Читайте так же:  Развитие мышления

    Биоэтика – наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения мед.работника, но в условиях использования новых медицинских технологий.

    Современные принципы биоэтики: не навреди, делай добро, уважение автономии пациента. Справедливость, правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.

    Медицинская тайна. Статья 8 Этического кодекса м/с РФ «Обязанность хранить профессиональную тайну». Медсестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а так же о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умирает. М/с вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента.

    Морально-этические нормы правила и принципы профессионального сестринского поведения .

    Профессиональное общение с пациентом является такой же важной стороной деятельности медсестры, как и владение манипулятивными навыками. Профессиональное общение медсестры – процесс установление и развития контактов между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя передачу информации (коммуникацию), выработку стратегии взаимодействия (интеракцию), восприятие и понимание партнерами друг друга (перцепцию). В результате выделены три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

    Функции общения:

    — контактная – установление состояния взаимной готовности к общению;

    — информационная – обмен информацией, сообщениями;

    — координационная – взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности;

    — понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояние своего партнера;

    — эмотивная – обмен эмоций между партнерами;

    — установление отношений – осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях;

    — оказание влияния – изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера;

    — взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).

    Уровни общения:

    1. Внутриличностное– мысленное общение человека с самим собой (внутренний диалог, обдумывает проблемы, анализирует ситуации, вырабатывает какие-то планы, идеи, но вслух не произносит).
    2. Межличностное – общение двух и более людей между собой ( обмен мыслей, идеями, со своими коллегами).
    3. Общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

    Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимоотношения между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информацией. Способ коммуникации завит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, слепой человек лучше понимает словесную информацию. Глухой же человек может читать, в том числе и по губам.

    Коммуникация – обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных приемов.

    Вербальная информация отражается в высказываниях и написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным.

    Невербальная информация отражает поступки или поведения того, кто передает информацию с использованием прикосновения, мимики, жестов, символов, позы вместо слов. Наука изучающая невербальное общение называется кинесикой. Невербальные способы общения, например, прикосновение рукой к плечу, позволяет сообщить пациенту о сопереживании, поддержке; однако пациент быстро распознает фальшивое отношение, поэтому эти приемы использует внимательная и деликатная медсестра. Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, деликатность, как признание прав человека на свободу мыслей, чувств и достойное лечение и уход.

    Зоны комфорта при общении:

    — Сверхинтимная – 0-15 см

    — Интимная – 16-45 см

    — Личная – 45-120 см

    — Социальная – 120 – 300 см

    — Общественная – более 3 м.

    Неречевое общение:

    Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. М/сдолжна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.

    Стиль общения:

    1) Конвенциальный (деловой) – стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми.

    2) Примитивный – стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношении.

    3) Манипулятивный– человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличить свою силу или демонстрировать свою слабою слабость.

    4) Актоализированный – демонстрирует мотивированные прочувствованные доводы поведения. Такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца».

    Критерии эффективности общения:

    Наилучшая стратегия деловой беседы – это положительная, заинтересованная, уважительная установка. Большую роль играют самые первые слова. Желательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора.

    — Начинайте беседу с указания вашего имени, отчества и должности.

    — Смотрите пациенту прямо в глаза.

    — Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы.

    — Поощряйте вопросы вашего пациента.

    — Говорите неторопливо, доходчиво, пользуясь положительной интонацией вашего голоса.

    -Проявляйте инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.

    — Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.

    Список используемой литературы:

    1. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова под редакцией Р.Ф. Морозовой «Основы сестринского дела: теория и практика в 2-х частях» изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 2008г.
    2. С.А. Мухина, И.И. Тарковская «Теоретические основы сестринского дела» изд. «ГЭОТАР – Медиа» Москва, 2011г.
    3. Т.П. Обуховец, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» 15-е издание «Феникс» Ростов-на-Дону 2011г.
    4. И.В. Островская, Н.В. Широкова «Основы сестринского дела» изд. «ГЭОТАР-Медиа» Москва 2008г.

    Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 5664 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Источники


    1. Джон, Таусенд 21 способ сделать семейную жизнь счастливой / Таусенд Джон. — М.: Триада, 2007. — 682 c.

    2. Мы и наша семья. — М.: Молодая Гвардия, 2017. — 367 c.

    3. Шлахтер, В.В. Брачные игры. И жили они долго и счастливо и регулярно… / В.В. Шлахтер. — М.: Питер, 2013. — 501 c.
    4. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.
    5. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.
    Понятие, принципы и приемы эффективного общения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here