Популярные методы психокоррекции и оценка их эффективности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Популярные методы психокоррекции и оценка их эффективности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Популярные методы психокоррекции и оценка их эффективности

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции

1. Ожидания клиента.

2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем клиента.

4. Готовность клиента к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.

6. Профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее:

· оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов;

Эффективность психологической коррекции

Проблема оценки эффективности коррекционных программ является одной из наиболее острых в практике работы с детьми и подростками. Наиболее важны здесь вопросы выделения критериев оценки эффективности коррекции и организации соответствующих процедур такой оценки, определения значения факторов и переменных, влияющих на эффективность, прогнозирования эффективности коррекционных программ.

Критерием оценки эффективности коррекционной работы является реализация поставленных целей с точки зрения ее участников. Эффективность интервенции и коррекционного воздействия может быть оценена на разных уровнях коррекционной программы:

на уровне общеразвивающего долгосрочного эффекта коррекционной программы как повышение жизнестойкости ребенка, возрастание его устойчивости к воздействию факторов риска в развитии [209];

на уровне разрешения реальных трудностей развития;

на уровне постановки целей и задач коррекционной программы. Так, например, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей в развитии, а ставить более узкую цель на ограниченный временной интервал.

При планировании и реализации коррекционной программы нужно отдавать себе отчет в том, что неудача в достижении ее целей и отсутствие планируемого эффекта могут не просто сохранить ситуацию неблагополучия в развитии ребенка в том виде, в каком она сложилась к моменту начала коррекционной работы, но и усугубить ее тяжесть. Поэтому необходимо контролировать динамику эффектов коррекционной работы, начиная уже с первых занятий, чтобы иметь возможность своевременно модифицировать программу коррекционной работы, внеся в нее требуемые изменения.

Медиаторы определяют механизм коррекционного воздействия в соответствии с концептуальной моделью и методом интервенции, объясняя каузальную связь между независимой и зависимой переменными. Так, например, связь высокого уровня интеллекта с эффективностью тренинга коммуникативной компетентности объясняется тем, что такой уровень позволяет ребенку осуществить децентрацию и скоординировать точки зрения на проблему всех ее участников и тем самым приобрести необходимую компетентность в решении коммуникативных задач. Высокий уровень интеллекта в нашем примере будет выступать как модератор, а децентрация — как медиатор приобретения ребенком компетентности в общении посредством тренинговых занятий. Основным направлением развития моделей коррекционной работы и прогнозирования их успешности является переход от идентификации модераторов, т.е. условий, влияющих на эффективность коррекции, к выявлению медиаторов, т.е. собственно коррекционных механизмов.

Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность интервенции и коррекционной работы, показал, что для достижения запланированного эффекта существенное значение имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее одного раза в неделю по 1—1,5 часа. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, методов и техник, а также мерой активного участия в занятиях самого ребенка.

Еще одним условием, определяющим успешность коррекционной работы, является пролонгированность коррекционного воздействия, которое не заканчивается на последнем занятии. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с родителями и педагогами с целью выяснения особенностей поведения ребенка, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении. Крайне желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение одного-двух месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

К важнейшим факторам эффективности коррекционной работы следует также отнести особенности родительской позиции и меру их участия в коррекционном процессе. Так, если родители, по сути, уклоняются от воспитания ребенка, например в случаях, гипоопеки и безнадзорности, если именно контекст семейного воспитания предопределил необходимость оказания ему психологической помощи, трудно было бы ожидать значительного успеха коррекции, если ребенок останется в прежней социальной ситуации развития. Актуальной здесь становится задача организации работы с родителями как условие достижения конечного успеха. Далеко не последнее место в определении конечного эффекта коррекции играют тип семьи, социоэкономический статус семьи, количество детей в семье, возраст матери, пол ребенка, его ближайшее социальное окружение [195]. Эффективность коррекционных программ существенно зависит также от времени осуществления интервенции. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии и начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного разрешения трудностей развития ребенка.

Дата добавления: 2015-12-22 ; просмотров: 2905 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Методы психокоррекции

Психологическая коррекция

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) — один из видов психологической помощи.

— деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия;

— деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

— это система мероприя­тий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Процесс психологической коррекции сложен и многогранен.

Читайте так же:  Классификация, список и описание психических расстройств

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение,внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психологработает с ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой детей со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия детей друг на друга.

Общие положения

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного подхода диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит .В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы психокоррекции

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

1. Методы усиления регулирующих функции психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;

2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативны комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9508 —

| 7530 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия

Одной из важных методологических проблем клинической психологии яаляется проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействий. Для этих целей БД.Карвасарским была предложена клиническая шкала, в которую предлагалось включить 4 критерия: 1) степени симптоматического улучшения; 2) степени осознания психологических механизмов болезни; 3) степени изменения нарушенных отношений личности и 4) степени улучшения социального функционирования (таблица 4).

Клиническая шкала оценки эффективности психотерапии (Б.Д.Кярвасарского)

I. Критерий степени симптоматического улучшения.

а) симптоматика проявляется очень часто или характеризуется выраженной интенсивностью.

б) симптоматика проявляется довольно часто или характеризуется значительной интенсивностью.

в) симптоматика проявляется редко или характеризуется слабой интенсивностью.

г) симптоматика отсутствует.

П. Критерий степени осознания психологических механизмов болезни.

а) отсутствие понимания роли психогенных факторов в возникновении заболевания.

б) осознание взаимосвязи между симптомами болезни и неспецифическим нервно-психическим напряжением.

в) осознание взаимосвязи между симптомами болезни и конфликтной ситуацией, возникшей в связи с особенностями личности больного.

г) достижение понимания специфического содержательного или адаптивного характера симптомов, полного осознания роли собственных личностно-эмоциональных проблем в возникновении типичных для больного конфликтных ситуаций и понимания их генеза.

Ш. Критерий степени изменения нарушенных отношений личности.

а) отсутствие изменений.

б) изменение отношения к. болезни и лечению.

в) изменение отношения больного лишь в сфере (сферах), относящихся к актуальной конфликтной ситуации, без глубокого изменения нарушенных отношений личности.

г) изменение отношений больного во всех значимых сферах личности со значительной их перестройкой.

IV. Критерий степени улучшения социального функционирования.

а) низкая степень удовлетворенности своим социальным функционированием.

б) умеренная степень удовлетворенности своим социальным функционированием.

в) значительная степень удовлетворенности своим социальным функционированием.

г) выраженная степень удовлетворенности своим социальным функционированием.

Наряду с клинической шкалой, для оценки эффективности пси-хокоррекционных и психотерапевтических воздействий в клинической психологии используются показатели динамики психического состояния пациентов по данным различных психологических тестов. Чаше других в для этих целей используются MMPI, метод цветовых выборов Люшера.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Вопрос 1. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:

а) патопсихологическое исследование

б) клиническое интервьюирование

в) нейройсихологическое исследование

г) тестирование индивидуально-психологических особенностей

д) амитал-кофеиновое растормаживание

Вопрос 2. К принципам клинического интервьюирования относится все за исключением одного:

г) стереотипность д), проверяемость

Вопрос 3. Клиническое интервьюирование состоит из:

Вопрос 4.Длительность первого интервью должна составлять:

Вопрос5. Гарантия конфиденциальности предоставляется клиенту на:

а) I этапе интервью

б) 2 этапе интервью

в) 3 этапе интервью

г) 4 этапе интервью

д) 5 этапе интервью

Вопрос6. Антиципационный тренинг проводится на:

а) 1 этапе интервью

б) 2 этапе интервью

в) 3 этапе интервью

г) 4 этапе интервью

д) 5 этапе интервью

Вопрос 1. В понятие историко-культурной базы по ЖЛакану включается все за исключением одного:

б) сексуальная ориентация

Вопрос 8.Метод пиктограмм используется для исследования:

Вопрос 9.Методика Мюнстерберга используется для исследования:

Вопрос 10.Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях называют:

а) психопатологическим симптомом

б) психопатологическим синдромом

в) патопсихологическим синдромом

[1]

г) патопсихологическим симптомом

д) патопсихологическим феноменом

Вопрос 11.Эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт входят в структуру:

а) шизофренического симптомокомплекса

б) невротического симптомокомплекса

в) психопатического симптомокомплекса

г) органического симптомокомплекса

д) олигофренического симптомокомплекса

Вопрос 12. Опора в мышлении на латентные признаки, выявленная при проведении методики «пиктограммы» указывает на наличие:

а) шизофренического симптомокомплекса

б) невротического симптомокомплекса

в) психопатического симптомокомплекса

г) органического симптомокомплекса

д) олигофренического симптомокомплекса

Вопрос 13.Тест Люшера используется для оценки:

а) степени мнестических нарушений

б) выраженности интеллектуального развития

в) мыслительных особенностей

г) ясности сознания

д) эмоциональных переживаний

Вопрос 14.Исследование, направленное на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий называется:

Вопрос15. Способность узнавать предъявляемые предметы на ошупь называется:

Вопрос 16.Миннесотский многопрофильный опросник личности позволяет выявить:

Читайте так же:  Как привлечь любовь в свою жизнь и обрести вторую половинку

а) нейропсихологические симптомы

б) патопсихологические феномены

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

в) личностный профиль

г) свойства темперамента

д) интеллектуальные способности

Вопрос 17. Оценка аффективной ригидности по данным теста MMPI производится по:

Вопрос 18.К методам исследования внимания относят все методики за исключением одной:

в) корректурная проба

д) методика Мюнстерберга

Вопрос 19.Оценка эффективности психологических способов воздействия на человека включает все из нижеперечисленных критериев за исключением одного:

а) критерий степени симптоматического улучшения

б) критерий степени осознания психологических механизмов болезни

в) критерий степени изменения нарушенных отношений личности

г) критерий степени улучшения партнерских (сексуальных) от— ношений

д) критерий степени улучшения социального функционирования

Вопрос 20.Анализ визуального контакта в процессе клинического интервьюирования позволяет оценить:

а) уровень интеллекта . б) индивидуально-психологические особенности

в) состояние сознания

г) особенности волевой деятельности

д) нейропсихологические особенности

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

А.Айви, МАйви, Л. Саймек-Дайнинг. Консультирование и психотерапия, 1987.

В.М.Блейхер, Я.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996, 448 с.

[2]

Л.И.Вассерман, С.А.Дорофеева, ЯА.Меерсон. Методы нейропсихоло-гической диагностики. Санкт-Петербург, 1997, 304 с.

М.М.Кабанов, В.М.Смирнов, А.Е.Личко. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, 310 с.

ВД.Менделевич. Психиатрическая пропедевтика. М., 1997,496 с.

Л.Н.Собчик. Методы психологической диагностики. (3 выпуска)., М., 1980.

Н.Пезешкиан. Психотерапия повседневной жизни. М., 1995, 336 с.

-61-

Глава 2
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8738 —

| 7143 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Эффективность психологической коррекции

Проблема оценки эффективности коррекционных программ является одной из наиболее острых в практике работы с детьми и подростками. Наиболее важны здесь вопросы выделения критериев оценки эффективности коррекции и организации соответствующих процедур такой оценки, определения значения факторов и переменных, влияющих на эффективность, прогнозирования эффективности коррекционных программ.

Критерием оценки эффективности коррекционной работы является реализация поставленных целей с точки зрения ее участников. Эффективность интервенции и коррекционного воздействия может быть оценена на разных уровнях коррекционной программы:

на уровне общеразвивающего долгосрочного эффекта коррекционной программы как повышение жизнестойкости ребенка, возрастание его устойчивости к воздействию факторов риска в развитии [209];

на уровне разрешения реальных трудностей развития;

на уровне постановки целей и задач коррекционной программы. Так, например, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей в развитии, а ставить более узкую цель на ограниченный временной интервал.

Этапы коррекционной работы с детьми

Выше уже говорилось о том, что процесс коррекционной работы представляет собой довольно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития его личности. Интервенция и коррекция являются не изолированными практиками, а вплетены в целостную деятельность детского практического психолога, включающую коррекцию как особый вид этой деятельности. Вместе с тем можно выделить ряд этапов коррекционной работы как относительно самостоятельного вида деятельности психолога-практика. Перечисленные ниже этапы коррекционной работы намечают основные задачи, реализуемые психологом на каждом из них, уточняют характер его взаимодействия с кругом лиц, заинтересованных в результатах коррекционной программы.

Основные этапы коррекции включают в себя:

Этап планирования. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития.

Разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная или групповая). Отбор необходимых методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия родителей в коррекционной программе.

Организационный этап. Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.

Этап реализации коррекционной программы. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы.

Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.

Завершающий и обобщающий этап. Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы. В случае необходимости — разработка программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Теоретико-методологической основой разработки принципов коррекционной работы стали культурно-историческая концепция психического развития ребенка в онтогенезе, развиваемая в отечественной психологии в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, концепция планомерно-поэтапного формирования человеческой деятельности, разработанная П. Я. Гальпериным, а также весь опыт общественной практики воспитания и обучения детей, в том числе детей с трудностями развития и специальными нуждами, детей группы «риска», детей с разным уровнем толерантности, так называемых «уязвимых» и жизнестойких детей.

Принципы построения коррекционно-развивающих программ определяют стратегию и тактику их разработки, т. е. цели и задачи коррекции, а также методы и средства психологического воздействия на ребенка. Ведущими принципами проектирования коррекционных программ являются:

1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;

3) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

4) принцип единства диагностики и коррекции;

5) принцип приоритетности коррекции каузального типа;

6) деятельностный принцип коррекции;

7) принцип комплексности методов психологического воздействия;

8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Несмотря на обилие конкретных методик, используемых в практической возрастной психологии для коррекционных целей, все их можно условно объединить в четыре большие группы:

• методы игротерапии с детьми, подростками и семьями;

• методы арттерапии, поведенческая терапия;

• методы поведенческой терапии;

Читайте так же:  Гештальт-терапия перлза

• методы социальной терапии.

Метод игротерапии

Использование игры в коррекционных и терапевтических целях в психологической практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено еще в 20-е гг. XX в. работами М.Клейн, А.Фрейд, Г.Гуг-Гельмут. Уже в 1924 г., выступая на I конгрессе германских психоаналитиков К.Абрахам, подводя итоги обсуждения доклада М. Клейн об использовании новой аналитической техники при работе с детьми, заключил: «Будущее психоанализа лежит в игровой технике» [217]. Развитие теории и практики использования игры в терапевтических и коррекционных целях длительное время осуществлялось в рамках двух подходов — сначала психоаналитического (М. Клейн, А. Фрейд), а начиная с 50-х гг. — гуманистически ориентированного [51; 95; 212; 214]. Каждый из этих подходов реализовал в игровой терапии свое представление о психологической сущности игры, механизмах ее коррекционно-развивающего воздействия и об эффектах в развитии, определяющих позитивную роль игры для развития личности ребенка. В каждом подходе разработана своя концептуальная схема и система понятий: терапевтическая связь, принятие, сотрудничество, выбор и ответственность — в гуманистической психологии; аналитическая связь, трансфер (перенос) отношений, катарсис, сублимация — в психоанализе.

В последнее время можно наблюдать значительное возрастание интереса к использованию метода игровой терапии и в нашей стране [14; 60; 153]. Очевидно, выступает тенденция продуктивного творческого переосмысления и обогащения теории и практики игротерапии на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры, разработанной в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Рассмотрим указанные подходы более подробно.

Психоаналитический подход

Вторая особенность проведения аналитической работы с детьми связана со способом сбора информации об основных моментах развития ребенка — техникой сознательных воспоминаний. Несформированность у детей дошкольного возраста произвольных форм памяти сделала необходимым обращение психоаналитика к родителям как источнику получения существенной для понимания трудностей развития ребенка информации. Работа с родителями была, таким образом, включена в состав обязательных шагов и мероприятий программы преодоления трудностей развития ребенка. Именно психоанализу мы обязаны обращением к тщательному исследованию нюансов семейных отношений и трансформации этих отношений в направлении оптимизации условий развития ребенка.

Главная проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения «ключевого» для психоанализа метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения и подвергнуть их анализу.

В рамках психоаналитического подхода с самого начала выделились два направления — две школы, представленные; соответственно, именами А. Фрейд и М. Клейн. Безоговорочно принимая положения З.Фрейда о структурном строении сознания, включающего в себя Ид (бессознательное), Эго и Супер-Эго, об изначальной инфантильной сексуальности и механизмах развития личности, М. Клейн и А. Фрейд расходились в понимании символизма детской игры, роли трансфера (реакции перенесения) и некоторых аспектов становления сознания в детском возрасте. М. Клейн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражая конфликты и подавленные влечения ребенка.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Популярные методы психокоррекции и оценка их эффективности

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

· разрешения реальных трудностей развития;

· постановки целей и задач коррекционной программы.

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.

Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

[3]

GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » GKS :: ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ » МАТЕРИАЛ » Факторы эффективности психологической коррекции

Факторы эффективности психологической коррекции

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться118 Ноя 2009 01:25:16

  • Автор: Master
  • Wishmaster

Факторы эффективности психологической коррекции

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:
• разрешения реальных трудностей развития;
• постановки целей и задач коррекционной программы.

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.
Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.
Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.
Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Читайте так же:  Типы конфликтов

Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
1. Ожидания клиента.
2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.
3. Характер проблем клиента.
4. Готовность клиента к сотрудничеству.
5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.
6. Профессиональный и личностный опыт психолога.
7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы.

Модераторы и медиаторы эффективности психокоррекционной работы

Медиаторыопределяют механизм коррекционного воздействия в соответствии с концептуальной моделью и методом воздействия, объясняя каузальную связь между независимой и зависимой переменными. Так, например, связь высокого уровня интеллекта с эффективностью тренинга коммуникативной компетентности объясняется тем, что такой уровень позволяет ребенку осуществить децентрацию, скоординировать точки зрения на проблему всех ее участников и тем самым приобрести необходимую компетентность в решении коммуникативных задач. Высокий уровень интеллекта в нашем примере будет выступать как модератор, а децентрация – как медиатор приобретения ребенком компетентности в общении посредством тренинговых занятий. Основным направлением развития моделей коррекционной работы и прогнозирования их успешности является переход от идентификации модераторов, т.е. условий, влияющих на эффективность коррекции, к выявлению медиаторов, т.е. собственно коррекционных механизмов.

Зарубежные психологи подчеркивают, что идентификация факторов, которые предсказывают и формируют реакцию на терапию, а также эффективность коррекции, представляют первостепенную важность в исследованиях, связанных с детской практической психологией. Однако в зарубежной психологии существует несколько иное понимание понятий модераторов и медиаторов коррекции. Модераторами считаются предсуществующие характеристики, которые влияют на указанную реакцию, – особенности семьи, социальная принадлежность, коморбидность или уровень развития ребенка. Медиаторами являются переменные, возникающие в ходе терапии, – посещаемость, получаемая «доза» терапии, отношения с психотерапевтом и т.п. Особенно подчеркивается насущная потребность практической психологии в идентификации предшествующих переменных и психотерапевтических процессов, связанных с тем или иным исходом терапии.

Так, в отношении такого распространенного расстройства как синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) при коррекции когнитивного типа в качестве главного модератора реакции на коррекцию приходится учитывать возраст ребенка или уровень его развития. Это означает, что детям дошкольного или младшего школьного возраста может не хватать когнитивной утонченности и умения мыслить абстрактно, чтобы продемонстрировать стратегии рефлексии, подчиненные задачам самоконтроля. Терапевтические стратегии для несовершеннолетних этого возраста должны быть максимально конкретными. Но даже более старшие дети с СДВГ обнаруживают слабые реакции на исключительно когнитивные вмешательства, подтверждая мнение, что наличие СДВГ подразумевает общую недостаточность развития. Другими словами, возможным объяснением сравнительно недостаточной эффективности, скажем, когнитивных стратегий при СДВГ (в отличие от их успешности для других диагностических категорий) является то, что дети, страдающие этим расстройством, продолжают вербально и эмоционально функционировать на уровне, который соответствует более младшему возрасту.

Важным модератором является коморбидность СДВГ – сочетание СДВГ с дополнительными нарушениями поведения, эмоций и научения (коморбидность – сочетание ведущего расстройства с одним или несколькими дополнительными). В одном широкомасштабном исследовании в США семьи с детьми с СДВГ наугад подвергались: 1) медикаментозному лечению; 2) интенсивной поведенческой терапии; 3) комбинированному лечению, сочетающему в себе первое и второе; 4) коммунальной опеке (направление к работникам социальной сферы). Поведенческая терапия в этом исследованииотличалась высокой интенсивностью. В результате, по отношению к значимой симптоматике СДВГ, связанных с ним оппозиционных/агрессивных форм поведения и признакам социальных навыков у родителей и сверстников, комбинированное лечение было эквивалентным медикаментозному, так как и то и другое приводили к более ощутимым результатам, чем поведенческая психотерапия или коммунальная опека (которые приводили к одинаковым результатам). Но в том, что касается других итогов (ассоциированные интернализирующие признаки, отношения между родителями и детьми, социальные навыки, оцененные учителями), комбинированное лечение превосходило все прочие.

Определенные данные получены и в отношении такого поведенческого расстройства, как агрессивность. Коррекционные воздействия наиболее эффективны в отношении детей, чей стиль атрибуции был более интернализированным. В исследованиях Ф. Кенделла и Дж. Локмана было обнаружено, что среди мальчиков, прошедших программу преодоления гнева, наилучшие результаты показали те, у кого первоначально были самые большие затруднения с решением проблем. Кроме того, лучшие результаты отмечались у мальчиков с более ранней соматизацией и тревожным поведением, а также более низким социальным принятием со стороны сверстников, что заставляет предположить в них большую мотивацию к терапии из-за желания изжить дистресс и ослабить отвержение своим кругом. При выяснении того, какие аспекты терапии могут повысить эффективность программы преодоления гнева, обнаружили, что включение поведенческого целеполагающего компонента приводит к снижению агрессии и деструктивности. Дети ставили перед собой поведенческие цели, выполнение которых на еженедельных групповых занятиях подвергалось педагогическому мониторингу, а успешное достижение цели сопровождалось обусловливающим подкреплением.

Изменение значения таких социальных контекстов общения и взаимодействия для психического развития ребенка, отражающее специфику психологического возраста, должно быть учтено при планировании и разработке программы коррекционной работы с детьми. Исследование и определение функционального значения социальных контекстов для развития личности в детском и подростковом возрасте является актуальной задачей возрастной психологии, позволяющей уточнить и углубить наши представления о роли и значении общения в онтогенетическом развитии.

Читайте так же:  Что делать, когда я встречаю равнодушие людей к моим творениям

Проблема показателей эффективности психотерапевтической и консультационной работы практического психолога может оцениваться на основании универсальных показателей. Анализ современных работ по практической психологии показывает, что вопрос об эффективности психологического воздействия обсуждается очень активно. Заслуживает внимания в этом плане одна из важнейших тенденций в психотерапии – поиск, исследование и разработка общих факторов в психотерапевтических воздействиях, без ориентации на которые невозможно правильно учитывать эффективность работы психолога. К основным из них относятся:

1) хорошие отношения и сотрудничество между психологом и клиентом – исходная предпосылка психотерапии;

2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности клиента обсуждать свою проблему с психологом;

3) когнитивное обучение за счет получаемой психологической информации;

4) изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с психологом;

5) приобретение социальных навыков реагирования на модели поведения психотерапевта; убеждение и внушение;

6) усвоение или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоциональной поддержке со стороны психолога.

По мере развития психологической службы вопрос о ее эффективности становится все более актуальным. В последние годы в психотерапевтических исследованиях было обнаружено два важных факта: оказалось, что существуют систематические различия между психотерапевтами, касающиеся эффективности их работы; было также обнаружено, что люди с различными личностными особенностями могут нуждаться в различных типах психологической помощи. Тем не менее большинство фактов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности работы практических психологов нуждаются в дополнительной проверке.

Чтобы показать всю сложность проблемы, перечислим основные предпосылки для ее решения.

1. Оценка эффективности психотерапии и психокоррекции требует четкого определения ее метода. В практике нет возможности выделить какой-то один метод, так как большинство психологов использует сочетание различных методов.

2. Метод, даже один и тот же, в руках у специалистов разной квалификации дает, естественно, разные результаты.

3. Число пациентов, к которым применялся метод, должно быть статистически значимым. В практике чаще всего речь идет о длительной терапии одного или нескольких клиентов.

4. Изучение эффективности должно идти на гомогенном материале. Это практически очень сложный вопрос.

5. Группа пациентов должна формироваться как случайная выборка. С этической точки зрения это реально только в том случае, если число пациентов заведомо превышает реальные возможности обеспечить их психотерапевтической помощью.

6. Оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые наблюдатели.

7. Целесообразно, чтобы наблюдатель не был осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценки собственных представлений об этом методе.

8. Должна учитываться структура личности психотерапевта, степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия.

9. Личность клиента, степень выраженности черт, способствующих или препятствующих психотерапии.

10. Установка клиента на эффективность психотерапии как метода личностного роста.

11. Необходимо сравнение непосредственных и отдаленных результатов терапии. Это особенно важно при личностно-ориентированном психотерапевтическом воздействии.

12. Число повторно обследованных клиентов должно быть репрезентативным по отношению к числу клиентов (90% от общего числа).

13. Оценка в катамнезе должна быть как от независимого эксперта, так и от самого клиента.

14. Необходимо учитывать особенности жизни клиента после окончания лечения, возможные влияния на результат лечения ближайшего окружения (социальная ситуация развития).

15. Для объективного катамнеза необходима своя контрольная группа клиентов, так как изменения в состоянии пациентов, прошедших курс психотерапии, могли с течением времени происходить вне лечения.

16. Должны быть учтены теоретические посылки психотерапевта, влияющие на его профессиональные цели и задачи.

17. Общественное мнение о содержании психотерапии, существующее в ближайшем окружении клиента.

18. Отношение психотерапевта к его профессии и его представление о своих профессиональных качествах.

19. При работе с группой надо постоянно соотносить плоскости ее анализа: клиническую, индивидуально-психологическую и социально-психологическую.

20. Профессиональные возможности психолога, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психотерапевтического воздействия.

Конечно, реализация предпосылок в четкие критерии эффективности определяется теоретической позицией практического психолога, тем не менее, большинство авторов сходится во мнении, что клиническое симптоматическое улучшение является важнейшим критерием эффективности психологического воздействия. При этом есть необходимость привлекать и социально-психологические критерии: степень понимания пациентом психологических механизмов болезни и собственной роли в возникновении конфликтных и травмирующих ситуаций, в том числе и в развитии своих неадекватных, неадаптивных реакций, изменения в отношениях и установках, улучшение социальной ситуации и другие.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Какой бы содержательный критерий эффективности не анализировался, в любом случае мы имеем дело со следующими группами переменных, характеризующих воздействие: 1) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире; 2) объективно регистрируемые (наблюдателем, экспертом) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира человека; устойчивость изменений в последующей после воздействия жизни человека.

Источники


  1. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.

  2. Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Десять секретов Любви. Косметическая акупунктура (комплект из 3 книг + колода из 40 карт). — М.: ИГ «Весь», 2015. — 524 c.

  3. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
  4. Ричард, Витфилд. Анни Лайоннет Как выйти замуж и остаться там. Великолепные отношения. Управление эмоциями. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись (комплект из 4 книг) / Ричард Витфилд. Анни Лайоннет, И. А. Удилова. И. И. Петрова Петрова, Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 658 c.
  5. Вебер, Патрик Как решить проблемы в молодой семье, или Е-мое, кота опять стошнило!: моногр. / Патрик Вебер. — М.: Рипол Классик, 2016. — 192 c.
Популярные методы психокоррекции и оценка их эффективности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here