Потребности личности

Сегодня мы рассмотрим тему: "Потребности личности" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Потребности личности

У каждого человека есть свои потребности. Все люди рождаются в физических телах, которые нуждаются в постоянном потреблении энергии, воздуха, воды и пр. Затем появляются другие виды потребностей личности – социальные, духовные и психологические. Все они определяют судьбу человека, его направленность по жизни, интересы, желания и даже выбор.

Потребностью можно назвать острую нужду в каком-то явлении, предмете или человеке. Потребности могут меняться, а могут всегда оставаться неизменными. Зная потребности другого человека, можно им манипулировать. Зная собственные потребности, можно избавляться от зависимостей и манипуляций со стороны, а также самостоятельно формировать свою жизнь.

Что такое потребности личности?

Потребностью личности (или нуждой) называется некий источник из внешней среды, который дает энергию, вдохновение и мотивацию человеку. Он нуждается в этом источнике, он стремится к нему, он зависит от него. Порой достаточно этого источника достигнуть, чтобы успокоиться, а порой человек постоянно его удовлетворяет.

Потребности изначально у человека формируются на физиологическом уровне. Он рождается в теле, который требует чистоты, подпитки, воздуха и прочих элементов. Человек постоянно зависит от всех тех источников, в которых нуждается его тело.

Затем наступает воспитание, в процессе которого человек обретает другие потребности. Сайт психологической помощи psymedcare.ru указывает, что социальные, психологические и духовные потребности в человеке развиваются в процессе его жизни, когда он воспитывается, проживает в определенных условиях, окружен конкретными людьми и их образами жизней, даже временными тенденциями и пр.

Чем зависть отличается от нужды? Ведь в том и ином случае человеку что-то нужно от других людей или от жизни в целом. Отличие заключается не в том, что человеку что-то нужно, а в том, как он это просит у мира. Завидуя, человек требует, а нуждаясь, он просит.

Зависть заставляет человека думать, будто он чего-то лишен. Это значительно отличается от нужды, когда человек действительно лишен чего-то, что важно для его существования. В зависти человек может ни в чем не нуждаться. Ему просто невыносимо осознавать, что у других людей есть то, что, возможно, хотел бы и он иметь. Но важно ли это для его выживания? Скорее всего, нет. В зависти человек просто хочет иметь то, что есть у других людей, а в нужде человек именно нуждается в чем-то, поскольку это влияет на его выживаемость. Зависть – прихоть, а нужда – необходимость.

В чем еще заключается разница между завистью и нуждой? Отличие есть в энергии и эмоциях, которые вызывают эти два чувства. Зависть вызывает отрицательные эмоции, которые направлены на одно – отнять у другого человека то, что хочется. Нужда же вызывает положительные чувства, направленные на то, чтобы что-то сделать для собственного выживания или обретения того, в чем человек нуждается. В нужде

отсутствует желание отнять, в нем присутствует желание попросить, предложить, помочь, но с отдачей, расплатой, благодарностью.

Виды потребностей личности

Существует множество классификаций потребностей личности. Выделим всего лишь две:

  1. Разделение потребностей человека на биологические, социальные и духовные. Биологические и социальные потребности зависят от места рождения человека и среды его обитания. Духовные потребности проявляются в стремлении познать мир, самого себя, найти свое место и пр.
  2. Потребности роста (развития) и нужда в сохранении. Человек нуждается в постоянном развитии, получении одобрения и совершенствовании. При этом есть нужды, которые сохраняют свою актуальность: голод, жажда, секс и пр.

Отдельно рассматривают классификацию потребностей по пирамиде Маслоу, где есть четкие ступени человеческой направленности. Все начинается с низменных желаний, направленных на удовлетворение организма. Затем появляются потребности в защите и признании. Социальные потребности возникают на третьем уровне, и только потом человек доходит до духовного развития. Причем Маслоу утверждает, что высшие потребности не могут быть удовлетворены, если не удовлетворены низшие потребности.

Как человека ставят на «конвеер» по удовлетворению первой ступени потребностей пирамиды Маслоу? Дом, автомобиль, семья, друзья и прочее являются такими же средствами, как и деньги, внешняя красота, умения налаживать контакты, но только на порядок выше. Дом человеку нужен, чтобы было, где отдыхать, растить детей и как себя обезопасить. Автомобиль нужен для того, чтобы было легко и быстро передвигаться. Одежда нужна, чтобы привлекать, согревать и защищать. Люди нужны (друзья, любимый человек и т. д.), чтобы реализовывать свои амбиции, проявлять себя, взаимно обмениваться знаниями и благами.

Но все это останется на Земле, когда вы умрете. Ничего из этого вы с собой не заберете в мир иной. А значит, нужно работать над развитием своей души – вы заберете с собой только то состояние души, мировоззрение, отношение к миру, убеждения, страхи и т. д., которые наработали за всю свою жизнь.

Получается, что человек всю жизнь тратит на то, что он мог бы иметь, если бы не существовало правил, приватных территорий и прочих законов. Буквально за первые 25 лет жизни человек мог бы построить себе дом, научиться обеспечивать себя едой и одеждой, создал семью и обрел друзей, и т. д. А все остальные годы он занимался бы развитием себя. Но, нет! Многие люди большую часть жизни тратят на то, чтобы заработать себе на дом, семью и отдых. Сами они не могут себя всем этим обеспечить – правительство запрещает и ограничивает законами. Поэтому человека ставят на конвеер, чтобы он всю жизнь тратил на удовлетворение первой ступени потребностей пирамиды Маслоу, не поднимаясь выше.

Социальные потребности личности

Поскольку человек живет в социуме, у него рано или поздно развиваются социальные потребности. Это потребность в принятии, адаптации в обществе, приобщении к различным компаниям и группам. Каждый человек желает кого-то любить и быть любимым, с кем-то дружить, поддерживать постоянные контакты и пр.

Также социальная потребность проявляется в трудовой деятельности, которая зависит от других нужд личности. Социальные потребности делятся на:

  1. Свои нужды.
  2. Чужие нужды.
  3. Совместные нужды.

Большинство людей не в силах справиться с собственными проблемами. Так, как они могут давать советы другим людям относительно того, в чем они сами не достигли заметных результатов? Современный человек направо и налево раздает свои рекомендации и советы. Но если посмотреть на его собственную жизнь, насколько она благополучна и счастлива, то можно заметить, что он живет так же несчастно, как и те, кому он дает советы. Почему человек советует другим людям, а сам не пользуется этими советами, чтобы наладить свою жизнь? Потому что легче на словах казаться умным человеком, чем на деле приложить усилия и сделать жизнь лучше.

Читайте так же:  Этикет делового общения

На социальную зависимость каждого человека существенно влияет процесс образования и воспитания. Если ранее образование и воспитание были направлены на обучение молодого поколения и приспособление его к реалиям жизни, то современные обучающие программы взяли на себя ответственность развивать в людях те или иные моральные догмы, принципы и убеждения. Детей сейчас не обучают, а программируют на определенный стиль мышления и поведения. Таким образом, человек становится частью общества, неспособного жить в одиночестве, обеспечивать себя самостоятельно и думать только своей головой.

Вас невозможно будет подвести, если вы не будете зависеть ни от кого. Люди не смогут ранить вас, задеть ваши чувства, сделать вас несчастными, одинокими, злыми, печальными, если вы не будете зависеть от них в своем благополучии, любви, вдохновении и мотивации. Следует отметить, что самые успешные и богатые люди достигли того уровня самостоятельности, когда они могут быть как в обществе, так и вне него. Их счастье и благополучие не зависят от других людей. И это тот уровень независимости, который предполагает под собой наличие индивидуальности и самостоятельности.

Социальная зависимость друг от друга привела к тому, что люди не могут выжить сами по себе. Если кого-то поместить в дикие условия жизни, то никто из них не выживет. И кто будет виноват? Природа, которая не обеспечила человека жильем и едой? Точно так же современный человек сейчас говорит о чиновниках, которые якобы должны о них заботиться. Но чиновников не более сотни, а людей, о которых они должны заботиться, миллионы. Посилен ли такой запрос, чтобы сотни заботились о миллионах?

Современный человек стал зависимым. Его к этому приучили с самого детства, лишив индивидуальности и способности самому достигать того уровня благополучия, который будет устраивать лично его. Легко пенять на других, кто не помог вам стать счастливыми. Но трудно признать тот факт, что каждый человек должен заботиться о себе лично, особенно о своем будущем, не надеясь ни на кого, даже на государство.

Потребности и мотивы, интересы

Потребность – это нужда человека в неком благе, которое он получает из внешнего мира. Чтобы его получить, возникает мотив – побуждающая сила, которая толкает человека на достижение этого блага. Потребность становится причиной для развития мотива, однако они являются не одним и тем же явлением. Потребность заставляет себя достигать, а мотив побуждает человека действовать.

При этом потребность теряет свою значимость, когда человек ее удовлетворяет. Она может со временем снова проявиться, а может и навсегда исчезнуть. Мотив же является силой, которая зависит от серьезности причин, почему человек желает достичь того или иного.

Мотив и цель – это разные вещи. Однако порой мотив становится самой целью, то есть человек не достигает цели, а просто постоянно совершает одни и те же действия ради самого процесса их совершения.

Интерес также базируется на потребностях личности. Интересом является направленность, которая зависит от того, на что ориентирован человек.

Духовные потребности личности

Духовные потребности возникают в процессе развития личности. Они становятся сознательными нуждами, которые человек реализовывает всю свою жизнь. Предела в духовном развитии не существует, поэтому человек всю жизнь тратит на удовлетворение своих духовных потребностей.

[2]

Психологические потребности личности

Психологическими потребностями становятся нужды, которые не относятся к телесным нуждам, но и духовными не являются. Базовой психологической потребностью становится стремление к общению с другими людьми. Также можно выделить желание любить, принадлежать группе, получать поддержку и понимание, эмоции и пр.

Не стыдно быть одиноким человеком и искать себе любимого мужчину/женщину. Стыдно отвергать свою потребность в любви, когда вы гордитесь своим одиночеством, но на самом деле нуждаетесь в тепле и ласке.

Многие люди сами себя отгораживают от счастливой жизни с любимыми. Как они это делают? Несколько раз потерпев неудачу на поприще любви, они отказываются от нее, начиная гордиться своим одиночеством. Но если эти люди искренне ответят на вопрос, действительно ли они хорошо себя чувствуют, будучи одинокими, то можно услышать, что даже холостяки и холостячки желают быть любимыми и любить.

Как же перестать бояться любви? Вы должны понять, что ваши неудачи с бывшими партнерами являются вашим неверным решением или выбором. Вы сами выбирали таких людей, которые вас потом бросали, оскорбляли и унижали, хотя вокруг вас находится множество людей, самых разных и готовых к любви. Возможно, вы выбирали по внешней привлекательности. Но знайте, что за красивой «обложкой» часто находится «гнилой» и злой человек с комплексами и множеством претензий. Возможно, вы выбирали по количеству денег. Но тогда не обижайтесь, что к вам относились, как к вещи, ведь вас «купили», точнее вы себя «продали», а иначе не выбирали по данному критерию партнера.

Вы сами выбрали того, кто вас потом обидел. Поэтому, чтобы перестать бояться любви, вам необходимо всего лишь научиться правильно выбирать себе партнеров.

Стыдно отвергать свою потребность в любви. Если вы одиноки и ищете себе любимого человека, то это еще не стыдит вас. Все люди периодически становятся одинокими. Это ни хорошо, ни плохо – все зависит от этого, как вы сами относитесь к своему одиночеству. Но стыдно отвергать свою потребность в любви, когда на самом деле вы желаете быть с кем-то и строить крепкие отношения. Вы, получается, сами себя обманываете и еще больше делаете несчастными тем, что отвергаете желания своего сердца и строите из себя «шута», которому хорошо быть одному. Если вы хотите любить, тогда признайте это. Гораздо хуже будет тогда, когда пройдут ваши молодые годы и вы поймете, что у вас нет ничего, кроме денег, друзей и своей гордости, которая вас заставила остаться в одиночестве.

Читайте так же:  Как удержать мужчину

Человек постоянно в чем-то нуждается. Это нормально, поскольку на основе потребностей возникает мотивация, которая побуждает человека действовать. А движение, как известно, — это жизнь.

Потребности личности

Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал:

«Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей. «*.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С 493.

Потребность обусловливает направленность организма, индивида, личности, социальной общности к созданию и реализации условий существования и развития. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы:

а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности);

б) условия для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания, труда);

в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. Все эти условия образуют оптимальные параметры жизнедеятельности человека, его психофизиологический гомеостаз.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека – его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные – текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида.Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:

1) потребности, связанные струдом, – потребности познания и созидания;

2) потребности, связанные сразвитием, – потребность в игре, научении, самореализации;

3) потребности, связанные с социальнымобщением, социальной идентификацией, – нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называютсясоциогенными.

Кроме этого, большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называютсябиогенными (витальными, от лат. vita – жизнь). К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности – научение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода (рис. 91).

Рис. 91. Иерархия (пирамида) потребностей человека (по А. X. Маслоу).

Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970), американский психолог, предложил концепцию системного исследования психологии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смысловых образований. Маслоу создал иерархическую модель мотивации личности («Мотивация и личность», 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.


Естественные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни – высшие и низшие.

Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности – это гипертрофированные потребности низших уровней, препятствующие развитию потребностей более высоких уровней. Только упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности – гипертрофию вещизма, делячества, утилитаризма.

Материальное потребление для социализированной личности является прежде всего условием ее созидательной деятельности. Если животные действуют лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечивать прогресс общественного развития.

Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, – признак десоциализации личности.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

В отличие от животных, имеющих стабильный круг потребностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).

Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей – «расползание» вширь потребностей низших уровней.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Потребности личности

Как отмечает Е. П. Ильин, проблема потребностей в качестве самостоятельной научной проблемы стала обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти XX века. До этого потребности рассматривались среди различных эмоциональных проявлений, а иногда и как инстинкты (например, инстинкты смерти и жизни у Фрейда).

Общепризнано, что потребности — это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей — от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Потребность как нужда — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).

Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражения нужды в сознании человека.

Потребность как зависимость — это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов).

Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.

Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение меж : ду субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага — это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае — социально-экономическим.

[3]

Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд).

[1]

Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

Читайте так же:  Как быть, если молодой человек или девушка не хочет отношений

Потребность как состояние (И. А. Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к

Удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность — это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на неосознаваемые (неощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.

Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

Потребности личности (стр. 2 из 2)

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

3. Классификация и виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Идеальные потребности – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в себя:

физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),

потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),

биологические (по П.В. Симонову),

материальные (по Ф.М. Достоевскому). Второй класс потребностей это:

— потребности в уважении и любви,

— самоактуализации (по А. Маслоу),

— познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

— потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

— социальные и идеальные потребности (по П.В. Симонову).

Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положительно коррелирует с активностью в научной работе.

Потребность в аффиляции (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффиляции.

Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффиляции у студентов наблюдается положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень – отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин. Кроме того потребность в аффиляции значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффиляции практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность в аффиляции уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует с тревожностью.

Потребность в доминировании – возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю.М. Орлова – все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.

Читайте так же:  Как противостоять человеку-манипулятору дома и на работе

Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию, вне связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.

Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.

Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза! Интересно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшая удовлетворенность учением. Студенты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познавательная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться.

Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о много- многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятель-ностями.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 2008.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М., 2009.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.

4. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2009.

5. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 2010.

Потребности человека

На вопрос: «Что такое счастье?» каждый человек, безусловно, ответит по — своему. Для одних счастье — любимый человек, для других — любимое дело, любимая работа, для третьих — спокойствие, для четвертых — возможность творчества, для пятых — дети.

Некоторые люди затрудняются ответить на этот вопрос, предполагая, что уж когда это счастье наступит, вот тут то они его и опознают.

Что остается делать, когда счастья все нет и нет? Печально и терпеливо ожидать? Принять свою ситуацию как кару небесную и расплату за свои грехи (или грехи предков)? Злиться и завидовать окружающим, которые удовлетворены своей жизнью?

А может быть, можно предпринять активные действия в определении и достижении того, чего не хватает в жизни?

Что такое ПОТРЕБНОСТИ?

Это ощущение или признание факта отсутствия чего-либо, необходимого человеку:

отношений и т. д.

Список потребностей современного человека столь многообразен, что вряд ли кто-то сможет представить его в полном объеме.

На мой взгляд, одна из наиболее удачных попыток — классификация потребностей Абрахама Маслоу — Пирамида Маслоу. Он разбил все потребности на группы и определил их иерархию следующим образом:

Потребность
в самореализации
________________
Личностные потребности
________________________
Социальные потребности
_______________________________
Потребность в безопасности
________________________________________
Физиологические потребности
_________________________________________________

1 уровеньфизиологические потребности. Это низший, но самый значимый для человека уровень потребностей (пища, вода, отдых). Если эти потребности актуализированы (т.е возникли), но не удовлетворяются, то и все остальные потребности не имеют значения, поскольку нарушается регуляция работы организма человека.

2 уровень
потребность в безопасности. Сюда входят потребности в защите от лишений, физических угроз и психологических опасностей. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция психики человека.

3 уровеньсоциальные потребности. К ним относятся потребности в общении и принадлежности к группе, в теплых взаимоотношениях с людьми, во взаимной помощи и поддержке, в любви и дружбе.

4 уровеньличностные потребности. Они носят двойственный характер и чрезвычайно сложны. Во-первых, человек нуждается в самоуважении, которое часто является следствием совершенного овладения какой-либо деятельностью. Так формируется потребность в уверенности в своих силах, возможностях, способностях, знаниях, в независимости от других людей, в успехах и достижениях в работе. Во-вторых, человек нуждается в уважении со стороны других людей, в высокой оценке ими его деятельности, в признании другими его репутации, авторитета, статуса, заслуг.

5 уровеньпотребность в самореализации. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». Это выражается в потребности реализовать свои собственные потенциалы, продолжать саморазвитие, заниматься творчеством.

Что происходит, когда человек не удовлетворяет свои потребности?

Очень большое количество сложностей возникает, когда человек, по тем или иным причинам не слышит свои нужды, не может их удовлетворять.

Потребности подчиняются определенным «законам динамики».

1. Откладывание или недосягаемость жизненно важных и ценных для личности потребностей вызывает апатию, депрессию, неудовлетворение жизнью в целом.

2. При удовлетворении одних потребностей у личности возникают новые потребности

3. При систематическом неудовлетворении происходит свертывание системы потребностей, угасание желаний и стремлений, растет неверие в возможность перемен.

Что мешает чувствовать и удовлетворять потребности?

1. Мифы об эгоизме.
Это когда у вас есть представление о том, что если вы будете следовать своим потребностям и желаниям, если вы будете внимательны и заботливы по отношению к себе — вы эгоист. Чаще всего такие установки возникают в раннем детском возрасте, в семьях, где есть «культ помощи другим», т.е. на первое место выходит ценность заботиться о других. Основной запрет здесь — желать для себя, это «аморально», «эгоистично», «плохо».

2. «Не понимаю, что хочу. ».
У некоторых людей, в силу воспитания, не сформировался навык обозначать для себя свои потребности и желания. Чаще всего это выражается в том, что человек ощущает какую-то нехватку, потребность, но не может определить, что именно ему нужно.

У таких людей рано или поздно может развиваться «замещающее поведение», т.е. различные способы, при помощи которых можно справляться с этим внутренним ощущением нехватки. Чаще всего в таких целях используются такие действия, как еда, покупки, азартные игры, секс, экстремальные виды спорта, употребление алкоголя и наркотиков.

Читайте так же:  Что является результатом процесса социализации индивида

Все эти виды действий как бы «маскируют» этот дискомфорт, который возникает в результате того, что человек не может опознать и удовлетворить свою потребность. Если формы поведения являются суррогатными, или заменяющими истинное удовлетворение потребности, человек рискует попасть от них в зависимость. Такие способы направлены не на удовлетворение конкретной потребности, а на снятие (маскировку) дискомфорта, причиняемого ею. Потребность не удовлетворена — соответственно состояние постоянно требует корректировки.

3. «Понимаю, что хочу, но я не могу достигнуть желаемого. »
Этот пункт, в какой-то мере похож на п.1, но у него есть важные отличия. В данном случае у человека есть хороший контакт со своими потребностями, он хорошо понимает, что ему необходимо в тот или иной момент. Проблемы возникают на этапе удовлетворения этих потребностей. По тем или иным причинам удовлетворение потребностей блокируется. Это может ощущаться как «Руки опускаются», «Все дается невыносимо сложно», «Судьба против меня». Человек, испытывая сопротивление среды или себя самого, очень быстро сдается. Ощущая при этом сильный внутренний дискомфорт, бессилие.

При ближайшем рассмотрении такого рода поведения оказывается, что работают бессознательные внутренние установки, полученные в том же детстве. Всем известны ситуации, когда ребенок тянет руку или выпрашивает что-то для себя. Как ведут себя некоторые родители? Они без объяснений запрещают это или просто бьют ребенка по рукам, а некоторые говорят: «Если будешь просить, я отдам тебя этому дяде», «Ты больше не будешь моим ребенком. », «Ты будешь плохим..» Что еще остается ребенку в такой ситуации? Конечно, он не перестает хотеть, но он принимает свое внутреннее решение: «Чтобы сохранить любовь мамы, я буду молча хотеть и никогда ничего не буду делать, чтобы получить то, что мне нужно».

Вот с подобными установками некоторые люди приходят во взрослую жизнь. Конечно, такие установки немного переформулировываются и звучат примерно так: «Я понимаю, что мне надо, но не буду добиваться этого, иначе может случиться что-то страшное. »

4. Ориентир не на свои потребности, а на то, что «должны хотеть нормальные люди. »
В этом пункте вступают в конфликт собственные потребности человека и те потребности, которые ему называли как правильные в семье или обществе.

Например, девушка испытывает потребность защитить себя, но ей всегда говорили: «Женщина не должна повышать голос! Не должна ссорится! Должна всегда уступать». Что делать такой женщине? Внутри нее ведут борьбу две тенденции: защитить себя (например. от оскорбления) или просто стерпеть и смириться?

Или еще один пример установок: «Девушка должна создать семью до 20 25 30. лет!» И как вы считаете как будет себя чувствовать девушка не выполнившая это предписания? Один из них — это начнет искать себе мужа не по любви, а по долгу. И потребность в любви так и не будет удовлетворена, уступив место долженстованию.

Кстати, когда вы слышите в себе голос, говорящий слово «Должен (на)!» , задумайтесь хорошенько: а кому? Когда речь идет о внутренних потребностях, там этого слова нет — там есть желание.

В результате следования «идеалу потребностей», так мы его назовем, человек получает двойной дискомфорт: во-первых, не удовлетворяется настоящая потребность; во-вторых, человек не понимает, где нужно себе доверять, а где нет.

Попробуйте провести самостоятельно исследование.

1. Определитесь, к какому типу помех в удовлетворении потребностей вы более склонны. Попробуйте проанализировать источники этих помех в своей жизни (семейные ценности, убеждения, пережитой опыт и т.д.). Помня о своих особенностях в отношении потребностей, перейдите к следующему заданию.

2. Произведите ревизию своих потребностей. Распишите их, используя структуру Пирамиды Маслоу. Учтите как удовлетворенные, так и не удовлетворенные потребности. Будьте честны с собой, ведь в данном случае, определяя нереализованные желания и нужды, вы даете возможность себе изменить жизнь, самостоятельно определить направление, в котором находится ваше счастье. Нарисуйте две пирамиды: одна будет в себе содержать все потребности, которые вы удовлетворяете, и она будет предметом вашей городости и вдохновения (обратите внимание, что нужно выделять даже самые маленькие и незаметные потребности). Вторая пирамида будет содержать те потребности, которые вы пока не могли удовлетворить, и это будет ваша Пирамида Целей. Естественно, что необходимо начинать удовлетворять нужды, начания с базовых. Т.е. если у вас не реализована потребность в отдыхе, не стоит начинать с потребности в общении*

.

Начиная исследовать сферу своих потребностей, вы совершаете очень важные шаги на пути к счастью.

Видео (кликните для воспроизведения).

* Для тех, кому сложно определять свои потребности, задержитесь на уровне базовых потребностей. Здесь вам будет гораздо проще определять те дефициты, которые необходимо удовлетворять. Например, пытайтесь определять и отмечать, как вы чувствуете голод, опишите его. Когда это удастся, попробуйте ответить на следующий вопрос, когда вы голодны: «А что именно я хочу сейчас покушать?» Так же вы можете экспериментировать с потребностью в отдыхе, тепле и комфорте и т.д. Только после того, как вы четко освоите базовый уровень, поняв саму идею потребностей, двигайтесь выше по пирамиде.

Источники


  1. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.

  2. Дрентельн, Е. С. Этюды о природе женщины и мужчины. Основания полового и женского вопросов в их взаимной связи / Е.С. Дрентельн. — М.: Либроком, 2011. — 304 c.

  3. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.
  4. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.
  5. Морозова, Елена Как развестись за неделю / Елена Морозова. — М.: Невский проспект, 2017. — 128 c.
Потребности личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here