Поведение старшекурсников в конфликтных ситуациях

Сегодня мы рассмотрим тему: "Поведение старшекурсников в конфликтных ситуациях" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации

Цель: ознакомление учащихся с понятием “конфликт”, с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  • формирование представления о сущности конфликтов, о естественности их возникновения в повседневной жизни;
  • помочь осознать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях;
  • формирование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.
  • Беседа “Поговорим о конфликтах”

  • Какие причины возникновения конфликта?
  • Всегда ли конфликт – это плохо?
  • Можно ли жить без конфликтов?
  • В чем отличия понятий “спор” и “конфликт”?
  • Найдите доказательства или опровергните убеждение “В споре рождается истина”.
  • Какие способы решения конфликта вы знаете?
  • Невозможно представить себе жизнь любого человека без конфликтов, свободную от каких-либо серьезных переживаний, разногласий, недопониманий. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на протяжении всей жизни.

    Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренной противоречие.

    Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

    Необходимо выбрать определенную стратегию поведения в конфликте, которая бы отражала Ваше отношение к данной ситуации. Таким образом, надо ответить на свой же поставленный вопрос: “Как конфликт может повлиять на мое течение жизни? Если я буду участвовать в нем, я что-то получу или, наоборот, потеряю?” Только поэтапно ответив на эти вопросы, поразмыслив, Вы можете сделать выбор, от которого зависит, будет ли конфликт продолжительным и обременительным или он так же быстро закончится, как и начнется.

    2. Упражнение “Два барана”

    Цель: выявить ведущую стратегию поведения в конфликте

    Перед выполнением упражнения на полу раскладываются листы А4 формирую узкую дорожку. Выбираются двое учащихся, которые становятся по разные стороны дорожки, друг напротив друга

    Инструкция учащимся: “Представьте, что вы стоите на разных берегах и вам нужно перейти по мосту на другую сторону. Вы одновременно начинаете движение”.

    Учащиеся решают конфликт как им перейти на середине моста. По итогам делаются выводы о стратегии.

    3

    . Стратегии поведения в конфликте.

    В конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Базируясь на своих ответах, он отдаст предпочтение той или иной стратегии поведения (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или принуждение). Часто отражение этих интересов происходит на подсознательном уровне, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии очень эмоционально и непредсказуемо.

    Важное место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает значимость для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного соперника межличностные отношения с другим соперником (дружба, партнерство, любовь и т.д.) безразличны, то его поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, если субъект ставит превыше всего межличностные отношения, то, как правило, это является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

    Одна из типологий рассматривает стратегии взаимодействия как двумерную модель:

    ориентация на собственные интересы, их удовлетворение
    ориентация на интересы другого человека, оказание помощи в их удовлетворении

    Выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации.

    1. Соперничество — ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения.

    2. Сотрудничество — одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от остальных, требует больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.

    Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, стороны исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т. п. (Пример, когда в споре действительно рождается истина, а не ссора.)

    3. Компромисс — половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.

    Чаще всего компромисс продуктивен тогда, когда обе стороны имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.

    4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. Таким образом, избегание является индивидуальной пассивной стратегией. Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта, но может приводить к тому, что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.

    5. Приспособление — это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление. Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. Человек действует совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.

    Читайте так же:  Какие виды любви в психологии существуют

    Приспособление целесообразно в тех случаях, когда проблема для одного участника конфликта незначима или его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее. Общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.

    4. Беседа “Правила поведения в конфликтных ситуациях”

      Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
  • Как можно разрешить конфликт, не ущемляя права и чувств достоинства всех людей, задействованных конфликте?
  • С какой целью создаются правила поведения?
  • Какие правила решения житейских конфликтов существуют в вашей семье?
  • 5. Решение конфликтов ситуаций

    Учащиеся составляют способы решения конфликтов.

    Ведущий предлагает участникам ознакомиться с “Беспроигрышным методом решения конфликтов”

    1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
    2. Постарайтесь найти как можно больше вариантов решения конфликта.
    3. Дайте оценку всем вариантам и выберете тот, что наиболее соответствует интересам всех конфликтующих сторон, договоритесь действовать в соответствии с ними.
    4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
    5. Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели

    7. Заключительная часть

    — Какие качества помогают легко решать возникающие конфликты? (Учащиеся составляют список)

    Возможные варианты ответа:

    • Умение слушать собеседника.
    • Умение воспринимать критику.
    • Уважение.
    • Тактичность.
    • Самоконтроль.
    • Отзывчивость.

    Мини-сценки “Решение конфликтов”

    Для выполнения упражнения группу необходимо разделить на подгруппы по 3-4 человека.

    Инструкция для учащихся: “Каждая команда сейчас должна привести пример одного из типичных житейских конфликтов и разыграть сценку, в которой этот конфликт будет решаться на основе “Беспроигрышным методом решения конфликтов””.

    Примеры могут быть такими:

    — Твой брат играет за компьютером уже второй час, а тебе срочно нужно сделать доклад по предмету.

    — На контрольной работе сосед по парте просит тебя решить ему контрольную работу, но ты сам не успеваешь по времени решить все задание своей работы.

    — Сегодня твоя очередь убирать в классе, а ты очень спешишь на занятия в спортивной секции, но классный руководитель настаивает на том, чтобы ты задержался.

    Поведение старшекурсников в конфликтных ситуациях

    Старшекурсники все еще являются людьми подросткового периода, но уже находятся на пороге взросления. Данный переходный период интересен тем, какие качества и свойства проявляются.

    Старшекурсник продолжает быть взбалмошным подростком или все-таки способен думать головой и принимать взвешенные решения? Существует много моделей поведения, к которым прибегают люди данных возрастов. Обо всех них поговорим в данной статье интернет-журнала psytheater.com.

    Уровень конфликтоустойчивости старшекурсников

    Данный период жизни часто знаменуется тем, что молодые люди не только продолжают получать полезные знания и набираться опыта по специальности, но и первыми попытками столкнуться с реальным миром, работать и общаться с разными людьми.

    Подростки более младших возрастов не блещут своими умениями сглаживать острые углы и спокойно решать вопросы. Чем моложе человек, тем более горячо и разъяренно он воспринимает любые нападки на себя. Какой уровень конфликтоустойчивости у старшекурсников?

    Все показатели указывают на средний бал. У молодых людей старшего вузовского возраста уровень агрессивности и конфликтности ниже, чем у подростков, но выше, чем у взрослых людей. Средние балы были показаны по следующим показателям: конфликтоустойчивость, желание находить компромисс и желание вступать в конфликт. Лишь 30% случаев показали низкие результаты, которые характеризуются выраженностью конфликта. Высоких показателей не показал никто.

    Какие существуют стратегии в конфликтной ситуации?

    Давайте рассмотрим стратегии и модели поведения, которые в той или иной степени были выявлены среди старшекурсников:

    • Компромисс (46,1%) – данная модель характеризуется стремлением участников найти среднее решение вопроса, не полностью раскрывающее интересы и желания обеих сторон. Люди стремятся разрешить конфликтную ситуацию как можно быстрее и проявляют доброжелательность.
    • Соперничество (30,8%) – данная стратегия характеризуется борьбой за достижение собственных желаний с применением власти, давления, манипуляций, принуждения и зависимостей партнеров. Однако данная модель может стать эффективной, когда она сохраняет целостность группы и помогает достичь своих целей.
    • Уступки (15,4%) – желание согласиться с предложениями партнера, отказавшись от своих. В данном случае человек старается сгладить острые углы, не общаться на «жаркие» темы и уйти от конфликта. Уступки хороши лишь в том случае, если предмет разногласий имеет меньшую ценность, нежели сохранение союза с противоположной стороной.
    • Сотрудничество (7,7%) – участники в ходе открытого разговора находят такое решение, которое будет удовлетворять интересы всех сторон.
    • Избегание (0%) – нежелание видеть конфликт, считать его безопасным, отрицание разногласий, избегание необходимости брать на себя ответственности.

    перейти наверх

    Какие стратегии чаще всего применяются старшекурсниками?

    Исследования показали, что у старшекурсников имеются определенные стратегии, к которым они чаще всего прибегают:

    [2]

    • «Сова» (38,4%) – модель поведения, при которой участники открыто и честно конфликтуют, стремясь найти такое решение ситуации, которое будет удовлетворять интересы и желания всех и при этом сохранять взаимоотношения. Ни одна из сторон не желает пренебрегать собственными взглядами и целями.
    • «Лиса» (23,1%) – стратегия компромисса, при которой умеренно важны и взаимоотношения, и цели.
    • «Медвежонок» (23,1%) – сглаживание углов и уступки, поскольку важны контакты, а не цели.
    • «Черепаха» (7,7%) – отказ от достижения целей, как и отсутствие желания дальше продолжать отношения с теми, с кем не удалось договориться.
    • «Акула» (7,7%) – стратегия, при которой участник любыми способами заставляет удовлетворить его интересы, полностью пренебрегая отношениями и связями. Согласно мнению приверженцев данной модели, выигрывает всегда только один за счет проигрыша другого.

    Можно сделать вывод, что старшекурсники уже обладают средним, адекватным уровнем конфликтоустойчивости, который отмечается при переходе из подросткового возраста во взрослый.

    Как правильно себя вести в конфликтных ситуациях

    Конфликтные ситуации возникают очень часто, можно сказать, что вся жизнь состоит из них. Вариантов масса: конфликтуют семейные пары, родители и дети, работодатели и подчиненные, коллеги между собой. Банальное «наступили на ногу в троллейбусе» тоже способно иногда породить нешуточный конфликт.

    Что же такое конфликт?

    Это спорная ситуация, которая базируется на столкновении интересов двух и более людей. Один имеет свою, «единственно верную» точку зрения, у второго она другая, но тоже уникальная и правильная. Та-даммм! Возникла конфликтная ситуация.

    «Конфликт» переводится с латинского как «столкновение». Бывает столкновение мотивов, интересов, целей, мнений или взглядов.

    Если попытаться сформулировать кратко, то можно сказать, что конфликт – это противоречие, возникшее между двумя или несколькими людьми. Он может быть личным или социальным.
    Конечно, не любое противоречие способно вырасти в конфликт. Для этого нужно, чтобы оказались всерьез затронуты моменты, которые человек считает важными и готов отстаивать. Обычно это духовные и материальные ценности, престиж, социальный статус, личное достоинство и т.д.

    Читайте так же:  Как успокоиться перед экзаменом

    Способы поведения в конфликте

    Обычно выделяют 5 основных поведенческих моделей, свойственных человеку, вступившему в конфликт:

    1. Уклонение, избегание. Это пассивный стиль. Человек не хочет уступить, но и свои интересы активно не отстаивает.Это может быть в сознательной форме: «Я не хочу с тобой спорить!» Или в бессознательной, когда просто отрицается само наличие конфликта.
      Эта стратегия иногда бывает рациональной, она снижает градус конфликта и даже способна, в отдельных случаях совсем прекратить его.Однако стоит отметить, что слишком частое обращение к данной модели поведения способно снизить самооценку «уклониста», и породить в нем неуверенность в собственных силах.
    2. Уступка. Эта стратегия призвана смягчить ситуацию, пойдя на уступки, чтобы сохранить отношения. Возможно, самая выгодная, так как экономит ресурсы личности, помогает снять напряжение, внося мир и здравомыслие в ситуацию.
      Минус в том, что при такой стратегии собственные интересы, скорее всего, отстоять не получится. К тому же противоположной стороной стремление идти на уступки может быть воспринято как слабость, и приводит иногда даже к дополнительным требованиям.
    3. Конфронтация. Агрессивная, жесткая стратегия поведения, учитывающая соблюдение лишь собственных интересов. На оппонента оказываются различные способы давления, чтобы принудить отказаться от своего. Это сильная позиция для получения желаемого, но и свои минусы у нее есть.Во-первых, она требует больших физических и психических ресурсов, выматывает и может вызвать стресс. А во-вторых, желающих общаться с подобным человеком становится все меньше.
    4. Компромисс (баланс интересов, взаимная уступка). Эта позиция предполагает готовность обоих оппонентов к взаимным уступкам, и становится хорошим способом регулирования конфликта. Данная стратегия поведения отличает людей высокой культуры общения. Но к сожалению, она не может окончательно разрешить конфликт, поскольку интересы ни одной из сторон не получили полного удовлетворения. И это может стать причиной развития ситуации в будущем.
    5. Сотрудничество. Это стратегия более высокого уровня, она стремится учесть и реализовать интересы всех участников, но требует больших вложений интеллектуального и душевного труда. Нужно внимательно и непредвзято изучить причины возникновения конфликта, и найти в себе силы и готовность действовать согласованно во имя общей цели. Именно взаимное признание ценности отношений и нежелание их разрушить становится основой для подобного способа разрешения.

    Невозможно прожить бесконфликтно. Но, изучив и поняв механизмы возникновения подобных ситуаций и способы поведения в них, попытавшись применить на практике лучшие стратегии, можно значительно повысить качество собственной жизни.

    Управление поведением в конфликтных ситуациях

    Тема: Управление поведением в конфликтных ситуациях

    1. Теоретические основы управления конфликтами

    1.1 Определение и характеристика конфликта

    1.2 Конфликт как процесс

    1.3 Типы конфликтов

    2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях

    2.1 Характеристика ролевых конфликтов

    2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте

    2.3 Методы разрешения конфликтов

    2.4 Поведение и действия руководителя в конфликтных ситуациях

    [1]

    Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Тили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), ибо его последствия могут принести немалый ущерб.

    Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

    — теоретические исследования конфликтов и их типов;

    — изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации;

    — изучение способов и методов разрешения конфликтов;

    — анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.

    В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. Поэтому полное отсутствием конфликтов в организации — невозможное явление (т.к. люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.).

    1. Теоретические основы управления конфликтами 1.1 Определение и характеристика конфликта

    Приступая к исследуемой теме курсовой работы — управление поведением в конфликтных ситуациях, первоочередным шагом является определение сущности конфликта.

    «Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт приносит не только вред. Он может прояснить отношения и способствовать прогрессу.»

    [3]

    «Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других.»

    «Конфликт представляет собой стихийно возникающее противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.»

    Анализ экономической литературы, показывает, что все существующие многообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и пр. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения.

    Понятие «конфликт» является синонимом следующих понятий:

    • спор, соперничество — дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели;

    • единоборство — вооруженный конфликт;

    • борьба — столкновение индивидуальных соперников;

    • скандал — публичное столкновение или шумная ссора.

    В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все время согласованными. Основными точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.

    Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы.

    Обычно человек вступает в конфликт лишь в значимой для себя ситуации, когда не видит возможности ее изменить (иногда из солидарности). Но в большинстве случаев он старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

    Читайте так же:  Нелюбимая работа

    Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное.

    Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные). Социальные конфликты могут возникать между:

    • персоналом (например, рабочими и менеджерами)

    • группами лиц (например, между менеджерами различных отделов, рабочими и администрацией);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    • структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой — банком, фискальными органами, органами власти, общественными организациями);

    • разнородными участниками (например, забастовка энергетиков — конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ).

    1.2 Конфликт как процесс

    Конфликт можно рассматривать в широком смысле как процесс, состоящий из нескольких этапов.

    На первом этапе складывается конфликтная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определённые интересы, потребности, цели. Посягательство одной стороны на какую-либо из потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта.

    Противоречие, пока еще не перешедшее в конфликт, — конфликтная ситуация. Это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.

    Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создашь или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.

    «Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.»

    Конфликтная ситуация может обостриться под воздействием инцидента, представляющего собой вторую фазу конфликта. Это событие или обстоятельство, которое служит толчком или поводом к столкновению. Оно может быть целенаправленно спровоцировано вили произойти в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображений сторон.

    Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта .

    Третьей стадией развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с созданием для оппонента помех и причинением прямого или косвенного вреда. Конфликтные действия могут принимать следующие формы:

    • бойкот (отказ или уклонение от действий в интересах соперников);

    • саботаж (сознательное нанесение ущерба другим);

    • травля (компрометация соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств);

    • словесная агрессия (обвинения, оскорбления, неблаговидные оценки с целью дискредитации противников);

    • массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги) и т.д.

    Четвертая фаза — окончание конфликта. Результатом конфликта могут быть:

    1)перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности ит.п.);

    2)распад или обновление коллектива;

    4)поиск «козла отпущения» (одного или нескольких человек, на кого можно свалить вину за все проблемы и уволить, успокоив или запугав тем самым остальных).

    Тактики поведения в конфликтной ситуации

    При слове «конфликт» большинству людей слышится звон разбитых стаканов, грубые слова и эпитеты, или напряженное, полное скрытой угрозы, молчание. Мы видим заплаканное лицо или обиженные надутые губы собеседника. С детства нас настойчиво учили, что конфликтовать – плохо и конфликтов нужно избегать. Возможно ли это?

    И так уж плохи конфликтные ситуации сами по себе?

    Мы живем в мире, насквозь пронизанном потенциальными конфликтами, в мире, полном столкновений различных целей, стремлений, мнений и норм поведения; однако далеко не каждая конфликтная ситуация выливается в открытый конфликт. Происходит это только тогда, когда люди начинают демонстрировать открытую или завуалированную враждебность. Поэтому «плохим» является не конфликт сам по себе, а «плохими» могут быть индивидуальные реакции и поведение в конфликтной ситуации. Именно неправильная, деструктивная (не направленная на разрешение ситуации) реакция людей, их поведение в потенциально конфликтной ситуации приводит к грубым, безобразным ссорам и скандалам, стóит им впустую потраченных нервов и переполняет негативными, разрушительными эмоциями, такими как гнев, ярость, обида, чувство униженности.

    Значит ли это, что нужно стараться избегать конфликтов любой ценой?

    Для того, чтобы выбрать правильную тактику или линию поведения в конфликте и максимально защитить свои интересы, нужно понимать, в какого рода конфликт вы вступили, и грамотно оценить свои ресурсы и ресурсы противника. Люди, которые обладают такими умениями, выходят из конфликтных ситуаций либо победителями, либо с минимальными потерями. И этому можно и нужно учиться.

    Управление поведением в конфликтных ситуациях (стр. 1 из 5)

    Тема: Управление поведением в конфликтных ситуациях

    1. Теоретические основы управления конфликтами

    1.1 Определение и характеристика конфликта

    1.2 Конфликт как процесс

    1.3 Типы конфликтов

    2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях

    2.1 Характеристика ролевых конфликтов

    2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте

    2.3 Методы разрешения конфликтов

    2.4 Поведение и действия руководителя в конфликтных ситуациях

    Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Тили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), ибо его последствия могут принести немалый ущерб.

    Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

    — теоретические исследования конфликтов и их типов;

    — изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации;

    — изучение способов и методов разрешения конфликтов;

    — анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.

    В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом курсовой работы выступают подходы куправлению конфликтной ситуацией.Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. Поэтому полное отсутствием конфликтов в организации — невозможное явление (т.к. люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.).

    Читайте так же:  Свойства восприятия в психологии с примерами

    1. Теоретические основы управления конфликтами

    1.1 Определение и характеристика конфликта

    Приступая к исследуемой теме курсовой работы — управление поведением в конфликтных ситуациях, первоочередным шагом является определение сущности конфликта.

    «Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт приносит не только вред. Он может прояснить отношения и способствовать прогрессу.»

    «Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других.»

    «Конфликт представляет собой стихийно возникающее противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.»

    Анализ экономической литературы, показывает, что все существующие многообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и пр. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения.

    Понятие «конфликт» является синонимом следующих понятий:

    • спор, соперничество — дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели;

    • единоборство — вооруженный конфликт;

    • борьба — столкновение индивидуальных соперников;

    • скандал — публичное столкновение или шумная ссора.

    В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все время согласованными. Основными точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.

    Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы.

    Обычно человек вступает в конфликт лишь в значимой для себя ситуации, когда не видит возможности ее изменить (иногда из солидарности). Но в большинстве случаев он старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

    Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное.

    Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные). Социальные конфликты могут возникать между:

    • персоналом (например, рабочими и менеджерами)

    • группами лиц (например, между менеджерами различных отделов, рабочими и администрацией);

    • структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой — банком, фискальными органами, органами власти, общественными организациями);

    • разнородными участниками (например, забастовка энергетиков — конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ).

    1.2 Конфликт как процесс

    Конфликт можно рассматривать в широком смысле как процесс, состоящий из нескольких этапов.

    На первом этапе складывается конфликтная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определённые интересы, потребности, цели. Посягательство одной стороны на какую-либо из потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта.

    Противоречие, пока еще не перешедшее в конфликт, — конфликтная ситуация. Это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.

    Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создашь или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.

    «Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.»

    Конфликтная ситуация может обостриться под воздействием инцидента, представляющего собой вторую фазу конфликта. Это событие или обстоятельство, которое служит толчком или поводом к столкновению. Оно может быть целенаправленно спровоцировано вили произойти в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображений сторон.

    Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта .

    Третьей стадией развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с созданием для оппонента помех и причинением прямого или косвенного вреда. Конфликтные действия могут принимать следующие формы:

    • бойкот (отказ или уклонение от действий в интересах соперников);

    • саботаж (сознательное нанесение ущерба другим);

    • травля (компрометация соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств);

    • словесная агрессия (обвинения, оскорбления, неблаговидные оценки с целью дискредитации противников);

    • массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги) и т.д.

    Четвертая фаза — окончание конфликта. Результатом конфликта могут быть:

    1)перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности ит.п.);

    2)распад или обновление коллектива;

    4)поиск «козла отпущения» (одного или нескольких человек, на кого можно свалить вину за все проблемы и уволить, успокоив или запугав тем самым остальных).

    Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере. Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными.

    Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации. Например, работник по каким-либо причинам не выполняет требований, предъявляемых к нему со стороны организации (некачественно выполняет свои обязанности, нарушает трудовую дисциплину и т.п.).

    Конфликты Стиль поведения в конфликтных ситуациях (стр. 2 из 17)

    Наряду с социологическими и психологическими определениями следует специально отметить группу исследователей, рассматривающих конфликт с позиции формальной логики или теории игр. В этом подходе конфликт выглядит как явление, абсолютно связанное с максимизацией выигрыша, минимизацией проигрыша в условиях равно значимых альтернатив. Заметив, что его эффективность страдает от поведения другого лица, или, что его собственное поведение уменьшает эффективность другого лица, индивид может либо удалиться из данного конфликтного окружения, либо, оставаясь в нем, изменить свое поведение. Если он ограничивается поиском способов действий, минимизирующих нежелательные для него последствия поведения другого лица, то принято называть такой подход теоретико-игровым и говорить, что индивид ищет решения конфликта. В этих случаях игра используется как представление или модель конфликтной ситуации. [Р. Акофф, Ф. Эмери ] [1 ]

    Читайте так же:  Женская дружба

    В отечественной литературе большинство определений конфликта носят социальный характер, приведем для примера несколько определений конфликта:

    А.Г. Здравомыслов : «Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего роде клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами, интересами и потребностями». [А.Г. Здравомыслов ] [17 ]

    Ю.Г. Запрудский : «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». [Ю.Г. Запрудский ] [16 ]

    А.В. Дмитриев : «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают аппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны». [А.В. Дмитриев ] [15 ]

    Вместе с тем, все эти подходы, несмотря на их разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте: 1) как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма; 2) как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш.

    Не будет преувеличением заметить, что, несмотря на многочисленные исследования зарубежных авторов и множественные описания конфликта, все еще ничтожно мало успехов в разрешении противоречий как внутриличностного плана, так и разного масштаба социальных. Ведь именно противоречия являются источником конфликта.

    Далее рассмотрим структурные элюенты конфликта, в этом отношении конфликт включает в себя: объект, предмет, участников конфликта

    Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновения между индивидами или социальными группами не бывают беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта. [Н.Д. Волкова ] [9 ] Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства. [А.Я. Анцупов, А. И. Шепилов ] [4 ]. Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта, в первую очередь, связано с устранениемне его объекта, а его предмета. [А.Я. Анцупов, А. И. Шепилов ] [5 ] Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо.[М.С. Мириманова ] [34 ]

    Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение стали объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Но объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным,недоступным для всех, кто на него претендует.[Л.В Балобанова ][6 ]. Следует также отметить релятивистский характер объекта конфликта. В разных ситуациях у различных субъектов конфликта по отношению к одному и тому же объекту могут возникать различные оценки. Это расхождение в оценке значимости объекта может вызвать конфликт среди участников взаимодействия. При анализе конфликта порой непросто выявить его подлинный объект. В силу различных обстоятельств и мотивов люди порой склонны камуфлировать истинный объект конфликта.

    Таким образом, объекты конфликта могут быть самыми разными, в том числе более или менее явными или латентными. Однако вообще «безобъектных» конфликтов, по нашему мнению, не бывает.

    Теперь перейдем к рассмотрению участников конфликта. В любом конфликте обязательно присутствуют противоборствующие стороны — это те участники конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга. Обычно в конфликте участвует две противоборствующие стороны, но их может быть и больше. Каждая из которых имеет свой интерес и свои задачи в конкретном конфликте. Исход конфликта во многом зависит от следующих характеристик его субъектов: физические, социальные, материальные, интеллектуальные. Участков конфликта условно можно разделить на две группы:

    К первой группе относятся непосредственные участники конфликта, его главные действующие лица, противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому, их именуют субъектами или оппонентами. (от лат. Opponents – возрождающий) В связи с тем потенциалом которым обладают оппоненты выделяют понятие ранга оппонента. Чем больше у участника возможностей влиять на ход конфликта, тем выше его ранг. [В.И. Курбатов ][26].

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ко второй группе участников конфликта, относят так называемых косвенных участников конфликта, тех, кто в силу различных причин заинтересован в развитии конфликта. В отличие от противоборствующих сторон, присутствие участников этой группы в конкретном конфликте не обязательно. Однако, если участники второй группы существуют, то их роли и влияние на развитие конфликта разнообразны. Обычно в этой группе выделяют: подстрекателей, организаторов, пособников. Подстрекатель — это лицо, которое подталкивает другого участника к конфликту. Его задача — спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами. Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами. Организатор — это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности.

    Источники


    1. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.

    2. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. — М.: Владос, 2015. — 885 c.

    3. Слотина, Т.В. Психология любви, или Какого цвета ваша личность? / Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 341 c.
    4. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 820 c.
    5. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.
    Поведение старшекурсников в конфликтных ситуациях
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here