Позитивная психотерапия – техники и методы

Сегодня мы рассмотрим тему: "Позитивная психотерапия – техники и методы" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Основные этапы, формы и современные способы рациональной психотерапии

Содержание

Впервые о рациональной психотерапии услышали на заре двадцатого столетия. Это направление возникло не спонтанно, а в качестве альтернативы гипнозу, который на тот момент «успел» стать орудием шарлатанов.

Специалисты, занимающиеся этой проблемой, акцентировали внимание на мышление клиента и особенности его разума.

Официальный «день рождения»

По мнению специалистов в области психотерапии и психиатрии, «родилась» рациональная психотерапия незадолго до начала Первой Мировой Войны. Автором новой концепции стал доктор П. Дюруа.

По мнению доктора, основным терапевтич-м инструментом, предназначающимся для воздействия на клиента, следует считать строгую логическую аргументацию. Это необходимо для «вытаскивания наружу» и демонстрации пациенту допущенных им ошибок, которые связаны с оцениванием им собственного эмоционального состояния.

Корни этого метода растут из психиатрии.

Именно по этой причине специалисты оперируют медицинской терминологией, которая включает в себя следующие понятия:

  1. Патологическое состояние.
  2. Пациент.
  3. Заболевание.
  4. Расстройство.

Мишень воздействия

Главной мишенью, на которую предполагается воздействовать посредством рациональной психотерапии, является некорректная внутренняя картина патологического состояния пациента. На этом фоне больной получает еще один источник для переживаний.

К основным звеньям воздействования следует отнести:

  • купирование неопределенности;
  • коррекционные мероприятия, направленные на ликвидацию непоследовательности;
  • коррекционные мероприятия, направленные на ликвидацию противоречивости (актуально для оценивания больным собственного состояния).

Некорректные представления пациента относительно собственного состояния могут быть изменены благодаря использованию некоторых приемов.

Существенным отличием этого метода от остальных является выстраивание стройной логической аргументации.

Ключевые этапы

К основным этапам рациональной психотерапии следует отнести:

  1. Тщательное изучение личности больного.
  2. Разъяснительные работы с больным (специалист обязуется растолковать пациенту, как следует оценивать первопричину аномального состояния).
  3. Индивидуальный подход к лечению.
  4. Активизация пациента.
  5. Закрепление результата (профилактические мероприятия).

Формы и методы

Этот метод воздействия имеет следующие формы и методы:

  • разъяснение (специалист объясняет больному сущность его состояния и проводит разъяснения относительно первопричины);
  • убеждение;
  • переориентирование с негативных установок на позитивные;
  • психогогика (особое переориентирование, предназначенное для создания новых, позитивных переспектив, возможных вне аномального состояния).

Основные техники

По мнению многих специалистов, занимающихся рациональной психотерапией, аномалия наступает тогда, когда человек искренне убеждает самого себя в том, что его пожелание должно быть удовлетворено сиюминутно.

Человек превращается в домашнего наполеона, и предпринимает попытку поменять демократический домашний строй на «абсолютную монархию». Человек, в самом прямом смысле, требует, чтобы «мир прогнулся под него», что способствует созданию конфликтных, болезненных ситуаций.

Основной целью этого метода является отказ от диктаторских требований пациента.

Ключевой задачей специалиста, призванного помочь в сложившейся ситуации, является мягкое корректирование поведения клиента. Человек должен избавиться от иррациональных установок и сконцентрироваться на логичных целях.

Существующие техники рациональной психотерапии представляют собой следующее:

  1. «Вытаскивание» аномальных установок (специалист должен четко показать клиенту, по какой причине его установка является иррациональной и противоречит законам логики).
  2. Информирование клиента.
  3. Идентифицирование следствий.
  4. Наблюдение за проявлениями пациента при разговоре относительно его состояния.
  5. Реконструкция алогичных целей и установок.
  6. Воздействие на пациента на когнит-ном уровне (специалист четко показывает больному, что для того, чтобы достичь гармонии с самим собой, он должен отказаться от перфекционной настроенности).
  7. Воздействие на пациента на эмоц-ном уровне (пациенту предлагается сыграть в ролевую игру, в ходе которой он сможет со стороны оценить свое поведение).
  8. Воздействие на пациента на поведенч-м уровне.

Специалист может выявить алогичные установки, тщательно проанализировав часто используемые больным слова.

Как страшно жить!

Мнительный человек, а также лицо, склонное к перфекционизму, нередко жалуется на то, что он не может выйти из сложной ситуации, которую сам же себе и создал. Справиться со страхами и даже фобиями поможет рационально эмоциональная психотерапия.

Для того чтобы избавиться от тревожного состояния, необходимо:

  1. научиться жить в настоящем времени;
  2. вести себя так, как будто страх уже отступил;
  3. реально оценить угрозу;
  4. сравнить свой страх с иным, более сильным;
  5. представить, что пугающий финал является уже свершившимся фактом;
  6. смириться и начать действовать.

Заключение

Метод рациональной психотерапии, по мнению многих специалистов, является достаточно эффективным.

Одним из наиболее опасных «подводных» камней является то, что психотерапевт, предпринимая то или иное действие, может добиться обратного эффекта: пациент может утратить возможность самостоятельного мышления и действия.

Позитивная психотерапия: основные принципы, этапы работы с пациентом и техники

Содержание

Позитивная психотерапия, являясь одним из ключевых методов краткосрочной психотерапии, предполагает мобилизацию внутренних человеческих ресурсов. Это необходимо для того чтобы индивидуум мог принимать конструктивные решения даже в самой непростой ситуации.

Впервые этот метод был предложен Н. Пезешкианом в шестидесятых годах двадцатого столетия.

Общая информация

Ключевой идеей позитивной психотерапии является активная работа не с патологическими проявлениями или проблемой, а со способностями пациента. Психотерапевт акцентирует внимание на актуальных сторонах личности клиента и помогает ему самостоятельно найти выход из кризисной ситуации.

Основным отличием этого метода от остальных психотерапевтических подходов является то, что человек учится не противодействовать окружающей действительности, а принимать ее таковой, какая она есть.

Основой позитивной психотерапии следует считать 3-ри ключевых принципа:
  1. Принцип надежды (внимание акцентируется на богатых ресурсах человеч-й личности), благодаря которому клиент имеет возможность принять на себя ответственность за все то, что с ним происходит.
  2. Принцип баланса (жизнь пациента рассматривается в таких важнейших областях, как тело, взаимоотношения, достижения и мечты).
  3. Принцип самопомощи (предполагает адаптац-ю, гармонизаци-ю и развитие личности), благодаря которому человек может научиться помогать как самому себе, так и окружающим.

Этапы работы с клиентом

Позитивная психотерапия предполагает, что любой индивидуум, независимо от своего социального положения, расовой принадлежности и вероисповедания способен познавать и любить. В процессе работы принимаются во внимание как индивидуальные способности конкретного индивидуума, так и особенности среды, в которой он находится.

Этапы принципа надежды

На этом этапе эксплуатируются такие техники позитивной психотерапии, как:

  • положительная интерпретация проблемной ситуации (в случае диагностирования нервной анорексии предполагается проявление способности выражать сочувствие голодающим);
  • транскульт-й подход, в ходе которого происходит подробное знакомство клиента с его недугом;
  • рассказывание анекдотов и притч (метод позволяет установить контакт между клиентом и психотерапевтом и выработать стратегию решения проблемы).

Этапы принципа гармонизации

Используемые на этом этапе техники позитивной психотерапии предполагают распределение человеческой энергии по таким сферам, как:

  1. Ментальная (наличие профессиональных достижений, удовлетворение любопытства).
  2. Телесная (употребление пищи, сон, телесные контакты, выполнение физ-х упражнений).
  3. Духовная (религиозные и мировоззренческие переживания).
  4. Соц-но-коммуникативная (общение с людьми).

Этапы принципа самопомощи

На этом этапе используются упражнения, аналогичные тестам, применяемым во время психологического консультирования. Психотерапевт работает с клиентом по принципу «Я-зеркало», который предполагает наличие аутопсихотерапевтических оттенков.

Специалист интервьюирует клиента и предлагает ему ответить на вопросы, имеющиеся в опроснике. Метод актуален тем, что, отвечая на вопросы, клиент видит ситуацию со стороны и имеет возможность осмыслить аспекты имеющейся проблемы.

Читайте так же:  Как завоевать девушку

Среди упражнений этого этапа большой популярностью пользуется «дом.задание», о выполнении которого клиент отчитывается на очередной встрече с доктором. Для того чтобы у человека была возможность самостоятельно преодолеть тот или иной конфликт, вырабатывается 5-ступенчатая стратегия:

  1. Наблюдение (человек освобождается от стереотипов).
  2. Описание (пациент беспристрастно оценивает положительные и отрицательные способности партнера).
  3. Ситуат-е одобрение (клиент положительно относится к «правильному» поведению своего «оппонента»).
  4. Вербализация (вместо того чтобы замыкаться в себе, человек активно обсуждает проблему с «оппонентом»).
  5. Расширение целей (вырабатывание новых сфер сотрудничества с «оппонентом», принимая во внимание его положительные качества).

[3]

Основные правила

Для того чтобы на сеансе позитивной психотерапии были достигнуты все цели и задачи, специалист обязан придерживаться ряда несложных правил:

  • обсуждение проблемы должно проходить в удобное клиенту время (присутствие посторонних исключено);
  • беседа должна начинаться с обсуждения позитивных качеств «оппонента» клиента;
  • в беседе тон доктора должен оставаться нейтральным, говорить необходимо строго от первого лица;
  • длительность обсуждения проблемной ситуации не должна занимать более шестидесяти минут;
  • акцент в беседе должен делаться исключительно на конструктивном разрешении проблемной ситуации.

Обсуждение проблемной ситуации не должно сводиться к оцениванию личностных особенностей клиента.

Позитивная психотерапия может использоваться как самостоятельный метод или комбинироваться с поведенческой психотерапией и психоанализом.

Что такое позитивная психотерапия: основные принципы подхода

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – это краткосрочный гуманистический метод, использующий психодинамическую модель работы с конфликтами и чувствительный к транскультуральным особенностям.
Являясь конфликтцентрированным подходом, ППТ позволяет сосредоточить внимание не на симптоме, предъявляемом клиентом, а на внутреннем конфликте, стоящим за ним.
Акцент на ресурсах, скрытых в каждом человеке, позволяет выявлять, что человек может и как эти способности применить для решения имеющихся проблем.

Своё имя метод получил от латинского слова «positum», что означает: фактическое, данное в реальности. Это означает, что в процессе работы с клиентом психолог концентрируется не только на его проблемах или конфликтах, но и на здоровых составляющих, ресурсах и способностях.

Таким образом, на место схемы

[1]

психолог –> проблема проблема, ресурсы и способности для решения проблемы Опубликовано: 28 августа 2015 , 662 просмотра

Страница не найдена на портале У ПСИХОЛОГА!

Связь с администратором

Пожалуйста, пишите на адрес:

Посетите сайты психологов нашей базы

Цены на услуги психолога в Украине

Сводные данные по всем регионам страны

Рекоммендуем прочесть

«Быть одному» и «быть одиноким» — не одно и то же. Психолог об уединении и чувстве одночества, когда человеку нравится жить одному.

Психолог рассказывает как пережить измену любимого человека. Как простить измену мужа или жены и нужно ли прощать.

5 типов суицидального поведения и профилактика самоубийств.

Доказано, что любовь длится не более 4 лет? Что делать если Любовь прошла, как бороться за отношения и освежить их, возродив страсть.

Жизнь каждой семьи протекает не равномерно, а имеет свои этапы и соответствующие им «нормативные» кризисы. Что предпринять, если члены семьи почувствовали: в семейной жизни появились проблемы?

Признаки аутизма при нарушение коммуникации у ребенка. Как родителям оценить, насколько поведение их ребенка напоминает расстройства аутистического спектра.

Признаки моббинга и как выжить на работе, где происходит травля сотрудника в коллективе. Это явление процветает и в госучреждениях, и в частных фирмах.

Именно от того, что дадут родители в детстве и зависит будущее ребенка, его будущей семьи, и даже нового поколения. Вот только что же нужно сделать родителям? 14 советов.

Что представляет собой экзистенциальный кризис? Осмысление жизни и бесмыссленности существования, своего места и качества жизни.

Любовь и ненависть как две стороны одной медали. Почему ненависть ВСЕГДА идет после любви, а не наоборот? Ненавидеть мы можем ТОЛЬКО близких людей.

Психосоматические расстройства и заболевания являются одними из наиболее распространенных нарушений. Основными психосоматическими заболеваниями являются.

[2]

Страх и тревога, в чем различия. Некоторые виды тревоги. Что делать, если тревога не проходит? Патологическая тревога.

Позитивная психотерапия (Интервью)

Сегодня мне удалось взять интервью у одного интересного человека, своего тезки, руководителя молодежной общественной организации «КРОТУС», менеджера проектов Украинского Института позитивной психотерапии в городе Львове Павла Бачинского.

— Здравствуйте Павел, расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе?

Работаю в школе № 50 им. Антона Макаренко, педагогом-организатором и учителем информатики, эту школу сам закончил, работа нравится, зарплата не нравится, поэтому вынужден различными еще вещами заниматься, это тренерство, психологическое консультирование, организация тренингов. Вторая моя фактическая работа — представляю интересы Института позитивной психотерапии в городе Львове, организовываю учебные проекты от имени института, собираю группы и организовываю приезд тренеров во Львов.

— Метод позитивной психотерапии (позитивки), что это вообще такое, в чем его суть?

Вообще методов психотерапии, о которых где-то есть упоминание, их более 1000. Всемирным советом психотерапии (WCP) признано только 15 методов. Среди них и позитивная психотерапия. Каждый из методов психотерапии является отражением своего основателя и очень зависит от того, какой человек создал этот метод. Основателем позитивной психотерапии был доктор медицины Носсрат Пезешкиан, он сам по национальности перс, выходец из Ирана, но где-то в студенческие годы приехал в Германию, занимался медициной, а именно психиатрией, психотерапией и основываясь на своих исследованиях создал свой отдельный метод. Принципиальность этого метода в том, что он исследовал в своих научных исследованиях более 50 культур мира. Много ездил по миру, общался с разными людьми и всем задавал одни и те же вопросы: «Что значит для вас счастье?» «Что такое для вас здоровье?», «Каким видите свой успех?», «Как справляетесь с неудачами ? «И это все обобщал. Сделав мощное кросс-культурное исследование, он вывел общие закономерности, не зависящие от культуры и являющиеся универсальными для всех людей которые позволяют человеку за достаточно короткое время справляться со своими проблемами, придти к большей самореализации, и открывать новые грани своей личности. Сам метод позитивки базируется на трех принципах:

1. Первый принцип — принцип надежды. Надежда, как положительная природа человека, не позитивная в смысле, что надо улыбаться, что человек никогда не должен унывать, это не так. Вообще название положительная, происходит от латинского слова — positum, которое переводится как данное, наличное, фактическое, то, что есть в действительности. То есть — это умение видеть как светлые, так и темные стороны. И опираясь на светлые стороны, подтягивать темные стороны, их просвещать и делать свою жизнь лучше. Принцип надежды заключается в том, что в каждом человеке есть способности для того, чтобы бороться со своими недостатками, темными сторонами.

2. Второй принцип — принцип баланса. Например, есть такой баланс: знать-любить, так называемые базовые способности человека. Иными словами, баланс ума-сердца, интеллекта-эмоций, востока-запада.

— Метод баланса это вроде как поиск золотой середины?

Поскольку человек — динамичная структура, то не бывает постоянной золотой середины. Есть соответствующая сбалансированная реакция на конкретную ситуацию, вызов жизни. Если будем одной и той же золотой серединой реагировать на все случаи жизни, то она не будет золотой серединой.

Читайте так же:  Как называется боязнь одиночества и как от неё избавиться

3. Третий принцип — принцип самопомощи. Идея позитивной психотерапии — не просто вылечить человека, улучшить его самочувствие, но и научить его этот путь проходить самостоятельно без помощи психолога-консультанта или психотерапевта. Если говорить старой давней притчей: «Чтобы помочь голодному, надо не дать ему рыбу, чтобы он наелся, а дать удочку и научить его ловить рыбу».

— Какие есть преимущества позитивки над другими методами?

Преимуществами являются самопомощь — нет зависимости клиента от консультанта. Относительная кратковременность метода, если брать классический психоанализ, там можно годами работать с психотерапевтом над одной и той же проблемой. Позитивная психотерапия за 5-20 сеансов прорабатывает глубокие проблемы. Также простой и универсальный язык, применяемый в позитивке, он позволяет интегрировать различные техники и методики из других психотерапевтических методов.

— Если есть те три принципа, на которых держится позитивка, можно из них выделить какой-то главный принцип?

Главный выделить нельзя, но это как будто один принцип базируется на другом. Если не будет надежды, если человек не верит в то, что он от природы способный, то не имеет смысла работать с самопомощью, он не научится сам себе помогать. Первое, человек должен поверить в себя и надеяться на свои способности. Пезешкиан говорил так: «Просящему руку помощи, напомним, что у него есть свои две«. Человек должен точно знать, что он способен, хотя он и не идеальный, но имеет способности и при желании может их развивать.

Второе, человек должен сбалансировать свою жизнь. Если, например, в человеке 80% его жизненной энергии идет на работу, то это явный дисбаланс и человек через некоторое время может заболеть, тогда в области тела будет 100% энергии, вокруг него все будут бегать, он ничего не сможет делать в сфере деятельности. Идея в том, кто первый успеет: мы выровнять баланс, или баланс выровняет нас. И только потом может быть использована самопомощь, когда я надеюсь на что то, когда я сознательно начинаю балансировать свою жизнь, и это запускает процесс самопомощи.

— Применяется ли в методе позитивной психотерапии какие-то принципы из религий? Типа того как в Гештальт-терапии кое-что взято из Дзен-буддизма. Может суфийские техники? (Поскольку Пезешкиан иранец по происхождению)

Есть несколько аспектов. Во первых — то что он взял с востока — много притч, метафор, аллегорий. Они все применяются при моделировании ситуаций в позитивке. Второе, Пезешкиан называет веру одной из актуальных способностей человека. Если брать четыре сферы жизни, так называемую балансовую модель или кристалл Пезешкиана, она включает в себя тело, деятельность, контакты, и четвертую сферу — это сферу смыслов. Сюда входят фантазии, будущее, воображение, религия и вера. Эта сфера является одной из четырех главных сфер, без которой нельзя. Если нет веры, нет поиска смысла жизни, то это дисбаланс. Соответственно он не будет давать человеку гармонично развиваться.

— Какова история развития метода позитивной психотерапии?

Метод был создан в 1968 году, существует уже более 40 лет. В свое время Пезешкиан много занимался психосоматикой, т.е. связью телесных заболеваний с психологическими проблемами. После того, как он защитил научную диссертацию, начинает читать лекции и семинары, сначала для медиков, где учит медиков лечить пациентов не только различными лекарствами, но и психологически поддерживать, давать пациенту надежду. Чтобы пациент понимал, что его болезни не только телесные, а еще зависят от состояния его души, от жизни, баланса и т.д. Позже это все вылилось в Висбаденской Академию позитивной психотерапии и отдельный метод позитивной психотерапии, который распространился на другие сферы жизни. Так получилось, что этот метод применяется не только в психотерапии, но и в бизнесе, социальной работе, психологическом консультировании и образовании. Как учитель, я использую принципы Пезешкиана на своих уроках.

А вот это интересно. В чем состоит практическое применение этих принципов на школьных уроках?

Имеется основной баланс — баланс знать-любить, наша формальная система образования перегружена привлечением способности «знать». Очень мало «любить», очень мало творчества, юмора, креативности, образов и т.д. Моя идея — вкраплять в образовательный процесс привлечения базовой способности «любить» для баланса, и это точно способствует эффективности обучения. Если я вижу, что класс устал, я могу взять смешной или поучительный ролик из Интернета, показать на большом экране, мы все посмеемся, обсудим, подключим образы, и далее вернемся к учебному процессу. Гораздо эффективнее сделать на уроке такую вставочку, чем просто 45 минут работать в строгом режиме. Хотим, чтобы дети сознательно брали ответственность за свое обучение. Это нельзя сделать пока дети не почувствуют, что они способные. Каждый способный по своему, иначе, чем другие ученики, но точно способный. У каждого есть свои уникальные способности, и есть уникальный ключ к его обучению. Здесь работает принцип надежды и далее при балансировке различных методов обучения, ребенок постепенно учится учиться, и далее берет на себя инициативу. Дети начинают с меня уже сами высасывать информацию. Так намного легче работать, чем постоянно мотивировать на учебу, какими-то шаблонными фразами.

— Какие организации в Украине осуществляют обучение позитивной психотерапии?

В Германии есть Висбаденская академия позитивной психотерапии. Это основная организация, которая осуществляет обучение и подготовку специалистов. Люди завершают базовый курс, затем мастер курс и при наличии соответствующих способностей, желания, они могут стать базовыми тренерами, вести базовый курс, позже еще мастер-тренерами и готовить уже психотерапевтов. Украинский институт позитивной психотерапии является официальным представителем Висбаденской академии в нашей стране. В институте работают 4 мастер-тренера и 5 базовых тренеров, несколько перспективных тренеров имеют статус тренеров-консультантов, осуществляя обучение только в ко-тренерство с более опытными коллегами.

— Нужно ли для обучения иметь специализированный диплом (например, высшее образование по психологии) или любой человек с произвольным образованием может записаться на обучение и получить сертифицированный диплом?

Уже как год назад было принято решение, что Висбаденские сертификаты будут выдаваться людям с базовым социо-гуманитарным образованием. Как правило, это медики, психологи, педагоги, социальные работники. Но сам сертификат Украинского института позитивной психотерапии может получить любой человек, достигший 21 года, завершивший базовый курс и выполнивший все сертификационные требования. Но многие люди, которые проходят обучение, они это делают исключительно для себя, чтобы улучшить качество своей жизни, а не становиться психотерапевтами и кого-то консультировать.

— Сколько времени длится обучение методу позитивной психотерапии?

Базовый курс длится примерно год времени (4 модуля). А чтобы стать сертифицированным психотерапевтом, необходимо еще три года (12 модулей) учиться на мастер-курсе.

— А что входит в программу обучения на базовом курсе позитивной психотерапии?

Программа обучения на базовом курсе состоит из 4 модулей: основы консультирования, основы позитивной психотерапии, методы и техники позитивной психотерапии, супервизионный коллоквиум. Четвертый модуль очень интересный, люди проходят супервизии уже у опытных специалистов, они консультируют незнакомых им людей, прямо на модуле. После того идет обсуждение и оценка их консультации, где клиенты часто также присутствуют, им это очень интересно.

Видео удалено.
Читайте так же:  Самовнушение человека
Видео (кликните для воспроизведения).

— Какова стоимость обучения базовому курсу позитивки?

Стоимость обучения 100 евро за модуль, то есть 400 евро за весь курс. Но если есть студенты, люди, работающие с людьми, педагоги, им может быть предоставлена скидка. Они пишут мотивационное письмо на адрес института, обосновывая необходимость в соответствующей скидке.

— И в завершение, можно описать суть метода позитивки одной фразой?

Хочется несколько фраз. Первая фраза: «Если хочешь получить то, чего никогда не имел, начни делать то, чего никогда не делал«. Этой фразой собственно и называется книга Пезешкиана.
Вторая фраза Пезешкиана, которая мне очень нравится: «К счастью и успеху не ходят лифты, туда надо подниматься по лестнице«. И фраза про удочку и рыбу тоже одна из ключевых.

Позитивная психотерапия

Для того чтобы индивид учился гармонично воспринимать окружающую его среду, без фактора противостояния в отношении ее, используется специальная методика, и называется она – позитивная психотерапия.

Изначальное название методологии – дифференциальный анализ, основывается она на принципах значимости для личности базовых (врожденных) и актуальных (сформировавшихся) способностей.

Пезешкиан — позитивная психотерапия

1968 год, впервые методика была представлена Н. Пезешкианом, позитивная терапия ориентирована на совершение действий с явной положительной окраской вне зависимости от сложности текущей жизненной ситуации и за счет мобилизующего фактора внутриличностных резервов.

Концептуально технология построена не на работе с собственно заболеванием или имеющейся проблемой индивида, а с его наработанными в ходе личностного роста способностями. Здоров не тот человек, у которого отсутствуют проблемы, а тот, кто в состоянии их эффективно преодолеть, находя максимально значимое количество положительных решений.

Идея базируется на ключевом постулате, гласящем о доминировании двух главных способностей индивида: любить и знать, то есть на его сущностной изначальной доброте и потребности в любви.

В основе позитивной терапии лежит уверенность в неисчерпаемых глубинных возможностях каждой личности, в способности продемонстрировать эти качества миру, ключ к удовлетворенности – реализация персонального жизненного предназначения.

Отмечается доступность методики для людей различного возраста, различных профессий, различных социальных групп, она транскультурна, не требует специального психологического образования и потому применима каждым в его повседневной жизни при столкновении с угнетающими жизненными ситуациями. Практикующий использование методики психотерапевт принимает, а не оспаривает неординарность каждого. Акценты делаются на подобии человеческих рас, а не на их отличиях, на уважении среды, в которой вырос индивид.

Необходимо отметить, что концепция Пезешкиана применима не только в терапии, но и в прикладных сферах, на уровне проведения тренингов, организации управления бизнесом. В целях технологии – комплексный анализ индивида в ходе развития происходящих в нем видоизменений с целью – обретение внутренней полноты и целостности.

Согласно идеям позитивной терапии, в качестве проявленных проблем личностного характера оказывается отсутствие развития сфер межличностного духовного общения, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций, иным жизненным нарушениям.

В основании позитивной терапии лежат три важнейших принципа: надежда, равновесие, самоподдержка. Надежда дает возможность сфокусироваться на собственных ресурсах, на понимании способностей и принятии на себя ответственности за все происходящее в собственной жизни. Суть равновесия в том, чтобы сосредоточиться на устремлении к состоянию естественной гармонии.

Самоподдержка – суть персональная адаптация и гармонизация в условиях непрекращающегося саморазвития. Реальность каждого индивида трансформируется при совершении им конкретных действий на фоне полной ответственности за происходящее с формированием и развитием персонального будущего.

Еще одна норма позитивной терапии – отсутствие жизненных шаблонов, самобытность и многогранность, построение собственного счастья на базисе текущих, а не возможных потенциалов. Индивид – талантливый автор собственной жизни, не надевающий для ее украшательства розовые очки и умеющий не затеряться в круговерти стремительных событий.

Психосоматика и позитивная психотерапия

Каждый жизненный путь очерчен рядом эпизодов, которые окрашены персонифицированной к ним причастностью индивида, его восприятием, расцениванием, рефлексией. Обычно это совокупность поступков, обусловленных определенной ситуацией, с переживанием произошедшего.

Любые события жизни сопряжены со столкновением с модифицирующимися обстоятельствами, новыми формами взаимоотношений, отступлением от установленных целей и жизненных стратегий, как следствие – неудовлетворенность из-за нереализованных желаний и неудовлетворенных потребностей.

В результате перемещения внутри стрессовых ситуаций, постоянном нахождении в состоянии жизненного кризиса, индивид оказывается в ловушке образа жертвы, что сказывается через социальную дезатаптацию. А ввиду целостности души и тела, телесные болезни зачастую поражают именно тех, кто психологически деморализован, то же самое можно сказать и при рассмотрении обратной связи, болезни тела напрямую влияют на психику индивида.

Стремительность действительной жизни приводит к развитию психосоматических расстройств, устраняемых исключительно через осознание силы телесного языка психики. Уныние или радость, боязнь или отчаяние выражаются на уровне процессов, протекающих в человеческом теле, например, через покраснение лица, дрожь, боли в спине.

Пезешкиан в своей методологии психического воздействия определил связь между психосоматикой и позитивной психотерапией, между психосоматическими и соматическими недугами, с указанием на возможность корректировки динамики протекания болезни за счет соответствующего стимулирования индивидуума.

Методы позитивной психотерапии

В качестве главной задачи позитивной терапии оказывается видоизменение верований в отношении имеющейся болезни и изыскание потенциальных путей борьбы с ней. Поскольку в базисе большинства психосоматических заболеваний оказывается конфликт, изменение отношения к проявляющейся симптоматике дает возможность более дифференцированно подходить к проблематичным ситуациям в принципе.

В пределах представления методов позитивной психотерапии речь идет об ответной реакции, вызываемой у того или иного индивида конфликтом и их разрешении через основные сферы: тело, деятельность, контакт, фантазию. Преимущество позитивной психотерапии в том, что она, ввиду своей динамичности или краткосрочности, может быть ориентирована на оказание помощи персоналии или же семье в целом.

В результате применения семейной психотерапии люди, не замечая этого, сами разрешают имеющиеся проблемы. Причем в ходе сеансов удается определиться с тем, как тот или иной участник отношений в семье стремиться осуществить собственные видоизменения. Происходит выяснение того, какие из внутренних резервов могут быть задействованы в каждой конкретной ситуации с определением желаемого состояния семейных отношений.

В качестве используемых психотерапевтом средств выступают всевозможные истории, сказания, притчи. Они оказывают не только морализующий эффект, но и позволяют участникам сеансов соприкоснуться с рассматриваемыми примерами в сознании, через воображаемую ситуацию. Получается так, что истории выступают в качестве зеркала, своеобразного посредника между психотерапевтом и его подопечными.

В итоге вырабатывается некая концепция, с которой индивиду предлагается подойти к истолкованию отношений к себе самому, к окружающим людям. Выстраивается система упражнений, позволяющая индивиду достичь осознания необходимости проживания собственной данности таким образом, чтобы жизнь, при своем упрочнении, приносила позитив, здоровье, принятие персональной неординарности, уважение к себе и к окружающим.

Позитивная психотерапия — техники

Благодаря имеющимся алгоритмизированным действиям техника позитивной психотерапии дает возможность использования разнообразных методологических решений из сопредельных направлений:

  • вопрос-ответ;
  • проговаривание;
  • визуализацию;
  • анкетирование насущных умений, многие другие.
Читайте так же:  Как не спать всю ночь

При этом, среди свойственных исключительно позитивной психотерапии техник, могут быть упомянуты:

  • стандартизированное первое интервью;
  • активное использование в практике историй, сказаний, притч, былин;
  • мультикультурный подход;
  • комплиментарное, символ ориентированное истолкование;
  • выборка образца конфликта для понимания сущности имеющихся проблем;
  • равновесные шаблоны способности к любви, нахождению в состоянии постижения.

В практикуемой технике позитивной психотерапии присутствуют пять уровней:

  • дистанцирование от ситуации, провоцирующей конфликт;
  • проработка такой ситуации;
  • ситуационное согласие с избранным подходом;
  • вербализация ситуации;
  • расширение границ постановки целей.

Что интересно, так это возможность использования техники без пиковых усилий и значительной траты времени, хотя без наличия специальных знаний и особой чувствительности у психотерапевта не обойтись.

Личностные конфликты, межличностные неурядицы, вплоть до психосоматических заболеваний, все это доступно для разрешения и устранения с применением рассматриваемой техники позитивной психотерапии, предлагающей индивидууму рассмотреть имеющиеся в его жизни ситуации с совершенно иной точки зрения, часто диаметрально противоположной той, на которой он стоит собственнолично.

Метод Позитивной Психотерапии

Позитивная психотерапия — психодинамический метод с гуманистическим отношением к природе человека и транскультуральным подходом. Он был создан Носсратом Пезешкианом в 1968 году. Название метода происходит от латинского слова «positum» — фактически имеющееся положение вещей.

Мы руководствуемся тремя основными принципами

Первый из них — принцип надежды воплощает гуманистическую основу метода. Мы считаем, что человек от рождения способен адаптироваться и совершенствоваться. Его способности развиваются по мере обретения и осмысления жизненного опыта, а позднее — с помощью целенаправленной тренировки. Мы выделяем две базовых способности человека:

  1. любить (вступать в отношения с окружающим миром и людьми, чтобы удовлетворить свои потребности) и
  2. познавать (развивать свои знания и умения, чтобы лучше удовлетворять потребности).

Таким образом, все человеческие реакции, в т.ч. конфликты и симптомы мы рассматриваем как попытки, пусть и не всегда удачные, приспособиться и развить свои способности. Такой ориентированный на ресурсы подход позволяет человеку осознать, что он «не так уж плох», принять ситуацию и сосредоточиться на имеющихся ресурсах для поиска более оптимальных путей адаптации.

Второй принцип — принцип баланса отражает психодинамический взгляд на происхождение, содержание и лечение симптомов. Мы рассматриваем жизнь, развитие личности и реакцию в четырех измерениях (тело, отношения, достижения, будущее). Нарушение баланса между ними ведет к конфликтам и заболеваниям. Поэтому в центре внимания терапии оказывается не патологические реакции, а содержание и динамика стоящих за ними конфликтов ожиданий, мотиваций и/или концепций. Такой подход позволяет клиенту справиться с корнем проблемы и свести к минимуму возможность ее рецидивов.

И наконец третий — принцип консультирования предлагает клиенту активную роль в терапии с самой первой встречи. Это возможно благодаря хорошо структурированной и простой пятиступенчатой модели терапии, позволяющей довольно быстро выявлять и разрешать внутренние конфликты. Носсрат Пезешкиан предложил целый ряд инновационных терминов и техник, настолько простых и естественных, что пациенты легко учатся ими пользоваться. Это обеспечивает краткосрочность метода. В процессе терапии, клиент учится основным приемам и может уже сам помогать себе и своим близким. Носсрат Пезешкиан часто говорил: «здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».

Межкультурный подход

Н. Пезешкиан, будучи иранцем вырос в Германии и знал не понаслышке, насколько важно учитывать особенности культуры в общении, в том числе и в терапевтическом, и к каким проблемам может привести закрытость, косность и предрассудки. Межкультурный подход позволяет увидеть за конфликтами богатство уникального опыта и превратить разногласия в возможность взаимного обогащения и развития.

Уже более 20 лет мы помогаем дипломированным врачам, психологам, социальным работникам и педагогам повышать их профессиональное мастерство. Их обучают лучшие преподаватели Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии и Висбаденской Академии Психотерапии, которая входит в 10 лучших обучающих институтов Германии.

Позитивная психотерапия аккредитована как модальность для Европейского и Мирового Сертификатов психотерапии.

Введение в Позитивную Психотерапию

Иван Кириллов к.м.н., врач психиатр, психотерапевт, Член IJP; Координатор Московского центра позитивной психотерапии; Создатель концепции Stress Surfing™

Основная гипотеза — позитивный образ человека.

«Взирайте на человека, как на прииск, полный драгоценных камней, которым нет цены»

Бахаулла

Развивая гуманистическую традицию Н. Пезешкиан сделал значительный шаг, вперёд предложив принципиально новую — позитивную (от positum — данное, имеющееся в наличии) концепцию человека. Согласно этой гипотезе, каждый человек хорош по своей природе и от рождения обладает «всеми способностями, которые сравнимы с семенами скрытых возможностей, которые, однако, ещё нужно развить» (Пезешкиан Х., 1998). Внешний мир предоставляет условия и инструменты самопознания и самораскрытия, подобно тому, как плодородная почва и подходящий климат помогают зерну превратится в дерево. Иными словами, человек изначально не “tabula rasa” (чистый лист), на котором родители и педагоги гордо вписывают собственные изречения знания и мудрости, скорее можно сказать, что он – лист непрочитанный потенциально способный проявить определённый уровень совершенства всех мыслимых способностей…

Эта концепция находит своё практическое воплощение в шести основных принципах

Основные принципы Позитивной психотерапии

  1. Принцип надежды — сфокусированность на ресурсах предполагает направленность аналитической процедуры не только на локализацию конфликта, но, и в большей степени, на понимание устремлений и ресурсов, проявленных в симптоме и имеющихся в распоряжении человека. Такая направленность помогает человеку почувствовать свои способности и принять на себя ответственность.
  2. Принцип самопомощи. Внимание, понимание и поощрение создают энергию, которая проявляется в ответственных решениях и активных осознанных действиях, направленных на достижение желаемых изменений.
  3. Принцип уникальности личности: терапия должна учитывать нужды пациента и адаптироваться к его(её) уникальному характеру. Позитивная психотерапия рассматривает болезнь не просто как особенность индивидума., но и как отражение качества его(её) отношений с семьёй, обществом и идеалами.
  4. Простота и универсальность терминологии, концепций и метода. Даже воспарявший духом, целеустремлённый и энергичный человек нуждается в знаниях и навыках. Поэтому Носсрат Пезешкиан разработал терминологию и методику, понятную каждому и легко применимую, что бы каждый мог воспользоваться ей в повседневной жизни.
  5. Транскультуральная чувствительность. Уникальность жизненного опыта отдельных людей и целых народов часто приводит к непониманиям, конфликтам и возникновению предрассудков. Так добытый веками опыт часто обесценивается. Позитивная психотерапия предлагает сконцентрировать внимание не на различиях а на сходствах, чтобы обеспечить каждому свободный доступ к бесчисленным сокровищам нашей столь разнообразной цивилизации.
  6. Направленность на развитие и будущее. Суть этого принципа прекрасно отражена в народной мудрости: «Если ты хочешь иметь завтра то, чего у тебя никогда не было, тебе нужно принять решение и сделать сегодня то, чего ты никогда не делал».

Позитивная отправная точка

Позитивная психотерапия базируется на гипотезе об элементарных человеческих способностях и позитивном видении образа человека. Опираясь на гипотезу о базовых способностях/потребностях (любви и познании) терапевт вооружается позитивным толкованием симптомов и состояний, которое помогает пациенту принять реальность ad positum и осознать альтернативные возможности развития своих способностей.

В формулировке позитивной интерпретации помогает понимание четырёх способов реакции на конфликт:

  1. уход в болезнь и/или физическую активность или бессилие
  2. уход в работу или бездействие
  3. уход в общение или одиночество
  4. уход в фантазии или депрессию
Читайте так же:  Как вести себя с девушкой

Ориентация терапевтического процесса на содержание (метакоммуникацию).

Кроме традиционного для психотерапии, психологии и педагогики фокуса на функции симптома и динамике конфликта, мы систематически анализируем содержание развития межличностного конфликта и сопряжённый внутренний конфликт. Исследование содержаний, условий и причин расстройств привело к формулированию актуальных способностей, четырёх областей качества жизни, реакции на конфликт и семейных концепций. Рассматривая правил игры с помощью этих инструментов параллельно с проработкой конфликта идентифицировать существующий потенциал самопомощи.

Основные понятия

Модель баланса — описывает развитие и проявление базовых и актуальных способностей в четырёх областях жизни: тело, достижения, контакты/отношения и будущее/фантазия/идеал,

Модель идентичности — описывает формирование четырёх видов отношений: Я— отношение к себе, Ты — отношения с партнёром, Мы — отношения с группой, Пра-мы — отношения с будущим и смыслом

Пять ступеней управляемой динамики развития — динамика осознанного оптимального развития новых навыков, отношений и самой терапевтической интервенции описывается пятью ступенями:

  1. наблюдение
  2. инвентаризация/понимание
  3. ситуативное поощрение
  4. вербализация, решение и действие
  5. расширение целей

Мы рассматриваем все проблемы и симптомы психологических и/или физических расстройств как проявление внутреннего конфликта человека. Это проявление само по себе является неосознанной попыткой адапрации к меняющимся условиям.

Таким образом, каждый человек в любой момент времени поступает наилучшим из доступных ему в этот момент способов.

Если конфликт своевременно не замечен его причина не распознана и продолжает существовать (реально или как травматичное воспоминание, убеждение), механизмы адаптации истощаются. Тогда проявляется открытое противостояние или органические/психические нарушения и хронические расстройства.

Внутренний конфликт предопределяется базовым конфликтом и активируется

актуальной ситуацией, проявляясь реактивным поведением.

Только события, резонирующие с эмоционально заряженным базовым конфликтом, вызывают внутренний конфликт.

Актуальный конфликт возникает при столкновении человека в его актуальном здесь и сейчас состоянии с актуальной меняющейся реальностью. События, вызывающие конфликт можно условно разделить на:

Макротравмы — значительные происшествия и изменения, вызывающие сильную эмоциональную реакцию при столкновении с ними в реальности и/или в воображении и Микротравмы — небольшие, но повседневно аккумулирующиеся эмоциональные реакции на несовпадение ожидаемого («правильного») и реально существующего («позитивного», но воспринимаемого как «неправильное») развития и проявления своих или чужих, актуальных способностей.

Содержание актуального конфликта может быть описано с помощью вторичных способностей (конфликт ожидаемого и реального поведения): пунктуальность, точность, чистоплотность, аккуратность и порядок, послушание, вежливость, честность, прямота, искренность, справедливость, прилежание, работоспособность, бережливость, надёжность, точность, добросовестность

Реактивное поведение обычно не осознаётся в момент реакции и по сути представляет различно сложности условный рефлекс приобретённый ранее. Реактивное поведение может быть удобно описано с помощью модели баланса.

Базовый конфликт формируется в процессе развития на основе удовлетворения и/или угнетение базовых потребностей. Отношение окружающих к конкретным способностям в прямом или зеркальном отражении интернализируется (начинает восприниматься как своё), за ним фиксируется сильная эмоция (радости поощрения, воодушевления победой и/или разочарования, страха и т.д.) сопровождавшая базовый опыт. Рассмотрение базового конфликта наиболее целесообразно в четырёх видах отношений модели идентичности:

Содержание базового конфликта может быть описано с помощью первичных способностей (конфликт ожидаемого и реального отношения): вера, время, сомнение, надежда, доверие, терпение, уверенность, любовь, единство, подражание.

Ключевой конфликт – искренности как способности декларировать и добиваться своих желаний и учтивости как способности подавлять свои желания в угоду желаниям других людей или условиям реальности

Методики и инструменты

Дифференциальный анализ — дифференцированное исследование базового конфликта, нацеленное на выявление эмоционального наполнения (выраженного в терминах первичных способностей) конкретного содержания актуального конфликта (выраженного в терминах вторичных способностей) и определение связанного с ним паттерна отношений (прямота/учтивость).

Дифференциальный анализ позволяет не только определить источник происхождения имеющихся установок, конфликтов и поведенческих моделей, но и определить скрытое за ними конструктивное стремление, что становится основой понимания, приятия и терапевтического альянса.

Пять ступеней управляемой динамики развития — динамика осознанного оптимального развития новых навыков, отношений и самой терапевтической интервенции описывается пятью ступенями:

1. Наблюдение

* Оценка баланса — использование модели баланса («ромбика») для систематизации получаемой в процессе интервью и наблюдения информации и для структурирования самого расспроса. Этот метод помогает выявить основные приоритеты в жизни человека и понять, какие стороны жизни игнорируются.

* Лист самонаблюдения — позволяет структурировать процесс самонаблюдения и самосознания человека. Методика состоит в систематическом записывании своих реакций, их причин и изобретение альтернативных вариантов поведения.

* Позитивная интерпретация — сформулированная на языке клиента терапевтическая гипотеза и/или метафора, представляющая выгодные стороны симптомов и/или нежелательного поведения такие, как попытка решения существующих трудностей пусть не идеальным, но уже известным способом, стремление к удовлетворению базовых потребностей и т.д.

2. Инвентаризация/понимание

* Сбор информации о базовом конфликте — с использованием модели идентичности позволяет проанализировать базовые отношения во всём их многообразии и проследить закономерности их влияния на актуальное поведение и конфликты.

3. Ситуативное поощрение

4. Вербализация, решение и действие

5. Расширение целей

Использование концепций, мифов, притч и метафор

Семья — рассматривается в Позитивной Психотерапии не только как жизненный контекст, в котором происходи интенсивный коммуникационный и развивающий тренинг, но и как мощный терапевтический инструмент и, одновременно, как терапевтическую группу.

Первое интервью — в Позитивной Психотерапии имеет ясную стандартизированную форму, что позволяет собрать довольно обширную информацию, не упустив из внимания ни одну из важных областей жизни.

Вопросник WIPPF — Висбаденский Вопросник Позитивной и Семейной Психотерапии — является активным инструментарием метода, позволяющим получить ориентировочную информацию о значимости каждой первичной и вторичной актуальной способности, о модели баланса и модели идентичности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

© 2019, Московский Центр Позитивной Психотерапии. Все права защищены

Источники


  1. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.

  2. Вселенская, Валентина Выйди из памяти! Люблю — ненавижу. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Валентина Вселенская , Александр Пинт , Джон Кертис. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 688 c.

  3. Игрок в гольф и миллионер. Посланник (комплект из 2 книг). — М.: ИГ «Весь», 2013. — 480 c.
  4. Дункан Кризис доллара. Причины, последствия и пути выхода / Дункан, Ричард. — М.: Евро, 2013. — 296 c.
  5. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Народная асвета, 2015. — 319 c.
Позитивная психотерапия – техники и методы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here