Предмет и объект психологии и психодиагностики

Сегодня мы рассмотрим тему: "Предмет и объект психологии и психодиагностики" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Предмет и объект психологии и психодиагностики

Главная » Профессиональная психология » 6. Психодиагностика как одно из направлений практической психологии

[3]

Психодиагностика как одно из направлений практической психологии

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст

Рисунок 1 – Методики психодиагностики в зависимости от подхода
В объективном подходе представлены два основных вида методик – методика тестирования интеллекта и диагностики личностных способностей. Методика тестирования интеллекта направлена на определение умственного развития человека, а методика диагностики личностных способностей призвана определять способности человека, напрямую не связанные с интеллектом (так называемые свойства характера). Применение диагностики интеллекта и свойств характера одновременно позволяет получить представление о психических мотивах, которыми руководствуется человек при принятии решения относительно своих действий.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Профессия и ее роль в жизни человека. Профессионально важные качества
2. Понятие о профессиограмме и психограмме. Профессионализм и профессиональная компетенция.
3. Соотношение академической (научной), житейской и практической психологии
4. Значение рефлексии в жизнедеятельности психолога
5. Основные направления деятельности современного психолога
6. Психодиагностика как одно из направлений практической психологии
7. Содержание психологической помощи в процессе психологической коррекции
8. Характеристика психологического консультирования как вида психологической помощи
9. Особенности психотерапии как вида психологической помощи
10. Понятие о службе психологической помощи
11. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога
12. Задачи взаимодействия клиента с психологом (социальные, этические, нравственные, собственно психологические)
13. Диалог в контексте профессиональной деятельности практического психолога. Особенности глубинного общения
14. Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития
15. Эмпатия как важнейшее качество личности практического психолога
16. Возможные ошибки психолога и пути их профилактики
17. Профессионально-этический кодекс психолога. Обязанности и права психолога
18. Профессиональная позиция и статус психолога в образовательном пространстве
19. Принципы организации школьной психологической службы
20. Профессиональные требования к личности практического психолога
Психолого-педагогическое сопровождение

« назад Оглавление вперед »
5. Основные направления деятельности современного психолога « | » 7. Содержание психологической помощи в процессе психологической коррекции

Предмет и объект психологии и психодиагностики

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно

с другом, одногрупником.

  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
  • Предмет и структура психодиагностики

    Тема 2. Психодиагностика как научное направление и область практической деятельности

    Цель: Ознакомить с предметом, структурой, особенностями психодиагностического процесса.

    Основные понятия: психодиагностика, психологический диагноз, психодиагностический процесс.

    Установка к занятиям [3, 9, 16, 19, 20, 36, 44, 45, 54].

    В психодиагностике, как и в любой другой науке, есть предмет, методы, области приложения, основные понятия.

    Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху. Психологическое тестирование – термин, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуальных психологических различий. Термин появился с появлением первых тестов.

    Понятие психодиагностика в современной психологической науке за рубежом:

    ● относится к методике Роршаха и другим проективным тестам. Психодиагностика – это обследование личности обследуемого методикой Роршаха и другими проективными методами.

    ● связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологическими средствами;

    ● иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.

    В бывшем СССР направление исследований, получившее название психологическая диагностика, появилось в конце 1960-х гг. во многом благодаря усилиям Бориса Герасимовича Ананьева (главы Ленинградской психологической школы). Определение, которое дал Ананьев, достаточно широко и охватывает весь спектр психологических и психофизиологических исследований.

    В настоящее время большинство исследователей считает, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознавания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они показателями неблагополучия или отсутствия такового. Психодиагностика имеет дело не только с тестами, но также с качественными (нестандартными) оценками личности. Психодиагностика изучает природу индивидуальных различий.

    “Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности” [44, С.104].

    Отрасли общей психодиагностики:

    · Образовательная. Измерение успешности усвоения учебного материала;

    · Клиническая. Изучение индивидуально-психологических особенностей больного;

    Психодиагностика – теоретическая дисциплина и сфера практической деятельности психолога. Как теоретическая дисциплина, она рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила “диагностических умозаключений”, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия или выраженности этих психологических “переменных”.

    Общая психодиагностика связана с общей, социальной и дифференциальной психологией. Частная психодиагностика – медицинская, возрастная, консультационная, юридическая, военная, психология труда, спорта и т.д.

    Практические сферы применения психологического знания выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение переменных, выступающих как объекты психодиагностики.

    2. Смежные направления исследований: дифференциальная психология, психометрия, психологическая оценка.

    Наиболее тесно психодиагностика связана с дифференциальной психологией, психометрией и психологической оценкой (направления исследований в области психологии).

    1. Психодиагностика и дифференциальная психология.

    Предметные области исследования психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что психологическая диагностика ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для дифференциальной психологии характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Отрывая психодиагностику (понятую как практику тестирования) от дифференциальной психологии, тем самым лишают психодиагностику теоретического фундамента и, следовательно, статуса науки. Разделение психодиагностики и дифференциальной психологии носит искусственных характер, в действительности они дополняют друг друга, образуя единое целое.

    Читайте так же:  Причины, симптомы и признаки шизофрении у подростков

    2. Психодиагностика и психометрия.

    Психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных. Психометрическое направление получает своё развитие в психологическом тестировании. В ряде случаев психодиагностика и психометрия отождествляются. Используется термин «психометрические тесты», под которыми понимаются стандартизированные методики, относительно которых известна валидность и надёжность, методики, удовлетворяющие принципам измерения.

    3. Психодиагностика и психологическая оценка.

    Понятие «Психологическая оценка» к настоящему времени во многих странах Западной Европы и США почти полностью вытеснило термин «Психологическое тестирование».

    Понятие «Психологическая оценка» более широкое, чем психологическое тестирование. Психологическая оценка проводится не только с помощью тестов. Развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками. Оценка – это отбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями (например, с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, специальной аппаратуры и т.д.).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10166 —

    | 7211 — или читать все.

    Место психодиагностики в системе психологического знания

    При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность «

    В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика. Как научная дисциплина она: изучает и рассматривает природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагностических средств принятым общенаучным и методологическим требованиям; разрабатывает основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучает основания достоверности результатов практической психодиагностики; разрабатывает основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты.

    Психодиагностика как практическая деятельность включает в себя:

    а) определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы;

    б) выявление и оценку психологических особенностей личности и группы. Таким образом, психодиагностика как сфера науки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психологического исследования. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека (группы). Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая показывает, как это следует правильно и надежно осуществить.

    Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики исследования, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик.

    Психодиагностика делится на научно-исследовательскую и научно-практическую. В основе этого деления — задачи, стоящие перед практическими психологами и психологами-исследователями. Психолог-исследователь ориентирован на обнаружение неизвестных закономерностей, движение познания идет в направлении от реального объекта к идеальному, а результатом является выделение общих закономерностей, присущих различным индивидам. Психолог-практик ориентирован на поиск известных закономерностей у неизвестных обследуемых. Основные отличия методов практической диагностики от исследовательских:

    — краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их проведение, обработку и интерпретацию результатов);

    — они включают в себя способы соотнесения полученных результатов с соответствующими нормами;

    — основные задачи их применения связаны с решением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единичного объекта измерения (для исследовательских наоборот — получение нового знания, выявление отдельных фактов у множества единичных объектов).

    Психодиагностическое обследование (практическое) это процесс применения уже готового, разработанного теста, а его результат — сведения о психических свойствах конкретного испытуемого.Диагностическое исследование это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

    Истории психодиагностики в России

    Особенностью развития отечественной психологии в последней четверти прошлого века было внесение в нее экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), а также из лаборатории В.Вундта, в которой проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы.

    В 1885 году в России при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. В 1895 году была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета (зав. лабораторией А.А.Токарский).

    В этих и других лабораториях изучались объективные признаки тех или иных психических процессов (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т.п.

    Одной из первых отечественных работ по психологическому тестированию было исследование Г.И.Россолимо (1909 г.). Разработанная им методика была направлена на измерение умственной одаренности, показатели которой были сгруппированы в три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Результаты представлялись в виде графического профиля. Положительным в этом подходе было стремление к целостной оценке личности.

    Примерно в это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии — научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий.

    Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники.

    Так, А.П.Болтуновым (1928) была предпринята попытка, на основе шкалы Бине-Симона разработать собственную методику для испытания умственной одаренности.

    Значительное развитие в эти годы получила психология труда и психотехника (И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов, А.А.Толчинский). В рамках этих отраслей развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, в системе профессионального обучения и профотбора.

    В 30-е годы педология и психотехника были подвергнуты во многом обоснованной критике за формальное использование теоретически не обоснованных тестов. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе «Наркомпроса», которое более чем на 40 лет остановило не только практику применения тестов, но и научные разработки в области психодиагностики.

    Разработанная в трудах Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина и их учеников отечественная дифференциальная психофизиология на долгие годы оказалась единственной легальной формой существования психодиагностики в России.

    В период «оттепели» 50-60-х годов относительно свободные условия для развития психодиагностики появились в таких городах, как Ленинград, Киев, Пермь, Казань, Ярославль, Курск, но не в Москве, где «табу» на сам термин «тест» поддерживалось вплоть до 70-х годов.

    Читайте так же:  Боюсь рожать

    Первые специализированные научные конференции по психодиагностике были организованы только в 70-е годы. Начали появляться вполне современные работы по клинической психодиагностике (Е.Т. Соколова, Б.Ф. Бурлачук), по психометрике (B.C. Аванесов, В.М. Блейхер, В.К. Гайда, Ю.З. Гильбух, А.Г. Шмелев, Л.Т. Ямпольский), первые частично адаптированные версии западных тестов (Ф.Б. Березин, Л.Н. Собчик, И.Н. Гильяшева), оригинальные методики диагностики одаренности и интеллектуального развития (Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Я.А. Пономарев), психологической совместимости (Ф.Д. Горбов, Н.Н. Обозов), мотивации (Ю.М. Орлов), характера (А.Е.Личко) и самосознания личности (В.В. Столин), социально-психологических отношений в коллективе (А.В. Петровский).

    ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

    И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

    Ситуации, связанные с применением психодиагностики

    Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:

    1. Консультация. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.

    Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; профессиональная психологическая консультация; консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе).

    2. Отбор. Обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудника отдела кадров).

    3. Принудительное обследование. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик.

    4. Аттестация. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в судебной экспертизе, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и характеризуется высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого другими людьми помимо его желания.

    Кроме вышеперечисленных имеется четыре типа психодиагностических ситуаций, выделенных на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных данных и ответственности психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого. В ситуациях данного типа использование полученных данных осуществляется:

    1. Не психологом (специалистом-смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. Ответственность за отрицательные последствия вмешательства в судьбу обследуемого несет не психолог. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации.

    2. Психологомдля постановки психологического диагноза при ответственности не психолога за практические действия в отношении обследуемого (например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости — диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель).

    3. Психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия (постановка диагноза в условиях психологической консультации).

    4. Не психологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

    Объект, предмет и субъект психологической диагностики

    Читайте также:

    1. IV. МІЖПРЕДМЕТНИЙ ЗВ`ЯЗОК .
    2. IV. МІЖПРЕДМЕТНИЙ ЗВ`ЯЗОК .
    3. IV. МІЖПРЕДМЕТНИЙ ЗВ`ЯЗОК .
    4. IV. По степени воздействия на предмет труда
    5. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
    6. Алгоритм диагностики немассивной ТЭЛА (ESC, 2000)
    7. Алгоритм диагностики ХСН
    8. Банківське право України: поняття , предмет регулювання, джерела і система
    9. Банкротство субъектов естественных монополий
    10. Безпредметні суперечки й суперечки про маловідомі речі
    11. Блок 3. Организация и осуществление торговой деятельности хозяйствующих субъектов.
    12. Бюджеты субъектов РФ

    Предметом психодиагностики являются отдельные свойства психики или комплекс свойств, на которые направлено психодиагностическое обследование.

    В качестве объекта психодиагностики для практического психолога выступает обследуемый или группа обследуемых. Объект психодиагностики всегда выступает как сосубъект, обладающий правом принимать активное участие в процессе взаимодействия с диагностом, которое способствует или препятствует получению психодиагностической информации. Данное положение служит основой деонтологического аспекта психодиагностики.

    В психодиагностике исходят из 2-х уровнего строения объекта психодиагностики:

    1 уровень – феноменологический уровень, представлен внешними проявлениями, теми, которые можно наблюдать.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2 уровень – уровень причинных оснований – внутренние, ненаблюдаемые явления, провоцирующие возникновение проблемы, нарушенного состояния клиента.

    Клиент как объект психодиагностики имеет определенные права:

    — право свободного поведения во время обследования;

    — право знать результаты обследования;

    — право изменить стиль проведения обследования;

    право выбрать оптимальные для себя методы обследования, вплоть до отказа от тестирования или смены диагноста.

    Субъект психодиагностики – человек, осуществляющий распознавание психологических особенностей обследуемого в целях оказания ему психологической помощи. В качестве субъекта психодиагностики может выступать: 1 – отдельный человек; 2 — группа людей; 3 – организация; 4 – сам обследуемый.

    Субъектом психодиагностики не может выступать тест или набор тестов.

    В психологии различают субъекта житейско-эмпирической диагностики и субъекта научной диагностики. Субъект житейско-эмпирической диагностики – любой стихийный диагност, который в процессе взаимодействия с другим человеком достигает цели что-либо узнать о нем. Сюда относятся, так называемые, «знатоки душ» — художники, писатели, врачи, артисты, администраторы, педагоги. В качестве субъекта научной диагностики выступают практические психологи, получившие специальную подготовку и опыт диагностической деятельности.

    К психодиагносту как субъекту психодиагностической деятельности предъявляют ряд требований:

    — Требования компетентности: диагност должен знать и учитывать границы собственной компетентности; обладать необходимым уровнем профессиональной подготовки; свободно владеть комплексом общих знаний, в системе которых он работает (педагогика, медицина и др.). В своей деятельности психодиагност должен пользоваться только научно-проверенными методами и средствами.

    — Этические требования: нести ответственность за свои действия; хранить тайну и т.д.

    — Требования к наличию профессиональных и личностных качеств: общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к людям; высокая общая культура; широкий кругозор; тактичность и деликатность; терпимость; свободное владение речью; критичность и гибкость мышления и др.

    Читайте так же:  Неправильная моторика и осмысления приводит к имбецильности

    Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2732 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Предмет психологической диагностики

    Читайте также:

    1. A. Этап 1. Анализ предметной области
    2. I Социология общественного мнения. Предмет и объект.
    3. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
    4. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
    5. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. СТРУКТУРА КУРСА, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.
    6. I. Предмет и задачи курса
    7. I. Предмет и история развития.
    8. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
    9. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
    10. Ii. Предмет и пределы надзора
    11. II. Предмет і завдання диференціальної психології.
    12. III. Кількість годин на тиждень за предметами та курсами

    Вопрос о том, что изучает психологическая диагностика, решается в современной психологии далеко неоднозначно. Следовательно, проблематично признание её своеобразия и самостоятельности. Из существующего потока мнений можно выделить несколько наиболее часто встречающихся.

    Согласно одному из них психодиагностика изучает в основном психическое своеобразие конкретного человека. Для этого используются определённые методы и методики. Последующее применение статистических процедур позволяет измерить выявленное психическое своеобразие. Задача психодиагноста сводится к тому, чтобы на основании умозаключений перейти от признаков и индикаторов свойств, состояний и процессов к констатации их наличия и выраженности. Психодиагностика служит для получения числовых эквивалентов выраженности интересующих психолога психических свойств у конкретного индивида. Таким образом, предмет психологической диагностики – это психическое своеобразие конкретного человека, т.е. индивидуальность как выражение его целостности и неповторимости. Здесь происходит определённое отождествление предмета психологической диагностики и предмета психологии индивидуальности.

    Другое мнение сводится к тому, что психологическая диагностика изучает главным образом различия в психической организации людей и разнообразные факторы определяющие различия. Как и в предыдущем случае, для измерения различий, обнаруженных с помощью психодиагностических методик, применяются статистические процедуры. В результате психолог-диагност получает числовые эквиваленты психических различий. Тем самым предмет психологической диагностики в значительной степени растворяется в предмете дифференциальной психологии.

    Существует также мнение о том, что всё психическое является предметом психологической диагностики. Столь широкое представление характерно для немецкой психодиагностической школы. Так, Г. Вицлак полагает, что психодиагностика изучает психическое в самых разных формах проявления. В то же время в это понимание вводится ряд ограничений. Психические проявления становятся диагностически релевантными, если они:

    · отражают взаимосвязи психических свойств личности, то есть включаются в интраиндивидуальные связи;

    · дают основания для установления различий между данным индивидом и другими индивидами, то есть выступают признаками интериндивидуальных связей;

    · несут информацию об отношении индивида к требованиям среды и о способах выполнения индивидом общественных требований.

    Введение указанных ограничений вряд ли уточняет основания для чёткого разделения предмета психодиагностики и предмета общей психологии или психологии человека.

    Известна также позиция, отрицающая какую-либо уникальность и самостоятельность предмета психологической диагностики. Предмет психодиагностики ничем не отличается от предмета любой другой области психологических знаний. Её своеобразие определяется уникальностью методических средств, но не специфичностью предмета.

    Не смотря на некоторые различия, все приведённые мнения объединяет то, что в них нивелируется специфичность предмета психологической диагностики. Он сливается с предметом ряда других психологических дисциплин: психологии индивидуальности, дифференциа-льной и общей психологии.

    [2]

    Поиски специфики предполагают расширение областей научной ориен-тации психологической диагностики. Конструирование и использование ме-тодических средств должно быть дополнено определением психологическо-го содержания, структурной организации, динамики и детерминанта диагнос-тируемых психических образований. С другой стороны, необходима более чёткая ориентация на индивидуальные проблемы, возникающие у человека в процессе взаимодействия с окружающей реальностью, прежде всего – с обществом, культурой, предметным миром и природой. Кроме того, сущест-венную роль в установлении предметной области психодиагностики могут сыграть её общие и специфические принципы.

    Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 535 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Предмет и объект психологии и психодиагностики

    Как и любая специализированная научная отрасль, психодиагностика имеет свой предмет исследования.
    Психические явления (свойства, состояния, процессы) человека и высших животных. Предмет психодиагностики как научно-практической дисциплины — установление и интерпретация (на основе знания общих законов функционирования психики и предпочтения определенных теоретических взглядов) особенностей проявления диагностированных параметров психики в конкретном человеке (определенного пола, возраста, образования, и т. д.).
    Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

    Предмет, задачи, принципы и функции психодиагностики.

    ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание».

    Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях метров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях.

    2.основные понятия психодиагностики

    3.связь психодиагностики с предметными областями психологической науки.Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений.
    Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

    Читайте так же:  Как стать более коммуникабельным человеком рекомендации

    Психодиагностика как отрасль психологии. Исторический аспект развития психологической диагностики

    2 Цель объект предмет и задачи современной психологической диагностики

    1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения. 2. Определения степени развитости данного свойства и её выражение в определенный количественных и качественных показателях 3. Описание диагностических психологических поведенческих особенностей человека в тех случаях когда это необходимо 4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей Все четыре задачи практической психодиагностики решается каждая в отдельности , или комплексно, в зависимости от цели проводимого обследования. Итак , психодиагностика есть особая , достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога без которой не может обойтись ни один специалист психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией .

    Предмет и объект психодиагностики.

    Предмет и объект психодиагностики.

    Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Л.Д.Бурлачук).

    Объект психодиагностики — это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных психических свойств.

    Несмотря на то, что психодиагностика существует достаточно давно, предмет ее определяется неоднозначно. Так А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в качестве предмета:

    — методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;

    — методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических исследований;

    — дифференциальную психометрику как методологию обнаружения различий;

    — нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

    К.М. Гуревич и Г.А. Берулава говорят о предмете, как и теоретико -операциональных принципах конструирования методик, правилах и практике их применения, процедурах проведения диагностических испытаний, правилах обработки и истолкования полученных результатов.

    Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 87 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Предмет, объект, задачи психодиагностики. Основные сферы использования психодиагностических данных

    Читайте также:

    1. I. Задачи сопоставительного изучения общения детей со взрослыми и сверстниками
    2. I. Основные психогеометрические признаки личности
    3. I. Основные формы нарушения кислотно-основного состояния
    4. I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БАРЩИННОГО ХОЗЯЙСТВА
    5. I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    6. II. Задачи КУТВ в отношении колониальных и зависимых стран Востока
    7. II. Задачи.
    8. II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ
    9. II. Очередные задачи коммунистических партий капиталистических стран
    10. III. Задачи
    11. III. Задачи крим. техники.
    12. III. Области применения психодиагностики и ее основные задачи.

    Билет № 1

    предмет психодиагностики — это различные ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА человека.

    ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

    Термин ДИАГНОСТИКА в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином диагностика подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров, и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях.

    1. Предмет психодиагностики

    Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

    Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:

    • закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений;

    • правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

    Психодиагностика тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

    Психодиагностика направлена на выявления межиндивидуальных или межгрупповых различий.

    Можно обратиться к авторитетным психодиагностам, которые четко выделяют предмет этой научной дисциплины. Так, например, А.Анастази определяет этот предмет через стоящие перед психодиагностикой задачи, отмечая, что они заключаются в том, чтобы «измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях».

    Сходное понимание предмета дано К.М.Гуревичем, который пишет: «Цель современной психологической диагностики в ее наиболее распространенных формах (тесты, проективные методики, психофизиологические методики, вопросники) заключается в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам».

    Современная психологическая диагностика определяется как научная дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека.

    Таким образом можно сказать, что в компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка принципов и требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследований, способов обработки и интерпретации результатов, выбор и теоретическое обоснование критериев сопоставления результатов, разработка приемов, способствующих быстрому и правильному принятию решений по постановке диагноза.

    Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации.

    [1]

    Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого-педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.

    Читайте так же:  Эндогенная депрессия

    Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично — за то, как этот диагноз будет использован клиентом.

    объект психодиагностики — это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ. Психические свойства образуют ПРЕДМЕТ психодиагностики. Важность различения ПРЕДМЕТА и ОБЪЕКТА проявляется прежде всего при обсуждении вопросов, связанных с обеспечением таких ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВА ТЕСТА, как НАДЕЖНОСТЬ и ВАЛИДНОСТЬ. Иногда тест может обладать высокой надежностью — это как раз и есть устойчивость относительно объекта: при проведении перетестирования практически все испытуемые могут оставаться на тех же местах на ранговой (порядковой) ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ШКАЛЕ, которые они занимали после первого тестирования. Но это еще не означает, что тест направлен на измерение желательного для нас психического свойства, то есть, это еще не означает высокой валидности.

    Психодиагностика, её задачи, возможности и области применения

    Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

    1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

    2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

    1. В ситуации клиента (у человека нет повода сознательно искажать факты о себе, но он может сделать это несознательно (приукрасить себя).

    2. В ситуации экспертизы (человек обращается за помощью к психодиагносту, он сам идет на контакт. Человек знает, что подвергается экспертизе, и поэтому иногда сознательно корректирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть лучше).

    В компетенцию психодиагностики входят:

    — конструирование и апробация методик;

    — выработка правил проведения обследования;

    — способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

    Области практического использования результатов психодиагностической работы:

    1. В целях оптимизации процессов обучения и воспитания (Задачи в школе: неуспевае-мость, учебные и личные проблемы. Психологическая готовность детей к обучению в школе; контроль за развитием детей под влиянием школьного обучения; выявление причин неуспеваемости и трудности учебной Деятельности; отборы в спецклассы и спецшколы; оценка программ и методов обучения в школах; оценка успешности работы педагогов; оценка работы разных учебных заведений; решение проблем трудных детей; решение личностных проблем школьников; профориентационная работа; социально-психологическая диагностика (взаимоотношения в коллективе: учителей, учеников между собой, родителей и т.д.); выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, реали-зация индивидуального подхода и др.).

    2. Психодиагностика является важной составляющей Деятельностью специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах проф-консультации, в учреждениях службы заня-тости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.

    1. Уточнение диагнозов пациентов клиники (если у врача затруднение с постановкой диагноза).

    2. Оценить эффект лечения.

    3. Исследование больных с целью постановки разных экспертиз (воинская, судебная). Наблюдение и беседы – методы клинической консультации:

    а. Психологические консультации, куда могут обратиться люди со своими личными проблемами (семейные, индивидуальные, детские и т.д.).

    б. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах Личности, уровне интеллектуального развития и т.д.).

    в. Задача психодиагностики зависит от сферы ее применения

    Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей — это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приёмов общения и многим другим.

    В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, она обладает общей характеристикой — индивидуализированностью своей направленности. Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взамоотношений с окружающими. Для такого проникновения часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные — психодиагностические — методы.

    Психодиагностические задачи могут решаться различными способами. Один из таких способов — это длительное наблюдение за обследуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи. Другой способ — это наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни, например наблюдение за поведением ребёнка в детском саду

    Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 11660 ; Нарушение авторских прав? ;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Источники


    1. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.

    2. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.

    3. Робинсон, Джонатан Любовь без конфликтов / Джонатан Робинсон. — М.: Центрполиграф, 2013. — 224 c.
    4. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.
    5. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.
    Предмет и объект психологии и психодиагностики
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here