Причины и методы преодоления экзистенциальной пустоты

Сегодня мы рассмотрим тему: "Причины и методы преодоления экзистенциальной пустоты" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Причины и методы преодоления экзистенциальной пустоты

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. exsistere существовать, выступать, показываться, становиться, обнаруживаться), или экзистенциальная философия, не столько единое филос. направление с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько… … Философская энциклопедия

Экзистенциализм — (existentialism) Концепция, заимствованная европейскими философами ХХ в. у теолога Серена Кьеркегора (1813–55), но лишенная религиозного подтекста. Экзистенциализму очень трудно дать определение, но его можно свести к убеждению в том, что люди… … Политология. Словарь.

Экзистенциализм — Экзистенциализм ♦ Existentialisme Философское учение, считающее исходной точкой не столько бытие или понятие, сколько индивидуальное существование – экзистенцию (именно поэтому Паскаля и Кьеркегора часто называют предтечами… … Философский словарь Спонвиля

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. existentia существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. Истоки Э. содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена… … Энциклопедия культурологии

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — [ Словарь иностранных слов русского языка

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелатинского exsistentia существование) (философия существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… … Современная энциклопедия

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелат. exsistentia существование) или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… … Большой Энциклопедический словарь

экзистенциализм — экзистенсиализм, существование Словарь русских синонимов. экзистенциализм сущ., кол во синонимов: 2 • существование (21) • … Словарь синонимов

Экзистенциализм — (от позднелатинского exsistentia существование) (философия существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования, одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период… … История Философии: Энциклопедия

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования, одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне 1 й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2 й … Новейший философский словарь

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Одним из распространенных (особенно среди творческой ин­теллигенции) видов гуманистической психотерапии является экзи­стенциальная психотерапия. Как следует из названия, данная те­рапия возникла на базе идей куда более известного соответст­вующего философского направления — экзистенциализма.

Экзистенциализм возник из творческого соединения идей мно­гих выдающихся деятелей науки и культуры (Кьёркегора, Гуссер­ля, Сартра, Камю, Ясперса, Хайдеггера и др.). Название этого на­правления возникло из термина экзистенция (то есть сущность, существование), постоянно употребляемого в трудах Кьёркегора, которые и послужили первым толчком к оформлению экзистен­циализма как самостоятельного философского направления.

Другим источником развития экзистенциализма считается фе­номенология Гуссерля.

Так как центральное место в философии экзистенциализма за­нимает изучение человека как субъекта и его субъективных пере­живаний своего существования, то это не могло не привлечь к данному учению внимание психологов, которые в дальнейшем и сами внесли значительный психологический вклад в экзистенци­альную философию, а также применили и развили идеи экзистен­циализма в психологии и психотерапии.

В оформлении экзистенциальной психологии как самостоя­тельного психологического направления в первую очередь следу­ет отметить роль таких психологов и философов, как В.Дильтей, Э.Фромм, В.Франкл, Ф.Пёрлз и др. Так, Ф.Пёрлз всегда считал, что разработанное им направление гештальттерапии является од­ним из видов (направлений) экзистенциальной психотерапии.

В настоящее время экзистенциальная психотерапия имеет мно­го подвидов, школ и модификаций, которые невозможно рас­смотреть в одной работе. Поэтому ограничимся знакомством с теоретическими и практическими подходами одного из наиболее типичных представителей и основателей экзистенциальной психо­терапии — Виктора Франкла.

По мнению В. Франкла, главное стремление человека — найти или понять смысл своего существования. Если это сделать не удается, то человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный ваку­ум (пустоту, бессмысленность существования). В.Франкл считает, что не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед человеком, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а делами.

Сторонники экзистенциальной терапии утверждают, что обре­тение смысла существования доступно каждому нормальному че­ловеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, ок­ружающей среды, религиозных и идеологических убеждений. При этом экзистенциалисты подчеркивают, что научить этому нельзя, так как смысл существования всегда индивидуален и каждый че­ловек должен сам его найти или понять и не уходить от ответст­венности за осмысление своей жизни перед собой и перед другими в любых жизненных обстоятельствах.

Что же позволяет человеку самостоятельно найти свой жиз­ненный смысл? Экзистенциалисты считают, что таким путеводи­телем является совесть, которую В.Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл — самотрансценденцией человека.

По мнению экзистенциалистов, человек может найти смысл своего существования только выйдя за пределы своего личного Я, переключая внимание с внутренних переживаний собственной персоны на реальную действительность, на активное сотрудниче­ство, на практическую помощь другим. Чем больше человек вы­ходит из пассивного переживания своих проблем наружу (на ак­тивную полезную деятельность, помощь другим), тем более пол­ноценным и психологически здоровым он становится.

Известно много исторических примеров, когда люди, имеющие высокие жизненные цели, веру, идеологическую убежденность и пр., значительно легче переносили чрезвычайно тяжелые условия и лишения. Это и протопоп Аввакум, и Эрнст Тельман, и много­численные узники фашистских и сталинских концлагерей. Это и сам В.Франкл, мужественно переживший Освенцим и Дахау. Он считал, что в этих невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных пе­реживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, дел и для помощи другим.

Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бес­смысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными катаклизмами.

Даже в объективно комфортных жизненных условиях люди, не нашедшие смысла своего существования вне самокопаний и гипер­трофированного восприятия внутриличностных проблем, начина­ют страдать усугубляющимися неврозами, становятся более подвер­женными алкогольным и наркотическим зависимостям. В.Франкл утверждает, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов стали тако­выми из-за не найденного ими или утраченного смысла жизни Эти зависимости возникают из-за необходимости заполнить этот ваку­ум иллюзией удовлетворения и самодостаточности. То есть, не по­лучив реального удовлетворения, человек заменяет его иллюзор­ным, за счет химического воздействия на свою нервную систему. А проблемы так и остаются нерешенными и продолжение иллюзии удовлетворения требует продолжения алкогольного или наркоти­ческого воздействия. Образуется порочный замкнутый круг.

Читайте так же:  Основные признаки алкоголизма

Но даже если человек, не нашедший смысла жизни вне собст­венной персоны, не становится наркоманом, то он уходит в нев­розы бездеятельных внутриличностных переживаний и в поиск каких-то временных удовольствий, избавляющих от гнетущего чувства бессмысленности своего существования. При этом проис­ходит парадоксальный процесс — рефлексия, концентрация внима­ния на собственной персоне в поисках счастья (или по крайне ме­ре ухода от несчастья) уводит от возможности обретения этого счастья все дальше и дальше.

Исходя именно из этой гипотезы, Франкл разработал ориги­нальный вид психотерапии, который он назвал в широком смысле логотерапией, а ее конкретные методы дерефлексией (то есть про­тиводействием рефлексии, как бесполезному самокопанию), пара­доксальной интенцией (парадоксальным намерением) и др.

Итак, рассмотрим два вышеупомянутых и, пожалуй, основных метода логотерапии: парадоксальную интенцию и дерефлексию при преодолении неврозов навязчивых состояний и фобий (навязчивых, преувеличенных страхов).

Считается, что классические характеристики механизмов обра­зования фобий и неврозов навязчивых состояний даны Фрейдом. Подход Франкла не противоречит им, но достаточно наглядно дополняет их.

Механизм образования фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. То есть данный индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться и того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние, так часто думает об этом, что сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он сознает) становится причиной его постоянных переживаний.

В тяжелых случаях такой человек может вообще отказаться от вы­хода из дома, от входа в закрытые помещения, от взгляда с высоты.

Более часты менее опасные и легче преодолимые страхи пуб­личных выступлений, предстоящих экзаменов, соревнований и другие. Однако и здесь возникают труднопреодолимые барьеры. Так, существует большое количество спортсменов, которые на протяжении многих лет на соревнованиях не могут даже прибли­зиться к результатам, которые они давно и легко показывают на тренировках. Такие люди на каком-то этапе смиряются с тем, что в определенных условиях у них обязательно возникнет страх, тре­вога, которые помешают им действовать как надо и они должны потерпеть неудачу. Чтобы избежать этого, они отказываются от соревнований, экзаменов, поиска лучшей работы, жизненного партнера и вообще — лучшей жизни.

В широком смысле (иллюстрируя основную идею Франкла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха стать несчастным, больным, одиноким и т.д. То есть, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образ и в конечном итоге таким и ста­новится. (На «противоходе» этому процессу строится имаготерапия (от image — образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я — такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т.п.), каким он хотел бы себя видеть.)

Однако здесь происходит парадоксальная реакция — чем силь­нее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается от­торгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление.

[2]

Франкл предлагает использовать этот парадоксальный меха­низм в противоположном направлении. То есть индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать как мож­но более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить.

Другой, не менее популярный метод логотерапии Франкла -дерефлексия, то есть преодоление рефлексии — болезненного са­мокопания, неврозов навязчивых состояний.

Этот метод часто используется при лечении неврозов, связан­ных с различными сексуальными расстройствами и проблемами или с боязнью таких расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма (или страхи импотенции, фригид­ности и пр.).

Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых со­стояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не смо­жет получить. То есть вновь иллюстрируется основная идея Франкла — именно в погоне за счастьем (наслаждением) человек теряет его. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться сексуальному контакту, он постоянно на­блюдет себя со стороны, анализирует свои ощущения с опасением того, что у него ничего не получится.

Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невро­за лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию), полное са­мозабвение и самоотдачу.

Надо сказать, что причисление различных видов психотерапии к гуманистическому направлению неоднозначно трактуется раз­ными авторами.

Некоторые из них вполне обоснованно причисляют сюда и гештальттерапию и трансакционный анализ. Не будем спорить. Главное — это сама суть гуманистической психологии и психоте­рапии, которая в центр внимания ставит целостную уникальную личность каждого конкретного индивида.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность гуманистической психотерапии?

2. Какие авторы внесли наибольший вклад в развитие этого направления?

3. Что такое терапия, центрированная на клиенте?

Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные

Варламова Дарья

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что такое воскресный невроз, как важно чувствовать свою индивидуальность и почему нет судьбы кроме той, что мы творим сами.

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Читайте так же:  Задержка психического развития

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

Что такое экзистенциальная пустота и как с ней бороться?

Каждый человек практически в любом возрасте сталкивается с трудноуловимым чувством пустоты в закоулках своей души. Чаще всего люди пытаются скрыть это ощущение, стараются не думать о нем или совсем забывают про него, полностью погружаясь в повседневные дела и заботы. Тем не менее чувство пустоты в некоторых случаях достигает такого предела, что человек погружается в состояние так называемой экзистенциальной пустоты, полностью теряя интерес к жизни.

Это состояние очень напоминает симптомы депрессии, но специалисты личностной психологии дают ему определение как наличие экзистенциальной пустоты.

Термин «экзистенциальная пустота» — это состояние человеческого существа, потерявшего смысл жизни. Психологи предупреждают, что это не заболевание тела, а скорее заболевание души, свойственное технически высокоразвитой цивилизации нашего времени. Так, например, человек, находящийся в состоянии экзистенциальной пустоты, склонен считать, что жизнь не имеет смысла, что все цели, которые он когда-либо ставил перед собой или собирался поставить, бессмысленны.

Ученые-психологи предупреждают, что такие психологические установки могут спровоцировать развитие реальной депрессии, для лечения которой в лучшем случае придется обращаться к врачам-специалистам, а в худшем — принимать лекарственные препараты.

Но как избавиться от внутренней пустоты, так тягостно омрачающей человеческое существование? Как вновь полюбить жизнь и найти в ней смысл? Не пора ли заняться самоанализом?

Вопрос о смысле жизни человека — один из самых величайших и одновременно трудных вопросов, задаваемых человечеством на протяжении всей истории мира. Великие философы древности, средневековые богословы, классики мировой литературы XIX и XX веков вновь и вновь поднимали этот вопрос из самых глубин своего существования, и каждый из них отвечал на него по-разному.

Платон, например, считал, что смысл жизни заключается в самосовершенствовании своего тела и духа. Гармонически развитая личность при этом обретает смысл жизни в процессе своего самосовершенствования. Платон

Аристотель писал, что смысл жизни человека состоит в том, чтобы делать добро и быть счастливым. Аристотель

Эпикур и его ученики «эпикурейцы» полагали, что смысл жизни — в стремлении к удовольствию. Эпикур

Христианская трактовка смысла жизни обозначалась как стремление к уподоблению Господу, познанию Его и будущей блаженной жизни с Ним. Леонардо Да Винчи, «Тайная Вечеря»

Между тем существовали и пессимистичные взгляды на смысл жизни человека. По мнению Артура Шопенгауэра, стремление понять и найти смысл жизни бессмысленно, а наш мир он считал худшим из миров. Артур Шопенгауэр

Читайте так же:  Практические рекомендации что делать, если девушка изменила

К счастью, многие современные психологи не раз опровергали подобные пессимистические жизненные позиции и высказывали гораздо более позитивные попытки трактовки смысла жизни. Великие социальные психологи ХХ века Альфред Адлер, Карл Роджерс и Виктор Франкл утверждали, что смысл существования присущ абсолютно всем людям, к тому же это двигатель их развития.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В частности, Виктор Франкл писал:

Человек должен не выбрать или «изобрести» смысл жизни, а найти его путем реализации себя в жизни и деятельности. Смысл жизни человека уникален для каждого человека, и для того, чтобы сделать свою жизнь осмысленной, необходимо реализовывать три основных пути своего развития, ориентируясь на три группы ценностей:

— путем того, что человек может дать жизни, — творческую деятельность (ценности творчества);

— путем того, что человек включается в переживание ценностей, которые находит в мире (ценности переживания);

— посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности отношения). Виктор Франкл

Другими словами, человек, реализуя какую-либо свою творческую или практическую деятельность и активно переживая этот процесс, способен почувствовать смысл своей жизни, наполнить им свое существование и преодолеть экзистенциальную пустоту в своей душе.

[3]

Автор: Cepгeй Дepгaчeв
Просмотров страницы: 2110

Психологический центр «ПОДОРОЖНИК»

Тренинги для жизни!

Как преодолеть экзистенциальный кризис

Человек — это сложное существо. События, ситуации и перемены, так или иначе, влияют на него. Любой фактор может нарушить нормальное функционирование человеческого организма. Особенно сильное влияние на общее состояние человека оказывают психологические факторы. Именно из-за них люди подвержены различного рода стрессам, депрессиям и другим проблемам, от которых бывает крайне трудно избавиться. Одной из таких проблем является экзистенциальный кризис личности.

Что такое экзистенциальный кризис

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задумывается о смысле своей жизни. Если при этом психологическое состояние ухудшилось и появилось чувство тревожности и дискомфорта, то можно предположить, что у человека начался экзистенциальный кризис. Чтобы справиться с этим явлением, необходимо разобраться в том, что такое экзистенциальный кризис.

Чаще всего кризис возникает у молодых людей, которые только встали на путь формирования своей личности. Они начинают постоянно задумываться о смысле существования и редко приходят к хорошим выводам. В иных случаях экзистенциальный кризис возникает у представителей зрелого возраста, когда человек начинает думать о пережитых событиях и достижениях за всю свою жизнь.

[1]

Экзистенциальный кризис также появляется, когда человеку не требуется решать злободневные проблемы. Например, при наличии достаточного количества средств на достойную жизнь. При неимении дела, в котором можно непрерывно развиваться, многим людям попросту надоедает однообразие жизни, и они начинают задумываться о смысле существования.

Причины экзистенциального кризиса

Экзистенциальному кризису меньше всего подвержены люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом и постоянно находящиеся в движении персоны. Этому есть простое объяснение. Чем меньше свободного времени есть у человека, тем реже он задумывается о своем предназначении и смысле бытия. Поэтому риск появления экзистенциального кризиса высок у представителей творческих профессий или безработных людей.

Также кризис такого рода может проявить себя после события или происшествия, оказавшего большое влияние на эмоциональное состояние человека.

К причинам появления экзистенциального кризиса относятся:

  • одиночество;
  • прием лекарств, влияющих на психику;
  • смерть друга или родного человека;
  • долгая изолированность от общества;
  • переход детей к самостоятельной жизни.

Экзистенциальное одиночество

Как говорилось ранее, одной из причин кризиса является одиночество. Многие люди страдают от чувства одиночества из-за своей нерешительности, боязни быть отвергнутым обществом. Как правило, такой тип одиночества обычный и встречается повседневно у людей разных возрастов в различные периоды их жизни.

Более серьезным является экзистенциальное одиночество, при котором человек полностью морально подавлен и разрушен. Он не чувствует связи с окружающим миром и поддержки близких людей. В тот момент, когда индивид начинает понимать, что каждый в мире одинок, начинается экзистенциальный кризис личности.

Избавиться от такого чувства одиночества невозможно. Однако любой человек способен направить его в полезное для себя русло. Так, тщательно и трезво изучив это чувство, можно стать по-настоящему свободным от мнения и последствий действий окружающих. Люди, которые приняли свое одиночество, более успешно развиваются и строят дальнейшую жизнь.

Существует социальный тип экзистенциального одиночества, при котором личность чувствует себя отвергнутой социумом. Чаще всего это проявляется в излишнем беспокойстве по поводу своего социального положения и статуса.

У индивидов, страдающих от экзистенциального одиночества, часто появляются суицидальные мысли. Для них ничего в жизни не представляет ценности, а существование становится тяжкой ношей.

Экзистенциальный страх

Страх, тревога или ужас являются неотъемлемой частью экзистенциального кризиса личности.

Переживания эти связаны не столько с какими-то определенными происшествиями, сколько с внутренним состоянием человека. Страх может носить разный характер и может быть вызван различными факторами. Ученые в области психологи выделили 4 основные группы экзистенциального страха. К ним относятся:
  • Страх жизни.
    Индивид не понимает, как устроена жизни и чувствует ее бессмысленность.
  • Страх смерти.
    Человек понимает, что с каждым годом времени на счастливую жизнь у него остается все меньше и начинает задумываться о смерти.
  • Страх перед своей психикой.
    Индивид старается держать свой разум под контролем. Он боится потерять этот контроль и перестать отдавать отчета своим действиям.
  • Страх пространства.
    Этот тип присущ людям с боязнью воды, темноты или закрытых пространств. При малейших переменах в укладе жизни, они стараются как можно быстрее вернуть ее в прежнее русло.
  • Страх перед порядком или хаосом.
    Личность обладает навязчивым желанием установить во всем свой порядок и уклад. Это желание может приводить к боязни всего нового или же, наоборот, к непринятию устоявшихся норм.

Проявление страха индивидуально для каждого человека. Кто-то может переживать такой период очень болезненно, а чье-то сознание окажется настолько сильным, что даже и не проявит этого страха.

Из-за своих боязней и переживаний человек неспособен реализовать себя в какой-либо сфере жизни. Отсюда возникает чувство вины.

Экзистенциальная вина

Чувство вины – это неотъемлемая часть людского существования. Человек испытывает вину перед окружающими, делая не то, что они хотят. Занимаясь нелюбимым делом или проживая жизнь не так, как хотелось бы, индивид чувствует себя виноватым перед самим собой.

Существует два типа вины:
• невротическая;
• нормальная.

Нормальная вина — это призывы совести человека к правильным действиям. Она основывается на моральных принципах, принятых в обществе. Невротическая же вина присуща людям, которым кажется, что все их действия вредят близким людям и направлены против окружения.

Экзистенциальная вина является третьим видом вины, которая также имеет свои формы. К формам экзистенциальной вины относятся:
• неспособность индивида жить согласно внутреннему потенциалу;
• искажение реальности товарищей человека (чувство вины от причинения вреда близким);
• «вина разобщения» (объектом является природа).

Читайте так же:  Типы циклоидов – эмоциональных психопатов

Каждый человек вправе самостоятельно распоряжаться своей судьбой и действиями. Экзистенциальная вина проявляет себя в случаях, когда индивид не прислушивается к своим чувствам, желаниям. Проявление это становится все больше с возрастом, так как потраченные впустую годы проявят себя огромным чувством вины. Человеку будет сложно справиться с осознанием того, что он мог добиться большего, если бы начал раньше. Также у людей пожилого возраста может особенно сильно проявляться страх грядущего заката жизни.

При правильном осознании причин чувства вины, индивид может вынести из нее пользу. Так, вина способствует развитию у людей способности сопереживать окружающим и находиться в гармонии с миром. К тому же экзистенциальная вина помогает выработать творческий ресурс.

Пути преодоления экзистенциального кризис

Для того чтобы понять, как преодолеть экзистенциальный кризис необходимо осознанно подойти к определению цели жизни и планов. Далее необходимо приступать к активным действиям по избавлению от кризисного состояния. Основной способ от его избавления состоит из 4 пунктов.

  • Для начала важно избавиться от гнетущих сознание мыслей и чувств. Изоляция от всех проблем и негатива в целом станет хорошим вариантом.
  • После того, как предыдущий пункт выполнен, необходимо найти для себя новые ценности или увлечения. Нужно постараться наполнить жизнь смыслом заново.
  • Следующий шаг — это отвлечение. Увлечение новым делом поможет сохранять психику в нормальном состоянии.
  • В конце наступает время сублимации. Ее идея состоит в перенаправлении мыслей и чувств в полезное русло. На этом этапе желательно заняться собственным развитием и совершенствованием.

Этот план действий является универсальным. Однако, каждая личность уникальна и к каждому человеку нужны разные подходы. Именно поэтому психологами были открыты еще некоторые способы избавления от экзистенциального кризиса. К таким способам относятся:
  • Психоанализ.
    Сертифицированный специалист может оказать огромную помощь в решении психологических проблем. Он обсудит их со всех сторон, предложит решение или лечение.
  • Духовная практика.
    Для многих людей спасением может стать приобщение к Богу. Это помогает им снова обрести спокойствие и веру в светлое будущее.
  • Творчество.
    Процесс создания различных художественных произведений увлекает и успокаивает. Обычно у людей, занимающихся творчеством более яркая и интересная жизнь.
  • Бихевиористская терапия.
    Идея способа состоит в избавлении от негативных мыслей и приобщении к позитивным привычкам.
  • Гештальт-терапия.
    Специалист поможет своему пациенту развить полезные качества и навыки, а также очистить разум от нежелательных раздумий.

При экзистенциальном кризисе необходимо найти свой способ и начать действовать. Если не начать решать проблему вовремя, то могут проявиться последствия. Неразрешенный кризис плохо влияет на способность общения и взаимодействия с окружающими. Он может негативно сказываться на состоянии организма и психики. Также есть вероятность появления вредных привычек, таких как алкоголизм, курение, наркомания или увлеченность азартными играми. Это происходит из-за попыток человека отвлечься и заглушить чем-то навязчивые мысли.

Положительным исходом может считаться то, что индивид способен приспособиться к своему состоянию и окружающему миру, пытаясь забыть о своих переживаниях. Тогда кризис остановиться на определенной стадии и будет проявлять себя лишь изредка. Но существует и более неприятный исход, при котором человек начнет враждебно относиться к своей среде обитания и совсем потеряет смысл существования.

Как помочь человеку с экзистенциальным кризисом

Каждый человек в своей жизни сталкивается с различными проблемами. Бывают и такие, которые он не в состоянии решить без посторонней помощи. Экзистенциальный кризис в жизни человека является именно такой проблемой. Чтобы преодолеть его, необходима поддержка и вовлеченность близких людей или семьи. К человеку, у которого начался такой трудный период, необходимо относиться с эмпатией. Тесный контакт внесет свою долю в преодоление возникших трудностей.

Важно понимать, что все трудности, вставшие на пути, пойдут только на пользу. Они закаляют человека, делают его сильным и уверенным. Преодолев кризис, люди начинают ценить свою жизнь еще больше и пытаются наполнить ее новыми ощущениями и событиями. Кризис является переломным моментом, после которого все дела начинают налаживаться, а отношения с другими людьми становятся легкими и приятными. Все дело в том, что после него обновляется разум и сознание, и начинает формироваться новая точка зрения на все происходящие вокруг вещи.

Также огромное влияние на человека окажет любовь. Любовь дает возможность по-новому взглянуть на мир. Доверие и привязанность, присущие любви представляют особый смысл для человека и помогают ему справиться с проблемами любого характера.

Важно отметить, что последствия экзистенциального кризиса могут быть ужасными. Они могут доходить вплоть до разрушения семей, психических срывов или даже самоубийств. Поэтому важно вовремя заметить проблему и искоренить ее еще на начальных этапах. В вопросах человеческой психологии необходимо всегда быть осторожными и обращаться за помощью при первых проявлениях трудностей. Каждый достоин того, чтоб прожить долгую и счастливую жизнь, не отвлекаясь на побочные происшествия. Но чтобы этого добиться, необходимо бороться с возникающими проблемами всеми возможными способами.

Причины и методы преодоления экзистенциальной пустоты

Экзистенциальный кризис — Психологическое состояние утраты смысла жизни, кризис существования. Обусловлен резким изменением (разрушение) образа жизни или внутриличностной картины себя и мира. Обладает высокой суицидальной опасностью. Суицидальные действия при… … Большая психологическая энциклопедия

Кризис — У этого термина существуют и другие значения, см. Кризис (значения). В Викисловаре есть статья «кризис» … Википедия

Духовный кризис — – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса … Википедия

УНАМУНО — (Unamuno) Мигель де (1864 1936) исп. писатель, философ, ученый. У. выявляет радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии, а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать свою… … Философская энциклопедия

Dans le ciel — В небе Dans le ciel Жанр: роман Автор: Октав Мирбо Язык оригинала: французский Год написания: 1892 1893 … Википедия

Мистический психоз — (англ. Mystical psychosis) термин, предложенный в начале 1970 х годов американским психиатром Артуром Дейкманом в результате проведённого им сравнительного анализа психотических и мистических состояний, который показал, что… … Википедия

Части тела (Сезон 2) — Части тела. Сезон 2 Обложка DVD 2 сезона. Страна … Википедия

ПСИХОАНАЛИЗ — Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕОПСИХОАНАЛИЗ), является… … Психотерапевтическая энциклопедия

3,4-метилендиоксиметамфетамин — Химическое соединение … Википедия

Таннер, Ален — Ален Таннер Alain Tanner … Википедия

Экзистенциальный кризис и пути его преодоления

Стремительный водоворот повседневной жизни «закручивает» людей в заботы о насущном хлебе, карьерном росте, заботе о семье. Однако на определенном жизненном этапе каждый приходит к осознанию бренности бытия, когда все, к чему человек так стремился многие годы, кажется пустым и ненужным делом. Наступает экзистенциальный кризис, который характеризуется переоценкой ценностей, осознанием неизбежной смерти и поиском новых идеалов и смысла жизни.

Читайте так же:  Нервный тик

Немного теории

Термин берет свое начало из философии. Основоположниками теории экзистенциального кризиса стали Карл Ясперс, Ролло Мэй и Жан-Поль Сартр. Они утверждали, что существование человека в этом мире объясняется только иррационально. То есть единение с тонким миром ощущается при условии смертельной опасности. Именно угроза для жизни помогает осознать всю ценность земного существования и перейти на новый, значимый уровень развития.

Экзистенциализм позволил зародиться новой психологической школе, которая основывается на гуманистическом подходе. Она и обосновала такой термин как экзистенциальный кризис.

Итак, экзистенциальный кризис – это период в жизни человека, когда он испытывает чувство сильного душевного дискомфорта, сопровождающееся тревогой и сомнениями в вопросе о смысле бытия.

Чаще всего к осмыслению жизни приходят люди, которые добились материального благополучия или определенного социального статуса. Происходит разочарование в тех идеалах, которые ранее были непререкаемыми. Возможно появление неврозов и некоторых психологических расстройств, так как потеря смысла жизни неизбежно приводит к изменениям ориентиров и стремлений.

Причины появления

К проявлению кризиса более склонны люди творческих профессий, которые имеют больше свободного времени и привыкли к самоанализу. Те, кто занят физическим трудом, менее подвержены размышлениям и «копанием» в себе. Тем не менее кризис не обходит и их стороной. Причину его появления чаще всего связывают с определенными жизненными ситуациями, которые требуют более детального рассмотрения.

  • Уход из жизни близкого человека или члена семьи;
  • Страх собственной смерти, связанный с опасностью для жизни;
  • Длительное нахождение в одиночестве;
  • Отсутствие возможности общения с родными людьми или любимым человеком;
  • Разочарование в религии;
  • Использование психотропных препаратов;
  • Чувство одиночества и отторжения обществом;
  • Взросление детей и их самостоятельная жизнь, в которой уже нет столько места для заботы родителей.

Осознание парадокса бытия, которое заключается в вере важности собственного нахождения на земле и четкое понимание того, что в этом существовании нет смысла и цели, — главное отличие экзистенциального кризиса от других переломных моментов жизни человека. При этом отличительной чертой этого этапа является внезапность осознания.

Выйти из кризиса поможет ответ на вопрос о смысле жизни. Люди находят выход из сложившейся ситуации, следуя по трем путям:

  • Глубокая вера и принятие религиозных учений о бессмертности души.
  • Мистическое предназначение человеческой души, которое основывается на оккультных науках и также предусматривает отсутствие безвозвратной утраты жизни. Как правило, такие учения основываются на переселении душ.
  • Определение цели самим человеком, его стремление оставить материальный след после своего ухода.

Рассмотрим ощущения психологического дисбаланса, которые испытывает человек в период данного кризиса.

Добровольный уход из жизни

Мысли о бесполезности собственного существования преследуют человека. Особенно остро их переживают люди, которые были уверенны в собственной значимости и полезности обществу. Как правило, они занимают руководящие посты или связаны с распределением должностных обязанностей.

Не видя путей разрешения внутреннего конфликта, человек приходит в состояние отчаяния, которое характеризуется полной утратой интереса к тому, что будет завтра. Желание закончить бессмысленное земное существование преследует человека, и появляются мысли о суициде.

Опасность одиночества

Сразу следует оговориться, что существует два вида одиночества:

Первый тип еще называют повседневным одиночеством. Ему подвержены многие люди. Такое одиночество характеризуется изолированностью от общества, его неприятием. Страх быть отвергнутым мешает наслаждаться общением и впустить кого-либо в свою жизнь.

Что касается второго вида одиночества, то оно гораздо глубже и основывается не только на отсутствии и поддержке других людей. Отличительная его черта состоит в полном разрушении собственных идеалов, крахе внутреннего равновесия. Последствием длительного пребывания человека в таком состоянии является полное отсутствие желания находить цель и смысл в обыденных занятиях. Апатия и скука при этом не являются патологическими процессами. Это значит, что у человека нет желания развиваться и к чему-то стремиться, но стремление уйти из жизни у него отсутствует.

Страх перед жизненными проявлениями

Экзистенциальный кризис проявляется не только в одиночестве и отверженности. Главными его признаками являются тревога и страх.

Страхи не носят какого-то конкретного значения: они тесно связаны с мироощущением человека. Ощущения тревоги и страха проявляются у всех, кто переживает этот период. Однако проявляются они по-разному. К примеру, сильное подсознание и воля способны свести к минимуму эти проявления.

Психологи разделяют страхи этого типа на 4 группы:
  • Страх смерти и быстротечности времени. Человек боится потерять молодость и привлекательность. Его ужасает мысль, что он может стать немощным, не способным к самообслуживанию. Ужас перед грядущей смертью и неизвестностью после нее.
  • Страх пространства – темноты, воды, любого открытого участка. Беспомощность перед резкими переменами жизни выливается в желание следовать четкому укладу жизни по расписанию.
  • Страх перед жизнью. Непонимание таинственности жизненных процессов и ощущение их полной бессмысленности преследуют человека.
  • Страх перед возможностями собственной психики. Боязнь потерять контроль над разумом и чувствами, неумение контролировать собственные желания поступки.

Страх порождает чувство вины за то, что человек не смог реализовать возложенные на него обществом, семьей или самим собой надежды. Однако появление чувства вины свидетельствует о начале преодоления кризисного этапа.

Пути преодоления

Экзистенциальный кризис можно преодолеть только тогда, когда человек осознает его наличие и захочет выйти из-под его влияния.

Итак, выход из сложившейся сложной ситуации состоит из 2-х этапов:

  • Признать. Как только человек осознает, что его психологическое состояние нуждается в изменениях, можно считать, что он уже справился с проблемой наполовину.
  • Найти новый смысл жизни, поставить осмысленные цели.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При преодолении кризисного периода жизни важно помнить, что любой переломный этап – это начало нового пути, который поможет вам стать лучше, увереннее и сильнее.

Источники


  1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — М.: Питер, 2016. — 784 c.

  2. Арнольд, Ольга Почему убегают мужчины / Ольга Арнольд. — М.: Эксмо-Пресс, Яуза, 2007. — 176 c.

  3. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 336 c.
  4. Морозова, Е. А. Диалоги о семье и браке / Е.А. Морозова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 608 c.
  5. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.
Причины и методы преодоления экзистенциальной пустоты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here