Причины и последствия психических расстройств у подростков

Сегодня мы рассмотрим тему: "Причины и последствия психических расстройств у подростков" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Признаки психических расстройств у подростков (Продолжение)

Продолжая описывать характерные признаки психических расстройств, хочу подчеркнуть, что данные виды расстройств, становятся явными, «расцветают», именно в подростковом возрасте, поэтому их часто называют специфическими психическими расстройствами пубертатного возраста или типичными для подростков.

Деперсонализация – это сложное психическое расстройство, при котором происходит искажение восприятия себя, своих чувств, ощущений, своего тела, иногда и восприятия окружающего мира. Выделяют три вида деперсонализации, которые различаются по длительности и степени выраженности симптомов.

— мир воспринимается, как будто не реальный, не настоящий, иллюзорный

— искажается не только зрительное восприятие (краски поблекли, всё как в тумане или, наоборот, всё очень чётко, до мельчайших частиц), но слуховое и тактильное, и, даже, вкусового восприятие (не чувствую вкуса, всё стало пресным или, наоборот, очень солёное, горькое)

— теряется самосознание, собственное «Я»

— не чувствуются страх, нежность, любовь и другие эмоции. Чувства как будто исчезли

Если в детском возрасте имело место патологическое фантазирование с перевоплощением себя, в какого-либо персонажа, то в подростковом возрасте может происходить полная или частичная замена собственного «Я» на выбранный персонаж.

Соматическая деперсонализация – самоназвание, говорит о том, что искажение самосознания начинают затрагивать и тело.

— части тела становятся «чужими», появляется разрозненность движений

— собственный голос воспринимается как посторонний, слышимый издалека

— появление тревоги и страхов, связанных с ощущением тела

Деперсонализация может проявляться в картине различных состояний и заболеваний – от психического здоровья до тяжёлых форм эпилепсии и шизофрении.

Метафизическая интоксикация представляет собой абстрактную, лишённую доказательств, изматывающую мыслительную деятельность, направленную на понимание экзистенциальных вопросов.

— размышление, философствование, рассуждения на определённые темы

— создание собственных «учений». Чаще всего, эти идеи касаются понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, свободы, смерти.

— постепенное ограничение в общении со сверстниками, а затем и полная изоляция

— отказ от увлечений и хобби, кроме собственной «теории», всё становиться не важным

— отказ ходить в школу, в виду не целесообразности, относительно собственной «теории»

Если такие идеи носят сверхценный характер и продолжительны по времени, то постепенно они перерастают в бредовое расстройство, наблюдающееся при шизофрении.

Поведенческие расстройства – проявляются в конфликтах с родителями, друзьями, педагогами. В стремлении примкнуть к асоциальной группировке, влечение к курению, употреблению наркотиков, грубости, негативизму, при этом, подростки не редко отказываются посещать школу. Выделяют девиантное и делинквентное поведение.

— протестное поведение (игнорирование правил морали, поведения в обществе),

— желание принадлежать определённой социальной группе

Это происходит постепенно, и начинается сначала с нарушения правил поведения в школе, в дальнейшем появляется домашнее воровство, бродяжничество, употребление алкоголя. Если подростку вовремя не оказывается помощь, появляется уже и деликвентное поведение.

— противоправное поведение (кража, разбой, наркомания и т.д.)

Чаще всего поведенческие расстройства являются следствием той семейной ситуации, в которой находиться подросток. Не редко это семьи с финансовыми трудностями, один из членов которой, а иногда и оба, страдают какой-либо зависимостью. Кроме этого, поведенческие расстройства могут наблюдаться и при разных видах психопатий.

Гебоидные растройства характеризуются деспотичным агрессивным поведением, искажением инстинктов и влечений, потерей продуктивной деятельности.

— появление чрезмерно ранней и извращённой сексуальности и садизма

— эмоциональная холодность, не способность сопереживать.

— утрата нравственных установок (честь, достоинство, добро и зло)

— потеря интереса к учёбе

— частичная или полная изоляция

В большинстве случаев гебоидные расстройства проявляются в рамках подростковой и юношеской шизофрении.

В этой статье были рассмотрены признаки наиболее типичных для детского возраста психических расстройств. Материал для статьи взят из лекций детского врача психиатра, президента Ассоциации Детских психиатров и Психологов А.А. Северного. Отдельно в следующей статье будет рассмотрено проявление депрессии у детей и подростков.

Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме «сказать спасибо» (чуть ниже)

Психические расстройства у детей и подростков: причины, симптомы, диагностика, лечение

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Несмотря на то что иногда детство и подростковый возраст рассматривают как время отсутствия забот и проблем, до 20 % детей и подростков имеют одно или более диагностируемых психических расстройств. Большая часть этих расстройств может рассматриваться как преувеличение или искажение нормального поведения и эмоций.

Также как и взрослые, дети и подростки отличаются по темпераменту; некоторые застенчивые и скрытные, другие многословные, активные, некоторые методичные и осторожные, в то время как другие импульсивные и невнимательные. Чтобы определить, является поведение ребенка типичным для его возраста или отклонением, необходимо оценить наличие повреждения или стресса, связанных с симптомами, вызывающими беспокойство. Например, 12-летняя девочка может бояться перспективы выступления перед классом с сообщением о прочитанной книге. Этот страх не будет рассматриваться как социальная фобия, если он не будет достаточно сильным, чтобы вызвать клинически выраженное повреждение и страдание.

Во многом симптомы многих расстройств и вызывающее поведение и эмоции нормальных детей пересекаются. Таким образом, многие из стратегий, применяемых для решения поведенческих проблем у детей (см. далее), могут также применяться у детей с психическими расстройствами. Более того, должное лечение нарушений поведения в детском возрасте может предотвратить развитие всей картины расстройства у детей с ранимым и уязвимым характером.

Читайте так же:  Логоневроз у взрослых и детей - что это такое и как лечить

Наиболее частые психические расстройства в детском и подростковом возрасте относятся к 4 широким категориям: тревожные расстройства, шизофрения, расстройства настроения (в первую очередь депрессия) и расстройства социального поведения. Тем не менее чаще у детей и подростков отмечаются симптомы и проблемы, которые идут вразрез с принятыми диагностическими границами.

Оценка жалоб или симптомов со стороны психического здоровья у детей и подростков отличается от таковой у взрослых по 3 основным позициям. Во-первых, у детей крайне важен контекст нервно-психического развития. Поведение, которое может быть нормальным в раннем возрасте, может указывать на серьезное психическое расстройство у более старших детей. Во-вторых, дети существуют в рамках семьи, и она оказывает глубокое влияние на симптомы и поведение ребенка; нормальный ребенок, живущий в семье, в которой практикуется домашнее насилие и употребление наркотиков и алкоголя, на поверхностный взгляд может выглядеть так, как будто у него отмечаются одно или несколько психических расстройств. В-третьих, у детей часто не хватает когнитивных и языковых возможностей для того, чтобы точно описать беспокоящие их симптомы. Таким образом, врач должен в первую очередь опираться на данные прямого наблюдения за ребенком, подтверждаемые наблюдением за другими, например родителями и преподавателями.

Во многих случаях проблемы и опасения возникают по поводу нервно-психического развития ребенка, и их трудно отличить от проблем, являющихся следствием психического расстройства. Эти опасения часто появляются из-за низкой успеваемости в школе, задержки речевого развития, недостаточных социальных навыков. В таких случаях обследование должно включать соответствующее тестирование психологического и нервно-психического развития.

В связи с этими факторами обследование ребенка с психическим расстройством, как правило, является более сложной задачей, чем сравнимое по уровню обследование взрослого пациента. К счастью, большинство случаев не являются тяжелыми, и компетентное лечение может проводить врач первичного звена. Однако в тяжелых случаях лечение лучше всего проводить, консультируясь с психиатром, специализирующимся на работе с детьми и подростками.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Признаки психических расстройств в подростковом возрасте

Подростковый возраст сам по себе, является не простым периодом, прежде всего, для родителей подростка, так как этот период обусловлен подростковым (пубертатным) кризисом. Объяснение особенностей этого кризиса, требует отдельной темы, поэтому в этой статье я сформулирую это очень кратко. В результате подросткового кризиса, рождается взрослая личность, со своими представлениями о мире и понимании своего места в нём. Поэтому, прежде чем «диагностировать» психическое расстройство необходимо чётко знать норму, что в норме характерно для этого периода.

Итак, психические расстройства характерные для подросткового возраста:

  • Физморфофобия/дизморфомания
  • Нервная анорексия
  • Ипохондрия
  • Деперсонализация и дереализация
  • Психопатоподобные нарушения
  • Гебоидные расстройства
  • «Метафизическая интоксикация»
  • Депрессия

Дизморфофобия – страх быть телесно изменённым или не совершенным. Дизморфомания – представление о своём мнимом уродстве.

— убеждённость в своём уродстве, чаще всего, это какая то одна часть тела (нос, уши, зубы и т.д.)

— настойчивое объяснение близким их «дефекта» и просьба исправить это, при помощи операций, если родители не разделяют мнения подростка, он пытается самостоятельно исправить это «уродство».

— все не удачи в жизни, отсутствие друзей, плохие отношения подросток объясняет наличием у себя этого «дефекта»

— пониженное настроение, иногда со стремлением к самоубийству

— идея того, что все замечают уродство больного и в тайне смеются над ним.

— постепенно с течением болезни подросток начинает вести затворнический образ жизни (перестаёт ходить в школу, общаться с друзьями и т.д.)

Нервная анорексия – отказ от пищи, связанный со страхом полноты. Встречается практически только у девушек. Чаще всего это «правильные» девушки, для которых следование общественному мнению, моде является очень важным. Как правило, мамы у таких девочек энергичные, авторитарные, подавляющие.

— постепенный отказ от пищи. Сначала под запрет попадает какой то один продукт (хлеб), затем к нему начинают добавляться и другие

— скрупулёзное высчитывание калорийности всех продуктов, которые девушка съела

— после «срыва» с перееданием подростки вызывают рвоту, а иногда себя «наказывают» не едят вообще ничего по нескольку дней

— иногда применяются различные фармакологические средства для снижения веса (таблетки, чаи)

— обязательные физические нагрузки (поднимаются на 12 этаж пешком, отживаются)

— неожиданный интерес к кулинарии, закармливание родных и подруг, при этом сами не едят

— критическая потеря веса и как следствие нарушение менструального цикла, появление проблем с ЖКТ, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем.

— приподнятое настроение чередуется с периодами сниженного настроения и апатии

Ипохондрия необоснованное беспокойство или уверенность в наличии тяжёлого физического заболевания. Убеждённость эта проистекает из «особых» физических ощущений подростка.

Навязчивую ипохондрию, которая характеризуется тем, что возникает, чаще всего, вследствие какой либо психотравмирующей ситуации (например, болезнь и скоропостижная смерть близкого человека) или же не осторожного высказывания врача и других «страшилок» со слов авторитетных людей. При таком расстройстве подростки чаще всего боятся остановки сердца, заболевания раком, СПИДом, сифилисом и т.д., которые носят навязчивый характер.

Сверхценную ипохондрию. Идея заболевания и фиксация на собственных ощущениях, диагностика у себя этого заболевания через медицинские справочники, статьи в интернете, поиск последующего способа лечения захватывает подростка на столько, что он постепенно начинает игнорировать, сначала домашние задания, потом, общение с друзьями и свои увлечения, в конечном счете, перестаёт ходить в школу. Чаще всего лично на приём к врачу они не пойдут, они и так уже «всё знают».

Ипохондрический бред. При этом расстройстве больной не просто уверен в своей болезни, но и пытается это доказать всем: родным, друзьям, врачам. А если они не согласны воспринимает это очень агрессивно. Такие подростки, считают врачей, которые не подтвердили их «диагноз» не квалифицированными и будут искать тех, кто даст им «надежду» на подтверждение своей гипотезы.

Читайте так же:  Изменяет ли мне мой парень как узнать правду

В этой статье я рассмотрела только 3 психических расстройства, характерных для подросткового возраста в следующей статье мы продолжим их рассматривать. Важно помнить, что поставить диагноз, а, следовательно, назначить соответствующее лечение или психологическую помощь может только врач психиатр либо квалифицированный клинический психолог.

Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме «сказать спасибо» (чуть ниже)

Психические расстройства у подростков

Психические расстройства у подростков

Психические расстройства у подростков

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Многие психические расстройства, проявляющиеся у взрослых, появляются в подростковом возрасте. В этом же возрасте могут дать о себе знать врождённые патологии, о которых родители ранеене догадывались. Также играют роль и некоторые отрицательные внешние факторы, например, такие, как употребление матерью в период беременности спиртных напитков и табакокурение, травмы и перенесение инфекционные заболеваний. Некорректно принятые роды могут стать причиной органического повреждения головного мозга новорождённого.

Возникновение психических патологий у подростков может привести к серьёзным последствиям, например, шизофрения, склонность к суициду, аддиктивное расстройство. Очень важно вовремя выявить нарушение психики у подростка для своевременного лечения. Если шизофрения была выявлена в подростковом возрасте, это может улучшить состояние больного во взрослом возрасте. Первые признаки шизофрении могут быть восприняты как проявление специфики возраста. Однако, если на протяжении долгого времени не происходит никаких положительных изменений, то стоит на ребёнка обратить внимание. Первым признаком шизофрении является резкое ухудшение успеваемости в школе и снижение физической активности. Также возникают расстройства личности, восприятия и межличностных отношений. Подросток начинает необычно воспринимать своё я.

Одним из распространённых расстройств у подростков является депрессия. Она может по-разному сказаться на поведении человека. По статистике, именно депрессия является причиной трети самоубийств у подростков.

[1]

Нервная анорексия и нервная булимия.

Подростковый возраст – период перестройки организма, из-за которой могут возникнуть психические проблемы и проявиться в виде физических расстройств, таких как головные боли, расстройство сна, боли в животе. Если подросток жалуется на психосоматические расстройства без причин, то родителям следует обратить внимание и выяснить причины этих жалоб.

Стрессы, проблемы в школе, дома, в общении со сверстниками нередко проявляются в виде расстройства сна или бессонницы. Другие нарушения могут быть выражены сомнамбулизмом, страхом темноты или видением кошмаров.

Иногда у подростков могут наблюдаться головные боли по органическим причинам, например, простуда, грипп, менструация и пр. Но если боли такого рода не имеют видимых органических причин, значит, их возникновение связано с психикой. Но в любом случае причину головных болей придётся выяснить и, по возможности, устранить её, так как головная боль мешает нормальной жизни.

Также среди подростков часты жалобы на боли в животе, которые могут возникнуть вследствие психосексуального развития. Если у подростка появились периодические боли, то следует обратиться к врачу и выяснить их причину.

[3]

Встречаются такие расстройства у подростков как органически эмоционально-астеническое расстройство и эмоционально-неустойчивое расстройство Эмоционально-астеническое расстройство проявляется в постоянной или выраженной несдержанности, утомляемости и дискомфортными физическими ощущениями, частой сменой настроения, и является следствием повреждения головного мозга. Полагают, что подобное отклонение связано с гипертонией или сосудистыми нарушениями головного мозга.

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности проявляется в импульсивных действиях, часто без учёта последствий. Ребёнок действует без планирования и подвержен вспышкам гнева, которые легко спровоцировать. В этом виде расстройства выделяют два типа: импульсивный и пограничный. Импульсивный характеризуется эмоциональной неустойчивостью и отсутствием контроля над импульсивностью. Ответом на осуждение окружающих может быть жестокость и угрожающее поведение. Подросток действует неожиданно, не учитывая последствий. Если действия не стимулируются немедленным вознаграждением, то ребёнок испытывает трудности в дальнейших действиях. Пограничный тип выражен некоторой характеристикой эмоциональной неустойчивости. У подростка имеется тенденция к втягиванию в активные нестабильные взаимоотношения, приводящие к эмоциональным кризисам. Наблюдаются угрозы самоубийства и самоповреждения.

Расстройства психические у подростков могут выражаться социализированным расстройством поведения, связано с отсутствием следовать социальным нормам, что во взрослом состоянии приводит к действиям криминального характера. Подросток активен в группе друзей, подверженных тем же особенностям. Такой тип поведения характерен вне стен дома и проявляется в актах вандализма, нападения сзади и избиения. Причинами такого расстройства могут являться социальные патологии и нестабильная обстановка в семье.

Лечение психических расстройств

Лечение психических расстройств проводится комплексно, учитывая индивидуальные особенности пациента. Лечение включает в себя психотерапию и медикаментозную терапию. Также могут назначить групповую терапию, реабилитационные процедуры, физиопроцедуры и т. д.

Ассиметрия груди в подростковом возрасте

Развитие груди является важным аспектом полового созревания девушки. Часто грудь растет неравномерно, это вполне нормально. Асимметрия груди проявляется к концу полового созревания. Проводят коррекцию асимметрии молочных желез, которая требует операцию.

Наследственная шизофрения: симптомы, лечение

Наследственная шизофрения сопровождается нарушением адекватного восприятия, нарушением мыслительного процесса и другими признаками. Для лечения необходима помощь специалиста, также разработаны специальные программы релаксации, улучшающие общее состояние.

Факторы подростковой депрессии

Во время подростковой депрессии, большую роль играет самооценка, очень часто именно из-за нее и начинаются все проблемы. Немаловажным фактором являются школьные или домашние проблемы, на этой почве настроение может подниматься или падать.

© 2010 — 2016
Все права защищены.

Эпидемиологические данные о распространенности психических расстройств у детей и подростков

Эпидемиологические данные о распространенности психических расстройств у детей и подростков

Эпидемиологические данные о распространенности психических расстройств у детей и подростков

По отчетным данным, в России насчитывается около 1 млн детей и подростков, страдающих психическими и наркологическими заболеваниями, что составляет 2,5-3,5% детского и подросткового населения. В соответствии с результатами отечественных эпидемиологических исследований данные учета как минимум в 3-4 раза ниже фактической распространенности психических расстройств в рассматриваемых группах. Данные проводимых многочисленных исследований свидетельствуют об ухудшении в последние годы психического здоровья детей и подростков, на состояние которого в первую очередь влияют комплекс социальных, демографических, поло-возрастных и личностно-психо-логических факторов.

Читайте так же:  В чем причины внутреннего чувства тревоги и беспокойства

Основные тенденции в развитии психической патологии у детей и подростков за десятилетие с 1992 по 2002 г. представлены в Докладе о состоянии здоровья детей. Заболеваемость детей психическими расстройствами возросла с 637,5 на 100 000 детского населения в 1992 г. до 840 в 2002 г. (рост на 31,8%), распространенность — соответственно с 2711,0 до 3578,9 (рост на 32%). Среди детей подросткового возраста от 15 до 18 лет темпы роста заболеваемости за 10 лет в 2 раза выше, чем среди детей до 14 лет. Увеличивается число первично обратившихся больных детей и подростков с психозами умственной отсталостью. Распространенность шизофрении у детей до 14 лет, в малой степени зависящая от внешних факторов, соответствует данным, полученным ранее путем сплошного эпидемиологического изучения детского и подросткового населения — 1,66 на 1000 населения этого возраста.

Преимущественный рост заболеваемости отмечается в группе психосоциальных нарушений (реактивные состояния, соматоформные расстройства, аномалии личностного развития, специфические нарушения психического развития), а также непсихотических расстройств, связанных с ранними органическими поражениями головного мозга. Рост показателей в этой группе следует считать неблагоприятным в контексте психосоциального развития, так как они косвенно указывают на утяжеление «патологической почвы». Существенный вес в возникновении психических нарушений принадлежит пре-, пери — и ранней постнатальной патологии, на значение которой указывали ведущие отечественные психиатры, занимавшиеся патологией детского и подросткового возраста. Отрицательное влияние на психическое здоровье ребенка оказывают недоношенность, малый вес при рождении, асфиксия новорожденного, тяжелые заболевания, перенесенные до 1 года, и, особенно, в возрасте от 1 до 3 лет.

Высока распространенность депрессивных нарушений у детей и подростков (по данным литературы, от 4 до 25%), что, в свою очередь, обусловливает увеличение риска развития школьной дезадаптации и цидального поведения с тенденцией их проявления в более раннем возрасте. Показатель самоубийств среди подростков составляет в среднем 24,07 на 100 000 населения соответствующего возраста, в то время как среди детей всего — 1,76 (среди детей и подростков вместе в среднем — 8,63 на 100 000 населения). Мальчики почти в 3 раза чаще совершают самоубийства, чем девочки; дети и подростки, проживающие в сельской местности, в 1,5-1,7 раза чаще, чем их городские сверстники. Отравления с суицидальной целью чаще наблюдаются у девочек-подростков. Причина, побуждающая совершить самоубийство, может быть незначительной и чаще всего является следствием отсутствия взаимопонимания с членами семьи, сверстниками и педагогами.

Расстройство психики у подростков

Расстройство психики у подростков

Тема 8 Нарушения психического развития в подростковом возрасте, ранней юности Психические расстройства у лиц зрелого и пожилого возраста

1 Психические расстройства у подростков

Подростками принято считать детей 11-15 лет, причем период 11-12 лет определяется как допубертатном, а 13-15 — как пубертатный

Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим, однако кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастных периодов Она наиболее длительная и острая Это эт связанную с воздействием на подростка соматических, психологических и социальных фактореів.

[2]

В основе бурных и часто таких, болезненно переживаются, соматических изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивается достижением половой зрелости Часто за бурным развитием тела (резкое увеличение массы и роста) не успевают внутренние органы, что приводит к развитию функциональных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системи.

В момент особенно резких сдвигов у подростков отмечается выраженный беспокойство, повышенный уровень тревожности Пытаясь избавиться от тревожности, выплеснуть ее наружу, они часто вступают в конфл икты, коллективные драки Этим объясняется повышенная склонность подростков к посещению шумных рок-концертов, употреблением наркотиков и алкоголялю.

Наряду с психическими нарушениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, не связанные с перестройкой эндокринной системы Роз зглянемо йх.

O Формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных возможностей и способностей

O Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви, причем любовь вовсе не обусловлена. сексуальными потребностями, а наоборот, исключительно платоническая, духовная

O Ломаются и перестраиваются много предыдущих отношений с окружающими и отношение к себе, формируется и жизненная позиция, из которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь

O Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т. е. состояния, когда основная масса потребностей ничем не отличается от таковых у взрослых Но при взрослении социальная ситуация д для подростка, как правило, не меняется — он остается учеником и находится на иждивении родителей, лишен ряда гражданских прав Поэтому многие притязаний приводят к непреодолимых трудностей, входящих в конфликт с реальной действительностью В этом и скрывается основная психосоциальная причина кризиса подросткового возрастаіку.

O Резкое изменение отношений со взрослыми, в частности с родителями Подростки во многих сферах ориентируются исключительно на мнение сверстников, почти полностью игнорируя мнение родителей и окружающих взрослых подлых Леток стремится освободиться от опеки Расширение прав приводит к тому, что он не пассивно ждет от родителей каких-то благ, а активно выдвигает к родителям завышенные материальные требования Однако семья все же оставь аеться для подростка тем местом, где он чувствует себя уверенно и спокойно В трудную минуту за советом они обращаются к родителям У подростков очень велика потребность в неформальном общении с родителями но удовлетворяется она меньше, чем наполовину Психологический барьер между родителями и подростками объясняется не только возрастным эгоцентризмом и максимализмом подростка, но и абсолютной уверенностью в непогрешимо ности собственного опыта и невозможностью взглянуть на мир глазами подростка со стороны родителей Более сложными и дифференцированными становятся отношения с учителями, является одной из причин школьной дезадаптации п идлиткиідлітків.

Читайте так же:  Как помочь близкому или знакомому человеку выйти из депрессии

O Ведущей деятельностью подростка остается учения, однако мотивы ее превращаются Для подростка учения становится прежде всего средством завоевать престиж у ровесников, репутацию хорошего ученика

O Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповой Общение с ровесниками предоставляет очень важный специфический канал информации, из которого подростки узнают многие необходимые вещи, не сооб омляються взрослым Общение подростков — это специфический вид межличностных отношений Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняется смеяться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными Это также специфический вид эмоционального контакта Осознание групповой принадлежности, сол идарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизации от взрослых, но и дает важное чувство эмоционального благополучия и устойчивостикості.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте основывается на противоречивого сплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или сообщество

Чувство одиночества, связано с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неуемную жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются ся найти то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Напряженная потребность в общении превращается у многих подростков в «стадное чувство»: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компанией

Особенно сильна такая потребность у мальчиков

O Типичная черта подростковых групп — конформность (чрезвычайно высокая) Отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критично относятся к мнению собственной группы и ее лидеров желании ния быть как все (это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на вкусы, и на стиль поведенияль поведінки.

Существуют определенные формы типичных поведенческих реакций подростков на ту или иную социальную ситуацию, еще не являются патологическими, но порой содержат в себе опасность перерастания в такие

К таким реакциям принято относить такие

1 реакция «оппозиции» — активный протест Причиной могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, потери, недостаток внимания со стороны взрослых

2 Реакция «имитации» — проявляется в стремлении подражать определенный образец, модель которого диктуется, как правило, компанией ровесников (образец может быть асоциальным)

3 Реакция «гиперкомпенсации» — проявляется в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той сфере, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом

4 Реакция «эмансипации» — проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших Она распространяется и на порядки, законы и «стандарты» взрослых Потребность в эмансипации связан ана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности В повседневном поведении это — стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах — бегства из дому крайніх варіантах — втечі з дому.

5 Реакция «группировка» — группы подростков возникают и функционируют по своим, еще недостаточно изученными социально-психологического законами, среди которых наиболее опасна «автономная мораль», не сбо игаеться требованиям родителей, школы, законов Особенно сильна у несовершеннолетних правонарушителей и преступников Особенно легко объединяются в группы наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеют опыт асоциального поведения Ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой, создавая «эффект стаи створюючи «ефект зграї».

Подросток все больше начинает задумываться о своих собственных чувствах и мыслях, анализирует внутреннее состояние других людей В этом возрасте впервые осознается собственная непохожесть на других Подросток впервые сталкивается с таким важным и таинственным психологическим состоянием, как одиночествоть.

В этом возрасте люди чаще, чем когда-либо, становятся жертвами синдрома дисморфомании (бред физического недостатка), уделяя большое внимание своей внешности

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Психические расстройства в детскомподростковом возрасте

В детском и подростковом возрасте могут проявиться самые разные психиатрические заболевания. Их симптоматика, хоть и имеет важнейшие признаки, позволяющие диагностировать расстройство, но, все же, существенно отличается от картины, которая наблюдается у взрослых людей.

К тому же, существуют состояния, характерные именно для детского или подросткового возраста. При дальнейшем взрослении они могут исчезнуть вовсе. Но это не означает, что появление детских психических расстройств можно игнорировать.

Виды расстройств, встречаемые у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.

Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.

Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;
  • постоянное желание быть в одиночестве;
  • нежелание строить общение с окружающими людьми;
  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
  • манерность и стереотипия;
  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.

К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.

При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания. Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему. Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.

Читайте так же:  Эндогенная депрессия

Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста. Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов. При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.

В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения. Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание. При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.

Некоторые психические расстройства в детскомподростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней. При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности. Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

В подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.

2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.

3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.

4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

Диагностика и лечение психических нарушений у детей и подростков

Диагностика любых расстройств со стороны психики должна проводиться психиатром или психотерапевтом. В последнее время все чаще синдром гиперактивности диагностируется педиатрами, не имеющими соответствующих знаний и навыков. Если у ребенка имеются признаки одного или нескольких видов психологических расстройств, то необходимо сразу же обратиться к специалисту. Только опытный психиатр сможет отличить ошибки в воспитательном процессе от нарушений психики, и, при необходимости, назначить медикаментозное лечение.

Как упоминалось выше, некоторые виды психических расстройств в детскомподростковом возрасте могут самопроизвольно корректироваться с течением времени. Но большинство из них только усугубляются без должного лечения и коррекции. Специалисты Психоэндокринологического Центра имеют возможность:

  • провести исследования, с целью выявления психологических расстройств у детей и подростков;
  • диагностировать заболевание, определить его форму и оценить тяжесть;
  • назначить психотерапевтическое и медикаментозное лечение.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Многих родителей от обращения к доктору удерживает боязнь огласки. Никому не хочется, чтобы его ребенок жил с клеймом «психа». Персонал нашего Центра гарантирует каждому пациенту полную конфиденциальность и индивидуальный подход.

В своей работе специалисты Центра активно используют новейшие методики и разработки. Психотерапевтические и реабилитационные мероприятия проводятся в полном объеме. Медикаментозное лечение назначается детям лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо. При этом маленький пациент принимает одно единственное лекарство, специалисты называют такой подход к лечению монотерапией.

Источники


  1. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.

  2. Ципоркина, И. Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми / И. Ципоркина, Е. Кабанова. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 304 c.

  3. Общая психология. Курс лекций. Учебник. — М.: Владос, 2007. — 448 c.
  4. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2016. — 192 c.
Причины и последствия психических расстройств у подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here