Причины и симптомы состояния дезадаптации

Сегодня мы рассмотрим тему: "Причины и симптомы состояния дезадаптации" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Дезадаптация как психологическое отклонение от нормы

Многочисленные проявления дезадаптации личности в обществе многими ошибочно воспринимаются как пороки воспитания или психического развития. Знание истинных причин, видов, проявлений, методов коррекции этого негативного личностного отклонения позволит принять своевременные меры. Процесс коррекции дезаптации является довольно сложным и длительным, поэтому заниматься этой проблемой должны квалифицированные специалисты — психологи и социальные педагоги.

На протяжении всей жизни человек усваивает нормы и правила того общества, членом которого он становится при рождении или смене места жительства, учебы, работы. То есть он принимает эти нормы и правила как свои, следует им и в результате становится полноправным членом конкретной социальной группы.

Определение адаптации (лат. Adaptatio) в психологии — это психологическое и физическое приспособление человека к изменившейся среде. Приходя в коллектив, любой человек (ребенок или взрослый) хочет реализовать собственные потребности в признании и уважении. Но сталкивается с такими же требованиями к себе со стороны членов новой группы. Далеко не всегда этот процесс происходит безболезненно для обеих сторон и без вмешательства руководства или специалистов-психологов.

Дезадаптация обозначает психофизиологическое несоответствие индивида требованиям новых условий жизни. Она характеризуется нетипичным для ребенка или взрослого поведением в конкретной среде общения, которое не соответствует его возрастным психофизиологическим нормам и сопровождается эмоциональными, физиологическими и поведенческими отклонениями.

Отклонения от общепринятых правил поведения влекут за собой достаточно серьезные для личности последствия: ухудшение здоровья, способностей к самореализации, обучению, труду. Члены общества предпринимают попытки перевоспитания, приспособления к своим нормам и правилам.

Психологи считают дезадаптацию личности серьезной проблемой, требующей последовательной и порой долгосрочной, многоплановой коррекционной работы как с дезадаптированной личностью, так и с ее окружением. Результатом психосоциальных методов воздействия является реадаптация личности — восстановление адаптационных возможностей, приспособление к изменившимся требованиям окружения и скорейшей социализации в новом обществе. Тут является важным соблюдение двух условий: желание самого человека поскорее приспособиться к изменившимся условиям, среде и профессионализм специалистов, занимающихся его проблемой.

Наиболее благоприятным результатом работы специалистов с дезадаптированной личностью и ее окружением является коадаптация, то есть их взаимное приспособление друг к другу, терпеливое взаимоуважение, сознательный учет особенностей, создание максимального психического и физического комфорта.

Дезадаптация

Воспитание ребенка это не простой процесс, ведь кроме того что ребенка надо в процессе жизни кормить, одевать, его еще надо подготовить к жизни в социуме. И вот как раз умение человека приспособиться к социальной среде называется адаптацией. Соответственно, дезадаптация это неумение приспосабливаться к новым условиям и к новым ситуациям.

Дезадаптация это психическое состояние, при котором психосоциальный статус человека не соответствует той обстановке, в которой он оказывается, что и является трудностью приспособления. Дезадаптация является барьером на пути развития личности. Термин дезадаптация все чаще стал употребляться психологами и психотерапевтами, давайте попытаемся разобраться, почему это происходит.

Дезадаптацию делят на три вида:

  • Патогенная. К ней относятся нервно-психические заболевания;
  • Психосоциальная. Неумение приспособиться к новой обстановке, как правило, в период формирования личности;
  • Социальная. Проявляется в нарушении процесса социализации.

Границы психосоциальной и социальной дезадаптациий весьма условны и разница лишь в особенностях ее проявления. К этой же категории можно отнести и школьную дезадаптацию или учебную. Поскольку нас интересует адаптация индивида в социальной среде, то сегодня мы поговорим о социальной дезадаптации.

Чаще всего проблема дезадаптации проявляется в младшем школьном возрасте, как правило в первом классе. Это возникает потому, что ребенок, попав в школу, не может выстроить отношения в социуме, не может влиться в учебный процесс, не может адаптироваться к новым условиям. Происходит это по разным причинам. Одной из главных причин, по нашему мнению, является конфликт с окружающей средой, в свою очередь причиной которого является несоответствие потребностей личности, которые ограничиваются требованиями социальной среды. Конфликт порождает психическое напряжение то есть стресс, который проявляется повышенной тревожностью. При таком состоянии система «тело-интеллект» на бессознательном уровне включает защитные механизмы ребенка, а именно блокирует в первую очередь каналы восприятия как бы «выключая» доступ информации, оберегая таким образом систему от дальнейших стрессов. В таком состоянии ребенок не способен адекватно реагировать на психотравмирующие ситуации, на информацию и ее усвоение.

О признаках дезадаптации

Симптомы дезадаптации многочисленны. Это тревожность, фантазирование, упрямство, страхи, неспособность сосредоточиться на чем-либо, неуверенность, повышенная возбудимость, агрессия, конфликтность, чувство неполноценности, лживость, низкий показатель школьных достижений, неадекватная самооценка. Так же к дезадаптации относятся тики различного проявления, психосоматические расстройства.

К первым признакам школьной дезадаптации можно отнести нарушение норм поведения и трудности в учебе. Нарушение норм поведения влекут за собой, в большинстве своем, затруднения в усвоении учебного материала. Еще одним признаком дезадаптации является неспособность ребенка «работать на уроках в нормальном темпе. Темп, как правило, у каждого возраста свой. Младшие школьники с дезадаптацией эмоционально неустойчивы, они могут легко переходить от активности к пассивности и наоборот. Такие дети быстро утомляются, часто жалуются на плохое самочувствие и усталость. Неумение ребенка приспосабливаться к новым условиям является причиной снижения успеваемости даже у детей с высоким интеллектом.

Родителям младших школьников надо быть особенно внимательными к эмоциональному состоянию ребенка, для этого надо знать какие признаки проявления в поведении ребенка должны вас насторожить.

К таким признакам следует отнести;

  • не усвоение программного материала;
  • негативное или безразличное отношение к учебе, к сверстникам, к учителям, к проявлению себя в социуме;
  • повышенная тревожность, проявляющаяся в отказных реакциях, в нарушении поведения.

Если один из выше названных признаков проявился у вашего ребенка, следует обратиться к специалистам-врачам, психологам или психоневрологам для диагностики и выявить причины дезадаптации для того, чтобы целенаправленно скорректировать имеющуюся проблему.

Читайте так же:  Симптомы, лечение и последствия алкогольного психоза

Одной из форм коррекции является индивидуальная форма работы в области Образовательной кинесиологии, которая направлена на снижение тревожности, освобождение тела от блоков, формирование воли и коммуникативных навыков. Современная коррекция позволяет стабилизировать эмоциональную сферу ребенка. Будьте внимательны к своим детям и во взрослой жизни они справятся с любыми трудностями самостоятельно. Успехов вам в воспитании!

Расстройство адаптации симптомы и причины

Расстройство адаптации – это специфический диагноз, симптомы которого проявляются преимущественно в виде устойчивой негативной реакции на резкое и, как правило, стрессовое изменение привычной ситуации, неблагоприятное событие и т.д.

Чаще всего такой диагноз как расстройство адаптации возникает на фоне стресса либо комплексного воздействия стрессовых факторов и внутренних проблем. У человека, на психику которого воздействует такой диагноз как расстройство адаптации, проявляются крайне неблагоприятные симптомы, существенно ухудшающие качество жизни в целом и ее профессиональное и социальное состояния в частности.

Основные сведения о расстройстве адаптации

Симптомы, которыми сопровождается такой диагноз, проявляются в качестве дезадаптивной реакции на стрессовые обстоятельства. Рассмотрим на примере армии.

Человек жил в привычном для себя окружении, и вдруг – повестка. По прибытию в ряды армии жизнедеятельность гражданина претерпевает множество изменений со своими особенностями и ограничениями. Характерный для армии быт, конечно, со временем становится привычным. Но по началу (обычно – на протяжении первых 3-4 месяцев пребывания в армии) сознание противится случившемуся, из-за чего появляется стресс.

Такой диагноз как расстройство адаптации отступает при прекращении действия стрессового фактора. Если же провоцирующие факторы и сопутствующие им симптомы остаются, организм, как правило, привыкает и переходит на новый уровень стрессоустойчивости. Какое-либо специальное лечение в подобных условиях не применяется.

Если же пациенту приходится переживать события, которые выходят за рамки нормальной действительности, нанося существенный ущерб его профессиональной либо социальной деятельности, с большой долей вероятности разовьется такой диагноз как расстройство адаптации. Если стресс имеет длительный характер, диагноз может сохраняться в течение всей жизни. Возрастных, гендерных и любых других ограничений нет.

Ключевые симптомы и признаки патологического состояния

Проявления такого отклонения могут принимать самый разнообразный вид. Как правило, основные симптомы имеют тревожную и депрессивную, нередко смешанную форму. В большинстве случаев дезадаптацию сопровождают такие симптомы как чувство собственной слабости и неспособности справиться с произошедшими событиями. Нередко проявления подкрепляются ощущением какой-то внешней угрозы, чрезмерной раздражительностью, мнительностью, чувством внутреннего напряжения.

У многих пациентов картина дополняется ухудшением настроения, вплоть до тоскливого состояния. Привычный круг интересов сильно сужается. Имеет место истощение в физическом и умственном плане, становится сложно концентрироваться и запоминать что-то новое, появляются затруднения в различных вопросах, требующих быстрого и взвешенного принятия решения, анализа и ответственности за последствия.
Таким образом, симптомы включают нижеперечисленные положения:

  • подавленное настроение;
  • устойчивое тревожное состояние;
  • депрессии и внутренние переживания;
  • нарушения нормального поведения;
  • беспокойство;
  • внутренний дискомфорт.

Причины появления дезадаптации

Проблема возникает на фоне слишком эмоциональной, близкой и личной реакции гражданина на возникшие стрессовые обстоятельства и очень серьезные жизненные изменения.
К числу наиболее часто встречающихся причин стрессовых ситуаций следует отнести:

  • сложности во взаимоотношениях;
  • материальные трудности;
  • конфликты в семье;
  • проблемы на месте учебы/работы;
  • резкие изменения традиционного жизненного уклада;
  • обнаружение серьезных проблем с состоянием здоровья;
  • тяжелая болезнь и/или смерть близкого человека;
  • сбои интимного плана.

При наличии определенных обстоятельств (к примеру, в случае вынужденного проживания в неблагополучной и небезопасной местности) дезадаптация может принимать длительное течение.

Возможные факторы риска

При некоторых обстоятельствах склонность к возникновению рассматриваемого нарушения может значительно увеличиваться. Так, к перечню ключевых факторов риска следует отнести нижеперечисленные положения:

  • генетическую предрасположенность;
  • особенности индивидуальной приспособляемости;
  • характерные социальные навыки;
  • отсутствие возможностей для устранения не дающих покоя обстоятельств;
  • гендерную принадлежность.

Есть предположения, что женщины, ввиду психоэмоциональных особенностей, в большей мере подвержены риску развития рассматриваемой проблемы.

Повышенному риску традиционно подвержены люди с серьезными заболеваниями, а также люди, проживающие в неблагоприятных тяжелых условиях. Согласно усредненным статистическим данным, порядка половины представителей перечисленных групп проявляют склонность к дезадаптации

К возникновению изучаемого нарушения способны приводить определенные факторы, пережитые пациентом в далеком детстве. В качестве примеров можно привести следующее:

  • частые переезды;
  • особенности социального положения семьи (к примеру, слишком бедная или излишне богатая);
  • разного рода экстремальные воздействия, к примеру, проживание в зоне проведения военных боевых действий;
  • травмы, способные привести к развитию проблем с адаптацией к жизни.

Люди, имеющие предрасположенность к развитию такой проблемы как дезадаптация, входят в группу риска по отношению и к другим распространенным сбоям психоэмоционального плана, к примеру, депрессии, тревожности, биполярному расстройству и т.п.

Особенности проявления и диагностирования отклонения

Чаще всего рассматриваемое нарушение полностью прекращает доставлять дискомфорт и беспокойство пациенту в среднем спустя полгода после завершения неблагоприятных событий. Если же нарушение переходит в хроническую форму, его проявления могут сохраняться на протяжении 6 месяцев и более – обычно так происходит, если источник стресса не исчезает.

О наличии проблемы говорят, прежде всего, когда человек испытывает затруднения в социальной и других сферах жизнедеятельности. Среди характерных проявлений можно отметить:

  • болезненные и дискомфортные ощущения в области груди;
  • беспокойное и тревожное состояние;
  • отсутствие сил для решения актуальных задач, планирования будущего, достижения важных целей;
  • сложности в повседневной жизни;
  • параллельное развитие сбоев поведения и психоэмоционального фона.

В процессе диагностирования лечащий специалист изучает характер воздействия стрессоров и делает выводы в отношении интенсивности их выраженности.

Дополнительно назначаются обследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть наличие таких проблем как: пост-травматический стресс, тревожность, депрессивное состояние и т.п. Для уточнения диагноза пациента могут направить на консультацию психиатра.

Методы лечения

Подбирая подходящее лечение, специалист оценивает индивидуальные особенности состояния больного и составляет программу, позволяющую эффективно нейтрализовать проявления, мешающие человеку вести полноценную жизнедеятельность. Дополнительно лечение направляется на исключение вероятности развития депрессивного состояния.

Читайте так же:  Как не спать всю ночь

Помните: лечение может составляться исключительно специалистом и оно обязательно должно быть комплексным

Ключевые методы перечислены далее.

  1. Психотерапия. Рассматривается в качестве основного терапевтического метода, позволяющего эффективно справляться с проблемой дезадаптации. Используется, прежде всего, для поиска провоцирующих моментов и последующего развития механизмов сопротивления вновь возникающим стрессам. Как правило, является кратковременной и может проводиться в разных формах: семейной, индивидуальной, поведенческой, групповой.
  2. Медикаментозное лечение. Обычно используются в комплексе с методами психотерапии с целью облегчения общей характерной симптоматики. Пациенту могут рекомендоваться препараты, оказывающее успокаивающее и противодепрессивное действие. Лекарства применяются для устранения сопутствующих симптомов.

Профилактических мероприятий как таковых нет. Нужно лишь минимизировать подверженность стрессовым ситуациям и своевременно обращаться за врачебной помощью – тогда положительные результаты не заставят себя долго ждать. Будьте здоровы!

Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации

Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации

Итак, позади первое сентября. Начались настоящие школьные занятия, первые трудовые будни. И тут выясняется, что несмотря на длительную и всестороннюю подготовку, на рассказы о школе и совместные покупки различных школьных принадлежностей, ваш первоклассник испытывает трудности: тяжело расстается с вами, не хочет в школу, стал более плаксливым, появились страхи, ранее не замечаемые, ночные кошмары, тики, заикания и прочие серьезные изменения.

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.

Причины школьной дезадаптации

Причины школьной дезадаптации могут быть различными.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Признаки школьной дезадаптации

Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист. Обычно это входит в обязанности школьного психолога, но если обследование не проведено, то родителям имеет смысл при наличии нескольких тревожащих симптомов обратиться к специалисту по собственной инициативе. Дело в том, что последствия и причины школьной дезадаптации могут быть разные и весьма плачевные. Так одной из распространённых причин, которой как может сразу расценить как школьной дезадаптация,( ребенок не справляется с программой, тяжело усваивает материал, поступают жалобы учителя) может быть СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТМИ( которая дает знать о себе и становится очевидной в 1 классе). Здесь обязательна нужна помощь специалиста и не одного. Будьте внимательны и крепкого здоровья вам и вашим деткам !

Социальные и индивидуальные проявления дезадаптации.

Социальными проявлениями дезадаптации являются: » сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; » хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье); » конфликты с законом; » изоляция.

В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться: » негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция); » завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; » хронический эмоциональный дискомфорт; » неэффективность саморегуляции; » конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; » когнитивные искажения реальности.

Читайте так же:  Существует ли любовь с первого взгляда мнение психологов

Человек может переживать различные чувства — от легкой тревоги и неуверенности в себе до невыносимых аффектов беспомощности, страха, отчаяния. При этом возможны расхождения между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием.

Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.

В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития. Определение понятия

Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Отклоняющееся поведение личности, на наш взгляд, бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение). Далее мы будем использовать оба термина — «отклоняющееся», «девиантное» — в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.

Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.

Клинические проявления реакций дезадаптации (кризисных состояний)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

После представления типов кризисных ситуаций и иллюстрирующих их клинических примеров уместно пе­речислить наиболее часто встречающиеся проявления реакций дезадаптации.

1. Аффективная лабильность, эмоциональная сла­бость.

2. Аффективная взрывчатость.

3. Депримированность (уныние, подавленность, «ску­ка»).

4. Дистимия (мрачность, тревожность, беспокойст­во).

5. Страхи (опасения) днем, ночью.

6. Стремление к уединению, замкнутость.

[1]

7. Ипохондричность (фиксация на своем здоровье).

9. Грустные мысли (переживания вины, неполноцен­ности, ответственности)-

10. Суицидальные мысли, намерения, поступки.

11. Нарушение социальной приспособляемости.

12. Эпизоды приема алкоголя, лекарственных ве­ществ.

13. Уходы из дома, бродяжничество.

14. Манкирование школьными занятиями, ухудшение успеваемости.

15. Утрата способности участвовать в аффективных играх.

16. Агрессивность, разрушительные действия.

17. Аутоагрессивность (склонность к самоповрежде­ниям).

[3]

18. Мутизм и другие речевые нарушения.

19. Расторможенность, отвлекаемость.

20. Нарушение дисциплины и поведения.

21. Расстройства сна.

22. Энурез, энпопрез.

23. Головные боли.

24. Сосание пальца, языка, губ.

25. Онихофагия, трихотилломания.

27. Желудочно-кишечная симптоматика (колики, анорексия, запоры).

28. Сердечная симптоматика.

29. Тики, яктация (ночные качания и биения). Невозможно дать примеры всех встречающихся симптомокомплексов, однако целесообразно представить некоторые из них, наиболее типичные или трудные для распознавания.

Наши наблюдения касаются 34 детей и подростков до 14 лет, у которых суицидальная попытка была реак­цией на ситуацию, переживаемую ими как экстремаль­ная. Истинную причину такого поведения не всегда было легко установить из-за того, что у суицидентов, как правило, была не одна, а несколько переживаемых трудностей (дисгармоничные семейные отношения, по­рочная эмоциональная ситуация в классном коллективе, ссора с наиболее авторитетным или любимым челове­ком и т. д.). Все же среди наиболее частых поводов для суицидального поведения были переживания одиночест­ва, непонятости, обиды, реальной или воображаемой утраты родительской любви, неразделенной любви, ревности, ухода одного из родителей из семьи, насмешек, унижения, страха наказания, несостоятельности, отчая­ния, протеста и др.

Коля К., 12 лет. Мать-алкоголичка бросила его в 7-летнем воз­расте. Отец после ее ухода начал пьянствовать и мальчика вернули матери. Прожил у нее 9 мес, затем был помещен в интернат. В дальнейшем родители им не интересовались. Учится неохотно, пропускает занятия, поведение неудовлетворительное. Эмоциональ­но неустойчив. После одного из прогулов его лишили ужина, запи­сали выговор в личное дело. Было обидно, много плакал, считая себя никому не нужным, заброшенным. Повесился вечером в туале­те, когда поблизости никого не было. Случайно был спасен.

Непосредственным мотивом попытки лишить себя жизни была обида на окружающих, которые, как маль­чику казалось, не хотели войти в его положение, по­мочь ему – брошенному родителями. Однако причиной случившегося в клиническом смысле следует считать невротическую реакцию дезадаптации, возникшую на фоне аффективной неустойчивости, неуверенности. Воз­никшая кризисная ситуация была невыносимой, адапти­роваться к ней не сумел.

Саша И., 9 1 /2 лет, воспитывающийся в хороших материально-бы­товых условиях интеллигентной, но истеричной сверхопекающей ма­терью, не смог вынести того, что его никак не могли «поделить», перетягивая каждый на свою сторону, разведенные родители. Обла­дая нормальным интеллектом, он учится неудовлетворительно, тяго­тится основными и музыкальными занятиями, обязанностями по дому, в том числе и по уходу за сестрой. Тревожный, совестливый, экстравертированный, импульсивный – вернувшись после посещения семьи отца, он заявил, что устал от жизни, не пошел в школу. Вы­пил в ванной полироль и лег спать. Суицидная попытка обнаружи­лась в связи с возникшей рвотой.

Очевидный мотив суицида этого ребенка – уход от трудной ситуации. Однако истинная причина определя­ется особенностями воспитания (доминирующей гиперо­пекой), сложившимися отношениями между его роди­телями и им, невыносимыми для тревожной, ответствен­ной личности. Путь разрешения трудной ситуации – суицид – необычен для 9 лет.

Читайте так же:  Отношения с женатым мужчиной

Профилактика самоубийства детей,по мнению А. Г. Амбрумовой и Л. Я. Жезловой (1978), складыва­ется из предупреждения побуждений, смертельного ис­хода и повторения суицидальных попыток. Решению этих задач способствуют: 1) раннее выявление нервно-психических отклонений и заболеваний; 2) выделение групп детей с риском самоубийства; 3) внимание к де­тям с хроническими заболеваниями, уродствами и увечьями; 4) расширение консультаций психиатров для детей с отклоняющимся поведением; 5) выявление суи­цидальных тенденций у детей, обращающихся за помощью; 6) активное наблюдение за детьми, совершив­шими суицидальную попытку и выписавшимися из больницы; 7) обращение особого внимания на течение депрессивных или невротических реакций; 8) проведе­ние в постсуицидальном периоде оздоровления ситуации в семье, в школьном коллективе, осуществление психо­терапии и др.

Уходы и бродяжничество.Другим разрешением кри­зисной ситуации могут явиться распространенные в дет­ском возрасте уходы из дома, детсада, интерната, шко­лы. Дети бродяжничают вблизи от дома или уезжают в другие города, отсутствуют днями или неделями. Ночи они проводят в подвалах, сараях, на вокзалах, а домой чаще возвращаются милицией, реже самостоятельно. Побеги встречаются с 3–4-летнего возраста, но чаще в пре- и пубертатном возрасте и в 3 раза чаще у маль­чиков, чем у девочек. Преобладают дети с отставанием психического развития, с акцентуацией характера. Мо­тивы, непосредственно предшествующие уходам при ре­акции дезадаптации, практически те же, что и при суи­цидальном поведении. Причины значительно глубже и вскрываются, как и при суицидах, на основе анализа психологических и психопатологических особенностей личности, типов воспитания, среды, взаимоотношений и психотравмирующих факторов, вызывающих дезадаптацию.

5-летний мальчик совершал неоднократные побеги из дома и детского сада, куда недавно перевелся из другого района. Он жа­ловался на то, что его в детском саду малыши бьют, а старшие за­пирают в чулан. Хотел бы вернуться в прежний детский сад. Дома у него также неблагополучная ситуация: немолодая мать-вдова при мальчике устраивает попойки, бьет его, почти не ухаживает за ним.

В данном случае налицо уходы, как реакция на тя­желую домашнюю ситуацию и плохое отношение в но­вом для мальчика детском учреждении.

Другие реакции дезадаптации.Школьные прогулы и манкирование своими ученическими обязанностями так­же могут быть проявлениями реакций дезадаптации. Обычно таких прогульщиков воспринимают как наруши­телей дисциплины либо как неспособных и потому из­бегающих трудностей. У большей части детей, однако, все обстоит сложнее. Причина может быть связана с напряженной, неблагоприятной психологической обста­новкой в семье, а отношение к школе становится лишь одним из проявлений реакции дезадаптации. Облегчают такое поведение некоторые черты личности (эмоцио­нальная лабильность, взрывчатость, неустойчивость и т. д.).

У маленьких детей разрешающими невыносимую для них эмоциональную ситуацию чаще могут оказаться двигательное беспокойство, постоянные движения в мелких мышцах тела (пальцы, мимика), случайная и необ­думанная болтовня, тики, привычные действия и патологические привычки. Они обычно доставляют ребенку положительные или конкурирующие стимулы, тем са­мым облегчая его эмоциональное состояние. Сосание большого пальца, языка, губ, ритмичное поворачивание головы или раскачивание туловища, кусание ногтей, выдергивание у себя волос, ковыряние в носу и ушах, мастурбация также нередко оказываются проявлениями реакции дезадаптации. Внешне не связанные с психоло­гической ситуацией, эти проявления далеко не всегда понимаются врачом как сигнал серьезных для ребенка переживаний. В то же время с помощью наблюдения и опроса удается установить выраженное неблагополучие в семье или в детском коллективе, а иногда и сочета­ние их.

Лена К., 2 1 /2 лет. Мать инфантильна, не хотела ребенка. Девоч­ка от 2-й беременности, наступившей вскоре после аборта. Родилась слабой, была беспокойна. Кормление сопровождалось отрыжкой и рвотой. В 1 1 /2 года–отказ от еды. Ходьба с 15 мес, фразовая речь с 2 лет. Всегда плохо засыпала, приходилось укачивать. До настоящего времени – ночной энурез. С 2 лет отдана в ясли. С трудом привыкала к новой обстановке. Примерно в этом возрасте начала раскачиваться «укачивая» себя перед сном. Качания были особенно заметны, когда хотела пить или на горшок. Бьется и мотается во сне, при засыпании и пробуждении–ритмично, в положении на спине или животе. Если окликнуть, то останавливается. Такие бие­ния за ночь повторяются до 10–15 раз, иногда они продолжаются до 2–3 ч непрерывно.

Яктации этой девочки можно расценить как реакцию на кризисную ситуацию–недостаточно теплое эмоцио­нальное отношение незрелой, непринимающей матери, завершившееся отдачей ребенка в ясли. Способствовали возникновению биений и качаний замедленное развитие ребенка, нарушение сна, потребовавшие компенсаторных механизмов.

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика

Школьная дезадаптация — что это такое, понятие

С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.

Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.

В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.

Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

[2]

Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.

Читайте так же:  Малодушие – как с ним бороться

Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • частым отсутствием на школьных занятиях;
  • резким переходам от пассивности в активность;
  • частыми жалобами на плохое самочувствие;
  • отставанием от учебного курса.

Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:

  • — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
  • — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
  • — негативизму и протесту;
  • — проявлению характера через внешний вид;
  • — могут не отставать от учебного курса.

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

Типы проявления школьной дезадаптации

1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.

Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:

  • узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
  • оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
  • определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
  • выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
  • составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.

Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.

Профилактика школьной дезадаптации

Комплексными в решении данной проблемы должны быть как методы коррекции, так и способы профилактики. На сегодняшний день предусматриваются различные меры для помощи ребенку с дезадаптацией.

Это компенсирующие классы, социальные тренинги, квалифицированные консультации для родителей, специальные методики коррекционного обучения, которым обучают школьных педагогов.

Адаптация к школьной среде – процесс стрессовый не только для ребенка, но и для родителей, для педагогов. Именно поэтому задача взрослых на этом этапе жизни ребенка — постараться ему помочь сообща.

Здесь все силы бросаются только на один важный результат – восстановить позитивное отношение ребенка к жизни, учителям и самой учебной деятельности.

С появлением позитивного мышления у школьника появится интерес к урокам, возможно, к творчеству и к окружающим. Когда будет ясно, что ребенок начал испытывать радость от школьной среды и учебного процесса, тогда и школа перестанет быть проблемой.

Одна идея о “ Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика ”

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Я с первого класса был в коррекционном классе как бы я хотел учиться в нормальном классе всё бы за это от дал.

Источники


  1. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 144 c.

  2. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.

  3. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. — М.: Речь, 2016. — 272 c.
  4. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
Причины и симптомы состояния дезадаптации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here