Причины и виды нарушений восприятия в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Причины и виды нарушений восприятия в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

27.3. Расстройства восприятия

Патология восприятия возникает, когда по разным причинам нарушается иденти­фикация субъективного образа восприятия с воспринимаемым образом, и протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических процессов. Нарушения восприятия весьма разнообразны, их изучают как психологи, так и психиатры. В отечественной школе нейропсихологии, созданной А. Р.Лурией, выделены и изучены нарушения восприятия при различных поражениях коры головного мозга и ближайших подкорковых структур, вызывающих агнозии. Агнозией называется затрудненность узнавания предметов и звуков. При агнозиях восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности, Так, при поражении вторичных отделов коры больших по­лушарий головного мозга сохраняется элементарная чув­ствительность, но при этом утрачивается способность к ана­лизу и синтезу поступающей информации, что вызывает нарушение различных видов восприятия при относительной сохранности элементарных зрительных функций. В зависи­мости от локализации поражения головного мозга возникают разные виды агнозий: зрительные, слуховые и тактильные,

Существуют нарушения восприятия в форме расстрой­ства схемы тела, при котором происходит искажение при­вычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, об их расположении или о положе­нии всего тела. Например, больному кажется, что его голова увеличилась до огром­ных размеров, ноги растут прямо из головы, а туловище исчезло. Тем не менее крити­ческое отношение к этому сохраняется, и под контролем зрения эти измененные представления, как правило, исчезают, больной воспринимает свое тело в обычном, привычном для него виде. Но стоит ему закрыть глаза, как голова вновь становится непомерно большой и т. д.

Расстройства схемы тела нередко сопровождаются метаморфопсиями — искаженным восприятием одного или нескольких объектов внешнего мира. Кроме того, искаженное восприятие окружающих предметов выражается в том, что они кажутся больному мень­ше или больше их натуральной величины (микропсия, макропсия), увеличивается их число (полиопсия), они перемещаются (оптическая аллестезия), валятся на больно­го, вдавливаются в него, находятся в бурном движении (оптическая буря). Иногда в грубо измененном виде воспринимаются не только величина и форма предметов, но и пространственные отношения: больному кажется, что стены комнаты сближаются, рушатся, падают на него или, напротив, раздвигаются, пол становится волнообраз­ным, пространство как бы разрывается.

· Агнозия — затрудненность узнавания предметов, зву­ков.

Иллюзия — расстройство восприятия, при котором реальные явления или пред­меты воспринимаются чело­веком в измененном, оши­бочном виде.

Галлюцинация — расстрой­ство восприятия, при кото­ром человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не суще­ствует, т. е .это восприятие без объекта.

Дереализация — расстрой­ство восприятия, при кото­ром окружающие больного предметы, люди, животные воспринимается изменен­ными, что сопровождается чувством их чуждости, неес­тественности, нереальности.

Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предме­ты воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде. Иллюзорное воспри­ятие может возникать и на фоне полного психического здоровья, когда искаженная перцепция связана либо с недостатком того или иного органа чувств, либо с проявле­нием одного из законов физики, например ложка в стакане чая кажется преломлен­ной. Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, чаще всего под­разделяются на аффективные, или аффектогенные, вербальные и парэйдолические.

Аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием интенсивных эмоций. Человек, охваченный ужасом или в состоянии чрезмерного нервного напря­жения, ошибочно воспринимает ветку дерева за окном как качающийся скелет и т. д.

Вербальные иллюзии — ошибочное восприятие смысла слов, речи окружающих, вместо нейтральной речи больной слышит речь иного содержания, адресованную, как правило, ему (обычно угрозы, ругательства, обвинения).

Парэйдолические иллюзии — зрительные иллюзии, когда действительно суще­ствующие образы (игра светотени, морозные узоры, скопления облаков и т. д.) заме­щаются фантастическими образами. Парэйдолии возникают независимо от желания и воли больного, но как исключение парэйдолические иллюзии бывают у здоровых людей, особенно одаренных художников. Например, Леонардо да Винчи трениров­ками усиливал эту «способность к воображению» и призывал к тому же других ху­дожников («Трактат о живописи»).

Галлюцинации — это расстройства восприятия, при которых человек видит, слы­шит, ощущает то, что в реальной действительности не существует, т. е. это восприя­тие без объекта. К галлюцинациям не относятся миражи, так как видение миражей основано на физических законах. Так же как иллюзии, галлюцинации подразделяют­ся по органам чувств: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относят висце­ральные и мышечные галлюцинации. Могут быть и комбинированные галлюцина­ции (например, больной видит змею, слышит ее шипение и чувствует ее холодное прикосновение).

Наиболее существенным и диагностически важным является разделение галлю­цинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Истинные галлюцинации всегда спроецированы вовне, связаны с реальной, дей­ствительно существующей обстановкой («голос» слышится из-за реальной стены; «ведьма» сидит на реальном стуле, опираясь на метлу, и т. д.), у больных нет никаких сомнений в их действительном существовании, галлюцинаторные образы так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи и иногда воспринима­ются больными даже более ярко и отчетливо, чем действительно существующие пред­меты и явления.

Ложные галлюцинации, или псевдогаллюцинации, чаще всего проецируются внутрь тела больного, галлюцинаторные образы находятся, как правило, в его голове (на­пример, внутри головы слышатся голоса). Псевдогаллюцинации напоминают пред­ставления, но в отличие от них не зависят от воли человека, носят навязчивый харак­тер и обладают оформленностью псевдогаллюцинаторных образов.

В некоторых, довольно редких случаях псевдогаллюцинаторные образы проеци­руются вовне, и тогда они, в отличие от истинных галлюцинаций, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлюцинирования эта обста­новка как бы куда-то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлю­цинаторный образ. Момент появления псевдогаллюцинаций, которые не вызывают у больного никаких сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сде­ланности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений.

Галлюцинации классифицируются также по анализаторам. Слуховые галлюци­нации — патологическое восприятие каких-то слов, речей, разговоров, а также отдельных звуков или шумов. Словесные (вербальные) галлюцинации бывают самыми раз­личными по содержанию: больного «окликают», он «слышит» голос, называющий его имя или фамилию, он может слышать целые фразы или даже длинные речи, произно­симые одним или несколькими голосами.

Читайте так же:  Психология успеха

Очень опасны для самого больного, а также для его окружения императивные гал­люцинации, содержание которых носит повелительный характер, например больной слышит приказы: ударить или убить кого-то или себя, нанести себе повреждение. Такие больные нуждаются в особом надзоре и уходе. Слуховые галлюцинации ино­гда носят комментирующий характер, когда больной «слышит речи» обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы ни сделал.

Зрительные галлюцинации бывают либо элементарными (зигзаги, искры, огонь), либо предметными, когда перед взором больного возникают разнообразные картины: страшные, необычные животные, устрашающие фигуры и предметы или части тела человека и т. д. Иногда это целые сцены, больной может видеть, например, панораму поля и т. д. В некоторых случаях у больного может возникнуть галлюцинация двой­ника, т. е. он видит свой собственный образ.

Наблюдаются также обонятельные галлюцинации; чаще всего больной чувствует неприятные запахи — гниющего мяса, гари, тления. Гораздо реже возникает незнако­мый запах, а еще реже приятный, поэтому больные с обонятельными галлюцинациями часто отказываются от еды, так как уверены, что их кормят отравленной или испор­ченной пищей. Галлюцинации могут быть тактильные — ложные ощущения при­косновения к телу, жжения или холода, больной иногда ощущает, что его кусают или царапают, что на теле появляется какая-то жидкость или по нему ползают насекомые.

Висцеральные галлюцинации — это ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей («в животе лягушка сидит», «в мочевом пузы­ре головастики расплодились», «в сердце клин вбит»).

Гипнагогическими галлюцинациями называются зрительные обманы восприятия, появляющиеся обычно вечером перед засыпанием, при закрытых глазах, что делает их более родственными псевдогаллюцинациям, чем истинным галлюцинациям (нет связи с реальной обстановкой). Эти галлюцинации могут быть единичными, множе­ственными, сценоподобными, иногда калейдоскопическими («у меня в глазах какой-то калейдоскоп», «у меня теперь собственный телевизор»). Больной видит какие-то гримасничающие, показывающие ему язык, подмигивающие рожи, чудовищ, причуд­ливые растения. Значительно реже такие галлюцинации могут возникать во время другого переходного состояния — при пробуждении. Подобные галлюцинации, так­же возникающие при закрытых глазах, носят название гипнопомпических. Оба этих вида галлюцинаций нередко бывают одними из первых предвестников белой горяч­ки или какого-то другого интоксикационного психоза.

Функциональные галлюцинации возникают на фоне реального раздражителя, дей­ствующего на органы чувств, и только в течение его действия. Классический при­мер, описанный В. А. Гиляровским: больная, как только из крана начинала литься вода, слышала слова: «Иди домой, Наденька». Слуховые галлюцинации тут же исчезали, когда кран закрывался. Таким же образом могут возникать зрительные, тактильные и другие галлюцинации. От истинных галлюцинаций функциональные отличаются наличием реального раздражителя, хотя и имеют совершенно иное содержание, а от иллюзий — тем, что воспринимаются параллельно с реальным раздражителем (он не трансформируется в какие-то «голоса», «видения» и т. д.).

Во время сеанса гипноза могут возникнуть внушенные галлюцинации, когда че­ловек будет чувствовать, например, запах розы, сбрасывать с себя «обвивающую» его веревку. При известной готовности к галлюцинированию возможно появление галлюцинаций и тогда, когда спонтанно эти обманы чувств уже не появляются (напри­мер, если человек только что перенес делирий, особенно алкогольный). Существуют также различные вызванные галлюцинации. Симптом Липмана — вызывание зри­тельных галлюцинаций легким нажатием на глазные яблоки больного (иногда к надавливанию следует добавить и соответствующее внушение). Симптом чистого листа (симптом Рейхардта) заключается в том, что если больному дать чистый лист бумаги и предложить читать, он увидит на листе текст и прочтет его. Подобным образом, если больному дать в руку телефонную трубку, он начнет говорить по телефону (симп­том Ашаффенбурга).

Дереализация — это расстройство восприятия, при котором окружающие больно­го предметы, люди, животные воспринимается измененными, что сопровождается чувством их чуждости, неестественности, нереальности. При этом больным чаще все­го даже трудно определить, что и каким образом изменилось, поэтому, описывая свои необычные переживания, они говорят, что «деревья и дома будто бы нарисованы, хоть я и знаю, что они настоящие», «все кругом какое-то неживое», «все какое-то другое, как будто бы я вижу все это во сне» и т. д. Нарушения восприятия при дереализации проявляются измененным отражением пространственных отношений («как будто все куда-то отодвинулось и выглядит каким-то плоским, нарисованным») и измененным восприятием времени («время течет медленно, как бы остановилось» или, наоборот, «все пролетает слишком быстро»). В состоянии дереализации нарушение восприя­тия окружающей действительности может касаться как нескольких анализаторов од­новременно (изменение зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и других образов), так и какого-то одного из них (преимущественно зрительного или слухового). Выраженная степень дереализации иногда сопровождается исчезновением ощуще­ний настоящего момента, и больные не могут сказать, что они сегодня делали, с кем виделись и т. д.

Дереализация нередко комбинируется с деперсонализацией, особенно в виде аутодеперсонализации, когда у больного изменяется осознание своего образа, собствен­ное лицо в зеркале кажется ему незнакомым.

Сходными с состоянием дереализации являются такие симптомы, как уже виден­ное ( deja vu ), уже пережитое (deja v еси ), уже испытанное ( deja eprouve ), уже слышан­ное ( deja entendu ). Содержание этих симптомов состоит в том, что незнакомая, совер­шенно новая обстановка на какое-то, очень короткое, мгновение кажется знакомой, уже когда-то виденной, а слова, сказанные окружающими людьми, — когда-то слы­шанными. В противоположность этим переживаниям бывает, что хорошо знакомая ситуация воспринимается, также на очень короткое время, совершенно чуждой, не­знакомой, никогда не виденной ( jamais vu ). Эти явления довольно часто встречаются и у здоровых людей, особенно в состояниях утомления, при недосыпании и перена­пряжении. В этих состояниях может появляться и чувство дереализации.

Особенности патологии чувственного познания зависят не только от характера заболевания, его клинической формы, остроты и стадии, но и от возраста больного (рис. 27-1). Наиболее тщательное изучение нарушений ощущения и восприятия в дет­ском и подростковом возрасте проведено Г. Е. Сухаревой. Сенестопатии могут появ­ляться у детей с 5-7 лет, чаще всего они проецируются в области органов брюшной полости. В юношеском возрасте расстройства восприятии практически не отличаются от таковых в зрелом.

Читайте так же:  Характеристика и качества флегматика женщины, молодого человека, ребенка

Нарушение восприятия

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как восприятие является первичным источником информации для психической деятельности. К положительной симптоматике для восприятия относятся иллюзия (неверная оценка поступившей от органа чувств информации) и галлюцинация (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, невоспринятой органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято также классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: «зрительные галлюцинации», «слуховые галлюцинации», «тактильные галлюцинации» — их ещё называют «сенестопатии»).

Начальным этапом акта восприятия является ощущение, в процессе которого отражаются отдельные качества, свойства предметов, образов и явлений. Ощущение имеет силу, качества, определенное место и чувственную окраску. Сумма нескольких ощущений составляет восприятие. В результате последовательных актов восприятия в головном мозге образуется целый ряд представлений, которые надолго остаются в памяти и волевым усилием могут быть при необходимости воспроизведены в сознании.

Таким образом, представления возникают без наличия в данный момент раздражителя. Наоборот, восприятие — процесс отражения образов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на рецепторы.
Правильность акта восприятия зависит от состояния других физических функций (сознания, внимания и др.).

Физиологической основой восприятия служит аналитико-синтстическая деятельность анализаторов, составляющих первую сигнальную систему (при влиянии второй). При восприятии, например легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т.д.

Важную роль в процессе восприятия играет прошлый опыт человека. На основании своего опыта человек может узнать ряд предметов и явлений: животных, предметы домашнего обихода, орудия производства, явления природы и др. При этом целостный характер восприятия, опора на выделение существенных признаков позволяют человеку узнавать такие предметы и явления, которые несколько отличаются от образцов, воспринимавшихся им ранее. Если человеку показать, например, изображение собаки не известной для него породы, он тем не менее легко узнает, что это собака, хотя и необычной формы или окраса.

Зависимость восприятия от жизненного опыта человека, его образования, восприятия, профессии, потребностей и мотивов приводит к тому, что полнота и точность восприятия одних и тех же предметов и явлений могут отличаться у разных людей. Восприятие, будучи, как и всякий процесс познания, отражением материального мира, зависит и от особенностей личности воспринимающего субъекта, его прошлого опыта, знаний, интересов. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия, побуждения оказывают влияние на процесс восприятия, выделяя наиболее важные для воспринимающего человека стороны, качества и особенности объекта восприятия. Так же, как и ощущение, возникающее восприятие есть вместе с тем отражение того, что существует объективно, независимо от субъекта. Ощущение и восприятие являются субъективным образом объективного мира.
Иногда к нарушениям восприятия присоединяются нарушения мышления, и в этом случае иллюзии и галлюцинации получают бредовую интерпретацию. Такой бред называют «чувственным». Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение чувственного познания (восприятия).

к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Величина видений также характеризуется большой амплитудой: бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские. Зрительное галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, не меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические.

Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Читайте так же:  Женская мудрость как наладить отношения с мужем или молодым человеком

Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

Виды нарушения и искажения восприятия

курсач.docx

Курсовая работа 21 с., 22 источника.

[3]

ВОСПРИЯТИЕ, НАРУШЕНИЕ, ИСКАЖЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ИЛЛЮЗИЯ, ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ, АГНОЗИЯ.

Объект исследования – нарушения, искажения воспрития.

Предмет исследования – причины и особенности искажения и нарушения восприятия.

Цель работы: описание и анализ различных видов нарушеня, искажения восприятия и причин их возникновения.

Задачи: 1. Изучить виды нарушения, искажения восприятия;

2. Рассмотреть физиологические и психологические основы нарушения, искажения восприятия.

Методы исследования: анализ литературы.

Теоритическая и практическая значимость работы: В основе формирования личности больного человека лежат психологические закономерности (механизмы), во многом сходные с закономерностями нормального психического развития. Однако болезненный процесс (алкогольная энцефалопатия, нарастающая инертность при эпилепсии и т.п.) создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к искаженному патологическому развитию личности. Восприятие может оказаться нарушенным в разных характеристиках деятельности — в нарушении обобщения, личностной обусловленности. Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности.

1. Виды нарушения и искажения восприятия 6

1.1 Психосенсорные расстройства. 6

1.3 Галлюцинации. 9

2. Физиологические и психологические основы нарушения, искажения восприятия 15

2.1 Физиологические основы нарушения, искажения восприятия. 15

2.2 Психологические основы нарушения, искажения восприятия. 17

Список использованой литературы 21

Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса. Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая яблоко, человек знает, что именно яблоко, что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным словом – «яблоко», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», — писал французский психолог П.Жанэ, — «а воспринимать дом, — говорил Вейцзекер, — это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».

Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико- синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.

Организация перцептивных процессов и черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире, обеспечивают нам непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено, — вследствие причин физиологичекого и психологического характера. Данные искажения, нарушения могут проявляться не только в восприятии предметов окружающего мира, но также и других людей, что способно помешать нам нормально функционировать, эффективно взаимодействовать с другими в процессе ежедневной деятельности.

Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психического процесса, причин и особенностей искажения и нарушения восприятия предметов и других людей, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности, общения.

Объект исследования – нарушения, искажения воспрития.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предмет исследования – причины и особенности искажения и нарушения восприятия.

Цель работы: описание и анализ различных видов нарушеня, искажения восприятия и причин их возникновения.

Задачи: 1. Изучить виды нарушения, искажения восприятия;

2. Рассмотреть физиологические и психологические основы нарушения, искажения восприятия.

Методы исследования: анализ литературы.

Теоритическая и практическая значимость работы: В основе формирования личности больного человека лежат психологические закономерности (механизмы), во многом сходные с закономерностями нормального психического развития. Однако болезненный процесс (алкогольная энцефалопатия, нарастающая инертность при эпилепсии и т.п.) создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к искаженному патологическому развитию личности. Восприятие может оказаться нарушенным в разных характеристиках деятельности — в нарушении обобщения, личностной обусловленности. Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности.

1. Виды нарушения и искажения восприятия.

1.1 Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства или нарушения сенсорного синтеза– нарушение восприятия размеров, формы, взаимного расположения окружающих предметов в пространстве (метаморфопсии), и (или) размеров, вес, формы собственного тела (расстройства схемы тела).

Такого рода патология возникает в результате нарушения процесса сенсорного синтеза множественных раздражителей, исходящих из внешнего мира и собственного тела. Как правило, сохраняется осознание болезненности и неадекватности соответствующих переживаний. Выделяются следующие симптомы психосенсорных расстройств: аутометаморфопсии, метаморфопсии, нарушения восприятия времени и дереализация.

[1]

Аутометаморфопсия (расстройство «схемы тела») — искажение формы или величины своего тела, переживание несоответствия между ощущением, получаемым от того или иного органа и тем, как этот орган был ранее отражен в сознании. При тотальной аутометаморфопсии все тело воспринимается явно увеличенным или уменьшенным (макросомия и микросомия) вплоть до его полного исчезновения, при парциальной речь идет об изменениях веса, формы, объема и взаиморасположения отдельных частей тела; может быть нарушено восприятие положения отдельных частей тела в пространстве (голова кажется повернутой затылком вперед и т.п.).

Читайте так же:  Личностный рост

Возникают ощущения отделения, смещения, исчезновения тех или иных частей тела, нарушение восприятия единства тела, ощущения невесомости и легкости, при резко выраженных нарушениях тело воспринимается искаженным до полной неузнаваемости, полностью потерявшим прежнюю физическую индивидуальную форму. Аутометаморфопсии могут быть постоянными или периодическими, возникают чаще при закрытых глазах, при засыпании (при открытых глазах тело может восприниматься нормально), они характеризуются стремлением к коррекции и отрицательными аффективными переживаниями. Это может встречаться при органических поражениях головного мозга.

Метаморфопсии — нарушение восприятия размеров и формы предметов и пространства в целом. Предметы кажутся увеличенными или уменьшенными (макро- и микропсия), удлиненными, перекрученными вокруг оси, скошенными (дисмегалопсия), изменяется восприятие структуры пространства, оно удлиняется, укорачивается, предметы отдаляются и т.п. (порропсия). Метаморфопсии возникают, как правило, пароксизмально, с критическим отношением к болезненным переживаниям и обусловлены, в основном, органическим поражением теменно-височных отделов головного мозга.

Нарушения восприятия времени, кроме ощущения его ускорения или замедления, проявляются также в утрате различия между прошлым, настоящим и будущим, в изменении темпа течения реальных процессов, в ощущении разорванности, дискретности временного процесса, т.е. в нарушении плавности течения времени.

Состояние деперсонализации — это ощущение измененности собственного “Я”, с утратой эмоционального компонента психических процессов.

Часто наблюдаются явления соматопсих ической деперсонализации. Это отсутствие чувства голода, насыщения, снижение температурной, болевой, тактильной и проприоцептивной чувствительности. В некоторых случаях массивная соматопсихическая деперсонализация, развивающаяся на фоне тревоги, приводит к бредовой интерпретации, ипохондрическим нигилистическим идеям, достигающим степени бреда Котара.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (иллюзией восприятия зрительных, слуховых, восприятии пространства и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Выделяются физические, физиологические иллюзии у психически здоровых лиц и психические (патологические) иллюзии при психопатологических расстройствах. К первой группе относятся феномены, связанные с обманчивым проявлением физических свойств предмета или действия (восприятие палки, опущенной в воду) или обусловленные физиологическими особенностями нормально функционирующих анализаторов (проба Деллофа: ощущение большей тяжести 3-килограммового металлического шара сравнительно с пластмассовым шаром того же веса). Истинные иллюзии подразделяются на аффективные, вербальные и парейдолические; по анализаторам — на зрительные, слуховые, обонятельные и др.

Аффективные иллюзии возникают при патологических изменениях аффективной сферы, под влиянием сильного страха, чрезмерного нервного напряжения, реже — при маниакальных состояниях. Висящий в углу халат воспринимается как зловещая фигура, неврологический молоточек принимается за пистолет и т.д. У молодых, необстрелянных солдат может возникнуть «иллюзия передовых постов», когда в тёмное время суток различные звуки и предметы воспринимаются как шаги посторонних людей, силуэты внешних предметов — как крадущийся неприятель, и тогда человек принимает меры самозащиты.

Вербальные иллюзии заключаются в извращенном восприятии различного рода звуковых раздражителей. Нейтральная речь воспринимается как угрозы, враждебные высказывания, упреки, причем истинное содержание разговоров окружающих до сознания больного не доходит. При работающем телевизоре или радио может возникнуть впечатление, что все передачи на вербальном уровне обращены к больному. Подобные иллюзии, возникающие в состоянии тревоги, подозрительности можно рассматривать как вербальный вариант аффективных иллюзий.

Парейдолические иллюзии – зрительные иллюзии фантастического содержания. Содержание характеризуется красочностью, образностью: вместо узора ковров, рисунка обоев, паркета, в очертаниях облаков, в кроне деревьев видятся необычные фигуры, сказочные персонажи, пейзажи и т.п.

Иллюзии, в основном, встречаются при остро возникающих экзогенных психических расстройствах, например, в состоянии опьянения некоторыми наркотическими веществами (препараты опия, гашиш) и при лихорадочных состояниях.

Описано много различных иллюзий, отмечающихся почти у всех здоровых людей. Иллюзия непараллельности возникает при пересечении параллельных линий другими линиями. Одним из видов иллюзии является также перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Отрезок линии, входящий в состав большой фигуры, кажется длиннее равной ему линии, входящей в состав маленькой фигуры.

Искажение восприятия в виде зрительных иллюзий может возникнуть когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда человек неправильно интерпретирует монокулярные сигналы, получаемые от предметов. В первом случае речь идет в основном о двусмысленных картинках, которые, на первый взгляд, кажутся «нормальными», но вскоре делаются непонятными, когда осознаешь, что они могут вызывать два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фоном, а что – фигурой.

Во втором случае мы встречаемся с какими-то признаками перспективы, глубины, формы или величины, которые, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии. Одно из самых правдоподобных объяснений ряда иллюзий основано на склонности людей воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет наш мозг ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален

ВОСПРИЯТИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ, СВОЙСТВА И ВИДЫ

Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков.

Основные свойства восприятия:

1. ) предметность — способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность — способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность — способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

4) категориальность — способность обобщать и относить воспринимаемый предмет к определенному классу.

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

Основные принципы восприятия:

— принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

— принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

[2]

— принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры).

Читайте так же:  Формы социального поведения человека и контроля над ним

— принцип замкнутости — элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого изображения).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

К основным нарушениям восприятия относят:

I) Иллюзии — это искажённое восприятие реального объекта.

1. Физические (мираж).

2. Физиологические (ощущение движения в поезде у пассажира).

3. Психические (парейдолические иллюзии — крик на улице — как оклик по имени; шум за дверью — как звонок в дверь).

Первые 2 вида возникают и у здоровых людей. Иллюзии бывают зрительные (искажение зрительного образа — «пальто, висящее в шкафу, больной воспринимает как человека на основании схожести контуров»), вкусовые (видоизменение вкуса, появление «привкуса»), обонятельные (видоизменение запаха) и слуховые.

Выделяют также особый вид зрительных иллюзий, при которых существенно изменяется восприятие объектов.

· Метаморфопсии:

· макропсия — расстройство восприятия, которое характеризуется увеличением размеров окружающих предметов;

· микропсия — … уменьшением размеров окружающих предметов;

· дисмегалопсия — расстройство, которое характеризуется расширением, удлинением или перекрученностью вокруг собственной оси окружающих предметов;

· порропсия — расстройство, которое хар-ся изменением расстояния (предмет как бы отдаляется от больного при неизменных размерах самого объекта).

II) Галлюцинации — нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галл-и обычно делят на две группы: простые и сложные.

Простые: а) фотопсии — восприятие ярких вспышек света, кругов, звёздочек; б) акоазмы — восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача.

Сложные галлюцинации — относятся слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

Кроме того, по механизму протекания галлюцинации делят на 2 группы: истинные и псевдогаллюцинации (можно дифференцировать только при зрительных и слуховых обманах восприятия):

· истинные галлюцинации (образы проецируются вовне; они яркие, громкие, интенсивные, звучные);

· ложные галлюцинации или псевдогаллюцинации (образы находятся «внутри головы больного»; они «сделанные», навязанные, тусклые, размытые, приглушённые; можно на время от них «заслониться»; образ имеет императивный или комментирующий характер; больные сознают их ложный характер, они в представлениях самих больных).

III) Эйдетизм — расстройство восприятия, при котором «след» только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остаётся в форме чёткого и яркого образа. Это воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на анализаторы (человек продолжает воспринимать предмет в его отсутствие). С точки зрения физиологии — это остаточное возбуждение анализатора.

IV) Деперсонализационные нарушения восприятия.

Под термином «узнавание» подразумевают опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту.

Деперсонализация — это искажённое восприятие как собственной личности (искажается восприятие собственной личности, что проявляется чувством потери, раздвоения «Я», отчуждения «Я»), так и отдельных качеств и частей тела (при этом нет бредовых идей и полностью или частично сохранена критика). Бывает парциальная (часть тела) и тотальная (всё тело).

К нарушениям восприятия (узнавания) собственного тела относятся соматоагнозиинарушение узнавания собственного тела (при поражениях ГМ, неврологических заболеваниях). Это неспособность узнавать и показывать пальцы на руке (пальцевая аутотопагнозия), позу (аутотопагнозия позы), половины тела (аутотопагнозия половины тела), дезориентировка в «правом» и «левом»; нарушения схемы тела — увеличение или уменьшение тела, отдельных частей, болезненное восприятие расположения отдельных частей тела — «уши на затылке»).

V) Дереализация — искажённое восприятие окружающего мира, «всё застыло, остекленело», «мир похож на декорацию»). В контексте дереализации следует рассмотреть и нарушения восприятия времени: у человека ощущение его остановки, растягивания, замедления, ускорения, «обратного» течения, утраты чувства времени (при поражении правого полушария ГМ).

VI) Агнозия — нарушение узнавания предметов, а также частей собственного тела, при сохранении сознания и самосознания. Это нарушения зрительных, слуховых и кинестезических восприятий при локальных поражениях КГМ разного генеза (например, опухоль, воспаление, поражение сосудов). Возможно нарушение обобщённого восприятия предметов (не узнают стол, стул), не узнают знакомых, виденных ранее, пространства — не находят свою палату, кабинет врача, туалет.

Выделяют следующие типы агнозий:

· Зрительные агнозии — расстройства узнавания предметов и их изображений при достаточной остроте. Возникают при поражениях затылочных и нижне-задних отделов теменных долей ГМ.

· Тактильные (осязательные) агнозии — неузнавание предмета путём его ощупывания при сохранности тактильной чувствительности. Проявляются астереогнозом — при закрытых глазах, ощупывая какой-либо предмет (расчёску, карандаш) больные не узнают, не ощущают форму и величину, а видят предмет — узнают.

Видео (кликните для воспроизведения).

· Слуховые агнозии — нарушения способности узнавать звуки речи при отсутствии нарушений слуха. Характерны для поражения височных долей ГМ (больные не узнают звука самолёта, ветра, машины).

Источники


  1. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.

  2. Кирдий, Виктория Картинки для ваших сказок о любви / Виктория Кирдий. — М.: Контакт-Культура, 2010. — 436 c.

  3. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
  4. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.
  5. Крэйг, Стивен 6 мужей для каждой жены. Меняйтесь вместе, если хотите остаться вместе! / Стивен Крэйг. — М.: София, 2017. — 352 c.
Причины и виды нарушений восприятия в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here