Причины, симптомы и лечение различных неврозов у детей

Сегодня мы рассмотрим тему: "Причины, симптомы и лечение различных неврозов у детей" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Неврозы у детей

Каждый родитель ожидает появления ребенка, который, как принято называть, является «цветком жизни». Однако уже в младшем возрасте у детей могут наблюдаться различные неврозы. Родитель думал, что жизнь будет складываться легко, а воспитание успешно. А на самом деле с ребенком возникают только одни проблемы. Причин для развития неврозов существует предостаточно, которые выливаются в проявление различных признаков, требующих лечения.

Если родитель сам не может справиться с развивающимися психическими отклонениями в поведении и характере ребенка, то рекомендуется обратиться за психологической помощью. Ведь причиной неврозов у детей зачастую становятся сами родители, а точнее, их взаимоотношения. Неправильный подход в воспитании, излишняя требовательность или опека и многое другое влияют на то, что у малышей развиваются невротические расстройства.

В уже запущенном состоянии помочь ребенку может только психолог, который разбирается в детской психологии и подберет все необходимые меры по восстановлению психики.

Что такое неврозы у детей?

Чтобы рассмотреть методы лечения психических отклонений, необходимо на сайте psytheater.com выяснить, что такое неврозы у детей. Это психическое нарушение, которое является ответной реакцией на проявления окружающего мира. Искажение восприятия мира не происходит. Человек продолжает оставаться здоровым и адекватным. Однако его поведение в ответ на различные ситуации проявляется в определенной форме, которая относится к отклоняющейся.

Опасной здесь становится не сама тяжесть течения реакции, а то, как родители реагируют на поведение ребенка. Зачастую они сами же провоцируют травмирующие ситуации, которые вызывают неврозы, а затем еще больше усугубляют состояние ребенка своими ответными реакциями.

Самым негативным вариантом развития событий является безразличное или равнодушное отношение к проявлениям ребенка. Родители либо не замечают, либо вообще игнорируют то, в каком состоянии находится малыш. Это не помогает в решении проблемы, как может показаться взрослым, а только усугубляет ситуацию.

Причины неврозов у детей

Невозможно выделить конкретные причины, из-за которых у детей наблюдаются неврозы. Каждый случай индивидуален, что и побуждает родителей обращаться за психологической помощью. Это может быть наследственной предрасположенностью или следствием социально-психологических факторов. Есть лица, которые просто склонны к развитию неврозов.

Психологи говорят об особенностях воспитания, которые также влекут за собой развитие неврозов. Это так называемое «неправильное воспитание», после которого у ребенка развиваются определенные черты характера. К неправильному воспитанию относят гиперопеку, авторитаризм, жесткость, неприятие и пр.

В жизни ребенка возникают периоды, когда он особенно становится чувствительным к окружающему миру. Если в эти моменты он не ощущает защиты и опеки близких, тогда у него развиваются защитные невротические реакции.

Особенными периодами становятся:

  • Возраст от 2 до 3 лет. На этом этапе ребенок постепенно осознает себя и совершает первые попытки отделиться от родителей.
  • Возраст от 5 до 7 лет. На данном этапе ребенок остро реагирует на различные травмирующие обстоятельства.

Решением данных периодов является поддержка со стороны родителей, которые создают максимально комфортные условия для развития своих детей и приспособления их к жизни.

[2]

По мере взросления у ребенка развиваются черты характера, физиологические особенности, наклонности. Они-то и регламентируют, будет ребенок невротичен или нет. Перечислим черты характера, которые способствуют развитию неврозов:

  1. Возбудимость.
  2. Чрезмерная стеснительность.
  3. Тревожность.
  4. Зависимость от суждений других людей.
  5. Неуверенность в себе.
  6. Внушаемость.
  7. Гиперактивность.
  8. Раздражительность.
  9. Желание быть во всем первым.

Социальными причинами развития неврозов являются:

  • Нежелание взрослых находить компромисс с детьми.
  • Дефицит или избыток эмоционального общения с ребенком.
  • Перегибы в воспитании: гиперопека, авторитаризм, навязывание своего мнения, большие требования и пр.
  • Болезни или ситуации в семье, которые травмируют детскую психику.
  • Разногласия в воспитательных подходах у взрослого окружения.
  • Запугивание различными наказаниями или страшными существами.

Социо-культурными факторами развития неврозов являются:

  1. Неблагоприятные жилищные условия.
  2. Проживание в большом городе.
  3. Нехватка полноценного отдыха.

Социально-экономическими причинами развития неврозов являются:

  • Неполная семья.
  • Занятость родителей.
  • Привлечение чужих лиц к воспитанию детей.

Физическими факторами, провоцирующими развитие неврозов, являются:

  1. Наследственность.
  2. Состояние здоровья.
  3. Физические и умственные перегрузки.
  4. Особенности характера.
  5. Недосыпание.
  6. Недуги.
  7. Травмы.

перейти наверх

Признаки неврозов у детей

Проявление неврозов у детей зависит от факторов, которые спровоцировали их формирование. Признаки невротических состояний будут отличаться, что также зависит от возраста и семейной обстановки.

  • Могут отмечаться страхи перед отходом ко сну. Иногда они могут сопровождаться галлюцинациями.
  • Невротическое заикание с последующим проявлением страха.
  • Боязнь темноты и существ, которые в ней находятся.
  • Ступор в сопровождении сонливости, ухудшении аппетита, заторможенности, изменении мимики.
  • Депрессия вследствие перегруженности учебой.
  • Боязнь заболеть или выглядеть некрасиво.

Симптоматика может отличаться в зависимости от видов неврозов, которые возникают у детей различных возрастов:

Невроз навязчивых движений у детей

Неврозом навязчивых состояний называются поступки навязчивого характера, отклонения от развития и нервные тики. У детей обсессивный невроз может проявляться в следующем:

  • Наклон головы в одну сторону.
  • Сосание пальцев.
  • Скрежет зубами.
  • Покачивания головой.
  • Пощипывание кожи.
  • Кручение волос.
  • Дергания губой.
  • Щелканье пальцами.
  • Обхождение предметов только справа или только слева.
  • Погрызывание ногтей.
  • Кусание губ.
  • Кручение пуговиц.
  • Мелкие движения руками и пр.

Родителям следует внимательно относиться к своему крохе. Не каждое навязчивое поведение считается анормальным. Иногда оно является способом адаптации к собственному взрослению. Если со временем тики и повторяющиеся движения проходят, тогда не следует бить тревогу.

Если же поступки мешают малышу функционировать, развиваться и длительность невроза увеличивается, тогда необходима психологическая помощь.

Нередко навязчивые поступки являются следствием некоторых болезней. Кстати, их следует отличать от симптомов, которые говорят о наличии болезни, а не психического расстройства. Например, тики – непроизвольные сокращения мышц, которые человек не способен контролировать. При обсессивном неврозе человек способен силой воли удержать свои поступки и не совершать их. Здесь следует говорить о дискомфортном состоянии, которое переживает ребенок таким образом.

Каждый ребенок демонстрирует отдельный набор навязчивых движений. Они могут сопровождаться нарушением сна, потерей аппетита, чрезмерной плаксивостью и снижением работоспособности.

Лечение неврозов у детей

Неврозы у детей лечатся в 4 основных направлениях:

  1. Психотерапия, где корректируются методы воспитания и регулируется обстановка в семье.
  2. Фармакотерапия.
  3. Рефлексотерапия.
  4. Физиотерапия.

Психотерапия бывает семейной, индивидуальной и групповой. Наибольшее значение в устранении неврозов определяет семейная терапия, которая включает устранение негативных факторов, которые провоцируют психические отклонения. Здесь речь часто идет о методах воспитания малыша, о взаимодействии родителей с ребенком, об обстановке внутри семьи и пр.

Психолог настаивает на том, что поведение родителей играет важную роль в формировании ребенка. Сюда могут подключаться бабушки и дедушки, которые участвуют в жизни малыша.

Читайте так же:  Уходя, уходи опасность незавершенного гештальта в отношениях

Отдельно ведутся беседы с малышом, которого заводят в игровую комнату, где он сначала проводит время сам вместе с книжками и игрушками. После того как он почувствует себя комфортно, начинается беседа с психологом.

Конечным этапом становится совместная работа психолога с родителями и детьми. Ребята рисуют или играют. Также проводятся ролевые игры, где семьи отыгрывают привычные для них ситуации, чтобы психолог мог им предложить другие модели поведения, способствующие устранению неврозов у малышей. Дети и родители могут меняться местами в ролях, что помогает в рассмотрении ситуации в более широком аспекте.

Индивидуальная терапия делится на:

  • Рациональную. Психолог рассказывает ребенку об его состоянии и начинает искать ситуации травмирующих переживаний. Малышу предлагается самостоятельно решить конфликтную ситуацию.
  • Суггестивную.
  • Арт-терапию.
  • Аутогенную тренировку.
  • Рисование.

Второстепенными здесь становятся медикаменты, которые назначаются только врачом, как и их дозировки.

Невроз является следствием той ситуации, в которой ребенок постоянно находится в течение длительного времени. Если речь идет о дошкольниках, тогда проблема может заключаться в семейных отношениях с родителями. Если говорится о неврозах у школьников и подростков, то проблема может скрываться в успеваемости или взаимоотношениях со сверстниками. Итог развития невроза – обращение к психологу, который поможет в устранении психического отклонения.

Речь не идет о расстройстве, которое невозможно вылечить без применения лекарств. Неврозы часто благополучно устраняются благодаря психотерапии, что дает положительные прогнозы. Не следует родителям игнорировать состояния своих детей, которые легко устранить на ранних стадиях проявления.

Неврозы и астено-невротические состояния у детей

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения (астено-невроз);
  • истерический невроз.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.
  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Читайте так же:  Как отойти после стресса и восстановить душевное равновесие

Невроз у детей: 13 главных симптомов

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Причины, симптомы и лечение различных неврозов у детей

Человек любого возраста может столкнуться с симптомами психического отклонения, даже ребенок.

Поэтому родителям важно отказаться от пренебрежительного «у детей такого не бывает» и относиться с вниманием к проблемам и потребностям ребенка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы вовремя оказать ребенку помощь, следует знать, каковы причины развития невроза у детей, симптомы и лечение, а также как не допустить развитие заболевания.

Как вести себя с агрессивным ребенком? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое?

Неврозы (или, иначе говоря, невротические расстройства) — совокупность психических отклонений, которым свойственно хроническое течение.

Читайте так же:  Психология мужчин

Если не начать лечение невроза, состояние пациента будет усугубляться, могут возникать другие психические заболевания, такие как депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство, тревожное расстройство.

При этом невротические расстройства достаточно хорошо поддаются лечению.

Чаще всего неврозы развиваются под влиянием хронического стресса либо острой стрессовой ситуации. Они могут возникать у людей любого возраста, даже у маленьких детей.

Важно не путать невротические расстройства с неврологическими. Неврологические расстройства — это болезни, связанные с нервной системой в целом, той самой системой, благодаря которой все структуры организма работают слаженно и точно.

Разновидностей неврологических расстройств огромное количество. К ним относятся, к примеру, болезнь Паркинсона, Альцгеймера, инсульт, эпилепсия. При некоторых неврологических заболеваниях развиваются и болезни психики, к которым относятся невротические расстройства.

В детском возрасте часто встречается неврастения — заболевание, относящееся к невротическим расстройствам, для которого характерны повышенная степень утомляемости, неспособность долгое время заниматься физическим и умственным трудом, апатичность, чувство слабости. Другое название неврастении — астено-невротический синдром.

Наиболее высока вероятность развития неврастении у детей в тех случаях, когда в их жизни есть факторы, вызывающие регулярное умственное переутомление (большое количество кружков, секций, чрезмерная нагрузка в школе, слишком высокие требования родителей).

Также существует заболевание, которое называется «синдром ранней детской невропатии» и относится как к психическим, так и к неврологическим болезням.

У детей, имеющих такое заболевание, наблюдаются неустойчивость настроения, чрезмерная чувствительность к звукам, освещению, какому-либо физическому дискомфорту, тревожность, слезливость.

При неврозах обычно наблюдаются различные невротические реакции, и у детей они могут быть выражены сильнее, чем у взрослых, страдающих сходными расстройстами.

К невротическим реакциям относятся такие патологические состояния, как заикание, нервные тики, недержание мочи, кала.

При определенных органических нарушениях у ребенка могут возникать симптомы, свойственные невротическим расстройствам (например, при болезнях сердца и сосудов, при бронхиальной астме, травматических и инфекционных повреждениях мозга, гормональных отклонениях).

Психическое состояние ребенка нормализуется, если органическое заболевание было взято под контроль. Такие «псевдоневротические» расстройства называются неврозоподобным синдромом.

Поэтому родителям, заметившим у ребенка признаки невроза, необходимо как можно раньше обратиться к доктору, поскольку под маской невротического расстройства могут скрываться более серьезные патологии.

Причины возникновения

Основные причины развития невротических расстройств у детей 3-4 лет:

Все перечисленные причины влияют на развитие невротических расстройств как у детей более старшего дошкольного возраста, так и у школьников.

В школьном возрасте добавляются следующие факторы, увеличивающие вероятность развития невроза и других психических отклонений:

Дополнительным фактором, увеличивающим вероятность возникновения невротических расстройств, являются гормональные перестройки в подростковом возрасте.

Виды патологии

Помимо уже упомянутых неврастении, выделяют следующие виды невроза:

  • Депрессивный невроз. Это сочетание депрессии и невроза, но невротическая симптоматика выражена сильнее, чем депрессивная. Для депрессивного невроза характерны подавленность, ненависть к себе, нарушения сна, аппетита, уменьшение интереса к окружающему миру, но чувство, что в будущем будет только негатив, обычно отсутствует.
  • Фобический невроз. Фобия является опорой такой формы невроза. Фобий (неадекватно выраженных страхов) может быть более одной. Часто одна фобия сочетается с другими близкими по содержанию фобиями (к примеру, ребенок, боящийся жуков, может бояться и других насекомых).
  • Фобический невроз часто сопровождается паническими атаками, чувством слабости, расстройствами сна, аппетита, депрессией, различными соматическими симптомами (боль в голове, в животе, нарушения сердечного ритма).

  • Логоневроз. Более известное название логоневроза — заикание. Он часто наблюдается у детей разного возраста. Может возникнуть после психоэмоционального потрясения. В таких случаях он сопровождается и другими невротическими симптомами.
  • Термоневроз. Это состояние, при котором у человека поднимается температура на фоне ухудшения психического здоровья. Частый симптом невротических расстройств у детей. Но важно помнить, что беспричинное повышение температуры может быть признаком скрытых инфекций, сбоев в гормональном фоне, отклонений в механизмах терморегуляции, поэтому ребенок с беспричинной лихорадкой или субфебрилитетом должен быть обследован.
  • Ипохондрический невроз. При ипохондрии человек начинает подозревать у себя опасные заболевания и от мысли об этом ощущает выраженный дискомфорт. Он стремится обследоваться или, наоборот, панически боится, что его подозрения окажутся правдивыми. Он даже может ощущать симптомы, характерные для болезни, которую он подозревает, но на самом деле он здоров. Чаще встречается у подростков, но может наблюдаться и у детей более младшего возраста.
  • Невроз навязчивых состояний. При этом неврозе присутствует четкий цикл, состоящий из обсессий (навязчивых тревожных мыслей) и компульсий — определенных ритуалов, которые выполняются с целью избавиться от обсессии.
  • Это заболевание часто сочетается с другими психическими расстройствами.

    Симптомы и признаки

    Так как разновидностей невротических расстройств существует масса, у ребенка могут наблюдаться самые необычные симптомы, и лишь специалист сумеет разобраться в них и поставить правильный диагноз.

    Симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка невроз:

    • чрезмерная раздражительность;
    • эмоциональная неустойчивость (слишком часто меняется настроение, а любое, даже незначительное событие может изменить его на прямо противоположное);
    • проблемы со сном (ребенок с трудом засыпает, просыпается от любого шороха, жалуется на сонливость);
    • нарушения аппетита;
    • высокая степень утомляемости;
    • ухудшение когнитивных способностей (ребенку сложнее сконцентрироваться на занятии, он хуже запоминает информацию, может снизиться успеваемость, если он учится в школе);

  • чрезмерная чувствительность к разнообразным раздражителям (ребенок выражает недовольство при контакте с ярким светом, громкими звуками и с трудом способен терпеть любой физический дискомфорт);
  • обидчивость;
  • слезливость;
  • чувство тревоги, страха;
  • апатичность;
  • соматическая симптоматика (различные боли, нарушения сердечного ритма, диарея, запоры, перепады кровяного давления, слабость, головокружение);
  • снижение уверенности в себе.
  • Также у ребенка, имеющего невроз, снижается стрессоустойчивость, поэтому ему крайне сложно справляться с повседневными трудностями.

    Опасности и последствия

    Дети, страдающие неврозом, не способны полноценно развиваться: у них снижается мотивация, ухудшаются когнитивные способности. Длительно протекающий невроз способен серьезно усложнить ребенку процесс адаптации в обществе.

    На фоне невротических расстройств часто развиваются другие психические отклонения, в итоге ребенок становится глубоко несчастным, не имеющим сил и желания делать что-либо.

    Также психические заболевания подтачивают соматическое здоровье ребенка. У него ослабнет иммунитет, могут появиться хронические заболевания, еще больше ухудшающие качество его жизни.

    Диагностика

    При появлении первых признаков невротических расстройств важно обратиться к педиатру, и он, выслушав жалобы и осмотрев ребенка, определит, к каким специалистам необходимо его направить.

    В их числе обычно бывают:

    Если у ребенка присутствуют симптомы, характерные для тех или иных соматических заболеваний, его могут направить к кардиологу, гастроэнтерологу, эндокринологу и другим докторам.

    Также показано проведение комплексного обследования, которое может включать:

    • магнитно-резонансную томографию;
    • компьютерную томографию;
    • электроэнцефалографию;
    • УЗИ органов, в отношении которых были жалобы;
    • электрокардиограмму.
    Читайте так же:  Сдвиг мотива на цель понятие и значение

    Список обследований может увеличиться либо уменьшиться, в зависимости от симптомов, присутствующих у ребенка.

    Когда будет очевидно, что симптоматика не связана с соматическими патологиями, ребенку поставят четкий диагноз. Диагностику и лечение неврозов обычно осуществляет психоневролог и/или психотерапевт.

    Как и чем лечить невроз у детей? Как и большинство других психических заболеваний, неврозы лечатся с применением психотерапевтических и медикаментозных методов.

    При этом психотерапия более важна, чем медикаментозная поддержка, особенно в тех случаях, когда невроз выражен незначительно.

    Крайне важно выявить и по возможности устранить предпосылки для развития невроза (к примеру, перевести ребенка в другое учебное заведение, уменьшить количество кружков и секций, изменить к нему отношение), поскольку в противном случае лечение не покажет значительной эффективности.

    При лечении неврозов у детей активно применяются:

  • семейная психотерапия;
  • разные виды арт-терапии;
  • пет-терапия (общение с животными);
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (особенно в случае с детьми постарше).
  • Медикаментозная терапия имеет преимущественно симптоматический характер. Препараты подбираются индивидуально, исходя из возраста, состояния здоровья и симптоматики ребенка. Часто назначаются препараты из следующих групп:

    1. Антидепрессанты (Золофт, Прозак, экстракт зверобоя). Эффективно снижают тревожность, нормализуют настроение, улучшают сон, аппетит.
    2. Седативные средства (препараты на основе корня валерианы, Ново-Пассит, травяные сборы). Помогают нормализовать сон и снизить выраженность эмоциональной неустойчивости.
    3. Бензондиазепины (Клоназепам). Применяются при выраженной тревожности.

    Доктор Комаровский считает, что основа лечения детского невроза — выявление и устранение причин, его вызывающих. При этом он подчеркивает, что выявить причины детского невроза без помощи специалиста крайне сложно.

    Профилактика заболевания

    Главные рекомендации:

    • важно, чтобы ребенок рос в доброжелательной, любящей и доверительной обстановке;
    • необходимо обеспечить ему питание, содержащее достаточное количество полезных веществ;
    • необходимо следить за настроением ребенка, чтобы вовремя выявлять отклонения в поведении и самочувствии.

    Если ребенок растет в доброжелательной и мирной семье, ощущая, что его любят и ценят, вероятность, что у него разовьются психические заболевания, достаточно невысока.

    Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Узнайте из видео:

    Детский невроз

    Невроз – особое расстройство нервной системы, встречающееся и у взрослых, и у детей. При нем не обязательно есть какое-либо повреждение головы, травмы иного рода, воспаления или инфекции. Но нарушения в функционировании отдельных участков нервной системы имеются. Невроз – заболевание с психогенной природой, проявляется как ответная реакция личности на стрессовые, травмирующие психику условия среды.

    Личность формируется и активно развивается с самого рождения. Как и познавательные функции, так и весь организм, нервная система. Наибольшая активность наблюдается у детей после трех лет. Малыши не в состоянии описать свои страхи и ощущения, эмоции, передать свое состояние, потому невроз как таковой обычно проявляется после трех. Чем взрослее малыш, тем яснее станут симптомы и признаки нервного расстройства. Они проявляются в поведении, психическом развитии ребенка.

    Если, скажем, при шизофрении происходит полный распад личности, не поддающийся коррекции, то здесь расстройство только отдельных функций психики. Невроз не является психическим заболеванием или патологией, он поправим и обратим.

    Нервная система ребенка может испытывать как длительное, повторяющееся стрессовое состояние, так и одно сильное потрясение. У человека появляются сбои в привычной жизнедеятельности, настроение нестабильно, резкие эмоциональные перепады. Страхи, тревожность повышены, самооценка или низкая, или завышенная. Могут сопровождаться соматическими нарушениями вроде излишней потливости, нарушений аппетита, учащенного сердцебиения.

    Трудность при определении термина «невроз» в том, что до сих пор нет четкого определения описанных симптомов. Специалисты медицины рассматривают его как совокупность расстройств соматического и нервного характера.

    Причины появления

    Дети раннего возраста, школьного, и, в особенности, подросткового имеют нестабильную нервную систему из-за того, что происходит процесс ее формирования и созревания. У ребенка нет достаточного багажа знаний, чтобы понимать, как реагировать на стресс, неожиданную ситуацию, потому он не в состоянии дать адекватную реакцию.

    Некоторые мамы и папы не обращают внимания, что поведение их детей изменилось. Из-за собственных забот они склонны списать это на обычные капризы, возрастные перемены. Но никак не на нервное расстройство. Однако невроз имеет свои последствия. Ребенок может заболеть дополнительными заболеваниями, испытывать трудности в установлении контактов с другими людьми. В подростковом возрасте это чревато тем, что невроз усугубляется и переходит уже во взрослую жизнь.

    Один из важных факторов, влияющих на невроз у ребенка, является предродовая патология, родовая — гипоксия нервных тканей плода.

    К появлению невротических расстройств у детей также влияют проблемы, унаследованные от родителей, в том числе и заболевания нервной системы; и пережитый опыт катастрофы, стихийного бедствия, психотравмы.

    • Нарушения сна, умственное и физическое перенапряжение;
    • Семейные размолвки, неурядицы;
    • Тяжелые заболевания.

    Интенсивность, степень выраженности расстройства обычно зависит от возрастных и половых особенностей ребенка, выбранного родителями стиля воспитания, типа конституции (астеническое телосложение, нормостеническое или гиперстеническое), темперамента и характера.

    Группы риска

    Существуют группы риска детей, которые могут быть более подвержены неврозам:

    Провоцирующие факторы

    Действия взрослых

    Одна из самых частых причин детского невроза – действия со стороны взрослого. Значимым взрослым выступает родитель, соответственно, именно его ошибки ребенок воспринимает наиболее остро.

    [3]

    Встречаются такие ошибки воспитания:

    1. Повышенная опека и контроль над любым шагом ребенка, что мешает ему обрести независимость и выстроить здоровые взаимоотношения со сверстниками.
    2. Семейные конфликты и ссоры, ситуация развода.
    3. Воспитание ребенка без учета его половых особенностей, предпочтений. Например, девочку воспитывают, как мальчика.
    4. Позволение делать ребенку все, что вздумается, полная свобода. Родители не дают ему ни советов, ни норм поведения.
    5. Жесткий нрав родителя.
    6. Излишне авторитарная позиция взрослых по отношению к детям, высокие требования.
    7. Рассогласование позиций по воспитанию между мамой и папой.

    Все эти факторы накладываются на незрелую нервную систему ребенка, притом, что он не в состоянии никак остановить их влияние, самостоятельно справиться с ситуацией.

    Внешние факторы

    1. Приход в школу или детсад, смена заведения, внутренние конфликты;
    2. Семейные перемены: развод родителей, замена одного из них или обоих, рождение другого ребенка;
    3. Смена образа жизни – переезд.

    Обычно невроз закрепляется из-за действующих одновременно факторов. Дети из хороших семей с правильными ориентирами даже под влиянием испуга редко переживают невротическое расстройство.

    Как правило, родители реагируют вовремя и успевают предостеречь это у своего чада, помогают справиться с возникшей проблемой без последствий для его психики.

    • Дети ведут себя иначе,
    • Высокая эмоциональность, плаксивость без причин,
    • Агрессивные реакции на неглубокие стрессовые расстройства,
    • Развиваются новые черты характера,
    • Ранимость, высокая тревога.
    • Пищеварительные расстройства,
    • Затрудненное дыхание, чрезмерное потоотделение,
    • Негативная реакция на яркий свет, шум
    • Снижение сосредоточенности,
    • Высокое артериальное давление, тахикардия,
    • Признаки бессонницы, частые пробуждения, сложное засыпание и пробуждение,
    • Нарушения в памяти.
    Читайте так же:  Серый цвет в психологии значение и влияние

    Симптомы при детском неврозе общего типа:

    1. Приступообразный страх, не поддающийся контролю. Ребенок боится сам по себе, явных причин для того нет. Обычно нервозное состояние предвещается определенным набором факторов, которые задают начало болезни. Причем такой малыш может и не сказать родителям о своих беспокойствах, оставаться внешне спокойным.
    2. Замирание, проблемы с речью. Если ребенок вдруг начинает заикаться в определенные моменты, застывает на месте – это признаки его страха, нервозного состояния. Обязательно следует обращаться к специалистам.

    [1]

    Остановимся подробнее на видах невротических расстройств у детей и их симптомах.

    Виды детских неврозов

    Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

    1. Невроз навязчивых состояний у детей. Реализуется в форме обсессий – навязчивый состояний, либо проявления фобий, а то и оба расстройства одновременно.Навязчивые действия – движения непроизвольного характера, появляются из-за эмоционального напряжения. Без желания ребенка у него происходит:
      • Шмыганье носом;
      • Топтание ногами на месте;
      • Мигание, частое моргание;
      • Кашель;
      • Вздрагивание.

    Состояние нервного тика – подергивание непроизвольно, обычно проявляется у мальчиков. Происходит из-за психологических факторов, либо влияния других болезней.

    Навязчивые действия могут закрепиться:

    • При простудных заболеваниях, воспалительных процессах шмыгание носом и покашливание могут остаться;
    • При заболеваниях зрения остаются моргание, потирание глаз, мигание.

    Такие нервные расстройства характерны для детей после пяти лет. Тик может переходить на верхние конечности, лицевые мышцы, шею, проявляться в дыхании, как заикание и недержание мочи. Столь однотипные действия, часто повторяясь, приносят ребенку дискомфортное состояние, нервируют его, но затем вызывают привыкание.

    Обычно вероятность проявления невроза прослеживается с ранних лет, когда начинают формироваться и закрепляться действия стрессовых факторов:

    • Раскачивает конечности и свое тело;
    • Трогает свои половые органы;
    • Накручивает на пальцы локоны, выдергивает их;
    • Кусает или сосет пальцы.

    Если не избавиться от подобных привычек сразу, то на их фоне развивается невротическое состояние в более старшем возрасте.

    Фобии могут быть выражены в таких страхах:

    • Болезней или смерти;
    • Различных вещей, грязи;
    • Замкнутых пространств.

    Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой вид невроза возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

  • Ипохондрия. Дети боятся заболеть, чересчур озабочены своим здоровьем и психическим состоянием. У них развиты беспричинные страхи. Встречается у подростков, в чьей природе заложены мнительные и тревожные черты. Дети начинают искать у себя симптомы различных заболеваний, что порождает невротические расстройства.
  • Методы лечения

    Всякое лечение должно быть направлено на выявление и избавление от причины невроза. Обычно этим занимаются психотерапевты. Их инструментарий составляет большое количество методик: сказочная, игровая терапии, гипно-сеансы, медикаментозные препараты, гомеопатические средства. Каждый отдельный случай требует своего подхода. Однако для ребенка самое главное лекарство – гармоничные отношения в семье, отсутствие споров и конфликтов. Счастливый, смеющийся малыш, получающий положительные эмоции и не получит невротического расстройства. При неврозе родителям нельзя допускать того, что болезнь усугубится. Детские тревоги пройдут с приливом хороших впечатлений, с родительским вниманием и заботой. Чем больше малыш смеется, тем меньше он болеет.

    Одной из главных причин невротических расстройств являются нездоровые отношения в семье. Основной воспитания должны стать совместные обсуждения.

    Конечно, это не означает угождать ребенку во всем, либо давать ему полную свободу. Однако излишняя опека, безоговорочное подчинение – большая ошибка. Ищите компромиссные варианты. Нельзя давить на малыша своим авторитетом, стращать его, часто наказывать, осуществлять круглосуточный контроль. Любому ребенку нужно личное пространство и свое время. При повышенной опеке малыш становится апатичен, безразличен ко всему, замкнут, что впоследствии породит невроз.

    Разумеется, плохо и когда родители совсем не интересуются своим чадом.

    Если в семье один ребенок, а мама и папа хотят вырасти из него «звезду», всеобщего любимца, то также неизбежны проблемы. Малыша отдают сразу во множество секций, заставляют много трудится, не разрешая проводить досуг по-своему и в компании друзей. В результате ребенок переутомляется, что также приводит к неврозу.

    Специалист, проводящий терапию, сперва выясняет семейную картину, родительский стиль воспитания, а затем выстраивает программу лечения. Медицинские препараты нужны в редких случаях, а их эффективность возможна лишь тогда, когда родители тоже осознают свои ошибки и будут готовы к исправлению. Только совместные усилия помогут ребенку преодолеть нервное расстройство. Кроме того, необходим распорядок дня, правильное питание, утренняя гимнастика, частые прогулки.

    Из известных методов лечения применяются также музыкальные занятия и взаимодействие с животными – общение с лошадьми, дельфинами, рыбками.

    Ваш малыш будет спокоен и жизнерадостен, адекватно реагирующий на все события, если, конечно, полностью обеспечить его благоприятными условиями, окружить заботой и вниманием. Семейный микроклимат должен быть хорошим, обходитесь без ссор, не показывайте ребенку своего плохого настроения. Тогда он и будет здоров, не понадобится лечение невроза.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если все-таки нарушения в психическом развитии налицо, ребенок нервозен и непослушен, то самое время пойти к психологу или неврологу. В особых ситуациях необходима помощь психиатра. Могут участвовать педиатр, физиотерапевт, уролог, логопед и массажист. Главное – постараться полностью вылечить ребенка.

    Источники


    1. Борманс, Лео Большая книга о любви / Лео Борманс. — М.: Эксмо, 2015. — 384 c.

    2. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.

    3. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. — Москва: Наука, 2015. — 424 c.
    4. А.А. Шутценбергер Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. — М.: Класс, 2016. — 128 c.
    5. Марти, Лэйни Преимущества интровертов / Лэйни Марти. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 c.
    Причины, симптомы и лечение различных неврозов у детей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here