Причины, симптомы и методы коррекции расстройства экспрессивной речи

Сегодня мы рассмотрим тему: "Причины, симптомы и методы коррекции расстройства экспрессивной речи" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Творческая биография

Резюме

Мои труды



Творческая биография

Я родился в Москве, в небогатой русской (или правильнее сказать — советской?) семье. У обоих моих дедушек было высшее образование, полученное еще в довоенные годы, поэтому согласно старому анекдоту, меня можно отнести наполовину к (кто напомнит, как это правильно пишется?) интеллигенции.

Все мое детство прошло при неотлучном попечении со стороны бабушки. Бабушка в свое время рано осиротела, потом училась в той самой школе в Сокольниках, куда так любили наведываться Ленин и Луначарский, потом закончила библиотечный техникум. Куда бы не бросала ее судьба и чтобы ей не приходилось в свое время делать — работать библиотекарем в Политехническом музее, готовить выступления Калинину, вручать в Колонном зале награды героям, отливать резиновые подошвы для сапог — она больше всего на свете любила читать. В этом я точно похож на нее. Читать я научился в 4 года, до сих пор храню на почетном месте мою первую самостоятельно прочитанную книгу — «Пеппи Длинныйчулок».

К шестому-седьмому классу я сделался почти круглым отличником. Было два очень тяжелых предмета, которые портили мой табель — физкультура (пределом мечтаний была четверка) и русский язык (пределом мечтаний было, чтобы учительница правильно поняла хотя бы содержание моего сочинения — левой рукой я писать уже не мог, а правой исправно выводил каракули). Летом после 7 класса я попросил маму сделать мне прописи — такие же, как были у меня когда-то в первом. С тех пор я пишу очень красиво, аккуратным маминым почерком, каждую букву которого я научился копировать с замечательной быстротой — правой рукой правильно, а левой (аббат Фариа знал, как выяснилось, не все нюансы письма левой) — зеркально. С этого момента я стал отличником районного масштаба: мои письменные работы стали доступны для прочтения и я выигрывал все районные олимпиады подряд — от истории и биологии (которые я очень любил) до математики и физики (которые не любил, да и знал, честно сказать, лишь настолько, чтобы мне исправно ставили пятерку).

И мне снова стало очень скучно. Совершенно случайно (кажется, бабушка прочла объявление в «Вечерней Москве») я попал на всесоюзную олимпиаду на биофак МГУ. Не могу сказать, что я с треском провалился, но мой результат был далеко не самым выдающимся. Стало ясно: школьный учебник и научно-популярные книжки, выводившие меня в отличники районного масштаба, совершенно не помогут мне при поступлении в престижный ВУЗ (мысли в тот момент были сосредоточены на биофаке). А серьезных книжек нигде не было — ни в школьной библиотеке, ни в районной. Были они в Университетской книжной лавке, подвальном магазине изд-ва «Мир», в Медицинской книге и (реже) в Педагогической. Были они и в знаменитых «Букинистах» в Столешниковом переулке и в проезде Художественного театра, новенькие, чистенькие, но по спекулятивной (как говорили тогда) заоблачной цене. Мне предлагали сменить школу — при биофаке была своя, обучение в которой почти гарантировало поступление, но ездить нужно было через половину Москвы, а метро в моем районе в те годы еще не было.

Вот в этот период и произошел случай, предопределивший мою судьбу — или, по крайней мере, профессию. Я случайно узнал, что при 2-ом Медицинском институте тоже есть биологическая школа, но работает она как факультатив — 2-3 раза в неделю после уроков. Так, через клуб «Юный медик» начался мой путь в профессию. Года через два мой первый учитель медицины — Марлен Иосифович Пекарский — настойчиво советовал мне поступать на педиатрический факультет. «Все болезни начинаются в детстве, — говорил он. — Педиатр не просто лечит, он растит здорового человека», но тогда я не послушался: говорили, что на лечебном кафедры сильнее, что подтверждалось и конкурсом. Без медали соваться не советовали. Без медицинского стажа тоже.

Получить медицинский стаж оказалось проще простого — в те годы существовала система профессионального обучения школьников (учебно-производственные комбинаты) и диплом младшей медицинской сестры (дипломированной уборщицы палат, как говорили в больницах) приравнивал вчерашнего школьника к выпускнику медицинского училища. А вступительные экзамены школьники сдавали, разумеется, лучше. А вот с получением медали пришлось повозиться. Быть неизменным отличником и стать в итоге (закономерно, как мне казалось) медалистом, оказалось совсем не одно и тоже. Медаль мне все-таки дали, и не золотую, а серебряную, но нервов потрепали изрядно. Дорога в институт была открыта. Осталось сдать экзамены.

Однажды, шутки ради, я пересчитал, сколько же экзаменов я сдавал за всю жизнь: получилось не менее сотни. Но никогда я с таким трепетом не ждал результата, как после вступительного экзамена по химии. И никогда так не радовался полученной «четверке». Получившего на химии «хорошо» на следующем экзамене встречали как будущего студента.

Шесть лет институтской студенческой жизни пролетели, как пули над головой! Смею предположить, что это были самые счастливые годы моей жизни. Ничего общего со школой! Грамотные преподаватели, огромная библиотека, и снова весна! и ежедневная клиническая практика, научные кружки, и вечный вопрос: кем быть? Меня сильно манили две профессии: психиатрия и патологическая анатомия, но случай помог определиться с выбором. Как-то раз заседание кафедры патологической анатомии затянулось до самой ночи. Спускаясь вниз по крутой лестнице, я заметил внизу девочку лет пяти, которая только что подставила «ножку» какому-то важному (и не очень трезвому) дяде с кафедры, а теперь отбивалась от него, крича что было мочи: «Отпусти меня! Я за мамой пришла! Она тут мертвеньких лечит!» И мне почему-то сразу расхотелось лечить мертвеньких.

Читайте так же:  Эмоционально-образная и фокусированная, рационально-эмоциональная терапия н. линде, а. эллиса

Говорят, что лучше иметь синий диплом и красную морду, чем синюю морду и красный диплом. Почему-то никому не пришло в голову, что незаслуженно обойденные варианты тоже имеют право на жизнь. Чтобы получить красный диплом достаточно просто учиться на отлично. Другое дело, что полученный красный диплом не гарантирует его обладателю безоблачное будущее — это просто немой свидетель того, что шесть лет учебы сопровождались твоим упорным трудом. Определившись с выбором будущей профессии студент должен начинать работу в выбранном направлении — и заниматься на профильной кафедре, зарабатывая себе репутацию. Я решил не оставаться на кафедре родного института. мне почему-то казалось, что впереди лежит совсем другой, взрослый мир, полный научных открытий и серьезной работы. По окончании пятого курса я отправился зарабатывать себе репутацию в Центр судебной психиатрии, устроившись туда лаборантом.

Так началась моя научная и клиническая жизнь в психиатрии. Первые шесть лет моей работы я был сосредоточен на изучении судебной психиатрии, что дало мне очень большой опыт диагностики психических расстройств, а правильный диагноз — залог успешной терапии. А потом случилось то, что должно было, наверно, случиться — после защиты кандидатской диссертации я стал детским психиатром. Для работы потребовалось получить юридическое образование, плотно заняться психотерапевтической практикой, научиться работать совместно со специалистами других профессий — педагогами, психологами, работниками социальных служб.

Позади — более десяти лет работы в детской психиатрии. Тысячи обследованных и вылеченных детей. Позади — детские дома, специализированные школы, приюты, детские пенитенциарные учреждения. И постепенно приходящее понимание, что детская психиатрия — это, прежде всего, психиатрия развития, психиатрия, неразрывно связанная с педагогикой, психиатрия, способная в процессе лечения пользоваться неистощимыми ресурсами психики своих пациентов. Теперь я «не просто лечу, я ращу здоровых людей».

Причины, симптомы и методы коррекции расстройства экспрессивной речи

Расстройство экспрессивной речи, также называемое моторной алалией, характеризуется задержкой в развитии речи ребенка, он медленно увеличивает словарный запас, часто ошибается, используя слова, меняет в них звуки, соединяет слоги разных слов, окружающие с трудом понимают его речь.

Имеет разную степень тяжести, требует продолжительной коррекционной работы с логопедами и психологами.

О негативных проявлениях эмоциональной депривации у ребенка читайте здесь.

Что такое экспрессивная речь?

Экспрессивная речь — механизм возникновения словесного высказывания, которое может быть выражено и устно, и на письме.

Первоначально человек обдумывает, что именно он хочет сказать, после выстраивает в своей голове реплику и лишь затем высказывает ее.

Расстройство экспрессивной речи широко распространено в группе детей дошкольного возраста — два-три ребенка из тысячи будут иметь ярко выраженные признаки нарушения.

Согласно другим данным, 3-10% детей-дошкольников сталкиваются с нарушениями экспрессивной речи разной степени тяжести.

Диагноз может быть впервые поставлен не только в дошкольном, но и в младшем, среднем или даже старшем школьном возрасте.

У подростков обычно обнаруживаются мягкие формы отклонения, которые становятся заметны, когда речь усложняется. Основная часть детей, страдающих расстройством, — мальчики, у них оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Интеллект детей, имеющих речевую экспрессию, полностью сохранен: нарушение никак не связано с олигофоренией и сходными отклонениями.

Дети развиваются полноценно, способны корректно выполнять задания, не связанные с речевыми умениями: указать на нужные кубики, выстроить игрушки в определенной последовательности.

Они хорошо поддерживают зрительный контакт, быстро обучаются правильно использовать предметы, понимают речь.

Причины развития расстройства

Основной причиной развития нарушения считается возникновение органических повреждений определенных участков мозга, контролирующих процессы формирования речи.

Эти повреждения могут возникать как до рождения ребенка, так и после.

В некоторых случаях моторная алалия сочетается с другими сходными отклонениями. Это происходит в тех случаях, когда церебральные дефекты оказываются достаточно значительными.

Ключевые причины развития отклонения:

  • Дородовые неблагоприятные воздействия. Это могут быть инфекционные болезни, которые перенесла женщина в процессе вынашивания (к примеру, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), острые и хронические отравления токсическими веществами, включая наркотики и алкоголь, нехватка кислорода, резус-конфликты (происходят, если кровь матери имеет отрицательный резус, а кровь ребенка — положительный; иммунная система матери начинает вырабатывать антитела, вредящие плоду), травматические повреждения, сильные стрессы, прием медикаментов, не рекомендованных при беременности.
  • Родовые травмы, удушье. Крайне неблагоприятно на здоровье ребенка сказываются черепно-мозговые травмы и гипоксия.
  • Чаще всего они происходят на фоне осложнений в процессе родовой деятельности: слишком медленные или стремительные роды, узкие бедра роженицы, удушение пуповиной, врачебные ошибки.

    Черепно-мозговые травмы, полученные в первые месяцы после рождения. Когда младенец начинает достаточно активно шевелиться, он может скатиться с ровной поверхности и удариться головой. Поэтому родителям важно не оставлять его надолго без внимания на подобных поверхностях.

  • Осложнения после нейроинфекций. Менингит способен оставить после себя множество нарушений и затормозить процесс развития. Важно прививать ребенка согласно календарю и обращаться в больницу при появлении первых признаков инфекционных болезней, чтобы снизить риск возникновения менингита. А чтобы уберечь подрастающего ребенка от энцефалита, важно избегать областей с энцефалитным клещом либо ставить прививки.
  • Внутримозговые новообразования (опухоли, кисты), затрагивающие центр Брока: область, ответственную за моторный контроль речи.
  • Крайне неполноценное питание. Эта причина встречается нечасто в развитых странах мира, но широко распространена в неразвитых.
  • Читайте так же:  Меня никто не любит! почему психология и причины

    Нехватка питательных веществ ведет к развитию гипотрофии, рахита и других болезней, способных серьезно замедлить процесс развития ребенка.

  • Неблагоприятная психосоциальная обстановка. Если ребенка часто игнорируют родители, не беседуют с ним, не произносят эмоционально окрашенные высказывания, избегают телесного контакта, это негативно скажется на процессах формирования речи. Моторная алалия и другие нарушения часто встречаются у детей, разлученных с матерями и растущих в сиротских приютах.
  • Некоторые специалисты связывают развитие моторной алалии с наследственностью, но эту точку зрения разделяют не все.

    Основная симптоматика:

  • Задержка речевого развития. В наиболее тяжелых случаях ребенок с этим расстройством не говорит в течение первых нескольких лет жизни, а о своих желаниях и потребностях сообщает невербально: жестами, взглядом. В таких случаях диагноз выставляется уже на первом-втором году жизни. При более мягких формах расстройства дети осваивают некоторые слова, фразы, но могут совершать ошибки, их речь отличается от речи сверстников.
  • Бедность словарного запаса. Дети медленно, с трудом усваивают новые слова, часто забывая ранее выученные.
  • При этом пассивный словарь практически не страдает: дети хорошо понимают речь, обращенную к ним.

  • Ошибки в произношении и использовании слов. Присутствуют различные речевые расстройства: например, ребенок может заменять или терять слоги, звуки в словах, заменять буквы на сходные по звучанию («б» превращается в «п» и так далее), комбинировать слоги разных слов, неправильно сочетать слова.
  • Затруднения при попытке выстроить связную фразу. Предложения, которые выстраивают дети с этим расстройством, короткие, упрощенные, не соответствуют правилам грамматики: могут выпадать союзы и предлоги, часто отсутствует согласование по времени, падежам, могут неправильно выбираться слова. Также ребенку сложно повторить предложение или слово по просьбе взрослого.
  • Поведенческие нарушения. У детей с моторной алалией часто обнаруживаются и другие отклонения: повышенная агрессивность, импульсивность. Они либо чрезмерно активны, либо малоподвижны, спокойны. Склонны к эмоциональной лабильности, тревожности, слезливости, плохо спят. Мелкая моторика недостаточно развита, координация движений также может быть нарушена.
  • Часто наблюдаются и другие нарушения когнитивных функций: дети с алалией хуже запоминают информацию, их мышление менее гибкое, им сложно долгое время концентрироваться на чем-либо. Их речевые отклонения затрудняют процесс адаптации в коллективах и обучения.

    Диагностика

    Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу.

    Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.

    Процесс диагностики состоит из:

  • Общего обследования. Специалисты беседуют с родителями, изучают анамнез, выясняют, были ли нарушения в процессе вынашивания ребенка и во время родов. Также проводится проверка рефлексов. После этого ребенка направляют на дополнительные обследования, перечень которых зависит от выводов специалистов. Как правило, в этом списке есть электроэнцефалография, МРТ или КТ головного мозга.
  • Осмотра логопедом. Логопед определяет, насколько глубоки речевые нарушения, используя тесты, беседует с ребенком, подмечает, насколько хорошо тот владеет собственным артикуляционным аппаратом, как использует слова и строит предложения.
  • Диагностики психической сферы. Проверки осуществляются детским психологом в форме игры. Он отслеживает особенности поведения ребенка, общается с ним. Также ребенок проходит тесты, определяющие степень развитости его когнитивных способностей и коэффициент интеллекта.
  • После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.

    Методы лечения и коррекции

    В основе коррекции расстройства экспрессивной речи лежит продолжительная работа с логопедом и психологом.

    Также ребенок проходит курсы физиотерапевтических процедур, принимает медикаменты, улучшающие функционирование мозга (церебропротекторы, витамины, минералы).

    При наличии нарушений сна подбираются средства, обладающие успокоительным и снотворным эффектом (препараты на основе мелатонина, травяные седативные медикаменты).

    Детям с речевыми расстройствами важно проходить обучение в специализированных детских садах, в которых есть опытные логопеды, педагоги и психологи. Наиболее высокую эффективность покажет коррекция, которая будет начата в раннем дошкольном возрасте (до трех лет).

    В процессе логопедической коррекции ребенок активнее наращивает словарный запас, учится правильно выстраивать предложения, в процессе коррекционных игр начинает понимать лучше, как поддерживать разговор, как реагировать на те или иные ситуации.

    Логопед помогает ему избавляться от ошибок в процессе использования слов, обучает умению мысленно формулировать фразы, верно использовать артикуляционный аппарат.

    Работа с психологом показана в случае наличия поведенческих нарушений, эмоциональной лабильности.

    Родителям важно поддерживать общение с логопедами и психологами, прислушиваться к их рекомендациям, выполнять упражнения дома.

    Категорически не допускается обвинять ребенка, насмехаться над ним: это негативно скажется на его психике и значительно замедлит процесс коррекции.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если мать или отец чувствуют внутренний дискомфорт, подавленность после постановки диагноза, им следует обратиться к психологу.

    Прогноз зависит от тяжести расстройства, качества коррекционной работы и возраста ребенка. Мягкие формы моторной алалии легко поддаются коррекции, их можно быстро устранить полностью.

    Более тяжелые требуют комплексного и продолжительного лечения, но их также можно успешно скорректировать, если родители и логопеды приложат достаточно усилий.

    Если диагноз был поставлен со значительным опозданием, прогноз скорее неблагоприятен.

    Что такое алалия? Узнайте из видео:

    Расстройство экспрессивной речи

    Эпидемиология. Расстройство экспрессивной речи может наблюдаться у 3 — 10% детей школьного возраста. У мальчиков встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у девочек.

    Причина расстройства экспрессивной речи неизвестна. Предполагаемые тонкие органические изменения или задержка развития церебральных механизмов до настоящего времени не подтверждены. Возможно участие генетических факторов, в пользу этого свидетельствует повышенная морбидность родственников больных разного рода нарушениями психологического развития.

    Читайте так же:  Что относится к индивидуальным особенностям мышления

    Клиника. Стержневым проявлением является избирательная задержка развития речи при адекватных возрасту навыках понимания вербальной информации и относительной сохранности невербального интеллекта. Тяжелые формы обращают на себя внимание в возрасте около полутора лет, когда ребенок не выговаривает спонтанно и не в состоянии повторить простые слова и звуки, пользуясь невербальными знаками для изъявления своих желаний. Невозможность облечь мысль в слова может сопровождаться и трудностями невербальной экспрессии.

    Признаками серьезной задержки, несмотря на значительные различия становления речи в норме, все же являются отсутствие активного использования отдельных слов к 2 годам и простых фраз из 2 слов к 3 годам. При этом имеется желание общаться, ребенок поддерживает контакт взглядом, участвует в невербальных играх и часто может указать на большинство предметов, называемых другими. Адекватно используются игрушки и предметы домашнего обихода. Артикуляция может быть незрелой, при этом фонетические искажения носят непостоянный характер. К 4 годам ребенок может говорить короткими фразами, часто забывая старые слова при освоении новых. Задерживается также навык синтаксического построения речи, нарушен как выбор слов, так и построение фраз. Критическим является возраст около 8 лет, когда намечается или прогрессирующая спонтанная компенсация расстройства, или фиксация дефекта, отражающаяся на всем спектре интеллектуального развития. Легкие формы расстройства могут иногда обнаруживаться лишь в раннем подростковом возрасте, когда речь становится более сложной.

    Задержка развития серьезно затрудняет обучение и адаптацию в повседневной жизни, сопровождаясь формированием сниженной самооценки и депрессивными проявлениями. Высока коморбидность с другими формами задержки психологического развития, затруднением чтения, нарушениями координации, функциональным энурезом и рядом поведенческих нарушений (гиперактивность, дисфорические вспышки, импульсивность, агрессивность). У части больных обнаруживается мягкая неврологическая симптоматика и отклонения на ЭЭГ.

    Прогноз в целом благоприятен и зависит от тяжести расстройства, времени начала терапии и мотивации ребенка к участию в ней. Спонтанное выздоровление без остаточных проявлений отмечается примерно у половины пациентов.

    Диагноз. Для диагностики расстройства экспрессивной речи состояние должно соответствовать следующим критериям:

    1. определяемые тестовым методом навыки экспрессивной речи не менее, чем на два стандартных отклонения ниже уровня, соответствующего возрасту ребенка;
    2. тестовые данные экспрессивной речи коррелируют с уровнем невербального IQ в пределах одного стандартного отклонения;
    3. тестовые данные рецептивных речевых навыков нормальные или располагаются в пределах двух стандартных отклонений от соответствующих возрасту ребенка;
    4. использование и понимание невербальных знаков в пределах возрастной нормы;
    5. отсутствуют общие расстройства развития, неврологические, сенсорные или соматические расстройства, которые могут прямо отразиться на экспрессивной речи;
    6. IQ выше 70.

    Дифференциальный диагноз. При умственной отсталости снижение тестовых показателей различных психических функций носит более тотальный характер. В отличие от детей с расстройством рецептивной речи, здесь понимание вербальной информации относительно сохранно. При общих расстройствах развития отсутствуют внутренняя символическая речь, использование жестов, способность к установлению эмоциональных отношений с окружающими. При приобретенной афазии в анамнезе имеются указания на период нормального развития экспрессивной речи.

    Лечение. Основным методом является специфическая поведенческая тренировка экспрессивных речевых навыков. Психотерапия и семейная терапия показаны лишь при наличии вторичных поведенческих и эмоциональных проблем.

    [2]

    Расстройство рецептивной речи

    Эпидемиология. Распространенность расстройства рецептивной речи составляет 3 — 10% детей школьного возраста, но тяжелые случаи представлены в пропорции 1:2000: В отличие от расстройства экспрессивной речи, здесь нет диспропорции по полу пациентов. Генетическая отягощенность не обнаружена.

    Причины. Причина расстройства рецептивной речи неизвестна. Корреляции с органическими церебральными факторами, которые могли бы играть этиологическую роль, убедительно не подтверждены, хотя у больных обычно обнаруживаются множественные признаки корковой недостаточности. У родственников больных выше, чем в популяции представленность судорожного синдрома и специфического расстройства чтения. Возможно избирательное нарушение разграничения звуковых сигналов, поскольку большинство больных обнаруживает более высокую чувствительность к восприятию неречевых звуков.

    Клиника. Стержневым проявлением является избирательная задержка формирования способности понимать значение вербальной информации при относительной сохранности невербального интеллекта. В легких случаях обнаруживается замедленное понимание сложных предложений или необычных, абстрактных лингвистических форм, идиоматических оборотов, юмора. В тяжелых случаях эти трудности распространяются на простые слова и фразы. Тяжелые формы расстройства обращают на себя внимание к 2 годам, более легкие могут обнаруживаться лишь с началом школьного обучения. В большинстве случаев задержано также формирование навыков речевой экспрессии, что делает клиническую картину обоих расстройств практически идентичной с тем существенным различием, что при экспрессивном речевом расстройстве не запаздывает развитие рецептивных навыков.

    В отличие от экспрессивного расстройства, дети с расстройством рецептивной речи к полутора годам не могут указывать на знакомые предметы обихода, когда их называют и к двум годам понимать простые инструкции. Они обнаруживают известную способность к социальному взаимодействию, могут вступать в ролевые игры и в ограниченном объеме использовать жестовую речь. Внешне их можно принять за глухих, но они адекватно реагируют на слуховые раздражители, кроме речевых. Если они начинают позднее говорить, то демонстрируют замедленное приобретение речевых навыков и грубые нарушения артикуляции. Могут наблюдаться мутизм, эхолалия, неологизмы. У большинства больных обнаруживается повышенный порог слуховой чувствительности, отсутствие музыкального слуха и неспособность локализовать источник звука.

    [3]

    Возможны билатеральные отклонения на ЭЭГ. Высока коморбидность с другими нарушениями психологического развития и эмоционально-поведенческими расстройствами, но менее вероятны сочетания с расстройством координации, нарушением активности внимания, функциональным энурезом. Расстройство существенно затрудняет обучение ребенка и приобретение приспособительных навыков повседневной жизни, основанных на понимании вербального и знакового общения. Прогноз благоприятен лишь в легких случаях расстройства.

    Читайте так же:  Как намекнуть парню, что он мне нравится

    Диагноз. Для диагностики рецептивного расстройства речи состояние должно соответствовать следующим критериям:

    1. определяемые тестовым методом навыки рецептивной речи не менее, чем на два стандартных отклонения ниже уровня, соответствующего возрасту ребенка;
    2. тестовые данные рецептивной речи коррелируют с уровнем невербального IQ в пределах одного стандартного отклонения;
    3. отсутствуют общие расстройства развития, неврологические, сенсорные или соматические расстройства, которые могут прямо отразиться на рецептивной речи;
    4. IQ выше 70.

    В большинстве случаев сочетание с расстройством экспрессивной речи делает необходимым выставление двух диагнозов.

    Дифференциальный диагноз определяется задачами, сформулированными в критерии 3 диагностики рецептивного расстройства речи. В отличие от случаев аутистического расстройства, здесь обнаруживаются более развитые социальные навыки, более высокий уровень невербального интеллекта и более чуткое реагирование на внешние стимулы.

    Лечение. Основным методом терапии является поведенческий тренинг рецептивных и экспрессивных речевых навыков. Дебатируется вопрос о большей эффективности лечения в индивидуальной или групповой обстановке. Поощряется использование в терапии и общении с родителями игр, основанных на символическом мышлении, воображении, поскольку нет доказательств того, что использование невербальной коммуникации тормозит развитие речевых навыков. В наблюдении дефектолога ребенок нуждается вплоть до устранения задержки речевого развития. Психотерапия и семейная консультация часто необходимы для коррекции низкого уровня самоутверждения и тренировки социальных навыков.

    Расстройство экспрессивной речи у детей: лечение

    Как известно, каждый ребенок по-своему уникален, а его развитие порой выходит за рамки норм и правил. С одной стороны это неплохо, но при наблюдении очевидного контраста желательно обратиться к грамотному специалисту.

    В обширной медицинской практике есть такое малознакомое обычному обывателю понятие, как «Расстройство экспрессивной речи», а диагностируется характерный недуг у каждого четвертого ребенка однозначно дошкольного возраста. Появляется он чаще у мальчиков, чем у девочек, а безграмотный обыватель на такой диагноз просто скажет, что девочки развиваются гораздо быстрее. В любом случае, данное заболевание должно насторожить заботливых родителей, а своевременное реагирование на проблему и вовсе должно последовать незамедлительно.

    Итак, данная форма расстройства развития речи никак не связана с умственной отсталостью маленького пациента, мало того, также не объясняется нервным расстройством или нарушением слуха. Проще говоря, у родителей отсутствует объяснение данной патологии, но вот факт остается фактом: ребенок плохо разговаривает. Самое удивительное, что одновременно с этим он прекрасно понимает человеческую речь.

    Прежде чем преступать к продуктивному лечению, врач старается разобраться, а в чем же причина его возникновения. На самом деле этиология патологического процесса так до конца остается невыясненной, хотя имеются почти доказанные генетические предпосылки, родовые травмы, а также недоразвитие нервной системы и отдельных ее отделов. Но опять-таки рассуждать можно до бесконечности, а ребенок по-прежнему плохо говорит, хотя его физическому и интеллектуальному развитию может позавидовать даже взрослый человек. Так что необходимо основательно разобраться в самой проблеме и ее распространении в детском организме.

    Заметить преобладание заболевания можно уже в возрасте двух лет, когда речь малыша ограничивается парой — тройкой шаблонных фраз. Он не пытается использовать в общении с мамой новые выражения, а больше предпочитает кивать и агукать. Конечно, можно говорить о том, что мальчики начинают говорить позднее, но при этом не стоит исключать преобладание в организме конкретного заболевания. Ребенок не умеет фантазировать, заканчивать предложение, подбирать синонимы, а уже к трем годам предпочитают отмалчиваться, и попросту игнорируют отдельные вопросы в свой адрес. Вот как раз в три года и необходимо приступать к лечению, которое в данной клинической картине однозначно должно быть комплексным.

    Но на что должна обратить особое внимание заботливая мамочка? Во-первых, на то, что ребенок глотает слова и окончания. Во-вторых, его речь сложно назвать членораздельной и доступной к пониманию. В-третьих, он начинает менять слоги местами и неправильно произносить отдельные предлоги. В-четвертых, имеют место ярко выраженные поведенческие расстройства. В-пятых, присутствует невнимательность, рассеянность и очевидное чувство отрешенности.

    [1]

    И последнее, на что обязательно необходимо обратить внимание, так это его эмоциональную сферу. как правило, дети с расстройством экспрессивной речи сдержаны в своих эмоциях, не способны в полной мере выражать чувство радости и безграничного счастья, не общаются со сверстниками, ведут обособленный образ жизни, замкнуты и при этом могут сильно страдать от частых приступов энуреза. По мере взросления последний симптом не проходит, а пациента превращает в запуганного ребенка и закомплексованного подростка в дальнейшем. Такие симптомы очевидны, а родительница вовсе не должна ссылаться на маленький возраст и излишнюю эмоциональность в дневное время суток.

    Чтобы окончательно поставить диагноз, требуется дополнительная диагностика, которая, как известно, включает индивидуальную консультацию у ортопеда. Тот, в свою очередь, использует современные методики, описанные в справочной литературе, а по результатам рассказывает маме о состоянии речи ее чада. От степени нарушенной речи и зависит метод дальнейшего лечения, а также его непосредственная эффективность и продолжительность. Важно отметить, что здесь важен индивидуальный подход, поскольку то, что подходит одному ребенку, оказывается для лечения другого абсолютно бесполезным.

    Крайне важна дифференциальная диагностика, а врачи в данной клинической картине сравнивают характерный недуг с умственной отсталостью. Для этого узкий специалист предлагает ряд развивающих игр, тестов и проверок для малыша, а от правильности ответов зависит вердикт врача. Если диагноз поставлен, то самое время преступать к консервативному лечению, которое может продолжаться не один месяц. Клинический исход и его благоприятность полностью зависят от особенностей детского организма, стадии преобладающего заболевания и прилежности родительницы, которая четко соблюдает все рекомендации и предписания лечащего врача. Но о каких именно лечебных действиях в данной клинической картине идет речь?

    Читайте так же:  Как оказать первую помощь при приступе эпилепсии

    В данном случае обязательными считаются семейная и речевая терапия, а также регулярные визиты к психологу. не исключено, что сама проблема крепко засела в детском сознании, а для избавления требуется квалифицированная помощь узкого специалиста. Итак, речевая терапия — это комплекс упражнений, которые помогают ребенку обогатить свой словарный запас, научиться применять отдельные фразы в быту, искать синонимы и уметь подробно описывать то или иное действо. происшествие или событие. В общем, заниматься с ребенком необходимо чуть ли не ежедневно, тратя на каждое занятие примерно 30 — 45 минут своего свободного времени. Протекать они должны в игровой форме, чтобы маленький пациент был заинтересован и получал колоссальное удовольствие от произнесенной речи и своих достижений.

    Если же расстройство речи сопровождается умственной отсталостью, то в этом случае дополнительно требуется медикаментозная терапия. Подбирать лечащие средства важно строго по согласованию с лечащим врачом, поскольку они могут иметь серьезные побочные явления и противопоказания. Если прибегнуть к методу поверхностного самолечения, то можно только усугубить общее состояние маленького пациента.

    В целом, клинический исход благоприятный в том случае, если врач правильно подобрал схему лечения, а пациент четко следовал всем врачебным рекомендациям. Только так можно дождаться положительной динамики заболевания, а курс лечения заметно сокращается. Родители довольны такой консервативной терапией, тем более длится она, как правило, всего пару месяцев. Если же положительный терапевтический эффект и вовсе отсутствует, то врач прибегает к радикальным лечебным мерам, которые позволяют до поступления в школу также добиться окончательного выздоровления маленького пациента. В любом случае диагноз не из приятных.

    Маленького пациента желательно вылечить до поступления в школу, иначе регулярные походы к семейному психологу будут продолжаться, а число проблем в сознании ребенка только увеличится.

    Расстройство рецептивной речи

    Содержание:

    Найдено 2 определения термина Расстройство рецептивной речи

    F80.2 Расстройство рецептивной речи.

    Примечание. Это расстройство также называют смешанным расстройством экспрессивной/импрессивной речи.

    А. Понимание речи, определяемое по стандартизированным тестам, ниже 2 стандартных отклонений для возраста ребенка.

    Б. Навыки рецептивной речи по меньшей мере на 1 стандартное отклонение ниже невербального КИ при оценке по стандартизированным тестам.

    В. Отсутствует неврологическое, сенсорное или физическое нарушение, которое прямым образом влияет на рецептивную речь, не отмечаются критерии общего расстройства развития (F84.-).

    Г. Наиболее часто используемый критерий исключения. Невербальный КИ по стандартизированному тесту ниже 70.

    F80.2 Расстройство рецептивной речи

    Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.

    Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 месяцам, или неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2-х лет должны быть приняты как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают: неспособность к пониманию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.), непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).

    Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которыые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику «Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью» (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

    — дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

    — афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

    — врожденная слуховая невосприимчивость;

    — афазия Вернике, связанная с развитием.

    — приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);

    — аутизм (F84.0х, F84.1х);

    — элективный мутизм (F94.0);

    — умственная отсталость (F70 — F79);

    — задержка речи вследствие глухоты (H90 — H91);

    — дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

    — органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    — органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

    Источники


    1. Клауд, Генри Фактор матери / Генри Клауд , Джон Таунсенд. — М.: Триада, 2005. — 328 c.

    2. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Народная асвета, 2015. — 319 c.

    3. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
    4. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.
    5. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. — М.: Владос, 2015. — 885 c.
    Причины, симптомы и методы коррекции расстройства экспрессивной речи
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here