Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением

Сегодня мы рассмотрим тему: "Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Проблема социальной установки в общей психологии

Читайте также:

  1. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  2. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  3. I.3. Основные принципы психологии.
  4. II. Периоды и этапы развития психологии.
  5. III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Категориальный строй психологии.
  6. VI. Модификация глубинной психологии во второй половине XX века.
  7. Аварии и неполадки в работе котельной установки и мероприятия по их устранению.
  8. Автоматические спринклерные установки
  9. Автоматические установки пожаротушения
  10. Адиабатные и контактные выпарные установки
  11. Административные правонарушения, связанные с управлением транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.
  12. Актуальність проблематики соціальної роботи в Україні

Изменение социальных установок

Иерархическая структура диспозиций личности.

Тема 9. Социальная установка

1. Проблема социальной установки в общей психологии.

2. Аттитюд: понятие, структура, функции.

Процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, в то время как формирование социальных установок личности отвечает на вопрос, как усвоенный социальный опыт проявляется в действияхи поступках личности.

Развертыванию реального действия предшествуют потребности и мотивы, которые побуждают личность к деятельности. В общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако остается не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки [Обуховский]. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение.

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.

Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Однако следует развести сферу действия установок и «социальных установок».

В концепции Узнадзе «установка» является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Однако предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, обуславливающих поведение личности.

Установка, согласно Узнадзе, это реализация простейших физиологических потребностей человека, которая трактуется как бессознательное. Это исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Поэтому важно установить различие в подходах Узнадзе и в концепциях проблемы социальной установки.

Круг вопросов выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, обсуждался В. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека со всей действительностью или с ее отдельными сторонами, объясняет направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция — предрасположенность к каким-то объектам или действиям. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

В специфической теории Л. И. Божович формирование личности в детском возрасте было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, она дает возможность прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях.

Интерпретация направленности личности как предрасположенности личности действовать определенным образом, позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.

[1]

А. Н. Леонтьевым предпринята попытка интерпретировать социальную установку как личностный смысл, «порождаемый отношением мотива и цели».

Все рассмотренные позиции утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, однако следует рассмотреть совсем другую традицию становления этого понятия не в системе общей психологии, а в системе социальной психологии.

2. Аттитюд: понятие, структура, функции

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка».

В исследовании аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода: 1) от введения этого термина в 1918 г. до Второй мировой войны (характерная черта этого периода — бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней); 2) 1940— 1950-е годы (характерная черта — упадок исследований в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций); 3) 1950— 1960-е годы (характерная черта — возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований); 4) 1970-е годы (характерная черта — явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов). Новый рост интереса к проблеме обозначился в 1980—1990-х годах.

Впервые в социально-психологическую терминологию было внесено в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким. Аттитюд — «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих 17 определений были выделены 4 аттитюда, которые отмечались всеми исследователями:

а) определенное состояние сознания и нервной системы;

б) выражающее готовность к реакции;

г) на основе предшествующего опыта;

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

В качестве основного метода измерения аттитюда были использованы различные шкалы, впервые предложенные Л. Тёрнстоуном.

В дальнейшем были раскрыты функции аттитюда и дан анализ его структуры. Были выделены четыре функции аттитюдов.

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

Читайте так же:  Суицидальное поведение

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобож­дения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внут­ренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. Смитом была определена трех-компонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявле­ние чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать.

Таким образом, изучение аттитюдов поведения позволяет прогнозировать поведение.

При проведении Р. Лапьера в 1934 эксперимента возникло затруднение в объяснении связи аттитюд—поведение. Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки.

Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда.

Этот вывод получил название «парадокса Лапьера». Если реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом, какой смысл в изучении этого феномена? Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.

Стремление найти новые обоснования связи аттитюдов с поведением обусловило возрождение интереса к этой проблематике. В 1980-е годы было предложено несколько новых объяснений «неуспеха» Лапьера.

Прежде всего были установлены причины, «осложняющие» воздействие аттитюда на поведение (их было названо 40), и вместе с тем факторы, которые могут противостоять этим причинам: сила аттитюда (аттитюд считается сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно), ожидаемость аттитюда. Таким образом, были оговорены условия, при которых положение о влиянии аттитюда на поведение сохраняло свое значение.

Другие попытки связаны с разработкой особых теорий, раскрывающих более сложную связь между аттитюдом и поведением. А. Айзен и М. Фишбайн предложили идею «точечного совпадения» элементов аттитюда и поведения, суть которой состоит в том, что необходимо сравнивать однопорядковые уровни того и другого явления, а именно: если берется «глобальный» аттитюд, то его надо сравнивать не с отдельным поведенческим актом, а с целой их совокупностью.

Близкую теорию — «смывающего потока» — предложил Л. Райтсмен, перечислив обстоятельства, которые как бы «смывают» очевидность влияния аттитюда на поведение (например, «вмешательство» других факторов, столкновение противоречивых аттитюдов и пр.).

Д. Бем предположил, что существует обратное отношение между аттитюдом и поведением, а именно: поведение влияет на аттитюд. Логика его рассуждений такова: возможно, что человек сначала наблюдает свое по­ведение (не ходит на рок-концерты), а лишь затем умозаключает о своем аттитюде (не любит рок-музыку).

Поиски свидетельствуют о признании важности проблемы аттитюдов для объяснения поведения. Однако, поскольку исчерпывающих объяснительных моделей создать так и не удалось.

| следующая лекция ==>
ЗВУКОПОГЛИНАЮЧІ КОНСТРУКЦІЇ | Изменение социальных установок

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 2184 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Структура социальной установки, функции социальных установок в регуляции социального поведения личности

Читайте также:

  1. Cущность банковского процента, его функции и роль.
  2. F60 Специфические расстройства личности.
  3. F60.2 Диссоциальное расстройство личности.
  4. F60.5 Ананкастное расстройство личности.
  5. F61.0 Смешанные расстройства личности.
  6. I. Функции времени в спутниковых технологиях.
  7. I. Экстремумы функции двух переменных
  8. II. Диспозиция – часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
  9. III. СТРУКТУРА КУРСА
  10. IV. Функции
  11. N Выполняет функции гормона
  12. N Особенности структуры и функции обуславливают особенности в метаболизме клеток

Понятие социальной установки (“аттитюда”).

Термин аттитюд широко используется в различных отраслях науки. Он происходит от фр. Слова, обозначающего «поза» или в латинском языке это слово обозначало «пригодность».

В социальной психологии аттитюд означает предрасположенность субъекта к совершению определению социального поведения; при это предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального явления определенным образом.

Другими словами установка – это убеждения или чувства людей способные влиять на их реакции.

Например, если один человек убежден, что другой ему угрожает, то он начинает чувствовать неприязнь и потому действовать недружелюбно.

В 1924 году М.Смит разработал т.н. 3-компонентную структуру аттитюда:

1) когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе)

2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, переживании симпатии или антипатии к нему, что также может быть продиктовано стереотипом)

3) поведенческий компонент(отражающий готовность к действию)

Функции социальных установок:

1) социально-приспособительную : мы действуем в соответствии с некоторым аттитюдом потому что нам это приносит пользу

2) когнитивную: упрощает нашу ориентацию в мире, позволяет легко категоризировать и оценивать происходящие события

3) выражения: проявляется в мнениях и и поведении

4) психологической защиты: предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку

Соотношение социальных установок и реального поведения (парадокс Лапьера).

С 40х 20 века ученые тщательно занимались изучением факторов, влияющих на установки. Одним из первых исследователей был Ричард Ла Пьер, который изучал отношение владельцев ресторанов к обслуживанию китайских клиентов. По результатам обследования было выявлено, что 90% испытуемых имеют явно негативное отношение к китайцам, но в 100% случаев этот аттитюд не проявлялся в поведении. К 60-м годам были проведены десятки исследований, результаты которых говорили о том, что поведение людей очень слабо связано с их установками. Например, было установлено, что отношение студентов к шпаргалкам очень слабо связано с частотой их использования. Данный феномен получил название парадокс Ла Пьера.

Читайте так же:  Проявления шизофрении

Но исследования продолжались и к 70м годам было обнаружено, что наши установки действительно влияют на поведение, но лишь при определенных условиях:

1) когда внешние влияния на наши слова и действия минимальны:

случается, что мы во время выступления подстраиваем свою позицию под мнение слушателей. Давление социального окружения заставляет нас вести себя вразрез с нашими установками.

2) когда мы имеем дело с конкретными установками, касающимися конкретных действий.

Люди очень часто проповедуют здоровый образ жизни и при этом курят, волнуются о состоянии окружающей среды и при этом выбрасывают батарейки в обычный мусор. Однако отношение к конкретным действиям, например фаст фуду, подскажет питаются ли они в ресторанах быстрого питания или нет.

3) когда мы сознательно воспринимаем свои установки: наши установки могут оставаться незадействованными, когда мы совершаем привычные действия. Чтобы задействовать установки, необходимо сделать паузу и вспомнить как мы относимся к какому-то действию. и тогда человек начинает подгонять свои действия под установки.

были проведены исследования, показывающие, что установки также следуют и за поведением, как и поведение за установками. Очень часто это случается, когда человек точно не знает, как относится к тому или иному объекту и потому начинает следить за тем, что он говорит и делает относительно объекта. На базе этих наблюдений за собственным поведением складывается установка.

В результате исследований были обнаружены ситуации, когда установки следуют за поведением.

1) Первая из них это ситуация исполнения роли: получая новую роль мы начинаем стараться вести себя так, чтобы этой роли соответствовать. По началу, мы испытываем дискомфорт и неловкость, но эти ощущения очень быстро проходят и начинает казаться, что новое поведение совершенно естественно, а старое неудобно и вообще неприемлемо.

Наиболее ярким примером является Стенфордский тюремный эксперимент, проведенный Филиппом Зимбардо.

2) Когда произнесенное или написанное человеком высказывание становится его убеждением. Например, это происходит тогда, когда однажды подстроившись под мнение собеседника, мы сами начинаем верить в это мнение и считать своим собственным. Но для того чтобы подобное произошло, необходимо что бы давление со стороны отсутствовало.

3) Третья ситуация известна как феномен «ноги в дверях». Наверняка каждый из нас сталкивался с тем, что соглашаясь на какое-нибудь маленькое и необременительное участие в большом деле, мы оказываемся вовлечены в него гораздо сильнее, чем собирались. Иными словами, идя на уступки, мы уже практически подписались на полное участие. Можно найти огромное количество примеров и в повседневной жизни: «сходить на вечеринку на полчасика».

| следующая лекция ==>
Психологическая характеристика этнических групп | Изменение социальных установок: бихевиористский и когнитивистский подходы

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2142 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ответы к экзамену по социальной психологии — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

1.doc 921kb. 24.11.2011 21:54 скачать

содержание

    Смотрите также:
  • Зарубежная социальная психология — ответы к экзамену[ документ ]
  • Конспекты к экзамену — Социальная психология[ документ ]
  • Ответы по истории социальной психологии[ документ ]
  • Ответы к экзамену по методологии психологии[ шпаргалка ]
  • Ответы к экзамену по социальной психологии личности[ документ ]
  • Ответы на экаменационные вопросы по соц.психологии[ документ ]
  • по социальной психологии[ документ ]
  • Ответы на билеты[ документ ]
  • Вопросы и ответы к экзамену по социологии[ документ ]
  • Персоналии в отечественной социальной психологии[ документ ]
  • Ответы на вопросы к экзамену по психологии общения[ документ ]
  • Конспекты лекций (в сокращении) по Социальной психологии[ документ ]
  • 35. Функции социальных установок. Соотношение социальных установок и реального поведения. Парадокс Лапьера

    1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

    2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

    3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

    4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

    5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

    6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

    7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

    Впервые несоответствие между установкой и реальным поведением человека было установлено в экспериментах Р. Лапьера в 1934 г. Он путешествовал с двумя студентами-китайцами по США, поселяясь во многих отелях и везде встречая нормальный прием.

    Однако когда после путешествия он вновь обратился к владельцам отелей с письменной просьбой принять его со студентами китайцами, то в 52% случаев он получил отказ (что свидетельствовал о существовании негативных установок, которые тем не менее в реальном поведении не проявлялись.

    Проблема несоответствия социальных установок и реального поведения является одной из центральных в исследованиях аттитюдов.

    В последующие годы предпринимались различные меры для преодоления обозначившихся трудностей. С одной стороны, были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов (высказывалось предположение, что в эксперименте Лапьера шкала была несовершенной), с другой стороны, выдвигались новые объяснительные гипотезы. Некоторые из этих предложений вызывают особый интерес. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию.

    «Включаться» может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию — хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса.

    36. Концепция локуса контроля

    Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность).

    Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

    «Локус контроля» называют также «локализацией контроля волевого усилия».

    Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен», и т. п.).

    Читайте так же:  Речевое общение – особенности и этикет

    Для определения локуса контроля используется опросник Роттера. Также о нём можно узнать из методики Розенцвейга.

    37. Поведение и установки

    Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

    ^ Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

    В настоящее время исследователи ведут активный поиск в изучении взаимосвязи установки и поведения, рассматривая различные факторы и обстоятельства, сопутствующие этому.

    Итак, в каких же случаях установки определяют поведение? Установки предсказывают поведение, если:

    — установка личности была достаточно сильной и ясной,

    — установка находится в поле сознания человека,

    — знания об объекте этого аттитюда,

    — способ формирования установки,

    — когда другие влияния уменьшены.

    Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера. Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить.

    Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь.

    Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.

    ^ Ситуационные факторы, влияющие на поведение человека, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения:

    1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление).

    Человек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими установками. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим, следуя установке экспериментатора. При этом влияние окружающих людей непостоянно и может изменяться в зависимости от ситуации.

    ^ 2) Отсутствие приемлемой альтернативы.

    Помимо социальных факторов, на связь установок и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий. Отсутствие приемлемой альтернативы заключается в том, что несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике, в реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет.

    ^ 3) Воздействие непредсказуемых событий.

    Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

    ^ 4) Нехватка времени.

    Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь «установка—поведение» — это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач.

    38. Понятие социальной роли: функции и виды

    Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза.

    Социальная роль состоит:

    1) из ролевого ожидания (экспектации) и

    2) исполнения этой роли (игры).

    Типы социальных ролей:

    — формальные – линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества. Выход за рамки формальной роли может быть истолкован окружающими как нетактичность;

    — внутригрупповые роли – линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. (лидер, тихоня);

    — межличностные – линия поведения, которую выстраивает в общении со знакомым человеком на основе сложивших между ними отношений. Эти роли не регламентируются какими либо нормативным документами, исполнение зависит от личности особенностей каждого из партнеров;

    — индивидуальные – поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Исполнение связано с тем, что человек настраивает себя на определенную линию поведения и это предопределяет его поведение в конкретной ситуации.

    Социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.

    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

    В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

    Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены). Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

    Читайте так же:  Как подтолкнуть парня, чтобы он предложил жить вместе

    Основные характеристики социальной роли:

    — По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

    — По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

    — По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

    — По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо.

    — По эмоциональности и т. д.

    ^ Ролевой веер — набор социальных ролей, присутствующих в человеке одновременно (мать, жена, студент, начальник).В конкретной ситуации человек раскрывает не весь веер, а только часть — актуальную роль.

    ^ Актуальная роль — комбинация различных социальных ролей, которые исполняются нами здесь и сейчас одновременно, хотя каждая из них будет представлена в актуальной роли в разных пропорциях.

    Шпаргалки к экзаменам и зачётам

    студентам и школьникам

    Ответы к экзамену по социальной психологии — Социальная и психологическая установка личности

    Cмотрите так же.

    Ответы к экзамену по социальной психологии Предмет и проблематика социальной психологии Дискуссия о предмете социальной психологии Современные представления о предмете социальной психологии Задачи социальной психологии и проблемы общества История развития социально – психологических знаний Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии Предпосылки возникновения социальной психологии Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Первые исторические формы социально-психологического знания Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма Экспериментальный период развития социальной психологии Основные этапы развития отечественной социальной психологии Характеристика методов социальной психологии Этические проблемы в социальной психологии Опросные методы и особенности их применения Тесты в социально – психологических исследованиях Транзактный анализ межличностных отношений Проблема общения в социальной психологии Место и природа межличностных отношений Общение в системе межличностных и общественных отношений Единство общения и деятельности Социально – психологические процессы и явления, Общение как информационный процесс Психологические механизмы взаимовлияния людей Особенности психологической перцепции Психологические механизмы взаимопонимания Аттракция: психологическая сущность Научное понимание общественной (групповой) психики Малая социальная группа как объект социальной психологии Анализ подходов к классификации социально – психологических процессов Социально – психологические теории коллектива Психологическая теория коллектива Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива Методологическое значение социально-психологической теории коллектива Психологические условия сплочения коллектива Динамические социально – психологические процессы Психологический анализ причин межличностных конфликтов Динамика конфликта Методы разрешения социальных конфликтов Характеристика конфликта как социального – психологического феномена Социальная и психологическая установка личности Личность как предмет социальной психологии Специфика социально-психологической проблематики личности Понятие социализации Социально – психологическая адаптация (дезадаптация) личности Социально – психологическая роль личности Социально – психологические проблемы педагогической деятельности All Pages

    Социальная и психологическая установка личности

    Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

    Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более, что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».

    Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнадзе, 1901).

    Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего этот круг вопросов обсуждался И.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временнбх связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» (Мясищев, 1960. С. 150), объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

    Такая постановка проблемы не исключает понятие социальной установки из русла общей психологии, как, впрочем, и понятия «отношение» и «направленность личности». Напротив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием «установка» в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д.Н. Узнадзе (Асмолов, 1979).

    Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

    Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

    В настоящее время исследователи ведут активный поиск в изучении взаимосвязи установки и поведения, рассматривая различные факторы и обстоятельства, сопутствующие этому.

    Итак, в каких же случаях установки определяют поведение? Установки предсказывают поведение, если:

    — установка личности была достаточно сильной и ясной,

    — установка находится в поле сознания человека,

    — знания об объекте этого аттитюда,

    — способ формирования установки,

    — когда другие влияния уменьшены.

    Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера. Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить.

    Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь.

    Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.

    Читайте так же:  Как можно развить воображение и фантазию методы и приемы

    Ситуационные факторы, влияющие на поведение человека, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения:

    1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление).

    Человек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими установками. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим, следуя установке экспериментатора. При этом влияние окружающих людей непостоянно и может изменяться в зависимости от ситуации.

    2) Отсутствие приемлемой альтернативы.

    Помимо социальных факторов, на связь установок и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий. Отсутствие приемлемой альтернативы заключается в том, что несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике, в реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет.

    3) Воздействие непредсказуемых событий.

    Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

    4) Нехватка времени.

    Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь «установка—поведение» — это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач.

    Структура социальной установки

    Понятие аттитюд и связанная с ним проблематика активно разрабатывалась в социальной психологии ХХ в. М. Смит определил социальную установку как «диспозицию индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта».

    В своем подходе Смит представлял социальную установку как:

    1) когнитивный компонент (осознание),

    2) аффективный компонент (оценку)

    3) конативный, или поведенческий компонент (поведение в отношении социального объекта).

    В настоящее время в связи с особым интересом к изучению аттитюдных систем структура социальной установки определяется более широко. Аттитюд выступает как «ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерения (интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение». Таким образом, поведенческая составляющая социальной установки представляется уже не только непосредственным поведением (некоторыми реальными, уже осуществленными действиями), но и интенциями (намере­ниями). Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий — все, что только намеревается сделать человек.

    Что касается когнитивной составляющей, то нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когниции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты.

    Функции аттитюда:

    1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

    2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

    3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

    4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

    5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

    6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

    7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

    Впервые несоответствие между установкой и реальным поведением человека было установлено в экспериментах Р. Лапьера в 1934 г. Он путешествовал с двумя студентами-китайцами по США, поселяясь во многих отелях и везде встречая нормальный прием.

    Однако когда после путешествия он вновь обратился к владельцам отелей с письменной просьбой принять его со студентами китайцами, то в 52% случаев он получил отказ (что свидетельствовал о существовании негативных установок, которые тем не менее в реальном поведении не проявлялись.

    [2]

    Проблема несоответствия социальных установок и реального поведения является одной из центральных в исследованиях аттитюдов.

    В последующие годы предпринимались различные меры для преодоления обозначившихся трудностей. С одной стороны, были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов (высказывалось предположение, что в эксперименте Лапьера шкала была несовершенной), с другой стороны, выдвигались новые объяснительные гипотезы. Некоторые из этих предложений вызывают особый интерес. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию.

    [3]

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    «Включаться» может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию — хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса.

    Источники


    1. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.

    2. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.

    3. Перри, Дэнаан Воины сердца. Руководство по разрешению конфликта / Дэнаан Перри. — М.: ПЕРО, 2014. — 190 c.
    4. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
    5. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.
    Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here