Примеры упражнений и заданий по арт-терапии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Примеры упражнений и заданий по арт-терапии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

100 упражнений арт-терапии! (часть 2)

«Самая здоровая форма проекции — искусство» (Перлз Фриц — Гештальт-Терапевт)

Сегодня представляем 2 часть списка самых популярных арт-терапевтических методов.

В прошлый раз мы рассмотрели упражнения по релаксации, обретению счастья, работе с эмоциями и своим портретом, а так же упражнения для работы с травмами и потерями.

Сегодня рассмотрим следующие группы упражнений: Коллажи, Самостоятельные упражнения, Упражнения — благодарности, упражнения «Внутри разума», и упражнения, которые выделили в группу «разное».

Коллажирование

Если вы предпочитаете вырезать картинки и составлять из них картины, а не рисовать или раскрашивать, то эти проекты для вас.

  1. Создаем мотивационный коллаж. Можно повесить такой коллаж туда, где вы будете его видеть каждый день. Наполните его образами, которые вас будут вдохновлять и повышать мотивацию, это поможет вам продолжать свою работу и напоминать для чего вы его делаете.
  2. Создаем коллаж-маску. Мы все носим некие маски и редко показываем себя настоящего. Этот проект позволяет продемонстрировать, какие маски и лица вы одеваете.
  3. Создать коллаж-беспорядок. Есть вещи, которые захламляют вашу жизнь? В этом проекте, можно использовать слова и фотографии, чтобы показать какой беспорядок на вашем пути. Это так называемое действие от противного — перенос беспорядка на бумагу, чтобы на его место пришла гармония.
  4. Успокаивающий коллаж. Выберите изображения, которые вас успокаивают, умиротворяют и объедините их в одно изображение, создайте привлекательный коллаж, который сможет помочь вам отдохнуть и настроиться на позитивные мысли.
  5. Коллаж-картина. Чтобы выполнить это упражнение, вам сначала нужно создать простую, абстрактную живопись на бумаге. Затем, разорвать эту картину и создать другую. Подумайте, что вы чувствовали, когда вам пришлось разорвать первую картину и подумайте которая вам больше нравится.

Самостоятельная арт-терапия Рассмотрим проекты, подумаем кто вы и как видите мир через эти удивительные арт-проекты.

Благодарность Здесь вы найдете коллекцию проектов, которые помогут вам быть счастливым и выразите свою благодарность за это.

Внутри разума Загляните внутрь вашего разума, чтобы посмотреть, что в нем происходит.

  1. Арт-клякса. Похожа на классический тест Роршаха, сложите бумагу пополам нарисуйте на одной половине что-то краской или чернилами и сложите, чтобы получился симметричный отпечаток и опишите, что вы видите.
  2. Карта Памяти. Сделать визуальное представление ваших мыслей, чтобы выяснить, как работает ваш разум. Например, нарисуйте себя, свою голову, а от нее волнами идут мысли в разные стороны. Это может быть хорошим способом запомнить или систематизировать новую информацию.
  3. Ловец снов. Плохие сны? Создайте этот древний предмет для ловли ваших мыслей, снов и мечтаний.
  4. Рисуйте свои мечты. Вы можете многое узнать о ваших мечтах, сделайте журнал «Мои мечты«и используйте его для вдохновения, рисуйте там, раскрашивайте, сочиняйте.

Разное Если вы не нашли чего-то, что может помочь или успокоить вас, то следующие проекты могут натолкнуть вас на правильное решение.

Надеюсь, что из всего многообразия представленных нами упражнений вы найдете занятие себе по душе!

Игры в арт-терапии

Опиши и нарисуй

Это упражнение выполняется в группе. Как и многие другие семейные упражнения, это рассчитано на развитие сплоченности и взаимопонимания.

[1]

Упражнение заключается в том, что ребенок, создав произвольный рисунок, вслух описывает его вам. Он подробно, линия за линией, пересказывает свой рисунок, который вы не можете видеть. Вы должны воссоздать рисунок с помощью исключительно словесных инструкций.

После чего вы с ребенком меняетесь местами, теперь вы описываете свой ранее созданный рисунок, а ребенок старается его повторить, опираясь на ваши слова. Это очень интересное, веселое упражнение, которое развивает навыки беседы и умение слушать и действовать совместно, во взаимодействии.

Еще групповое упражнение. Чем больше учасников примет в нем участие, тем оно будет интереснее и продуктивнее.

Инструкция: «Представьте, что вы стали растением. Что вы за растение, каким вы стали? На что похожи ваши листья? Сеть ли у вас острые шипы? Ваши листья колючие или гладкие? Может быть, у вас есть цветы? Какие это цветы?»

Пусть каждый нарисует себя в виде какого-то растения. Это может быть какой-то реальный сорт или полностью выдуманный. Если кто-то хочет объяснить, что нарисовал, он может это сделать. Затем каждый вырезает своё изображение и помещает на большом листе бумаги, чтобы получился общий красивый сад.

Это упражнение особенно полезно для установления контакта, развития отношений и кооперативного стиля поведения.

Это вариация вышеописанного упражнения. Каждый из участников рисует себя в виде плода (фрукта или овоща), который сам выбирает, исходя из того, какой плод, по его мнению, больше всего походит на него или отражает его внешний вид и индивидуальность. Рисунки вырезаются и помещаются на изображении большой салатницы.

Следуйте за лидером

Это упражнение дает возможность замкнутым, боязливым или пассивным детям взять на себя инициативу и почувствовать в себе силы быть лидером. Выполняется в группе (семье).

Ребенок рисует изображение, линия за линией. После каждой линии, каждого нанесенного фрагмента или детали, он на некоторое время показывает свой рисунок, позволяя остальным участникам скопировать это. Только ребенок который выполняет роль ведущего знает, каким будет конечное изображение. Это тоже очень легкое и забавное упражнение, которое заканчивается сравнением заключительных результатов, чтобы можно было увидеть, как и в чем различаются полученные рисунки.

Эта творческая игра не нова, но она интересна и полезна как интерактивное упражнение, которое формирует сотрудничество и демонстрирует важность коммуникации. (Выполняется в группах.)

Участники договариваются о том, что они будут рисовать, выбирают тему рисунка (например, животное, человек, здание, автомобиль и т. д.). Выбранный для рисунка объект условно делится на несколько частей, в зависимости от количества участников в группе (например, голова, тело, ноги, ступни). Каждый рисует свою часть в тайне от других. Закончив с изображением, первый участник заворачивает лист бумаги так, чтобы скрыть нарисованное и передает его следующему. Тот дополняет рисунок изображением своей части, заворачивает лист и передает другому. Так до тех пор, пока каждый не внесет свою долю в общее изображение. Когда рисунок закончен, лист разворачивается и все смотрят, что у них получилось.

Читайте так же:  Советы детского психолога как успокоить своего брата или сестричку

Это упражнение вы можете проводить и с одним ребенком, выполняя с ним попеременно разные части рисунка.

Приготовьте большой лист ватмана и фломастеры (карандаши, цветные мелки). Пусть все участники игры сядут вместе, рядом друг с другом, и поочереди выберут тот цвет, который им нравится больше всего. Один цвет может использовать только один человек. Начните с ребёнка, пусть он нанесёт на лист какие-либо каракули, и сделает это как можно энергичнее. Не нужно ничего планировать или задумывать, пусть каракули будут спонтанными. Если ребёнок отказывается, пусть начнёт кто-нибудь другой. Следующий участник должен углядеть в каракулях какой-то образ и дополнить рисунок, но не закончить его. Ватман при этом можно поворачивать любой стороной, как будет удобно. Все участники должны внести свой вклад в создание рисунка, передавая лист друг другу по очереди, пока каждый не решит, что ему больше нечего сюда добавить. Когда рисунок закончен, можно устроить обсуждение результата совместной деятельностии процесса его создания. Что получилось? Чья была идея? Хотел кто-нибудь попытаться нарисовать что-нибудь другое? Если бы можно было стереть лишнее, что удалил бы каждый из участников?

Также совместно можно придумывать рассказ, например, если нет под рукой ватмана и карандашей.

Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.

[3]

Содержание: Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.

Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева.

Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос «Что это такое?».

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.

Мы предлагаем вам для игры 40 простых рисунков. Вот они.

Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их. Затем предложите своим родителям, друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

А у кого оказалось больше решений? Не у вас? Не расстраивайтесь: небольшая тренировка – и вы обгоните всех. Для этого, прежде чем начнете записывать решения, внимательно изучите вид, размеры, расположение фигур. Это поможет избежать неопределенности при поиске ответа, а значит, сэкономит время. Проверьте! Более того, это увеличит количество и качество решений.

Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

Арт — терапия с детьми: упражнения и приёмы

Когда человек пишет, рисует, лепит из глины или выражает себя в других видах искусства, это позволяет ему расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии — гармонии с собой. Кроме того, творчество является эффективным методом по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт — терапия.

Один из основных методов арт — терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета человек сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

Современная изо — терапия — это в основном процесс художественного творчества. Арт — терапия рисованием используется широко. Сейчас этот вид терапии очень актуален, особенно в работе с детьми, пережившими психотравмирующие события.

Упражнение арт — терапии для детей «Нарисуй и измени своё настроение»

Это упражнение арт — терапии хорошо подходит, когда ребёнок находится в плохом настроении:

1 часть. Ребёнку предлагают взять лист бумаги, цветные карандаши (краски, фломастеры) и нарисовать своё настроение сейчас. Психология детского рисунка
2 часть. Оставить только цветные карандаши (краски, фломастеры) жёлтого, зелёного, синего (голубого) и белого цветов и попросить нарисовать точно такой же рисунок, но только этими цветами. Из предложенных цветов невозможно нарисовать негативный рисунок, т.к. их трудно смешать в негативную гамму.

Эффект упражнения Рисунок становится веселее, смотрим на одно и тоже самое, но только через светлые очки. Если существенных изменений в рисунке не произошло, то состояние является затяжным и долгим. Сказкотерапия для детей

Упражнение арт — терапии для детей «Нарисуй свой страх»

1 часть. Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй свой страх».
Если он не хочет рисовать, отказывается, говорит, что ничего не боится, то необходимо попросить просто нарисовать страх. Или спросить: «Когда ты был маленьким, чего ты боялся? Это и нарисуй».

2 часть. После того, как ребёнок закончит рисование, необходимо спросить у него: «Что бы ты хотел сделать с этим? Сделай то, что тебе хочется». Обязательно это действие выполнить.

Читайте так же:  Инстинкт самосохранения

Эффект упражнения Рисование страха – это эмоциональная реакция того, что беспокоит человека. «Оказывается, я сам могу что-то делать со своим страхом». Происходит символическая проработка переживания.

Упражнение арт — терапии для детей «Кляксы»

Согнуть лист формата А-4 пополам. Отогнуть. Потом на одной части листа капнуть краской любого цвета, можно использовать несколько цветов. Снова согнуть лист для того, чтобы клякса отпечаталась на второй части листа. Отогнуть. Затем на цельном листе нарисовать какой-нибудь законченный рисунок. Что означает любимый цвет вашего ребенка?

Арт — терапевтические приёмы

Автор Назаревич Виктория Вячеславовна, КПН, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Ровенского государственного гуманитарного университета, тренер учебно-образовательных тренингов для психологов, психолог высшей квалификационной категории, арт-терапевт.

Это интересно!! Что делать если:

1. Устал – рисуй цветы
2. Злой — рисуй линии
3. Болит – лепи
4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами
5. Грустно – рисуй радугу
6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей
7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу — мотанку
8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки
9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами
10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры
11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты
12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины
13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги
14. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи
15. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет
16. Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна
17. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты
18. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж
19. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками
20. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги
21. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали
22. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

Арт-терапия. Легкое и полезное упражнение.

Хочу предложить вам технику, которая подойдет как
для индивидуальной, так и групповой работы, с детьми и взрослыми,
в семейной консультации.

Эта техника эффективна для диагностики взаимоотношений в семье,
детском и взрослом коллективе. Акватипия поможет выстроить новые,
гармоничные отношения.

Акватипия – это печатание рисунков водяными красками (акварель, гуашь).

Звучит сложно, на деле же это увлекательное занятие даже для тех, кто не
умеет рисовать. Одинаково хорошо проходит и с малышами, и с пожилыми
людьми, которые стесняются рисовать или уже не могут в силу возрастных особенностей.

Возможности акватипии:
— проявить подавленные чувства и эмоции,
— осознать внутренние ресурсы для решения актуальных проблем,
— осознать неэффективные и эффективные схемы поведения,
— сделать шаг к гармонизации внутреннего мира и межличностных отношений.

Акватипия — трансперсональная арт-терапия, то есть такое направление психологии,
которое работает с подсознанием, символикой, древней памятью, хранящейся в недрах нашей души.
Именно с «непроявленным» мы и будем работать, а образы будут проявляться через ваши руки.

Кроме того, здесь задействованы цветотерапия и экспрессивное рисование, мы сможем отпустить себя
и выплеснуть на бумагу свои эмоции и чувства, которые иногда фонтанируют через край,
а иногда подавляются, превращаясь в эмоциональный «мусор». А мы знаем, какие последствия бывают,
когда не выносить мусор хотя бы несколько дней.

Открытость в выражении желаний и чувств составляет основу уверенности в себе и гармоничных
межличностных отношений. Ведь правильно выражать и трансформировать свои эмоции и чувства – это великое
искусство. А изотерапия – это один из прекрасных инструментов обучиться этому.

Акватипия работает с подсознанием, символикой, с непроживаемым.

Можно рисовать чем угодно (кисточки, руки, губки для посуды).
Цель: формирование базового доверия в отношениях; самовыражение.
Опыт свободного выражения своих чувств в диаде с партнером; демонстрация тенденций к сотрудничеству
или соперничеству; осознание ценности партнёрских отношений, отреагирование негативных эмоций,
снятие зажимов, активация воображения, осознание индивидуальных особенностей.

Время работы: 10-15 минут.
Инструменты: краски, кисточки, большие листы.
Возраст для работы: от 5-6 лет.
Весьма эффективно применение для супружеских пар и пар «дети-родители».

Примеры тематики рисунков: «Мама и дети» (отношения родители — дети), «Свобода, вера в себя», «Поиск себя»,
«Личные границы», «Любовь, отношения», «Мой внутренний диалог (аутентичный диалог)» и т.д.

  • Возле ватмана работает 2-3 человека. Увлажняют бумагу губкой или распылителем.
  • Затем участники рисуют, смешивают цвета в течение 10-15 минут молча. Можно включить тихую музыку.
  • Через 15 минут участники смотрят вместе на то, что у них получилось, обсуждают, пытаются найти метафорический образ,
    можно что-то дорисовать, доклеить (вырезки из журналов).
  • Затем в течение 10 минут каждый участник пишет свой рассказ (эссе) об образе, который выделили.
  • Кладем лист на пол, участники рассказывают, как рисовалось, как пришел образ, во что он трансформировался, как
    работалось с другими людьми на одном листе, придумывают общее название.
  • Нарушение личных границ, их отслеживание.
  • Телесное раскрепощение.
  • Преодоление зажимов и страха грязи.
  • Катализатор сложных групповых процессов, выявление противоречий.
  • Формирование границ в группе.

Акватипия — всего лишь один из инструментов, которыми может пользоваться арт-терапевт.
Я с удовольствием комбинирую техники арт-терапии с метафорическими картами, в итоге получаются
очень яркие и продуктивные сессии. Клиенты тоже довольны: карты не всегда понятны, а
взять в руки карандаши, краски или расставить фигурки в песке — это для многих кажется более простым
заданием.
Именно поэтому свой новый курс для психологов я посвятила арт-терапии. Это направление применяется
на всех этапах работы с клиентом, идеально интегрируется со всеми направлениями психотерапии.
Практически не имеет ограничений, от 5 до 99 лет, и почти нет противопоказаний.

Примеры упражнений и заданий по арт-терапии

Упражнение «Цвет моего настроения».

Упражнение позволяет получить диагностическую информацию. Его можно применять для создания подгрупп из участников, сходных по эмоциональному состоянию на данный момент.

[2]

Помещение для занятий условно делится на 8 «люшеровских» цветовых зон. В центре каждой зоны располагается цветной куб или стул, задрапированный куском однотонной ткани соответствующего цвета. Каждому участнику предлагают погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению. В итоге участники образуют подгруппы, различные по численности. Далее можно начать работу над индивидуальными знаками (образами, символами) настроения, на основе которых затем создается эмблема группы.

Читайте так же:  Как завязать общение с парнем по переписке и о чем поговорить

После обмена впечатлениями в общей группе упражнение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые участники изменят «цвет своего настроения». Важно выяснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состояние. Выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией.

Для сбора дополнительной информации желательно заранее заготовить шаблоны круга, квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник выбирает и цвет настроения, и соответствующую фигуру. Такой знак прикрепляется к одежде и служит для психолога своеобразным индикатором. Изменения в эмоциональном состоянии фиксируются посредством добавления новых знаков – другого цвета или формы – к уже имеющимся. Подробнее

Упражнение «Образ и пластика настроения».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Упражнение «Образ и пластика настроения».

Для выполнения этого понадобится достаточное количество пластилина или цветного теста. Упражнение полезно при работе с агрессией, деструктивным поведением, страхами.

Вначале участникам предлагают выбрать кусок пластилина определенного цвета и придать ему подходящую форму, соответствующую теме. Примеры тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город», «Пластилиновый рай». Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры участники придумают самостоятельно.

Затем участники объединяются в подгруппы по цвету настроения, и каждый рассказывает историю о своей скульптуре. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция.

Пластичность материала позволяет многократно менять свое произведение и, соответственно, «подправлять» эмоциональное самочувствие. Образно говоря, негативные эмоции могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой – созданием единого разноцветного «Шара настроений» из отдельных фрагментов.

Можно применять и более конкретные инструкции:

1. «Изобразите какое-либо настроение» (или свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.).

2. «Создайте образы своего Я» (или субличности).

3. «С помощью метафор отобразите одобряемые и неодобряемые составляющие вашей личности».

4. «Используя любые формы выражения чувств, опишите свои переживания, воплощая их в пластическом образе».

Лепка из пластилина, теста, глины является эффективным средством моделирования в иной системе координат нового образа Я, продуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей. Подробнее

Упражнение «Сундук того, что меня огорчает»

Упражнение «Сундук того, что меня огорчает»

Можно проводить с детьми и взрослыми.

Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук всё что тебя огорчает или сердит и там это будет надежно запрятано. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь — можно положить это обратно. Нарисуй или построй свой сундук. Затем нарисуй или создай изображения того, что тебя огорчает или сердит и положи их сундук.
@ по материалам книги «Арт-терапия в работе с детьми» И. Киселевой Подробнее

Примеры упражнений и заданий по арт-терапии

25.01.12 —>Упражнения арт-терапии

Упражнения арт-терапии

Всем известно, что арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.

Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны – индивидуальная и групповая терапия.

Упражнения в арт-терапии выполняют функцию инструмента для исследования идей, событий и чувств, развития межличностных отношений и навыков, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах, а также для создания нового, более успешного образа самого себя.

Если говорить о групповой арт-терапии, перед началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы, которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата. Вот эти принципы:

1. Уважение к мнениям и точкам зрения других участников.

2. Каждое занятие по арт-терапии носит конфиденциальный характер.

3. Каждый участник должен внимательно слушать других выступающих.

4. При отсутствии желания принимать активное участие в выполнении упражнения можно не принимать в нем участие.

5. Каждому из участников на сеансе арт-терапии должно быть комфортно.

6. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего.

Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность (лепка, рисование). Эта часть составляет основу арт-терапевтической сессии (от 60 до 65 % всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения.

Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой, основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы. Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение к процессу работы (от 30 до 35 % всего времени сеанса).

Упражнения, выполняемые в группах:

1. Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение “Индивидуальное рисование” позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства участников друг с другом.
Для проведения упражнения “Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения – 60 минут.

Читайте так же:  Приступы ярости

Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.

Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается.

Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки).

2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей и стимулирования человека к творческой работе.

Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя / ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения – от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы – пластилин и глина.

Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте).

Далее каждый участник из глины начинает “создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.

3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы.

Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы – цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения – 60 минут.

Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника – дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

Следующие упражнения предназначены для индивидуальной формы арт-терапии:

1. Коллаж. Коллажирование дает возможность арт-терапевту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. Основные характеристики коллажирования: делается упор на положительные эмоциональные переживания человека; дает возможность проявить себя даже человеку, не имеющему художественных задатков; позволяет в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности человека; является очень эффективным средством работы с личностью.

Чаще всего тему выбирает арт-терапевт, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента и рисунки, выполненные им ранее.

Процесс: Клиент берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фоторгафии, и начинает создавать коллаж. Главным ограничением является… полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии клиента. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги.
В конце упражнения производится анализ проделанной клиентом работы.

2. Создание скульптур из глины. Благодаря данному упражнению человек способен дать выход своим эмоциям, выразить накопившиеся в нем здесь и сейчас переживания посредством лепки из глины. Существует множество вариаций данного упражнения: изготовление глиняных сосудов; создание слепков частей тела и предметов; создание фигурок для групповых композиций; создание скульптурных изображений; изготовление оберегов и амулетов из глины; создание отпечатков предметов в глине.

3. Детская игра. Клиенту предлагается нарисовать на листе бумаги свою любимую детскую игру и придумать данному рисунку название. Казалось бы, нет ничего проще. Однако особенностью данного упражнения является необходимость выполнения рисунка рукой, не являющейся для клиента основной. Материалы для выполнения упражнения – лист бумаги (формат А3), цветные мелки, гуашь, акварель. Данное упражнение направлено на раздвигание пределов умений клиента, развитие в нем спонтанности действия, открытие новых чувств и ощущений. Помимо этого при выполнении упражнения нередко всплывают детские страхи и переживания, скрытые ранее в клиенте и мешавшие его нормальной жизнедеятельности.

После выполнения рисунка арт-терапевт проводит с клиентом анализ работы, задавая вопросы вроде: “Что вы чувствуете, глядя на рисунок?”, “Почему вы выбрали именно эту игру?”, “Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?” и т.д.

Отдельным столпом в арт-терапии стоят упражнения по работе с эффектами. Они способствуют достижению углубленного самопознания, способствуют освоению новых способов поведения в незнакомых и нестандартных ситуациях, помогают человеку легче освоить незнакомые ему ранее сферы деятельности. Данная техника работы относится к техникам анализа глубинного бессознательного, тематика работы выбирается по желанию клиента и арт-терапевта и не имеет ограничений. Основным достижением данных упражнений является их способность актуализировать сильные фантазии, переживания клиента, его страхи и чувства.

Читайте так же:  Как подтолкнуть парня, чтобы он предложил жить вместе

Далее вкратце рассмотрим основные упражнения по работе с эффектами, применяющиеся профессиональными арт-терапевтами в своей деятельности:

1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Пациент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом.

2. Контрастный рисунок. В одной композиции клиент должен объединить контрастные формы, цвета и стили, создав яркий рисунок. Суть заключается в том, чтобы в процессе создания рисунка кардинально поменять стратегию работы на противоположную, задействовав при создании рисунка, задействовав в процессе все известные контрасты и пути создания контрастов.

3. Упражнение “Отпечатки”. Заключается в создании рисунка при помощи отпечатка любых предметов, которые пожелает клиент. Максимально задействуется фантазия клиента. Предметами могут служить отпечатки частей тела клиента, аксессуары, одежда и т.п. Место, откуда будут эти предметы принесены, значения не имеет.

4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу клиент создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п.

5. Рисунок смешенными красками. Вначале упражнения клиент смешивает несколько густых красок наиболее нравящихся ему оттенков. Главное – дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков клиент создает рисунок.

6. Монотипии. Клиент на стекле при помощи густых красок создает изображение, после чего отпечатывает его на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

7. Техника раздувания краски. Клиент наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.

8. Чернильные пятна. Клиент берет в руки тонкий лист бумаги, капает на него несколько капель чернил и складывает пополам. Далее клиент разворачивает бумагу и наблюдает полученный образ. Результаты работы обсуждаются с арт-терапевтом.

Примеры упражнений и заданий по арт-терапии

Здравствуйте, дорогие друзья! Рады приветствовать вас на нашем портале healingarts.ru ИСЦЕЛЯЮЩЕЕ ИСКУССТВО Арт-терапия – это удивительный мир сочетающий в себе психологию и искусство дающий возможность найти выход из сложных ситуаций, решить проблемы или изменить себя. Если вы интересуетесь вопросами арт-терапии, то вы найдете у нас очень много полезной информации. Изначально мы создавали свой журнал для…

Лодка. Шторм. Маяк

Это арт-терапевтическое упражнение предназначено для семьи, но его можно использовать и для небольшой группы. Объясните членам сессии, что они будут рисовать лодку, шторм и маяк. Участники должны выполнить задание молча, каждый на своем листе. По завершению, попросите каждого написать ответы на вопросы что происходило до, во время, и после бури. Ограничьте рассказ до ста слов….

Работа с творческим мусором

В современных психологических практиках существует множество вариаций арт-терапевтических техник и упражнений. Все они основываются на общем принципе, в соответствие с которым человек получает возможность сквозь призму личного творчества опосредованно взглянуть на свой психологический портрет, разобраться в чувствах, ощущениях и состояниях. Вне зависимости от того какой художественный акт совершается человеком: танец, написание стихов или прозы, рисование…

Мандала в переводе с санскрита — круг, диск. Её используют в своих практиках индуистские и буддистские монахи. Психологи же считают, что мандала — это отражение нынешнего состояния её автора. Создание такого рисунка в круге в арт-терапии не имеет правил и является актом самовыражения и, кроме того, этот процесс терапевтичен и оказывает гармонизирующее воздействие на личность….

Рисуем музыку

Нас ежедневно окружает огромное количество звуков. Это и звуки природы, и индустриальные шумы, и музыка. У каждого звука есть свой характер, своя громкость, свой темп и ритм, своё настроение. Есть звуки приятные нашему уху и звуки раздражающие. Я предлагаю вам релаксационное упражнение, которое поможет вам восстановить силы, успокоиться и расслабиться. Можете сделать его сами или…

Рисуем эмоции

Цель: получить возможность понять, насколько большую роль играют эмоции, как они создают картины, основанные на чувствах. Возраст :от семи лет Материалы: большой лист плотной бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти, вода. Начните с разговора об эмоциях. Какие бывают эмоции, что вызывает в нас те или иные эмоции, как мы привыкли их выражать. Обсудите какие…

Рисуем радость

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Цель: сконцентрироваться на своих чувствах, научиться изображать их при помощи цвета, улучшить эмоциональный фон. Возраст: от пяти лет. Материалы: бумага для акварели, акварель, кисти, баночка с водой. Сядь удобно, расслабься, закрой глаза. Дыши спокойно и глубоко. Представь или вспомни такой момент, когда тебе было очень радостно. Обрати внимание на свои ощущения. Тебе тепло или холодно?…

Источники


  1. Игрок в гольф и миллионер. Посланник (комплект из 2 книг). — М.: ИГ «Весь», 2013. — 480 c.

  2. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.

  3. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.
  4. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.
  5. Робинсон, Джонатан Любовь без конфликтов / Джонатан Робинсон. — М.: Центрполиграф, 2013. — 224 c.
Примеры упражнений и заданий по арт-терапии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here