Примеры упражнений телесно-ориентированной терапии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Примеры упражнений телесно-ориентированной терапии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Практические упражнения в группах телесной терапии

Цель: Дыхательные упражнения являются замечательной разминкой для занятий биоэнергетической группы. Они полезны на ранней стадии развития группы для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.

Необходимое время: 15 минут.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Групповые дыхательные упражнения выполняются членами группы в унисон, энергично и с энтузиазмом.

Встаньте и образуйте круг. Поставьте ноги на расстоянии около 90 см, перенесите вес на пальцы ног. Колени держите слегка согнутыми, дайте телу расслабиться, а тазу — свободно провиснуть. Положите руку себе на живот и смотрите в глаза участнику, стоящему напротив вас. Сделайте глубокий вдох через рот, пропуская воздух по всему пути до живота. Сделайте глубокий выдох, давая вырваться звуку. Поддерживайте звучание столько, сколько сможете без напряжения. Повторите 16 циклов глубокого дыхания, вдыхая и выдыхая медленно и глубоко. Не торопитесь, иначе почувствуете головокружение. Не сдерживайте никакие звуки, которые вам захочется произнести, все время смотрите друг другу в глаза. Осознавайте любые помехи в процессе дыхания. Отмечайте все возникающие чувства во время полного дыхания и сохраняйте тело мягким и расслабленным.

Закончив упражнение на совместное дыхание, встряхните все тело, свесив руки по сторонам, сгибая и выпрямляя колени. Затем несколько раз подпрыгните для энерге-тизации частей тела. Прыгайте медленно, едва отрывая ноги от пола. Продолжайте ходить, пока не устанете. Затем отдохните, слегка согнув колени, сместив вес вперед и выпрямив спину.

Цель: Напряженные позы составляют фундамент биоэнергетической терапии. Они могут помочь расширить сферу осознания тела и высвободить напряжение через дрожь и непроизвольные движения. Необходимое время: 30 минут. Материалы: Удобное место для работы. Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в биоэнергетике.

Процедура: Умелый биоэнергетический терапевт может рекомендовать членам группы данные позы, основываясь на конкретных паттернах напряжения, демонстрируемых человеком. Ниже представлены некоторые напряженные позы Лоуэна для выполнения в группе.

Арка Лоуэна. Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно сделать, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно минуты. Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Руководитель группы или кто-нибудь еще может помочь вам определить, какие сложности возникают при выполнении прогиба (возможно, это чрезмерная ригидность или излишняя рыхлость). Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.

Кольцо Лоуэна. Расставьте ноги примерно на 25 см, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в талии вперед. Держите колени согнутыми и коснитесь пальцами пола. Перенесите вес на пальцы ног. Не забывайте глубоко дышать через рот. Медленно выпрямите колени. Удерживайте позу примерно минуту. Ваши ноги начнут дрожать. Дрожь — естественная реакция тела на напряжение — показатель энергетизации мышц, сжимаемых «броней». Поза кольца превосходна для усиления ощущения «почвы под ногами», то есть контакта между ногами и землей. Заканчивая упражнение, выпрямляйтесь очень медленно.
Прогиб таза. Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и расставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвините колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попытайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.

Эти и другие биоэнергетические напряженные позы не должны выполняться механически. Используйте их для диагностики областей напряжения и генерирования ощущений в теле через непроизвольные движения и дрожь. Вам надо сосредоточиться на испытываемых ощущениях, а не на том, как долго вы можете удерживать позу. Боль наступает от напряжения; удовольствие наступает от высвобождения напряжения. Когда поза становится слишком неудобной или болезненной, прекращайте удерживать ее.

Цель: Активные биоэнергетические упражнения применяются для того, чтобы стимулировать или выражать чувства, а также открыто исследовать чувства в контролируемых условиях. Они превосходны для эмоциональной разрядки, усиления циркуляции крови и кислорода.

Необходимое время: 45 минут.

Материалы: Пластиковая выбивалка, матрас или пенопластовый мат.

Подготовка: Выполнению различных видов активных упражнений должна предшествовать групповая зрелость, то есть участники должны научиться доверять друг другу. Также необходимо, чтобы руководитель обладал опытом в биоэнергетике и клиническими умениями. Никого нельзя принуждать к участию в активных биоэнергетических упражнениях.

Процедура: Следующие упражнения могут выполняться одновременно

Высвобождение гнева. Встаньте лицом к объекту (кровати, мягкому стулу или куче подушек), расставьте ноги примерно на 45 см, слегка согните колени и наносите удары (пластиковой выбивалкой, теннисной ракеткой или собственными кулаками) по объекту сильно, но расслабленно. «Включите» в действие все тело. Рот держите открытым, дышите глубоко, не сдерживайте крика. Используйте любые слова, выражающие чувство гнева, например «нет!» или «пошел к черту!». Можете представить человека, с которым у вас связаны незавершенные эмоции, и направить на него свой гнев.

Иногда члены группы сопротивляются этому упражнению, утверждая, что они в данный момент не испытывают чувства злости. Причиной сопротивления часто является нежелание раскрывать свои чувства, страх перед эыражением сильных отрицательных эмоции. Боль-линство участников может временно идентифицировать-:я с «врагом», а потом возобновить контроль над собой.

Брыкание. Лягте на спину на кровать, матрас или пенопластовый мат. Свободно раскиньте ноги и медленно начинайте брыкаться, касаясь кровати всей ногой. Чередуйте ноги и высоко поднимайте их. Постепенно увеличивайте силу и скорость брыкания. Громко говорите «нет!» на каждый удар ногой, увеличивая интенсивность удара.

В качестве варианта можно выполнить это упражнение следующим образом. Лягте на матрас, согните колени, имитируя протестующие действия маленького ребенка, сучите ногами, колотите матрас кулаками, вертите головой из стороны в сторону. Увеличивая интенсивность припадка гнева, физические движения сопровождайте громкими выкриками «нет!» или «я не буду!».

Брыкание помогает улучшить циркуляцию крови, ослабить «мышечную броню» на уровне таза. Согласно Лоуэну, это помогает нам стать менее заторможенными и более спонтанными в сексуальных отношениях.
Интенсификация

Цель: Упражнение является примером интенсивной телесной работы, которая может происходить в биоэнергетической группе. Оно используется после установления в группе атмосферы сплоченности и доверия.

Необходимое время: 1-2 часа.

Материалы: Полотенца, матрасы, маты или мягкий ковер на полу.

Подготовка: Руководителю необходимо обладать опытом и квалификацией, так как упражнение может вызывать у участников сильные чувства.

Читайте так же:  Внутренний стержень человека

Процедура: Выберите партнера. Один член группы будет работать, другой — помогать. Если вы собираетесь работать, лягте на спину на матрас, мат или мягкий ковер. Расслабьтесь, согните колени, расставьте ноги на расстояние около 45 см. Глаза закройте и сосредоточьтесь на глубоком дыхании. Дышите мягко и глубоко около минуты. Помещение должно быть тускло освещено.

Лежа с закрытыми глазами, представьте один из следующих случаев из вашего детства: 1) случай, когда вы плакали и хотели, чтобы вас успокоили; 2) случай, когда вы хотели исследовать что-нибудь, а вас удерживали и мешали вам; 3) случай, когда вы пришли в ярость, потому что родители хотели, чтобы вы что-то сделали, а вы отказывались; 4) случай, когда вы взяли игрушку другого ребенка, а ваши родители были вынуждены на это отреагировать. Зрительно вообразите сцену как можно детальнее и представьте реакцию отца или матери. Выразите свои чувства к родителям в этой ситуации. Говорите, плачьте, кричите, выполняйте любые действия, которые кажутся вас подходящими. Не сдерживайте никаких звуков. Даже если вздыхаете, делайте это так, чтобы было слышно. Если вы начинаете движение, например деретесь, брыкаетесь или тянетесь, продолжайте его. Постарайтесь выражать свои эмоции вербально и не-вербально. Когда почувствуете, что закончили, полежите какое-то время спокойно, с закрытыми глазами.

Сделайте пять или шесть вдохов и выдохов, широко, как в испуге, раскройте глаза и как можно шире раздвиньте пальцы рук и ног. Продолжайте так 2-3 минуты. Затем возьмите полотенце и засуньте его как можно глубже в рот. Зажмите полотенце зубами и тащите его изо всех сил, издавая звуки, когда пытаетесь вытащить полотенце изо рта. Это действие может помочь снизить напряжение в челюстях. Через 4-5 минут выньте полотенце изо рта, возьмите его двумя руками и агрессивно, как можно сильнее выкручивайте. Наконец, расслабьтесь и снова сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Теперь закройте глаза и вновь вообразите сцену со своими родителями. На этот раз придумайте другой ответ им. Поделитесь с ними этим ответом вслух. Через несколько минут откройте глаза, подышите мягко и глубоко, посмотрите на своего помощника. Когда закончите, поменяйтесь с ним местами.

Роль помощника состоит в том, чтобы облегчать работу партнера и успокаивать его своим присутствием. В качестве помощника чаще напоминайте своему партнеру, чтобы он продолжал глубоко дышать и издавать звуки. Помощники, имеющие опыт в биоэнергетике, могут знать более активные вербальные способы для облегчения выражения чувств. Будьте мягким, вдумчивым и не провоцируйте партнера. Если заметите, что мышцы партнера напряжены или что ему тяжело дышать, можете с его разрешения помассировать напряженные участки, чтобы ослабить напряжение. Когда партнер закончит упражнение, поощряйте его к расслаблению и глубокому дыха-шю. Затем спросите, как он себя чувствует и не можете 1и вы сделать для него что-нибудь еще.

Участники должны принимать во внимание свои и 1ужие ограничения при определении глубины исследо-эания. Рекомендуется также полагаться на квалифицированного и компетентного руководителя.

по мотивам книги К.Э. Рудестама «Групповая психотерапия»

Телесно-ориентированная психотерапия. Когда она эффективна? Виды терапии. Примеры терапевтических упражнений.

Что же представляет собой данный вид психотерапии? Это направление начал активно развивать ученик Фрейда Вильгельм Райх, хотя подобное лечение было известно людям еще в древности. Но именно Райх сформировал основную терминологию и понятия методики.

[2]

Суть ее заключается в том, что подавляемые долгое время негативные и позитивные эмоции сковывают мышцы человека, создавая подобие «защитного панциря». Под контролем психотерапевта пациент постепенно избавляется от спазмов и зажатости, освобождая и эмоциональную сферу.

Когда она эффективна?

Зачастую многие пациенты не хотят или не могут выразить свои мысли.

Это происходит по разным причинам:

  • скованность и смущение при общении с врачом;
  • нежелание открывать душу перед чужим человеком;
  • сильные переживания, возникающие при возвращении мыслями в прошлое;
  • непонимание проблем.

В таком случае телесно-ориентированная терапия способна принести облегчение:

  • наличие и расположение телесных блоков рассказывают о проблемах без словесного повествования пациента;
  • отсутствует вмешательство мысленного контроля больного (некоторые пациенты загоняют себя в угол излишними размышлениями);
  • врач напрямую общается с бессознательным эго человека.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии, основателем которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Методы невербальной активности, к числу которых относятся техники телесной, музыкальной и арттерапии, используются как в специализированных тренингах, так и в качестве элемента групповой работы любого направления. Все эти методы объединены предположением, что невербальные средства самовыражения играют важную роль в освобождении человека от проблем: более продуктивно исследуют нерешенные вопросы и конфликты; легче преодолевают сопротивление; дают возможность для работы с мыслями и чувствами, которые кажутся неприемлемыми для словесного выражения.

Наиболее часто на неспециализированных тренингах используют упрощенный вариант телесной терапии – психогимнастику. Она включает в себя три самостоятельные части:

1. Подготовительную. Ее задача – снять напряжение участников, и поэтому ей надо уделить значительное время. Для этой цели подходят упражнения: «Скала», «Передай эмоцию», «Испорченный телефон», «Зоопарк» (содержание упражнений дано во второй части пособия).

2. Пантомимическую. На этом этапе отрабатывается основная тема, содержание которой отражает привычные жизненные ситуации, общие и специфические проблемы взаимоотношений в группе. Данная часть предполагает проигрывание упражнения и обсуждение увиденного (без смысловой нагрузки психогимнастика превращается в гимнастику)

3. Заключительную. Ее задача опять снять напряжение, но уже вызванное центральной частью занятия. Здесь также можно использовать упражнения из первой части.

Музыкальная терапия как фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась в терапии нервно-психических расстройств. По мнению исследователей [51, 58], музыкальные техники способствуют обогащению восприятия, развитию внимания и наблюдательности, углублению знаний о себе, отреагированию эмоций, адаптации людей в социуме, повышению уровня невербальных коммуникативных навыков. Также музыкотерапия используется при лечении страхов, эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний и т.д. Но, как правило, для серьезной работы в данном направлении тренеру желательно иметь помимо психологического, еще и музыкальное образование. Этот фактор необязателен, если музыка в тренинге используется в качестве вспомогательного приема, сопровождающего другие психотерапевтические процедуры.

Проведение под музыку медитаций, игр поведенческих техник и включение музыкальных приемов коммуникативной музыкотерапии в тренинге позволяют насытить его дополнительным средством эмоционального невербального воздействия. Чувства, возникающие под воздействием музыки, облегчают овладение приемами саморегуляции, содействуют большей восприимчивости человека и побуждают его творческое начало.

Понятно, что на присутствие профессионального музыканта и инструмента рассчитывать не стоит; лучше заранее подобрать кассеты и диски.

Читайте так же:  Упражнения аутотренинга для успокоения нервной системы

Использование техник арттерапии в тренинге базируется на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает рисовать [58]. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства. Применение арт-терапевтических техник предоставляет большие возможности для усиления внимания к чувствам и работы с теми из них, которые для вербального выражения неприемлемы; для выражения агрессии в социальной форме; для осознания собственных желаний; для разрядки отношений в группе и т.д.

Для этого применяются подручные материалы: бумага, карандаши, краски, фольга, пластилин, тесто, глина, вырезки из журналов. Также используется сочетание арт-методов с другими формами самовыражения (музыкой, движением, драмой, медитацией) [28].

В работе с арт-техниками сам процесс – психотерапевтичен. Но не меньшую ценность представляет и последующее обсуждение. При этом упор лучше делать не на конкретной интерпретации рисунка; т.к., беря на себя функции расшифровщика, тренер может многое потерять: спонтанность участников, свое партнерское положение, а может быть, и авторитет, если ошибется с интерпретацией или если сопротивление участника не позволит ему принять правоту тренера. Намного эффективнее строить обсуждение на отражении чувств и на поиске толкований произведения самим автором.

Медитативные техники

[1]

Медитация – это путь к особому пробужденному сознанию. Эта система духовной практики родилась на Востоке, где конечной целью медитации является достижение состояния, в котором угасают все желания, побуждения, привязанности; и происходит коренная перестройка сознания медитирующего.

В психотренинге медитация используется для решения более ограниченных задач, таких как снятие нервно–психического напряжения и облегчение сознания психологических проблем. Медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстраненно наблюдать себя в ситуации, отреагировать ее и изменить отношение к ней [24].

Условно можно выделить три варианта использования медитации в тренинге:

— с помощью суггестивных методик;

— путем вызывания определенных образов;

— через активное фантазирование.

Суггестивные методики работают на механизмах самовнушения и систематических упражнений, влияющих на нервную систему, на психические и мышечные состояния. Использование суггестивных методов предполагает активное участие членов группы в этом процессе. Достигая состояния расслабления, участники учатся воздействовать на свое поведение, и это придает им веру в свои возможности.

Чаще всего из суггестивных методов используют:

— аутогенную тренировку Шульца;

— повышение интенсивности занятий.

В аутогенной тренировке выделяют две ступени:

1. Обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущений тяжести и тепла в теле, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания.

2. Создание трансовых состояний различного уровня [52].

Как правило, АТ применяют на тренингах развития навыков саморегуляции.

Эриксоновский гипноз. Вобрав весь положительный опыт классического гипноза, а также выделив конкретные приемы и вербальные паттерны наведения гипнотического транса, М. Эриксон [76] сделал его более доступным для каждого психолога и клиента.

Повышенная интенсивность занятий предполагает занятия в группах по 12 – 14 часов в течение нескольких дней. Благодаря этому участники обретают особое состояние сознания.

Понятно, что использование подобных техник накладывает на тренера очень серьезную ответственность; и есть смысл вводить их в тренинг, только будучи уверенным в своем высоком профессионализме и обширном опыте в индивидуальной работе. Это ограничение спасет от разочарования и серьезных проблем не только участников, но и самого неопытного тренера: ведь суггестивные методики в неграмотном исполнении могут или «завести не туда», или просто не получиться.

Медитации, направленные на вызывание образа, используются практически во всех направлениях тренинга (в психосинтезе, гештальттерапии, арттерапии, сказкотерапии, юнгианских тренингах, на группах встреч и т. д.).

Суть данной медитации в том, что участники, находясь в состоянии релаксации, пытаются под голос тренинга вызвать в себе визуально –аудиально – кинестетические образы в заданном тренером направлении.

Целью подобной медитации могут стать: снятие напряжения и усталости; получение материала из бессознательного для самодиагностики; прорисовывание пути для саморазвития. Широко известным примером медитации, направленной на вызывание образов, является медитативная техника «Растворение обид». Тренер сначала вводит участников в релаксационное состояние, а затем последовательно предлагает увидеть три кучи: с детскими игрушками; с невыполненными обещаниями, данными им другими людьми; с собственными невыполненными обещаниями (полный текст медитации дан во второй части пособия). Данная медитация направлена на то, чтобы извлечь, а затем осознать и растворить детские обиды; помочь своему внутреннему ребенку найти более крепкую почву под ногами.

Для эффективного применения медитации, направленной на вызывание образа, нужно соблюдать определенные правила:

1. В самом процессе выделяются три этапа, каждый из которых требует серьезного внимания:

— вход в релаксацию (ведущий рассказывает участникам, чем они сейчас будут заниматься, какую преследуют цель; показывает, как лучше сидеть, предлагает закрыть глаза и следовать за его голосом; затем дает несколько фраз, направленных на успокоение и расслабление);

— собственно медитация (тренер задает визуальные, аудиальные и кинестетические образы, предлагая участникам ненасильственно следовать за его голосом);

— выход из релаксации (ведущий предупреждает о выходе из медитативного состояния, предлагая на счет 1 открыть глаза; затем медленно считает до 10, давая попутно мобилизующие фразы).

2. Перед началом медитации стоит предупредить участников, что у них могут появиться свои образы, не связанные со словами ведущего. Возможно они и окажутся самыми важными для человека, поэтому не стоит их гнать. Также следует отметить, что излишнее старание начинающего что-либо увидеть может только отогнать образы; лучше просто расслабиться и довериться себе.

3. Медитация всегда легче проходит под специально подобранную музыку.

4. К медитации никого нельзя принуждать, т.к. при отсутствии настроя участник все равно ничего не получит; к тому же его сопротивление и страх могут привести к негативным физиологическим реакциям (головной боли, нарушению сердцебиения, затруднению дыхания). Лучше сопротивляющемуся дать возможность присмотреться к другим. Обычно, обратная связь участников после медитации побуждает сомневающихся попробовать в следующий раз.

5. Сам процесс лучше не затягивать, ограничив его 15-20 минутами, иначе медитация может утомить или излишне расслабить участников.

6. Медитацию всегда стоит завершать обратной связью от участников. Обсуждение дает возможность вербализовать свои переживания и сделать их частью сознательной жизни.

Одним из вариантов медитации такого типа является метод систематической десенсибилизации, особенно часто применяющийся на поведенческих тренингах. В нем релаксация объединяется с мысленным представлением ситуации, вызывающей страх и тревогу. Сначала участники выстраивают иерархическую лестницу для тревожащего события (например, при страхе перед публичным выступлением на низшей ступени может быть общение в маленькой доброжелательной компанией, а на высшей – выступление перед критически настроенной толпой на огромной площади). Затем члены группы воображают ситуацию, стоящую на первой ступени иерархии тревоги, после чего – расслабляются. Этот акт повторяется до тех пор, пока тревога не станет умеренной. Постепенно, походя по всей лестнице, они проделывают ту же процедуру.

Читайте так же:  Что делать, если ребенок совсем не хочет учиться в школе

Активное фантазирование – это творческий процесс, при котором человек объективно наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее. Данный прием особенно активно используется в сказкотерапии, арттерапии, на тренингах юнгианского направления; но может применяться и в других направлениях групповой работы, где необходимо задействовать воображение.

Примером такой работы может служить упражнение «Сочинение сказки». Чем меньше «зашорено» мышление участников, тем короче инструкция ведущего. Для тех же, кто испытывает трудности в задании, сказкотерапевты [23] предлагают несколько приемов для оживления фантазии: могут быть даны наводящие слова или первая фраза, можно предложить начать со спонтанного рисования…

Видео (кликните для воспроизведения).

Если воображение все-таки удается реанимировать, техника активного фантазирования несет в себе неисчислимые возможности:

— поскольку человек всегда вкладывает в творческий процесс частичку своей внутренней реальности, активное фантазирование дает широкий простор для самодиагностики;

— так как в процессе фантазирования проговариваются волнующие вопросы, можно говорить и о самотерапии участников;

— активизируются бессознательные процессы, что способствует личностному развитию членов группы.

Вопросы и задания для СРС:

1. Выделите основные методические приемы тренинга.

2. Дайте определение и назовите основные функции групповой дискуссии в тренинге.

3. Какие правила проведения дискуссии делают ее конструктивной?

4. Охарактеризуйте основные виды дискуссии.

[3]

5. На что следует обращать внимание тренеру при подведении итогов групповой дискуссии?

6. Как Вы оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?

7. Какие виды игр в тренинге Вы можете выделить?

8. Выделите и опишите три варианта использования медитации в тренинге.

9. Определите свое личное отношение к использованию суггестивных методов.

10. Какие ограничения при работе с суггестивными техниками Вы можете назвать?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

Телесно-ориентированная психотерапия: упражнение «Труба»

техники телесно-ориентированной психотерапии на диагностирование и распускание телесных блоков и телесных зажимов

Я продолжаю знакомить Читателя с лучшими упражнениями из сокровищницы телесно-ориентированной психотерапии. При этом я, как всегда, привожу пример тех техник телесно-ориентированной психотерапии, которые можно выполнять самостоятельно и выполнение которых не опасно для здоровья человека, практикующего их без психотерапевта.

Упражнение телесно-ориентированной психотерапии «Труба»

Представьте себя вот этой самой «древесной» из стихотворения русского поэта Тредиаковского и — в путь.

Встаньте ровно и прямо. Но не к стене! Руки вытяните параллельно туловищу. Это будет их исходное положение.

На протяжении всего упражнения телесно-ориентированной психотерапии Вы сможете помогать себе руками, как Вам (и Вашим рукам) заблагорассудится. Но!

Есть три положения рук, на которые в этом упражнении наложен запрет:

  1. Нельзя засовывать руки в карманы,
  2. Нельзя закладывать их «замком» за спину,
  3. Нельзя скрещивать их на груди «бубликом».

А ведь это сразу лишает Вас привычного «удобства», свидетельствующего о невротической «защите», блоках, зажатости. Однако, ровно это же «неудобство» для создания привычных защит и открывает возможности для правильного взаимодействия Вас и Вашей энергии с Вашим телом.

Ноги чуть-чуть присогните в коленях Команда «Вольно».

А теперь начинаем упражнение телесно-ориентированной психотерапии . Оно состоит из трёх частей и немного связано с умением «представлять себе», «воображать», иначе говоря — визуализировать. Однако визуализации здесь совсем чуть-чуть.

Первая часть упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Труба»

Вдохните и выдохните глубоко. Представьте себе, что глубоко из земли в Ваше тело входит через ступни — звук. Самый низкий звук, который Вы можете издать. Изобразите этот звук. Это будет попытка мычать басом.

Издавайте звук на ВЫДОХЕ.

Ощутите, как звук проходит через всё ваше тело, прямо до макушки и через неё — вверх.

Представьте, что Вы — труба.

Потренировались? Хорошо. А теперь я усложняю задание. Вы должны почувствовать, как звук вибрирует в каждой части Вашего тела, по мере возвышения к макушке.

Потренировались? Вы должны почувствовать, как «звучит» Ваше тело. Это и есть тот самый момент визуализации.

А теперь, наконец, добавляем последнюю сложность. По мере того, как звук будет подниматься вверх: от стоп до макушки, он должен становиться ВЫШЕ, «истончаться», то есть начинаете Вы с густого «баса», а заканчиваете — тонким «сопрано».

Итак, вот первая часть упражнения телесно-ориентированной психотерапии :

Представьте себе, как из земли в Вас входит и поднимается звук, вначале — низкий, а по мере прохождения по Вашему телу вверх — всё более высокий. Проведя звук по всему телу, выведите звук через макушку. «Звучите» реально, вслух, так громко, как можете. Почувствуйте вибрацию звука во всём теле.

Сделайте это десять раз.

Вторая часть упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Труба»

Сделайте теперь всё — ровно наоборот.

Пусть откуда-то из эфира, с небес, в Вас (в вашу макушку) опустится луч тонкого ангельского пения — сопрано. Звучите вместе с ним вслух так же — на ВЫДОХЕ.

По мере прохождения по телу вниз и через пятки в землю, звук должен понижаться и становиться «басом».

Это нужно проделать также ДЕСЯТЬ РАЗ.

Третья часть упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Труба»

Комбинация из первого и второго. На выдохе №1 звучим как в первом упражнении. На выдохе №2 звучим, как во втором упражнении.

Проделываем эту часть упражнения телесно-ориентированной психотерапии также десять раз.

Есть критерии правильности выполнения этого упражнения. Вы не забыли про руки? Итак, соблюдайте четыре критерия правильности:

  1. Ощущайте постепенно Ваш звук во всех частях Вашего тела. Без этого ощущения-визуализации упражнение будет иметь эффект — ноль.
  2. Старайтесь изобразить эти крайности: и «бас», и «сопрано». Старайтесь изо всех сил! На пределе своих возможностей. То есть Ваша задача: «растянуть» высотный диапазон, как Вы растягиваете экспандер. Не можете петь басом? Растянитесь, постарайтесь. Не можете издать высокий «писклявый» звук? Тоже постарайтесь.
  3. Очень важно: старайтесь повышать и понижать Ваш звук равномерно, без всяких скачков. Это сложно, но это почти что — главное, после того, как Вы справились с прочими лёгкими трудностями и вообще поняли это упражнение.
  4. Тело Ваше при выполнении упражнения — обязано быть неподвижным. Не забудьте, вы — труба. Работать могут только руки. Руки — вот кто помогает Вам звучать и петь. Не извивайтесь Вашим корпусом, не мотайте головой, плечами, коленками.

Если Вы научитесь выполнять это упражнение из арсенала телесно-ориентированной терапии, соблюдая все четыре условия, то произойдёт следующее.

Все имеющиеся у Вас телесные зажимы и телесные блоки начнут сами — распускаться (как говорил Райх), то есть — развязываться и исчезать.

Диагностический компонент упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Труба»

Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии полезно нам не только для ТЕРАПИИ, излечения наших телесных зажимов, но и для первоначальной ДИАГНОСТИКИ. Впредь нам хочется узнать — какая зона тела является наиболее проблемной?

Читайте так же:  Как перестать ревновать парня

Я дала уже несколько техник по диагностике телесных зажимов, и вот ещё одно — в Вашу копилку.

Те места тела, на которых у Вас происходит «скачок», срыв звука, где Вы делаете «ступеньку» (как говорят учителя вокала) — это и есть места телесных зажимов.

Но чтобы это понять, нужна постоянная визуализация по ходу исполнения упражнения телесно-ориентированной психотерапии . Визуализация звука, проходящего по телу. То есть, Вы должны отдавать себе отчёт: в каком месте тела Вы сейчас конкретно «звучите».

Вообще, визуализация идёт рука об руку с телесно-ориентированными практиками. (Впрочем, визуализация идёт рука об руку со всей психотерапией и психологией вообще)

Так вот. Телесные зажимы можно «распустить», выполняя одно это упражнение телесно-ориентированной психотерапии (в идеале). Но выполнять это упражнение нужно правильно, регулярно, с душой. И выполнять до тех пор, пока Вы сами не почувствуете, что в уражнении отпала насущная надобность: Вы звучите легко и красиво!

Тогда можно приступать к урокам настоящего вокала. Ведь вокал тоже очень психотерапевтичен. Только вот на тело с его телесными блоками и телесными зажимами уроки вокала «не ложатся». Нужна подготовка. И она — перед Вами: упражнение телесно-ориентированной терапии «Труба». Прочитайте еще раз внимательно и начинайте уже выполнять.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Телесно-ориентированная психотерапия. Мифы и легенды.

Телесно-ориентированная психотерапия. Мифы и легенды.

Размышления телесно-ориентированного терапевта.

Уже 11-ый год в своей терапевтической деятельности активно использую различные техники телесно-ориентированной психотерапии. И что интересно: 10 лет назад, когда я только начала обучение и личную терапию в телесно-ориентированном методе (Бодинамике) такого ажиотажа на данный подход не наблюдалось. Напротив, на пике популярности были гипнотические технологии НЛП (краткосрочная терапия). При изречении «Телесно-ориентированная психотерапия» слушающие настороженно озирались, выдавали нелепые гипотезы о том, что телесно-ориентированный терапевт – это тот, кто трогает вся и всех и по сути когда захочет, мужчины часто начинали соблазняющее улыбаться и делать неоднозначные намёки…

Прошли десятилетия: мифы те же, а вот социальная ситуация кардинально иная. Сейчас я наблюдаю взрыв интереса к телесно-ориентированным техникам, вырванным из контекста терапии, интереса лишь к техникам, а не к самой терапии. И самые различные волшебники, маги и чародеи, не имея ни высшего профессионального образования по специальности «Психология», ни специализации по «Телесно-ориентированной терапии» совершают акты вандализма над телами и психикой доверчивых и не особо притязательных клиентов. Месяц назад на обучающей программе «Практическая психотерапия» обсуждали с коллегами-психологами различных модальностей вопросы профессиональной этики. Так вот, уважаемые читатели, ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ТЕРАПЕВТОМ может считаться ПСИХОЛОГ, ПРОШЕДШИЙ ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ ДАННОГО ПОДХОДА, ПРОХОДЯЩИЙ ЛИЧНУЮ ТЕРАПИЮ И СУПЕРВИЗИЮ В ДАННОМ МЕТОДЕ И ПОСТОЯННО ПОВЫШАЮЩИЙ КВАЛИФИКАЦИЮ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Конечно, данный бум на телесность обусловлен политическими и социальными трансформациями в нашей стране. Недолюбленные, недоласканные, голодные до телесного взрослые – дети валом валят на тренинги телесности, сексуальности, тантры, повышения энергетического потенциала в ускоренном формате . и чего-то там ещё много обещающего. Все мы помним годы перестройки (дети с ключами на шее и родители встречающиеся с ними, когда они уже спят, надо было зарабатывать), сейчас отчуждение родителей от детей активно усиливается вживлёнными в нашу психику гаджетами. Зачем качать ребёнка на ручках, читать, сидя в обнимку сказки, играть в реальные игры – можно с устрашающей лёгкостью отослать отпрыска к планшету, смартфону, и встреча со всеми этими чудовищами происходит очень рано – уже в раннем возрасте малыши буквально зависают на телефоне. Отсюда тотальная шизоидность общества, особенно подростков, расщепление психики и тела, самым главным другом становится какой-то гаджет… Расщепление тела и психики настолько сильно, что в последние годы наблюдается увеличение детей с контактными нарушениями, нарушениями аутистического спектра. Печально…

На волшебных тренингах, семинарах происходит всё на очень высокой энергетической ноте, происходит , пардон за сленг, расколбас энергии человека. Техник для данного чуда очень много. Самое распространённое это холотропное дыхание, далее телесный транс и вообще транс, биоэнергетические упражнения самого А. Лоуэна (та ещё бомба), и , наконец, приёмы телесной работы основателя телесно-ориентированной психотерапии В. Райха – напрямую воздействие на хронически напряжённые мышцы и работа с дыханием. Поверьте мне, уважаемые читатели взрывных техник масса, они в широком доступе и быстро распаковывают мышечный (защитный !) панцирь человека, погружая его в особое состояние психики – в транс, и чего только в оном состоянии человек ни переживает, самое главное распаковывается колоссальная энергия… Но что с ней делать дальше, куда применять ? Это уже не важно для магов и чародеев, важно дать потребителю особое эмоциональное, физическое состояние… Кстати, очень многие телесно-ориентированные техники строго запрещены в работе с людьми, имеющими различные хронические заболевания, опухоли, т.к. именно они могут спровоцировать ухудшение состояния здоровья.

Именно в телесно-ориентированной терапии самые строгие требования к ГРАНИЦАМ, серьёзный подход к технике, подчёркиваю, технике прикосновений в терапевтическом взаимодействии. Технике самых различных типов прикосновений (есть ещё и типы прикосновений, да будет вам известно) с соблюдением собственных границ и границ клиента невозможно научиться по книжкам или краткосрочным лекциям, технике прикосновений учатся в процессе личной терапии, профессиональных обучающих программ и супервизии. Теперь представьте себе, уважаемые читатели, что происходит, когда шарлатаны берутся за, в буквальном смысле слова, тело человека. Происходит жёсткое нарушение границ, у клиента срабатывает система защит и мышечный панцирь не ослабляется, как происходит в процессе аналитической терапии, напротив, мышечный панцирь усиливается, человек становится более ригидным, в тяжёлых случаях происходит повторная травматизация клиента!

Ну а теперь немного правды о телесно-ориентированной терапии, уважаемые читатели.

Папа телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх- один из талантливых учеников З. Фрейда, психоаналитик, который пытался примерить теории К. Маркса и З. Фрейда (1973, 1976 г.г.). Райх рискнул обратить внимание пуританского общества на тело, его идея заключается в том, что подавление различных сил инстинкта, травматические ситуации находят отражение в теле человека (В.Райх «Структура характера»). Цель терапии заключается в ослаблении и в конечном счёте полное устранение мускульных защитных реакций при ОДНОВРЕМЕННОМ АНАЛИЗЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. Терапевт с помощью 3-ёх методов (1)накопление энергии в теле с помощью глубокого дыхания; 2) прямое воздействие на хронически напряжённые мышцы с целью их расслабления – давление, 3) состояния сотрудничества с пациентом, открытое обсуждение с ним каждого случая возникновения эмоционального сопротивления или напряжённости ) получает возможность облегчить процесс психоанализа, во время которого пациент высвобождает собственные эмоции, заблокированные мускульным панцирем, выкованным ещё в детстве (см. рис.).

Биоэнергетический анализ А. Лоуэна (1989г.) . Биоэнергетику можно назвать неорайхианской терапией. Она была основана двумя учениками Райха – Александром Лоуэном и Джоном Пьерракосом, которые в процессе аналитической терапии концентрировали своё внимание на функционировании тела пациента. В биоэнергетике подчёркивается значение не только сексуальности как таковой, но и чувства удовольствия вообще. Биоэнергетика выдвигает понятие базы, локализованной в области таза и ног. Лоуэн вводит понятие заземления (через ноги) и разрабатывает систему биоэнергетических упражнений с целью заземления, центрирования, которые он предлагал своим клиентам для выполнения в домашних условиях, но под наблюдением психоаналитика и с последующим анализом продуцируемого эмоционального, психологического материала.

Читайте так же:  Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться

Ф. Матиас Александер, австралийский актёр шекспировской школы, разработал свою систему в конце XIX столетия. Техника Александера предназначена для повышения сознательного отношения к собственной манере двигаться. Здесь подчёркивается значение комплексного движения, которое основано на сбалансированной связи между посадкой головы и позвоночником. Предпосылкой к свободному и эффективному движению является осторожное растягивание позвоночника вверх.

Целью метода Моше Фельденкрайца (середина, конец 20 в.) является обретение свободы и естественности движения всех членов тела. Этот метод предполагает работу с определёнными моделями движений с целью помочь человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить мышечные напряжения. Выполняя упражнения по системе Фельденкрайца, ученики обращают внимание не на отдельные части тела, которые, как им должно казаться, наиболее полно вовлечены в выполнение данного движения, а на работу всего тела целиком. По мере того как естественно растёт осознание происходящего, в работу вовлекается всё тело и вся личность целиком. Идеал – движение без каких бы то ни было усилий: стоит лишь только подумать – и движение происходит как бы само по себе.

Структурная интеграция, называемая также рольфингом (Ида Рольф, 1962г.), представляет собой систему перестройки и преобразования осанки с помощью сильной и нередко и нередко болезненной растяжки мышечных связок прямым физическим воздействием.

Упражнения по системе сенсорного самосознания предполагают обретение медитативной внутренней ориентации. С отказом от излишней активности, суетливости исчезают напряжения, наблюдаются изменение духовного состояния, растёт внутренний покой и восприимчивость к внутренним и внешним событиям.

Биосинтез основан Давидом Боаделлой в начале 70-ых 20 века. Моделью невроза является нарушение интеграции мыслительной, чувственной и действенной сфер жизни человека (Боаделла, 1967г.). По сути биосинтез – это способ личностного роста и целостного развития человека, позволяющий исцелить и связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и построить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверчивого и полного контакта с жизнью его тела и души. Соматическая психотерапия биосинтеза опирается на райхианскую традицию телесной терапии, теорию обьектных отношений и на данные эмбриологии, предоставившей для биосинтеза «органическую» основу. По -истине мягкий и, я бы сказала, нежный телесный метод, с которым мне посчастливилось повстречаться в процессе терапии и обучения в исполнении мэтров российской телесно-ориентированной терапии.

Бодинамический анализ Лизбет Марчер (1972-1977 г.г.) выделяет 7 основных стадий развития ребёнка, охватывающих период от внутриутробного развития до 12 лет. Каждая стадия называется в соответствии с её центральной темой (задачей развития). Данный метод опирается на теории В. Райха, А. Лоуэна, Ф. Лэйка, М. Малер, Ж. Пиаже и др. Автор данного метода выделила 3 мышечных реакции организма на стресс: гипо, гипер и нормальный тонус. В соответствии с этим и на определённой стадии развития формируются определённые типы характера. Мне выпало счастье встретиться с телесно-ориентированной терапией именно в данном методе, с профессионалом ведущим терапевтический процесс более 3 лет и обеспечившим важный этап в моём психо-эмоциональном развитии — СЕПАРАЦИЮ.

Уважаемые читатели, в своей публикации я рассмотрела далеко не все методы телесно-ориентированной терапии, я лишь попыталась пригласить Вас в мир телесного. Методов много, постоянно происходят исследования в сторону синтеза телесно-ориентированных и методов иных модальностей. Многие телесно-ориентированные методы послужили базой для рождения трансперсональных технологий. Так Бординамика является одной из основ Психосинтеза Р. Ассаджоли. Почему, спросите вы, и как такая конкретика может быть связана с чем-то неосязаемым? Предлагаю вернуться к истокам, к соматической вегето-терапии Райха, именно он вводит понятие биоэнергии, энергии оргона. В дальнейшем биоэнергетика А.Лоуэна приводит читателей и почитателей опять к встрече с энергией тела, психики и Души человека, которые едины. Тот, кто проходит длительную кропотливую аналитическую терапию в телесно-ориентированном формате рано или поздно выходит на более высокий уровень – уровень различных энергий (и это не сказка , и не миф).

В настоящее время границы телесно-ориентированной терапии расширены, происходит пересечение её с другими ориентированными на тело техниками, что создаёт неразбериху в практике и теории. С одной стороны, к телесной психотерапии примыкают такие методы воздействия на тело, как ЛФК, психофизические тренировки, холитсический массаж, с другой – хореотерапия, двигательная терапия, кинезиотерапия. Многие опытные телесно-ориентированные терапевты давно не работают в, так называемом, чистом телесном формате, они используют в процессе терапевтической сессии другие методы: арт, расстановки, НЛП, психодраму, Психосинтез и т.д.

Как же быть? Как мудро выбрать себе терапевта и метод? Во -первых нужно сформулировать цель, чего вы хотите, ожидаете от терапии. В соответствии с целью подбирайте метод или технологию. Во-вторых, внимательно изучите терапевта, представляющего конкретный метод, технологию. Кто он? Какое образование? Задайте в личку вопросы. Профессионал непременно озвучит все возможности и ограничения своего воздействия, не будет скрывать информацию об образовании, сможет очертать свои возможности в вашем запросе.

Искренне с Вами,

УШАКОВА АННА ВИКТОРОВНА

Видео (кликните для воспроизведения).

Телесно-ориентиованный психотерапевт, арт-терапевт, трансперсональный терапевт

Источники


  1. Вселенская, Валентина Выйди из памяти! Люблю — ненавижу. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Валентина Вселенская , Александр Пинт , Джон Кертис. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 688 c.

  2. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2017. — 176 c.

  3. Рюриков, Юрий Яд и мед семьи. Семья и любовь на сломе времен / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2016. — 466 c.
  4. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.
  5. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.
Примеры упражнений телесно-ориентированной терапии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here