Признаки и особенности основных социальных институтов

Сегодня мы рассмотрим тему: "Признаки и особенности основных социальных институтов" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Понятие и признаки социального института. Процесс институциализации. Типология социальных институтов

Понятие, признаки социальных институтов и этапы институционализации

Для социологии социальные институты являются одним из важнейших объектов познания. Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм рассматривали институты как «фабрику социального», при этом Спенсер был первым, кто уделил значительное внимание социальным институтам и институционализации общественной жизни.

Слово «институт» (лат. institutum) в переводе с латыни означает установление, устройство. Понятие «социальный институт» социология заимствовала у юридических наук, где оно означало совокупность юридических норм, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт собственности, институт наследования, институт брака). В социологии этот термин используется в более широком смысле, обозначая социально организованное и регулируемое поведение людей. Одним из первых, кто дал развернутое определение понятия «социальный институт» был известный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857–1929). Он отмечал, что институты – это привычные способы реагирования на внешние стимулы, а развитие общества описывал как процесс естественного отбора социальных институтов.

В современной социологической литературе имеется большое число определений социального института, в каждом из которых внимание акцентируется на каких-либо важных аспектах. Под социальным институтом мы будем понимать «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов».

Институциализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Институциализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на поведение предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Процесс институциализации, т.е. образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

Появление процедур, связанных нормами и правилами;

Институциализация норм, правил и процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом институционализации можно считать создание, в соответствии с нормами и правилами, четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Пять общих признаков социального института:

1. Установки и образцы поведения. В семье, например, это привязанность, лояльность, ответственность; в государстве – послушание, субординация, лояльность; в образовании – стремление к знаниям, посещение занятий.

2. Культурные символы. В семье, к примеру, это обручальное кольцо, в государстве – флаг, герб, гимн, в религии – крест, икона.

3. Утилитарные культурные черты. В частности, для семьи – это дом, мебель, для государства – общественные здания, для образования – классы, библиотеки.

4. Кодексы поведенияустные и письменные. Например, семейные правила, правила учащихся, церковные установления, нормативные акты.

5. Идеология. Например, романтическая любовь в семье, демократизм или национализм в государстве, православие или католицизм в религии.

Типология социальных институтов:

1. В зависимости от потребности,которую удовлетворяет данный институт:

· Институт семьи и брака

· Политический институт, институт государства

2. По характеру институты бывают

· Формальные – деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.

· Неформальныев них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).

Образование как социальный институт

Образование — это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:

1) сеть образовательных учреждений;

2) социальные общности (педагоги и учащиеся);

3) учебный процесс.

Образование выполняет в обществе важнейшие функции:

1) гуманистическую — выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности;

2) профессионально-экономическую — подготовка квалифицированных специалистов;

3) социально-политическую — приобретение определенного социального статуса;

4) культурную — усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;

5) адаптационную — подготовка личности к жизни и труду в обществе.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Определение и основные признаки социального института. Процесс институционализации.

Для социологии (и в прошлом, и в настоящем) социальные институты являются одним из важнейших объектов анализа. Многие социологи, в частности, такие классики, как Г. Спенсер и Э. Дюркгейм, считают институты фабрикой социального. Г. Спенсер был первым из социологов, кто уделил значительное внимание социальным институтам и институционализации общественной жизни.

Институциональный подход или институциональная парадигма исследования довольно широко используется в социальных науках, но с разной степенью «всеохватности» предметного поля каждой из них. В экономической науке – это специфический вектор исследования, который предполагает рассмотрение хозяйства как определенной системы социальных и экономических институтов, их изменчивых форм в конкретных условиях (например, институты рынка). В политической науке – пока лишь попытки более углубленного внедрения институциональной концепции, принципов институционализма в исследовательское поле политологии. В исторической науке этот подход, как правило, связывается с «социальной историей», с историей как классических социальных институтов – государства, собственности, власти, права, семьи и др., так и с более современными, «модными» в конце XX и начале XXI в. – истории наказания, истории безумства, истории сексуальности и т. п.

В социологии как наиболее общей из социальных наук нет институционального анализа в качестве отдельного направления, она полностью «институционализирована», и само общество нередко рассматривается как взаимодействие институциональных систем разного уровня. По мнению ряда авторов, это позволяет преодолеть крайности методологии атомизма и холизма: когда на первый план выводятся социальные институты как особые учреждения, стабильно воспроизводящие себя, тогда «индивиды» и «социальные группы» не играют особой роли в объяснении социальных процессов.

Читайте так же:  Трициклические антидепрессанты показания к применению и список препаратов

Слово «институт» в переводе с латыни означает – установление, устройство. Понятие «социальный институт» социология заимствовала у юридических наук, где оно означало совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (например, институт собственности, институт наследования, институт брака). Социология наделила его новым, более широким смыслом, обозначив им социально организованное и регулируемое поведение людей. Однако единства взглядов по проблеме социальных институтов среди социологов не наблюдается. В социологической литературе представлено множество определений социального института, с некоторыми из них мы познакомимся.

Известный американский социолог и экономист Т. Веблен одним из первых дал развернутое определение понятия «социальный институт». Он отмечал, что институты – это привычные способы реагирования на внешние стимулы, а развитие общества описывал как процесс естественного отбора социальных институтов [2].

Социальный институт как отдельный комплекс упорядоченных социальных действий (социальный класс, брак, юридический закон) определяли и американский социолог П. Бергер, и немецкий социолог А. Гелен, по мнению которых, эти институты регулируют человеческое поведение и подталкивают людей к проторённым дорогам, которые считаются желательными для общества в целом [1. С. 85].

В «Энциклопедическом социологическом словаре» социальные институты определяются как «относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества» [10. С. 227].

Российские социологи определяют социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определённой сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов»; как «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.» [4. С. 194].

Несмотря на разнообразие позиций, по сути своей все они верны, так как предлагают разное видение одного и того же явления – организации, упорядочения социальной жизни. Именно это качество институтов подчеркивалось в предыдущих лекциях.

Социологи, определяя социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную деятельность и соответствующие общественные отношения, тем самым рассматривают их в качестве базовых элементов, на которых держится общество. Социальные институты исполняют роль инстинктов в человеческом обществе. Как известно, животное приспосабливается к среде обитания с помощью инстинктов. Человек же в ходе длительной культурной эволюции подрастерял свои инстинкты, да и не очень-то они помогают приспосабливаться к сложному, динамичному и опасному социальному миру. Социальные институты помогают и приспосабливаться, и бороться за существование, и выживать, но не отдельному человеку, а всему сообществу. Они позволяют решать жизненно важные человеческие проблемы: например, беспокоясь о безопасности и порядке в обществе, люди создали государство, армию, суды, правительство и т.п.

[1]

Каждый социальный институт обладает своей спецификой, но есть и общие черты, характерные для всех институтов. С.С. Фролов выделяет пять общих признаков социального института [9. С. 150] как системы связей и норм, ценностей и процедур, удовлетворяющих потребности общества.

1. Установки и образцы поведения: в семье – это привязанность, лояльность, ответственность, в государстве – послушание, субординация, лояльность, в образовании – любовь к знаниям, посещаемость занятий.

2. Культурные символы: в семье – обручальное кольцо, в государстве – флаг, герб, гимн, в религии – крест, икона.

3. Утилитарные культурные черты: для семьи – это дом, мебель, для государства – общественные здания, для образования – классы, библиотеки.

4. Кодексы поведения – устные и письменные: семейные запреты, законы, правила учащихся, церковные запреты, кодексы чести.

5. Идеология: романтическая любовь в семье, государственное право, демократизм или национализм в государстве, православие или католицизм в религии.

А.Г. Эфендиев предлагает свой перечень основных признаков социального института [6. С. 216-220], которые, скорее, можно назвать необходимыми условиями их нормальной жизнедеятельности.

1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей между участниками взаимодействия, что делает поведение людей в рамках социального института предсказуемым.

2. Разделение труда и профессиональное выполнение функций, обеспечивающих высокую эффективность институтов при удовлетворении потребностей людей.

3. Особый тип регламентации в виде обезличенных, деиндивидуализированных требований к тем, кто берётся за выполнение определённой функции, что предохраняет институт от развала при каждом изменении персонального состава.

4. Жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции. Обязывающая сила социального института связана, во-первых, с нормами – чётко фиксированными, однозначно толкуемыми образцами поведения, во-вторых, с социальным контролем, стимулирующим желательное поведение и препятствующим нежелательному. Нормы и социальный контроль обеспечивают предсказуемость в деятельности институтов и их самовозобновляемость.

5. Наличие учреждений, необходимых средств и ресурсов. В рамках учреждений организуется деятельность конкретного социального института с использованием различных ресурсов и средств, а также осуществляется управление и контроль.

К приведенным признакам социального института можно добавить еще и те, которые вытекают не из внутреннего содержания, а связаны с восприятием социальных институтов людьми [3. С. 189-190].

1. Объективность. Социальные институты (семью, производство, государство, религию, здравоохранение, образование и т.д.) человек воспринимает как сложную и огромную систему, которая существует независимо от его воли и сознания.

2. Принудительность. Институты обладают силой, способной навязать человеку такое поведение, мысли и поступки, которые он сам бы для себя не хотел (например, государство мобилизует юношей на военную службу, не спрашивая их желания, налоговые службы заставляют платить налоги, а родители принуждают детей учиться).

3. Моральный авторитет и легитимность. В разное время социальные институты пользуются в обществе разным авторитетом. Он может как повышаться, так и понижаться. К примеру, в настоящее время повысился авторитет религии в нашей стране, по сравнению с советским периодом, а авторитет армии, напротив, резко снизился. Но, тем не менее, люди признают право за социальными институтами осуществлять свои функции. Если же авторитет и легитимность института исчезают, то это свидетельствует об его упадке или отмирании.

4. Историчность. Фундаментальные социальные институты имеют весьма длительную, многовековую историю, на протяжении которой шло их зарождение, формирование, укрепление и изменение. Каждый современный человек застаёт готовым тот или иной социальный институт: он был создан ещё задолго до его рождения и вобрал в себя аккумулированный опыт, знания огромного числа предыдущих поколений.

Выявление основных признаков социальных институтов помогает лучше понять устойчивость, самовозобновляемость коллективных форм повседневной жизни. Благодаря своим свойствам социальные институты способны гарантированно, регулярно, качественно удовлетворять различные жизненно важные потребности людей.

Стремление понять, как возникло это великое социальное изобретение, выводит нас на проблему институционализации. Этим понятием обозначается процесс зарождения и формирования социальных институтов.

Читайте так же:  Психические расстройства

Таким образом, институционализация предстаёт как «процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется» [9. С. 146]. Например, институционализация регулирования конфликтов предполагает выработку определённых правил общения между конфликтующими, создание форм (процедур) и норм разрешения конфликтов, издание конфликтологической литературы, проведение тренингов, подготовку специалистов по разрешению конфликтов, создание конфликтологических центров, развитие судопроизводства и т.п. В результате чего стихийные драки и скандалы замещаются вполне «мирными», формализованными способами выяснения отношений.

Образование социального института на основе социальной практики – это процесс, включающий в себя несколько последовательных этапов [9. С. 147].

1. Возникновение какой-либо потребности, которая осознаётся как общесоциальная, а не частная, и её удовлетворение требует совместной деятельности.

2. Формирование общих целей в ходе совместной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Складывание определенных процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Принятие норм, правил и процедур людьми и их применение на практике.

6. Формирование системы санкций для закрепления и поддержания норм и правил.

7. Создание системы статусов и ролей, которая охватывает всех людей и групп, причастных к данному институту.

В результате такого процесса возникает определённая структура, одобряемая и принимаемая большинством ее участников, которая и является социальным институтом. Сам процесс институционализации способствует повышению организованности в обществе и укреплению социального порядка.

Противоположный институционализации процесс называется институциональным кризисом [3. С. 187]. Для него характерно падение авторитета конкретного института, неспособность эффективно исполнять свои главные задачи, нарастание дисфункций, рост недоверия людей к этому институту. И хотя институциональные нормы продолжают существовать, они декларированы и всем хорошо известны, но никто их уже не придерживается.

Институциональные кризисы не являются чем-то исключительным – это естественное состояние развивающихся институтов. Кризис указывает на недостатки в структуре и функционировании института, позволяет модернизировать его в соответствии с меняющимися условиями. В переходных обществах институциональный кризис принимает характер системного кризиса: происходит изменение общественных потребностей, что влечёт за собой изменение социальных институтов. Например, в недавнем прошлом в нашем обществе социальные институты защищали интересы коллективные, общественные, теперь же от них требуется защита и реализация в первую очередь интересов индивидуальных. Такая глобальная перестройка социальных институтов приводит к нечёткости, многозначности институциональных норм и функций, что добавляет нестабильности трансформирующемуся обществу.

Все эти процессы функционирования институтов могут быть рассмотрены не только в общей части курса, но и в темах по отраслевой социологии.

Признаки и функции социальных институтов.

Есть пять основных признаков наличия институтов в обществе.

I. Кодекс устный и письменный. Он состоит из двух требований:

— Наличие норм. Для семьи такими нормами выступают некоторые семейные запреты и допущения. Для института образования – это учебное расписание, правила учащихся, для государства – это конституция.

— Наличие ролевой структуры. В государстве наиболее ярко заметна роль президента или другого политического лидера. В семье мы различаем роли мужа, жены, ребенка. В образовании — студента, семинариста, ректора.

II. Социальные установки и образцы поведения – это общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект. Например, институт экономики ставит перед собой целью получение прибыли, ориентирован на расчетливость, бережливость. Для образования важнее любовь к знаниям и карьерная ориентация. В семье на первый план выступают привязанность, лояльность, ответственность, уважение и любовь.

[2]

III. Идеология — система идей санкционирующих нормы. Институт государства в качестве норм рассматривает систему прав и обязанностей, например, право на труд и свободу торговли. Для образования существует идеология академической свободы, равенство при обучении. В семье на первом плане дом, индивидуализм или романтизм отношений супругов.

IV. Символы — знаки, комплексы знаков, создание образа института. Символ семьи, например — брачные ритуалы. Символами образования могут служить эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни. В государстве символом выступает флаг, а для института экономики — фабричная марка.

V. Материальные условия. Образование невозможно представить без аудиторий, библиотеки или специального оборудования. Экономика невозможна без производственного оборудования, а семья — без дома или предметов быта, мест досуга.

Откуда идеология является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Поэтому институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей или идей института, и неявные или латентные функции. В самом общем виде, функцией любого социального института можно считать удовлетворение социальных потребностей. Каждый институт выполняет в отношении своих участников подфункции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих стандартное поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение, что необходимо для совместной деятельности.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и системных ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: консолидация усилий, мобилизация ресурсов в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других индивидов или целями группы.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля над соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику — это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

Кроме этого, существуют латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты также могут иметь большое значение для общества. Тот факт, что институты взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовы отказаться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Одна из их основных целей — исключить влияние лидеров других институтов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Например, предприятия и бизнес стремятся к самостоятельности от государства; учреждения образования также пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Даже институт ухаживания добивается самостоятельности по отношению к институту семьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ритуалов.

Читайте так же:  Эндогенная депрессия

Социальный порядок — это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Во всех сложных обществах институты требуют постоянной идеологической и организационной поддержки и усиления идеологии, системы норм и правил, на которые опирается институт. Это осуществляется двумя ролевыми группами членов института:

а) бюрократами, следящими за институциональным поведением;

б) интеллектуалами, объясняющими и комментирующими идеологию, нормы и правила поведения социальных институтов.

Лекция 2.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Характерные признаки основных социальных институтов 135

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных своих функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Понятно, что сходные пути и методы действий появляются в самых различных институтах, преследующих совершенно разные цели. Поэтому основным институтам общества присущи некоторые общие элементы, функции и признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме выражают основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ. Таким символом может стать любой материальный или нематериальный элемент культуры.

Кодексы поведения (устные и письменные). Эти кодексы (такие, как, напр., присяга, клятва Гиппократа) поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Однако формальный кодекс поведения не гарантирует должного исполнения ролей. Так, не будет выполняться институциональный кодекс в том случае, если не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях, формируемые комплексом неформальных традиций, ожиданий и правил, сложившихся в результате длительного социального опыта. Во всех институтах роли будут успешно выполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Она характеризуется как система идей, которая санкционирована совокупностью норм. Идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые объясняют окружающую действительность с точки зрения данного института. Если принятие присяги формально привязывает индивида к институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критика идеологии рассматривается как ересь, т.е. как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Охарактеризуйте основные типы и виды социальных институтов в обществе.

Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религия, политические системы)

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

Западный социолог-структуралист П.Блау в основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре:

1) интегративные институты, «увековечивающие партикуляристские (частные. — Н.С.) ценности, поддержива­ют социальную солидарность и сохраняют четкий харак­тер и идентичность социальной структуры».

Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярныхценност 2) Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, вырабо­танных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода возна­граждений».

3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению автори­тета и организации, необходимых для мобилизации ре­сурсов и координации коллективных усилий, направлен­ных на достижение социальных целей».

При этом Дж.Тернер отмечает, что П.Блау безогово­рочно ставит социальные институты в зависимость от выполнения ими функций для общества в целом, интег­ративные институты должны удовлетворять потребности в «скрытости», диструбутивные — в «адаптации», а органи­зационные — в «интеграции» и «достижении цели».В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты, как отмечает Л.А.Седов, западные социологи подразделяют на три вида; реляцион­ные, регулятивные и интегративные.Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные ин­ституты определяют допустимые рамки индивидуально­го поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социаль­ного контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

В связи с тем, что существенные функции, выполняе­мые институтами, различные, проведенный анализ соци­альных институтов позволяет выделить следующие груп­пы институтов:

1. Экономические — это все институты, которые обес­печивают процесс производства и распределения матери­альные благ и услуг, регулируют денежный оборот, зани­маются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, за­воды и т.д.)

2. Политические — это институты, которые устанавли­вают, исполняют и поддерживают власть. В концентриро­ванной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокуп­ность политических институтов позволяет определить по­литическую систему общества (государство с его цент­ральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объ­единения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в дан­ном случае строго определены: выборы, митинги, демон­страции, предвыборные кампании.

3. Воспроизводства и родства — это институты, благо­даря которым поддерживается биологическая непрерыв­ность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные и воспитательные — это ин­ституты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации моло­дого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспита­тельный институт, образование, наука, культурно-воспи­тательные и художественные учреждения и т.п.).

5. Социально-церемониальные — это институты, регули­рующие повседневные человеческие контакты, облегчаю­щие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определя­ются и регулируются способы приветствий и поздравле­ний, организация торжественных свадеб, проведение со­браний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объедине­нием (общественные организации, товарищеские объеди­нения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

Читайте так же:  Лучшие таблетки и витамины от стресса

6. Религиозные — институты, организующие связь че­ловека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отноше­ния. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочислен­ные человеческие отношения.

В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются харак­терными для всех типов цивилизации.

Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и не­формальными.

Формальный институт — это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируют­ся предписаниями законов или иных правовых актов. формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными соци­альными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. По этому поводу А.Г.Эфендиев написал, что «если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то фор­мальные социальные институты — это достаточно проч­ный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества».

Неформальный институт — это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нор­мативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, вы­полняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодея­тельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

Социальный контроль в таких институтах осуществля­ется на основе неформальных санкций, Т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, тради­циях, обычаях. Подобные санкции (общественное мне­ние, обычаи, традиции) часто бывают более эффектив­ным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение своих друзей и коллег.

Для примера рассмотрим институт дружбы, имеющий многие признаки социального института. Дружба — обя­зательное устойчивое явление современного человеческо­го общества. Для нее характерна достаточно полная, чет­кая и порой даже жесткая регламентация. Своеобразными формами социального контроля в институте дружбы вы­ступают неформальные негативные (обида, различные сплетни, ссора, прекращение дружеских связей) и пози­тивные (улыбка, доверие, симпатия, длительность зна­комства) санкции, не оформленные в виде законов, адми­нистративных уложений и т.п. У института дружбы нет учреждений. Несмотря на то, что дружба имеет четкое разграничение как от любви, так и от братских отноше­ний и взаимоотношений с коллегами по службе, в ней нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Неформальные институты играют очень важную роль в сферг межличностного общения в малых группах. На­пример, 1руппа играющих ребят выбирает себе лидера и его помощников и устанавливает специфические «прави­ла игры», Т.е. нормы, которые позволят разрешать возни­кающие в процессе этой игры конфликты. В данном случае цели, методы и средства решения задач также не установлены строго и письменно не зафиксированы.

Взаимосвязанная система институтов образует целост­ную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов — необходимое условие нормаль­ного функционирования всего общества. Система соци­альных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к об­разованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существуют много разных институтов.

Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентиро­ванные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система соци­альных регуляторов определяют существующий общест­венный строй. То есть, если необходимо понять общест­во, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных свя­зей в интересующем обществе. А.Г.Эфендиев, рассматри­вая в своей работе социальные связи, сравнил их с тыся­чами невидимых нитей, с помощью которых человек свя­зан с другими людьми и обществом, продолжив эту аналогию в отношении социальных институтов, он напи­сал, что «социальные институты в системе социальных связей — наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее жизнеспособ­ность». Поэтому социальные институты вы­ступают для социологов в качестве одного из наиболее важных объектов анализа, являются объектом специали­зированных социологических исследований.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Понятие социального института (стр. 1 из 2)

1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация».

2.Виды социальных институтов.

3.Функции и структура социальных институтов.

Список использованной литературы

Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Читайте так же:  Записки скорохода как все успевать на работе и после неё

3) Третьим важнейшим элементом институционализации

является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Следует различать и такие понятия, как “социальный институт” и “организация”.

1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация»

Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности — свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения — это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

[3]

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой — к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой — социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Среди социологов нет единого мнения по поводу того, как они соотносятся друг с другом. Одни считают, что вообще нет необходимости различать эти два понятия, употребляют их как синонимы, так как многие социальные явления, такие, например, как система социального обеспечения, образование, армия, суд, банк, могут одновременно рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация, другие же приводят более или менее четкое их разграничение. Трудность проведения четкого “водораздела” между этими двумя понятиями связана с тем, что социальные институты в процессе своей деятельности выступают как социальные организации — они структурно оформлены, институционализированы, имеют свои цели, функции, нормы и правила. Сложность заключается в том, что при попытке выделить социальную организацию как самостоятельный структурный компонент или социальное явление приходится повторять те свойства и черты, которые характерны и для социального института.

Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно- культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.)

2.Виды социальных институтов

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Источники


  1. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 288 c.

  2. Немов, Р. С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 1. Ощущения и восприятие / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

  3. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.
  4. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.
  5. Мантегацца, Паоло Физиология наслаждений / Паоло Мантегацца. — М.: Профит Стайл, 2012. — 480 c.
Признаки и особенности основных социальных институтов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here