Профилактика и разрешение конфликтов между учителем и учеником

Сегодня мы рассмотрим тему: "Профилактика и разрешение конфликтов между учителем и учеником" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Конфликты между учителями и учениками

Конфликты в школе

Конфликты между учителями и учениками.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, — явление обычное. По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

  1. действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
  2. поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
  3. отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности.

Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и в начальных к классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, покрой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми

  • в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие
  • вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины и слагаемые педагогических конфликтов:

  1. недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями;
  5. присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
  7. ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 г., 35-40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (С. Хапаева).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе — стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.

Опрос школьников, проведенный под руководством профессора В.И. Журавлева, показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:

  1. учителя не любят детей — 70%;
  2. отрицательные личные качества учителя — 56%;
  3. несправедливая оценка их знаний учителем — 28%;
  4. учитель плохо владеет своей специальностью — 12%.

Нередки случаи, когда негативное отношение ученика к учителю переносится и на предмет, который он преподает. Так, 11% школьников говорят, что ненавидели отдельные дисциплины, изучаемые в школе. В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты. Чаще хороший контакт с учениками удается установить учителям младших классов. Старшие школьники, вспоминая обучение в начальных классах, так оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно:

  1. первая учительница была идеальной;
  2. она образец, учитель о котором помнишь всю жизнь;
  3. никаких недостатков, моя первая учительница — идеал;
  4. исключительно опытный педагог, мастер своего дела;
  5. за четыре года сменилось семь учительниц, все были прекрасными людьми;
  6. не могу сказать ничего отрицательного об учительнице начальных классов;
  7. учительница была нам как мама, ее очень любили;
  8. конфликтов не было, авторитет учительницы был на-столько высок, что каждое ее слово было для нас законом;
  9. конфликтов не было, наша учительница была непререкаемым авторитетом не только для учащихся, но и их родителей.
Читайте так же:  Корсаковский синдром

Подростки (10-15 лет), а тем более юноши и девушки (16-18 лет) подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники. Однако и со старшеклассниками подготовленный и умелый учитель всегда может установить хорошие отношения. В таком случае конфликты между учителем и учениками редки либо исключены вовсе. Оценивая учителей-предметников, старшеклассники чаще все-то выражают свое отношение к ним так (В.И. Журавлев).

1. Хорошо знает свой предмет, умеет его преподнести, всесторонне развитый человек — 75%.
2. Применяет новую методику преподавания, индивидуально подходит к каждому ученику — 13%.
3. Хорошо организует внеклассную работу — 7%.
4. Не имеет любимчиков — 1%.
5. Плохо знает свой предмет, не владеет педагогическими навыками — 79%.
6. Проявляет грубость по отношению к ученикам — 31%.
7. Не любит свою профессию, детей — 9%.
8. Не может вести классное руководство — 7%.
9. Нет слаженности в педагогическом коллективе, так как в основном учителя — женщины — 16%.
10. Школе нужно больше молодых учителей, в том числе мужчин — 11%.
11. Недостаточная подготовка учителей в вузе — 6%.

Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.

Во-первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1982 г. Причем, нередко не в лучшую сторону. Двадцать лет назад в кошмарном сне I невозможно было представить, что в школе так обостриться ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А ныне это реальность.

Во-вторых, заметно ухудшилась социально-экономическая обстановка в самой школе, что, в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.

В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителя. В одной из школ Новониколаевского района Волгоградской области конфликт ученика с учительницей русского языка возник весной 2001 г. из-за того, что педагог продемонстрировала недостаточное знание правил грамматики и, написав слово с ошибкой, настаивала на своей правоте.

В-четвертых, низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывает повышенную агрессивность у тех и других.

Школьные конфликты: как уладить без последствий?

Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Содержание

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Виды и особенности ↑

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе. Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами. Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника.
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних.

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины и пути разрешения конфликтов в школе ↑

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:

  1. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
  2. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик – ученик

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.

Почему возникают

  1. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
  2. Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
  3. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
  4. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Когда уход от конфликта может быть разумным шагом? Читай статью.

Пути решения

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

  1. Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
  2. Роль родителя. Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».
Читайте так же:  Депрессия после расставания

Ученик – учитель

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:

  1. Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
  2. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
  3. Эмоциональные и личностные конфликты. Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.

Почему возникают

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  1. Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
  2. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
  3. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.

Пути решения

Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:

  1. Не допускается повышение голоса на учащихся. Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
  2. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель – родитель ученика

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Тему конфликта и его морально-нравственной структуры читай в статье.

А есть ли польза от конфликта? Читай здесь.

Почему возникают

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

[1]

  1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
  2. Педагог не умеет найти подход.
  3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  1. Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
  2. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.

Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пути решения

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.

Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.

Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.

Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».

Способы профилактики школьных споров ↑

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Видео: Конфликты в школе

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Конфликт ученика с учителем

Нередки случаи, когда у ребенка в школе возникает конфликт с учителем. Если ученик находится в состоянии «войны» с преподавателем, то первоочередной задачей родителей будет помочь своему ребенку как можно быстрее разрешить конфликтную ситуацию. При этом не нужно пытаться решить все за него — ребенок должен сам научиться справляться с подобными ситуациями. В первую очередь разрешение ситуации подразумевает под собой нормальный, конструктивный диалог между учеником и педагогом.

Возможные причины конфликта

  • Если учитель пользуется старыми педагогическими методами и имеет несовременные взгляды на жизнь, то он может не любить творческих и раскрепощенных детей, которые воспитываются в атмосфере любви и свободы. Когда такой ученик высказывает свое мнение, то педагог видит в этом только одно — ребенок плохо воспитан. А если же ученик решит задачу не тем способом, что объяснял преподаватель, то он может обвинить ребенка в непонимании материала.

  • Педантичные учителя внимательно присматриваются и придираются к тому, как выглядит учащийся, насколько аккуратно он ведет свою тетрадь. По этому поводу может возникнуть масса конфликтных ситуаций как с детьми младшего школьного возраста, которые не очень аккуратны, так и со старшеклассниками, которые хотят чем-то выделиться и отстаивают свою индивидуальность относительно своего внешнего вида.
  • У подростков есть очень много разнообразных поводов попасть в конфликтную ситуацию — они пытаются самоутвердиться в коллективе и считают, что если нагрубят педагогу, то легко завоюют себе авторитет среди сверстников.
  • Если учитель плохо владеет педагогическим мастерством и его уроки очень скучные для детей, то это тоже может провоцировать недовольство и осуждение со стороны учеников.
  • Бывает и такое, что мягкий характер учителя не дает возможности поддерживать строгую дисциплину в классе. И педагог, чтобы спасти свою репутацию идет на конфликт со злостными нарушителями дисциплины.
Читайте так же:  Как узнать, любит ли тебя парень

Признаки того, что ученик на грани конфликта с учителем

Понять, что назревает проблема в отношениях педагога с учеником очень просто. Нужно присмотреться к ребенку и сделать все, чтобы конфликт утих на ранней стадии. Вот главные симптомы начала проблемы:

  • ученик категорически отказывается учить уроки, портит учебник по данному предмету и очень неаккуратно ведет свою рабочую тетрадь;

  • ребенок ведет себя совсем не так, как раньше: если он был добрым, то стал агрессивным, а раскованный и общительный вдруг сделался замкнутым;
  • школьник рисует смешные или злые карикатуры на преподавателя и очень негативно о нем вспоминает;
  • записи о нарушениях дисциплины сделаны в основном одним и тем же учителем.

Как выйти с проблемной ситуации?

Решение проблемы состоит из 2 этапов:

  • оценка возникнувшей проблемы;
  • разговор с учителем.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Оценивая сложившуюся ситуацию, родители должны помочь ребенку решить проблему. Они могут подсказать ребенку как разрешить конфликт с учителем достойным образом. В результате полученного в детстве опыта взрослый человек будет обладать необходимыми навыками правильного выхода из трудных житейских ситуаций. Подходить с разговором к ребенку нужно очень аккуратно. Он не должен думать, что в результате разговора его накажут. Следует успокоить ребенка, показать, что хотите ему непросто посочувствовать, а помочь решить сложную ситуацию.

Часто родители задают слишком много вопросов и комментируют каждое слово своего ребенка, что делать крайне не рекомендуется. Он должен выплеснуть все, что наболело, даже если это очень эмоциональное и не совсем культурное высказывание. Если хочет, то пусть ругает учителя. А также во время разговора полезно будет уточнить, когда и из-за чего начались первые ссоры с учителем, на какие высказывание ученика он отреагировал негативно. После этого ребенка убеждают, что он и учитель не враги друг другу, им просто им тяжело найти общий язык.

В конце разговора обязательно нужно подвести итоги и найти выход из ситуации. Очень хорошим результатом беседы считается, если от ребенка прозвучало предложение о том, что он будет вести себя спокойней и стараться лучше учить этот предмет. Будет нелишним убедить ребенка в необходимости разговора родителей с преподавателем. Сделать это будет легче, если сказать ему, что придете после уроков, и никто из одноклассников ничего не будет знать.

Разговор с учителем

Общаясь с педагогом, родители должны руководствоваться следующими правилами:

  • В разговоре с учителем нужно придерживаться нейтральной стороны. Не стоит открыто вставать на сторону педагога или, наоборот, своего ребенка — ни к чему хорошему это не приведет.

  • Следует обратить внимание на то, чтобы преподаватель, описывая конфликтные ситуации, указывал на конкретные факты и поступки ребенка, а не руководствовался только своим мнением или впечатлением. Если что-то непонятно, не стоит бояться переспросить или уточнить у учителя.
  • Не нужно «расстилаться» перед учителем чтобы загладить конфликт, тем самым преувеличивая вину своего ребенка.
  • Не стоит также бояться, что учитель будет несправедливо придираться к ребенку и выживать его со школы. Нужно просто защищать его права и добиваться того, чтобы он себя комфортно чувствовал в школе. Если учитель злоупотребляет своим положением, то можно найти способ повлиять на него посредством обращения к завучу или директору школы.
  • Что делать, если попытка урегулировать проблему зашла в тупик? Нужно открыто спросить педагога, в чем он видит решение данной проблемы.

Как не допустить появления конфликта?

Если родители изначально наладят с педагогом хорошие отношения, то он точно не будет излишне придираться к школьнику. Каким же образом это возможно сделать?

  • Для этого нужно регулярно посещать родительские собрания. Замечательно будет предложить свою помощь размножить копии дидактических материалов, помочь озеленить класс или сделать ремонт.
  • Следует также позаботиться и об ученике. Для этого его нужно отдать в музыкальный или танцевальный кружок, секцию борьбы, плавания и т. д. Возможно там он будет занимать призовые места, тем самым прославит свою школу и заслужит уважение у учителей. К тому же такое увлечение изменит его мировоззрение, и он будет совсем по-другому смотреть на школу и на весь мир в целом.

Причин, которые могут вызвать конфликтную ситуацию, очень много. В поисках их решений нужно оценить атмосферу в классе и метод преподавания учителя. К тому же каким бы «сложным» ни был ребенок, его нужно попытаться понять и направить его энергию в нужное русло. Но в любом случае не стоит забывать, что за возникновение конфликта и за его урегулирование должен отвечать учитель. Потому что именно он занимается профессиональным воспитанием школьников. Как настоящий специалист преподаватель не должен допустить возникновения конфликта, и тем более его перехода в более острую форму.

Педагогический конфликт. Технология разрешения педагогического конфликта

Образовательная среда – это огромный пласт для изучения, исследований и экспериментов. Самые интересные психологические разработки в этой сфере связаны с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией. Например, запрет на применение телесных наказаний в школе. Главным аргументом против них стали исследования, показавшие неэффективность такого воспитательного процесса. Предполагается, что телесные наказания приводят к разным неблагоприятным последствиям: повышенной агрессивности, девиантному поведению, страху школы, низкой самооценке, суициду и к острому конфликту с учителем.

Всегда интересно наблюдать за эмоциями человека и анализировать его поведение в той или иной ситуации. Человеческое мировоззрение так устроено, что вникает оно больше в сложные процессы, а легкие оставляет без внимания. Если учесть, что возникновение конфликта – это сложнейший процесс в жизни, значит ее изучение человечеству сверх интересно.

Читайте так же:  Почему я жалею, что родила ребенка

Конфликты в педагогической деятельности

Объединяя участников образовательной среды и конфликт, получаем понятие «педагогический конфликт». Возникновение ситуации противостояний, несовпадения взглядов, связанных с элементами образовательной деятельности. В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником, то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога.

Особенности педагогических конфликтов

  • Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.
  • Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.
  • Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.
  • Школа — это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе.
  • Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

Конфликты в педагогическом коллективе

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента. Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные. Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы, которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс.

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей. Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога). Есть важное условие! Во время проведения урока, Учитель 1 должен завуалированно дать понять всем присутствующим, что горд и рад взаимодействию с таким талантливым молодым педагогом как Учитель 2.

Задача урока: повысить авторитет Учителя 2 в глазах учеников.

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

  • Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.
  • Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.
  • Определить роль ведущего в разборе конфликта.
  • Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.
  • Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.
  • Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?
  • Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры, деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.

Школьная служба медиации. Технологии разрешения педагогических конфликтов

Учитель и ученик: как построить бесконфликтное общение

Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.

Содержание

Конфликт между учителем и учеником – явление распространенное и, безусловно, имеющее свои особенности и причины. Подобная проблема требует включенности и педагогов, и учащихся, и родителей.

Причины и особенности ↑

К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:

  • низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;
  • разный статус и жизненный опыт участников конфликта;
  • каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему: учитель не стремится понять переживания ученика, а ученик не всегда может справиться со своими эмоциями ввиду возрастных особенностей.

Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:

  • в результате действий, связанных с проблемой успеваемости;
  • специфика реагирования педагога на поведение учеников, не соответствующее школьным требованиям;
  • особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.

Вследствие чего рождаются конфликты между учениками в школе? Читай здесь.

В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:

Читайте так же:  Подсказки парням как понять, нравишься ли ты девушке

1. Конфликт деятельности. В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.

Причинами такого конфликта часто становятся:

  • повышенная утомляемость;
  • неспособность усвоить большой объем учебного материала;
  • отсутствие объективной помощи со стороны учителя.

Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.

Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.

2. Конфликт поступков. Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося. На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом. Не все ученики способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.

[2]

3. Конфликт отношений. Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы. Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и учеником, выраженное неприязненным отношением.

Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому так важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.

Как выявить проблему: советы родителям ↑

Существует ряд признаков , по которым внимательные родители могут заметить, что у ребенка появились проблемы в школе:

  • у ребенка пропадает интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, он стремится испортить учебник, неряшливо ведет записи в дневнике и тетрадях ,чего раньше не наблюдалось;
  • ребенок агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» и рисует всевозможные карикатуры.

После того, как родители оценили ситуацию и поняли, что у ребенка действительно конфликт с учителем, необходимо принимать меры. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек и оставаться в стороне в качестве наблюдателя или простого слушателя.

Как разрешить конфликт между учителем и учеником ↑

Многолетний опыт педагогов и психологов позволил выявить некий общие способы разрешения всех школьных конфликтов:

  • спокойствие;
  • объективный анализ ситуации;
  • построение открытого диалога;
  • определение общей цели;
  • выводы.

Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.

Рекомендации учителю для разрешения конфликта с учеником-провокатором:

  • недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;
  • не следует требовать от ученика публичных извинений и признания своих ошибок;
  • важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны школьника;
  • необходимо выстроить диалог с учеником, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;
  • разговор должен быть предметным, конкретным;
  • возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать ребенка другими сферами жизни; хороший пример в этом случае – спортивная секция;
  • важно уметь слушать и слышать ребенка!

[3]

Рекомендации родителю в конфликте, виновником которого является учитель:

  • важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно;
  • необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта;
  • скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут;
  • после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта;
  • не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации.

Какова польза конфликта в организации? Узнай в статье.

О способах ухода от конфликтов читай далее.

Рекомендации родителю, если в конфликте виноват ребенок:

  • провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы;
  • в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний;
  • ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий;
  • родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика).

Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются!

Видео: Конфликты между детьми и учителями

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Источники


  1. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.

  2. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. — М.: Речь, 2016. — 272 c.

  3. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.
  4. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Издательство «Этерна», 2012. — 320 c.
Профилактика и разрешение конфликтов между учителем и учеником
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here