Содержание
- 1 5 Вич/спид и молодёжь: проблемы и пути их решения
- 2 О проблеме ВИЧ-инфекции среди подростков
- 3 Тренинг по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков материал на тему
- 4 Проблема ВИЧ/СПИДа среди молодежи
- 5 Профилактика ВИЧ среди молодежи
- 6 Причины заражения подростков ВИЧ-инфекцией
- 7 Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: принципы, подходы, виды, уровни
5 Вич/спид и молодёжь: проблемы и пути их решения
В июле 2002 года был опубликован доклад «Молодёжь и ВИЧ/СПИД: возможности и кризис», в котором раскрыт тревожный факт: хотя большинство людей начинают половую жизнь в подростковом возрасте, значительная часть молодежи во всем мире не имеет представления о том, как передается ВИЧ и как от него защититься. Разработанный Детским фондом ООН, Объединённой программой ООН по СПИДу и Всемирной организацией здравоохранения, этот доклад является первым подробным исследованием поведения и знаний молодежи 15-24 лет в связи с эпидемией СПИДа.
По словам исполнительного, директора Детского фонда ООН Кэрол Беллами, имеют место две взаимосвязанные тенденции, во многом определяющие развитие эпидемии ВИЧ/СПИДа. Во-первых, молодёжь занимается сексом, и мир должен считать этот факт предпосылкой для создания эффективных программ профилактики. Во-вторых, молодёжь не обладает достаточным уровнем знаний, чтобы защитить себя. Трагическим последствием этого становится непропорционально высокое число молодых людей, которые становятся добычей ВИЧ. [6, c. 55].
Как заявил директор Объединенной программы ООН по СПИДу Питер Пиот, «очевидно, что молодёжь не располагает ни информацией, ни средствами, необходимыми, чтобы защитить себя от ВИЧ. Каждый день 6 тысяч молодых людей заражаются ВИЧ. Каждый из этих случаев можно предотвратить. Профилактика не дорога и доступна, на одного выпускника школы достаточно всего 8 долларов в год. В каждой стране, где сократилось количество новых случаев ВИЧ-инфекции, наиболее ощутимые результаты были достигнуты именно среди молодёжи».
В докладе ООН сделан ряд тревожных выводов:
— молодёжь не располагает достаточной информацией о ВИЧ/СПИДе;
— во многих странах с высоким числом ВИЧ-положительных юноши и девушки начинают половую жизнь, не достигнув 15-летнего возраста.
В докладе выделены 10 мер, которые должны стать составной частью профилактической работы с молодёжью во всех странах:
— положить конец замалчиванию проблемы СПИДа и предрассудкам в ее освещении;
— обеспечить молодёжь информацией;
— вооружить молодёжь жизненными навыками, необходимыми для применения полученных знаний на практике;
— создать службы, ориентированные на молодежь;
— развивать добровольное и конфиденциальное тестирование на ВИЧ и консультирование по вопросам ВИЧ/СПИДа;
— работа с молодежью, поощрять ее участие в профилактических мероприятиях;
— вовлекать в работу молодых людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
— создавать окружение, обеспечивающее поддержку;
— охватить молодежь, наиболее поддержанную риску;
— укреплять сотрудничество, отмечать успехи. [6, c. 57].
По данным исследований, современная российская молодежь раньше начинает жить полой жизнью и часто меняет партнёров.
Установлено, что к 24 годам примерно половина сексуально активной молодежи хотя бы раз заражаются ИППП, потому что не умеют, а иногда и не хотят пользоваться средствами защиты.
Эти факторы повышают вероятность быстрого распространения ВИЧ-инфекции в подростковой среде.
Проведенный в рамках программы «Полезная прививка» посвященной профилактики ВИЧ/СПИДа в 2004 году опрос московских старшеклассников показал:
— 2/3 подростков регулярно употребляют алкоголь;
— треть 16 – 17-летних имеют опыт половой жизни;
— 60 % из них начали половую жизнь в 14-15 лет;
— только треть подростков к моменту опроса имели одного полового партнёра, остальные – двух и более%;
— Треть употребляли алкоголь или наркотики перед последним половым актом;
— 15 % не использовали презерватив во время последнего полового акта.
В условиях распространения ВИЧ-инфекции молодежь оказалась более уязвимой к ВИЧ. Это подтверждают и данные статистики: 80% людей с ВИЧ – это молодые люди от 15 до 29 лет. Рост безработицы среди молодежи еще более усугубляет эту ситуацию. Молодой человек оказавшейся без работы, находится в кризисной ситуации и становится потенциальным клиентом групп рискованного поведения. Все это заставляет обратить внимание на безработную молодежь. [6, c. 67].
О проблеме ВИЧ-инфекции среди подростков
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание — ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД). Данное заболевание относится к социально-обусловленным болезням. ВИЧ-инфекция затрагивает иммунную систему человека. При ослаблении иммунитета организм становится уязвимым для многих инфекций и заболеваний. Некоторые из них могут представлять опасность для жизни.
Эпидемия ВИЧ-инфекции продолжается уже около 35 лет. В настоящее время ВИЧ/СПИД – это важнейшая медико-социальная проблема, т.к. число заболевших и инфицированных продолжает неуклонно расти во всем мире, охватывая людей, которые не входят в группы, имеющие факторы риска инфицирования. Согласно экспертным оценкам ВОЗ и ЮНИЭЙДС в последующее десятилетие при отсутствии эффективного антиретровирусного лечения и ухода не менее чем 5,3 млн. ВИЧ-инфицированных детей не доживут до своего пятнадцатилетия.
В Российской Федерации с 2011 г. постоянно регистрируется рост новых выявленных случаев инфицирования. Наибольшее число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных приходится на Свердловскую, Кемеровскую, Самарскую, Оренбургскую, Ленинградскую, Новосибирскую, Иркутскую, Ульяновскую, Челябинскую области и Ханты-Мансийский автономный округ. Особую озабоченность вызывает недостаточная информированность молодежи о проблемах ВИЧ-инфекции, так по данным проведенных исследований, доля молодых людей, давших правильные ответы на пять ключевых вопросов о путях передачи ВИЧ-инфекции, составила всего 8,0 – 11,0 %.
На 01.01.2016 года Красноярский край входит в двадцать территорий Российской Федерации с высоким уровнем заболеваемости, занимая 17 место. В Красноярском крае 75 % от всей заболеваемости ВИЧ-инфекцией приходится на 6 территорий – гг. Норильск, Красноярск, Лесосибирск, Енисейск, Енисейский и Уярский районы. Среди ВИЧ-позитивных преобладают молодые люди: 51,0 % в возрасте 15-30 лет, 48,0 % приходится на лица старше 30 лет. Доля ВИЧ-инфицированных, получивших вирус при употреблении наркотиков, составляет 60,0 %. Постоянно увеличивается число лиц, получивших ВИЧ при половом контакте, так в 2015 году среди выявленных ВИЧ-позитивных людей 54,0 % инфицировались при незащищенных половых контактах.
ВИЧ, поражая защитную систему человека, постепенно ослабляет иммунитет. Человек, живущий с ВИЧ, может выглядеть и чувствовать себя хорошо на протяжении многих лет и даже не знать, что он инфицирован. Диагноз СПИД обычно ставится спустя несколько лет после заражения ВИЧ, когда у человека развиваются одно или несколько серьезных заболеваний. Например, ранние признаки прогрессирования ВИЧ-инфекции включают такие заболевания, как кандидоз (молочницу) полости рта и ЖКТ, продолжительное повышение температуры тела, ночную потливость, понос, потерю веса, частые острые респираторные инфекции, опоясывающий лишай (герпес) и др.
Как можно заразиться ВИЧ-инфекцией?
Вирус иммунодефицита человека передается только от человека к человеку.
У человека, инфицированного ВИЧ, большое количество вируса содержится в крови, сперме, выделениях из влагалища, грудном молоке, поэтому заражение ВИЧ-инфекцией происходит при попадании в организм здорового человека зараженной ВИЧ крови, спермы, выделений влагалища или материнского молока. Это может произойти при контакте этих биологических жидкостей с ранкой на коже, на половых органах или во рту; при совместном использовании игл, шприцев и других материалов для внутривенного введения наркотиков; при попадании ВИЧ из крови ВИЧ-инфицированной матери к ее ребенку во время беременности и родов; В ИЧ может быть занесен с инфицированными инструментами, например, используемыми в tattoo –салонах, при пользовании которыми возможно повреждение кожи и слизистых. При незащищенном половом акте достаточно н ебольшой ранки во влагалище, на половом члене, в прямой кишке, на слизистой рта для того, чтобы произошло заражение.
В моче, кале, слюне, слезах и поте ВИЧ-инфицированных вирус тоже присутствует, но в таком малом количестве, что опасности заражения нет. ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться при прикосновениях, рукопожатии, массаже, при совместном пребывании в одной постели, использовании одного постельного белья, питье из одного стакана. Также нельзя заразиться через сиденье унитаза, при кашле, чихании или при укусе комара.
Невозможность на сегодняшний день создания эффективной вакцины и эффективных средств лечения ВИЧ-инфекции, трудности воздействия на первичный источник инфекции, в связи с длительным бессимптомным течением, определяют основные мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, особенно среди лиц молодого возраста, в виде профилактики наркомании, незащищенных половых контактов. Не следует делать пирсинг или татуировки в подпольных tattoo- салонах, у случайных людей или друзей.
В образовательных учреждениях подростков знакомят с ситуацией по ВИЧ-инфекции, с путями передачи и мерами профилактики. Но одной просветительской работы со стороны образовательных учреждений недостаточно. Именно родителям нужно обратить внимание на обязательное информирование о ВИЧ-инфекции детей и подростков.
Гуляя на улице, дети могут подобрать для игры использованный одноразовый шприц, брошенный потребителями наркотических веществ, или случайно уколоться иглой такого шприца, не заметив его в траве. Задача родителей – объяснить детям, даже дошкольного возраста, об опасности такой травмы на доступном для ребенка уровне. Кроме того, следует внушить ребенку, чтобы после такой случайной травмы он немедленно шел домой и сообщал об этом родителям. В такой ситуации следует немедленно обратиться в СПИД-центр.
Родителям следует сделать все возможное, чтобы уберечь подростка от употребления наркотических средств. Ведь рано или поздно, но потребители инъекционных наркотиков инфицируются вирусом иммунодефицита человека.
Не следует избегать обсуждения межполовых отношений с подростками. «Запретных» тем в отношениях родителей и детей не должно быть. Не следует откладывать такие беседы на более поздний период, считая, что ребенок еще не в том возрасте, «еще не дорос». Незащищенный секс – риск приобретения не только венерических заболеваний, но и ВИЧ-инфекции. Барьерная контрацепция или использование презервативов при любом виде секса обеспечивает на 90 % защиту от заражения.
В случае изнасилования, девочке-подростку необходимо срочно обратиться в СПИД-центр, где врачом будет проведено медицинское обследование и при необходимости назначена бесплатная медикаментозная постконтактная профилактика с последующим наблюдением и обследованием. Медикаменты выдаются бесплатно, а информация о происшествии строго конфиденциальна.
Помните, хотя ВИЧ-инфекция пока является неизлечимой, но своевременно начатое лечение позволяет держать болезнь под контролем, жить долго и полноценно, а также создать семью и родить здорового ребенка.
Необходимую помощь можно получить в Краевом государственном автономном учреждении здравоохранения «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 45 строение 1. Телефон регистратуры: 8(391)226-84-18, интернет сайт:www.aidskrsn.ru.
Комментариев: 0
Оставить комментарий
Уважаемые посетители сайта! Здесь Вы можете оставить комментарий к данной статье. Оставить обращение в электронном виде можно заполнив специальную форму в разделе «Прием обращений граждан, общественных объединений и других юридических лиц»
Версия для печати | Версия для MS Word | Санитарный надзор |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2019 г. Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21 Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49 Тренинг по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков
|
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Тренинг по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков
Цель: повышение уровня информированности учащихся о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа; создание условий для изменения отношения детей к проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Оборудование: ПЛАКАТЫ, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, КРАСНЫЕ ЛЕНТОЧКИ
Вступление. — Сегодня мы, жители планеты Земля, единой семьей вступили в новый век, в новое тысячелетие. Каким оно будет третье тысячелетие? Это волнует все человечество. Мы в новый век пришли с огромным количеством глобальных проблем, проблем касающихся не только народа одной страны, но и всего человечества в целом. И решать эти проблемы мы должны всем миром. Одна из проблем – это сохранение здоровья человека.
Здоровье на свете превыше всего,
Богатства земли не заменят его!
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его береги, как сердце, как глаз!
Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Здоровье, нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни.
Учитель: Посмотрите на доску и определите чему будет, посвящено наше мероприятие.
СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые, и дети во всем мире. Посмотрите на эти цифры. Что на ваш взгляд могут они обозначать?
775 000 (ВИЧ-инфицированных в России)
65 000 (ВИЧ-инфицированных в Свердловской области )
178 (ВИЧ-инфицированных в ГО Верхотурский)
1 (ВИЧ-инфицированных в Красной горе)или более 1% в ГО Верхотурский
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день во всем мире проводится много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему.
Учитель: Давайте вспомним, что нам известно про ВИЧ/СПИДу
(Участники рассаживаются по кругу). Каждый по кругу говорит, что он знает по данной проблеме по 1 предложению. Учитель комментирует.
Учитель: ИГРА «Цепная реакция»
— А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цепная реакция». Давайте представим, что вас молодых людей совершенно не волнуют вопросы распространения ВИЧ-инфекции. Все вы думаете – СПИД — это где-то там, далеко, нас эта проблема не коснется. Эта игра поможет нам реально познакомиться с факторами стремительного распространения ВИЧ – инфекции, если о ней не задумываться.
Учитель объясняет условия игры. — Участники рассаживаются по кругу. Учитель раздает карточки и просит участников рассмотреть их так, чтобы не видели соседи.
— Представьте, что вы – жители города Н. Любой город живет своей жизнью – есть день и ночь. Днем все спокойно, а ночью на город спускаются темные силы, которые пытаются захватить власть. Это так называемые «вирусы».
— Вы получили карточки с названием вашей роли. Среди вас есть мирные жители, которые днем трудятся, а ночью отдыхают, есть один «вирус», который днем якобы тоже трудиться, а ночью выходит на охоту и заражает одного гражданина, который становиться носителем вируса, и уже следующей ночью может заразить другого.
— Вы граждане города N. Вы отработали день и засыпаете. Все закройте глаза. Открывает глаза «вирус» и показывает одного человека, который окажется зараженным этой ночью.
— Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью был заражен один житель города N путем переливания крови.
Снова на город опустилась ночь. Все закройте глаза. Затем просыпается «вирус» и «носитель вируса». Каждый из них заражает по одному человеку. Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью было инфицировано два человека путём кормления грудным молоком больной матерью и путём нанесения татуировки.
3 и 4 КРУГА ПОВТОРЯЕТСЯ ПО АНАЛОГИИ.
Игра заканчивается в тот момент, когда количество носителей вируса превысило количество оставшихся неинфицированных мирных жителей. По окончании игры учитель выстраивает пирамиду из «носителей вируса».
ИТОГ. – За время игры вы познакомились с основными путями передачи инфекции и его распространением. В начале игры у нас был заражен один человек. Встаньте, сколько человек было заражено за три ночи. Посмотрите на эту пирамиду, и вы убедитесь, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция. Спасибо всем за участие в этой игре.
Далее я предлагаю вам следующую игру, которая называется «Степень риска».
На доске линия красного цвета. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», Небольшой риск», «Риск отсутствует». Каждый участник по очереди вытягивает карточку с надписью и приклеивает на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ.
- Поцелуй в щеку,
- Инъекция в лечебном учреждении,
- Переливание крови
- Уход за больным СПИДом
- Нанесение татуировки
- При кормлении ребенка грудным молоком больной матерью
- При использовании чужих средств гигиены
- При пользовании общественным туалетом
- При укусе клопа
- При объятии
ИТОГ. После проведения этой игры мы ещё раз убедились, при каких условиях степень риска заряжения ВИЧ имеет «Высокий риск», «Небольшой риск», «Риск отсутствует».
«Как можно обнаружить СПИД? И что делать человеку – больному СПИДом»
— Единственный способ обнаружить СПИД — сдать анализ крови. Бесплатно в любом СПИД — центре, а так же в поликлиниках, ау нас в ОВП можно анонимно пройти обследование. Человеку больному СПИДом, нужно помнить, что он не одинок. Многие люди смогут оказать ему помощь и поддержку. Можно позвонить по телефону доверия: люди, работающие там, готовы внимательно выслушать и поддержать вас.
Дети читают стихотворения.
Нависла над землёй угроза
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
У всей планеты новая беда.
Ведь СПИД родился на земле –
Болезнь, пришедшая извне.
И тот, кто ею заболел,
Наверно, Богу надоел,
Иль грешником большим он был
И чертика в себя вселил.
Пройдут года, а может, и века,
Пока уйдет с планеты навсегда,
И. может, людям повезет, И СПИД пораньше уползет.
Каждый в ответе за жизнь на планете
Правители, старцы, наивные дети…
Свои у нас цели, и вкусы , и взгляды
На слезы и радость, на смерть и награды.
Но все, же есть качество, в чем мы едины,
В оценке, которого нет середины.
Все в качестве этом равны меж собою,
Поэтому, может, не ценим порою
То, что дала нам с рождением мать,
Что жизнью зовем и должны сохранять –
Учитель. Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИД. Всем участникам нашего классного часа мы хотим вручить такие же ленточки. В память умерших от СПИДа мы зажжём свечу и почтим минутой молчания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Табакокурение,алкоголизм и наркомания-это три ступени,ведущие наше общество вниз.
На современном этапе развития общества обострились проблемы необходимость решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем — возраста.
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог.
Информационная справка о работе по профилактике ВИЧ-инфекции среди подросков в образовательном учреждении.
Целевая группа девочки – подростки в возрасте от 15 до 18 лет. Оказание педагогической, психологической, правовой и социальной помощи девочкам-подросткам, имеющих детей.
За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.
Проблема ВИЧ/СПИДа среди молодежи
Дата создания: 2015/04/25
ВИЧ/СПИД — одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед человечеством в конце ХХ-го века, и вошедшая вместе с нами в ХХI век. ВИЧ-инфекция приобретает массовое распространение во всем мире и создаёт угрозу не только личной, общественной, государственной безопасности, но и угрозу существования человечества. По данным ВОЗ число лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, во всем мире составляет более 40 млн. Ежегодно регистрируется более 2 млн. новых случаев заражения. По-мнению ряда ученых затраты на лечение больных и инфицированных, разработку диагностических и лечебных препаратов, проведение фундаментальных научных исследований при неблагоприятном развитии эпидемии СПИДа в мире могут превысить военные бюджеты ведущих стран.
Актуальность проблемы ВИЧ-инфекции для нашей страны не вызывает сомнений. По оценкам экспертов, реальное число людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, может превышать официальные показатели в 3-5 раз, что позволяет предположить, что на сегодняшний день в РФ насчитывается более 1 млн. ВИЧ-инфицированных. ВИЧ-инфекция угрожает будущему страны, поскольку в группу риска попадает молодое, работоспособное население в репродуктивном возрасте. На сегодняшний день огромный рост числа ВИЧ-инфицированных обусловлен употреблением наркотических веществ, требующих инъекционного введения. Второе место среди причин инфицирования занимает половой путь передачи (через «незащищенные» сексуальные контакты).
Повсеместная, доступная, регулярная информация о ВИЧ-инфекции, ее развитии, проявлениях заболевания, его профилактике и лечении нужна молодежи: чтобы снизить до минимума риск заражения и распространения заболевания; чтобы терпимей относится к ВИЧ-позитивным людям; чтобы продолжать жить и не стать изгоем, если заражение по какой-либо причине произошло. Становится очевидным, что проблема ВИЧ-инфекции – эта проблема не только работников здравоохранения и ученых, но и многих других специалистов: экономистов, юристов, социологов и, конечно педагогов.
С учетом вышесказанного чрезвычайную актуальность приобретает информирование по проблеме ВИЧ-инфекции специалистов, работающих с детьми, в первую очередь будущих педагогов.
Формирование у будущих педагогов комплекса знаний по проблеме ВИЧ-инфекции, участие в профилактических мероприятиях по предупреждению наркотизации среди детей и подростков способствует воспитанию чувства ответственности за здоровье личности, семьи, сообщества.
В Ангарском педагогическом колледже реализуется программа по профилактике ВИЧ/СПИДа среди молодежи, активное участие в которой принимают студенты-волонтеры. В основу волонтерской деятельности студентов положены обучающие методики и варианты практических занятий, изложенные в «Пособие для волонтеров по профилактике ВИЧ/СПИДа среди сверстников», разработанного в рамках Проекта «Здоровая Россия 2020», реализуемого под руководством Центра коммуникативных Университета им. Джонса Хопкинса (JHU/CCP) при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Оценка уровня информированности студентов Ангарского педагогического колледжа по проблеме ВИЧ-инфекции
Изучение уровня информированности студентов проводилось методом социологического опроса, с использованием специальных анкет «ПерВИЧная безопасность и наркопрофилактика», разработанных в рамках Проекта «Здоровая Россия 2020».
Проведённое автором исследование показало о высокой информированности студентов колледжа при ответе на ряд вопросов. Так на вопрос «Может ли человек быть инфицирован ВИЧ и не знать об этом?» правильно ответили 100% студентов. На вопросы «Передаётся ли ВИЧ по воздуху или предметы быта?» и «Передаётся ли ВИЧ при половых контактах?» также правильно ответили все респонденты .
Среди студентов 5% не знали, может ли ВИЧ-инфицированная женщина заразить своего ребёнка и как определить, болен человек ВИЧ-инфекцией или нет, а 10% ошибочно считают ВИЧ-инфекцию излечимой.
На вопрос «Будете ли Вы общаться с ВИЧ-инфицированным человеком?» ответили отрицательно 30%, а 10% опрошенных считали инфицированных людей недостойными учиться и работать на общих основаниях, что является свидетельством низкой информированности студентов о правах ВИЧ-инфицированных граждан.
При оценке знаний о путях и факторах передачи инфекции было установлено следующее: 15% респондентов считали, что вирусом можно заразиться через неповреждённую кожу, 20% — через укус насекомого и по 25% — через сидение унитаза или в бассейне, и при поцелуе.
При ответе на вопрос «Опасно ли использование нестерильных игл при прокалывании ушей и пирсинге?» 40% респондентов считали, что это неопасно, а 60% — опасно. В современной литературе встречаются данные учёных противоречащие друг другу по уровню опасности салонов тату и пирсинга. Вместе с тем, студентам не стоит забывать, что инструменты, используемые в данных салонах могут являться факторами заражения другими, не менее тяжёлыми заболеваниями гепатитами В, С и Е.
Анализ ответов на вопросы: «ВИЧ-инфекция и СПИД – это одно и то же?» и «Существует ли вакцина от ВИЧ?» — показал, что низкой медицинской грамотностью отличались 35% и 15% респондентов соответственно.
Таким образом, проведённое исследование показало о низком базовом уровне знаний студентов по вопросам ВИЧ/СПИДа, что позволило нам определить направления работы семинаров «Полезная приВИЧка».
Первым этапом работы семинаров являлось знакомство студентов с эпидемической ситуацией по ВИЧ-инфекции в Иркутской области: данными о распространенности инфекции среди населения в зависимости от поло- и возрастного состава, социального статуса, места проживания, основных путях заражения.
Статистические данные, использованные в работе, периодически обновляются, благодаря сотрудничеству с кафедрой инфекционных болезней ГОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет.
Анализ и оценка эффективности деятельности семинаров «Полезная приВИЧка» показали увеличение числа студентов (в среднем на 17%), отвечающих правильно на ряд проблемных вопросов. Число правильных ответов на вопрос «ВИЧ-инфекция и СПИД – это одно и то же?» возросло на 15%; «Человек может заразиться ВИЧ через укус насекомого?» – на 20%; «Может ли ВИЧ проникать через неповреждённую кожу?» – на 15%; «Можно ли по внешнему виду определить болен человек ВИЧ-инфекцией или нет?» – на 5%; «Опасно ли использование нестерильных игл при прокалывании ушей и пирсинге?» – на 20%; «Можно ли заразиться ВИЧ в бассейне и через сидение унитаза?» – на 25 %;, «Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуе?» – на 20%; «Существует ли вакцина от ВИЧ?» – на 10%.
Профилактика ВИЧ среди молодежи
ВИЧ называют вирусным заболеванием, которое поражает иммунную систему, ослабляя ее и провоцируя возникновение других серьезных заболеваний. Более тяжелой стадией данного заболевания является СПИД, который указывает на подавленность иммунитета человека и способствует благоприятному проникновению микробов в организм и развитию опухолевых или инфекционных болезней.
Поскольку речь идет о преждевременной смертности человека, чей иммунитет разрушается, проведение профилактических работ стало одной из актуальных процессов. Просветительская работа нужна не только взрослым, но и детям, которые достаточно рано начинают интимные отношения.
Кто входит в группу риска заболевших вирусом иммунодефицита?
- Наркоманы (80%);
- Гетеросексуалы (15-20%);
- Гомосексуалисты;
- Дети, рожденные от инфицированных, – передача заболевания во время беременности и родов;
- Подростки в возрасте до 20 лет.
Обратив свой взгляд на просветительскую работу молодежи, было замечено, что здесь немаловажную роль играет их уровень образованности и занятости учебой. Дети из малообеспеченных семей, в которых мало уделяется внимания учебе и успешности, в 2,2 раза больше подвержены риску заразиться инфекционной болезнью.
Каким образом происходит просветительская работа подростков в стенах учебных заведений? Она происходит по следующим направлениям:
- Взаимопонимание и взаимоуважение между полами;
- Жизненные навыки;
- Взаимообучение;
- Изучение физиологии человека;
- Половое воспитание;
- Значение средств контрацепции.
Самую важную роль в профилактике ВИЧ и СПИДа играет то, насколько внедрено и приемлемо в обществе обсуждение тем интимной сферы и как часто родители вводят в воспитание развитие навыков и информированности о половой жизни. На сегодняшний день до сих пор родители стараются не говорить о данной стороне человеческой жизни, что и приводит к инфицированию детей по их незнанию и из любопытства.
Речь идет о заболевании, против которого врачи не могут ничего сделать. «Торможение» процессов распада и использование различных препаратов для устранения возникающих болезней не помогают больным. Люди умирают, и об этом должны знать все здоровые люди, начиная с самого рождения. Данным вопросом занимаются отдельные организации, которые заботятся о здоровье всего населения страны.
Но данные организации часто формируются из обычных людей, которые не специализируются в той области, о которой говорят, не учитывают возрастных особенностей слушателей, не в полном объеме передают страшную картину происходящего. Все это значительно снижает уровень влияния, который должен оказываться на здоровых и полных энергией людей.
Интернет-журнал psytheater.com отмечает, несмотря на то, что врачей интересуют уже больные инфекцией люди, специалисты, занимающиеся проблемой воспитания и внедрения интимной культуры, обращают свое внимание на здоровых представителей.
Главная целевая аудитория – здоровые люди, которые способны своими силами предотвратить собственное заболевание ВИЧем и СПИДом. Особенно это касается подростков, которые пока еще не изучили в достаточной мере данную область человеческой жизни, проявляют к нему большой интерес и часто соглашаются на беспорядочные связи и сомнительные мероприятия.
Во вторую категорию людей, на которых обращено особое внимание, входят представители из группы риска. Они уже ведут такой образ жизни, который зачастую приводит к обнаружению иммунодефицита. Если в первой группе основной задачей является развитие защитных механизмов, то во второй – просветление и коррекция привычек и образа жизни.
Половое воспитание должно стать одним из направлений учебного и воспитательного процесса всеми членами общества (родителями, воспитателями и учителями в особенности). Дети должны знать, с чем они могут столкнуться, если не будут аккуратными и внимательными. Это поможет снизить количество заболевших и взрастить здоровое общество.
Причины заражения подростков ВИЧ-инфекцией
Как мы отметили выше, подростковый возраст является критичным как в физиологическом, так и в социальном плане.
Есть ряд причин, по которым подростки особенно подвержены инфицированию ВИЧ:
- — Раннее начало половой жизни подростков сопровождается восприятием ими сексуальной жизни в упрощённой форме, когда они не связывают половую жизнь с любовью и браком, критически не оценивают для себя последствий. Характерными особенностями подростков, рано начинающих половую жизнь, является потребность в самоутверждении, отверженность в коллективе сверстников, отчуждение от семьи. Это менее самостоятельные подростки, подверженные внушению со стороны сверстников. Такие подростки обычно злоупотребляют алкоголем, знакомы с наркоманами, для них свойственны и другие формы девиантного поведения.
- — Рост числа сексуальных преступлений и, прежде всего, изнасилований, совершённых в отношении несовершеннолетних.
- — Неиспользование или редкое применение контрацепции подростками связано в первую очередь с их низкой информированностью.
- — Низкая информированность о способах передачи и клинике ВИЧ-инфекции/СПИДа. [9; с 70]
Подростничество — это время открытий, сильных чувств и возникновение новых взаимоотношений. Сексуальные отношения и наркотические эксперименты влекут за собой большой риск заражения ВИЧ-инфекцией, не говоря о других проблемах, возникающих в результате воплощения в жизнь этих удовольствий.
Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: принципы, подходы, виды, уровни
Распространение ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Неконтролируемый рост зараженных ВИЧ, обусловленный, прежде всего, отсутствием надежных социальных барьеров, в сочетании с очень низкой информированностью подростков о ВИЧ/СПИДе выдвигают на первый план проблему п р о ф и л а к т и к и В И Ч — и н ф е к ц и и среди подростков и молодежи.
Опыт стран, столкнувшихся с проблемой ВИЧ/СПИДа значительно раньше России, показал, что решить ее только с помощью медицинской профилактики невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на в о с п и т а н и и «внутренней», личностной, устойчивости к соблазнам «внешнего» мира. Это обусловливает необходимость применения с о ц и а л ь н о — п е д а г о г и ч е с к и х подходов в профилактике ВИЧ-инфекции. [13; с 151]
Учитывая наибольшую вовлеченность в проблему ВИЧ/СПИДа молодого населения и уязвимость перед заражением ВИЧ-инфекцией детей, подростков и молодежи, основной приоритет в профилактической работе имеет профилактическая работа с несовершеннолетними и молодежью. Тенденция все большего вовлечения в проблему несовершеннолетних и молодежи, распространение ВИЧ-инфекции за пределами традиционных «групп риска» способствует пересмотру основных стратегий профилактики, в частности смещение акцента в профилактике ВИЧ-инфекции на превентивное обучение, т. е. подключение образовательной модели профилактики.
Учитывая масштабы эпидемии ВИЧ-инфекции и вовлечение в проблему ВИЧ/СПИДа практически всех возрастных групп, профилактические мероприятия по предупреждению ВИЧ-инфицирования в идеале должны реализовываться во всех учреждениях образования и быть адаптированы к контингенту учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода с учетом возраста, клинико-психологических и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени вовлеченности учащихся в проблему ВИЧ/СПИДа. [18; с 35]
В современной науке профилактика рассматривается в широком и узком значении.
В широком смысле профилактика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) понимается как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
В более узком смысле профилактика рассматривается учеными разных областей по-разному.
Социальная профилактика (превенция) — деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Галагузова М.А. дает следующее определение профилактики.
Профилактика — совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
По ее мнению, социально-педагогическая профилактика — это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
- — предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
- — сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- — содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:
- — направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
- — обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
- — решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
Поэтому, в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. [23; с 294] Он основывается на том, что распространенный страх пред ВИЧ-инфицированными и самой проблемой ВИЧ/СПИД стабильно держится в обществе вследствие отсутствия знаний. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних о природе ВИЧ-инфекции, средствах и методах защиты собственного здоровья, а также, куда может обратиться подросток в случае подозрения заражения ВИЧ. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования знаньевой базы подростка, повышения его образованности в данной сфере.
Сущностью социально-профилактического подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин заражения ВИЧ-инфекцией среди подростков и молодежи. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, ведения рискованного образа жизни, приводит несовершеннолетних к заражению ВИЧ-инфекцией.
Приступа Е.Н. рассматривает профилактику как «целенаправленный, длительный, специально организованный процесс профессионально-педагогического взаимодействия специалистов со школьниками, ориентированный на превенцию социальных девиаций и обеспечивающий позитивную динамику перехода на социально-приемлемый уровень социального здоровья школьника».
Образование и просвещение — наиболее эффективный метод профилактики ВИЧ/СПИД в подростковой и молодежной среде. Обладая значительным интеллектуальным, организационно-методическим, информационным потенциалом, работа по профилактике ВИЧ/СПИД средствами образования и просвещения способна не только существенно уменьшить угрозу заражения опасной инфекцией, но и создать у подрастающего поколения психологические установки нравственного образа жизни и физического здоровья, нивелировать стереотипы асоциального поведения и способствовать ориентации молодежи на традиционные духовные ценности [2; с 6].
В современной науке и социальной практике выделяют следующие виды профилактики: первичная, вторичная и третичная.
Важно отметить, что в отношении профилактики заражения ВИЧ-инфекцией актуальной является именно первичная профилактика, что обусловлено спецификой заболевания как инфекционного и неизлечимого.
Самым доступным и эффективным методом первичного уровня профилактики ВИЧ-инфекции является нравственное воспитание населения, особенно молодежи, с целью формирования социально безопасной модели поведения [2; с 8].
Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном.
Общесоциальный уровень предусматривает организацию профилактической деятельности в соответствии с общемировой практикой и принятой в России в 2005 году «Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде».
Специальный уровень предполагает использование комплекса мер, в том числе педагогических, направленных на формирование у подростков знаний о ВИЧ-инфекции, мотивации к здоровому образу жизни, а также ответственного поведения.
Индивидуальный уровень — профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых может привести к заражению ВИЧ-инфекцией.
Нас в большей степени интересует именно специальный уровень первичной профилактики. В основном все профилактические мероприятия ориентированы на подростков в целом, как большую, единую, неделимую группу. Наше мнение по этому вопросу основывается на позиции Министерства образования и науки РФ, которое состоит в том, что «организация профилактической работы, ориентированной на здоровый образ жизни, предполагает комплексный подход к решению воспитательно-нравственных и психолого-медико-педагогических задач во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. В целом представляется удачным для использования применительно к этой позиции понятие «позитивная профилактика», предложенное в одной из работ кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно этому понятию, целью работ по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИД является «воспитание гармоничной, нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения» [2; с 9].
- — распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде является сегодня одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени;
- — одним из ресурсов, способным изменить ситуацию, связанную с проблемой роста ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи является социально-педагогическая профилактика, направленная на предупреждение или устранение возможных социально-негативных причин заражения ВИЧ;
- — профилактические мероприятия по предупреждению инфицирования ВИЧ должны реализовываться во всех учреждениях образования и быть адаптированы к контингенту учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода с учетом возраста, клинико-психологических и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени их вовлеченности в проблему ВИЧ/СПИДа;
- — социально-педагогическая профилактика предполагает владение специалистами специальной технологией, направленной на повышение уровня знаний подростков о ВИЧ-инфекции, средствах и методах защиты собственного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни и обучение ответственному поведению.
Источники
Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.
Чернова, Г. Р. Психология общения / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 240 c.
Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.- Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.
Приветствую Вас на нашем ресурсе. Я Ирина Самойлова. Вот уже более 6 лет занимаюсь психологией. В настоящее время являюсь специалистом и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать их проблемы.
Все материалы для сайта тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте — всегда необходима обязательная консультация у специалистов.