Психоанализ в психологии

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психоанализ в психологии" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Психоанализ – что это. Суть метода психоанализа кратко

Даже если человек не имеет никакого отношения к психологии, то имя одного психолога он точно знает. Это Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа – направления в психологии, о котором тоже все слышали.

Психоаналитические теории Фрейда известны далеко за пределами психологии, они оказали сильное влияние на искусство, литературу, социологию и культуру XX века в целом. Однако, как показывает мой преподавательский опыт, 90 % студентов на вопрос о сущности психоанализа смогли вспомнить только два понятия: «сексуальный инстинкт» и «сублимация». Причем, что значит второе слово, представляли довольно смутно.

Поэтому, думаю, стоит познакомиться с этим направлением в психологии подробнее.

Теоретические основы психоанализа

В настоящее время психоанализ существует как 3 взаимосвязанных, но относительно самостоятельных области.

  1. Психологическая и философская теория личности.
  2. Совокупность принципов и методик изучения неосознанных психических процессов и явлений.
  3. Направление в психотерапии, целью которого является помощь в преодолении внутренних конфликтов, фобий и комплексов.

Основоположником психоанализа, как философско-психологического учения, является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Поэтому философскую часть его учения называют еще фрейдизмом.

Родилось это учение на рубеже XIX и XX веков и сразу нашло поддержку в широких научных кругах. Как оказалось, идеи Фрейда помогли найти ответы на многие сложные вопросы не только психологии и психиатрии, но и других наук о человеке – антропологии, социологии, культурологии. Правда, и критиков теории Фрейда было не меньше, чем его восторженных последователей. В том числе и потому, что слишком много человеческих проблем этот венский психиатр связывал с неудовлетворенными сексуальными потребностями.

Современный психоанализ значительно шире первоначальных теорий его основателя. Уже ближайшие ученики и соратники Фрейда (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др.) внесли много нового в учение своего предшественника.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Изучая особенности поведения людей, имеющих разнообразные психические проблемы (неврозы, психозы, фобии, депрессии), З. Фрейд пришел к выводу, что причиной этих проблем являются неудовлетворенные потребности, противоречащие нормам общества. Главным образом речь шла о сексуальных потребностях и инстинктах, которые под давлением общественной морали индивид загоняет вглубь сознания. Но они не исчезают и могут влиять на поведение человека, вызывать состояние фрустрации и немотивированной агрессии или, наоборот, апатии.

Потребность в снятии внутреннего конфликта между желаемым и запретным приводит к тому, что Фрейд назвал сублимацией. Это трансформация, изменение и перенос нереализованной энергии желаний в другие сферы жизни и деятельности. Так, неудовлетворенные сексуальные потребности (либидо) могут сублимироваться в занятия творчеством, политикой или в социальной агрессии. Хорошим примером являются одинокие женщины, увлеченные общественной деятельностью или стремящиеся сделать карьеру в политике.

Кстати, в современном психоанализе речь идет не только о сексуальных желаниях, хоть они и наиболее показательны. Например, неудовлетворенное желание власти может проявляться в домашнем насилии, а нереализованная потребность в душевном, дружеском общении сублимируется в увлечение котиками и другими домашними питомцами.

Наличие у человека неудовлетворенных, подавленных потребностей можно заметить в неконтролируемых поведенческих актах: оговорках, опечатках, импульсивных движениях, экспрессивных реакциях и, конечно, в сновидениях. Изучению образов наших снов, несущих информацию о бессознательном, З. Фрейд уделял особое внимание.

Три уровня психики

Особенности психических процессов и поведения человека с точки зрения основателя психоанализа связаны с устройством психики, которая состоит из трех уровней.

  • Ego – «Я» – это средний уровень, собственно, сознание, которое управляет поведением человека. На этом уровне содержатся представления, опыт, знания, убеждения, которые формируются под влиянием общества.
  • Id – «Оно» – нижний уровень, бессознательное, где хранятся вытесненные из сознания запретные желания, биологические потребности и инстинкты. На этом уровне протекают неосознанные процессы, которые человек не контролирует.
  • Super-Ego – «Сверх-Я» — высший уровень психики, здесь находятся ограничения поведения, нормы морали, запреты и табу. Это, по сути, совесть человека.

На содержание сознания оказывают влияние и низший, и высший уровни психики. Первобытные, биологические инстинкты порождают желания, которые прорываются на уровень сознания (Ego). Здесь они сталкиваются с подавляющей силой Super-Ego и подвергаются жесткой цензуре моральных запретов.

Поэтому наше сознание постоянно находится в состоянии конфликта и стремится уладить противоречие между желающим чувственных удовольствий «Оно» и отстаивающим нравственные нормы «Сверх-Я». Если побеждает бессознательное и человек поддается соблазну запретных желаний, то он переживает чувства стыда и вины, которые могут перерасти в неврозы, психозы и другие психические заболевания. Эта же опасность грозит человеку, когда он, подчиняясь «Сверх-Я», сдерживает свои желания и страдает от состояния фрустрации – тяжелого эмоционального переживания, возникающего на фоне невозможности получить желаемое.

Выход из этого конфликта в сублимации – преобразовании энергии влечений и направление ее на другие виды активности: на творчество, науку, политику, воспитание детей и т. д. Но если желания долго сдерживаются и не находят выхода, то это приводит к образованию комплексов.

Понятие «комплекс» в психоанализе

С теорией З. Фрейда часто связывается понятие комплексов. Обычно говорят о комплексе неполноценности, когда речь идет о робком, нерешительном человеке с заниженной самооценкой. Но к самому Фрейду учение о комплексах отношение не имеет. Появилось оно в психоанализе благодаря А. Адлеру – одному из последователей знаменитого австрийского психиатра.

Под комплексом понимается совокупность переживаний человека, связанных с неразрешенным конфликтом между собственными желаниями и давлением общества. Комплекс неполноценности формируется как ощущение собственной ущербности, бессилия, неспособности достичь желаемого. Причем человек наблюдает успех других или, по крайней мере, их субъективное переживание успеха. Поэтому ему начинает казаться, что он хуже окружающих. Это ощущение может привести к развитию депрессии или даже склонности к самоубийству.

Чтобы снять внутреннее эмоциональное напряжение и избавиться хоть на время от отрицательных переживаний, люди, отягощенные комплексом неполноценности, часто проявляют повышенную агрессивность, начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Также одним из способов компенсации комплекса неполноценности является принятие человеком роли жертвы, так как позиция обиженного воспринимается более приемлемой, чем позиция никчемного неудачника. К тому же жалость окружающих хоть как-то восполняет в сознании недостаток уважения к себе.

Читайте так же:  Что делать если жена призналась, что изменяет

Комплекс неполноценности хоть и самый известный, но не единственный. Есть, например, связанный с ним комплекс сверхкомпенсации

. Проявляется он в том, что индивид не просто компенсирует ощущение неполноценности демонстрацией силы и агрессии, а делает это основой своего поведения. Кстати, часто такой комплекс наблюдается у подростков.

В работах А. Адлера и его последователей встречается упоминание и о других комплексах.

  • Эдипов комплекс, названный так по имени древнегреческого царя Эдипа, который женился на матери, убив своего отца. Комплекс этот проявляется в неосознанном сексуальном влечении сыновей к матери.
  • Комплекс Электры – женский вариант Эдипова комплекса, связан с отношением дочери к отцу.
  • Комплекс Федры – чрезмерная, необузданная любовь матери к сыну и гиперопека его.
  • Комплекс Поликрата – проявляется в чрезмерной тревоге успешного человека, которого пугает его слишком быстрый успех.
  • Комплекс Ионы – сомнения в себе, в своих силах и возможности достичь успеха. Имеющий эти проблемы человек даже отказывается признавать свои очевидные для других достижения.

В настоящее время список комплексов значительно расширился. В психологической литературе встречаются такие понятия, как «комплекс вины», «комплекс отличницы», «комплекс внешности» и т. д. Все они так или иначе связаны с неправильной оценкой собственной роли в социуме и отношения к себе окружающих.

Защитные механизмы

Важное место в теории З. Фрейда играет учение о механизмах психологической защиты. Когда человек неосознанно пытается преодолеть конфликт между «Оно» и Сверх-Я», между инстинктами и нормативным поведением, предписанным обществом, то эти попытки могут принимать разные формы. Одна из них – сублимация, но происходит она далеко не всегда. Процесс разрешения конфликта часто бывает болезненным, несет индивиду отрицательные эмоции, и он тоже неосознанно защищается от них. Фрейд описал различные способы или механизмы психологической защиты:

Защитные механизмы присущи всем людям. И это нормальные, естественные реакции, если только человек ими не злоупотребляет. Тогда они начинают доминировать в поведении, что отрицательно на него влияет.

Прикладной аспект психоанализа

Идеи З. Фрейда стали основой целого направления в психологии. И оно включает не только теорию, но и практику. И в настоящее время психоанализ в большей степени понимается именно как совокупность приемов психодиагностики и психотерапии, объединенных в общее понятие «психоаналитический сеанс».

Психоанализ как диагностика психического состояния личности

Цель психоаналитика – выявление скрытых в бессознательном причин поведения и переживаний человека, преодоление внутренних конфликтов, которые являются источником негативных эмоций, фрустраций, фобий, неврозов и т. д.

Первая задача, которая решается в процессе психоанализа, это поиск причин психологических проблем. А так как они хранятся глубоко на уровне подсознания и часто скрыты под слоем комплексов и психологических защит, то добраться до них непросто. В психоанализе разработан ряд способов, позволяющих «вытащить» из подсознания загнанные туда воспоминания, желания и инстинкты. Все эти приемы можно объединить в 3 группы:

  • Методы интерпретации. Они основаны на осмыслении, анализе того, что говорит психоаналитику пациент. Чаще всего имеют в виду спонтанную речь, оговорки, случайно вылетевшие фразы, речевые ошибки и т. д. Но это далеко не все. По сути дела, психоаналитик просто беседует с человеком о его прошлом и настоящем, о его планах и тревогах. Но одновременно «вытаскивает» с уровня подсознания все, что там скрыто, подавлено, но создает мучительные проблемы и порождает кризисы.
  • Метод свободных ассоциаций. Это уже более организованный прием, в котором используются специальные фразы, слова, картинки. Ассоциации, которые рождаются у человека в ответ на них, — это каналы доступа к бессознательному, к тайным желаниям, скрытым комплексам, вытесненным воспоминаниям.
  • Толкование сновидений. З. Фрейд и его ближайшие последователи (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) придавали этому методу большое значение и написали много работ о толковании образов сновидений, об архетипах бессознательного, проявляющихся в снах.

Но в настоящее время последний метод не столь популярен и используется реже, чем первые два. Если только речь не идет о навязчивых, болезненных сновидениях.

Терапевтическая составляющая психоанализа

Психоанализ и психотерапия – это разные направления и разные подходы к воздействию на психику человека. Однако терапевтическая составляющая есть и у психоанализа.

Психоаналитик не оказывает давления на индивида, не формирует у него стереотипы «правильного» поведения, не предлагает готовых решений. Он помогает человеку выговориться и самому разобраться в причинах собственных проблем и внутренних конфликтов. С точки зрения психоанализа, этого достаточно, чтобы почувствовать облегчение, освобождение от давления бессознательного и, главное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Но во время сеанса психоанализа, когда человек выговаривается и раскрывается, происходит еще ряд процессов, которые оказывают на клиента сильное психотерапевтическое действие. Психоаналитик не просто позволяет человеку свободно, не смущаясь, рассказать о своих проблемах, но и направляет этот процесс таким образом, что перед пациентом раскрывается давно скрытое в подсознании. И он постигает истину о самом себе. Не всегда это приятная истина, поэтому сознание сопротивляется, выстраивает разные психологические блоки, затрачивая на это немало энергии.

Задача психоаналитика – мягко преодолеть это сопротивление, побудить человека самостоятельно разрушить психологические блоки. Сеанс психоанализа должен быть построен так, что человек не только получает возможность увидеть корни своих проблем, но и обретает уверенность в их преодолении. Поэтому под руководством хорошего, опытного психоаналитика в сознании человека происходят существенные позитивные изменения.

В Западной Европе и в США, где это направление успешно развивалось многие десятилетия, сеансы психоанализа очень популярны. И несмотря на многочисленных критиков, они приносят явную пользу, ведь люди после них чувствуют повышение эмоционального тонуса, уверенность в собственных силах и готовность решить свои внутренние и внешние проблемы.

Читайте так же:  Ужасный конец или ужас без конца перверзный нарциссизм

Кратко и понятно о психоанализе Фрейда

Психоанализ — это способ выявления переживаний и действий человека, обусловленных бессознательными мотивами с целью лечения психических болезней. В начале прошлого века он был введён австрийским учёным З. Фрейдом и широко применялся вместе с гипнозом.

Внутренний конфликт

Главной особенностью теории Фрейда и его психоанализа является то, что в человеке скрыт конфликт между его внутренними бессознательными силами, такими как libido, Эдипов комплекс и враждебной средой, которая диктует и навязывает ему различные законы и правила поведения.

Те законы и нормы поведения, которые навязывает ему внешняя реальность, подавляют энергию бессознательных влечений и эта энергия высвобождается в форме невротических симптомов, страшных сновидениях и других расстройствах психики.

По теории психоанализа Фрейда личность состоит из трёх компонентов:

[1]

  • бессознательное (Оно),
  • эго (Я)
  • сверх эго (сверх Я).

Бессознательное представляет собой сексуальные и агрессивные инстинкты, стремящиеся к удовлетворению своих влечений во внешней реальности.

Эго (Я) способствует приспособлению индивида к реальности, сохраняет информацию об окружающем мире в сознании человека в интересах его жизнедеятельности и самосохранения.

Супер-эго является вместилищем моральных норм, запретов и поощрений человека и служит, таким образом, как бы совестью человека. Нормы усваиваются человеком бессознательно в процессе воспитания и поэтому проявляются в человеке как чувство страха, вины и угрызения совести. Таким образом, неспособность бессознательной энергии свободно высвобождаться ведёт к конфликту человека с окружающей средой и появлению у него различных психических заболеваний.

Задачей психолога или психотерапевта является выявления в пациенте бессознательных переживаний и представлений и вытеснение их из сферы Оно (бессознательного) в сферу сознание человека, т. е. освобождение с помощью катарсиса.

[2]

В процессе психотерапевтического сеанса негативный трансфер (перенос чувств и ощущений больного по отношению к своим близким на личность психотерапевта) пациента к психологу сменяется на положительный эмоционально окрашенный. Таким образом, самооценка пациента возрастает и происходит постепенное выздоровление, но нужно учитывать, что перед этим психолог должен войти в доверительное отношение к пациенту, чтобы снизить его сопротивление к процессу психотерапии. При жизни З. Фрейда для лечения психических расстройств широко применялся гипноз, но после его трудов все чаще стали применять на практике внушение, аутогенную тренировку и самовнушение.

  • роль словесного представления и восприятия в сознании человека
  • роль посредствующих звеньев при переходе от Оно к Я
  • доминирование бессознательного в человеке по теории психоанализа

Под сознанием Фрейд в своей теории психоанализа подразумевал поверхностный слой личности человека по отношению к внешнему миру. Чувственные восприятия, приходящие извне, а также ощущения и чувства, которые приходят изнутри являются осознанными. С помощью словесных представлений все наши ощущения и чувства становятся осознанными и появляются в сознании.

Словесное представление — это следы воспоминаний в нашей памяти, которые остались благодаря восприятиям каких-либо процессов, происходящих в прошлом. Любые процессы, чтобы быть осознанными личностью, должны пройти во внешнее восприятие и стать воспоминаниями, которые затем обретут словесную форму и станут мыслительными процессами.

Видео (кликните для воспроизведения).

С помощью словесно-образных звеньев различные восприятия могут быть вытеснены из сферы бессознательного в предсознательное, а потом в сознание. Это внутреннее восприятие ощущается сознанием как удовольствие или неудовольствие и является первичным, чем ощущения приходящие извне.

Ощущения воспринимаемые как удовольствия не побуждают к действию и ощущаются как понижение энергии, а вот неудовольствие мотивирует нас на совершение поступков и ведёт к повышению энергии.

Таким образом, если наше libido скрыто в бессознательном и пытается проявиться в личности в виде сексуальных чувств или стремлений, то для сублимации и получения удовольствия его необходимо перенести в сферу сознания, т. е. сделать осознанным. По Фрейду и его теории психоанализа для того чтобы это сделать, необходимы так называемые посредствующие звенья, а для ощущений, притекающих в сознание естественно, такой необходимости нет.

Фрейд называет сущность исходящую из поверхностного сознательного (W) как Я, а те области, куда эта сущность собирается проникнуть обозначает словом Оно.

Личность представляется как бессознательное и непознанное Оно, которое сверху охвачено Я, появляющимся из системы W. Я это только изменённая под влиянием внешнего мира и посредством осознанного восприятия часть Оно. Я пытается заменить внешним миром и реальностью принцип удовольствия, который безраздельно властвует в сфере Оно. Для Я характерно восприятие, а для сферы Оно — влечение. Для Я характерно разумность и мышление, а для сферы Оно —страсти.

Я, в теории психоанализа, представляет место откуда исходят как внешние, так и внутренние восприятия. Если искать анатомическую аналогию, то Я подобно человечку в мозгу, который находится вниз головой, смотрит назад и управляет левым полушарием мозга и речевой зоной.

Подсознание

Мы привыкли главную роль отводить сознанию и полагать, что игра страстей происходит преимущественно в подсознании, но Фрейд утверждает, что даже трудная интеллектуальная работа может происходить подсознательно и не доходить до сознания. Например, в состоянии сна происходит решение сложной задачи, над которой человек бился накануне безрезультатно.

Примечательно, что у некоторых людей такие высшие проявления личности, как совесть, самокритика и чувство вины проявляются бессознательно, что вследствие может привести к разного рода психическим заболеваниям. Вследствие этого Фрейд в своей теории психоанализа делает заключение, что не только наиболее глубокое и непознанное в Я, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным. Так, демонстрируя и говоря о сознательном Я, Фрейд называет его как Я-тело и подчёркивает его прямую и неотъемлемую связь с бессознательным.

Два рода влечений

  • влечения, управляющие личностью
  • сублимация libido в сферу сознания
  • препятствия на пути сублимации

Итак, по теории психоанализа Фрейда мы выяснили, что личность состоит из сознательного (сверх Я), предсознательного (Я) и бессознательного (Оно). Из нашей обычной жизни мы знаем, что человек может жить не только в гармонии с собой, но и находиться в конфликте с собой в тех случаях, когда он хочет достичь чего-то, но не может. По Фрейду получается, что человек не может подчинить себе свою внутреннюю степень бессознательного, вследствие чего получается конфликт.
Читайте так же:  Психология счастливой жизни какое может быть счастье

Как считает Фрейд, в основе этого конфликта лежит влечение, основанное на энергии сексуального характера. Он выделяет два вида влечения: с одной стороны — эротическое, сексуальное влечение или эрос, любовь, а с другой стороны — влечение к ненависти, распаду, смерти.

Если человек может подчинить своему Я эту бессознательную энергию или libido, как назвал её Фрейд, то происходит её высвобождение и человек живёт гармоничной жизни. В другом случае накапливаясь в мускулах тела, эта энергия накапливает свою разрушительную силу и устремляется на внешний мир.

Сублимация — защитный психологический механизм, при котором энергия сексуального влечения личности преобразовывается в социально-приемлимые формы активности (например, в творчество).

Мышление и мыслительные процессы тоже подчиняются сублимированию эротического влечения. Само сублимирование осуществляется сугубо под контролем Я внутри личности.

В обычной жизни или реальности нет такого понятия, как хорошо или плохо, т. е. с человеческой точки зрения, смерть или распад чего-либо это плохо. Например, если мы возьмём вселенную и в ней происходит распад звёзды, то это не плохо, потому что из распавшихся компонентов образуются другие звёзды, а также планеты и различные объекты вселенной. В человеческой жизни ненависть, распад, разложение и смерть — это не совсем приемлемые вещи и человек пытается, переключаясь на любовь, добро и созидание, избежать их проявления, а вследствие того, что человек сложная биологическая конструкция, сделать ему это весьма непросто.

Теория психоанализа Фрейда предостерегает личность не только от становления на путь ненависти, но и от нарциссизма, т. е. самолюбования. Оно (бессознательное) стремится к обладанию объектом путём перенесения libido в Я. Теперь Я получается наделяется свойствами libido и провозглашает себя любовным объектом, то есть объектом для любования.

Фрейдизм, психоанализ

Основателем фрейдизма является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление психоанализа. К психоаналитическим теориям относятся концепции Карен Хорни, Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Вильгейма Райха и др. Каждый из них вносил свои новые и оригинальные идеи в это направление.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех структур, уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я» (структурная модель психической жизни).

  • 1. «Оно» (Ид) — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений, агрессивных и сексуальных. «Оно» насыщено сексуальной энергией (либидо). Человек — замкнутая энергетическая система. Количество энергии у каждого человека — величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.
  • 2. «Я» (Эго) — это уровень сознания. «Я» находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно», подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На Эго воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
  • 3. «Сверх-Я» (Супер-Эго) служит носителем моральных стандартов. Это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то Эго испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

«Я» ответственно за принятие решений, стремится выразить и удовлетворить желания «Оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром. Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Именно Эго анализирует, рассуждает, принимает решения.

Становление психики, особенно «Сверх-Я», у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, по мнению Фрейда, скрыт ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство вины, боится отца. Страшась кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, т.е. преодолевает эдипов комплекс (к пяти-шести годам), и у него возникает «Сверх-Я», совесть.

«Сверх-Я» содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека; позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и что безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам индивид; он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

«Сверх-Я» не пускает инстинкты в сферу «Я», и тогда энергия инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная, трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, особенностях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе.

Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возможны психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «Оно» применяются средства психологической защиты. Такое поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые он пока не может решить; позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.); «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему. Но с течением времени, если человек не решает проблему, защитный механизм может быть препятствием личностного роста. Поведение человека становится мало предсказуемым, он может вредить сам себе; он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить. Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя новыми псевдопроблемами.

Читайте так же:  Эмоциональная нестабильность

Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

Вес защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • а) действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • б) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Психоанализ

Психоанализ – направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

Как проводится психоанализ?

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти невозможно.

Для проведения психоаналитического сеанса пациент укладывается на кушетку, а аналитик садится у него в головах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении).

В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.

Позиция аналитика по отношению к пациенту должна быть строго нейтральна. Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен все время сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрпереносом.

Часто возникает вопрос, может ли психоанализ кому-нибудь повредить? Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик должен также соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств.

По материалам книги Э. Берна

«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Зигмунд Фрейд и психоанализ. Психология — «служанка» психоанализа?

Академическая психология и психоанализ

Психоанализ развивался преимущественно вне основного русла академической психологии. Подобная ситуация сохранялась в течение длительного времени. Американская академическая психология не восприняла психоаналитическую доктрину. В редакционной статье без подписи в «Журнале аномальной психологии» за 1924 год высказывалось явное раздражение этим «нескончаемым потоком работ европейских психологов о бессознательном». В данной статье они едва упоминались как совершенно недостойные внимания.

Понятно, что в такой ситуации очень немногие психоаналитические работы удостаивались публикации в профессиональных изданиях. Подобная дискриминация продолжалась в течение, по меньшей мере, 20 лет. Многие академические психологи обрушились с яростной критикой на психоанализ. В 1916 году Кристина Лэдд — Фрэнклин писала, что психоанализ — это продукт «недоразвитого . германского ума». Следует отметить, что данное суждение было вынесено в тот период, когда все немецкое воспринималось с большим подозрением на фоне германской агрессии в первой мировой войне.

Читайте так же:  Рекомендации психологов эмотивному типу личности

Роберт Вудворт из Колумбийского университета назвал психоанализ «жуткой религией», которая даже здравомыслящих людей приводит к совершенно абсурдным заключениям. Джон Б. Уотсон вообще определил фрейдовскую позицию как шаманство, вуду. Несмотря на все эти едкие нападки на психоанализ со стороны лидеров академической психологии и отношение к нему как к еще одной «безумной» теории, все же некоторые фрейдовские идеи в начале 20-х годов пробили себе дорогу в американские учебники по психологии. Проблема психологических защитных механизмов, а также явного и скрытого (латентного) содержания сновидений вполне серьезно обсуждалась в психологических кругах. Однако, поскольку безусловно доминирующей школой оставался бихевиоризм, психоанализ в целом попросту игнорировался.

Психология психоанализа

Однако, в 30-40-е годы психоанализ получает неожиданно широкое распространение среди публики. Сочетание секса, насилия и скрытых мотивов, а также обещание излечить от широкого спектра разнообразных эмоциональных расстройств выглядит весьма привлекательно, почти неотразимо. Официальная психология в ярости, поскольку, с ее точки зрения, люди могут спутать психоанализ и психологию, полагая, что они занимаются одним и тем же. Официальным психологам претила сама мысль, что кто-то может посчитать, что секс, сновидения и невротическое поведение — это и есть все, чем занимается психология. «В 30-е годы многим психологам стало ясно, что психоанализ — не просто еще одна безумная идея, а серьезный конкурент, угрожающий самым основаниям научной психологии, по крайней мере, в сознании широкой читающей публики».

Для того, чтобы справиться с этой угрозой, психологи решили проверить психоанализ на предмет его соответствия строгим критериям научности. Они провели «сотни исследований, чья изобретательность могла поспорить лишь с бесполезностью полученных результатов». Подобный шквал исследований, хотя, по большей части, и плохо исполненных, доказал, что психоанализ существенно отстает от уровня экспериментальной психологии, по крайней мере, с точки зрения самих приверженцев экспериментальной психологии. В итоге это позволило им вновь занять позицию «арбитров и блюстителей психологической истины». Вдобавок эти исследования показали, что и академическая психология может представлять интерес для широкой публики, поскольку занимается, по существ, теми же вопросами, что и психоанализ.

В 50-е и 60-е годы прошлого века многие бихевиористы занимались тем, что переводили психоаналитическую терминологию на язык своей концепции. Можно сказать, что начало этой тенденции положил сам Уотсон, когда определил эмоции всего лишь как набор привычек, а неврозы — как результат неудачного стечения обстоятельств. Скиннер также обращался к фрейдовской идее защитных механизмов психики, описывая их как форму оперантного обусловливания. В конце концов, психологи усвоили многие из фрейдовских идей, которые даже со временем вошли в основной корпус психологических теорий. Признание роли бессознательных процессов, значимости обращения к детскому опыту, исследование действия защитных механизмов — вот далеко неполный список психоаналитических идей, получивших широкое распространение в современной психологии.

Статьи о психологии

Карл Юнг и аналитическая психология

Юнг постепенно развивал свою собственную психологию бессознательных процессов и анализа сновидений. Он пришел к выводу, что методы, при помощи которых он анализирует символы сновидений пациентов, могут быть также приложимы к анализу и других форм символизма, то есть он подобрал ключ к интерпретации мифов, народных сказок, религиозных символов и искусства >>>

[3]

Психология бессознательного

Проследим, каким путем пришел Фрейд к открытию бес­сознательного. Он идет от психического симптома к бессознательному. Симп­томы констатируются. Они входят в действительность как функ­циональные расстройства организма или мышления и стано­вятся причиной страдания для пораженного субъекта, более того — причиной жалоб. До Фрейда эти жалобы оставались упрямо непроницаемыми для психологии психиатра. Но он не пошел прямым путем, от симптома к бессознательному. Он выбрал окольный путь через заросли сновидения, ошибочных действий и даже остроты. До него все это считалось малозначитель­ным и особенно несерьезным в глазах психиатров >>>

Психология грудного вскармливания

Психоаналитики, создавшие психологию эмоционального развития человека, в какой — то мере тоже в ответе за некоторую переоценку значения груди для психики младенца. Нет, они не ошибались, но прошло время и теперь «хорошая грудь» это жаргонное психоаналитическое словечко, означающее вполне удовлетворительную материнскую заботу и родительское внимание в целом. Психологи говорят о том, что умение нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним является более важным показателем того, что мать успешно справляется со своей задачей, чем факт действительного вскармливания грудью >>>

Видео (кликните для воспроизведения).

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Источники


  1. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2015. — 352 c.

  2. Шарма, Робин Уроки семейной мудрости от Монаха, который продал свой «феррари»: моногр. / Робин Шарма. — М.: София, 2014. — 256 c.

  3. Муратов, С.А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. — М.: Юрайт, 2018. — 279 c.
  4. Перри, Дэнаан Воины сердца. Руководство по разрешению конфликта / Дэнаан Перри. — М.: ПЕРО, 2014. — 190 c.
Психоанализ в психологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here