Содержание
- 1 Связь стресса и памяти
- 2 Критерии ПТСР
- 3 Психофизиологические реакции человека определяют его склонность к развитию ПТСР
- 4 Причины, признаки, диагностика и лечение посттравматического стрессового расстройства
- 5 Психологические и психофизиологические особенности посттравматического стрессового расстройства у шахтеров, пострадавших в результате техногенной аварии
- 6 Посттравматическое стрессовое расстройство
Связь стресса и памяти
Психосоматика – раздел в психиатрии, который позволяет установить связь между психической патологией в организме человека, и наличием соответствующего соматического заболевания. Психосоматика позволяет диагностировать различные проблемы, нашла широкое применение в военной медицине (борьба с фантомной хромотой и прочими повреждениями организма).
В виду того, что раздел психиатрии еще изучен не до конца, то многие ученые все еще озабочены изучением причин и установлением связей между психическими заболеваниями, и соматическими расстройствами и отклонениями.
Так, и ученые из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, занимаясь, проблема изучения психосоматических связей, пришли к открытию. При высоком и постоянном уровне стрессовых ситуаций, у человека возможно снижение концентрации и памяти в целом.
Предпосылки к исследованию
Ученый из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, PHD JAN, долгое время занимался изучением психики крыс, после чего пришел к выводу, что Постоянный стресс снижает передачу глютамата в префронтальную кору головного мозга.
Глютамат — (химическое вещество, которое усиливает нейронные связи), в достаточной мере вырабатывается организмом, хотя некоторые его синтетические производные (в том числе и глютамат натрия) используются в промышленности для придания товарного вида чему либо. Тот же глютамат натрия является сильнейшим стимулятором дофамина, а также является усилителем вкуса.
Употребление пищи снабженной глютаматом натрия, может привести к психической и физической зависимости.
Зависимость от глютамата натрия одна из сильнейших психологических зависимостей, которая имеет все признаки психического отклонения.
Подробнее о психологических и физических зависимостях вы можете прочитать на портале Psytheater в разделе Психические зависимости. Вы сможете найти подробную классификацию зависимостей, список основных физических и психических зависимостей, истинные причины возникновения зависимости, а также способы её преодоления.
У молодых с высоким уровнем эмоциональной амбивалентности, и низким уровнем общей резистивности, были замечены дефекты памяти, после проявления социальной и психической агрессии по отношению к ним. Так, после длительного, или особо сильного стресса, снижение передачи глютамата, а также общая нечувствительность нейронов головного мозга, снижало когнитивную сферу крысы.
В первую очередь, Ян и его коллеги из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, решили проверить соматическую составляющую данного процесса. В виду множества исследований было выявлено, что под влиянием стресса, у крысы не только снижается передача глютамата, но, а также увеличивается уровень кортизола и норадреналина.
Кортизол – гормон стресса, выделяется вместе с адреналином/норадреналином, имеет отравляющее действие на организм. Уменьшает мышечную массу человека, увеличивает жировой запас, ухудшает связь между нейронами головного мозга в префронтальной коре. Основная цель выработки данного гормона, противостояние длительным стрессам, когда у человека нет возможности бороться. Является ключевым фактором в Fright or fight.
Результаты исследования
Результаты исследования показали: Несмотря на значительное влияние норадреналина, кортизола и отсутствие глютамата в коре головного мозга, общие механизмы запоминания крыс оставались в порядке. Так, временная память практически не подвергалась никаким дефектам. Ухудшалось лишь общее запоминание, так как организм не был приспособлен на когнитивное развитие в условиях стресса.
Хронический стресс снижает экспрессию рецепторов в нескольких белках, участвующих в передаче глютамата. Также он уменьшает функциональную Ампар и NMDA-плотность ноотропных рецепторов в нейронах префронтальной коры.
Был отмечен факт: через некоторое время после стресса, когнитивная функция полностью восстанавливалась.
К сожалению, учены, не могут полностью предъявить свои результаты и стопроцентно заявить о том, что у людей такая же реакция на стресс как и у крыс. Ведь, несмотря на похожее строение мозга человека, и крысы, некоторые процессы проходят по разным сценариям.
«Наши результаты показывают, что повторяющиеся стрессы «гасят» глутаматергические передачи в префронтальной коре, что оказывает отрицательное воздействие на когнитивные процессы …«, пишут они.
Крысы с низкой эмоциональной амбивалентностью и высокой резистивность показали несколько ошеломляющие результаты. Так, даже в течение весьма продолжительного стресса, психического и физического ущемления, которое полностью подавляло передачу глютамата в префронтальной коре. Никаких патологий когнитивных процессов, будь то внимание, запоминание, общая и временная память, не было обнаружено.
Результаты позволяют говорить о том, что только люди с высокой эмоциональной амбивалентностью и низкой резистивность могут подпасть под риск ухудшения памяти, находясь в состоянии хронического стресса.
Проводить эксперименты подобного характера на людях, запрещено законом во многих странах мира. Поэтому доктор Ян, и его коллеги проводят лишь анализы префронтальной коры головного мозга человека, и ищут добровольцев, которые согласятся добровольно поучаствовать в эксперименте, который и позволит определить имеется ли у человека связь между хроническим стрессом, и ухудшением памяти.
Критерии ПТСР
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Чтобы точно оценить своё внутреннее психологическое состояние, необходимо пройти тест на самооценку ПТСР. В пунктах теста указаны наиболее распространенные симптомы и признаки заболевания. Пройдя тест, Вы сможете с большой долей вероятности определить у себя наличие посттравматического стрессового расстройства по набранным за ответы баллам.
В основе лечения расстройства лежит, прежде всего, психотерапия, направленная на избавление от негативных воспоминаний прошлого. Для лечения данного заболевания используют когнитивно-бихевиоральную терапию, а также поддерживающую и семейную психотерапии, призванные наладить душевное состояние не только пострадавшего пациента, но и всех членов семьи. Семейная психотерапия учит близких людей оказанию поддержки и необходимой помощи тому, кто пострадал в связи с перенесенными стрессовыми событиями.
Последствия посттравматического стрессового расстройства устраняются при помощи специальных антидепрессантов и успокоительных препаратов, назначенных специалистом. Лечение медикаментами направлено также на устранение сопутствующих психических расстройств, таких как депрессия, приступы панических атак, маниакально-депрессивный психоз.
Своевременная диагностика и комплексное лечение наряду с работой над собой позволят в скором времени устранить все признаки заболевания. Посттравматическое стрессовое расстройство, к счастью, является излечимой болезнью, которая впоследствии не оставит никаких негативных проявлений.
Психологические и психофизиологические особенности посттравматического стрессового расстройства у шахтеров, пострадавших в результате техногенной аварии
Текст научной статьи по специальности « Психология»
Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Холодов Алексей Юрьевич,
Текст научной работы на тему «Психологические и психофизиологические особенности посттравматического стрессового расстройства у шахтеров, пострадавших в результате техногенной аварии»
Психологические и психофизиологические особенности посттравматического стрессового
расстройства у шахтеров, пострадавших
в результате техногенной аварии
Проблема посттравматических стрессовых расстройств, возникающих в результате техногенных аварий, становится все более актуальной. В последнее время в нашей стране, да и во всем мире, наблюдается увеличение разного рода катастроф. Развивающиеся после чрезвычайных ситуаций психические расстройства иногда значительно затрудняют социально-психологическую адаптацию пострадавших и существенно снижают их трудовую активность.
По данным исследований посттравматическое стрессовое расстройство развивается у 50-80% переживших тяжелый стресс, а при достаточно высокой интенсивности воздействия может развиться практически у каждого человека. Распространенность ПТСР среди населения колеблется, по разным данным, от 1% до 67% с вариативностью, связанной с методами исследования, особенностями популяции, а также, по мнению некоторых авторов, в связи с отсутствием единого четкого подхода к определению диагностических критериев данного расстройства. В мирное время удельный вес случаев ПТСР в ряду других психических расстройств относительно невелик и составляет от 0,5 до 1,2%. Однако в последние десятилетия в нашей стране, как и во всем мире, отмечается рост количества различного рода катастроф. Это ситуации, характеризующиеся сверхэкстремальным воздействием на психику человека.
В отличие от многих других стрессоров участие в техногенной аварии является пролонгированной психической травмой, т.е. ее последствия могут наступать даже спустя продолжительный период времени. После возвращения к обычной жизни, пострадавшие в техногенных авариях сталкиваются с рядом проблем: дистресс, непонимание со стороны окружающих, нарушения в межличностных контактах, психосоматические расстройства, формирование рентных установок у пострадавших и т.д.
Многообразие способов реагирования на стрессогенную ситуацию и умение человека приспосабливаться к меняющимся условиям имеет под собой биологическую основу. В частности эффективность адаптации связана с включением в этот процесс механизмов регуляции центральной нервной системы. Адаптационная перестройка функций организма связана с изменением сопряженной работы полушарий головного мозга. Поэтому знания типа межполушарной функциональной
* Материалы предоставлены научным руководителем — заведующей лабораторией психофизиологии и экспериментальной психологии ЮФУ, доктором психологических наук, профессором Е.В. Воробьевой
асимметрии у пострадавшего может помочь прогнозировать развитие посттравматического стрессового расстройства и способствовать правильному подбору метода терапии. В психофизиологии в настоящее время проводятся исследования, направленные на поиск связи разных признаков и показателей асимметрии человека с его индивидуальными особенностями и способами реагирования на воздействия среды [1; 2; 3].
В период с 2003 по 2005 гг. в г. Шахты Ростовской области проводилось исследование пострадавших в результате техногенной аварии и сотрудников поисково-спасательной службы МЧС РФ, участвовавших в ликвидации последствий данной чрезвычайной ситуации. В структуре нарушений, связанных с аварией, одно из первых мест занимают психические расстройства, в частности посттравматическое стрессовое расстройство.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили модели развития ПТСР — психологическая, биологическая и мультифакторная, современные представления о причинах и динамике развития ПТСР, данные изучения физиологических проявлений пограничных психических расстройств, методы психологического и психофизиологического исследования посттравматических стрессовых расстройств. Однако, несмотря на большое число исследований по проблеме посттравматического стрессового расстройства в настоящее время не существует единой общепринятой теоретической концепции, объясняющей этиологию, механизмы возникновения и развития ПТСР.
Следует отметить, что закономерные связи латеральных профилей с некоторыми психическими процессами (например, когнитивными, регуляторными, а также со стилями эмоционального реагирования) уже установлены [1]. В то же время влияние профиля латеральной организации на индивидуальные особенности развития посттравматических стрессовых расстройств все еще остаются недостаточно исследованными.
Таким образом, анализ литературы по проблеме изучения посттравматического стрессового расстройства показывает, что на современном этапе клиническая типология и классификация посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), связанного с последствиями тяжелой психической травмы, продолжают уточняться. В эту группу расстройств отнесены затяжные патологические состояния, возникающие у человека после кратковременного или длительного экстремального воздействия. В качестве важных характеристик тяжелого психотравмирующего фактора обозначены неожиданность, стремительный темп развития катастрофического события и длительность воздействия, а также повторяемость в течение жизни.
Помимо тяжести стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума к ПТСР, о которой свидетельствуют не только особенности преморбида (незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, направленному на подавление нежелательной эмоции), но также склонность к виктимизации (тенденции оказываться в роли жертвы при аналогичных ситуациях) или черты травматофилии (удерживание травматического
опыта). В последнее время все большее значение придается психофизиологическим аспектам стресса, в частности жизненной значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозного и идеологического мировоззрения. Предрасполагающим фактором может стать физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно соматическое истощение на фоне нарушения стереотипа сна и приема пищи.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что у значительного числа пострадавших в результате воздействия чрезвычайного события на начальной стадии развития посттравматического стрессового расстройства преобладают невротические реакции и выявляются признаки снижения социальной адаптации преимущественно за счет лиц с ЛФА. В дальнейшем у них отмечается стабилизация психического состояния, количественные показатели приближаются к нормативным, у половины испытуемых выявляются признаки компенсации или субкомпенсации. Пострадавшие с ПФА отличаются преобладанием депрессивных состояний с самого начала и тенденцией к нарастанию этих проявлений в дальнейшем. При этом нарастают функциональные расстройства и проявляются психосоматические заболевания.
1. Москвин В. А Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ; Оренбург: Изд-во ИПКОГУ, 2002. 288 с.
2. Тарабрина Н.В., Захарова Д.М., Агарков В А. Психологические особенности посттравматического стресса у спасателей // Материалы IV научно-практической конференции «Посттравматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций». Пермь. 1999. С. 7-9.
3. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М., 1997.
Посттравматическое стрессовое расстройство
Рекомендации по ведению:На данном этапе занятия участникам предлагается выполнить упражнение (см. Приложение 8).
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), в отличие от острой реакции на стресс, возникает спустя определенный период времени. ПТСР – специфическая, отсроченная во времени форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся (накопленным) воздействием стресс-фактора, выходящего за пределы жизненного опыта личности, субъективно воспринимаемого, как необычный и вызывающий, как правило, необычные сильные эмоциональные реакции.
ПТСР возникает, когда человек пережил травматическую ситуацию, в которой присутствовали оба аспекта:
1. Человек ощутил объективную или субъективную угрозу: пережил или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьезным ранением – угрозой физической целостности своей или других людей.
2. Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, ужаса и беспомощности.
Симптомы ПТСР можно разделить на основные 3 группы:
I. Группа симптомов повторного переживания:
1 – Повторные, навязчивые, негативные, насильно прорывающиеся воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.
Рекомендации по ведению:На данном этапе рекомендуется просмотр видео – фрагмента «Повторное переживание», после проводятся обсуждения.
Впечатления, полученные во время чрезвычайного события, могут быть столь сильными, что их переживание будет продолжаться еще долгий период времени. Человеком переживаются не только сами события, но и те чувства, которые испытывал человек в тот момент или после события. Человек внезапно может начать чувствовать себя так, как если бы событие вновь происходило с ним. Повторяющиеся переживания могут быть очень тяжелыми и пугающими, но это совершенно нормально, в этом нет ничего необычного.
Рекомендации по ведению:на данном этапе участникам рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 9).
Рекомендации по ведению:Как правило, у определенного количества участников действительно возникают трудности в выполнении второй части задания, им сложно думать о чем угодно, кроме желтой обезьяны. Исходя из этого, ведущий подводит участников к выводу: Сейчас мы с вами сначала представляли обезьяну, а потом пытались не думать о ней. Но, в результате, образ желтой обезьяны прорывался любыми путями к нам в сознание, и справиться с ним кому-то было не просто. Теперь представьте себе, как чувствуют и ощущают себя люди, переживающие приведенные выше симптомы, способные действительно осложнить жизнь человека.
2 – Связанные с событием сны.
Как правило, сны развиваются по двум сценариям. В первом случае снятся кошмарные сновидения, в которых вновь и вновь человек переживает произошедшее с ним. Важным моментом является то, что сны подобного рода могут сниться с точной периодичностью, и даже в одно и тоже время. Люди, постоянно мучающиеся такими ночными кошмарами, могут называть точное время своего просыпания, часто сопровождающиеся потом, учащенным сердцебиением, напряжением мышц, а так же страхом перед засыпанием. В другом случае человек, переживший психотравмирующее событие, видит все новые и новые «фильмы ужасов», в которых его преследуют маньяки, он попадает в транспортные аварии, падает с высотных зданий, не может выбраться из подземелья и так далее.
3 – «Флэшбэк»-эпизоды, внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас. Вызывает выраженный дистресс, физиологические реакции, на какие-либо стимулы, ассоциированные с пережитой человеком травмой. Процесс неконтролируем человеком.
Кому-то достаточно услышать определенный звук, напоминающий о травме, кому-то почувствовать определенный запах, кому-то увидеть похожий образ – что бы травматические события вновь охватили его сознание, заставив заново все пережить.
4 – Интенсивный стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму. Важно понимать, что при столкновении с напоминанием о травме, человек снова переживает травматическую ситуацию, причем с той же интенсивностью, что и при первом столкновении с ней. Переживания ничуть не меньше, они такие же. Круг того, что может напоминать человеку или символизировать в той или иной степени пережитую им травму – не просто широк, он огромен.
II. Группа симптомов избегания:
1 – Избегание мыслей, деятельности и чувств, связанных с событием.
Человек, переживший чрезвычайно сильные, разрушительные эмоции, больше всего боится их повторения. Пострадавший принимает все возможное, чтобы избежать эмоций, связанных с воспоминанием о ЧС.
2 – Нарушение памяти, неспособность вспомнить важные эпизоды произошедшего события, мест, людей. Для проведения некоторых психокоррекционных техник часто бывает необходимо создать человеку, пережившему психотравмирующее событие, некое безопасное место, в котором бы он чувствовал себя комфортно, защищено, куда бы он мог «спрятаться», тем самым, восстановив свое душевное равновесие. Формируя безопасное место, сам человек часто не может найти такое место в своей сегодняшней жизни, ни вспомнить их из периода детства, юности. Более того, ему трудно припомнить, когда он в последний раз испытывал чувства радости, подъема, творчества, полета.
3 – Чувство отстраненности и отчужденности от других – под девизом: «Им меня не понять. Они не такие, как я». Характеризуется отдаленностью от окружающего мира. Отчужденностью от других людей, ощущением одиночества, утратой способности устанавливать близкие отношения с людьми.
4 – Обеднение чувств. Человеку труднее испытывать чувства любви и радости (эмоциональная притупленность), исчезает чувство творческого подъема. Стрессы и напряжения, возникающие в обычной жизни, могут становиться непереносимыми для тех, кто прошел травматический инцидент. Такие люди могут избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что зачастую ведет к добавлению личных проблем. Трудности во взаимоотношениях со временем усиливаются наряду с нарастанием ощущения, что «Никто не может понять, через что я прошел». Такое ложное представление является главным препятствием для просьбы о помощи и поддержке. А между тем, часто именно окружающие могут стать главной опорой и источником восстановления комфортного состояния во время кризиса.
5 – Потеря доступа к ресурсам прошлого, отсутствие ориентации на будущее.
Травматическое событие может изменить взгляд человека на важные моменты в его жизни. Надежды на лучшее будущее могут быть утрачены или изменены вследствие глубокого разочарования.
III. Группа симптомов повышенной возбудимости:
1 – Любые нарушения сна: плохой, тревожный, поверхностный сон, частые просыпания, невозможность уснуть, кошмары во сне и т.д.
2 – Раздражительность. Повышается раздражительность, нетерпимость в самых бытовых вопросах, часто возникает неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, сопровождаемая угрозами, иногда не только на словах. Казалось бы, совсем незначительное событие может вызвать интенсивное чувство злости. Может возникнуть ощущение, что человек не похож на самого себя. Родные, друзья и коллеги могут замечать некоторые перемены в характере человека. Более постоянный гнев человек может переживать по поводу несправедливости и бессмысленности происшедшего или против тех, кто, кажется, был причиной того, что случилось.
3 – Трудности концентрации внимания.
4 – Сверхбдительность. Отсутствие чувства безопасности. Человек пристально смотрит вокруг, словно ему угрожает опасность. Причем опасность не только внешняя, но и внутренняя – человек не позволяет себе расслабиться и отдохнуть.
5 – Взрывные реакции, причем внезапные и не контролируемые человеком. Человеку самому тяжело, а так же очень не просто его близкому окружению. Родственники и друзья иногда не знают, как себя вести с таким человеком, не знают чего от него ожидать в тот или иной момент. Так как порой на самые безобидные вещи человек реагирует немотивированной вспыльчивостью и агрессией. Именно по подобной причине, близкое окружение может очень быстро перестать контактировать с таким человеком (и не от того, что его не любят), что способно привести к одиночеству.
6 – Депрессивные состояния.
Случаи психической травмы способны нарушить нормальное течение жизни человека, деля ее на жизнь «до» и жизнь «после» травматического события.
В качестве примера можно привести описанную ниже ситуацию:
Спасатель международного класса (15 лет стажа) принимал участие в ликвидации последствий обрушения здания. Среди погибших было много детей. На вторые сутки работы он достал тело 9-10-летнего мальчика, погибшего от переохлаждения. В течение следующего получаса испытывал беспомощность, раздавленность, на глаза наворачивались слезы, работать не мог. В дальнейшем специалист взял себя в руки и продолжил работу.
Через несколько месяцев специалист стал замечать, что даже получасовое опоздание девятилетнего сына вызывает острое, беспричинное, почти неконтролируемое беспокойство и страх за него. Появилась чрезмерная бдительность и контроль за своими близкими, проявляющиеся в постоянных телефонных звонках жене и сыну. Подобные звонки способствовали частичному снижению тревоги за своих близких. Возникло ощущение одиночества, человек стал замкнут, появились проблемы в общении с близкими и коллегами по работе, связанные с повышенной раздражительностью, часто без основания. Кроме того, у специалиста появились проблемы, связанные со сном: плохое и сложное засыпание и частые кошмары во сне. Спустя 4 года после произошедшей ЧС, путешествуя на машине с сыном, специалист пережил несколько приступов неконтролируемого страха за жизнь сына, например, в ситуации ограниченной видимости дороги, в результате чего не мог вести машину.
Ощущение неконтролируемого страха за жизнь своих близких, ухудшение межличностных отношений с родными и коллегами, а так же понимание негативных изменений и в других сферах своей жизни, явилось причиной обращения специалиста к психологу.
Известны случаи, когда человек, уже после пережитого травматического события, пытается искать что-то подобное и в дальнейшем, что до травмы в его планы не входило: идет служить в милицию, поднимается в горы, исследует пещеры, устраивается работать мойщиком окон высотных зданий и т.д. Многие женщины, зарабатывающие себе на жизнь проституцией, – в прошлом неоднократно подвергались насилию.
Возможно появление чувства укороченного будущего. Человек не строит долгосрочных планов (женится, иметь детей, любить и т.д.), он не способен видеть себя через несколько лет.
У человека, пережившего травматическое событие, может возникнуть чувство вины, которое он сам способен развивать день ото дня. У специалиста экстремального профиля могут возникнуть сомнения, мог ли он сделать что-то большее, чем сделал, чтобы помочь пострадавшему.
В качестве примера можно рассмотреть неоднократные обращения специалистов экстремального профиля, связанные с глубоким и мучающим чувством вины в случаях, когда пострадавший умирал у них на руках, несмотря на огромные усилия по его спасению.
Помимо перечисленных основных групп симптомов, стоит отметить и другие особенности проявления ПТСР. Человек, переживший травматическую ситуацию, нередко повышает употребление алкоголя или начинает употреблять наркотические средства, стремясь тем самым снизить уровень собственных переживаний, что в последствие ведет к еще большим проблемам: проблемам, связанным со здоровьем, проблемам на работе, дома, в семье.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники
CD-ROM (MP3). Гипнотизм и психология общения. — Москва: РГГУ, 2018. — 179 c.
Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.
Зарецкая, И. И. Основы этики и психологии делового общения / И.И. Зарецкая. — М.: Оникс, 2016. — 224 c.- Бенард, Черил Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин / Черил Бенард , Эдит Шлаффер. — М.: Панорама, 2014. — 238 c.
Приветствую Вас на нашем ресурсе. Я Ирина Самойлова. Вот уже более 6 лет занимаюсь психологией. В настоящее время являюсь специалистом и хочу подсказать всем посетителям сайта как решать их проблемы.
Все материалы для сайта тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте — всегда необходима обязательная консультация у специалистов.