Психологическая зрелость

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психологическая зрелость" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Что такое психологическая зрелость человека

Взросление человека – это главный этап в развитии личности. Однако все понимают, что стать взрослым – это просто, нужно лишь дождаться определенного возраста. Гораздо важнее обрести зрелость.

Возраст зрелости не имеет стандарта, не является одинаково определенным у всех, у каждого человека он индивидуален. Стоит разобраться, в чем проявляется зрелость личности и как определить степень зрелости индивида. Психология не имеет точных, однозначных ответов на эти вопросы, однако некоторые моменты в этом сложном понятии на сегодняшний день удалось выявить.

Говоря о человеке, что он зрелый, состоявшийся, в первую очередь говорят о его психологическом росте. Но как определить, что индивид «созрел»? Ведь это состояние нельзя потрогать, нельзя попробовать. Как понять, что индивид, с которым вы общаетесь, обладает этими качествами?

Конечно же, многих больше всего интересует вопрос о себе. Ведь как ни крути, но психологическая зрелость – это то, к чему стремится каждый индивид, это некий эталон, идеал.

В психологии зрелость понимают двояко:

  • Определенный этап в жизни, возраст.
  • Уровень развития личности.

Необходимо учитывать многие критерии, чтобы определить, насколько зрелым является индивид. Ведь недаром есть поговорка: «Седая голова, но нет ума» – это тот случай, когда возраст индивида не совпадает с психологическим возрастом.

Основы развития

Так как до сих пор не существует общепризнанного способа определить возраст зрелости, психологи используют различные способы. Личностная зрелость – понятие очень сложное и для каждого – индивидуальное. Для её определения учитывают много значимых аспектов – это и эмоциональная зрелость, и социальная зрелость, и даже взрослость человека.

Социальное окружение, общество формирует определенные идеалы и представления, на которые так или иначе ориентируется каждый. Человек считается зрелым тогда, когда он достигает этих определенных социальных идеалов. В некоторых социальных группах личность считается зрелой после окончания учебы. Некоторые полагают, что люди созрели, если завели семью.

У каждой народности, социальной группы имеются свои критерии для определения зрелости как очередного этапа в жизни. А вот психологическая зрелость личности помогает человеку достигать соответствия определенным устоям общества. Она показывает, насколько индивид адаптирован к окружающим, насколько уверенным и самостоятельным он чувствует себя в социальной среде.

То есть, другими словами, это качество, которое показывает степень интеграции личности. Если человек смог полностью интегрироваться, то это означает, что он достиг зрелости. Для того чтобы индивид мог с уверенностью заявить, что он зрелая личность, ему необходимо пройти несколько этапов развития.

  • Хронология. Достижение определенного возраста, который считается зрелым в социуме.
  • Физиология. Важна также и физиологическая зрелость человека.
  • Социум. Основной показатель того, насколько личность адаптировалась к окружающим.
  • Интеллект. Наиважнейший этап – пройдя его, личность может принимать разумные решения и развиваться.
  • Эмоции. Только зрелый человек может похвалиться тем, что контролирует свое эмоциональное состояние.

Все эти понятия должны быть тождественны, чтобы личность обрела полноценную зрелость. Находясь на различных ступенях развития, личностная зрелость проявляется по-разному. В некоторых случаях индивид может быть зависимым.

Например, парень достиг совершеннолетия и покинул отчий дом. Однако он не смог еще найти свое призвание, не прошел все этапы развития, его личность уже сформировалась, но еще не созрела. В этом случае молодой человек будет зависимым от своих родителей или от тех, кто будет оказывать ему поддержку. Люди по-разному воспринимают взрослость личности, зачастую совершая ошибки.

Но незрелую личность тоже можно определить по признакам, которые присущи только ей:

  • Неспособность принимать собственные ошибки.
  • Взрывной характер.
  • Тяга к соперничеству.
  • Неприятие проигрыша.
  • Эмоциональная нестабильность.
  • Капризы.
  • Неприятие критики.
  • Неумение прощать.
  • Боязнь перед изменениями.
  • Зависимость.
  • Необоснованная требовательность.
  • И довольно часто встречается неадекватность.

Это лишь основные из многих качеств, которые характеризуют незрелую личность. Если внимательно на них посмотреть, то можно сказать, что это черты, присущие ребенку: капризный, требующий внимания и не принимающий воспитания. Такое поведение может существенно осложнить жизнь в социальной среде.

Социальная зрелость наступит тогда, когда человек сможет преодолеть все черты характера, которые свойственны детскому мышлению. Незрелость может проявляться и в абсолютно зрелой личности – точнее, некоторые её признаки.

Это не означает деградации развития, напротив, иногда обстоятельства принуждают проявить нетерпимость или же соперничество. А некоторые индивиды обладают азартным характером, что тоже может показать признаки незрелости.

Психология зрелости выявила некоторые моменты развития, которые могут охарактеризовать зрелую личность или же помогут понять, насколько правилен выбранный путь к зрелости. Здесь очень много второстепенных факторов, но мы обратим внимание на основные критерии.

1. Любовь. Только зрелая личность может развить чувство безопасности при повышенной ранимости. Это сложное сочетание чувств содержит риск, который может разбить сердце. Однако только эти чувства в гармонии помогают человеку любить и быть любимым.

2. Реальность. Возможность отличать выдуманное от реального, видеть вещи в их истинном виде, не наделяя собственными качествами. Только зрелая личность сможет признать свои проблемы и разобраться в них – незрелая постарается избежать этого.

[1]

3. Отзывчивость. Это качество требует делиться не из расчетливых целей, а для блага остальных. Давать и принимать бывает очень сложно.


4. Положительное восприятие окружающего мира. Принимать все повороты судьбы такими, какие они есть, и уметь их проходить. При этом не просто преодолевать сложности, а становиться сильнее, извлекать жизненные уроки. Видеть причину изменений в себе, а не винить обстоятельства.

5. Конструктивность. Зрелый индивид не будет воспринимать критику враждебно. Он будет искать проблемы, которые можно решить и исправить сложившуюся ситуацию. Для него избавление от недругов означает, что их нужно сделать друзьями. И он достигнет этого путем преодоления неприязни.

6. Расслабление. Полноценная личность не будет никогда испытывать напряженность. Она может в любой момент расслабиться, ведь она сильна и достигнет своего, несмотря на преграды.

Читайте так же:  Деменция старческого возраста

Как повзрослеть

Зрелость социальная, психологическая, эмоциональная – это все личностная зрелость. Не стоит дожидаться, пока проявляющийся признак развития подтолкнет в нужную сторону. Зрелую натуру нужно обязательно развивать самостоятельно.

Для этого существует немало методик психологической терапии. Каждая по-своему действенна, и человек должен индивидуально подбирать нужную для себя. Однако существуют и основные шаги к личностному росту, подходящие для любого индивида.

Научиться понимать самого себя, свои желания и улучшать свои качества. Развивать в себе общительность, выходить с людьми на открытые разговоры. Стать социально значимым человеком. Отбросить все эгоистичные мысли. Научиться хотя бы частично сдерживать проявления эгоизма в поведении.

Решить все мелкие проблемы, простить обиды и помириться с окружающими. Завершить все, на что не хватало времени или желания. Избавиться от ненужных вещей, приучить себя к порядку. Порядок должен быть не только в доме, но и в мыслях. И самое главное – найти в своей жизни то, что будет гораздо важнее вас самих, то, ради чего стоит стараться быть лучше.

Психологическая зрелость личности имеет прочную основу из выборов, которые совершает и завершает индивид в своей жизни. Другими словами, зрелая личность – огромный шаг к благополучному будущему. Автор: Людмила Мухачева

Духовная и психологическая зрелость;

В По­сла­нии к Ко­лос­ся­нам 1:28 Па­вел пи­сал, что целью его личных бесед с людь­ми все­гда бы­ло развитие их хри­сти­ан­ской зре­ло­сти. Толь­ко рас­ту­щий ве­рую­щий достигает ко­неч­ной цели сво­ей жиз­ни, а имен­но по­кло­не­ния и слу­же­ния. Сле­до­ва­тель­но, биб­лей­ское душепопечение делает своей глав­ной стра­те­гией раз­ви­тие ду­хов­ной и пси­хо­ло­ги­че­ской зре­ло­сти. Ко­гда мы го­во­рим с дру­ги­ми ве­рую­щи­ми, мы все­гда долж­ны пом­нить о це­ли на­шей по­мо­щи им, а именно о том, что­бы они ста­ли бо­лее зре­лы­ми, что­бы они мог­ли луч­ше уго­дить Бо­гу.

Очень мно­гое в на­шей хри­сти­ан­ской дея­тель­но­сти мо­ти­ви­ро­ва­но лич­ным же­ла­ни­ем за­вое­вать чье-то одоб­ре­ние и, сле­до­ва­тель­но, быть принятым кем-то. Все бо­ли, все про­бле­мы, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том та­ко­й мо­ти­ва­ции, не яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми, по­то­му что су­ще­ст­ву­ет оп­рав­да­ние по ве­ре. Я уже при­нят, мне не нуж­но ни­чье одоб­ре­ние. Бог объ­я­вил, что со мной все в по­ряд­ке. Ко­гда я на­чи­наю это по­ни­мать, пусть да­же со­всем не­мно­го, то­гда мо­им не­из­беж­ным от­ве­том бу­дет: “Спа­си­бо Те­бе, Гос­подь, я хо­чу уго­дить Те­бе”. Па­вел ска­зал, что он на­хо­дил­ся не под дав­ле­ни­ем то­го, что­бы быть при­нятым, а ско­рее под не­вы­ра­зи­мой лю­бо­вью Хри­сто­вой (2 Кор. 5:14). Его основным мо­ти­вом бы­ла лю­бовь. Он хо­тел уго­дить Бо­гу и слу­жить лю­дям не для то­го, что­бы его приняли, но по­то­му, что он уже был при­нят Бо­гом. Ос­но­ва­ни­ем всей хри­сти­ан­ской жиз­ни в та­ком слу­чае яв­ля­ет­ся пра­виль­ное по­ни­ма­ние оп­рав­да­ния.

Ко­гда-то я бу­ду про­слав­лен, я бу­ду на не­бе­сах, но до то­го мо­мен­та все мои не­дос­тат­ки и все мои со­вер­шен­ст­ва не бу­дут уда­ле­ны. То, что Бог объ­я­вил ис­ти­ной, а именно то, что я пол­но­стью при­нят, однажды Он совершит в мо­ем фак­ти­че­ском ес­те­ст­ве. Я дей­ст­ви­тель­но ста­ну сво­бод­ным от всех гре­хов­ных же­ла­ний, мыс­лей и дей­ст­вий. А до то­го мо­мен­та (ко­то­рый мы обыч­но на­зы­ва­ем про­слав­ле­ни­ем) Бог за­нят про­цес­сом моего ос­вя­ще­ния, очи­ще­ния, постепенно по­мо­гая мне ста­но­вить­ся все бо­лее и бо­лее по­хо­жим на то­го, кем я яв­ля­юсь по Его сло­ву. Он по­зво­лил мне за­нять по­зи­цию при­ем­ле­мо­сти. Те­перь Он на­став­ля­ет ме­ня в том, как рас­ти и дос­тичь этой по­зи­ции, как вес­ти се­бя все бо­лее и бо­лее при­ем­ле­мо. По­бу­ж­де­ни­ем к то­му, что­бы так по­сту­пать, яв­ля­ет­ся лю­бовь. Он дал мне Свя­то­го Ду­ха, Ко­то­рый учит ме­ня то­му, как мне жить, и да­ет мне воз­мож­ность жить та­ким об­ра­зом. Так как я оп­рав­дан, то мое про­слав­ле­ние – это впол­не оп­ре­де­лен­ная вещь. Я бу­ду от­ра­жать Бо­жий ха­рак­тер, ко­гда я уви­жу Его, ибо то­гда я бу­ду та­ким, как Он. Но Бог ска­зал мне, что в про­ме­жут­ке ме­ж­ду мо­им оп­рав­да­ни­ем и мо­им про­слав­ле­ни­ем я дол­жен ид­ти пу­тем по­слу­ша­ния. Хри­сти­ан­ская зре­лость вклю­ча­ет в се­бя не­об­хо­ди­мость ста­но­вить­ся все бо­лее и бо­лее по­хо­жим на Гос­по­да Ии­су­са че­рез все возрастающее по­слу­ша­ние во­ле От­ца.

По­зволь­те мне изо­бра­зить то, что я ска­зал.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ Я стану совершенным.

Бог предопределил это.

Ввиду моего оправдания

ПОСЛУШАНИЕ и моего будущего прославления

я желаю угождать Господу.

Бог принимает меня

ОПРАВДАНИЕ Он сам провозгласил это

До­ба­вим цель “стать на путь по­слу­ша­ния” к на­шей схеме. Те­перь она вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом:

Психология зрелости

Зрелость и психологический возраст. Развитие человека в зрелости связано с динамикой его психологического возраста. Выделяют три взаимосвязаных, но не совпадающих друг с другом возраста хронологический (паспортный), физический (биологический) и психологический. Физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. И в сорок лет можно выглядеть и, главное, иметь состояние всех систем организма как у молодого человека, а можно обнаруживать все признаки старения, увядания.Психологический возрастхарактеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда и во всем с ним совпадает. Психологический возраст — это возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности. Человек, относя себя к определенному возрасту (чувствуя или осознавая себя молодым, зрелым или старым), ориентируется не столько на возрастные рамки, сколько на содержание периода — специфическую для него область социальных отношений, образ жизни, приобретаемые личностные новообразования.

Кризис 40 лет жизни. Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что жизнь прошла бессмысленно. В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем, фоне настроений. Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен, избегать самоанализа, и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве приходят более реалистичные ожидания.

Читайте так же:  Неврология в возникновении шизофрении

Проблема разводов в среднем возрасте. Если семья имеет главное значение в жизни человека, а отношения внутри семьи не удовлетворяют его потребностей в заботе и безопасности, то выходом из такого положения нередко бывает развод. Мотивы развода супружеских пар в период средней взрослости остаются те же, что и у молодых супругов: они хотят получать от совместной жизни больше, чем имеют в настоящее время. Наиболее частыми мотивами развода являются пьянство, измена или подозрение в измене. Значительное число людей, особенно проживших вместе больше 15 лет, воспринимают развод как поражение. Тот, кто являлся инициатором развода, может ощущать грусть, гнев, вину, но также чувство контроля над ситуацией. Партнер, который не принимал решение о разводе, часто чувствует себя отвергнутым. Если семья представляла для него основную жизненную ценность, то последствия могут быть достаточно тяжелыми от депрессии до потери желания жить. Большая часть супругов справляются со своими проблемами уже через 2-3 года. Те, у кого жизнь складывается вполне благополучно, обычно вступают через 3-4 года в повторный брак.

Психологическая зрелость

Психологическая зрелость — полное, состоявшееся психологическое развитие человека, свободное и гибкое пользование основным личностным инструментарием. Психологическая зрелость — не про жизненный путь в целом (этим заведует личностная зрелость), а про умение адекватно вести себя в конкретных ситуациях.

Умение быть самопричиной в конкретной ситуации, осознание ответственности за действия, умение адекватно менять свое ситуативное поведение, способность в обсуждении отказываться от своей правоты и признавать правоту собеседника, владеть своими эмоциями.

О психологической зрелости того или иного человека с позиции стороннего наблюдателя нужно говорить с осторожностью (легко ошибиться, люди «любят» играть роли и быть «в образе»), кроме того, люди меняются. В первом приближении, можно указать некоторые (далеко не все) более менее общие критерии, которые скорее говорят о психологической зрелости.

Лекция 16. Психология зрелости

Читайте также:

  1. Caution [‘kotfan]n осторожность psychology [sai’tolscfr] n психология
  2. I. ПСИХОЛОГИЯ СТРАУСА
  3. IX Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора
  4. IX. Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора
  5. Аналитическая психология К.Юнга.
  6. Ассоциативная психология
  7. Астропсихология
  8. Аффект (психология)
  9. В Ваших книжках, лекциях, беседах заметно влияние Льюиса, Честертона. Каково Ваше отношение к ним?
  10. В. Н. Мясищев и психология отношений.
  11. Введение. Социология и коллективная психология.
  12. Внимание как селекция

Тема 13. Психическое развитие взрослого

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Содержание

1. Взрослость как предмет акмеологии и как этап психического развития.

2. Специфические особенности развития в период взрослости: понятие о возрастных часах.

3. Социальная ситуация и задачи развития в период взрослости.

4. Проявление общих закономерностей развития во взрослости: кризис середины жизни.

5. Итоги возраста: психические новообразования периода взрослости.

Современные исследователи рассматривают взрослость как наиболее длительный этап жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии: ранняя взрослость (20–40 лет), средняя взрослость (40–60 лет) и поздняя взрослость (от 60-ти лет). Основополагающей для современных психологических теорий является идея о том, что развитие человека в период взрослости зависит от успешности разрешения им проблем предшествующих периодов – обретения доверия, автономии, инициативы и трудолюбия, идентичности и близости.

В последние десятилетия исследования психологического облика взрослых сосредоточены в акмеологии, изучающей факты, проблемы и закономерности развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология (от греч. akme – расцвет, высшая степень чего-либо) возникла вначале как раздел возрастной психологии – психологии взрослости или зрелости. Сегодня она стала самостоятельной наукой, находящейся на стыке естественных, технических и гуманитарных дисциплин. Выдающийся отечественный психолог Б. Г. Ананьев внес
неоценимый вклад в разработку ее методологических основ. Его идея о том, что зрелость и взрослость являются наиболее важными периодами человеческого развития, расцвета человеческой личности, поскольку именно для них характерна высокая продуктивность и социальная активность, стала основной и решающей предпосылкой для становления этой научной дисциплины.

Возрастная психология достаточно долго игнорировала взрослость как особый возраст жизни либо характеризовала его как период некоторой психологической “стагнации”, наступающий после преодоления человеком последней вершины детства – отрочества и ранней юности – и предшествующий тому спаду психической активности и снижению всех психофизиологических характеристик, который наступает в старости. Современная возрастная психология активно занимается проблемой возрастного развития в этом важном периоде человеческой жизни, хотя разработанность проблем взрослости и сегодня значительно уступает другим возрастным разделам – психологии дошкольника, подростка и юноши.

Психическое развитие взрослого отличается своеобразием по сравнению с развитием человека в других возрастах. В период взрослости так называемые вышележащие уровни психической организации (социально-психологический и функционально-психологический) оказываются ведущими, детерминирующими состояние нижележащих уровней, в частности, функционального и психофизического. Изменения в мышлении, поведении и личности взрослого лишь в незначительной степени обусловлены хронологическим возрастом или специфическими изменениями в организме, в гораздо бόльшей степени они детерминируются личными, социальными и культурными событиями или факторами.

В отношении к взрослым людям используют понятие возрастные часы, позволяющее определить, насколько человек в своем развитии опережает социальные ключевые события, которые определяют жизнедеятельность взрослого, или отстает от них. К ключевым событиям взрослости относят такие, как получение профессии, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и т. д. Для характеристики развития взрослого активно используют три независимых понятия: “психологический возраст”, “биологический возраст”, “социальный возраст”. Психологический возраст указывает на степень адаптированности взрослого человека к требованиям окружающего мира (уровень интеллекта, память, двигательные возможности, мотивационная сфера, личностные образования). Социальный возраст оценивается по степени соответствия статуса человека существующим в данной культуре нормам (например, женатый 50-летний человек, имеющий внуков, и 50-летний холостяк, завязывающий знакомства в поисках партнерши). Биологический возраст характеризуется динамикой психофизических функций (сенсорных, моторных, мнемических).

Читайте так же:  Как манипулировать мужчиной с помощью слов, чтобы он влюбился по уши

Общий контекст жизнедеятельности взрослого человека, специфика социальной ситуации его жизни определяется включенностью в трудовые отношения и необходимостью нести социальную ответственность за собственную семью и детей, а также озабоченностью широкими социальными проблемами (политическими, экономическими, нравственными, экологическими). В качестве задач развития взрослого в современных психологических теориях выделяются различные интенции. Так, Э. Эриксон определял как генетическую задачу первой фазы взрослости (25–45 лет) обретение аффиляции (близости), которая в известном выражении З. Фрейда звучит как способность «любить и работать» («Lieben und arbeiten»). Вторая же фаза взрослости в его периодизации жизненного пути (45–65 лет) направлена на решение задачи осуществления генеративности, заботы («заинтересованности в устройстве жизни и наставлении нового поколения»), которая требует от взрослого продуктивности и креативности, но не сводима к ним.

В других теориях развития взрослость понимается как период решения задач, связанных с осуществлением карьеры, построением семьи и воспитанием детей, в третьих – как период интеграции многообразных связей и отношений с людьми, накопления сравнительно постоянных материальных средств, лидерства в различных видах деятельности, как время обретения духовных ориентиров в индивидуальной жизни.

В период взрослости своеобразно проявляются общие закономерности психического развития. Так, например, неравномерность развития обнаруживает себя в чередовании стабильных и кризисных фаз. Взрослость является стабильным периодом онтогенеза, но включает несколько возможных кризисов развития, из которых наиболее сложным является кризис середины жизни: психологический феномен, переживаемый людьми 40–45 лет и заключающийся в переоценке того, что было достигнуто к этому времени. Порой эта переоценка оказывается болезненной и приводит к пониманию собственной несостоятельности, что вызывает доминирование депрессивных состояний в общем фоне настроения.

В этом возрасте проявляется и такая универсальная закономерность психического развития, как гетерохронность, обнаруживающая себя в несовпадении во времени фаз развития психических функций взрослого человека. Например, на фоне снижения непроизвольной памяти можно наблюдать значительное повышение показателей внимания взрослого человека, а на фоне снижения скорости переработки им информации – повышение глубины и критичности мышления.

Особую роль в понимании специфики психического развития взрослого имеет такая известная закономерность, как кумулятивность. Она объясняет накопление изменений в психике, приводящее взрослых к новому качеству их психической деятельности, например, к развитию особого вида интеллекта – кристаллизованного, являющегося результатом опыта и образования и опирающегося на высокую осведомленность и знания, накопленные в течение жизни.

Ведущая роль социокультурного контекста в развитии – специфическая закономерность психического развития взрослого: она обосновывает положительное влияние активного образа жизни и личностной позиции взрослых на характер и качество их психического развития. Успехи взрослого зависят от того, сколько сил и времени он готов вложить в свое развитие.


Взрослость следует характеризовать рядом качественных позитивных изменений в психике, или психических новообразований, закономерно появляющихся в психическом облике в ответ на требования социальной ситуации жизни в ходе специфического (ведущего) практического отношения взрослых к действительности, в трудовой деятельности, в семейной жизни. Основными новообразованиями, или достижениями, взрослости признают развитое социальное чувство, личностную и профессиональную рефлексию, жизненную мудрость, осознанную нравственную позицию, толерантность и гражданскую ответственность, эмоциональную устойчивость, гибкость поведения и критичность мышления, креативность и индивидуальный стиль деятельности.

При этом в реальных вариантах психического развития взрослых эти достижения возраста достаточно часто не сформированы и составляют лишь возрастной потенциал. Именно на этом основании отечественные акмеологи различают понятия взрослость и зрелость, понимая взрослость как некоторый паспортный (хронологический) возраст, а зрелость – как возраст собственно социально-психологический, как реализацию потенциалов развития в форме максимальных жизненных достижений и вершин развития.

В условиях активной профессиональной или собственно умственной деятельности взрослые могут не просто стабилизировать все свои когнитивные показатели, противостоять тотальной инволюции элементарных психофизиологических функций, но и достичь более высоких параметров развития именно за счет становления опосредованных, культурных по своей природе психических функций (профессиональное мышление, профессиональная наблюдательность, критическое мышление, творческое воображение).

| следующая лекция ==>
Расчет стоимости тура | Вопрос 1 Основные подходы к осуществлению сервиса

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1573 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что такое психологическая зрелость

Вопросы о том, что такое психологическая зрелость, и чем она отличается от взрослости, до сих пор волнуют психологов. Считается, что психологическая помощь заключается не только в том, чтобы разрядить эмоциональное напряжение, с которым приходит человек, но и также в том, чтобы развить в нём осознанность и способствовать его психологическому взрослению.

Что же мы имеем ввиду, когда говорим о зрелости? На мой взгляд, можно выделить несколько основных характеристик. Конечно же, это будет не полный перечень.

Зрелость в том аспекте, в котором мы о ней говорим — это способность самостоятельно мыслить, самостоятельно решать проблемы, если нужно, просить о помощи. Это способность общаться с другими людьми, заботиться о себе и других, ставить цели и достигать их. Если можно так сказать — это способность самому реализовывать свои потребности:

Часто путь психологического взросления наполнен ошибками, неприятным опытом, переживаниями. Но результат стоит того. Именно психологически зрелый человек испытывает удовольствие от себя, от жизни, от отношений. Он может оказать поддержку себе и другим, он способен заботиться о себе и о других. Он чаще в жизни переживает периоды удовлетворённости и счастья. Но способен выстоять и в трудный период. Он осознает, что он является автором своей жизни.

Зрелость личности

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социали-зированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:
• широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
• мера развития личности как субъекта;
• характер деятельности — от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
• социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

Читайте так же:  Фетиш как фактор преступных действий

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:
• ответственность;
• терпимость;
• саморазвитие;
• позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности — процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости — акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеоло-гии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошколном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Зрелость (взрослость)

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
  1. развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
  2. это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
  3. перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. Ананьев).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

[2]

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

  • умение брать на себя ответственность;
  • стремление к власти и организаторские способности;
  • способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
  • уверенность в себе и целеустремленность;
  • склонность к философским обобщениям;
  • защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
  • способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
  • формирование индивидуального жизненного стиля;
  • стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
  • реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
  • стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Сапогова).
Читайте так же:  Что значит познать самого себя и как это сделать

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь — наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой «Я» концепции.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «. степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин. Физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень «акме» человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности являются следствием большего или меньшего подъема в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его «акме», его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего «акме», от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его «акме» определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца».

[3]

Источники


  1. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2016. — 192 c.

  2. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.

  3. Кругляк, Лев Счастье в повторном браке. В центре внимания дети / Лев Кругляк , Инна Брустинова. — М.: Диля, 2015. — 224 c.
  4. Алексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. — М.: Речь, 2017. — 816 c.
Психологическая зрелость
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here