Психологические механизмы волевой регуляции поведения

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психологические механизмы волевой регуляции поведения" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Психологические механизмы волевой регуляции

психол.docx

    • 1) путем переоценки значимости мотива;
    • 2) через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным);
    • 3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.

Нарушения волевого контроля

А. И. Высоцкий выделил четыре формы самостимуляции, которая по природе есть усвоенная внешняя стимуляция:

• прямая форма стимуляции через самоприказы, самоободрение, самовнушение, т. е. реальные звуки, слова, фразы;

• косвенная форма самостимуляции через образы, представления последствий;

• абстрактная форма самостимуляции через различные мысли и форма,

• комбинированная из трех предыдущих.

Интенсивность волевых усилий оказалась связанной со следующим:

• степенью трудности препятствий и значимостью действий;

• отношением к действию;

• побудительной силой мотивов Эффективность волевых усилий оказалась более высокой на фоне повышенного уровня активности, высокого тонуса человека, в то время как утомление, стресс, страх, ужас снижают интенсивность волевых усилий

Интенсивность волевых усилий зависит и от инструкции в эксперименте: если действие задается как обязательное для исполнения, то волевые усилия оказываются более интенсивными, чем при инструкции «делать сколько можешь».

Так же действует на волевое усилие и внушение.

Большое влияние на волевое усилие оказывает включение человека в коллективную деятельность, причем принадлежность к более сплоченному коллективу дает большие волевые усилия при соревновании разных коллективов, как и большие усилия, чем в соревновании «за себя».

В исследованиях этого направления подтвердилась зависимость способности к волевому усилию от возраста.

Много работ было посвящено разработке методов измерения полевых усилий, но результаты оказались достаточно скромными:

• полученные по разным методикам результаты часто не коррелируют друг с другом;

• лабораторные измерения часто не коррелируют с жизненными наблюдениями;

• нет четкой корреляции результатов по способности к волевым усилиям в разных видах деятельности, не найден удобный и надежный метод количественного измерения волевого усилия

Такое положение заставляет многих исследователей обращаться к специальному анализу особенностей и сопоставимости методик.

Высказывается мнение, что истоки волевого усилия можно найти:

• в «рефлексе свободы» или в «потребности преодоления препятствий»;

• в динамическом стереотипе;

Еще большую ценность имеют работы по воспитанию воли в условиях реальной жизни человека. В этих работах исследовалось формирование волевого поведения и отдельных волевых качеств в условиях производственного обучения, в условиях соединения обучения с производительным трудом, в процессе сельскохозяйственного труда; изучалось формирование необходимых волевых качеств и общей способности к волевой регуляции профессиональной деятельности, связанной с опасностью.

Наиболее значимым результатом этих исследований, на наш взгляд, явилось подтверждение:

а) роли общего развития человека в волевой регуляции;

б) роли дополнительных мотивов и понимания значимости действий;

в) роли внешнего контроля в волевой регуляции со стороны взрослых за деятельностью детей.

Однако анализ многих видов трудовой деятельности показал, что наиболее значимым фактором регуляции действий является эмоциональная устойчивость, что и поставило вопрос о повышающих ее факторах и способах произвольной регуляции эмоциональных состояний, по традиции относимой к проблеме воли. Мотивация может даже превышать оптимальный для действия уровень, но действие осуществляется неэффективно вследствие дезорганизующей роли эмоционального состояния. Оказалось, что мало владеть приемами самопобуждения, надо еще уметь регулировать свои состояния. Были выявлены зависимость эмоциональной устойчивости от морально-волевых качеств человека, умения произвольно тормозить нежелательные эмоциональные реакции; связь с общей тренированностью человека в произвольной саморегуляции различных процессов. Но оказалось также, что не меньшее значение в поддержании эмоциональной устойчивости имеют тип нервной системы, владение профессиональными навыками, готовность к действиям в неожиданно изменяющейся ситуации, умение быстро ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, знание способов адекватного разрешения сложившихся ситуаций, физическое состояние человека и другие факторы. В итоге стали говорить не о волевой регуляции деятельности, а об эмоционально-волевой регуляции.

С 70-х годов в связи с резким усложнением боевой техники и повышением требований к познавательным процессам усиливается внимание к их произвольной регуляции и одновременно вследствие усложнения содержания военных профессий, связанных с риском и опасностью (летчики, саперы, десантники), — усиливается внимание к обеспечению эмоциональной устойчивости воинов.

В специальных исследованиях выявились условия, влияющие на эмоциональную устойчивость. Наряду с политическим и моральным уровнем воинов большое влияние оказывают степень владения боевой техникой, профессиональное мастерство воинов. Незнание техники, плохое владение техникой и навыками работы приводят к частым эмоциональным срывам: к повышению возбудимости, суетливости, импульсивным реакциям или апатии, заторможенности, шаблонным действиям, что было выявлено и в исследованиях работы операторов различных систем. Для обеспечения эмоциональной устойчивости и поддержания работоспособности необходимы:

• постоянные тренировки с техникой в условиях, приближенных к боевым, с отказами техники;

• специальное обучение поискам причин поломки техники или нештатного ее функционирования;

• обучение прогнозу наступления событий, в том числе и аварийных, так как одна из причин эмоциональных срывов неожиданность изменения ситуации.

    1. Волевая регуляция (в варианте самодетерминации) есть регуляция действия (или психического процесса) через изменение смысла действия, обеспечивающего необходимое побуждение (торможение) к нему.
    2. Волевая регуляция есть часть произвольной регуляции процессов и действий человека или, что более точно, один из уровней произвольной регуляции — личностный уровень.
    3. В традициях деятельностного подхода процесс мотивации может быть описан как особое внутреннее действие по построению побуждения.
    4. В основе волевой регуляции побуждения к действию лежит произвольная форма мотивации, где изменение побуждения достигается через изменение смысла действия.

Механизмы волевого поведения

Науровне житейской психологии каждый из нас не затрудняется в определении явлений, относящихся к волевым. К ним мы относим все действия, которые совершаем не по внутреннему побуждению, а по необходимости. Волевыми мы называем действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. Наконец, целый ряд качеств человека мы обозначаем как волевые (целенаправленность, настойчивость, выдержка, терпение и т.д.),

В научной, психологии подобной ясности нет. Так, В.А.Иванников отмечает, что хотя «проблема воли имеет многовековую историю, но и сегодня мы не можем говорить ни о достижениях в этой области, ни о широте исследований, ни о ее популярности» 33 . В собственных исследованиях В.А.Иванникова, на наш взгляд, сформулирована интересная и обоснованная концепция психологии воли и ее механизмов.

Читайте так же:  Настоящие причины, почему женщины изменяют мужчинам

В психологии волю рассматривают в ряду побудителей поведения, зачастую отождествляя ее с желаниями субъекта. Подчеркивается внутреннее родство воли с потребностями, мотивами, целями человека. С.Л.Рубинштейн полагал, что зачатки воли уже заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Волевая регуляция связана с мотивацией поведения человека, но эта связь не данность, а заданность, и она требует своего объяснения.

32 Иванников В А. Формирование побуждения к действию // Вопр психол 1985.

№3 С 120 33 Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М , 1991 С.З.

Для понимания психологии воли и еемеханизмов принципиально важно выделение этапа, на котором происходит непосредственное инициирование деятельности и поддержание ее по ходу осуществления – процесса формирования ситуационного побуждения. Побуждение является инициирующим началом конкретной деятельности, разворачивающейся в данный момент и в данной ситуации. Возникновение побуждения связано с последовательным становлением отдельных моментов мотивации: установочной готовности к деятельности, ее направленности, выборе средств и способов действия, создания уверенности в успехе и правильности действия.

Именно поэтому для инициации поведения недостаточно актуализированной потребности и мотива. Чтобы поведение началось и успешно закончилось, необходимоналичие многих/ внешних и внутренних факторов. Все они отчетливо заявляют осебе именно на этапе формирования побуждения к действию.

Рис. 19. Структура произвольного поведения

Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, «заинтересованность» в ее осуществлении, мотивация разворачивается в описанной выше последовательности: от актуально переживаемого мотива – к цели, к выбору средств и способовдействия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач. Такоеповедение в психологии получило название произвольного; мы называем его субъектным, т.е. специально организованным и управляемым. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции. Структуру произвольного (субъектного) поведения можно изобразитьследующим образом:

Механизмы волевых действий иные. Их понимание связано с анализом процессов побуждения к действию в ситуациях» где у субъекта отсутствуют заинтересованность, когда он должен подчиниться внешним требованиям, исходящим от самой деятельности или условий ее выполнения. Иначе говоря, волевые механизмы разворачиваются там, где субъект действует по необходимости («надо»), а не по непосредственному желанию.

Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие имеет для человека определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию, которое тем не менее должно быть осуществлено.

Основным механизмом волевого поведения, по предположению В.А.Иванникова, является «изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию» 34 . Волевая регуляция в ее развитых формахэто подключение непосредственно не значимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями. Этим объясняется

Рис.20. Структура волевого поведения

34 Иванников В А Психологические механизмыволевой регуляции. М., 1991. С.85

зафиксированный в психологии факт взаимосвязи мотивационно-смысловой сферы человека с его волевым поведением. Чем более нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие. Структуру волевого поведения можно представить так:

Оценивая человека по критерию «волевой-слабовольный» в соответствии с описанным механизмом волевым следует считать человека, способного создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Волевым также надо признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В. А. Иванников о психологических механизмах волевой регуляции.

Представить основные положения теории Иванникова, показать, что она опирается, на основные положения психологии деятельности.

В советской психологии в рамках мотивационного подхода сформировалось представление о воле как о способности сознательно преодолевать препятствия, и это представление стало обладающим.

В мотивационно-деятельностной теории Иванникова воля определяется как «способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации».

То есть, по Иванникову воля – инструмент для преодоления препятствий, для преодоления борьбы мотивов. Она является частью мотивации и имеет узко конкретное назначение.

Следует различать понятия «воля» и «волевая личность».

Понятие воли вводится как понятие, которое признано объяснить особенности поведения (инициация действия, выбора цели, регуляции различных параметров).

Понятие волевой личности в большей мере вводится как обобщенное для обозначения эмпирически наблюдаемых особенностей человека и характеристик его поведения (степень настойчивости, энергичности, целеустремленности, решительности, упорства и пр,) Система этих качеств и степень их развития определяют уровень волевого развития человека, при чем каждое отдельное качество личности, проявляющееся в поведении, определяется множеством факторов и эти волевые качества не только выражаются в таких характеристиках поведения, как настойчивость в достижении целей, быстрота и решительность принятия решений, терпение при усталости или боли, но и сказываются на инициации действий.

Отечественный психолог В.А. Иванников предлагает следующие представления о механизме волевого поведения.

Вначале действие, которое не имеет достаточных для осуществления внутренних побуждений, принимается к осуществлению в силу влияния внешних причин, то есть по необходимости. Затем происходит изменение или создание дополнительного смысла действия. Для этого действие подключается к смысловой сфере личности. Оно соединяется с нравственными мотивами и ценностями. В этом проявляется связь мотивационно–смысловой сферы человека с его поведением. Чем больше нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется волевое действие. То есть основным механизмом волевого поведения, по предположе­нию Иванникова, является «изменение или создание допол­нительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или дру­гих мотивов, привлеченных к заданному действию».

Изменения смысла действия можно достичь следующим способами:

1) через переоценку мотива при обесценивании предмета потребности ( К. Левин описал поведение мальчика, неожиданно для себя обнаружившего в комнате печенье. Мальчику хотелось съесть это печенье, но он знал, что его за это накажут. И тогда он убедил себя, что печенье черствое и невкусное и поэтому его не надо есть.);

2)через изменение роли и позиции человека в общности (отстающему школьнику поручают опекать младших ребят. Изменение позиции более старших школьников привело к тому, что учеба получила для них определенный смысл и они стали более упорно работать над ликвидацией пробелов в своих знаниях.).

Читайте так же:  Ведущая деятельность в младшем, раннем школьном и юношеском возрасте

3) через предвидение и эмоциональное переживание результатов действий (Например, поздно вечером вашему другу стало плохо, и чтобы ему помочь, нужно сходить в аптеку, а вам страшно, так как уже очень темно и поздно, но осознание того, что ему станет хуже, помогло вам решиться и сходить)

4) самостоятельное обращении к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, в обращении к другим людям или божеству за поддержкой.

5) через соединение данного действия с другими более высокими мотивами (например, ответственность: старшим детям поручают нарезать бумажные полоски, а затем еще раз просят их нарезать для того, чтобы из них делать игрушки для маленьких детей. Результаты работы во втором случае резко меняются);

6) через воображение ситуации с новыми мотивами (вообразить, что действие выполняется в ситуации соревнования или например, уборка комнаты ради будущей игры в футбол или похода в кинотеатр).

Отсюда волевым считается человек, способный создавать дополнительные побуждения к действию путем изменения смысла этого действия.

Большие трудности имеются в понимании механизмов волевой регуляции.

Понятие о воле. Волевая регуляция поведения

Воля — высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Воля — одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе выступает цель деятельности в соотношении с выполняемой деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели. Как компонент психики, воля обеспечивает выполнение двух взаимодополняющих функций — побудительной и тормозной. Побудительная функция связана с активностью человека, характеризующейся произвольностью и направленной на преодоление препятствий, атормозная — со сдерживанием себя от выполнения действий или совершения поступков.

Волевая регуляция — частный вид произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному:

1. «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

2. «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

3. Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

4. «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.

5. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологические механизмы волевой регуляции, Иванников В.А., 2006

Психологические механизмы волевой регуляции, Иванников В.А., 2006.

Данная книга — одно из немногих отечественных учебных пособий по проблеме воли, выдержала два издания. В ней представлена авторская концепция психологических механизмов волевой регуляции. От других книг этой проблематики ее отличает то, что здесь представлен весь процесс детерминации действия, дан широкий и глубокий обзор зарубежных и отечественных концепций воли и волевой регуляции с авторских позиций. Третье издание дополнено лекционным материалом.
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей психологических факультетов и всех тех, кто интересуется проблемами потребностей, мотивации и волевой регуляции.

Критерии воли.
Ранее мы уже говорили о том, что понятие ноли было введено как понятие объяснительное. Судьба таких понятии в истории науки навестил: либо они отвергаются при выяснении подлинного механизма изучаемого явления, либо находится некая реальность, отвечающая постулируемому содержанию понятия. Поскольку понятие воли, пройдя через века, сохранилось в психологии, возникает вопрос о той реальности, которая представлена этим понятием.

Анализ исследований проблемы воли показывает, что понятие воли вводилось для объяснения трех не совпадающих друг с другом ситуаций:
1) порождение волевого действия;
2) выбор одного из двух равнопривлекательных действий;
3) намеренная регуляция действий и психических процессов.

При этом воля наделялась различными функциями, и поэтому возникают вопросы о возможности совмещения этих функций в едином психическом образовании, получившем такое название, а также о возможности объяснения этих реальных функций вне данного понятия.

Читайте так же:  Комплекс неполноценности - что это такое и как от него избавиться

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психологические механизмы волевой регуляции, Иванников В.А., 2006 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Психологические механизмы волевой регуляции. Способы изменения и создания дополнительных смыслов?

Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения связанное с умением преодолевать внешние и внутреннее препятствие на пути к поставленной цели.

Волевая регуляция— создание оптимальной мобилизации организма в нужном направлении.

Волевое действие— произвольное сознательное действие направленное на определенную цель и связанное с преодолением препятствий на пути к ней.

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие представляет как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Такие качества личности формируются только к подростковому возрасту.

По мнению Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

-Механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия связан с борьбой мотивов и меняется при определенных умственных усилиях.

— Необходимость в волевом действии, возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие.

Механизмом волевых действий является смысл как эквивалент мотива. Примеры как смысл вызывает дополнительное побуждение. (человек шел по пустыне, сил нет, но он дошел до цели он вспомнил, что же будет с его семьей). Выгодский пример: насыщение деятельности. (ребенок рисует палочки, потом бросает, т.к произошло исчерпание сил или насыщение. Учитель говорит как хорошо он рисует научи соседа и здесь деятельность начинает продолжаться). Для формирования воли надо знать смысл.

Способы изменения и создания дополнительных смыслов.

1. переоценка значимости мотива (если сделаешь уроки пойдешь в зоопарк)

2. изменение мотива через изменение роли (ученик — палочки, ученик — помоги соседу)

3. изменение смысла путём переживания последствий действий (летчики — если не прыгнешь стыд. Будут

4. совмещение в одном действии 2 смыслов (рисование кружков на отметку и соревнование)

5. включение в деятельность нежелательного действия, как условие достижения желаемого (уберешь в комнате пойдешь гулять)

6. включение более широкого мотива (нарезать полоски из бумаги, мы будем делать папье-маше )

7. самостоятельное переосмысление значимости мотива (подъёмный кран из спичек)

9. мысленное преобразование ситуации (спортсмен устал бежать, но представил, что он не человек, а паровоз и сумел пробежать).

46. Проблема классификации потребностей.

В современной психологии существует более 100 классификаций.

1. Классификация А.В. Петровского. Он предложил разделить их по

· По предмету- материальное (пища, одежда)и духовное(в познании)

· По происхождению- естественные и культурные (удовлетворение потребностей человеческих обязанностей)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Классификация потребностей Маслоу (Потребности: нравст. оправд, и нравст. не оправдан.)

Структура потребностей по Маслоу: выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию: 1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации 1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность — человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал. По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей.

Недостатки: классификация не объясняет генетическое происхождения одной потребности из другой.

Классификация Коверина.

1. НИЗ:ЭК- в эмоц. контакте

ПО- потребность в общении

ВЕРХ:НЭП- нравственно-эстетические потребности

2.ПБ – в безопасности

СУ – в самоуважении

ПТТ- потребность в творческом труде

3. ОП- ориентировочная потребность

ПП- познавательная потребность

[2]

ПСЖ- потребность смысла жизни

Два этапа в жизни потребности. Понятие «опредмечивания» потребности. Виды мотивов?

Потребность – состояние объективной нужды организма в том, что необходимо для нормального функционирования организма.

Таковы потребности в пище, воде, сне… ответом может быть предмет.

Предмет потребности – это то, что может удовлетворить данную потребность и снять нужду.

В жизни всякой потребности выделяют 2 этапа:

1. До встречи со своим предметом

На этом этапе потребность не осознается, она переживается и проявляется в поведении (напряженность, неудовлетворенность, дискомфорт, беспокойство…)

2. После встречи потребности со своим предметом

При первой встречи потребностей со своим предметом происходит запечатление в психике предмета потребностей – импринтинг.

Импринтинг – это быстрое запечатление и фиксация в психике субъекта, предмета потребностей впервые его удовлетворившего.

Пример Лоренца с гусятами: (сначала удовлетворение потребности, потом ее фиксация, но потом затруднено переучивание).

В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Мотивопредмеченная потребность, т.е. потребность в данном конкретном предмете.

Виды мотивов:

1. Идейные- связанные с мировоззрением

2. Политические- связанные с позицией личности по отношению к политике

3. Нравственные- основывающие на нравственных нормах и принципах

4. Эстетические- потребность в прекрасном

По источнику возникновения обусловленности м. выделить мотивы широкие, социальные, деятельностные, поощерительные

По времени проявления м.б. постоянно, длительно, кратковременно действующие.

По силе проявления мотивы разделяются на сильные, умеренные, слабые.

По проявлению в поведении выделяют реальные и потенциальные мотивы.

1. Главные мотивы – ведущий мотив

2.Второстепенные- мотивы стимулы

3.Осознаваемые- мотивы -цели

4. Неосознаваемые. Они проявляются в сознании в форме эмоций и личностных смыслов.

Эмоции- отношение рез-та деятельности к ее мотиву (то что радует или огорчает человека- ключ к разгадке его мотивы)

Личностный смысл- переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Таким образом, чем интенсивнее мотив, тем больше круг предметов вовлекается в поле ее действия, т.е. приобретает личностный смысл.

48. Понятие базовой мотивации. Ситуативная мотивация и ее исследования.

Мотивация – это совокупность мотивов побуждающих, поддерживающих и направляющих активность.

Павел Зыгмантович

Психолог. Делаю сложное понятным

«Психологические механизмы волевой регуляции», Иванников В. А.

Книга мудрёная – для людей, по-настоящему увлечённых предметом. Читать непросто, над каждым абзацем приходится думать и неоднократно перечивывать (поэтому тоненькая книжечка на 200 страниц превращается в огромный талмуд на тысячу страниц).
Читайте так же:  Лечение тревожных расстройств

Но при всём этом лично испытывал переживания, близкие к оргазмическим, настолько крутая монография.

Что мне понравилось? Требовательность и строгость автора во всём, что касалось определений.

Он напоминает очень важный тезис, который часто забывают, — введение какого-либо термина для объяснения какого-либо явления возможно только на первых этапах исследования, для удобства. Иначе от самого явления исследователи перейдут к изучению термина, а это совершенно тупиковый путь.

Именно это, кстати, и случилось в какой-то момент с исследователями воли. Вместо изучения механизмов, с помощью которых человек делает не то, что хочется, а то, что нужно, многие исследователи увлеклись определением воли и её места в психике человека. Это на некоторое время затормозило исследование воли.

Иванников возвращает внимание исследователей именно к реальности, а не к термину. Как и почему получается, что человек может сделать что-то, чего прямо сейчас не хочется? Что ему помогает? Что мешает?

Ответ на этот вопрос занимает, пожалуй, меньше одной шестой книги, но это не делает её хуже. Просто книга – не пособие для самостоятельной работы, а научная монография. Поэтому акцент здесь совсем на другом.

Если же делать какой-то сжатый практический вывод, то получится так – воля возникает как результат изменения смысла деятельности. В монографии приводится уйма материала, показывающая, что изменение смысла – главный регулятор волевых усилий.

В общем, книга очень на любителя, но любители точно будут в восторге.

Иванников В. А. «Психологические механизмы волевой регуляции»
Ни бумажной, ни легальной электронной версии, увы, уже не найти.

Другие рекомендации хорошей литературы — здесь .

Психологические механизмы волевой регуляции поведения

Дж. Нюттен намеренное действие рассматривает как дейст-
вие личностное и считает, что его осуществление невозможно
без волевой регуляции . Волю он понимает как
мотивационный процесс, опосредованный познавательными про-
цессами и направленный на осуществление намерения. Он пи-
шет: Волевой акт идет от осознающего и оце-
нивающего себя человека и направлен на регуляцию побужде-
ния к действию (при затруднениях) через соединение личност-
ных тенденций с силой мотивов и намеренной целью.
Близкие к изложенным выше взглядам идеи высказывались
ранее в работах Г. Анкомба Ф. Ирвина , А. Кенни
. Ламбека и др. Вопросы саморегуляции, самопод-
креплений поднимались и в исследованиях многих психологов,
анализирующих процесс мотивации
В советской психологии необходимость обраще-
ния к волевой регуляции при анализе мотивации хорошо про-
сматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской
Л. И. Анцыферовой Г. Асеева Д. А. Кикнадзе
. А. Файзуллаева и др.
К аффективным процессам относит волю Ж. Пиаже, призна-
вая единство аффективных и когнитивных процессов.

Психологические механизмы волевой регуляции поведения

Любая активность человека является результатом приложения усилий.

Достигать поставленных задач позволяет волевая регуляция поведения.

Почему человеку необходима сила воли и как воспитать её в себе? Узнайте об этом из нашей статьи.

Функция волевого поведения

Какую функцию выполняет волевое поведение?

Деятельность индивида всегда направлена на достижение определенных результатов.

При этом мотивация может быть как осознанной, так и бессознательной.

В первом случае речь идет о целенаправленной деятельности, во время которой человек руководствуется логикой, здравым смыслом. Во втором случае деятельность также целенаправленная, но осуществляется она под влиянием бессознательных мотивов (эмоций).

Основная функция волевого поведения — достижение человеком сознательно поставленной перед собой цели.

В каждом случае разрабатывается определенная последовательность шагов, соблюдение которых позволяет достичь наиболее эффективного результата в предлагаемых обстоятельствах. Все решения и действия анализируются.

Волевое поведение является проявлением индивидуального подхода к собственной персоне.

[1]

Человек рассматривает в такие моменты себя не как члена общества, а как самостоятельную активную единицу, несущую ответственность за принимаемые решения.

Подобные действия всегда обращены в будущее, поскольку они позволяют определять путь дальнейшего развития. Человек перестает оценивать свое реальное состояние на текущий момент времени и начинает мыслить на перспективу.

Волевая регуляция в психологии

В психологии волевая регуляция рассматривается как важный механизм самоорганизации личности.

Каждый человек постоянно испытывает необходимость принятия решений, выбора пути достижения цели.

При планировании своего поведения он сталкивается с проблемой борьбы мотивов. Особенно ярко данная проблема проявляется, когда происходит столкновение личных желаний с социально значимыми вопросами.

Также нередко возникают сложности, когда человек мечется между доводами разума и эмоциями. Подобные муки выбора сопровождаются колебаниями, переживаниями, стрессом. Любое ответственное жизненное решение заставляет прилагать усилия.

Волевая регуляция необходима для совершения правильного выбора. Она позволяет человеку выбирать тот вариант поведения, который на данный момент наиболее приемлем и эффективен.

При этом деятельность осуществляется в соответствии с существующими у индивида жизненными установками и правилами, но с упором на логику, а не на эмоции.

Умение преодолеть свои внутренние противоречия и выбрать наиболее верную на данный момент стратегию действий — это и есть волевая регуляция поведения.

В зависимости от эмоционального склада личности уровень волевой регуляции может значительно отличаться.

Тревожные, неуверенные и сомневающиеся индивиды гораздо чаще сталкиваются с проблемой борьбы мотивов, чем уравновешенные люди с устойчивой системой ценностей.

Одна и та же проблема может спровоцировать у одного человека серьезную борьбу мотивов, а у другого не вызвать никаких колебаний.

Какие действия присущи?

Волевому регулированию присущи осознанные и целенаправленные действия, принятые по решению самого индивида. Совершение этих действий позволяет решить имеющиеся проблемы или достичь желаемого результата.

Принято выделять простые и сложные действия. Простое действие является практически автоматическим актом, когда явный мотив приводит к исполнению задачи и получению результата.

Такие действия не подразумевают приложение значительных волевых усилий и приравниваются к навыкам. Например, во время пересечения дороги человек видит приближающийся на большой скорости автомобиль и делает шаг назад.

Здесь мотивом выступает желание отойти на безопасное расстояние, а действие выражается в совершении шага назад. Результат — пропуск движущейся машины и исключение неприятных последствий.

Сложное действие требует приложения более значительных волевых усилий. Оно состоит из ряда этапов:

  • осознание цели;
  • появление желания ее достичь;
  • анализ возможностей;
  • оценка мотивов (как стимулирующих на достижение цели, так и выступающих против нее);
  • борьба мотивов;
  • принятие решения;
  • начало деятельности, направленной на осуществление решения;
  • преодоление возникающих препятствий;
  • получение результата.

Простое действие включает в себя 4 компонента: сенсорный, центральный (мыслительный), моторный, контрольно-корректирующий.

На сенсорном уровне человек воспринимает предлагаемые обстоятельства. На центральном уровне происходит осмысление имеющейся проблемы.

Читайте так же:  Отношения между парнем и девушкой

Моторный компонент стимулирует совершать активные действия, направленные на достижение принятого на мыслительном уровне решения. На уровне контроля происходит оценка совершенного действия.

Если возникают сомнения в положительном исходе ситуации, поведение корректируется.

Сложное действие имеет развернутую структуру. Механизм сложной волевой регуляции:

  1. Осознание актуальной потребности. Это может быть ощущение нужды в определенных людях (общении), условиях жизни, материальных благах, конкретных предметах, социальных факторах и т.д. Перечень актуальных желаний неограничен. В течение жизни постоянно появляются новые потребности. Нередко удовлетворение одних из них приводит к автоматическому появлению очередных стремлений, вытекающих из изменившихся обстоятельств. Например, человек мечтает о машине. Купив машину, он начинает мечтать о гараже и т.д. До тех пор, пока индивид не удовлетворит свое актуальное на текущий момент желание, он испытывает состояние дискомфорта. Причем уровень дискомфорта зависит от степени значимости желания для него. То есть, человек избирательно воспринимает окружающую действительность. Имея доступ к различным благам, он может чувствовать дискомфорт только лишь из-за недосягаемости того блага, которое он сам считает необходимым.
  2. Оценка существующих возможностей удовлетворения имеющейся актуальной потребности. В результате выбора одной из возможностей происходит формирование цели.

Цель выступает в качестве системообразующего компонента. Именно она формирует всю последующую систему действий, мотивов и средств.

Все глобальные цели, которые ставит перед собой человек, определяют смысл его жизнедеятельности. Текущие цели, которые мы постоянно ставим перед собой в течение жизни, определяют пути нашего развития. Без целей человек не видел бы смысла в своем существовании.

  • Борьба мотивов. В сложных жизненных ситуациях происходит столкновение различных мотивов, которые носят противоречивый характер. Подобное столкновение может быть кратковременным или затяжным. Если ситуация разрешается достаточно быстро, то личность выходит из нее с минимальными потерями времени и сил. Если же борьба мотивов затягивается, человек сталкивается с муками выбора. Это отнимает много времени, нервных сил. Обычно кратковременный характер носит борьба между двумя разными по ценности желаниями. В этом случае более важное желание достаточно быстро одерживает верх. Если же желания равноценны, сделать выбор человеку между ними крайне сложно.
  • Принятие решения. В подобной ситуации неопределенности в конечном итоге все равно принимается окончательное решение, которое определяет дальнейшую деятельность субъекта. По своему характеру такое решение может быть импульсивным, уравновешенным, рискованным, осторожным, инертным. Каждый человек выбирает тип решения в зависимости от уровня развития его интеллекта, от особенностей характера.
  • Интеллектуально развитые люди с твердыми жизненными установками обычно принимают уравновешенные решения.

    В экстремальных ситуациях они объективно оценивают степень риска и выбирают наиболее оптимальный вариант. Эмоционально возбудимые личности обычно совершают импульсивные, рискованные поступки. Сомневающиеся индивиды предпочитают инертные, осторожны решения.

  • Реализация деятельности. Определяются конкретные задачи деятельности, детально планируются пути и способы ее осуществления. Поскольку любые действия осуществляются в определенных условиях, человек всегда отталкивается от предлагаемых обстоятельств. Если во время движения к поставленной цели обстоятельства меняются, возникает необходимость корректировки выбранных методов и способов решения проблемы.
  • Получение результата. Целесообразность совершаемых действий определяется итоговым результатом. Он должен в полной мере соотноситься с изначально поставленной целью, к которой стремился индивид. При этом оценивается, насколько он удовлетворяет имеющуюся изначально потребность и отвечает мотивам деятельности.
  • Если желание, которое изначально лежало в основе активности индивида, к концу акта волевого поведения полностью удовлетворено, можно говорить об успешном выполнении поставленной задачи.

    Если, несмотря на достижение формальной цели, отсутствует удовлетворение первоначального мотива, возникает необходимость в приложении новых усилий для достижения наиболее удовлетворительного результата.

    По Иванникову

    В.А. Иванников предложил свою трактовку механизмов регуляции волевого поведения.

    По его мнению, изначально цель формируется под влиянием внешних обстоятельств.

    То есть возникает необходимость в совершении каких-либо действий независимо от наличия соответствующего желания у индивида.

    [3]

    Затем в сознании происходит придание предлагаемому необходимому действию дополнительного смысла в соответствии с существующей у индивида системой ценностей, установок и желаний.

    Иванников придерживался мнения, что легкость создания дополнительного смысла действия напрямую зависит от уровня нравственного развития личности.

    Человек с высоким уровнем моральных установок всегда демонстрирует высокий уровень волевых способностей, помогающих ему придать смысл любому действию.

    Ученый выделял следующие психологические механизмы волевой регуляции:

    • переоценка мотива;
    • изменение роли индивида;
    • эмоциональное переживание, вызванное ожиданием результата;
    • обращение к ритуалам, традициям;
    • создание связи между предлагаемым действием и более значимыми мотивами;
    • стимулирование своей активности при помощи воображения (например, представить себя участником соревнования).

    Исследование

    А. В. Зверьков и Е. В. Эйдман разработали тест-опросник, направленный на исследование волевой регуляции у испытуемых.

    Тест позволяет выявить, насколько у человека развита способность к саморегуляции.

    А именно — уровень управления собственным состоянием, побуждениями, действиями.

    Процедура исследования может проводиться с одним испытуемым, либо с группой лиц. Каждый участник получает бланк, на котором находятся вопросы и графы для ответов. К бланку прилагается инструкция.

    Каждый тест состоит из 30 утверждений. Задача участников исследования — определить свое отношение к утверждению. Если применительно к конкретному человеку утверждение неверно, он ставит минус. Если же утверждение соответствует действительности, ставится плюс.

    Анализ результатов позволяет сделать вывод об уровне саморегуляции, самообладания, настойчивости.

    Таким образом, волевая регуляция поведения позволяет человеку осознанно ставить цели и эффективно их достигать. Сложные волевые действия представляют собой многоуровневый механизм, состоящий из разных компонентов.

    Чем отличается произвольная и волевая регуляции? Примеры волевого поведения:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источники


    1. Ты и я. — М.: Молодая Гвардия, 2009. — 368 c.

    2. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.

    3. Жикаренцев, Владимир Движение Любви. Мужчина и Женщина / Владимир Жикаренцев. — М.: Эксмо, Валери СПД, 2016. — 192 c.
    4. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.
    Психологические механизмы волевой регуляции поведения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here