Психологические методы и приемы влияния на людей

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психологические методы и приемы влияния на людей" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Содержание

Основные методы убеждения и внушения

Приемы и способы психологического воздействия на людей – это основная часть практической психологии. Благодаря этому каждый день наука открывает, изучает, проверяет, обобщает и предлагает использовать психологические методы влияния людей друг на друга в их жизни. Это может быть семейная, производственная, трудовая и общественная сфера. Все люди, когда общаются между собой, влияют друг на друга, специально или не специально, и используют при этом на практике определённые механизмы.

Какие существуют приемы и методы воздействия на человека?

Среди основных выделим следующие:

  • заражение;
  • внушение;
  • убеждение;
  • принуждение;
  • подражание;
  • поощрение.

Самым древним из них является механизм заражения. Он являет собой передачу эмоционально-психического настроя от одного к другому (смех, паника). Эффект заражения в большой степени зависит от интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека.

Внушение: характеристика метода

Внушение лежит в основе обращения к эмоционально-бессознательной сфере человека. Оно имеет вербальный характер, а значит, осуществляется при помощи слов.

Та информация, которая предназначена для внушения, должна быть очень короткой, но имеющий максимальный смысл и насыщенность. А также использовать момент экспрессии, чтобы человек вмиг поверил в то, что ему говорят. Кроме этого, воздействующий человек не должен быть в эмоциональном трансе, а обязан быть в здравом рассудке, чувствовать себя уверенно, поскольку авторитетность источника информации – основа внушения. Если же воздействующий (внушающий) не имеет авторитета для воспринимающего (внушаемого), тогда сеанс не окончится успешно.

Важно помнить, что эффективность внушения может зависеть от интонации голоса человека. Она должна показывать уверенность, авторитетность и важность слов.

Методы убеждения: влияние внешних факторов на человека

Ежедневно мы сталкивается с убеждением. К примеру, производители продуктов питания желают, чтоб мы приобретали их масло и сыр, а киностудии – чтоб посещали премьеры их фильмов в кинотеатрах.

Так как методы убеждения – главная составляющая нашей жизни, зачастую мы не всегда можем заметить то, как оказались под их воздействием и влиянием внешних факторов. Эту науку изучали еще с древних времен, её конечной целью являлось заставить другого человека со спокойствием усвоить определённый аргумент и принять новое суждение элементов его системы мировоззрения.

Какие существуют основные методы убеждения и насколько они эффективны?

Ниже приведем несколько высокоэффективных приёмов убеждения. Кроме них также используются: поощрения, наказания, позитивный или негативный опыт, взывание к моральным качествам человека.

К методам убеждения относятся следующие виды:

Все эти приемы известны каждому, в них нет ничего поражающего воображение, главное, правильно ими пользоваться, и тогда успех гарантирован. Существуют психологические методы убеждения, основная цель которых – воздействие на сознание человека и прием вашей точки зрения.

Психологические приёмы

Метод убеждения, примеры которого представлены в статье, широко используется психологами. Разберём их основные приёмы:

  1. Фундаментальный. Прямая речь к собеседнику, которого в открытую знакомят с нужной информацией, служащей основой доказательств правды.
  2. Противоречия. Выявление нестыковок в доводах убеждаемого и тщательная проверка личных аргументов на непротиворечивость, дабы предотвратить контратаку.
  3. Извлечение выводов. Аргументы раскрывают не сразу, а постепенно. Добиваясь согласия на каждом шаге.
  4. Куски. Аргументы убеждаемого распределяют на сильные, средние, слабые. Первых в основном не касаются, главная цель – последние.
  5. Акцентирование. Подчёркивание определённых моментов в приводимых собеседником доводах («ты же сам говоришь»).
  6. Игнорирование. Используется, если факт, который привел собеседник, не поддается опровержению.
  7. Двусторонняя аргументация. Для убедительности говорят сначала о преимуществах, а затем о недостатках предлагаемого способа решения данного вопроса.
  8. Метод бумеранга. Собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в другую сторону. Аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

О принуждении

Методы убеждения и принуждения требуют их правильного использования на собеседнике. Эти два приёма абсолютно нельзя отрывать друг от друга, между ними существует диалектическая связь, единая объективность характера, и их использование определяется уровнем развития отношений в обществе.

Техника принуждения – это метод воздействия, имеющий два фактора: морально — психологический и физический. Он по своей сути схож с убеждением. Ведь в обоих главная задача ведущего – чтобы собеседник начал думать, как он. Как при использовании метода убеждения, в принуждении человек вначале обосновывает свою непосредственную точку зрения, прибегая к разным доказательствам. Поэтому их принято считать основными способами психологического воздействия на своего собеседника.

Акт убеждения является чуть ли не одним из самых сложных и требует определенных правил. Главное место в данном процессе является аргументирование позиции и стремление сделать так, чтобы её приняли другие люди. Методы принуждения и убеждения призваны заставить собеседника сделать то, что вам необходимо.

О поощрении

Становится определённо понятно, на что направлены методы убеждения. Методы поощрения – являются ли психологическим воздействием на человека? Техника данного способа направлена на стимулирование и закрепления положительного поведения воспитуемого. Но важно помнить, что поощрение не должно превращаться в захваливание, поскольку это затормозит стремление к деятельности. Особенно нужно это для детей дошкольного, школьного и подросткового возраста.

Психолог О. Запорожец, исследовав данный метод, пришел к выводу, что поощрение и похвала от учителей, родственников хорошо влияет на деятельность ребят. Такое влияние включает в себе две стадии. На первой – похвала будет действовать, как прямое положительное усиление деятельности. На второй – прямое усиление обретет внутреннюю, подсознательную мотивацию для дальнейших действий. Чтобы обратиться к данному способу, необходимо учитывать объективность и справедливость. Также не забывать о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанника. Практика поощрения человека материальными средствами в семье часто приводит к большим проблемам.

Читайте так же:  Ужасный конец или ужас без конца перверзный нарциссизм

Требования к поощрению

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Нужно поощрять поступки ребенка, которые являются примером для других.
  2. При таком методе нужно учитывать возраст и личные особенности.
  3. Поощрение эффективно только от авторитетных лиц или микросоциума.
  4. Нельзя применять способ по отношению к одним и тем же детям.

В таком принципе главное, чтобы дети или сотрудники испытывали чувство гордости и удовлетворения за хорошие результаты в работе или учебе.

Соотношение убеждения и внушения

Методы внушения и убеждения – каково соотношение между ними? Иногда кажется, что в обоих случаях происходит навязывание человеку чужих мыслей или чувств. Существует ли между двумя методами разница и в чём она заключается?

Убеждение – это элемент мировоззрения личности, который побуждает действовать конкретным образом (например, не соглашаться на интимную близость на первом свидании, поскольку хорошие девочки так себя ведут). Повлиять на человека в таком случае, значит передать мировоззрение другому человеку (убедить подругу, что на свидании – никакого секса, поскольку так правильно). Внушение же не затрагивает систему взглядов человека. Рассмотрим это подробнее.

Тонкости метода внушения

Внушение – другой процесс, это в первую очередь агрессивное психологическое воздействие. В обход сознанию и критическому мышлению человека, ему уверенно навязывают установку, которую необходимо принять. Этот процесс проходит через подсознание. Внушаемый слепо впитывает информацию. Это может происходить с помощью гипноза, давления или эмоционально-волевого проявления. Многие полагают, что внушить человеку что-нибудь можно даже мысленно.

Методы воздействия на людей

Приемы и методы психологического воздействия на человека, их характеристика. Прямые неимперативные формы воздействия. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива. Прямые императивные формы воздействия.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.01.2016
Размер файла 117,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    Методы воздействия на людей
  • Прямые неимперативные формы воздействия
  • Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
  • Прямые императивные формы воздействия
  • Манипуляция
  • Заключение
  • Методы воздействия на людей

    Прием воздействия — это совокупность средств и алгоритм их использования.

    Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на:

    1) потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека;

    2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность;

    3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность) и которые изменяют его поведение.

    Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих уста­новок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности.

    Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

    Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей.

    Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, — это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

    Прямые неимперативные формы воздействия

    Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи.

    Просьба оказывает большое влияние, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к праву отказать.

    Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то — значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предложения зависит от степени безвыходности положения, в котором он находиться, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого и от особенностей личности самого субъекта. Так, например холерик на предложение скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик — отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в предложении.

    Убеждение. Это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса.

    Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны.

    Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения.

    Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его морального состояния.

    При подавленности человека, понимании им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко уменьшается.

    Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива

    Существует три

    формы внушения:

    1.

    сильное уговаривание

    2. давление

    3. эмоционально-волевое воздействие

    По критерию наличия цели выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый вид внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, сто и кому он хочет внушить. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может этого и не подозревать. По содержанию внушение определяют как специфическое и неспецифическое. Непосредственное отношение к мотивации имеет только специфическое внушение, так как с его помощью внушаются конкретные мысли, действия и поступки. По способу воздействия внушение делиться на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, прямой направленностью на конкретного человека. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характерно опосредованным воздействием на внушаемого. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде.

    Прямые императивные формы воздействия

    В случае приказа, требования особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В связи с этим В.А. Иванников говорит о двух родах целей: цель как конкретное наполнение мотива и цель, задаваемая другими людьми и обществом в целом. Формирование мотива при заданной извне цели происходит по следующей схеме:

    психологическое воздействие императивный метод

    Читайте так же:  Неуравновешенные люди почему они такие и как вести себя с ними

    Приказ или требование как форма воздействия могут использоваться в случаях, когда один человек имеет право распоряжаться поведением другого (других). Требование воспринимается как проявление власти над другим. Это приводит к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям.

    Снять эту негативную реакцию можно путем тщательной аргументации выдвигаемого требования. Это способствует осознанному, а не слепому выполнению требования. Тогда требование становиться из внешнего побудителя внутренним.

    Принуждение. Эта форма воздействия используется обычно тогда, когда другие методы воздействия на мотивацию оказываются недейственными или когда нет времени, чтобы их использовать.

    Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий статус, чем принуждаемый.

    Положительной стороной принуждения является то, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет», — писал К.Д. Ушинский.

    Манипуляция

    К мотивации, вызванной привлекательностью объекта, относят такие психологические механизмы воздействия как заражение и подорожание.

    Заражение. Заражение как психологический механизм как процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим). Особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме, в воодушевлении болельщиков на стадионе.

    Подражание это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта.

    Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай (например, придворных — королю, служащих аппарата — его руководителю)

    Заключение

    1. Положительное подкрепление эффективнее и конструктивнее отрицательного, особенно в долгосрочной перспективе.

    2. Подкрепление должно быть конкретным и безотлагательным. Чем меньше временной интервал, тем больше эффект.

    3. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения стимулируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.

    4. Необходимо проявлять искреннее внимание к окружающим.

    5. Важно дать людям почувствовать себя победителем.

    6. Выделять промежуточные цели и поощрять их достижения.

    7. Дать людям чувство свободы действий, возможность контролировать ситуацию.

    8. Терпеливо создавать установку на сотрудничество, добиваться сначала маленьких уступок.

    9. Не ущемлять самоуважение других, предоставить им возможность «сохранить лицо».

    10. Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые — удовлетворение.

    11. Разумная внутренняя конкуренция — двигатель прогресса.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Общая характеристика методов влияния и воздействия, их прямые императивные и неимперативные формы. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива. Манипуляция для принятия решений, необходимых манипулятору.

    курсовая работа [85,6 K], добавлен 11.03.2011

    Неимперативные прямые формы воздействия (влияния) и внешнее внушение. Императивные прямые формы и дисциплинарные меры воздействий, угрозы (запугивание). Способы защиты от воздействий. Критика, слухи и сплетни, самовосхваление и самоназидательность.

    реферат [175,2 K], добавлен 17.12.2015

    Общая характеристика рекламной деятельности, изучение ее влияния на выбор потребителем товара. Рассмотрение основных механизмов психологического воздействия и манипулирования. Внушение, подражание, заражение и убеждение как основные методы воздействия.

    курсовая работа [52,4 K], добавлен 26.03.2014

    Психологическое воздействие — механизм управления массовым сознанием и поведением: понятие, особенности, защитные техники. Убеждение и внушение как приемы психологического воздействия СМИ на массовую аудиторию; подражание и заражение в обществе и мода.

    курсовая работа [35,0 K], добавлен 24.06.2012

    Эмпирическое исследование методов воздействия в деятельности у сотрудников пограничной службы. Интерпретация результатов исследования методов психологического воздействия. Структура трудовой мотивации. Боязнь неудачи и готовность персонала к риску.

    курсовая работа [902,7 K], добавлен 11.10.2013

    Проблемы, связанные с характером психологического воздействия одного человека на другого в процессе непосредственного межличностного общения. Диалогическая природа общения. Диалог как форма психологического воздействия. Контакт на психологическом уровне.

    доклад [24,2 K], добавлен 13.12.2010

    Определение понятий психологического влияния и воздействия. Ознакомление с классификацией методов влияния на личность согласно концепции Сидоренко. Описание прямого и косвенного способов убеждения. Особенности применения руководителем приемов суггестии.

    курсовая работа [49,4 K], добавлен 05.10.2010

    Понятие исправительно-трудовой (пенитенциарной) психологии. Методы психолого-педагогического воздействия на людей, совершивших преступление, в учреждениях по исполнению наказаний. Социально-психологическая адаптация (ресоциализация) осужденного.

    реферат [16,7 K], добавлен 06.04.2009

    Характеристики манипуляции как метода духовного и психологического воздействия на партнера. Рассмотрение организационно-процедурных, психологических и логических манипуляций. Методы нейтрализации приемов психологического воздействия в деловом общении.

    [2]

    презентация [263,2 K], добавлен 27.05.2014

    Цели и результаты проникновения в чужую психику. Виды психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Подготовительные действия манипулятора. Представление о манипулятивных технологиях. Анализ воздействия рекламы на человека.

    [3]

    курсовая работа [27,0 K], добавлен 24.06.2011

    Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
    PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
    Рекомендуем скачать работу.

    Как оказывать психологическое воздействие на человека?

    Во время общения люди используют различные механизмы психологического воздействия на сознание собеседника.

    Чтобы овладеть подобными способами манипуляции, нужно хорошо разбираться в правилах их применения.

    Что значит познать самого себя, и как это сделать? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Что это такое?

    Под психологическим воздействием понимают оказание влияния на психическое состояние человека, на его мысли и чувства.

    Подобные действия могут основываться на навязывании определенных установок и мыслей, манеры поведения.

    В этом случае влияние оказывается на внутренний мир личности. Также человеком управляют и внешние обстоятельства. Например, физическая боль, болезнь, финансовые трудности, межличностные конфликты или социальные изменения могут повлиять на сознание индивида.

    Видео удалено.
    Читайте так же:  Как правильно соблазнять мужчину в домашних условиях, на работе, в интернете
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Существует заблуждение, что психологическое влияние носит исключительно отрицательный характер. В ряде случаев подобное психотерапевтическое влияние приводит к положительным результатам, способствует развитию способностей, выработке навыков и преодолению страхов.

    Мера положительного или отрицательного воздействия на сознание человека зависит от эффективности применения различных механизмов.

    Механизмы влияния

    В межличностном общении применяются три ключевых механизма влияния:

    Этот способ (убеждение) реализуется при помощи трех последовательных этапов: тезис, аргументы, демонстрация.

    Изначально собеседник высказывает своему оппоненту какой-либо тезис.

    Затем он приводит доказательства того, что именно этот тезис имеет право на существование, является наиболее подходящим в данной ситуации.

    Далее демонстрируются факты, подтверждающие позицию субъекта. Наибольшего успеха можно добиться, если использовать предельно простые и понятные собеседнику понятия. При этом сам субъект должен в полной мере разбираться в вопросе, производить впечатление знатока.

    Применяемые факты должны соответствовать действительности и быть исключительно правдивыми. Во время демонстрации важно не делать упор на высокопарные фразы и несбыточные обещания, а использовать исключительно реальную информацию.

    Также важно во время беседы опираться на личность собеседника. Для одного человека наибольшее значение имеют сухие факты, тогда как на другого производит впечатление красочная демонстрация.

    Иначе подобный инструмент называется суггестивное воздействие.

    В отличие от прошлого метода внушение основывается не на аргументах и убедительных сведениях, а на навязывании своей позиции оппоненту.

    Это обращение к его эмоциям, бессознательным желаниям, установкам, впечатлениям. Инициатор подобного взаимодействия стремится навязать своему собеседнику собственную точку зрения, заставить его изменить мнение.

    Внушение может быть прямым или косвенным. В первом случае субъект общения напрямую высказывает своему оппоненту позицию по какому-либо вопросу и ждет положительной ответной реакции в виде подчинения, послушания.

    Подобное поведение демонстрируют родители, учителя. При косвенном внушении воздействие на объект происходит ненавязчиво, незаметно для него самого.

    В настоящее время подобный прием активно используют маркетологи, влияющие на выбор потребителей незаметно для последних.

    Часто из-за навязчивой рекламы люди совершают спонтанные покупки, которые впоследствии не могут логически объяснить. Результативность механизма внушения напрямую зависит от возраста, уровня интеллекта, социального статуса, психологического типа личности и т.д.

    Этот механизм психологического воздействия применяется для подчинения больших групп людей, а не отдельных индивидов. Типичный пример — религиозные секты, фан-клубы.

    Иначе подобный метод управления сознанием масс называют феномен толпы. Редкий индивид находит в себе силы, чтобы пойти против массы или толпы.

    Люди, находящиеся под влиянием инструмента заражения, теряют способность логически мыслить и самостоятельно принимать обдуманные решения. Они снимают с себя ответственность за собственные действия, перекладывают ее на избранного лидера.

    При таком поведении значение приобретают только сиюминутные желания и потребности, на которые направляются все мысли и чувства. Доводы разума и собственные желания отходят на второстепенный план.

    Средства, которые применяются с целью оказания психологического влияния на массы или отдельных представителей общества:

    • военные средства (разработка новейших орудий, подготовка армии, угроза вмешательства);
    • экономические санкции (оказание давления через финансовую сферу);
    • СМИ (газеты, журналы, телевидение, интернет).

    Средства массовой информации в настоящее время являются основным оружием людей, стремящихся оказать психологическое воздействие на окружающих.

    Каноны красоты, критерии успеха, мода, нормы поведения — все это незаметно навязывается обществу средствами массовой информации.

    В межличностном общении применяются вербальные и невербальные сигналы (мимика, пантомимика, жесты и т.д). Слова, интонации, жестикуляция, взгляд — все это важные атрибуты манипулирования.

    Методы и способы

    Помимо вышеперечисленных трех ключевых инструментов применяются и другие методы влияния на людей:

      Просьба. Это мягкий и наиболее мирный способ получения желаемого от объекта.

    Достаточно в вежливой форме попросить удовлетворить имеющуюся потребность.

  • Принуждение. При отсутствии у собеседника желания по собственной воле удовлетворить обращенную к нему просьбу, применяется более агрессивный вид воздействия. В этом случае человека насильно заставляют делать то, что он не хочет.
  • Игнорирование. Этот тип поведения является одновременно и способом влияния и вариантом защиты от нежелательного воздействия. Игнорирование проявляется в демонстративном отсутствии внимания к оппоненту.
  • Нападение. Это негативное, агрессивное поведение, при котором желание удовлетворяется при помощи нанесения психологического вреда объекту.
  • Поощрение уподобления.Манипулятор может использовать склонность человека подражать какому-то идеалу.
  • Установление доверительных отношений. Между субъектом и объектом устанавливаются добрые, доверительные отношения.
  • Деструктивная критика. Высмеивание, оскорбление человека. Деструктивное воздействие приводит к подавлению личности, в результате чего индивид становится легко управляемым.
  • к содержанию ↑

    Приемы воздействия в споре

    Большое значение приобретают навыки манипулирования в споре. Человек, умеющий отстоять свою точку зрения и изменить позицию оппонента, может добиться значительных результатов в бизнесе и в межличностном общении.

    Главное правило искусного спорщика — никогда не показывать свое превосходство и не проявлять открыто пренебрежение по отношению к другой стороне.

    Опытные манипуляторы всегда производят впечатление доброжелательных людей и приятных собеседников.

      Фундаментальный способ. Основывается на прямом контакте с собеседником, при котором субъект оперирует аргументами. Большую роль в данном приеме играют статистические показатели, цифры. Именно они позволяют наглядно и достоверно подтвердить излагаемые факты.

  • Сравнение. Этот прием позволяет придать внушительность и значимость речи. Производится сравнение двух противоположных позиций по ключевым критериям таким образом, что становятся очевидными преимущества позиции субъекта.
  • «Да. но…». Любой ситуация имеет свои положительные и отрицательные моменты. Соответственно, всегда можно найти недостатки в предлагаемом оппонентом варианте решения вопроса и сделать на них упор, при этом доброжелательно подчеркивая объективные преимущества плана.
  • Игнорирование. Этот прием достаточно эффективен в споре. Большинство людей испытывают дискомфорт, если их мнение демонстративно «не слышат».
  • Выведение. Постепенно беседа уводится в другое русло, подальше от предмета обсуждения. В итоге спорный вопрос остается нерешенным, что в отдельных случаях может быть выгодно для субъекта.
  • Положительные ответы. Этот психологический прием активно используется в сфере межличностного взаимодействия и дает по-настоящему хорошие результаты. Достаточно некоторое время перечислять аргументы, которые вызывают исключительно положительный отклик и противоположной стороны.
  • Благожелательно настроенный объект легче пойдет в дальнейшем на уступки.

    «Салями». Суть метода сводится к получению согласия по главному вопросу. В итоге договоренность достигается путем некоторых уступок по отдельным нюансам.

  • Риторика. Изначально во время спора озвучивается согласие с мнением оппонента, но далее предъявляется главный козырь, который полностью опровергает позицию противоположной стороны.
  • Упор на слабые места. Умышленное проговаривание во время спора одних и тех же слабых мест в утверждениях оппонента приведет к тому, что позиция последнего начнет казаться слабой и неаргументированной.
  • Читайте так же:  Тремор рук

    к содержанию ↑

    Как психологически воздействовать?

    Мужская психика принципиально отличается от женской, поэтому эффективность отдельных методов напрямую зависит от пола объекта.

    На мужчину

    Для мужчин огромное значение имеют их достижения и успехи. Признание женщиной заслуг мужчины и его авторитета является лучшим способом эффективного воздействия.

    Достаточно дать понять партнеру, что существует задача, которую может решить только такой мужчина, как он. Желая оправдать доверие своей второй половины, мужчина обязательно выполнит то, что от него требуется.

    Также выработать у мужчины полезные навыки помогает постоянное поощрение. Любая положительный поступок должен вызывать волну одобрения со стороны партнерши. Это будет стимулировать мужчину все чаще совершать то, что от него ждут.

    Чтобы предыдущие приемы работали, важно изначально настроить мужчину на положительный лад.

    Он будет прислушиваться к мнению той женщины, которая дарит ему тепло, ласку и заботу.

    Поэтому важным элементом воздействия является проявление внимания к потребностям любимого человека. В таком случае женщина становится источником позитивных эмоций, ценность ее мнения значительно возрастает.

    На женщину

    Для женщин большое значение имеют любовные отношения, ради сохранения которых они нередко готовы идти на жертвы. Заставить женщину принять нужную позицию можно, сделав упор на важность данного вопроса для семьи или отношений.

    Также прекрасно работает прием игнорирования. В силу особенностей темперамента большинство женщин плохо переносят пренебрежение партнера, и быстро в такой ситуации идут на уступки.

    Еще представительницы слабого пола падки на лесть. Постоянные комплименты и хвалебные речи помогают мужчине расположить партнершу к себе и отвести ее внимание от проблемных вопросов.

    Таким образом, существует множество приемов и методов психологического воздействия на человека. При наличии необходимого опыта можно при помощи манипуляций решать любые задачи и всегда побеждать в спорах.

    Информационно-психологическое воздействие по С.А. Зелинскому:

    Методы психологического воздействия

    Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы психологического воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на:

    1. потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;
    2. на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность;
    3. на эмоциональное состояние, в котором человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.) и которое изменяет его поведение.

    1) Методы психологического воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать с каким-то определенным лицом («Все равно куда, лишь бы с тобой быть») либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению — если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

    2) Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

    3) Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки — создать новые установки, изменить актуальность существующих установок или их разрушить. Речевое воздействие имеет цель: изменить или сформировать установки (определенный взгляд на вещи), произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.

    Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок.

    1. соседние установки изменяются по направленности, т. е. по эмоциональному знаку (с + на —) и по интенсивности, но это возможно главным образом для периферийных установок;
    2. может измениться степень важности, значимости установки;
    3. может измениться принцип связи между соседними установками, переструктурирование.

    Человек, как правило, стремится избегать информации, Которая способна вызвать когнитивный диссонанс — несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

    В случае сбалансированной системы установок речевое психологическое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия: если у человека есть твердые сбалансированные мнения, установки, которые отличаются от мнения оратора, то после речи оратора эти убеждения еще более отличаются от позиции оратора (если оратор не смог привести сверхубедительных доводов своей правоты), т. е. имеет место контрастный эффект. Если мнения человека близки к мнению оратора, то после его речи они еще более приблизились к позиции оратора, т. е. происходит ассимиляция, объединение мнений. Чем ближе установки аудитории к мнению оратора, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

    1. на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
    2. на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
    3. на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

    В результате этого трехэтапного процесса отбора информации очень трудно переубеждать людей.

    Требуемая социальная установка формируется у человека:

    1. если он периодически включается в соответствующую деятельность: Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, — это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.
    2. если он многократно получает соответствующую информацию;
    3. если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции — этот прием известен с древности и назывался кооптацией).
    Читайте так же:  Передается ли ген шизофрении детям по наследству

    Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного, или эмоционального, переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультфильмах опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос: «Все советское — опасное, плохое»).

    Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием «совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки. Этот прием используется в военных инструкциях, где пишут:

    «Запустить ракету в объект Б» (а не в город I»), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку.

    Порой методы социально психологического воздействия направлены на то, чтобы разрушить имеющиеся установки человека, ибо если установки разрушены, деятельность распадается. Этому способствует фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий), неопределенность поступающей информации (ее противоречивость: неясно, какой из них можно доверять), неопределенность моральных к социальных норм — все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься:

    1. пытаясь переосмыслить ситуацию;
    2. осуществляя поиск новых целей, либо;
    3. уходя в регрессивные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

    «Самый тяжелый вид неопределенности — неопределенность окончания неопределенности».

    Одним из направлений социально-психологического воздействия является воздействие на эмоциональное состояние, настроение человека, что приводит к изменению и поведения. Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого»: если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности («как было плохо до того, как. »), увидев прошлую жизнь в черном свете, — происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем, и создаются «розовые иллюзии» на будущее. В нашей стране этот прием применялся неоднократно. Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием «канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, видя рост возмущения и недовольства людей действиями правителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей, но выступали «козлами отпущения» или громоотводом, позволяющим отвести гнев толпы от правителей в нужное требуемое направление для самого правителя. Поисками «виноватых стрелочников» до сих пор решают аналогичные задачи воздействия на людей.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц. В каждой группе существуют свои групповые нормы, которые определяют, регулируют поведение членов группы и группы в целом. Чтобы изменить поведение группы, необходимо оказать воздействие и изменить ее групповые нормы. Активное воздействие на групповые нормы может осуществить лидер, либо этого можно достичь через включение группы в иную деятельность. От чего зависит сопротивление? Оно зависит:

    1. от уровня групповой сплоченности;
    2. от фиксирования на содержании прежних групповых норм и новых требований;
    3. от степени расхождения групповых норм с содержанием внедряемых установок и норм.

    Чем выше все эти факторы выражены, тем сильнее сопротивление. Включив группу в циклическую деятельность требуемого направления и характера, создаются объективные условия необходимости изменения групповых установок, норм, причем, когда все внимание сконцентрировано на выполнении деятельности, «затушевывается», «зашумляется» факт выработки новых установок и норм, а если имеется «зашумление», то прежние установки не актуализируются, а постепенно стираются. Влиять на групповую сплоченность можно через:

    [1]

    1. осознание группой своей социальной роли или своего отличия от других групп;
    2. использование групповых символов, знаков, девизов — поскольку факторы идентификации кого-то с категорией «свой» создают условия роста групповой сплоченности;
    3. создание, формирование «мы-чувства»: когда человек чувствует себя внутри группы, происходит идентификация себя с определенной группой, что делает человека особо чувствительным к психологическому воздействию. Этот эффект «мы-чувства» используют политики, играя в «простонародность», принимая манеры поведения в группе, характерные для нее (через слова, интонации, одежду, культурные нормы).

    Источники


    1. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.

    2. Зберовский Андрей Викторович Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью / Зберовский Андрей Викторович. — М.: Поликом, 2015. — 511 c.

    3. Зберовский Андрей Викторович Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью / Зберовский Андрей Викторович. — М.: Поликом, 2015. — 511 c.
    4. Татьяна Розина Как выйти замуж за иностранца / Татьяна Розина. — М.: Алетейя, Историческая книга, 2015. — 232 c.
    Психологические методы и приемы влияния на людей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here