Психологический климат

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психологический климат" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Психологический климат

Мы рады приветствовать Вас!

Предлагаем Вам стать участником

комплексного учебно-консультационного проекта:

Стратегии достижения успеха и значимых бизнес-результатов

Проект реализуется в двух основных направлениях:

Участники проекта могут повысить компетентность

в вопросах эффективного применения

современных психотехнологий и действенных методов управления,

которые позволяют достигать значимые личные и профессиональные цели

Психологический климат

Социальный

Имеет отношение к специфике взаимодействия сотрудников в организации, задается особенностями социальных связей между ними, включая неофициальные отношения.

Социально-психологический климат определяется преимущественно межличностными отношениями в коллективе, создающими стойкие групповые настроения

Моральный

[1]

Имеет отношение к установленным правилам и нормам организации, а также уровнем удовлетворенности сотрудников трудом.

Морально-психологический климат — определяется общей удовлетворенностью сотрудников условиями труда и самой деятельностью

Глубинный


Прошлый опыт сложившегося взаимодействия членов коллектива, отражающийся в их устойчивых взаимоотношениях и удовлетворенности работой

Поверхностный (динамический)

Психологическая атмосфера в коллективе, актуальное настроение сотрудников

Группы факторов

Факторы

Общественно-политические и экономические факторы

• общественно-политическая ситуация в стране;

• экономическая ситуация и уровень жизни населения;

• уровень бытового, медицинского и правового обслуживания;

• этнические факторы — наличие межэтнических конфликтов

Правовые и функциональные факторы

• уровень и качество правового обеспечения деятельности — достаточность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность;

• соответствие правовых актов требованиям профессиональной деятельности;

• уровень материально-технического обеспечения профессиональной деятельности;

• санитарно-гигиенические условия деятельности в организации

Организационно-деятельностные факторы

• оптимальность режима труда и отдыха;

• удовлетворенность сотрудников непосредственными результатами труда;

• удовлетворенность сотрудников уровнем материального и морального вознаграждения;

• прозрачная кадровая политика — наличие системы назначения на должности и продвижения сотрудников по службе

Управленческие факторы

• соответствие стиля руководства характеру решаемых задач, компетентности сотрудников и уровню развития коллектива;

• наличие должностных инструкций, корпоративных регламентов и стандартов, грамотно структурирующих деятельность;

• эффективная система планирования и контроля деятельности;

• удовлетворенность сотрудников системой распределения обязанностей, системой поощрения и наказания

Социальные факторы

• степень социально-психологической совместимости сотрудников;

• уровень развития коллектива;

• характер формальных и неформальных связей и отношений сотрудников в коллективе;

• согласованность формального и неформального лидерства

Благоприятный психологический климат

Неблагоприятный психологический климат

В коллективе преобладает деловое, творческое настроение в течение рабочего дня, бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении

В организации преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатия людей друг к другу

Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности.

Членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.

В отношениях преобладают одобрение и поддержка, высказывается добрая конструктивная критика

Отношения строятся на принципах конкуренции и подавления, сотрудники проявляют отрицательное отношение к более близкому общению друг с другом и нежелание участвовать в общих корпоративных мероприятиях (праздниках, совместных поздравлениях юбиляров и т.п.).

В коллективе принято распространение слухов и сплетен друг о друге, критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов

В коллективе хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными.

Существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, принято поддерживать слабых, выступать в их защиту, помогать новичкам

Проявляются скрытая критика руководителя и обсуждение его указаний в «кулуарах», отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях.

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», проявляются элементы мобинга (неявного выдавливания сотрудника из коллектива), равнодушное или агрессивное отношение к новичкам

Сотрудники организации активны, полны энергии, быстро откликаются, проявляется взаимопомощь и взаимовыручка сотрудников, готовность «прикрыть» коллегу при необходимости

Члены организации инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело — каждый думает только о своих интересах и не стремится добиваться общих высоких показателей в труде

Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов организации, в случаях успеха сотрудники испытывают чувство гордости за коллег и свою организацию, неудачи переживаются как собственные

Успехи коллег оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть, неудачи не находят эмоционального отклика у ее членов или вызывают злорадство

В отношениях между структурными подразделениями внутри организации (участками, отделами, бригадами и т.п.) или между микрогруппами внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание и сотрудничество

В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, которые отказываются от участия в совместных делах

Низкая текучесть кадров.

Сотрудники отказываются переводиться в другие подразделения на равнозначные, а порой и вышестоящие должности

Высокая текучесть кадров, частые переходы сотрудников в другие подразделения на равнозначные должности

В трудные для организации времена происходит сплочение и эмоциональное единение коллектива («один — за всех, и все — за одного»)

В трудные для организации времена в коллективе возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты, значительно повышается текучесть кадров

Благоприятный, здоровый

[2]

• в коллективе сформировано активное ядро коллектива;

• наблюдается гармоничный баланс делового и эмоционального компонентов межличностного восприятия и взаимодействия;

• отсутствуют явные и скрытые, негативные настроения по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;

• маловероятны тяжелые конфликтные ситуации в коллективе;

• сотрудники в целом удовлетворены своей профессией, условиями и результатами деятельности, взаимоотношениями между коллегами

В основном благоприятный

• в коллективе сформировано активное ядро коллектива, частично уравновешены процессы делового и эмоционального взаимодействия сотрудников, что в обычных ситуациях позволяет коллективу достаточно успешно и надежно выполнять возложенные на него обязанности;

• социально-психологического ресурса коллектива может быть недостаточно для длительного функционирования в напряженных или критических ситуациях;

• в этих условиях возможны проявления имеющихся невыраженных противоречий между сложившимися деловыми и эмоциональными отношениями

Противоречивый, неустойчивый

В данных коллективах сохраняется или наметилась неустойчивая обстановка в сфере межличностных отношений как между коллегами, так и с руководством. Это может отражаться на надежности и эффективности работы коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцировать конфликты.

Такая ситуация складывается в результате воздействия следующих факторов:

Читайте так же:  Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей советы психолога

• не сформированы положительные отношения в коллективе, общественное мнение и ядро коллектива;

• вероятно разделение коллектива на явные или скрытые подгруппы, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;

• руководитель упускает из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания подчиненных;

• стиль руководства недостаточно гибок, так как не всегда адекватен уровням развития коллектива и профессионализма сотрудников и учитывает главным образом только объективные показатели дела

Неблагоприятный

В коллективе наблюдается крайне неблагополучная обстановка в межличностных отношениях как между сотрудниками, так и с руководством. Это может неблагоприятно отражаться на надежности и эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности коллектива, особенно в напряженных ситуациях, провоцировать межличностные конфликты и срывы в работе, а также приводить к стабильной неудовлетворенности работников трудом, высокой заболеваемости сотрудников и текучести кадров. Такая картина может быть обусловлена следующими факторами:

• нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности;

• сотрудники не удовлетворены системой распределения обязанностей и ролей, в том числе между формальными и неформальными лидерами;

• стиль руководства неадекватен характеру решаемых задач, компетентности сотрудников и уровню развития коллектива и учитывает преимущественно только формальную сторону дела;

• в коллективе имеются явные и скрытые группировки и микрогруппы, крайне негативно настроенные друг к другу, руководству или его распоряжениям;

• сотрудники не удовлетворены условиями и результатами деятельности, системой материального и морального поощрения

Понятие психологического климата

Читайте также:

  1. B. Понятие должностного лица
  2. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  3. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  4. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  5. I. Понятие гос. службы.
  6. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  7. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  8. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  9. I.Понятие и значение конституционного контроля
  10. II. Этические принципы психологического консультирования
  11. V Понятие звуковой культуры речи, причины неправильного произношения у детей.
  12. V понятие права

Формирование здорового психологического климата в коллективе – одна из важнейших задач руководства. Совершенствование психологического климата в коллективе обеспечивает реализацию творческого потенциала сотрудников организации, создание условий для полнокровной и счастливой жизнедеятельности каждого члена организации. Психологический климат в коллективе рассматривается исследователями в контексте таких понятий, как духовная атмосфера, эмоциональный настрой, стиль и окраска общения, которые, в конце концов, определяют отношение членов коллектива друг к другу, к работе, происходящим событиям. В социальной психологии психологический климат определяется как качественная сторона межличностных отношений, способствующая или препятствующая продуктивности совместной деятельности членов коллектива и всестороннему развитию каждого человека[1].

В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений психологического климата (Петровский А.В, Волков И.П., Кузьмин Е.С., Новиков В.В., Ольшанский В.Б., Парыгин Б.Д., Платонов К.К., Шепель В.М., Шерковин Ю.А. и др.) Ниже представлены определения психологического климата, данные различными учеными – социологами, психологами и специалистами в сфере управления.

По определению Шепеля В.М., психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей[2].

По мнению Платонова К.К., психологический климат – это важнейший компонент психологической атмосферы в группе. Кроме него в психологическую атмосферу входят цветовой климат, создаваемый цветовой гаммой окружающего (в частности, цветом помещения и аппаратуры), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но так называемой функциональной музыкой[3].

Машков В.Н. определяет психологический климат как суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях[4].

Чернышов А.С. утверждал, что психологический климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида, и несомненно, зависит от общего состояния окружающих его людей[5].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Естественно, что влияние психологической атмосферы на личность может быть двояким – как стимулирующим, так и тормозящим, подавляющим творческую инициативу, активность и энергию. Одним из более очевидных проявлений благоприятной атмосферы, способствующей продуктивности совместной деятельности, является внимание, расположение, симпатия человека к человеку. Другим свойством здорового климата коллектива является настроение духовного подъема, жизнерадостности.

Здоровый психологический климат – один из важнейших факторов успешной жизнедеятельности человека. В тех случаях, когда в коллективах недооценивается роль тех или иных факторов, благоприятно влияющих на психологический климат, может сложиться нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений, в конфликтах между членами коллектива. Человек, оказавшийся втянутым в конфликт, остро и болезненно переживает возникшую ситуацию, а особенно разлаженность своих отношений с другими. Кроме того, даже когда и конфликтуют двое, то отвлекаются от работы многие на выяснение причин и преодоление противоречий[6].

Психологический климат трудового коллектива — это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Межличностные отношения обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основывается общение людей. Совместная деятельность любой организации связана с решением определенной задачи (производственной, научной, коммерческой) и наличием у ее участников единой цели.

Основными показателями психологического климата трудового коллектива являются:

— стремление к сохранению целостности группы,

— контактность и открытость,

Рассмотрим сущность этих показателей.

Сплоченность — один из объединяющих процессов в организации, характеризующих степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов. Следует отметить, что сплоченность выступает и как условие формирования психологического климата, и как показатель состояния климата.

Ответственность — контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В организациях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Читайте так же:  Почему ребенок скрипит зубами во сне

Контактность и открытость — определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.

Психологический климат в организации во многом зависит от уровня совместимости и сработанности членов группы. Совместимость и сработанность определяют степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Эффективно работающая группа — группа психологически целостная. Совместно выполняя задания, решая проблемы, люди вырабатывают специфические, только для этой группы присущие способы регуляции познавательных и эмоциональных процессов, стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. В таких коллективах между людьми происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется набор индивидуальных возможностей, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. На определенном этапе взаимодействия сотрудников коллектив может добиться оптимальной совместимости и сработанности.

На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что определений психологического климата насчитывается много. Однако, важно подчеркнуть, что психологический климат является фактором, через который преломляется, опосредуется любая деятельность коллектива. При этом преобладающий настрой людей определяет не только меру включенности каждого в деятельность, но и характер ее направленности, ее эффективность. Также особенности психологического климата в организации влияют на производственные и социально-психологические процессы.

Дата добавления: 2015-05-08 ; Просмотров: 634 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психологический климат

Особое значение для успешного осуществления семейного воспитания имеет социально-психологический климат семьи, отражающий состояние ее психологии. Складываясь в процессе непосредственного общения и взаимоотношений членов семьи, являясь результатом взаимодействия их потребностей, интересов, установок, привычек, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, эмоций и чувств, социально-психологический климат представляет собой более или менее устойчивое образование нравственно-психологического порядка и выступает интегральным показателем уровня развития семьи как социально-психологической общности. Социально-психологический климат — одно из важнейших условий функционирования семьи. Он не только накладывает своеобразный отпечаток на семейную жизнь и на ее участников, но и образует духовную среду, в которой развертывается семейное воспитание.

Семейный климат складывается на базе нравственно-эмоционального контакта, а также духовной и социально-психо- логической совместимости супругов, родителей и детей. Их рассмотрение позволяет раскрыть воспитательное значение социально-психологического климата, исследовать механизмы его воздействия на выбор определенного стиля семейного воспитания.

Понятие «социально-психологический климат» появилось в научном языке сравнительно недавно наряду с такими интегральными понятиями, характеризующими групповые эффекты совместных форм жизнедеятельности людей, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и др., которые получили широкое распространение в современной науке и практике.

До сих пор в литературе состояние социально-психологического климата оценивается в двух крайних позициях — благоприятный и неблагоприятный, благополучный и неблагополучный.

Благоприятный (благополучный) социально-психологический климат — это доверие, высокая требовательность друг к другу, доброжелательная (конструктивная) критика, стойкое удовлетворение потребностей супругов во всех областях супружеского взаимодействия, стабильность эмоциональных отношений, обеспечение условий для благополучия и личностного развития, что создает благоприятный социально-психо- логический уровень адаптированное™. Низкий уровень адаптированное™ определяется частичной удовлетворенностью отдельными сторонами и явлениями супружеской жизни, рассогласованностью при реализации некоторых функций в семье, частичным удовлетворением значимых потребностей супругов, но позитивным отношением к браку в целом.

Неблагоприятный социально-психологический климат оценивается по следующим параметрам: значительная неудовлетворенность партнеров одной из сторон супружеского взаимодействия, отсутствие психологической поддержки партнеров, высокий уровень конфликтности деструктивного характера, негативная установка одного из супругов на устранение семьи.

У башкир и татар в обоих случаях не используются методы воспитания — ни похвала, ни наказание, родители предоставляют ребенку полную свободу деятельности, с любовью относятся к ребенку и строят позитивные отношения с окружающими людьми. Однако в семьях у башкир ребенка приучают действовать на основе глубокой интериоризации нравственных ценностей, в то время как у татар главным является соблюдение принятых правил поведения. При подсчете отличия эмпирического распределения с теоретическим по критерию их оказалось, что среди русских семей с благоприятным климатом преобладает состязательный стиль, у башкир — сочувствующий стиль, у татар — рассудительный стиль семейного воспитания.

Социально-психологический климат

Социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности, выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в организации или коллективе. Такой настрой сотрудников причинно обусловлен внутриорганизационными, внутрисистемными факторами и относительно нейтрален по отношению к внесистемным влияниям (формам проведения досуга, семейным и бытовым факторам и т.д.).

Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Межличностные отношения – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает В.В. Бойко, предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе.

Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально – психологического климата в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.

Исходя из выше изложенного, была поставлена цель, выявить взаимосвязь между взаимоотношениями в коллективе и удовлетворенностью работой.
Каждый производственный коллектив – это, сложный живой социальный организм, обладающий многими, только ему присущими свойствами. Он имеет свою биографию. Свой стиль деятельности, свои традиции, а также свои конвенциальные нормы, свою социально-демографическую, профессионально-квалификационную, организационную и психологическую структуры, свой психологический статус, «характер», потребности, социально-психологический климат и т.п., то есть все то, что составляет его, и только его, общественную психологию.

Читайте так же:  Психологическая помощь при деменции больным и их родственникам

В процессе совместной трудовой деятельности членам первичного коллектива необходимо вступать в контакты друг с другом с целью координации своей деятельности. При этом важная роль отводится психологической совместимости.

Психологическая совместимость определяется как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанная на их оптимальном сочетании, что при комплектовании групп для целей той или иной деятельности необходимо учитывать не только индивидуальные психологические качества каждого человека, но и возможные эффекты, вызванные соединением данных людей. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Роль психологически совместимых коллективов важна во всех без исключения сферах совместной человеческой деятельности. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда. В соответствии с данными исследований Н.Н. Обозова, отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости:

1) результаты деятельности;

2) эмоционально-энергетические затраты ее участников;

3) их удовлетворенность этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую совместимости.

Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности.

Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации. При решении различных производственных задач люди ведут себя по-разному. Выделяют четыре следующих типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива. Для интегральной характеристики производственного коллектива в последнее время все чаще используется понятие «социально-психологический климат».

Понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат» и т.п. широко используются в отечественной научной литературе. Применительно к производству иногда говорят о производственном климате коллектива. В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В последнее время в них акцентируется внимание на связях «климата» с окружающей социально-предметной средой.

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Психологический климат – это психологический настрой в коллективе, формирующийся под воздействием специфической для данного коллектива совокупности социально-экономических и психологических факторов.

Психологический климат – от греч. Mima (klimatos) – наклон) – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.

Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи общества, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.

Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности приняты в данном коллективе.

Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Целесообразно отметить, что среди основных факторов психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Считается также, что психологический климат – это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга (социальные связи), а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач (связи задач).

Часто суть психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:

– состоянию коллективного сознания;

– отражению особенностей взаимодействия людей;

– эмоционально-психологическому настрою группы;

– настроению группы; состоянию группы;

– психологическому единству членов группы;

– взаимоотношениям в группах и коллективах и др.

В отечественной психологии существует три основных подхода к пониманию природы психологического климата

Сторонники первого подхода (Е.С. Кузьмин, К.К. Платонов) рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под психологическим климатом, считает Е.С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива, т.е. психологический климат, отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Сторонники второго подхода (А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат понимается как настроение группы людей.

Наиболее популярен третий подход, который позволяет анализировать психологический климат через особенности взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом, поскольку при этом складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.

По мнению К.К. Платонова и Г.Г. Голубева, социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой.

Читайте так же:  Пустые воспоминания о царстве морфея почему человеку не снятся сны

В социально-психологическом климате Б.Д. Парыгин видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. Под духовной или психологической атмосферой, он подразумевает «специфическое психическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения». Атмосфера здесь понимается как неустойчивая, постоянно изменяющаяся сторона коллективного сознания. В соответствии с этим понятие социально-психологического климата обозначает у Б.Д. Парыгина «не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты».

Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны:

1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан,

2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и

3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. Также он считает, что влияние эмоциональной атмосферы коллектива на личность может быть двоякое: стимулирующее или тормозящее, то есть подавляющее творческую инициативу, активность и энергию человека.

Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон. Первая сторона психологическая, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы, Вторая – социально-психологическая, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования, как самостоятельного объединения людей.

Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полнофункциональное, социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.

социально-психологический климат – это психологический настрой в группе или коллективе – это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого – объективной жизнедеятельности данного коллектива, при этом необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него.

Психологический климат (стр. 1 из 6)

1. Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы

1.1. Личность и коллектив

1.2 Влияние учителя начальной школы на психологический климат класса

2. Изучение психологического климата класса у младших школьников и старших подростков

2.1 Методики исследования психологического климата в школьном коллективе

2.2 Формирование благоприятного психологического климата класса

Список использованной литературы

Выбор темы курсовой работы обусловлен следующими факторами.

Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” в соответствии с подмеченным еще К. Марксом “зеркальным” эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентации и объекте поклонения.

[3]

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.

Почти в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера», «агрессивная аура» и т.п.

Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе — одно из важнейших условий развития личности школьника. На мой взгляд, тема исследования психологического климата в детском коллективе весьма актуальна.

В современной психологической науке под социально-психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) — наклон) понимается качественная сторонамежличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

По результатам исследований, проводимых в течение 10 последних лет, только в 4% школьных классов климат может быть назван безусловно благоприятным. Наиболее часто встречаются классы с противоречивым, неустойчивым климатом (58% обследованных групп), неблагоприятный климат был зафиксирован в 16% школьных классов, умеренно благоприятный — в 22% случаев. Острота проблемы формирования климата в современной школе очевидна.

Оптимальное управление социально-психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Читайте так же:  Как начать встречаться с девушкой

Целью работы является изучение психологического климата в раннем подростковом и в старшем подростковом возрасте на примере 5 и 10 классов общеобразовательной школы № 44 г.Севастополя.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи :

1. Дать определение социально-психологическому климату группы;

2. Выявить влияние психологических характеристик учителя на психологический климат класса;

3. Подобрать методики, позволяющие исследовать психологический климат детского коллектива.

Работа написана на основе изучения работ исследователей и социальных психологов, изучавших проблемы взаимоотношения личности и коллектива, а также климата группы: А.С. Макаренко, Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца, Г.М. Андреевой и др.

1. Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы

1.1 Личность и коллектив

В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.

Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л.Н. Толстой в своё время назвал этот феномен «духом» школы. Особый «дух» есть у каждой семьи, производственной группы, педагогического коллектива, школьного класса. Был особый дух и в коллективе, руководимом А.С. Макаренко. Педагог создал в детском учреждении тот особый климат, который, казалось, сам воспитывал, во всяком случае, способствовал формированию цельных характеров, ярких личностей, квалифицированных специалистов, воспитанных людей. Не случайно В.В. Кумарин, глубокий исследователь и пропагандист опыта Макаренко, заметил: «Если бы вместо довольно унылой — особенно в части народного образования — модели Грефа мы взяли бы модель Макаренко, Россия уже через пару-тройку лет твёрдо стояла бы на собственном сверхпрочном экономическом и культурном фундаменте и на равных дружила бы с «золотой семёркой» [8:С.21].

Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.

Особый интерес вызывают идеи А.С. Макаренко, которые содержат в себе много подсказок для современных учителей. Сами понятия «стиль» и «тон» в работах А.С. Макаренко однозначно не определены, но в различных статьях мы находим многочисленные пояснения, которые дают возможность говорить о том, что под «стилем и тоном» коллектива автор понимал общее направление, характер культивируемых в коллективе отношений. «Практика (каждого отдельного коллектива) — это то, что я называю стилем работы», — писал А.С.Макаренко [14:С.297]. «Практические, будничные детали каждого сегодняшнего дня», ежедневная практика отношений (курсив мой), в которые включён каждый коммунар, обозначались как стиль и тон коллектива. Именно отношения, их характер описывал А.С. Макаренко, говоря о стиле и тоне. Нормой считался, к примеру, «тон достоинства», «несимпатичным тоном» было жаловаться посторонним, утратой стиля считалось появление пыли и грязи в помещениях и др.

А.С. Макаренко заботили, прежде всего, формирующиеся отношения к различным сторонам действительности. Он опирался на психологию отношений, полагая, что «именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы».

Отношенческий подход позволил сделать новый виток в исследовании сущности психологического климата группы. В современной педагогике под социально-психологическим климатом группы понимается динамическое поле отношений, определяющее самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и характер развития (нравственного, интеллектуального, профессионального и др.) каждого члена группы [15:С.92].«Ведущие» отношения, определяющие характер психологического климата группы, — отношения к человеку, жизни, труду, образованию, к себе, группе, человечеству.

Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым отношениям к человеку. Они могут быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата.

Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др. Эти направления были «подсказаны» А.С. Макаренко. В его лекции «Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе» [14] выделяются те отношения, которые автор считал главными, определяющими стиль коллектива. Во главу угла он ставил бодрость и уверенность в своей жизни. «Мажор, постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, весёлое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность». Исходя из современной трактовки, на первом плане — общее отношение к жизни, которое должно быть свойственно детскому объединению с благоприятным психологическим климатом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Признаком здорового психологического климата по Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив. Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы». Отношение личности к себе увязывалось с особым отношением к своему коллективу, который обозначается как гордость.

Источники


  1. Морозова Елена Диалоги о семье и браке / Морозова Елена. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 159 c.

  2. С.В. Петрушин Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2006. — 144 c.

  3. Лазарус Арнольд Мифы о браке / Лазарус Арнольд. — М.: Будущее Земли, 2008. — 992 c.
  4. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.
Психологический климат
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here