Психологическое время

Сегодня мы рассмотрим тему: "Психологическое время" с полным писанием проблематики. Мы собрали самые интересные сведения по теме и постарались их систематизировать и привести в удобный для чтения вид.

Психологическое время

На социально-психологическом уровне происходит отражение социального времени, специфичное для различных социальных общностей, культурно-исторических условий. В историческом масштабе очень важны закономерности осознания личностью исторического прошлого и будущего, а также взаимосвязь этого осознания с собственным прошлым и будущим, возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни в разных ее формах: вера в бессмертие души или понимание своей роли и места в развитии человечества.

Последнее тесно связано с понятием психологического времени, т. е. отражения в психическом мире человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Что же включает в себя психологическое время:

оценку последовательности и скорости протекания различных событий жизни;

переживания сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени;

принадлежность событий жизни к настоящему и удаленность в прошлое или будущее;

осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни.

Психологическое время не прямо отражает хронологию протекания событий в жизни человека, а определяется сложной системой взаимообусловленных межсобытийных связей типа «причина — следствие», «цель средство»; изменениями, происходящими в психическом пространстве человека.

Поговорим немного об осознании возраста, о психологическом времени личности. Понятие «возраст» многопланово. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст очень тесно связан с понятием психологического времени и прежде всего с тем, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.

Мариэтта Шагинян писала: «Я была молода в свои восемьдесят пять лет. Я была так молода, что казалась сама себе моложе прежних двадцати лет». Некоторым молодым людям это высказывание кажется очень странным. Но на самом деле существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. Так, в процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40) и люди старшего возраста (от 40 до 60). Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется, и также, с переоценкой возраста, он воспринимает других. Девушка, которая не вышла замуж в 23 года, считает себя старой девой, а 30-летних и подавно стариками.

После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте.

Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:

измеряется по «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуальности;

в некоторых пределах обратим, т.е. человек может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого;

может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности человека (в личной жизни, в деловой сфере);

может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды.

Возрастные кризисы — это как бы «поворотные пункты», психологические переломы на жизненном пути человека. В каком же хронологическом возрасте возможны эти переломы?

В детстве — 6-7 лет; у подростков — 12-14 лет; у юношей — 18-19 лет, 25-26 лет. А далее переломы наступают каждое десятилетие — 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5 лет. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетие и строит планы на будущее. Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько велико расхождение между целями, задумками, планами, поставленными в молодости, и тем, как они реализованы. Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожитую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.

М. Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, который попал в автомобильную катастрофу — ему рассекли верхнюю губу и сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии больного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождавшего его друга: «Сколько ему лет?» Тот ответил: «40 или 50, какая разница?» Женщина-врач сказала: «Если 40 — будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».

Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре пальца (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, но моральное потрясение оказалось сильным.

Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом — он не мог забыть слова хирурга о пятидесятилетних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая грубой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека осталась у него надолго.

[1]

На протяжении своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость. Каждый возрастной период имеет свои особенности (они достаточно подробно описаны в литературе)*. Нам бы хотелось остановиться только на некоторых проблемах.

* Cм.: Рыбалко Е. Ф. Возрастная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

В творческой профессиональной деятельности выделяются несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.

Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт — возраст 50-60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

Человек как индивидуальность, личность развивается постоянно, хотя некоторые психофизиологические функции подвержены процессу старения: зрение, слух, непроизвольная память и внимание, время реакции.

Любому человеку обязательно надо знать психологические особенности каждого возрастного периода: неустойчивость и максимализм молодежи; высокая работоспособность и профессионализм взрослого человека; повышенная обидчивость, интерес к общению, утомляемость людей старшего возраста.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

Читайте так же:  Как помириться и вернуть любимого человека на расстоянии

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Время, стресс и суета. Психология времени

Стресс и лихорадочная суета — печальные реалии нашей жизни. Нас не покидает ощущение, что время стремительно улетает куда-то, и ко многим медленно, но верно возвращается потребность в большем покое и отдохновении.

Время — роскошь?

Время летит, и мы мчимся вместе с ним. Мы оказались заложниками безумной гонки, живем наперегонки друг с другом. В экономике скорость и ускорение считаются важными факторами конкуренции, и особенно ярко это проявляется в микроэлектронной промышленности. Период полураспада знаний все сокращается, новые продукты наводняют рынок со все более короткими циклами, сменяя предыдущее поколение.

В своем эссе «Реминисценции об избытке» немецкий писатель Ганс Магнус Энценсбергер первым называет то, от чего все зависит: «Время. Это самый важный из всех предметов роскоши. Как ни парадоксально, но именно управленческая элита принадлежит к числу тех, кто меньше всего может свободно распоряжаться временем собственной жизни. И это главным образом не количественный вопрос, хотя многие из этого слоя работают до 80 часов в неделю; скорее, их порабощают многочисленные обязательства. От них ожидают, чтобы они всегда были готовы дать совет и действовать. Хотя в остальном они связаны своим расписанием встреч, которое составлено на годы вперед».

Карусель крутится все быстрее и быстрее — и при этом решающим неминуемо остается качество. Поэтому автомобильной индустрии приходится проводить дорогостоящие акции, например, отзывая уже раскупленные автомобили, в которых выявились производственные дефекты.

Все новые модели

«Много времени и денег можно было бы сэкономить, если бы предприятия умели ждать», — считает мюнхенский историк Карлхейнц Гейслер, Плохо, когда фирмы из-за излишней спешки перегоняют сами себя и когда их новые модели рядом с новейшими выглядят старыми. Иногда покупатели оставляют без внимания целое поколение изделий, чтобы не тратить время на чтение очередной инструкции по эксплуатации.

Роскошью времени мы, как правило, вообще не наслаждаемся — отчего страдают люди и природа. Так, комиссия бундестага «Защита человека и окружающей среды» напоминает, что при вмешательстве в природу человеческие масштабы времени должны соотноситься с масштабами времени в природе, например, надо учитывать, как долго длятся процессы разложения отходов или сколько времени требуется экосистеме для регенерации.

Ускорение, как модный наркотик и символ высокого положения в обществе, утратило свою популярность после крушения так называемой «новой экономики». Согласно недавним опросам, почти половина европейцев ощущают угрозу из-за ускорения темпов жизни, особенно из-за нарастания потока информации по телевидению и в Интернете. Поэтому неудивительно, что именно сегодня, в эпоху электронной почты и СМС, снова входят в моду написанные от руки письма.

Время как предмет наслаждения

Растет тоска по всему настоящему. Все большей популярностью у жителей больших городов пользуются региональные сельскохозяйственные рынки. Расширяется движение «слоуфуд» («медленного питания»), возникшее в 1980-гг. в Италии. Под логотипом улитки оно собирает гурманов и критиков глобализации, которые совершенно сознательно находят время для наслаждения. Из движения «слоуфуд» появился в 1999 году союз городов «Читтаслоу». В буквальном переводе это означает «медленный город», однако немецкий координатор этого движения Мануэла Силлиус из Нюрнберга объясняет: «Имеется в виду город, в котором хорошо жить». «Читтаслоу» ориентируется на общины, в которых меньше 50 ООО жителей. Город Херсбрукк во Франконии уже стал членом этого союза, который в Италии включает 80 населенных пунктов; за ним последуют Вальд-кирх из южной части Бадена и баварский городок Шварценбрукк.

«Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы мы становились умнее, лучше, зрелее, совершеннее. Время — это мир, а война — не что иное как дикая трата времени, бегство из времени, совершенное из-за бессмысленного нетерпения». (Томас Манн к Эмилю Бельцнеру, 1950)

Меньше стрессов

К более эффективному распределению свободных часов стремится и «Бюро времени», расположенное в г. Бремен. Оно занимается разумной координацией повседневного ритма жизни. Гизела Хюльсберген из этого бюро объясняет: «Мы хотим снизить потери времени, чтобы сохранить его. Мы хотим изгнать из нашей жизни спешку и стресс, чтобы у нас появилось больше свободного времени». Так, «Бюро времени» основало транспортную биржу, в которой граждане, общественные объединения и транспортные предприятия добиваются согласования расписаний железных дорог и автобусов.

Сегодня на многих дорогах возможна только медленная езда. Пробки стали каждодневным явлением. Современное общество вынуждено признать, что оно не в силах справляться с этой непродуктивной и нервной ситуацией.

Впрочем, кажущаяся быстрота не всегда полезна, считает Карл-хейнц Гейслер. Полезно то, «что щадит людей и природу, что снимает нагрузки и способствует социальному согласию». Скорость как фактор конкуренции раздражает всех. Сказка о зайце и еже учит, что те, кто мечется от одной цели к другой, быстро умирают, а хорошо живут те, кто не одинок и кто может спокойно поразмыслить.

«Бюро времени» помимо семинаров по менеджменту времени проводит также занятия для всех, кому грозит опасность сильного стресса: в качестве радикального лечения предлагаются три «медленных дня», в течение которых участники выполняют все обычные движения в замедленном темпе, как медитативное упражнение.

Уважать индивидуальные особенности

Ученый Фриц Рехейс сетует в своей книге «Продуктивность медлительности», что капиталистическая система хозяйствования захватывает все больше сфер жизни, навязывая ей собственную логику, которая далека от разумного подхода. Взять, к примеру, угрожающее состояние, в котором оказались экологические системы большинства стран. «Системы обладают собственным временем, — пишет он. — Собственное время системы — это время, которое требуется для того, чтобы после вмешательства извне данная система снова собственными силами вернулась к равновесию». К пострадавшим экосистемам принадлежит не только природная окружающая среда; человеческое тело как экологическая система может развиваться лишь в том случае, когда уважаются его индивидуальные особенности. Высокие цифры травматизма у рабочих, которые трудятся посменно, говорят о многом.

Близится конфликт?

Петер Глотц, изучающий проблемы межличностного общения, опасается «конфликта между ускорением и замедлением», т.е. между большей частью общества (их две трети), верхушку которой образуют специалисты по обработке информации, и меньшинством (одна треть), неспособным к конкуренции, — безработными и добровольными аутсайдерами. По мнению австрийского философа Питера Хейнтеля, эта борьба уже в полном разгаре: «Тех, кто всего лишь немного медлительнее остальных и не владеет новыми технологиями, уже сегодня считают умственно неполноценными».

В конце книги «Медлительность» писатель Милан Кундера делает вывод: «Наша эпоха продала душу дьяволу — скорости, поэтому она и забывает себя так быстро».

Подготовлено по материалам «Ридерс Дайджест»

Содержание:

Найдено 5 определений термина ВРЕМЯ

а) различие между ПЕРВИЧНЫМИ и ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ делается частично на основе того, что первичные процессы не учитывают категории времени, тогда как вторичные их учитывают. Поскольку, согласно некоторым теориям, происхождение чувства времени возникает в результате осознания на собственном опыте задержки между желанием и УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, предрасположенность к исполнению желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ ), присущая первичным процессам, отрицает время, тогда как адаптивные устремления (см. АДАПТАЦИЯ ) вторичных процессов ведут к открытию времени.

Читайте так же:  Сенситивный период

б) Теория ПАМЯТИ Фрейда предполагает, что все переживания прошлого представлены в настоящем и способны оказывать влияние на настоящее,

в) Все определения понятия САМОСТИ и чувства ИДЕНТИЧНОСТИ неизбежно учитывают время. По поводу философии времени см. Whitrow (1961).

1) психофизический — поиск механизмов отражения психического топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени;

2) психофизиологический — исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации «биологического» времени на динамику процессов психических;

3) социально-психологический — рассмотрение особенностей отражения человеком «социальною» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях;

4) личностно-психологический — изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три масштаба исследования времени:

1) масштаб ситуативный -; в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в масштабе биографическом;

2) масштаб биографический — ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп социальных;

3) масштаб исторический — здесь исследования времени направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы такого осознания — усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время психологическое).

Причина того, что мы вникаем в эту проблему, заключается в том, что эта реляционная точка зрения является именно тем способом, которым психологи, возможно, не осознавая этого, рассуждают о времени, и единственным, хотя бы условно удовлетворительным, способом понимания психологического переживания времени, длительности, продления и различных коннотаций слов, таких как прошлый, настоящий, будущий, сейчас, потом и т.д. Проще говоря, с психологической точки зрения, с временем всегда имеют дело релятивистически; время характеризуется и феноменологически переживается как события, происходящие относительно других событий. См. в этом контексте психологическое время, социальное время. 2. Для тех, кто находит вышеупомянутое непоказательным, вполне будет достаточно думать о времени как об интервале между началом и окончанием чего-то, как об измеряемом некоторым произвольно избранным маркирующим прибором, таким как секундомер, календарь и т.д.

Классический психоанализ основывался на признании в психике человека двух не сводящихся друг к другу систем сознания и бессознательного. Каждая из них характеризовалась своими собственными процессами. Время рассматривалось З. Фрейдом в качестве одного из отличительных признаков сознательных и бессознательных процессов. Сознательные процессы протекают во времени. Бессознательные процессы не соотносятся со временем, поскольку «бессознательное находится вообще без времени». Так, в сновидениях, являющихся «королевской дорогой к бессознательному», различные сюжеты часто не связаны между собой ни во времени, ни в пространстве. Прошлое, настоящее и будущее легко замещают друг друга. Бессознательные процессы, по словам основателя психоанализа, «не распределены во временной последовательности, с течением времени не меняются, вообще не имеют никакого отношения ко времени».

Подобный взгляд на безвременность бессознательного, занимающего большую часть человеческой психики по сравнению с сознанием, может поставить под вопрос не только обыденные представления о времени, но и философские концепции времени. Во всяком случае З. Фрейд писал о том, что в свете психоаналитического понимания безвременности бессознательного могут быть пересмотрены идеи немецкого философа И. Канта об априорных, то есть существующих независимо от опыта и предшествующих ему, формах пространства и времени.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К теоретическим проблемам времени относится также представление З. Фрейда о том, что существует интервал между возникновением болезни в настоящем и ее глубинными истоками, уходящими корнями в прошлое. В соответствии с этим представлением причины невротических заболеваний следует искать в том периоде времени, когда могли иметь место наиболее сильные детские переживания, вызванные различного рода реальными событиями или фантазиями.

Проблема времени имеет важное значение и для клинической практики. Она включает в себя три аспекта: точное время прихода пациента к психоаналитику, частоту и длительность психоаналитического сеанса, продолжительность лечения больного. З. Фрейд считал, что соблюдение определенных условий относительно времени существенно для всех трех аспектов.

Назначение точного часа визита к психоаналитику имеет принципиальное значение. Пациент отвечает за отведенное ему время, даже если не использует его. Стремление пациентов перенести очередной сеанс психоаналитического лечения на другое время, опаздывание или забывание времени визита к психоаналитику – это чаще всего уловки больных, пытающихся сохранить свою болезнь с целью получения определенной выгоды от нее.

Длительность психоаналитического сеанса обычно ограничивается одним академическим часом (45–50 минут), а их частота зависит от состояния больного. З. Фрейд исходил из того, что психоаналитические сеансы должны быть ежедневно, при легких случаях или продолжительном, хорошо налаженном лечении – три раза в неделю. Пропуски сеансов, перерыв в лечении затрудняют психоаналитическую работу и не способствуют лечению больного.

Что касается длительности лечения психоаналитическими методами, то речь идет о продолжительном времени – полугодии или нескольких годах. Можно понять пациентов, желающих за два-три сеанса освободиться от невротического расстройства. Можно понять тех, кто рассматривает длительное психоаналитическое лечение через призму «вымогательства» денег у больных. Однако, подчеркивал З. Фрейд, желательному сокращению психоаналитического лечения мешает безвременность бессознательных процессов и медленное осуществление душевных изменений. Ограничение во времени «не приносит пользы ни врачу, ни пациенту».

Не все психоаналитики разделяли выдвинутые З. Фрейдом представления о времени. Ж. Лакан (1901–1981) ввел новацию – короткий психоаналитический сеанс. Он не только сократил продолжительность психоаналитического сеанса, но и изменил представление о времени как факторе понимания языка бессознательного.

В классическом психоанализе безвременность бессознательного в теоретическом плане подчинялась логике психоаналитического сеанса в клинической практике, строго фиксированного во времени и ограниченного одним часом. В структурном психоанализе Ж. Лакана психоаналитик структурирует время и готов в любой момент прервать речь пациента, не давая ему возможности собраться с мыслями и не оставляя времени для осмысления сложившейся ситуации. Пациент оказывается вне времени, так как стоит ему перейти к изложению чего-то важного, как психоаналитик прерывает его, говоря о том, что сеанс закончен. Ж. Лакан полагал, что свободные ассоциации имеют место уже не столько в процессе самого психоаналитического сеанса, сколько в промежутках между различными сеансами. Речь пациента по необходимости структурируется, становится более короткой, афористичной, открывая тем самым простор для аналитической работы.

Читайте так же:  Негативные проявления эмоциональной депривации у ребенка

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ

Психологическое время

[2]

В психологии человека существует объективное, измеряемое время протекания психических явлений. Это время простой сенсомоторной реакции со своей структурой (латентный и двигательный компоненты), время мыслительного решения задачи от постановки вопроса до нахождения ответа. Есть определённость психических состояний и свойств во времени. Психика как свойство мозга имеет объективные временные параметры в виде скорости, ритмов, темпа, последовательности фаз психических процессов. Во многом это зависит от свойств нервной системы и типа темперамента.

Объективное психологическое время существует и как время психического индивидуального развития с последовательностью фаз и закономерной их длительностью. Возрастные особенности психики первично зависят от количества прожитых лет, фазы жизни — топологии времени. Психологический возраст может не совпадать с биологическим и хронологическим (паспортным). Так что в один и тот же момент один и тот же человек может состоять в разных возрастах, и половозрелость, например, может сочетаться с умственной и личностной инфантильностью.

Наряду с объективным психологическим временем существует и субъективное, т. е. субъективное отражение временных характеристик материальных процессов в природе, обществе и самом человеке. Это, во-первых, непосредственное ощущение и восприятие временных интервалов типа отмеривания и оценивания сравнительно с эталоном. Психология исследует способность человека ориентироваться во времени, находит её зависимость от свойств индивида, его сенсорной организации и темперамента. С другой стороны выяснились зависимости оценки времени от заполненности интервалов. Незаполненные отрезки времени воспринимаются более длительными, насыщенные событиями и впечатлениями — короткими. Но в памяти всё наоборот: заполненные интервалы времени вспоминаются как длинные, а незаполненные, скучные, кажутся короткими.

Ориентация человека во времени зависит от знаний о нём и отражается не только непосредственно в восприятии и ощущениях, но и в мышлении. Благодаря мышлению мы имеем представление о глубине исторического и геологического времени (история Земли), можем думать о бесконечности времени Вселенной и философски соотносить свою жизнь с историей человечества и вечностью. Таким образом, субъективное время — отражение и ориентация в объективном времени — обеспечивается психическими процессами, начиная от ощущений и кончая мышлением.

В ЭТОМ круге явлений нас будет особо интересовать субъективное личностное время, или психологическое время личности как отражение в сознании личности её жизненного пути во времени. Конкретная форма представленности субъективного психологического времени личности названа Б.Г.Ананьевым субъективной картиной жизненного пути (СКЖП) (См. гл. 6).

В терминах времени личность осознаёт свою жизнедеятельность на жизненном пути. При этом она устанавливает связи между событиями жизни, в том числе причинно-целевые, причинно-следственные. Е.И.Головаха и А.А.Кроник, известные исследователи времени личности, определяют его как форму переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути (2, 213). В СКЖП отражаются случившиеся события и обстоятельства жизни, но также находит своё выражение жизненная программа личности, устремленная в будущее, построенная на основе осознания личностью событий и обстоятельств, их влияния на её жизненные планы (3).

Отражение времени жизни имеет явный аксиологический аспект: человек дорожит временем жизни, хочет успеть воплотиться в делах и вкусить все радости бытия. Ценность времени осознаётся в контексте жизненного пути, что влечёт за собой появление практического отношения к времени: временем не только дорожат, им пытаются овладеть, организуя особым образом свою жизнедеятельность. Поэтому в психологии существует точка зрения, согласно которой личностное время — это психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления жизнедеятельности через определённый способ жизни (4, 5).

Отражение, ценностное отношение и управление временем жизни — необходимые функции субъекта жизнедеятельности. Для их осуществления в трех временных модальностях у человека существуют способности памяти о прошлом, восприятия настоящего и воображения, направленного в будущее. Но все три временные модальности поддаются осмыслению в процессах биографического мышления. Оно интегрирует воспоминания, восприятие и воображение, вовлекая в свой поток образы настоящего, прошедшего и будущего. Именно посредством биографического мышления личность определяет свои жизненные выборы, а значит, судьбу.

Психологическое время.

В физике время самая простая величина. Простое сложение и вычитание временных отрезков позволяет решать не очень сложные задачи на движение. Движение определяется как изменение. Человек подвержен изменениям на протяжении всей своей жизни. Можно ли сказать, что он куда-то, постоянно, продвигается и можно ли время человека измерять простым сложением?

Измерение – сравнение какой-то величины с эталоном. При измерении линейных величин качество измеряемого объекта не меняется в процессе измерения. Линейка-стол. Измерение температуры связано с изменением энергии. Если приложить ртутный или спиртовой термометр к объекту, то часть энергии объекта передается жидкости в термометре, меняя ее характеристики. Ртуть или спирт увеличиваются или уменьшаются в объеме, в зависимости от степени нагретости тела. Происходит энергетический обмен. Какая из двух моделей пригодна для аналогии измерения вашего времени?

Время качественная характеристика материального мира. Тело человека инструмент, которым он пользуется в земной жизни, часть материального мира. Как все материальные объекты тело человека подвержено износу, старению. Зависит ли это только от времени?

Опыт. По сути, весь опыт человека можно свести к двум категориям. Опасно. Неопасно. Опасно запоминается для дальнейшего узнавания и реакций, способствующих самосохранению. Например, избеганием. Неопасно не заслуживает внимания, потому что не угрожает выживанию. Происходит обучение фокусировке внимания на негативе и фиксации на негативных или сильных эмоциях.

Негативные эмоции детства, нерешенные ситуации. Во взрослом состоянии, снова столкнувшись с такими вызовами жизни, человек буквально возвращается в тот возраст, и весь накопленный опыт оказывается бесполезным перед памятью, которая запечатлела этот момент. Время, прошедшее с момента актуализировавшейся травмы до сиюминутности, обнуляется. Чтобы пройти этот ограничитель, нужно буквально вернуться в тот момент времени и переписать его заново, заменив существующую копию в памяти, новой информацией.

Помните, какими длинными были дни в детстве? Все было новым, ярким, вызывающим сильные спонтанные эмоции. Месяц и год воспринимались как вечность. Похоже на простое сложение. Ребенок активно меняется, движется во всех смыслах.

Чем старше становится человек и чем больше его жизнь регламентируют социальные обязательства и нормы, тем парадоксальней становится восприятие времени. Пропадает активная фокусировка внимания, для экономичности включаются многочисленные стереотипы, не свои смыслы и отключаются эмоции.

Бесконечно длинные дни складываются в быстро пролетевшие недели. Дни, воспринимаемые как промелькнувшие, в ретроспективном просмотре дают ощущение, гораздо большее по восприятию, чем обычное календарное время.

В чем парадокс? В личностной значимости и эмоциональной включенности в события жизни. В настоящем моменте времени действует функция внимания. В ретроспективном просмотре событий включается память. Стереотипное и скучное, требующее волевых усилий для удержания внимания, при вспоминании оказывается пустотой. Временем потраченным зря. Личностно значимое, активное по вложению ресурсов и эмоциональной включенности, фиксируется в памяти с большим количеством подробностей. При вспоминании дает эффект растяжения времени.

Читайте так же:  О моей жизни, о борьбе с болезнью, о боге и о счастье

Как видите, хронометраж в психологическом времени величина формальная.

Психологическое время

Наиболее очевидное обстоятельство состоит в том, что в экспериментах посредством часовых механизмов измеряются длительности, единицами которых признаются секунды. Именно длительности присутствуют в уравнениях. Но что такое длительность? Количественная мера от зарождения процесса до некоторого достигнутого им состояния. От чего она зависит? На этот вопрос наиболее уверенный ответ дают физики: время может замедлять или ускорять свой ход в зависимости от некоторых динамических факторов, прежде всего, сил. Разумеется, этот ответ относится к физическим длительностям. Тем не менее он проливает определенный свет на всю проблему времени.

[3]

Следующий замысловатый вопрос касается правомерности называть совокупность длительностей временем. На наш взгляд, такая акция способна привести к путанице. Создается впечатление, что наряду с длительностями в состав времени входит еще нечто. В действительности же весь мир времени – это длительности процессов, и только.

Еще один проблемный вопрос касается сомнений в существовании времени. Часто рассуждают так: прошлого уже нет, будущее еще не наступило, т.е. его тоже нет, а настоящее – это всего лишь граница, отделяющая прошлое от будущего. Оба они нереальны, а следовательно, не существует и настоящего. Это рассуждение лишь на первый взгляд представляется остроумным. По своей сути оно ошибочно. Все процессы относятся к трем классам. Те процессы, которые начались, но не закончились, называются настоящим. Измеряемые длительности являются их признаками. Процессы, которые закончились, относятся к прошлому. Процессы, которые еще не начались, составляют будущее. Что же касается шкалы времени, на которой граница между прошлым и будущим обозначается точкой, то она является искусственным математическим концептом, который достаточен для представления любых длительностей. Неверно указанную математическую точку считать настоящим.

На шкале времени настоящее должно изображаться в виде некоторого интервала.

Следует отметить, что психологи подобно ученым иной специализации пытаются осмыслить представленную в предыдущем абзаце ситуацию. В связи с этим особое внимание привлекла попытка основателя функциональной психологии У. Джеймса. Рассматривая сознание как некоторый поток, он ввел представление о кажущемся настоящем (от англ, specious present) [2] – небольшом воспринимаемом интервале времени. Правильнее было бы говорить о тех наименьших интервалах времени, которые различает тот или иной человек.

Много недоумений вызывает необратимость («стрела») времени. Все длительности реальных процессов нарастают, они не могут сначала возрастать, а затем уменьшаться. Если находится процесс, который необратим, то часто именно его делают ответственным за «стрелу» времени. Например, широко распространено убеждение, что согласно второму началу термодинамики система движется к состоянию равновесия с наибольшей вероятностью. И вот эта направленность процессов как раз и определяет необратимость физического времени. На наш взгляд, это представление является ошибочным. Необратимость длительности имеет место постольку, поскольку история некоторого явления не может пойти вспять. Маятник повторяет свои движения «туда – сюда», но длительность его колебаний неуклонно возрастает. Любой процесс необратим, о чем как раз и свидетельствует его длительность.

После сделанных разъяснений по поводу природы физического времени пора обратиться непосредственно к психологическому времени. Две эти формы времени ни в коем случае не должны отождествляться друг с другом. Для начала отметим, что, конечно же, физическое время воспринимается субъектом по-разному. Об этом изящно сказал С. Я. Маршак: «Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его. Бывают у него застои, но иногда оно течет ненагруженное, пустое, часов и дней напрасный счет. Пусть равномерны промежутки, что разделяют наши сутки, но, положив их на весы, находим краткие минутки и очень долгие часы».

Психологическому восприятию физического времени посвящено множество исследований. Хорошо известно, что оно зависит от многочисленных особенностей той или иной личности [3] . Безусловно, трудно переоценить актуальность знания о восприятии физического времени. Но в методологическом отношении более интересным является вопрос о реальности не психологического восприятия физического времени, а самого психологического времени.

С различной оценкой природных реалий люди встречаются на каждом шагу. Например, некто огорчается по поводу своей избыточной массы, измеряемой в килограммах. Но никто не считает, что в отличие от физической есть еще и психологическая масса. Масса – категория физики. А относительно времени такой ясности нет. Психологические явления не массивны, но они процессуальны. Резонно ожидать, что психологическим процессам присущи особые, не физические, а психологические длительности. Если это так, то они должны измеряться в особых единицах, не в секундах и годах. Но, как ни странно, психологи часто стремятся физические единицы времени считать не только физическими, но и психологическими характеристиками.

Весьма показательно в этом отношении понятие психологического возраста [4] . Он определяется личностью исходя из своей самооценки, т.е. является ее интраиндивидуальной оценкой. Так, две 40-летние женщины могут называть различные величины своего психологического возраста. Одна чувствует себя на 35, а другая – на 38 лет. Важно, что различие, существующее между ними, получает не только качественную, но и количественную оценку, впрочем, в физических единицах времени. До известной степени они считаются относительными. Об идентичности личности судят в первую очередь по тому, насколько и в какую сторону отличается ее психологический возраст от хронологического. В отличие от хронологического психологический возраст может не только возрастать, но и уменьшаться (т.е. происходит отказ от необратимости времени). Психологический возраст считается психологической характеристикой, но определяется в физических единицах времени. Та же методология используется, например, при определении интеллектуального возраста личности, в том числе его ближайшей зоны развития.

На наш взгляд, психологическая эквилибристика с единицами физического времени малопродуктивна. По своей исходной природе физические длительности в принципе не способны выразить специфику психологических явлений. Ниже мы предложим способ представления не физических, а психологических длительностей.

Выводы

  • 1. В своей жизнедеятельности человек «нагружает» физические длительности психологическим содержанием, т.е. рассматривает их в качестве символов психологических ценностей.
  • 2. Физические длительности не являются адекватными характеристиками психологических процессов. Такими характеристиками могут быть только психологические длительности.

ВРЕМЯ — в психологии — предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты коего:

1) психофизический — поиск механизмов отражения психического топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени;

2) психофизиологический — исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации «биологического» времени на динамику процессов психических;

3) социально‑психологический — рассмотрение особенностей отражения человеком «социальною» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно‑исторических условиях;

4) личностно‑психологический — изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три масштаба исследования времени:

1) масштаб ситуативный ‑; в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в масштабе биографическом;

Читайте так же:  Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением

2) масштаб биографический — ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп социальных;

3) масштаб исторический — здесь исследования времени направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы такого осознания — усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время психологическое).

ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ — образное отражение таких характеристик явлений и процессов внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира участвуют различные анализаторы, из коих самую важную роль при точном различении промежутков времени играют ощущения кинестетические и слуховые. Индивидуальное восприятие длительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, совершаемой в это время, и от состояний эмоциональных, порождаемых в ходе деятельности.

ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ: НАРУШЕНИЕ (нарушения восприятия времени) — потеря способности к временной ориентировке. Различаются:

1) общее дезориентирование во времени — обусловленное нарушением сознания при локальных поражениях мозга головного и при заболеваниях психических;

2) более частное — проявляемое как затруднения правильной оценки относительно коротких интервалов времени (секунд, минут) при поражении височных отделов мозга головного (преимущественно — полушария правого), связанных с синдромом расстройств работы анализатора слухового; а также при стрессе, длительной депривации сенсорной, алкогольном опьянении.

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Содержит:

1) оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее;

2) переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени;

3) осознание возраста, этапов возрастных — детства, молодости, зрелости, старости;

4) представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, всего человечества. В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и экспериментальному изучению времени психологического:

1) согласно квантовой концепции, существуют разномасштабные субъективные кванты времени — от миллисекунд до десятилетий, кои обусловливают различные переживания времени (например, оценки одновременности, выделение настоящего психологического);

2) с позиций событийной концепции особенности времени психологического зависят от количества и интенсивности происходящих событий — изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека. В рамках квантового и событийного подходов не решен ряд фундаментальных проблем:

1) возможность обратимости и многомерности времени психологического;

2) возможность нелинейной последовательности прошлого психологического, настоящего психологического и будущего психологического;

3) единицы возрастной категоризации. Эти трудности преодолеваются причинно‑целевой концепцией, согласно коей время психологическое отражает не просто хронологические интервалы и события сами по себе, а сложную систему взаимно обусловленных межсобытийных связей типа причина‑следствие, цель‑средство.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — временной интервал между предъявлением раздражителя — некоего сигнала (оптического, акустического, тактильного и пр.) — и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления некоего сигнала («реакция обнаружения»), обычно составляет около 0.2 сек. Для более сложных задач, как выделение одного из нескольких возможных сигналов («реакция различения») или выбор одного из нескольких ответов («реакция выбора»), оно увеличивается. Посредством регистрации времени реакции производится также хронометрирование процессов решения задач, например, рассуждения по аналогии или понимания фразы. Время реакции зависит от вида сигнала, характера задачи, типа ответа, направленности внимания, установки, психического состояния испытуемого, а также от его более устойчивых индивидуальных особенностей. Для раздражителей различной модальности время реакции различно: самая быстрая реакция реализуется в ответ на раздражители слуховые, самая медленная — на обонятельные, вкусовые и температурные. Минимальное время реакции у здорового взрослого человека приблизительно равно 100 мс. Оно существенно зависит от сложности задачи, решаемой при опознании раздражителя.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (англ. reaction time, RT) интервал с момента предъявления к.-л. раздражителя до нач. ответной, обычно двигательной, реакции. Син. Латентный период.

Постановка задачи измерения В. р. привела к созданию различных вариантов хронометрического метода исследования познавательных процессов. В большинстве исследований В. р. задается в соответствии со словесной инструкцией и носит, т. о., произвольный характер.

В. р. на раздражители различной модальности различно. Самое короткое В. р. получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное — на световые и самое длинное — на обонятельные, вкусовые и температурные. В. р. еще более зависит от сложности решаемой испытуемым задачи. Временем простой реакции называется В. р. на появление любого раздражителя, на каждый из которых требуется осуществлять одно и то же движение, напр. нажатие на электрический ключ. Более продолжительное В. р. получается при сложных реакциях, когда на одни раздражители требуется реагировать движением, а на др. — воздерживаться от движений (реакция простого выбора; она же называется реакцией различения) или на разные раздражители реагировать несколькими различными движениями (реакции сложного выбора). Самое короткое В. р. у здорового взрослого человека приближается к 100 мс. У детей и у пожилых людей В. р. несколько продолжительнее, чем у взрослых лиц молодого и среднего возраста. См. также Закон Дондерса, Закон Хика.

ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ — промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти м. б. восстановлен и использован для дальнейшей переработки или воспроизведения (см. Память сенсорная, Память первичная).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Источники


  1. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 262 c.

  2. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.

  3. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 2016. — 631 c.
  4. Робинсон, Джонатан Любовь без конфликтов / Джонатан Робинсон. — М.: Центрполиграф, 2013. — 224 c.
Психологическое время
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here